"Они ничему не научились и ничего не забыли" - строчка из письма 1796 года адмирала де Пана к известному журналисту времен Великой французской революции Малле дю Пану. Несколькими словами адмирал вывернул нутро французским роялистам, мечтающим о реставрации монархии после прихода к власти Директории.
Это выражение (ошибочно приписываемое Талейрану) пережило второе рождение после реставрации Бурбонов на французском престоле. И как поразительно ясен смысл этих слов для меня, наблюдающего реставрацию либералов от буржуазии, которые заправляли Россией с февраля по октябрь 1917.
Реинкарнация этих недобитых кадетов и октябристов, словно из небытия вынырнувших и превратившихся в современных министров и единороссов, заставляет задуматься о дальнейших путях развития социально-общественного конфликта в России. При этом надо учитывать качественно-разные предпосылки появления во власти прошлых и нынешних социал-дарвинистов.
В феврале 1917 года они пришли к власти на волне разложения сословно-монархического общества, пнув как трухлявый пень неспособный и выродившийся бюрократический аппарат монархии. Пришли на волне неразрешимого в рамках периферийного капитализма вопроса о земле, затрагивающего восемьдесят пять процентов населения страны. И что-же? Отказавшись, фактически, решать земельный вопрос ( и попутно многие другие ), также без боя, сдали власть единственно способной силе на тот момент, способной взять на себя ответственнось.
Не так на мой взгляд обстояло в конце восьмидесятых. Созрев, как паразит, на теле вполне здорового организма, либеральная клика сумела выдавить все здоровое из надстройки и принялась менять под себя и для себя экономический базис общества. Причем нынешние прихватизаторы и не скрывают своих идеологических корней, называя себя последователями русского либерализма. И уже они начинают формировать сознание у ими же обворованных подрастающих поколений.
Сейчас мы наблюдаем все ускоряющийся процесс вызревания того самого периферийного капитализма с его чудовищными диспропорциями, от которого в 1917 году спасли большевики подавляющую часть русского народа. В конце 19-начале 20 вв. сложилась такая ситуация в обществе, при которой сочетание исторического развития и сильного, не остывшего в народе влияния традиции дало укрепление института крестьянской общины как инструмента выживания и противодействия разрушительному влиянию капитализма.
Естественно, что община стала мощнейшим орудием укрепления крестьянства по горизонтали. Крестьяне стали хорошо организованной общественной силой, не готовой идти на компромисс по своему главному вопросу - вопросу о земле. Рабочий класс, немногочисленный в то время, состоял из тех же крестьян, переселившихся в город и по своему традиционному мировоззрению практически совпадал с ними. И именно крестьянство было той силой, которая своим нутром не принимала новый капиталистический уклад, видя в нем разорение и исчезновение себя как такового.
Идея противоборства с капиталистическими отношениями на деревне стала объединительной идеей подавляющего большинства населения страны. В этом суть невозможности победы Февраля над Октябрем (того Февраля над тем Октябрем ).
Сейчас правящая клика, ничуть не меняя своих принципов, тараном, давящим человеческие судьбы, создает те же предпосылки невозможности нормального существования общества, зачастую невозможности просто физического выживания. Сходящие на нет социальные гарантии можно считать декорациями одной из самых махровых разновидностей капитализма, нам навязываемого.
Однако современное общество атомизировано – и это его главное отличие от российского общества столетней давности. Общество не имеет серьезной объединительной идеи противопоставления этому надвигающемуся злу. В этом, я думаю, и секрет достаточно высокого (фантасмагорически высокого для думающего о судьбе своей страны человека ) показателя действующей власти. При этом в ее рядах наблюдается все те же признаки созревшего разложения индивида (человеком назвать язык не поворачивается ), что и у либералов эпохи Временного правительства.
Гений Ленина проявился в том числе в предвидении и осмыслении своеобразия революционной ситуации в России. Это позволило ему переработать учение Маркса, наложить на русские особенности и практически воплотить эти результаты в жизнь. Хотя марксисты (и царь ) были уверены в реакционности и чуть ли не врожденной монархичности крестьянства. В поиске и вычленении этой идеи применительно к сегодняшнему обществу и состоит в ближайшее время одна из задач патриотической оппозиции.
Ближайшее будущее принесет нам очевидное ухудшение экономической ситуации, поэтому социальные конфликты будут проявляться острее. Наблюдать и изучать структуру общества, вычленять протестные группы и искать их объединяющие идеи - первейшие задачи народособирания. Так как к сожалению у русского народа сейчас нет фигуры хоть даже отдаленно сравнимой с Лениным по уровню осмысления всей многогранности происходящего, фигуры, способной синтезировать теорию и практику, необходимо создавать потоки коллективной мысли, объединяя свои усилия. Дорогу осилит идущий.
|
|