Психологическое знание в условиях капитализма приобрело особую функцию, очень сильно отличающуюся от той, что стоит за словами «Познай самого себя» и служащей делу избавления от иллюзий и предрассудков, решению различного рода проблем, а также всестороннему развитию и освобождению человека.
Психология при капитализме зачастую не только не способствует разрушению иллюзий и познанию, но сама активно включается в процесс "мифотворчества" и мистификации, играя роль одного из инструментов в процессах манипуляции людьми и социального контроля. Очень многие психологи (и психотерапевты, психоаналитики) механически воспроизводят современные мифологемы, угодные господствующему капиталистическому дискурсу, забыв или просто не зная об исторической обусловленности всякого знания (а нередко и о научном мышлении) - о некоей "неизменной природе человека", о "душе", о внеисторических сторонах "человеческой природы" (которые всегда оказываются кровно нужны для поддержания имеющейся системы), о "врожденной склонности к конкуренции" и о ее пользе для самого человека и общества, также воспеваются индивидуализм и эгоизм и т.п., отказываясь от критического рассмотрения всего этого.
А ведь еще А.Д. Леонтьев писал: "Подобно высмеянному Марксом святому Санчо, наивно полагавшему, что ударом стали мы высекаем огонь, хранящийся в камне, психолог-метафизик думает, что психика извлекается из самого субъекта, из его головы. Как и Санчо, он не подозревает, что огненные частички отделяются не от камня, а от стали и, главное, что все дело – в раскаляющем эти частички взаимодействии камня и стали."
Для ряда психотерапевтических школ и психоанализа характерно большое внимание к детскому опыту и внутрисемейным проблемам, но при этом опять-таки игнорируется социально-экономическая среда с ее постоянными проблемами и противоречиями. Современная психология практически начинает служить существующему социально-экономическому порядку, какое бы противоречивое и патогенное воздействие на психику и на отношения между людьми он не оказывал. Психология, по сути, поддерживает и подкрепляет социальную эксплуатацию, скрывая ее, помогая эксплуатации быть неявной.
В какой-то мере психология даже симулирует социальную эксплуатацию, предлагая эксплуататорам все новые техники по управлению персоналом, мотивации сотрудников и достижения успеха. Эксплуатируемым психология "помогает" приспосабливаться к эксплуатации, принимая ее как "естественный порядок вещей", а потом предлагает помощь в лечении психосоматики, которая является прямым следствием ломки человеком самого себя ради "адаптации". А ведь психология обладает огромным потенциалом для анализа всех вышеназванных проблем.
Психология может помочь понять то, чем является навязчивое стремление к успеху и к манипуляции, например. Более того, ряд психологов и психотерапевтов уже давно говорили о необходимости развития психологического знания в этом направлении и работали в нем, подвергая критики психологический мейнстрим.Накоплен определенный багаж критического знания и мы надеемся его существенно развить и дополнить. С этой целью и создана группа "Психологи против капитализма (и не психологи).
Человеческая психика - социальна, она обусловлена сложными общественно-историческими и политическими условиями и одновременно влияет на них. Признание погруженности человека в социально-историческую ситуацию приводит к пониманию нашей тотальной зависимости от существующих дискурсов, идеологий, экономических отношений, политики, социо-культурной среды в целом. "Тотальная зависимость" - не повод для фатализма и пессимизма. Напротив, максимально полное и бескомпромиссное исследование реальных условий нашего существования дает нам веские поводы для оптимизма, ибо именно критическая работа человеческой мысли открывает возможности для разоблачения иллюзий и открывает пути по решению проблем и изменению условий нашей жизни, а также психологической трансформации человека.
Концепция «политического бессознательного», основанная на фрейдо-марксизме и постструктурализме (третьей составляющей нам видится архетипическая психология Дж.Хиллмана; сюда также имеет смысл добавить некоторые наиболее глубокие социологические теории, например, концепцию габитуса П. Бурдье) определяет всю историю человечества, как коллективное повествование, связывающее прошлое с настоящим. Это повествование характеризуется такой фундаментальной темой: «коллективной борьбой, цель которой - вырвать царство Свободы из оков царства Необходимости».
При знании принципов функционирования политического бессознательного, усилия некоторого коллектива уже могут принести весьма значительные плоды. И здесь именно психологи, то есть те, кто взаимодействуют с человеческими душами, могут стать ключевыми фигурами в создании контрдоминант – реально расшатывающих доминанту Системы. И в этом смысле мы можем говорить о роли психологии и психотерапии, не только в частных задачах исцеления отдельных страждущих людей (которая остается необходимой, никто не призывает бросить это дело, переключаясь на нечто более глобальное), но это самое глобальное будет осуществляться параллельно, и для этого нужно, по сути немного – занять гражданскую позицию.
Приглашаем всех к участию и дискуссиям.
Владислав Лебедько, Алексей Шеленков
|
|