Мировой финансовый кризис пробудил у многих интерес к наследию Карла Маркса. В частности, широко цитируется его высказыванием о том, что нет такого преступления, на которое бы не пошел капиталист ради 300% прибыли.
То, что еще вчера признавалось западными экономистами «экономическим мракобесием», сегодня предстает в несколько ином свете. Оказывается, и рынок не всесилен, и капитализм со своим «звериным оскалом» за последних два века не намного очеловечился. Традиционно «капитализм» трактуют как общественный строй, основанный на частной собственности на средства производства.
Однако такая трактовка капитализма весьма схематична и не отражает сути современного капитализма; того глубинного механизма, который ведет к высокой производительности труда.
Правда о капитализме состоит в том, что капитализм – это не просто общественный строй, основанный на частной собственности на средства производства. Капитализм – это общественный строй, основанный на частной собственности на средства производства, которыми владеют нелюди, т.е. интеллектуально развитые животные.
Общественный строй, основанный на частной собственности на средства производства, которыми владеют люди, не является «капитализмом» по сути. Нечеловеческая природа нелюдя проявляется, прежде всего, в его индивидуализме, стремлении к обособлению и главное в отсутствии сострадания к другим людям.
Когда перед нелюдем возникает дилемма - приобрести роскошную яхту за миллиард долларов или помочь нуждающимся в лечении онкобольным детям, нелюдь всегда выберет яхту. Чем хорош капитализм в контексте обеспечения высокой производительности труда? Как ни парадоксально, - алчностью самих капиталистов. Алчность, жажда наживы ведут к тому, что в процессе производства капиталист экономит буквально каждую копейку. Минимизируя затраты на производство товаров (трудовые, материаль-ные), капиталист тем самым увеличивает производительность труда на своих предприятиях.
На первый взгляд может показаться, что использование капиталиста в сфере общественного производства – это не так уж и плохо. Капиталист способствует росту производительности труда, а чем выше производительность труда в стране, тем больше товаров в ней производится и, следовательно, тем богаче становятся ее граждане. Однако так может показаться только на первый взгляд. У «классического» капиталиста алчность, жажда наживы, как говорится, застилают разум.
Продукты такой патологии общеизвестны. Это и свинское отношение к людям, работающим на капиталиста. И хищническое отношение к окружающей среде. И растление целых поколений молодых людей медиа-магнатами. И насаждаемая в обществе идеология потребительства, в центре которой стоит «выпячивание» материальных ценностей в ущерб духовным. И ведущая к разрушению устоявшегося веками хозяйственного уклада Старого Света (по мнению автора, не худшего Света в мире), глобализация… Продолжать можно долго.
Если сравнивать социализм и капитализм, то их можно уподобить добродушному ослику и огнедышащему дракону. Если запрячь в телегу дракона, он доставит тебя до станции назначения быстрее ослика. Но только при одном условии. Если ты сильнее дракона и можешь управлять им. Если же силенок у тебя маловато, то с драконом лучше не связываться. На первом же повороте он перевернет телегу и сожрет тебя, как говорится, с потрохами. Таким образом, возможности дракона (в смысле капитализма) всегда надо соотносить с возможностями того, кто этим животным будет управлять. Без этого судьба возницы может быть печальной.
Кстати, последние данные о невиданных по своим масштабам финансовых аферах в США говорят о том, что сегодня с капитализмом не могут справиться даже граждане высокоразвитых стран. Правомерен вопрос: что мешает, скажем, тем же американцам взять капитализм «на короткий поводок»?
Ответ лежит на поверхности. Прежде всего, сам принцип формирования органов государст-венной власти в стране. Дело в том, что сегодня в мире широко реализуется так называемый финансовый принцип формирования политической элиты. Суть этого принципа в следующем. Чтобы победить на выборах, тебя должны знать избиратели. Чтобы тебя узнали избиратели, необходимо заплатить СМИ. Чтобы заплатить СМИ, надо найти спонсора, т.е. финансиста твоей избирательной кампании. Вот круг и замкнулся. Капиталисты финансируют политиков, которые потом их контролируют. Ну, а насколько эффективен такой контроль, мы сегодня все видим.
Причем следует добавить, что капиталисты путем предоставления всевозможных грантов покупают еще и отдельных ученых-экономистов, которые становятся апологетами капитализма. Кстати, сама идея «рыночного фундаментализма», сводящая до минимума роль государства в управлении экономикой, на мой взгляд, была внедрена в общественное сознание исключительно в частнособственнических интересах того же капитала.
Механизм психотравмирующего воздействия социально безответственного капиталиста на общество в первом приближении выглядит следующим образом. Одной стороны, существующие сегодня моральные нормы позволяют таким капиталистам существовать среди нас, что на подсознательном уровне идентифицирует их как «своих». Однако, с другой стороны, их имущественная обособленность, неготовность делиться своими благами с нуждающимися говорят о том, что такие субъекты «своими» не являются.
В свою очередь трудность идентификации капиталиста в качестве «своего» или «чужого» ведет к дополнительным затратам психической энергии и, как следствие, к глубинным расстройствам психики большей части членов общества. Причем излечить такие психические расстройства зачастую может только одно лекарство. Революция. Кстати, в пользу этого механизма свидетельствует та особая жестокость по отношению к властьимущим, которая сопровождает все революции.
С позиции психологии, такую жестокость можно объяснить одним. На подсознательном уровне общество приходит к однозначному выводу, что властьимущие – это «чужие», не-люди. А те положительные эмоции, что возникают у революционеров в процессе уничтожения властьимущих, есть не что иное как продукт удовлетворения такой метафизической потребности человека как потребность в отсутствии нелюдей в его окружении.
Необходимо признать, что в последние десятилетия народы многих стран пытаются обуздать «капиталистического дракона», взять его «на короткий поводок». Но не зря говорится, черного кобеля не отмоешь до бела. Заложенные в основе капиталистического строя социальные пороки проявляют себя если не в одном, то в другом виде. На смену недовольству своим материальным положением приходит крайний индивидуализм, потребительство, разрушение института семьи…
|
|