Хотя советская социалистическая система была по своей сути на порядок более справедливой, нежели среднестатистическая капиталистическая система, все ж, идеалов в природе не существует и были и в советской системе кой-какие несправедливости.
Например, даже самый захудалый неприкасаемый индиец теоретически имел право поехать в Монако или Лас-Вегас (если, конечно, ему хватит денег на билеты и удастся получить въездную визу), а рядовой советский гражданин такого права все-таки не имел (как минимум требовались какие-то унизительные санкции от парткомов, и только по "соцлагерю"). Понятно, что 99.9% индийцев ни разу в жизни не воспользовались этим своим правом и умерли, ни разу не выезжая из своей провинции. Но, тем не менее, как ни крути, а это все-таки была несправедливость, ограничение прав советских граждан по сравнению с правами самых нищих индийцев-сомалийцев. Пусть даже ты и понимаешь, что у тебя куча других реальных прав, которые даже и не снились рядовому индийцу.
Идем далее. Иностранцы, когда приезжали в СССР (а приезжали в основном из обеспеченных слоев) имели право владеть и расплачиваться иностранной валютой (в специальных магазинах). А рядовой советский человек такого права не имел! Это мало того, что было несправедливо, это было еще и унизительно для советских граждан. Их как бы делали гражданами второго сорта в своей собственной стране - по сравнению с "первосортными" иностранцами.
Советский человек был троцкистским образом насильно лишен (в мирное время) многих, большей частью, формальных буржуазных прав - права владения частной собственностью, права владения иностранной валютой, права открывать счета в западных банках, права свободного выезда за границу, права опубликовать за свои деньги свою книгу... - а зря! При грамотном подходе это ничему бы не противоречило, ни программам ВКП(б)/КПСС, ни Конституциям СССР, ни "Экономическим проблемам социализма в СССР". И осуществить все это, не нарушая функционирования всего народнохозяйственного комплекса СССР, было элементарно просто - просто разрешить все это.
Разрешить, но только там у них, за границей, а не у нас внутри страны. И без всякой помощи и поддержки "там" со стороны нашего государства - только на твой собственный страх и риск.
Такой подход можно, наверное, назвать "внутренним социализмом": Да, в СССР частная собственность запрещена, эксплуатация человека человеком запрещена - но только внутри СССР, - там, где только и действуют советские законы. А если, например, в США частная собственность разрешена, если американцы разрешают себя эксплуатировать, - то и у советского человека должно быть это право - эксплуатировать американцев. Пожалуйста, покупай американские акции или целые предприятия (если конечно найдешь на это деньги), нет проблем, твое право! А вот делать это у нас, эксплуатировать граждан СССР нельзя никому - ни своим, ни иностранцам! Справедливо? По-моему, справедливо.
Другое дело, что мало у кого получится воспользоваться этим правом эксплуатировать американцев - но тут вины государства перед тобой нет. Идем дальше: Самый захудалый сомалиец имеет право владеть иностранной валютой - значит и гражданин СССР тоже должен иметь такое право. Но только не здесь, внутри СССР, а там у них, за границей, - в Сомали или в США - на твой вкус. Хочешь - в ячейках там храни, хочешь - на банковских счетах. Но ввозить валюту внутрь СССР (я уж не говорю про вывозить!) нельзя никому - ни гражданам СССР, ни сомалийцам, ни американцам! Если хочешь ввести сюда валюту - будь добр, поменяй на границе в советском банке на советские рубли по выгодному для государства курсу. Справедливо? По-моему, справедливо.
Автоматически решается проблема "второсортности" советских граждан: иностранцы, въезжая в СССР обязаны поменять на границе в советском госбанке всю свою валюту на рубли и покупать все услуги внутри СССР только за рубли. Пусть будут для них дорогие государственные магазины с деликатесами, будут дорогие государственные отели, где большей частью и будут селиться иностранцы. Но у любого советского гражданина должно быть право, поднакопив советских рублей, поселиться в той же самой гостинице (по той же самой рублевой цене, что и для иностранцев), купить тех же самых деликатесов - без всяких ограничений и без всяких березковых чеков. А вот, кстати, селиться в обычных, дешевых гостиницах, и покупать товары в обычных советских магазинах иностранцам можно было бы и запретить - "извините, господа, эти магазины только для своих, поскольку для своих у нас все по-себестоимости". И тогда бы советские граждане, наоборот, почувствовали, что это они сами - граждане первого сорта, а иностранцы - второго. Хочешь поехать в Монте-Карло по прихоти своей левой ноги - нет проблем, езжай! Если ты, конечно, не делаешь карьеры в государственных, партийных, военных органах и, заранее, при поступлении туда, не дал подписки о том, что ты добровольно отказываешься от этого своего права выезда (а иначе бы тебя не приняли туда). И если тебе дадут въездную визу туда (но это уже не наше дело). Пожалуйста - езжай!
Но только государство ни в чем не обязано помогать тебе в осуществлении этой прихоти твоей левой ноги. Нет у тебя валюты - не наша проблема, не обязаны тебе ничего менять. Хотя, если государство посчитает это возможным, то может и менять на границе рубли на валюту - но по выгодному для государства публичному курсу. Хочешь вывезти какие-нибудь товары для продажи - извини, у нас монополия внешней торговли. Правом ввоза-вывоза товаров для торговли обладает только государство. Челночить нельзя, ни своим, ни иностранцам. Справедливо? По-моему, справедливо.
Получаешь доходы за границей? Нет проблем! Не наше дело, и даже не нужно платить тут у нас никакие налоги с этих доходов. Но если ты хочешь жить тут у нас на эти доходы - будь добр, обменяй эту валюту на границе по установленным государством правилам. И живи сколько хочешь.
Обижаешься, что государство не печатает твои книги? Печатай за границей. Или у нас - но не по государственным, а по коммерческим расценкам, которые в разы выше государственных. И государственные книжные магазины тоже возьмут с тебя не 4%, как с обычных книг, а все 50%, как это примерно и происходит сейчас. Обижаешься, что государство не разрешает тебе выступать с концертами, запрещает спектакли, кладет твои фильмы на полку? - Оплати аренду зала по коммерческим ценам (сейчас аренда зала-тысячника в Москве на один день стоит от 100 тысяч рублей), и пой свои песенки. - Оплати стоимость создания твоего "полочного" фильма по мировым ценам - и делай с ним что хочешь... И так везде и во всем!
Советский человек должен обладать всеми теми, часто фактически эфемерными, буржуазными правами, какие имеют жители развитых и неразвитых капстран. Плюс все то, что дает ему Советское государство - защиту от эксплуатации, право на труд, отдых, бесплатное жилье, образование, здравоохранение и многое, многое другое. Это будет справедливо и неунизительно для советского человека. Конечно, не обойдется и без разных мелких издержек.
Так, например, пресловутая проблема "утечки мозгов". Государство учит-учит пацанов бесплатно в школах и институтах - а они потом уезжают за границу. Это не очень хорошо и нужно как-то регулировать. Брать с 16-летних пацанов какие-то подписки - верх лицемерия. Они еще находятся в несознательном возрасте, чтобы давать такие серьезные обязательства. Подписывать их на такие обязательства было бы сродни растлению малолетних. Как достаточно благоразумный вариант я вижу так: предложить всем уезжающим (с высшим образованием) добровольно выплачивать в пользу СССР 10% от своих заграничных доходов. Если хотя бы половина выпускников окажется честными, то наверное этого будет достаточно для покрытия расходов на их обучение.
Вряд ли нужно сейчас, в нашем нынешнем, фактически полубезнадежном, положении, детально обдумывать такого рода мелкие гипотетические проблемы. Главное в другом, в том, что социализм - дело добровольное и насильно его никому навязывать не нужно. Вспомним первые годы Советской власти, когда высшей мерой наказания были расстрел либо высылка из СССР. Если самых закоренелых преступников предполагалось наказывать высылкой из СССР, то как можно было не пускать за границу добропорядочных советских граждан? Если же люди, пусть даже и молодые специалисты, бегут из социализма - это сигнал, что в нашем государстве что-то неладно, что молодые не видят для себя дороги в своей стране. Сигнал, что во властные структуры опять пробрались такие "коммунисты" как ельцины-путины-чубайсы-березовские, которые пытаются опять переделать наши советские порядки своими липкими ручонками. Сигнал, что нужно срочно что-то и кого-то в этих властных структурах менять.
Какой-то процент моральных уродов будет, наверное, всегда, даже и при самом-самом "правильном" социализме. И нечего их тут насильно удерживать. Наоборот, если эти чубайсята-гайдарята, пусть и с высшим образованием, уедут из страны и даже не будут платить за свое образование - все равно, это будет лучше, чем держать их тут внутри насильно и заставлять их учить марксизм-ленинизм. Кто хочет иметь больше, чем может, имеет меньше, чем мог бы иметь.
От редакции: Не очень понятно, при чем тут троцкизм? Как таковая обязательная паспортизация граждан началась в СССР в 1932-м году с постановления, подписанного Калининым, когда роль Троцкого в делах советского государства уже была минимальна - он уже 3 года как был выслан из страны и лишен гражданства. Как раз в период "всевластия" Троцкого советское государство совершенно не придавало значения вопросам въезда-выезда. Так, с 1917 года по конец 1920-х из страны выехало около 4 миллионов человек.
Что касается въезда-выезда деятелей культуры и возможности публиковаться за рубежом, в ранний ("троцкистский") период советской власти также не придавалось этому большого значения. Так, А.Н.Толстой с 1918 по 1923 годы находился в эмиграции, позже выезжал из страны (Германия, Италия - 1932, Германия, Франция, Англия - 1935, Чехословакия - 1935, Англия - 1937, Франция, Испания - 1937. Участник Первого (1935) и Второго (1937) конгрессов писателей в защиту культуры), что не помешало ему после смерти Горького возглавить Союз писателей СССР и считаться при жизни классиком советской литературы.
Свободное владение и пользование иностранной валютой для граждан СССР отменил также отнюдь не Троцкий. Валютная монополия была установлена на основании постановлений ЦИК и СНК СССР от 7 января 1937, а до этого валюта обращалась в СССР достаточно свободно. Уголовное же наказание за "валютные преступления" появилось в УК РСФСР только в 1958 году. В октябре же 1922 была разрешена биржевая торговля иностранной валютой, что сохранялось весь период НЭПа, вплоть до закрытия в СССР биржи как таковой.
Сам Троцкий выступал против политики "военного коммунизма" уже в начале 1920-го года, чем опередил остальной ЦК на год: большинство ЦК РКП(б) во главе с Лениным к изменению политики оказалось не готово: Троцкий получил 4 голоса против 11-ти и обвинение во «фритредерстве». Но спустя год его правота в данном вопросе подтвердилась полностью, и страна перешла к НЭПу.
Что до свободы печати, то именно организация нелегальной типографии и нелегальной октябрьской манифестации становится формальным поводом для исключения Зиновьева и Троцкого из партии 16 ноября 1927 года. Что до книги Троцкого "Преданная революция", изданной, разумеется, за рубежом и именно на средства автора, она является настолько пророческой, что особо и спорить тут не о чем: именно в ней Троцкий утверждает, что бюрократическая власть не передаётся по наследству, следовательно, бюрократия будет стремиться свести на нет результаты социалистической революции для того, чтобы стать собственниками имущества, которым она распоряжается. Что подтвердилось после 1991 года самым наглядным образом.
Л.Д.Троцкий (Бронштейн) был реабилитирован 21 мая 1992 г. Прокуратурой РФ (постановление ОС КОГПУ от 31.12.1927 о высылке на 3 года в Сибирь), а затем реабилитирован 16 июня 2001 г. Генеральной прокуратурой РФ (решение Политбюро ЦК ВКПб от 10.01.1929 и постановление Президиума ЦИК СССР от 20.02.1932 о высылке из СССР, лишении гражданства с запрещением въезда в СССР). Справки о реабилитации № 13/2182-90, № 13-2200-99.
И только российские "коммунисты зюгановского разлива" продолжают бороться с несуществующим "неотроцкизмом", который, видимо, как правда, глаза колет и мешает их окончательному буржуазному перерождению.
Анатолий Баранов, неотроцкист
|
|