Кто владеет информацией,
владеет миром

Ловушки исторического материализма

Опубликовано 16.06.2011 автором Станислав Михайлюк в разделе комментариев 40

Ловушки исторического материализма

В современных условиях стало опасно опираться на экономические законы "Капитала" (исторического материализма) Маркса, в связи с увеличенными возможностями глобального капитала (мощных биржевых игроков, экономических бойкотов, диверсий и провокаций, дискредитирующих правила спроса и предложения), способного низвести любые рыночные закономерности в ранг исключений. Тем более, если эти правила технично вырывать из основного контекста учения, в русле динамично изменяющихся интересов манипуляторов.

Можно отметить некоторые классические экономические закономерности марксизма, которые вульгарно (общепринято) интерпретируются их лоббистами. Например, пропагандирующие неизбежность существования рыночной экономики, как единственной возможности формирования справедливой оценки труда эксплуатируемых (со стороны эксплуататоров), с помощью рыночных механизмов регулирования спроса и предложения рабочей силы.

В данном случае Маркс утверждает, что капиталист производит отъем прибавочной стоимости, созданной трудящимся пролетариатом. Такой постановкой вопроса теоретик искусственно поднял статус "производительных сил", предоставив им моральное право требования оплаты труда по своему усмотрению. Но закономерное противодействие подобной постановке вопроса со стороны хозяев "средств производства" привело к незатухающей конфронтации обеих сторон, вплоть до нынешних времен. И в то же время, благодаря отвоеванным уступкам у капиталистов она породила новую силу - относительно обеспеченный и влиятельный пролетариат, застолбивший свое законное место в ряду среднего класса (в развитых странах). Таким образом, "Капитал" Маркса установил относительное равновесие в классовой системе сдержек и противовесов.

Бессмысленно судить об историческом сальдо вреда и пользы от учения Маркса, так как история не терпит сослагательного наклонения. Но в нынешних условиях относительного укрепления государственных институтов (в сравнении с рубежом XIX-XX веков) будет целесообразно скорректировать сущность экономического марксизма, с позиции общечеловеческой справедливости, которая могла являться вредной ересью для зарождающегося пролетариата в период слабой государственности. Зачем это нужно? - Чтобы понять, отчего ныне, зачастую не срабатывают законы "Капитала". И в первую очередь, это должно послужить интересам "пролетариата".

Так вот, с позиции справедливости, "производительные силы" не имеют свободного морального права требовать исполнения своих условий с собственников "средств производства". Ведь, последние приобретали основные средства на свой страх и риск, и обладают полным правом устанавливать собственный порядок оплаты и режим работы. Причем, не присваивая (по смыслу - "чужую" у Маркса) часть "прибавочной стоимости" у эксплуатируемых, а возвращая свое - возмещая понесенные затраты на организацию производства (в том числе, моральные) и за отвлечение материальных средств. То есть, по своему усмотрению могут определять размер упущенной выгоды, закладывая ее в норму прибыли. И заработанную плату, "пролетариям", следует считать за снисходительное вознаграждение (а не отъем заработанного), так как эксплуататор никого не тянет "за уши" к себе в наймиты, а наоборот, выдает им кредит доверия, рискуя - допуская к своим "средствам производства".

Для нагнетания эффекта недовольства эксплуататорами Маркс (намеренно) применяет спекулятивные выражения, в виде - "использования" труда пролетариата. Хотя уместнее употреблять - "предоставление" возможности приложения труда в квалифицированной форме. Ведь, чего бы он стоил без организационного таланта эксплуататоров, обеспечивающих первичный (активный, инициативный) фактор возможности образования прибавочной стоимости с помощью "средств производства". К тому же, способных эксклюзивно инициировать квалификационное развитие "производительных сил", выполняющих лишь вторичную (пассивную) роль в их совместных производственных отношениях.

Также, относительным недоразумением можно охарактеризовать производные (от "Капитала") ярлыки "эксплуататоров" и "эксплуатируемых", без оговорки на условность. Понятие "эксплуатируемости" сродни занятости в достижении одного и того же результата (для корректного сравнения). И если замерить время и интенсивность труда, то эксплуататоры и эксплуатируемые могут ненароком поменяться местами. К тому же, кто кого больше имеет - капиталист наемника или наоборот, можно считать делом личного вкуса и восприятия (моральным настроем).

А в результате напрашивается вывод, что сам по себе свободный рынок, подразумевающий абсолютный (справедливый) волюнтаризм "эксплуататоров", не в состоянии отрегулировать размер заработанной платы "эксплуатируемых" - по их потребностям, пусть даже и несправедливым (но жизненно необходимым). Ведь, капиталисты обладают бОльшими организационными возможностями монопольного сговора между собой, чем оппонирующие наемники. А также, и преимущественные политико-экономические рычаги влияния и воздействия на государственную власть, способные склонить ее на свою сторону в возможном конфликте.

Так зачем было утверждать Марксу об универсальных возможностях рынка? - Может быть для того, чтобы отвести наши взгляды от мысли, что единственным возможным регулятором размера щедрости капиталистов может служить лишь государство (при рыночной экономике его роль выполняют профсоюзы, в сущности, уже дискредитирующие идею свободного рынка спроса и предложения, наличием своих искусственных требований – а чем тогда государство хуже?). И только оно, как третейский суд, способно определить и навязать силой моральное/юридическое право на размер оценки труда с объективных позиций достаточности (здравого смысла) приемлемого жизнеобеспечения обеих сторон, являясь гарантом защиты прав "эксплуатируемых" и "эксплуататоров", балансируя их обоюдные аппетиты. И не допуская, чтобы длительный рыночный процесс регуляции спроса и предложения стоимости рабочей силы, привел бы к революции и/или чьей-либо гибели. А дополнительным регулятором должна служить внутренняя человеческая мораль, воспитываемая и контролируемая, опять же государством, которую рынок также отрицает (провозглашая власть силы).

Своей работой, Маркс направил вектор притязаний пролетариата в сторону частных капиталистов, пустив процесс в опасный самотек естественного отбора и сняв ответственность с государства, которое явилось главным пожинателем плодов "Капитала", и вероятно, основным его заказчиком. Возможно, что без подобного "теоретического" творчества мир был бы более справедлив, так как государственные законы не в пример гуманнее рыночных (если вкладывать в понятие государственности энциклопедический смысл). Поэтому, как бы ни втискивал Маркс свой экономический дарвинизм в лице естественного отбора в производственные (общественные) отношения, особенно имеющие традиционные общинные основы (как в России), так всякий раз высвечивается их периодическая (или конечная) несовместимость.

При слабой государственности конца XIX и начала XX века марксизм предложил пролетариату соответствующую моменту идеологическую и моральную платформу, отчасти требующую переосмысления в современных реалиях, при тяготении человечества (части) к нравственному социуму (или общепринято - справедливому). А последний, судя по определению должен опираться на принцип достаточности во взаимоотношениях капиталистов и наемников, когда им необходимо делиться друг с другом прибавочной стоимостью и рабочей силой, в размерах, рассчитанных государством. И обязательно, на основании макроэкономического планирования и прогнозирования развития страны в целом, приоритет выживания которой должен находиться выше интересов отдельного капиталиста/наемника.

Жалким подобием этой системы сегодня служит обязательство работодателей выплачивать работникам минимальную заработанную плату. Но разве можно совмещать несовместимое - социально-экономические инструменты плановой экономики внутри свободной? Они обязательно будут конфликтовать, так как нестабильный рынок может ввергнуть капиталиста в неплановые убытки, и лишить возможности оплачивать труд наемника, даже в установленном (насильно) минимуме.

Марксистские рыночные законы работают корректно только при имперском капитализме, имеющем профицит бюджета за счет грабежа колоний, а его аналогу "с человеческим лицом" требуется жесткое плановое распределение доходов по секторам экономики (достойное обеспечение нетрудоспособного населения при нравственном социуме, скорее всего заставит балансировать экономику на грани рентабельности).

***

Теперь о другой классической закономерности марксизма, определяющей надстройку (общественно-политическое устройство) следствием причины - базиса (экономических отношений). Из этой логической формулы исключен третий возможный фактор, способный повлиять на данную взаимосвязь (и по отдельности), повернув ее даже вспять. И имя ему - специфические (нетипичные, неклассовые) моральные устои (традиции) конкретных социальных групп: государственных, религиозных, этнических, сословных, кастовых и прочих. Где влияние традиционных частных принципов оказывается сильнее общих закономерностей исторического материализма, когда сознание определяет бытие (а не наоборот, как приучили нас марксисты). Так, например, мораль (коммунистическая, общинная идеология) советских граждан оказалась первичной, как по отношению к надстройке, так и базису. То есть, под готовые идеологические критерии подстраивалась подходящая политика и экономика государства. Таким образом, неработающая причинно-следственная связь базиса-надстройки стала исключением из выведенного правила исторического материализма. Но слишком весомым исключением, чтобы пошатнуть основные закономерности. А с другой стороны, марксисты оперируют законами, установленными теоретиком во времена, когда в обществе наблюдались однородные (интернациональные, космополитические) классовые типы психики (морали, мотивации). Сегодня же, благодаря разносторонним СМИ, их типичность сохранилась лишь в общих чертах. И благодаря глобальной идеологии потребления общество деклассировалось, образуя в процессе селекции единую породу человека, этакую универсальную "дворнягу"-потребителя. Таким образом, и с этой стороны оказались подточены временем закономерности исторического материализма.

***

Следующий вопрос к Марксу - насколько адекватно (соответственно) определяет базис (бытие) свою надстройку (сознание)? Разве можно назвать прогрессивной надстройку, основанную на подлинно совершенном базисе, например в гитлеровской Германии, приведшей ее к гибели, основополагающей причиной которой, послужил национальный характер немцев, а не качество их базиса? Ведь, его приблизительное подобие существовало в Англии, Франции, США, но не позволило их народам начать захватническую войну. Так же, как кардинальные изменения в базисе и надстройке фашистской Германии были обусловлены в большей мере субъективным влиянием личности Гитлера и пропаганды третьего рейха, воздействующей на мораль немцев, нежели объективными законами материального производства.

Или, тот же современный надстроечный политико-экономический фашизм "золотого миллиарда", проводимый в отношении остального мира - в основном, стал продуктом идеологии хваленого "западного" и "американского образа жизни". Разве этот самый цивилизованный базис породил соответствующую ему надстройку? - Нет! Все общественные отношения в развитых странах строятся на искусственном экономическом сверхблагополучии, когда средств существования хватает на поддержание всех социальных групп.

Но это зыбкая надстройка, лишь видимая часть айсберга, и первые же проблемы разрушат ее, как карточный домик. А потому, что ее подлинную, недвижимую основу (базис) должна составлять мораль (мировоззрение) общества. Социально развитые американцы и европейцы поддерживают свою цивилизацию не на основании самотечной сознательности, а за счет жесткого законодательства (или скорее, неотвратимости наказания, чего не наблюдается в коррумпированном исламском мире с жестокими законами). И стоит его нейтрализовать на государственном уровне, как их либеральное индивидуалистическое общество превратится в первобытное стадо. Чего не скажешь о традиционных нецивилизованных общинах, способных сохраниться в подобных условиях.

Например, деревенские жители с примитивным базисным натуральным хозяйством и надстройкой, в виде авторитарного совета старейшин, дадут большую фору выживания своим городским согражданам, у которых мораль не участвует в регуляции качества политико-экономических отношений. И подменена контролирующими «объективными» законами рынка (трудно поспорить, что одним из факторов совершенства надстройки является ее жизнеспособность). А разве моральный облик советского человека сталинской эпохи, зажатый самым "примитивным", нерыночным, искусственным базисом того времени, был ниже, чем у "новых средних русских"? – Нет! Был выше! И соответственно надстройка была прогрессивной, жизнестойкой, основанной на самотечной сознательности (воспитанной идеей и дисциплиной). А сегодня, если нам предоставить достойный базис, в виде жирной, благополучной жизни в индивидуальной скорлупе? - Скорее всего, мы еще больше погрузимся в состояние черствых циников, у которых будет и соответствующая нежизнеспособная паразитическая надстройка, основанная на собственной исключительности, как в фашистской Германии или в современном "золотом миллиарде".

Разве нынешнюю российскую надстройку определяет ее базис? - Только отчасти, а основную роль играет талантливая манипуляция нашим сознанием со стороны всевозможных пиар-технологов, формирующих необходимую манипуляторам мораль. А самая отъявленная безнравственность процветает у сословия "новых русских", имеющих самый качественный личный базис, либо достаточные возможности для его претворения. Но разве захотят (смогут) они построить справедливую или хотя бы прогрессивную надстройку? - Да плевать они хотели на общество с того момента, как стали от него относительно независимыми, и будут с пеной у рта отстаивать принципы рабовладельческого строя, как самой удобной для себя надстройки.

А низшие или средние слои общества, воспитанные в духе цинизма и смиренности, запуганные СМИ и зависимые от самых примитивных привычек – разве будут требовать с "новых русских" изменения базиса или надстройки? - Нет! Не тот моральный уровень.

С другой стороны, мы нередко наблюдаем талантливых личностей, организующих эффективные надстройки, в результате своей общественно-политической деятельности, но в то же время, совершенно неспособных (и/или не желающих по моральным соображениям) устраивать базис, даже личный. И опять не прослеживается необходимая закономерность соответствия базиса и надстройки.

На этом основании, следует подкорректировать законы Маркса и формулу базис-надстройка дополнить моралью, как важным коэффициентом (посредником), определяющим их самостоятельное и взаимодействующее состояние (и мало того, иногда становящимся отправной точкой - самим базисом). Но если мораль (характерные особенности личности и массы), все же исключена из этой формулы, как в случае функционирования либеральной рыночной экономики, то включается процесс жестокого естественного отбора и законы исторического материализма Маркса начинают действовать в полном объеме.



Рейтинг:   3.93,  Голосов: 30
Поделиться
Всего комментариев к статье: 40
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: - Ольга
фанат ольги написал 16.06.2011 20:40
вы наверна из тех кто считает что маркс и энгельс не имя и фамилия а муж и жена
Re: Ольге
СМ написал 16.06.2011 20:06
В Германии того времени были самые передовые, прогрессивные (идеальных не бывает) производственные отношения (базис). Что было первично: немецкая мораль или "базис" - спорный вопрос (мораль создала базис, а базис скорректировал мораль. Или наоборот. Дело личного вкуса. А Маркс в этом вопросе не последняя инстанция).
Захватническая (генетически, а не базисно)мораль немцев заставила сформировать индустриальный базис с мощным ВПК. Даже если бы этого не вышло, то они бы все равно угрожали из-за границы, хоть каменными топорами (слабым базисом). Значит мораль первична. Долой Маркса!
Новые русские капиталисты (владельцы "средств...") и наемники ("произв. силы") - два класса (по сути потребители, с единой моралью). Маркса никто не отменял! Учите Маркса!
MMMMMMM
MMMMM написал 16.06.2011 18:46
Re: Правды Хочу - партизан (16.06.2011 14:40) -2
А я тебя поймаю ,потом нагну две березы,привяжу твои ноги к верхушкам,и резко отпущу.Правда здорово?!Так на Руси предателей наказывали.
ХОРОШИЙ РУССКИЙ МЕРТВЫЙ РУССКИЙ - ЭСТОНСКАЯ НАРОДНАЯ ПОГОВОРКА
Бойтесь комуняк, это с их одобрения присходят убийства, насилия, предательства.
Бывший Коммунист, ныне гордый член ЕР написал 16.06.2011 16:47
В свое время Ю.И. Мухин камня на камне не оставил на марксовой "теории", и только рабы с окаменелым мозгами, путенские холуи-зюганыш, отребье человечества, иуды 21 века все еще дрочат на Маркса.
Забыв про Энгельса.
Сегодня вы не на гей-параде, вы к маразму на Пути.
В иудиной бригаде с вами зюга впереди.
Автор статьи ничего не понял у Маркса, но все равно критикует...
Ольга написал 16.06.2011 16:20
Базис - это производительные силы и производственные отношения.
Разве в гитлеровской Германии были идеальные производственные отношения?
Мораль формируется под влиянием существующих производственных отношений.
Если в гитлеровской Германии пленные и гражданское население, угнанное из других стран в Германию, работали в Германии как рабы, то и немецкая общественная мораль такое отношение к людям из других стран оправдывала.
У новых русских базис точно такой же, как и у пролетариата: оба этих класса участвуют в капиталистических производственных отношениях, причем один класс от другого не отделим, нет капиталистов - нет наемных рабочих.
Надстройка - это государственный аппарат, законы и все проч., что направлено на сохранение существующих производственных отношений, т.е. то, что сохраняет право частной собственности.
Затраты, понесенные на организацию производства, не входят в прибавочную стоимость, так как они просто переносятся в стоимость товара (так же, как стоимость сырья, из которого производится товар).
Прежде чем ерунду писать, автору нужно было хотя бы разобраться в сути основных понятий, введенных Марксом, а не опускаться до уровня обывателя, слышавшего звон, да не знающего, где он.
По существу.
STARIK написал 16.06.2011 15:39
Мне очень понравилась логика автора. И в первой половине статьи все сказанное автором логически выверено, и во второй ее части. В первой части статьи, которая придется по вкусу новым русским, в качестве оправдания своей хищнической деятельности, автор берет отправной точкой не Общину, а уже как бы существующие рыночные отношения, опуская первую стадию развития человека разумного, то есть общину. Производительные силы при капитализме, с одной стороны, уже не принимают участия в жизни общины, с другой стороны, они в какой-то мере защищены общиной от произвола капиталистов. По мере накопления материальных ценностей, благодаря эксплуатации членов социума, умные, движимые корыстью, и в то же время не обремененные моралью присущей общине, организаторы, то есть капиталисты, вышли из подчинения общины и сами подчинили общину, став использовать ее в своих личных интересах. Для этого им пришлось уничтожать мораль социума, развивая в некоторых индивидуумах животную составляющую, присущую и человеку. Сейчас мы воочию наблюдаем этот процесс. В целях своей безопасности от общества, новые русские воссоздали некогда уже существовавшую феодальную государственную структуру. Социальные программы, при капитализме, так же являются защитной функцией, а не попыткой сделать жизнь социума более человечной. Для меня, самое омерзительное значение имеет слово "меценат".
Не буду спорить о прибавочной стоимости, у меня свой взгляд на это понятие, близкий авторскому. Скажу лишь одно, что Карл Маркс показал всю хищническую сущность капитализма и указал единственно правильное направление развития социума, к более справедливой структуре общественных отношений.
Все другие направления всегда будут ложны. А стимулом в развитии социума, послужит изучение окружающего нас мира.
Re: Климу
СМ написал 16.06.2011 11:44
Исторический материализм — теория развития общества, разработанная в XIX—XX веках в трудах Карла Маркса, Фридриха Энгельса. Основные ее тезисы изложены К. Марксом в предисловии к «К критике политической экономии». Впоследствии продолженные и развитые в «Капитале» (полное название — «Капитал. Критика политической экономии») (Вики)
Я СОСУ ХУЙ.НУ ПИДОР Я!ПИДОР!!!И ЧЕ ТЕПЕРЬ?!ЧЕ БЛЯДЬ ТЕПЕРЬ?!!!ЧЕ БЛЯ?!!!
Зухов написал 16.06.2011 11:40
.
сельцо Рашка Па
Вадим, К Р Е П О С Т Н О Й написал 16.06.2011 11:33
Никаких базисов и пр. нет в рашке.
Корыто и пойло.
Хрю!!!!
Опечатка
Степан написал 16.06.2011 10:51
русской нации
Re: Игорю
Степан написал 16.06.2011 10:50
А первым жидом был Ульянов-Бланк со своей шовинистической работой "О великой гордости великороссов". По сути это была программа жидо-большевицкой власти по истреблению русского нации всеми возможными способами: репрессивными, политическими, экономическими, социально-культурными.
(без названия)
Клим написал 16.06.2011 10:27
Статья написана "самодельным исследователем". Истмат кстати, российское изобретение и "вменять" его Марксу глуповато.
Отвечать статьей на такую статью не смешно. Но о "производительных силах" видимо напишу... актуально.
Если, вкратце.. конвейер существовал и во времена Маркса, но уж слишком примитивный. То что Форд додумается организовать вокруг конвейера все производство, ни Маркс ни любой другой политэконом в то время прогнозировать не могли. А именно это и порушило марксово положение о нарастающем конфликте между "силами и отношениями". Такот..
Re: Степану
игорь написал 16.06.2011 10:01
дело в том, что сталин был лидером , захвативших русскую революцию жидов.. .проблема в том, что власть и социализм вещи не совместимые
исторический факт: из всех 15 республик, только русским было отказано иметь свой субъект, свою территорию, свое представительство ...пока этот исторический факт не будет осознан, обсуждать кто и что сталин бессмысленно
что имеет сейчас русский народ - это следствие( на постсоветском пространстве русский народ юридически не существует)
Согласен с Игорем
Степан написал 16.06.2011 09:52
"опыт союза показал,что при отсутствии частной собственности противоречия классов сохраняются" ============================================
Опыт союза показал, что возник новый класс - НОМЕНКЛАТУРА, антагонистический по своей сути к рабочим и крестьянам. Совершенно закономерно, что обладая всеми богатствами страны, номенклатура, в конце концов, приватизировала их. Пока был жив Сталин, он просто сажал и отстреливал одну часть номенклатуры, чтобы у уцелевшей части даже мыслей нехороших не возникало.
Когда посадки и расстрелы закончились, номенклатура на "ура" развалила союз, чтобы де-юре унаследовать, то, чем она владела де-факто,и в полной мере насладиться новыми открывшимися возможностями, невиданными и недосягаемыми при усаче.
Бытие определяет сознание...
Sergo написал 16.06.2011 08:02
Рыночная система исторически давно исчерпала себя и стала тормозом развития. Никакого будущего на этом пути, кроме медленной стагнации и вымирания у России нет. Рецепт давно известен и прост. Плановое нетоварное народное хозяйство, ориентированное не на локальные, частные интересы, а непосредственно на удовлетворение общественных потребностей. Равенство в труде, равенство в потреблении. Кто не работает, тот не ест. Отсутствие денег в экономике и только именные "деньги" в виде кредиток в потребительском обращении. Единый расчетный центр, начисляющий плату всем поровну, как и равные пенсии для всех. Все общество должно стать "одной конторой и одной фабрикой с равенством труда и равенством платы" (В. И. Ленин). Но создание такой высокоэффективной, наисовременнейшей экономики не по силам дилетантам-политикам-юристам-экономистам. Да и не отвечает интересам "власти", приходящей в ужас при одном только слове "равенство". Это дело ученых и специалистов, отраслевиков, технологов и т. п. Только такое общество имеет право на будущее в этом мире. Коммунизм. Все иное - постыдно и глупо...
Является ли хозяин завода организатором производства?
Петька написал 16.06.2011 07:06
Только иногда, например-Генри Форд.
Но вот хозяевами завода в немецком Штутгарте, выпускающем Мерседесы, являются две бабульки (мать и дочь), ничего в производстве не смыслящие. Но на заводе есть технический персонал, который решает все организационные вопросы! Чем же этот персонал отличается от персонала на каком-нибудь советском заводе? И кому нужны эти бабульки? И кому нужен капитализм?
на самом деле=
гыыыы... написал 16.06.2011 01:58
Капиталистический мир-это мир воров и обкрадываемых ими,их жертв.
Все бла-бла-бла о демократии-это своего рода наркоз для обкрадываемых всю жизнь граждан.Иначе,если бы воры открыто говорили своим жертвам-"мы воруем у вас и так будет всегда,пока мы у власти",то обкрадываемые давно порвали бы их на мелкие кусочки.
Поэтому,на помощь ворам приходят пресса,ТВ и прочие
прислужники воров.
Но главное,это "человек с ружьем",который служит ворам-за часть украденного у народа ворами.
(без названия)
игорь написал 16.06.2011 01:26
когда нет аргуементов , тогда появляются минусы))
(без названия)
игорь написал 16.06.2011 01:11
крах союза - крах жидовского марксисткого - ленинского построения социализма, пока некоторые идиоты , не разу не читавшие кроме маркса ничего , будут доказывать незыблемость догм в виде базиса и надстройки, так и будет народ блуждать в трех соснах
..... необходимо новая , основанное на научном анализе и практике , теория общества, опыт союза показал,что при отсутствии частной собственности противоречия классов сохраняются.... ( компартия , интеллигенция притивостояла классу рабочих, интернационализм - показал свою несостоятельность)
(без названия)
Хамло написал 16.06.2011 00:46
В каждом произведении есть ловушки, и в этой статье их тоже до хрена...
<< | 1 | 2
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss