Кто владеет информацией,
владеет миром

Важнейшая правда о сталинской экономике!

Опубликовано 02.12.2011 автором П.Краснов в разделе комментариев 153

Важнейшая правда о сталинской экономике!
Наверное, если бы я сам прочитал лет пять-шесть назад такой заголовок, то сразу решил бы, что речь идет о ликвидации предпринимателей, как класса, перевоспитании на Беломорканале, наказаниях в ГУЛАГе и прочем «кошмарении малого бизнеса». Ну, как же может быть иначе - Сталин, строительство социализма, НЭП давно прикрыт, плановое хозяйство - какое тут может быть частное предпринимательство? А оказалось - могло быть.

И очень даже мощно развивалось это предпринимательство при товарище Сталине, пока Хрущев в 1956 году не прикрыл и ликвидировал этот сектор народного хозяйства вместе с приусадебными участками (которые, кстати, при Сталине были до 1 гектара).

Я впервые заинтересовался темой предпринимательства в сталинские времена, когда просматривал многотомное издание документов НКВД периода Великой Отечественной войны. Там был представлен рапорт старшего майора (было такое звание) НКВД о состоянии дел на заводе, выпускающем артиллерийские снаряды. Рапорт чисто статистический, столько-то тысяч готовых снарядов на складах, столько-то тысяч - в процессе производства, материалов для производства снарядов - столько-то, на такой-то период работы. Все понятно, рутинно, но неожиданным было то, кому принадлежит производство - производственной артели! А ведь речь шла о выпуске десятков тысяч снарядов, мощном производстве!

Мое детство прошло в хрущевское время, поэтому отношение к артелям было, как обычно в те времена, пренебрежительное: «Подумаешь, ширпотреб, подумаешь, артель «Красная синька», чепуха какая!». Вот государственное предприятие - это серьезно! А после прочтения этого рапорта начал интересоваться и старался понять - а каким же оно было, советское, сталинское предпринимательство, артельное производство? Первым делом вспомнилось - по прочитанным мемуарам оружейников-конструкторов и производственников - что в осажденном Ленинграде, например, знаменитые автоматы Судаева делались в артелях. А это значит, что артели располагали машинным парком, станками и прессами, сварочным оборудованием, достаточно высокой технологией. Потом начал искать сведения об артелях - и узнал удивительные вещи. Оказалось, что при Сталине предпринимательство - в форме производственных и промысловых артелей - всячески и всемерно поддерживалось. Уже в первой пятилетке был запланирован рост численности членов артелей в 2,6 раза. В самом начале 1941 года Совнарком и ЦК ВКП(б) специальным постановлением «дали по рукам» ретивым начальникам, вмешивающимся в деятельность артелей, подчеркнули обязательную выборность руководства промкооперацией на всех уровнях, на два года предприятия освобождались от большинства налогов и госконтроля над розничным ценообразованием - единственным и обязательным условием было то, что розничные цены не должны были превышать государственные на аналогичную продукцию больше, чем на 10-13% (и это при том, что госпредприятия находились в более сложных условиях: льгот у них не было). А чтобы у чиновников соблазна «прижать» артельщиков не было, государство определило и цены, по которым для артелей предоставлялось сырье, оборудование, места на складах, транспорт, торговые объекты: коррупция была в принципе невозможна. И даже в годы войны для артелей была сохранена половина налоговых льгот, а после войны их было предоставлено больше, чем в 41-м году, особенно артелям инвалидов, которых много стало после войны... В трудные послевоенные годы развитие артелей считалось важнейшей государственной задачей. Я читал воспоминания своего ровесника об отце, руководителе крупной и успешной артели, коммунисте, фронтовике. Ему поручили организовать артель в небольшом поселке, где он жил. Он съездил в райцентр, за день решил все оргвопросы и вернулся домой с несколькими листками документов и печатью новорожденной артели. Вот так, без волокиты и проволочек решались при Сталине вопросы создания нового предприятия. Потом начал собирать друзей-знакомых, решать, что и как будут делать. Оказалось, что у одного есть телега с лошадью - он стал «начальником транспортного цеха». Другой раскопал под развалинами сатуратор - устройство для газирования воды - и собственноручно отремонтировал. Третий мог предоставить в распоряжение артели помещение у себя во дворе. Вот так, с миру по нитке, начинали производство лимонада. Обсудили, договорились о производстве, сбыте, распределении паев - в соответствии со вкладом в общее дело и квалификацией - и приступили к работе. И пошло дело. Через некоторое время леденцы начали делать, потом колбасу, потом консервы научились выпускать - артель росла и развивалась. А через несколько лет ее председатель и орденом за ударный труд был награжден, и на районной доске почета красовался - оказывается, при Сталине не делалась разница между теми, кто трудился на государственных и частных предприятиях, всякий труд был почетен, и в законодательстве о правах, о трудовом стаже и прочем обязательно была формулировка «...или член артели промысловой кооперации».

И какое же наследство оставил стране товарищ Сталин в виде предпринимательского сектора экономики? Было 114000 (сто четырнадцать тысяч!) мастерских и предприятий самых разных направлений - от пищепрома до металлообработки и от ювелирного дела до химической промышленности. На них работало около двух миллионов человек, которые производили почти 6% валовой продукции промышленности СССР, причем артелями и промкооперацией производилось 40% мебели, 70% металлической посуды, более трети всего трикотажа, почти все детские игрушки. В предпринимательском секторе работало около сотни конструкторских бюро, 22 экспериментальных лаборатории и даже два научно-исследовательских института. Более того, в рамках этого сектора действовала своя, негосударственная, пенсионная система! Не говоря уже о том, что артели предоставляли своим членам ссуды на приобретение скота, инструмента и оборудования, строительство жилья.

И артели производили не только простейшие, но такие необходимые в быту вещи - в послевоенные годы в российской глубинке до 40% всех предметов, находящихся в доме (посуда, обувь, мебель и т.д.) было сделано артельщиками. Первые советские ламповые приемники (1930 г.), первые в СССР радиолы (1935 г.), первые телевизоры с электронно-лучевой трубкой (1939 г.) выпускала ленинградская артель «Прогресс-Радио».

Вот как развивалось предпринимательство при Сталине. Предпринимательство настоящее, производительное, а не спекулятивное. Предпринимательство со светлой головой и трудовыми руками, которое открывало полный простор инициативе и творчеству, и которое делало экономику сильнее, шло на пользу стране и народу. Предпринимательство, которое находилось под опекой и защитой государства - о таких реалиях «демократии», как рэкет, «крышевание», коррупция, в сталинские времена и не слыхал никто. И в этих условиях предпринимательство росло и крепло. Ленинградская артель «Столяр-строитель», начав в 1923 году с саней, колес, хомутов и гробов, к 1955 году меняет название на «Радист» - у нее уже крупное производство мебели и радиооборудования. Якутская артель «Металлист», созданная в 1941 году, к середине 50-х располагала мощной заводской производственной базой. Вологодская артель «Красный партизан», начав производство смолы-живицы в 1934 году, к тому же времени производила ее три с половиной тысячи тонн, став крупным производством. Гатчинская артель «Юпитер», с 1924 года выпускавшая галантерейную мелочь, в 1944-м, сразу после освобождения Гатчины делала остро необходимые в разрушенном городе гвозди, замки, фонари, лопаты, к началу 50-х выпускала алюминиевую посуду, стиральные машины, сверлильные станки и прессы. И таких примеров успеха - десятки тысяч.

Сталин и его команда решительно выступали против попыток огосударствить предпринимательский сектор. Во всесоюзной экономической дискуссии в 1951 году Д.Т. Шепилов, А.Н. Косыгин отстаивали и приусадебное хозяйство колхозников, и свободу артельного предпринимательства. Об этом же писал Сталин в своей последней - 1952 года - работе «Экономические проблемы социализма в СССР».

Но Сталин умер, на высший государственный пост пролез хитрый прощелыга, «оттепельщик» Хрущев. Вылил потоки грязи на Сталина, злопамятно припомнил Шепилову его выступления против хрущевских идиотических идеек (старшее поколение помнит хрущевскую формулу «и примкнувший к ним Шепилов»). И за пять лет разорил, растоптал и уничтожил то, что десятками лет заботливо, мудро и последовательно выращивал Сталин. В 1956 году он постановил к 1960-му полностью передать государству все артельные предприятия - исключение составляли только мелкие артели бытового обслуживания, художественных промыслов, и артели инвалидов, причем им запрещалось осуществлять регулярную розничную торговлю своей продукцией. Разгром артельного предпринимательства был жестоким и несправедливым. Упомянутый выше «Радист» стал госзаводом. «Металлист» - Ремонтно-механическим заводом. «Красный партизан» - Канифольным заводом. «Юпитер» превратился в государственный завод «Буревестник». Артельная собственность отчуждалась безвозмездно. Пайщики теряли все взносы, кроме тех, что подлежали возврату по результатам 1956 года. Ссуды, выданные артелями своим членам, зачислялись в доход бюджета. Торговая сеть и предприятия общественного питания в городах отчуждались безвозмездно, в сельской местности за символическую плату.

Не вызывает сомнений справедливая национализация, проведенная после революции - все, что построено народом за века его ограбления и эксплуатации, при мерзкой и несправедливой системе распределения благ, безусловно должно было быть передано тому, кому все это принадлежит по праву - трудовому народу. Все, что нажито спекуляцией, ростовщичеством, обманом, аферами, финансовым или полицейским принуждением - должно быть возвращено народу и использоваться во благо всего народа.

Но собственность артелей, созданная и накопленная в советское время, в полном соответствии со справедливыми законами, собственность материальная, трудовая, не бумажные «ваучеры», «акции» и прочие бумажонки, являющиеся средствами и инструментами обмана и присвоения - собственность в виде станков, машин и помещений, которые зачастую собственноручно строились артельщиками - это собственность честная. Это собственность, которая служит не эксплуатации одного человека другим, а созиданию благ для всех - и ее отнимать, как отнял Хрущев, нельзя.

И сейчас, перед выборами, когда пропагандистская машина демиков беспощадно промывает мозги всем предпринимателям насчет того, что «придут злые сталинисты и все отберут», надо помнить, что именно Сталин сформировал и вырастил великолепно работающую систему предпринимательства - честного, производственного, не спекулятивно-ростовщического. И надежно защитил ее как от злоупотреблений и коррупции чиновников, так и от ростовщического, живущего на проценты, хищного капитала. Не смог только защитить от глупого и злобного Хрущева, горе-реформатора, предтечи нынешнего коррупционного режима, не отправил его вовремя в тот самый ГУЛАГ.

Рейтинг:   4.44,  Голосов: 117
Поделиться
Всего комментариев к статье: 153
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: Re: Re: Никаких преимуществ у артели нет.
Пасюк написал 02.12.2011 11:18
Серго, ты что хочешь народ в стойло загонять? По ниточке чтобы люди ходили? Чтобы жили только так, как предлагал Ленин, Маркс или Энгельс?
*
А вот Федоров создал тоже артель, в которой на основе его патентов мирового уровня людям восстанавливали и восстанавливают зрение.
*
А то, что физик не организуется в артель для изучения нейтрино означает только одно, что это важнейшее направление науки взято под контроль государством и именно государство определяет здесь правила деятельности, ибо это пока еще государственная тайна. Но ничто не мешает тем же физикам создать артель по производству энергогенераторов или важных для науки приборов, которые нужны пока еще в небольшом количестве и когда нет смысла раскручивать массовое производство.
Re: По "Анти-Дюрингу" надо огосударствлять абсоютно все
chvv написал 02.12.2011 11:12
Лжете, согласно "Анти-Дюрингу" надо наоборот огосударствлять АБСОЛЮТНО ВСЕ, любое негосударственное резко тормозит плановую экономику, как песок в смазке.
=========================================================
Тогда почему СССР исчез? Ну хорошо Хонекер прав, возможности разделения, специализации и обще-финансовых возможностей были слабее. Но была и другая сторона - планирование не настолько качественное было и система управления привыкшая жить револьверными методами устарела. Вот сейчас компьютеризация и сети позволяет поднять уровень, но всеравно нужно лет 50 чтобы подойти к полноценному планированию и автоматизации, плюс требуется перевод основной массы людей на научно-инженерский уровень (еще уйма времени). Хватит жить иллюзиями,да и в период иллюзий всеравно жить надо как-то и чем-то.
Не имея возможности абсолютно все управить и настроить нужно давать людям самим находить решения. Да и сброс личных устремлений нужен тем у кого эго чрезмерно. Имели одну партию и одно управление - в результате получили массу жулья в управлении. Дальше хотите продолжать в том же духе?
(без названия)
турандот написал 02.12.2011 11:11
"Вот так, с миру по нитке, начинали производство лимонада."
-
Не пробовал я лимонада той артели, уверен что это был ПРОДУКТ.
А вот лимонад производившийся в г. Чаплыгин в Советское время пробовал, и это тоже был ПРОДУКТ, пил неоднократно и с великим удовольствием.
В самый жаркий день этот сладкий напиток утолял жажду, теперешним всяким "напиткам" место на помойке, после утилизации чтобы не отравлять окружающую среду.
К чему я все это?
А к тому, что тогда любой товар был высококачествен, паленая водка на вокзалах ночью не в счет. За нее люди получали реальные сроки, не как сейчас.
В рашке, после отмены обязательных ГОСТов, находишься в неведении насколько товар хотя бы нейтрален для здоровья, а чаще вреден или ядовит. Про то что он может быть полезен речи уже не идет.
Причем это относится к любому типу товаров, не только пищевым.
Если "государство", в лице власти воров, в этот процес не вмешивается значит оно его возглавило.
Процесс уничтожения населения бывшего СССР идет полным ходом и кто этого понять не хочет тот ВРАГ НАРОДА, как и ворье захватившее власть.
Проснись НАРОД, хватит делать вид что ничего не происходит.
Придите на выборы, хоть дураку ясно что это фарс.
Но, если придет хотя бы 70%, тогда будет создана отправная точка для начала активных действий.
Долой воровскую власть!
Вор должен сидеть в тюрьме!
(без названия)
турандот написал 02.12.2011 11:05
"Вот так, с миру по нитке, начинали производство лимонада."
-
Не пробовал я лимонада той артели, уверен что это был ПРОДУКТ.
А вот лимонад производившийся в г. Чаплыгин в Советское время пробовал, и это тоже был ПРОДУКТ, пил неоднократно и с великим удовольствием.
В самый жаркий день этот сладкий напиток утолял жажду, теперешним всяким "напиткам" место на помойке, после утилизации чтобы не отравлять окружающую среду.
К чему я все это?
А к тому, что тогда любой товар был высококачествен, паленая водка на вокзалах ночью не в счет. За нее люди получали реальные сроки, не как сейчас.
В рашке, после отмены обязательных ГОСТов, находишься в неведении насколько товар хотя бы нейтрален для здоровья, а чаще вреден или ядовит. Про то что он может быть полезен речи уже не идет.
Причем это относится к любому типу товаров, не только пищевым.
Если "государство", в лице власти воров, в этот процес не вмешивается значит оно его возглавило.
Процесс уничтожения населения бывшего СССР идет полным ходом и кто этого понять не хочет тот ВРАГ НАРОДА, как и ворье захватившее власть.
Проснись НАРОД, хватит делать вид что ничего не происходит.
Придите на выборы, хоть дураку ясно что это фарс.
Но, если придет хотя бы 70%, тогда будет создана отправная точка для начала активных действий.
Долой воровскую власть!
Вор должен сидеть!
В исправительных учреждениях, естественно.
Re: Re: Никаких преимуществ у артели нет.
Sergo написал 02.12.2011 10:59
Если люди захотят жить лучше, то уж до эффективности они и сами без нас додумаются.
----
Лучше кого? Лучше другого человека? А с какой стати?
Re: Re: Никаких преимуществ у артели нет.
Sergo написал 02.12.2011 10:56
свободным творчеством масс
----
Какое "свободное творчество масс" может быть в артели? Это вульгарное понимание социалистического общества. Социализм создает УСЛОВИЯ для раскрытия каждым человеком своего созидательного потенциала, предоставляет возможность занять место, наиболее соответствующее талантам и способностям человека. Поэтому физик не организует кооператив по исследованию нейтрино, а занимает место в государственной лаборатории, занимающейся этой проблемой. Вирусолог не в артели вирусологов трудится, а в государственном институте вирусологии. Вот это и есть свободное творчество масс, поскольку мотивы занятия определенным видом трудовой деятельности НЕ ИСКАЖЕНЫ, не подавлены "материальной заинтересованностью", человек полностью СВОБОДЕН в выборе дела своей жизни.
Re: Никаких преимуществ у артели нет.
Пасюк написал 02.12.2011 10:55
Автор статьи и Серго не понимают простой вещи, на которой спотыкаются часто и коммунисты, а тем более троцкисты.
*
Частная собственность - это собственность, позволяющая использовать наемный труд. В артели как правило нет наемного труда.
*
Артель по определению частной собственностью не является, так как в ней каждый трудящийся одновременно является собственником, пайщиком. А значит они сами себя эксплуатируют и сами делят прибавочную стоимость. Поэтому собственность в артели коллективная. Это колхоз, только высокоремесленный, высокотехнологичный, максимально приближенный к заводу или фабрике, основанных на передовой технологии.
*
Колхоз - это коллективное хозяйство, которое еще придется возрождать, чтобы в полной мере дать простор творчеству масс для построения подлинно справедливого общества. Колхоз - это первая, но важнейшая ступень в развитии социалистических технологий. И тот, кто путает колхоз с частным (капиталистическим) предприятием - есть враг каждому, кто хочет построить в России общество социальной справедливости.
*
Когда-то троцкисты назвали крестьян мелкими буржуями. И это тоже была минимум ошибка, максимум преднамеренная ложь. В результате миллионы честных тружеников, использующий только свой труд и труд членов своей семьи (а семья живет по коммунистическому принципу) превратили во врагов Советской власти, ввергли страну в кошмар репрессий. В России как до революции, так и сразу после революции, крестьяне были единственным подлинно свободным классом трудящихся, одной ногой всегда стоящих в социализме. Оставалось помочь им сделать перейти в социализм второй ногой, а вместо этого большевики отрубили крестьянам обе ноги. Хотя Сталин попытался исправить ошибку, но все его труды испортил Хрущев, этот верхогляд и самодур.
*
Так что, не все золото, что блестит, и не все государственное можно назвать социалистическим.
*
Серго, думай, когда пишешь. И помни, что каждое производство - это прежде всего люди, люди и еще раз люди, а потому уже станки, КПД, эффективность... Если люди захотят жить лучше, то уж до эффективности они и сами без нас додумаются.
Есть уже новая мера прибавочной стоимости - выпускаемые деньги.
Волобуев написал 02.12.2011 10:40
Каждому по труду! Вот принцип коммунизма, а не уравниловка. - Sergo (02.12.2011 10:31) 0
Каждому по труду! Вот принцип коммунизма, а не уравниловка.
----
МЕРА труда - ВРЕМЯ, человеко-час. При равной для всех продолжительности рабочего дня и получается, что "по труду", значит ПОРОВНУ.
===========================================
Вот зачем городить прокрустово ложе? А чуть больше или меньше, так отсекать или прибавлять?
Есть уже новая мера прибавочной стоимости - выпускаемые деньги. Вот их и надо отдать народу. А со своим трудом и мерой (оценкой в деньгах) его, народ и сам разберется.
Вы не видите справедливости в доведении народу выпускаемых на его труд теперь денег. Поэтому и выискиваете нежизненные построения. Разберитесь в деньгах и у Вас все пойдет.
Re: Никаких преимуществ у артели нет.
Пасюк написал 02.12.2011 10:33
Основное преимущество артели заключается в том, что она является свободным творчеством масс. И каждый в артели добровольно, согласуя свои планы с другими, реализует свой творческий потенциал так, как позволяет его Сознание, до чего он дорос как Человек и Создатель. Артельщики, несмотря на ошибки и недостатки, сами строят свое будущее. И это главное.
*
А так называемая эффективность должна быть заботой государственных органов управления. И если эти органы управления понимают, что какая-то артель не соответствует требованиям времени, то органы управления обязаны помочь такой артели кадрами, сырьем, средствами производствами, технологиями, знаниями и т.д, не меняя общественного статуса сообщества. И совместно с членами производственной или иной полезной для общества артели по мере развития артели решать вопросы реорганизации артели в государственное предприятие. Совместно, и не против воли артельщиков, а не так. как это делал Хрущев, стуча кулаками по столу, поступая как очередной самодурный монарх, как поступает сегодня Митя, навязывая нам "вечные" и ядовитые лампочки, изменяя расклад часовых поясов или навязывая детское пособие в 70-150 рублей.
Мы обречены до скончания веков жить в новых незолотопаритетных деньгах.
Волобуев написал 02.12.2011 10:33
Опыт СССР очень важен - Alex (02.12.2011 10:14) 0
Sergo : "Не надо постоянно обращаться к опыту Советского Союза."
-------------------------------------------------
Нет, напротив надо возвращаться к опыту СССР, т.к. социализм в 1953 почти построили - оставалось только уничтожить колхозы и деньги, плюс сейчас очень важен опыт "военного коммунизма", который даже ближе подошел к коммунизму, чем сталинская система.
===========================================
И те деньги, которые требовал уничтожить Маркс, уничтожены в 1976 году. Теперь появился новый способ производства, который, по Марксу, решает все, в котором все возрастающий поток выпускаемых товаров идет рядом со все возрастающим потоком выпускаемых денег. И эти потоки не остановить. Мы обречены до скончания веков жить в новых незолотопаритетных деньгах, выпускаемых теперь не на золото, а на общий труд населения страны. И строить коммунизм в этих деньгах, используемых как финансирование строительства коммунизма.
Re: Каждому по труду! Вот принцип коммунизма, а не уравниловка.
Sergo написал 02.12.2011 10:31
Каждому по труду! Вот принцип коммунизма, а не уравниловка.
----
МЕРА труда - ВРЕМЯ, человеко-час. При равной для всех продолжительности рабочего дня и получается, что "по труду", значит ПОРОВНУ.
Каждому по труду! Вот принцип коммунизма, а не уравниловка.
Волобуев написал 02.12.2011 10:26
Какое Вам дело? Люди трудятся и пусть трудятся как хотят и где хотят? - Sergo (02.12.2011 10:16) 0
Социализм в ленинском определении есть "одна контора и одна фабрика с равенством труда и равенством платы". Какие "артели" могут быть внутри фабрики? Какая "торговля" возможна между "цехами" этой "фабрики"? Какая "конкуренция" может быть внутри целого организма? ЗАЧЕМ? Все равно работают и равно получают, независимо от должности, звания, опыта, квалификации, "важности", "ответственности" и т. п.
А все перестроечные словоблудия на тему "вредоносной уравниловки" разных шмелевых, аганбегянов, горбачевых, яковлевых, чубайсов и прочих дураков - В ТОПКУ!
=========================================
Когда Вы заведете собственную голову и перестанете позорить Ленина? Ленин сказал! Через пять минут пересказал бы, если бы был жив. Каждому по труду! Вот принцип коммунизма, а не уравниловка.
Вопрос был и остается один - в финансировании.
Волобуев написал 02.12.2011 10:21
Ла, артель могла состояться. Но серьезное производство было не поднять, если не было поддержки финансированием. А такой поддержки не было почти никогда и нет сейчас. Нет понимания в общественном сознании, что затраченные деньги вернутся сторицей, что на любом производстве выпускаются не только товары и услуги, а и создается возможность для выпуска новых полновесных неинфляционных денег. Выпускаемых денег и тогда в СССР не было видно в бюджете, чтобы они проходили к населению и на предприятия, нет и сейчас. Только тогда эти деньги тратились втихую на нужды государства, а сейчас на взращивание воровской олигархии, разворовывающей выпускаемые деньги прямо в их выпуске. Сегодня в России безналичные деньги выпускаются незаконно частником. А наличка выпускается за наш счет, чтобы эти преступные безналичные деньги могли обналичиваться. Вот в чем беда сегодня - в отсутствии закона о выпуске безналичных денег и их собственнике.
Re: Какое Вам дело? Люди трудятся и пусть трудятся как хотят и где хотят?
Sergo написал 02.12.2011 10:16
Социализм в ленинском определении есть "одна контора и одна фабрика с равенством труда и равенством платы". Какие "артели" могут быть внутри фабрики? Какая "торговля" возможна между "цехами" этой "фабрики"? Какая "конкуренция" может быть внутри целого организма? ЗАЧЕМ? Все равно работают и равно получают, независимо от должности, звания, опыта, квалификации, "важности", "ответственности" и т. п.
А все перестроечные словоблудия на тему "вредоносной уравниловки" разных шмелевых, аганбегянов, горбачевых, яковлевых, чубайсов и прочих дураков - В ТОПКУ!
Опыт СССР очень важен
Alex написал 02.12.2011 10:14
Sergo : "Не надо постоянно обращаться к опыту Советского Союза."
-------------------------------------------------
Нет, напротив надо возвращаться к опыту СССР, т.к. социализм в 1953 почти построили - оставалось только уничтожить колхозы и деньги, плюс сейчас очень важен опыт "военного коммунизма", который даже ближе подошел к коммунизму, чем сталинская система.
Какое Вам дело? Люди трудятся и пусть трудятся как хотят и где хотят?
Волобуев написал 02.12.2011 10:05
Никаких преимуществ у артели нет. - Sergo (02.12.2011 08:09)
Частное предпринимательство ЭКОНОМИЧЕСКИ неэффективно и не сможет выдержать конкуренции с настоящей социалистической плановой экономикой НИ В КАКОЙ сфере. Не надо постоянно обращаться к опыту Советского Союза. Там была имели место системные извращения принципов социализма, примитивное "планирование", сохранялись товарно-денежные отношения, классовость, "элитарность", поэтому всякие "артели" по вязке веников и шитью тапок и могли выживать.
====================================
Зачем Вам конкуренция, Метик? Работайте спокойно в нормальном обществе и зарабатывайте сколько Вам надо.
И чего это нам: "Не надо постоянно обращаться к опыту Советского Союза."? Чтобы снова наступать на те же грабли?
По "Анти-Дюрингу" надо огосударствлять абсоютно все
Alex написал 02.12.2011 10:00
Шайтан : "учитывается сказанное Энгельсом в "Анти-Дюринге": огосударствляться должны ТОЛЬКО те традиционно капиталистические предприятия (в том числе и акц. общества), КОТОРЫЕ УЖЕ ДОРОСЛИ ДО ЭТОГО ОГОСУДАРСТВЛЕНИЯ."
------------------------------------------------------------------------------------
Лжете, согласно "Анти-Дюрингу" надо наоборот огосударствлять АБСОЛЮТНО ВСЕ, любое негосударственное вкрапление резко тормозит плановую экономику, как песок в смазке.
Спасибр автору за умную статью.
ВП написал 02.12.2011 09:40
Я рос в райцентре Белгородской области в послевоенные годы, и помню слово "артель", оно было в ходу. Я знал, что при Сталине артели были распространены, но, конечно, не представлял себе их роль и вес в экономике. Благодаря отличной статье П. Краснова теперь я знаю больше. Ни одной возможности улучшить жизнь советских людей Сталин не упустил!
Re: Не Хрущев, а Молотов
Sergo написал 02.12.2011 09:38
Верно. Производительность труда в частных шарашках в несколько раз ниже, нежели в промышленном производстве. Это очевидно. И Сталин в своей работе "Экономические проблемы социализма в СССР" отчасти предвидел гибельность для социализма сохранения товарного производства. Причем, с одной стороны он оправдывает использование товарно-денежных отношений, распространяет действие закона стоимости на социализм, а с другой стороны предупреждает о негативном влиянии этих отношений на будущее социализма:
"Поэтому задача руководящих органов состоит в том, чтобы своевременно подметить нарастающие противоречия и вовремя принять меры к их преодолению путем приспособления производственных отношений к росту производительных сил. Это касается прежде всего таких экономических явлений, как групповая - колхозная собственность, товарное обращение. Конечно, в настоящее время эти явления с успехом используются нами для развития социалистического хозяйства и они приносят нашему обществу несомненную пользу. Несомненно, что они будут приносить пользу и в ближайшем будущем. Но было бы непростительной слепотой не видеть, что эти явления вместе с тем уже теперь начинают тормозить мощное развитие наших производительных сил, поскольку они создают препятствия для полного охвата всего народного хозяйства, особенно сельского хозяйства, государственным планированием. Не может быть сомнения, что чем дальше, тем больше будут ТОРМОЗИТЬ эти явления дальнейший рост производительных сил нашей страны. Следовательно, задача состоит в том, чтобы ликвидировать эти противоречия путем постепенного превращения колхозной собственности в общенародную собственность и введения продуктообмена - тоже в порядке постепенности - вместо товарного обращения".
Т. е. в 1952 г. (времени написания работы), товарно-денежные отношения уже были анахронизмом, тормозившим развитие производительных сил. Далее, в ответе товарищам Саниной А. В. и Венжеру В. Г., Сталин пишет еще категоричнее:
"Критикуя "хозяйственную коммуну" Дюринга, действующую в условиях товарного обращения, Энгельс в своем "Анти-Дюринге" убедительно доказал, что наличие товарного обращения неминуемо должно привести так называемые "хозяйственные коммуны" Дюринга к возрождению капитализма. Т.т. Санина и Венжер, видимо, не согласны с этим. Тем хуже для них. Ну, а мы, марксисты, исходим из известного марксистского положения о том, что переход от социализма к коммунизму и коммунистический принцип распределения продуктов по потребностям исключают всякий товарный обмен, следовательно, превращение продуктов в товары, а вместе с тем и превращение их в (меновую, S) стоимость".
Re: Re: Хорошая статья, но нужно быть точнее с терминологией
Шайтан написал 02.12.2011 09:19
Статья написана явно бараном, желающим вновь для таких же, как он, "хорошего пастуха". Хотя это симптом: сталинисты УЧИТЫВАЮТ ОПЫТ КИТАЯ и не хотят все поголовно огосударствлять, признают И частную собственность.
*
Это можно только приветствовать. Ибо учитывается сказанное Энгельсом в "Анти-Дюринге": огосударствляться должны ТОЛЬКО те традиционно капиталистические предприятия (в том числе и акц. общества), КОТОРЫЕ УЖЕ ДОРОСЛИ ДО ЭТОГО ОГОСУДАРСТВЛЕНИЯ. С этой точки зрения ненавидимая ОГУЛЬНО приватизация МЕЛОЧИ в виде парикмахерских и под. БЫЛО ПРАВИЛЬНЫМ ДЕЛОМ, было возвращением "на круги своя".
*
Дурость Хрущева заключалась прежде всего в том, что ОН решил: СССР, его граждане ПОГОЛОВНО доросли до коммунизма. Следующая дурость Хрущева и товарищи - мысль, что государственная собственность, огосударствление это и есть коммунизм. Не понял "товарищ", опять же, Энгельса, который тогда же и там же писал: пролетариат берет госвласть и прежде всего огосударствляет ТО ЧТО ДОРОСЛО ДО ЭТОГО. Но далее должно последовать - не по ДЮРИНГИСТУ и "хорошему пастуху" Сталину или по СТАЛИНИСТУ и "плохому пастуху" Хрущеву, а по ДИАЛЕКТИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛИСТУ Энгельсу - обобществление ГОСУДАРСТВЕННОЙ собственности НА ДЕЛЕ, если хотите, КОММУНИЗАЦИЯ государственной собственности. Коммунизация ОДНОВРЕМЕННО и революционная (на др. день) и постепенная, эволюционная.
*
Всей этой ДИАЛЕКТИКИ до сих пор не могут понять желающие "хорошего пастуха" типа Сталина. Вместо момента огосударствления и "артелизации" этим людям необходимо крепко задуматься в теории над КОММУНИЗАЦИЙ производства.
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | >>
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss