Кто владеет информацией,
владеет миром

Ловушки исторического материализма

Опубликовано 16.06.2011 автором Станислав Михайлюк в разделе комментариев 40

Ловушки исторического материализма

В современных условиях стало опасно опираться на экономические законы "Капитала" (исторического материализма) Маркса, в связи с увеличенными возможностями глобального капитала (мощных биржевых игроков, экономических бойкотов, диверсий и провокаций, дискредитирующих правила спроса и предложения), способного низвести любые рыночные закономерности в ранг исключений. Тем более, если эти правила технично вырывать из основного контекста учения, в русле динамично изменяющихся интересов манипуляторов.

Можно отметить некоторые классические экономические закономерности марксизма, которые вульгарно (общепринято) интерпретируются их лоббистами. Например, пропагандирующие неизбежность существования рыночной экономики, как единственной возможности формирования справедливой оценки труда эксплуатируемых (со стороны эксплуататоров), с помощью рыночных механизмов регулирования спроса и предложения рабочей силы.

В данном случае Маркс утверждает, что капиталист производит отъем прибавочной стоимости, созданной трудящимся пролетариатом. Такой постановкой вопроса теоретик искусственно поднял статус "производительных сил", предоставив им моральное право требования оплаты труда по своему усмотрению. Но закономерное противодействие подобной постановке вопроса со стороны хозяев "средств производства" привело к незатухающей конфронтации обеих сторон, вплоть до нынешних времен. И в то же время, благодаря отвоеванным уступкам у капиталистов она породила новую силу - относительно обеспеченный и влиятельный пролетариат, застолбивший свое законное место в ряду среднего класса (в развитых странах). Таким образом, "Капитал" Маркса установил относительное равновесие в классовой системе сдержек и противовесов.

Бессмысленно судить об историческом сальдо вреда и пользы от учения Маркса, так как история не терпит сослагательного наклонения. Но в нынешних условиях относительного укрепления государственных институтов (в сравнении с рубежом XIX-XX веков) будет целесообразно скорректировать сущность экономического марксизма, с позиции общечеловеческой справедливости, которая могла являться вредной ересью для зарождающегося пролетариата в период слабой государственности. Зачем это нужно? - Чтобы понять, отчего ныне, зачастую не срабатывают законы "Капитала". И в первую очередь, это должно послужить интересам "пролетариата".

Так вот, с позиции справедливости, "производительные силы" не имеют свободного морального права требовать исполнения своих условий с собственников "средств производства". Ведь, последние приобретали основные средства на свой страх и риск, и обладают полным правом устанавливать собственный порядок оплаты и режим работы. Причем, не присваивая (по смыслу - "чужую" у Маркса) часть "прибавочной стоимости" у эксплуатируемых, а возвращая свое - возмещая понесенные затраты на организацию производства (в том числе, моральные) и за отвлечение материальных средств. То есть, по своему усмотрению могут определять размер упущенной выгоды, закладывая ее в норму прибыли. И заработанную плату, "пролетариям", следует считать за снисходительное вознаграждение (а не отъем заработанного), так как эксплуататор никого не тянет "за уши" к себе в наймиты, а наоборот, выдает им кредит доверия, рискуя - допуская к своим "средствам производства".

Для нагнетания эффекта недовольства эксплуататорами Маркс (намеренно) применяет спекулятивные выражения, в виде - "использования" труда пролетариата. Хотя уместнее употреблять - "предоставление" возможности приложения труда в квалифицированной форме. Ведь, чего бы он стоил без организационного таланта эксплуататоров, обеспечивающих первичный (активный, инициативный) фактор возможности образования прибавочной стоимости с помощью "средств производства". К тому же, способных эксклюзивно инициировать квалификационное развитие "производительных сил", выполняющих лишь вторичную (пассивную) роль в их совместных производственных отношениях.

Также, относительным недоразумением можно охарактеризовать производные (от "Капитала") ярлыки "эксплуататоров" и "эксплуатируемых", без оговорки на условность. Понятие "эксплуатируемости" сродни занятости в достижении одного и того же результата (для корректного сравнения). И если замерить время и интенсивность труда, то эксплуататоры и эксплуатируемые могут ненароком поменяться местами. К тому же, кто кого больше имеет - капиталист наемника или наоборот, можно считать делом личного вкуса и восприятия (моральным настроем).

А в результате напрашивается вывод, что сам по себе свободный рынок, подразумевающий абсолютный (справедливый) волюнтаризм "эксплуататоров", не в состоянии отрегулировать размер заработанной платы "эксплуатируемых" - по их потребностям, пусть даже и несправедливым (но жизненно необходимым). Ведь, капиталисты обладают бОльшими организационными возможностями монопольного сговора между собой, чем оппонирующие наемники. А также, и преимущественные политико-экономические рычаги влияния и воздействия на государственную власть, способные склонить ее на свою сторону в возможном конфликте.

Так зачем было утверждать Марксу об универсальных возможностях рынка? - Может быть для того, чтобы отвести наши взгляды от мысли, что единственным возможным регулятором размера щедрости капиталистов может служить лишь государство (при рыночной экономике его роль выполняют профсоюзы, в сущности, уже дискредитирующие идею свободного рынка спроса и предложения, наличием своих искусственных требований – а чем тогда государство хуже?). И только оно, как третейский суд, способно определить и навязать силой моральное/юридическое право на размер оценки труда с объективных позиций достаточности (здравого смысла) приемлемого жизнеобеспечения обеих сторон, являясь гарантом защиты прав "эксплуатируемых" и "эксплуататоров", балансируя их обоюдные аппетиты. И не допуская, чтобы длительный рыночный процесс регуляции спроса и предложения стоимости рабочей силы, привел бы к революции и/или чьей-либо гибели. А дополнительным регулятором должна служить внутренняя человеческая мораль, воспитываемая и контролируемая, опять же государством, которую рынок также отрицает (провозглашая власть силы).

Своей работой, Маркс направил вектор притязаний пролетариата в сторону частных капиталистов, пустив процесс в опасный самотек естественного отбора и сняв ответственность с государства, которое явилось главным пожинателем плодов "Капитала", и вероятно, основным его заказчиком. Возможно, что без подобного "теоретического" творчества мир был бы более справедлив, так как государственные законы не в пример гуманнее рыночных (если вкладывать в понятие государственности энциклопедический смысл). Поэтому, как бы ни втискивал Маркс свой экономический дарвинизм в лице естественного отбора в производственные (общественные) отношения, особенно имеющие традиционные общинные основы (как в России), так всякий раз высвечивается их периодическая (или конечная) несовместимость.

При слабой государственности конца XIX и начала XX века марксизм предложил пролетариату соответствующую моменту идеологическую и моральную платформу, отчасти требующую переосмысления в современных реалиях, при тяготении человечества (части) к нравственному социуму (или общепринято - справедливому). А последний, судя по определению должен опираться на принцип достаточности во взаимоотношениях капиталистов и наемников, когда им необходимо делиться друг с другом прибавочной стоимостью и рабочей силой, в размерах, рассчитанных государством. И обязательно, на основании макроэкономического планирования и прогнозирования развития страны в целом, приоритет выживания которой должен находиться выше интересов отдельного капиталиста/наемника.

Жалким подобием этой системы сегодня служит обязательство работодателей выплачивать работникам минимальную заработанную плату. Но разве можно совмещать несовместимое - социально-экономические инструменты плановой экономики внутри свободной? Они обязательно будут конфликтовать, так как нестабильный рынок может ввергнуть капиталиста в неплановые убытки, и лишить возможности оплачивать труд наемника, даже в установленном (насильно) минимуме.

Марксистские рыночные законы работают корректно только при имперском капитализме, имеющем профицит бюджета за счет грабежа колоний, а его аналогу "с человеческим лицом" требуется жесткое плановое распределение доходов по секторам экономики (достойное обеспечение нетрудоспособного населения при нравственном социуме, скорее всего заставит балансировать экономику на грани рентабельности).

***

Теперь о другой классической закономерности марксизма, определяющей надстройку (общественно-политическое устройство) следствием причины - базиса (экономических отношений). Из этой логической формулы исключен третий возможный фактор, способный повлиять на данную взаимосвязь (и по отдельности), повернув ее даже вспять. И имя ему - специфические (нетипичные, неклассовые) моральные устои (традиции) конкретных социальных групп: государственных, религиозных, этнических, сословных, кастовых и прочих. Где влияние традиционных частных принципов оказывается сильнее общих закономерностей исторического материализма, когда сознание определяет бытие (а не наоборот, как приучили нас марксисты). Так, например, мораль (коммунистическая, общинная идеология) советских граждан оказалась первичной, как по отношению к надстройке, так и базису. То есть, под готовые идеологические критерии подстраивалась подходящая политика и экономика государства. Таким образом, неработающая причинно-следственная связь базиса-надстройки стала исключением из выведенного правила исторического материализма. Но слишком весомым исключением, чтобы пошатнуть основные закономерности. А с другой стороны, марксисты оперируют законами, установленными теоретиком во времена, когда в обществе наблюдались однородные (интернациональные, космополитические) классовые типы психики (морали, мотивации). Сегодня же, благодаря разносторонним СМИ, их типичность сохранилась лишь в общих чертах. И благодаря глобальной идеологии потребления общество деклассировалось, образуя в процессе селекции единую породу человека, этакую универсальную "дворнягу"-потребителя. Таким образом, и с этой стороны оказались подточены временем закономерности исторического материализма.

***

Следующий вопрос к Марксу - насколько адекватно (соответственно) определяет базис (бытие) свою надстройку (сознание)? Разве можно назвать прогрессивной надстройку, основанную на подлинно совершенном базисе, например в гитлеровской Германии, приведшей ее к гибели, основополагающей причиной которой, послужил национальный характер немцев, а не качество их базиса? Ведь, его приблизительное подобие существовало в Англии, Франции, США, но не позволило их народам начать захватническую войну. Так же, как кардинальные изменения в базисе и надстройке фашистской Германии были обусловлены в большей мере субъективным влиянием личности Гитлера и пропаганды третьего рейха, воздействующей на мораль немцев, нежели объективными законами материального производства.

Или, тот же современный надстроечный политико-экономический фашизм "золотого миллиарда", проводимый в отношении остального мира - в основном, стал продуктом идеологии хваленого "западного" и "американского образа жизни". Разве этот самый цивилизованный базис породил соответствующую ему надстройку? - Нет! Все общественные отношения в развитых странах строятся на искусственном экономическом сверхблагополучии, когда средств существования хватает на поддержание всех социальных групп.

Но это зыбкая надстройка, лишь видимая часть айсберга, и первые же проблемы разрушат ее, как карточный домик. А потому, что ее подлинную, недвижимую основу (базис) должна составлять мораль (мировоззрение) общества. Социально развитые американцы и европейцы поддерживают свою цивилизацию не на основании самотечной сознательности, а за счет жесткого законодательства (или скорее, неотвратимости наказания, чего не наблюдается в коррумпированном исламском мире с жестокими законами). И стоит его нейтрализовать на государственном уровне, как их либеральное индивидуалистическое общество превратится в первобытное стадо. Чего не скажешь о традиционных нецивилизованных общинах, способных сохраниться в подобных условиях.

Например, деревенские жители с примитивным базисным натуральным хозяйством и надстройкой, в виде авторитарного совета старейшин, дадут большую фору выживания своим городским согражданам, у которых мораль не участвует в регуляции качества политико-экономических отношений. И подменена контролирующими «объективными» законами рынка (трудно поспорить, что одним из факторов совершенства надстройки является ее жизнеспособность). А разве моральный облик советского человека сталинской эпохи, зажатый самым "примитивным", нерыночным, искусственным базисом того времени, был ниже, чем у "новых средних русских"? – Нет! Был выше! И соответственно надстройка была прогрессивной, жизнестойкой, основанной на самотечной сознательности (воспитанной идеей и дисциплиной). А сегодня, если нам предоставить достойный базис, в виде жирной, благополучной жизни в индивидуальной скорлупе? - Скорее всего, мы еще больше погрузимся в состояние черствых циников, у которых будет и соответствующая нежизнеспособная паразитическая надстройка, основанная на собственной исключительности, как в фашистской Германии или в современном "золотом миллиарде".

Разве нынешнюю российскую надстройку определяет ее базис? - Только отчасти, а основную роль играет талантливая манипуляция нашим сознанием со стороны всевозможных пиар-технологов, формирующих необходимую манипуляторам мораль. А самая отъявленная безнравственность процветает у сословия "новых русских", имеющих самый качественный личный базис, либо достаточные возможности для его претворения. Но разве захотят (смогут) они построить справедливую или хотя бы прогрессивную надстройку? - Да плевать они хотели на общество с того момента, как стали от него относительно независимыми, и будут с пеной у рта отстаивать принципы рабовладельческого строя, как самой удобной для себя надстройки.

А низшие или средние слои общества, воспитанные в духе цинизма и смиренности, запуганные СМИ и зависимые от самых примитивных привычек – разве будут требовать с "новых русских" изменения базиса или надстройки? - Нет! Не тот моральный уровень.

С другой стороны, мы нередко наблюдаем талантливых личностей, организующих эффективные надстройки, в результате своей общественно-политической деятельности, но в то же время, совершенно неспособных (и/или не желающих по моральным соображениям) устраивать базис, даже личный. И опять не прослеживается необходимая закономерность соответствия базиса и надстройки.

На этом основании, следует подкорректировать законы Маркса и формулу базис-надстройка дополнить моралью, как важным коэффициентом (посредником), определяющим их самостоятельное и взаимодействующее состояние (и мало того, иногда становящимся отправной точкой - самим базисом). Но если мораль (характерные особенности личности и массы), все же исключена из этой формулы, как в случае функционирования либеральной рыночной экономики, то включается процесс жестокого естественного отбора и законы исторического материализма Маркса начинают действовать в полном объеме.



Рейтинг:   3.93,  Голосов: 30
Поделиться
Всего комментариев к статье: 40
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: Олегу Кошевому
kompozitor написал 08.07.2011 07:00
В Башкирии под Уфой АСПК (коммуна) превосходит все вместе взятые "коммуны" Израиля.
Комментарий - Ловушки исторического материализма
Афанасьев Г.П. написал 25.06.2011 20:46
Учение К.Маркса дает разные результаты его понимания в зависимости от теоретических оснований, взятых для его исследования. Сам Маркс основой своего учения считал власть природы, понимая в качестве нее диалектику: «диалектика царит во всей природе, включая общество и сознание », «наиболее общие законы природы являются основой целесообразной деятельности людей».
Следовательно, для объективного понимания Маркса нужно опираться, как и Маркс, на власть природы.
Любые другие основания, даже взятые у самого Маркса, не дадут объективного результата. Полученные с их помощью результаты будут демонстрировать лишь версию исследователя, а не самого Маркса. Не будут они объективными и в рамках власти природы. В лучшем случае, полученные результаты будут демонстрировать и ошибки Маркса и ошибки его исследователя, суть которых осталась для них недоступной. Именно таким результатом стало рассматриваемое исследование.
Исследования Маркса нужно проводить сквозь призму власти природы. Однако, исследования должны начинаться ни с применения диалектики к его учению, а с выяснения вопроса о правильности понимания Марксом власти природы как диалектики. В случае ошибочности такого понимания и выяснения объективного понимания власти природы открывается возможность решить все вопросы, решенные Марксом, с помощью объективного понимания власти природы, а затем сравнить их с его решениями на основе диалектики.
Исследование Маркса сквозь призму власти природы позволяет увидеть объективное содержание и ошибки его учения, а также возможность его применения к пониманию современных процессов общества.
Такое исследование учения Маркса проведено в Субстанциализме, представленном на сайте http://www.substanzialism.narod.ru.
Краткое изложение исследования представлено в Субстанциализм – высший этап и альтернатива марксизма. 2005, 12с. http://www.substanzialism.narod.ru/f50.htm
Власть природы является всеобщим критерием истины, поэтому она должна применяться в исследовании любых учений и решений проблем общества, а не только в отношении учения К.Маркса. Ее применение позволяет дать объективное решение любых проблем человечества.
Комментарий - Ловушки исторического материализма
Афанасьев Г.П. написал 25.06.2011 20:42
Учение К.Маркса дает разные результаты его понимания в зависимости от теоретических оснований, взятых для его исследования. Сам Маркс основой своего учения считал власть природы, понимая в качестве нее диалектику: «диалектика царит во всей природе, включая общество и сознание », «наиболее общие законы природы являются основой целесообразной деятельности людей».
Следовательно, для объективного понимания Маркса нужно опираться, как и Маркс, на власть природы.
Любые другие основания, даже взятые у самого Маркса, не дадут объективного результата. Полученные с их помощью результаты будут демонстрировать лишь версию исследователя, а не самого Маркса. Не будут они объективными и в рамках власти природы. В лучшем случае, полученные результаты будут демонстрировать и ошибки Маркса и ошибки его исследователя, суть которых осталась для них недоступной. Именно таким результатом стало рассматриваемое исследование.
Исследования Маркса нужно проводить сквозь призму власти природы. Однако, исследования должны начинаться ни с применения диалектики к его учению, а с выяснения вопроса о правильности понимания Марксом власти природы как диалектики. В случае ошибочности такого понимания и выяснения объективного понимания власти природы открывается возможность решить все вопросы, решенные Марксом, с помощью объективного понимания власти природы, а затем сравнить их с его решениями на основе диалектики.
Исследование Маркса сквозь призму власти природы позволяет увидеть объективное содержание и ошибки его учения, а также возможность его применения к пониманию современных процессов общества.
Такое исследование учения Маркса проведено в Субстанциализме, представленном на сайте http://www.substanzialism.narod.ru.
Краткое изложение исследования представлено в Субстанциализм – высший этап и альтернатива марксизма. 2005, 12с. http://www.substanzialism.narod.ru/f50.htm
Власть природы является всеобщим критерием истины, поэтому она должна применяться в исследовании любых учений и решений проблем общества, а не только в отношении учения К.Маркса. Ее применение позволяет дать объективное решение любых проблем человечества.
Олегу Кошевому
Истинный русский написал 25.06.2011 06:07
Отвези этого ебанутого К.Маркса в Израиль.Там у них есть коммуна его.Пусть там красуется со своим пузатым Капиталом.
Автор настолько исказил Маркса,
ooleg написал 22.06.2011 00:42
что разговаривать с ним даже не о чем. Только развести руками. В сущности он предложил нам новое "толкование" Маркса ввел какие-то смешные понятия "справедливости", "права" и т.д. у маркса нет таких понятий (они появляются дальше у других авторов, как способ агитации и пропаганды). Обсуждение сразу можно закрыть - нет предмета разговора.
(без названия)
Силард написал 21.06.2011 07:46
Извиняюсь за ошибку в номерации фрагментов из "Введения Энгельса...". Торопился, боясь, что перебьет кто-нибудь. Надеюсь, умные разберутся, что предпоследний "блок" - номер семь, последний - номер восемь.
продолжение 7 "Введение Ф.Энгельса..."
Силард написал 21.06.2011 07:19
И таков экономический строй всего нашего современного общества; рабочий класс является тем единственным классом, который производит все стоимости.
Ибо стоимость есть лишь иное выражение труда, такое выражение, которым в нашем современном капиталистическом обществе обозначается количество общественно необходимого труда, заключающегося в определенном товаре. Но эти производимые рабочими стоимости не принадлежат рабочим. Они принадлежат собственникам сырья, машин, орудий и авансируемых средств, которые позволяют этим собственникам покупать рабочую силу рабочего класса. [...].
Раскол общества на немногочисленный непомерно богатый класс и на огромный неимущий класс наемных рабочих приводит к тому, что это общество задыхается в своем собственном изобилии, в то время как огромное большинство его членов едва защищено или совсем не защищено от самой крайней нужды. Такое состояние общества с каждым днем становится все более нелепым и все более ненужным. Оно должно быть устранено, и оно может быть устранено. [...].
Лондон, 30 апреля 1891 г. Фридрих Энгельс
(без названия)
Силард написал 21.06.2011 07:17
Затруднение, о которое разбивались усилия лучших экономистов, пока они исходили из стоимости "труда", исчезает, как только мы вместо этого берем за исходный пункт стоимость "рабочей силы". В нашем современном капиталистическом обществе рабочая сила является товаром, как и всякий другой, но все же товаром совершенно особого рода. Дело в том, что товар этот обладает особенным свойством - быть силой, создающей стоимость, источником стоимости, притом - при надлежащем употреблении - источником большей стоимости, чем та, которую он сам имеет. При современном состоянии производства человеческая рабочая сила не только производит за день стоимость, превышающую ту, которую она сама имеет и в которую она обходится; с каждым новым научным открытием, с каждым новым техническим изобретением этот избыток дневного продукта рабочей силы над дневными издержками на нее возрастает; следовательно, та часть рабочего дня, в течение которой рабочий производит возмещение своей дневной заработной платы, сокращается, а, с другой стороны, та часть рабочего дня, в течение которой рабочему приходится даром отдавать капиталисту свой труд, не получая, за это платы, удлиняется.
продолжение 6 "Введение Ф.Энгельса..."
Силард написал 21.06.2011 07:15
Итак, самое большее, что он может продать, - это свой будущий труд, то есть он может взять на себя обязательство выполнить определенную работу в определенное время. Но тем самым он продает не труд (который еще только должен быть выполнен), а предоставляет в распоряжение капиталиста за определенную плату на определенное время (при поденной заработной плате) или для выполнения определенной работы (при поштучной заработной плате) свою рабочую силу: он отдает в наем, иначе говоря, продает, свою рабочую силу. Но эта рабочая сила срослась с личностью рабочего и не отделима от нее. Поэтому издержки ее производства совпадают с издержками производства самого рабочего; то, что экономисты называли издержками производства труда, и представляет собой издержки производства рабочего, а, следовательно, - издержки производства рабочей силы. Таким образом мы можем от издержек производства рабочей силы перейти к стоимости рабочей силы и определить количество общественно необходимого труда, требующегося для производства рабочей силы определенного качества, - что и сделал Маркс в разделе о купле и продаже рабочей силы. ("Капитал", т.1, гл. IV, радел 3). [...].
продолжение 5 "Введение Ф.Энгельса..."
Силард написал 21.06.2011 07:14
Мы живем в настоящее время в условиях господства капиталистического производства, при котором большой и все возрастающий класс населения может существовать лишь в том случае, если он работает за заработную плату на владельцев средств производства - орудий, машин, сырья, и жизненных средств. В условиях этого способа производства издержки производства рабочего заключаются в той сумме жизненных средств, - или в той их денежной цене, - которая в среднем необходима для того, чтобы сделать его трудоспособным, сохранить его трудоспособность и, когда он выходит из строя в следствии старости, болезни или смерти, заменить его новым рабочим, то есть чтобы обеспечить сохранение и увеличение в необходимом размере рабочего класса. (...).
Сколько бы мы не изворачивались, мы не выпутаемся из этого противоречия до тех пор, пока будем говорить о купле и продаже труда и о стоимости труда. Так оно и было с экономистами. Последняя представительница классической политической экономии, школа Рикардо, потерпела крах в значительной мере из-за того, что не смогла разрешить этого противоречия. Классическая политическая экономия зашла в тупик. Человеком нашедшим выход из этого тупика, был Карл Маркс.
То, что экономисты рассматривали как издержки производства "труда", являются издержками производства не труда, а самого живого рабочего. А то, что этот рабочий продает капиталисту, представляет собой не труд рабочего. "Когда его труд действительно начинается, - говорит Маркс, - он перестает принадлежать ему и, следовательно, не может быть им продан". (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.23, с.547.Ред.).
продолжение 4 "Введения Ф.Энгельса..."
Силард написал 21.06.2011 07:12
Но как только экономисты применили определение стоимости трудом к товару "труд", они из одного противоречия впали в другое. Чем определяется стоимость "труда"? Заключающимся в нем необходимым трудом. Но сколько труда заключается в труде рабочего за один день, одну неделю, один месяц, один год? Труд одного дня, одной недели, одного месяца, одного года. Если труд есть мера всех стоимостей, то "стоимость труда" мы можем выразить только в труде. Но мы абсолютно ничего не знаем о стоимости одного часа труда, если нам известно лишь, что она равна одному часу труда. Этим мы ни на йоту не приблизились к цели; мы продолжаем вращаться в заколдованном кругу.
Тогда классическая политическая экономия сделала попытку в другом направлении; она сказала: стоимость товара равна издержкам его производства. Но что такое издержки производства труда? Чтобы ответить на этот вопрос экономисты должны были совершить некоторое насилие над логикой. Вместо издержек производства самого труда, которых, увы, нельзя установить, они исследуют, что представляют собой издержки производства рабочего. А эти издержки установить можно. Они изменяются в зависимости от времени и обстоятельств, но при данном состоянии общества, в данном месте, в данной отрасли производства они являются величиной данной, по крайней мере, данной в довольно узких, пределах.
продолжение 3. "Введения Ф.Энгельса..."
С написал 21.06.2011 07:11
Политическая экономия сталкивается с фактом, что цены всех товаров, в том числе и цена того товара, который она называет "трудом", непрерывно изменяются; они повышаются и понижаются под влиянием весьма различных обстоятельств, которые часто не находятся ни в какой связи с производством самого товара, так что кажется, будто цены вообще определяются чистой случайностью.
Когда политическая экономия выступила как наука, одной из первых ее задач было найти закон, который скрывается за этим кажущимся господством случайности, над товарными ценами и который в действительности сам господствует над этой случайностью.
В рамках непрерывных изменений товарных цен и колебаний их то вверх, то вниз наука искала устойчивый центр, вокруг которого эти изменения и колебания совершаются. Словом, она отправлялась от товарных цен для того, чтобы отыскать в качестве регулирующего их закона стоимость товаров, исходя из которой можно было бы объяснить все колебания цен и к которой все они могли быть в конечном итоге сведены.
И вот классическая политическая экономия нашла, что стоимость товара определяется заключающимся в нем трудом, необходимым для его производства. Этим объяснением она удовольствовалась. Мы тоже можем пока на этом остановиться. И только во избежание недоразумений я считаю нужным напомнить, что в настоящее время это объяснение стало совершенно недостаточным. Маркс впервые основательно исследовал свойство труда создавать стоимость и при этом нашел, что не всякий труд, который кажется необходимым или даже действительно необходим для производства товара, при всех условиях придает этому товару стоимость такой величины, которая соответствует затраченному количеству труда.
Следовательно, если мы в настоящее время вместе с такими экономистами, как Рикардо, говорим просто, что стоимость товара определяется необходимым для его производства трудом, то при этом мы всегда подразумеваем сделанные Марксом оговорки. Этого указания здесь достаточно: остальное можно найти у Маркса в работе "К критике политической экономии". 1859 г., и в первом томе "Капитала".
продолжение (№2) "Введения ф. Энгельса...."
Силард написал 21.06.2011 07:09
Другое дело, когда новое издание предназначено, можно сказать, исключительно для пропаганды среди рабочих. В этом случае Маркс безусловно привел бы старое, относящееся к 1849г. изложение в соответствии со своей позднейшей точкой зрения. И я уверен, что, внося в это издание некоторые изменения и добавления, необходимые для того, чтобы во всех существенных пунктах достигнуть такого соответствия, я действую вполне в его духе. [...].
Все внесенные мной изменения относятся к одному пункту. Согласно оригиналу, рабочий за заработную плату продает капиталисту, - свой труд, согласно теперешнему тексту, - свою рабочую силу. По поводу этого изменения я должен дать разъяснение. Разъяснение рабочим, чтобы они видели, что здесь перед ними не пустое буквоедство, а, напротив, один из важнейших пунктов всей политической экономии. Разъяснение буржуа, чтобы они могли убедиться, насколько необразованные рабочие, для которых легко можно сделать понятными самые сложные экономические выводы, превосходят наших заносчивых "образованных" людей, для которых такие запутанные вопросы остаются неразрешимыми на всю жизнь. Классическая политическая экономия заимствовала из промышленной практики ходячее представление фабриканта, будто он покупает и оплачивает труд своих рабочих. Этого представления было вполне достаточно фабриканту для ведения дел, для счетоводства и калькуляции цен. Однако, будучи наивным образом перенесено в политическую экономию, это представление породило там совершенно поразительные заблуждения и путаницу.
Очередному критику Маркса.
Силард написал 21.06.2011 07:06
Автор статьи "Ловушки исторического материализма" либо - невежа, НЕ ЗНАЮЩИЙ марксизм, например, механизм капиталистической - незримо-экономической эксплуатации, но "что-то там такое слыхавший об этом" и "ориентируясь по слухам" (как наверное будут ориентироваться другие невежи-незнающие - прочитав его статью), отталкиваясь-исходя из искаженных, совершенно превратных представлений, - бодро-смело рассуждать-критиковать учение Маркса, либо - негодяй-провокатор, со знанием дела подбрасывающий в общество антимарксистские статейки, который сначала перевернет-изменит-подтасует-извратит суть и положения открытий и учения Маркса, а потом критикует эти, якобы марксистские ошибочные положения и открытия. (Я склоняюсь больше к первому варианту. Т.е., - невежа).
Я даже половины его статьи не осилил-не прочитал, мне хватило! Чтобы понять, что если автор так врет-искажает Маркса, то далее не стоит и читать эту мерзкую чушь!
А незнающим механизм незримо-экономической эксплуатации указываю первоисточник, из которого можно узнать: тоненькая брошюрка Маркса "Наемный труд и капитал", (Политиздат, 1983г.).
Вот Введение Ф.Энгельса к изданию 1891 года.
"Предлагаемая работа была впервые опубликована в 1849г. [...]. В основу ее положены лекции, читанные Марксом в 1847г. в Немецком рабочем обществе в Брюсселе. Полностью работа напечатана не была... [...].
В сороковых годах Маркс еще не завершил своей критики политической экономии. Это было сделано лишь к концу пятидесятых годов. Поэтому его работы, появившиеся до выхода первого выпуска "К критике политической экономии" (1859г.), в отдельных пунктах отклоняются от работ, написанных после 1859г., и содержат выражения и целые фразы, которые с точки зрения позднейших работ, являются неудачными, и даже неверными. Само собой разумеется, что в обычных изданиях, предназначенных для читающей публики вообще, должна найти себе место и эта более ранняя точка зрения автора, составляющая одну из ступеней его духовного развития, что и автор, и публика имеют бесспорное право на перепечатку этих более ранних произведений без всяких изменений. При подобном издании мне и в голову не пришло бы изменить в этих произведениях хотя бы одно слово.
(продолжение во втором послании)
"Но разве захотят (смогут) они построить справедливую или хотя бы прогрессивную надстройку?"...
николай кудакин написал 19.06.2011 02:47
странная статейка... о чем и для чего тоже не совсем и определишь...
по марксу, надстройка никогда не определяет базис, но оказывает на него взаимное воздействие и не более того... и это есть те, как правило национальные особенности в надстройке с одинаковым базисом, т.е. с одинаковыми по сути производительными силами...
что касаемо морали, то есть буржуазная мораль и есть народная трудовая мораль, т.е. любые явления и сущности имеют собой классовое содержание, а по простому и по марксу опять же, общественное бытие определяет общественное сознаниею...
а все остальное есть просто мелкобуржуазное словоблудие и защита капитала... не надо пенить массам зрение и классовый подход...
Re: Ольге
СМ написал 18.06.2011 20:19
Передовой, прогрессивный базис, выпускающий совершенную продукцию может быть и асоциальным. Но разве он сподвиг немцев к аморальному расизму (надстройке)?
Вот например, материальное производство - базис в предвоенном СССР был не менее жестким, но однако, способствовал интернациональной, нравственной морали советских граждан.
Хорошим базисом можно ковать как плуги, так и плахи. В зависимости от морали-мотивации "базисного" кузнеца.
Re: Re: Ольге
Ольга написал 18.06.2011 00:34
Производственные отношения в гитлеровской Германии были капиталистическими. Учитывая то, что еще в 1918 году пролетариат Германии пытался осуществить социалистическую революцию, вряд ли можно считать капиталистические производственные отношения в Германии передовыми.
С 1934 года средняя продолжительность рабочего дня увеличилась с 8 до 10—12 час., а реальная заработная плата уже в 1935 г. составляла всего 70% заработной платы 1933 г.
Закон о порядке национального труда 1934 г. делал предпринимателя полным хозяином для рабочих данного предприятия. Он определял продолжительность рабочего дня, виды вознаграждения, размеры штрафов и положения о проступках, влекущих немедленное увольнение без предупреждения.
До этого по конституции Веймарской республики рабочие советы участвовали в определении размеров заработной платы и условий труда, т.е. у рабочих имелись существенные социальные завоевания.
В 1938 г. в Германии была введена всеобщая трудовая повинность: любого трудящегося могли послать в административном порядке на любую работу в любой район страны независимо от профессии.
Если у СМ единая мораль с российскими олигархами и она для него первична, что же, это дело личное.
А в Германии война за колонии была нужна крупному капиталу. Эту войну он начал еще в 1914 году. Но она закончилась Версальским договором, грабительским по отношению к населению Германии. После Первой мировой войны у Германии отобрали 13% территории, все вооружение, включая военно-морской флот, было конфисковано. Страну поразил промышленный кризис с гиперинфляцией и безработицей. Это не могло не способствовать росту националистических настроений.
Чтоэто такое?
Прохожий написал 17.06.2011 20:12
Это - божий промысел! Всеулители МАркса не очень умные. Это сделано для того, чтобы умные смогли построить на земле Божие Царство - Коммунизм!
Карл Маркс
Чалдермус написал 17.06.2011 19:13
Была у меня книга Капитал,бумаги мягкие.Я использовал листы книги как туалетная бумага.Хорошо обслуживает.
Мраксизма - сахолосчтичесчки-матиматичесчкое вучение...
wolodja написал 16.06.2011 22:55
отасюда и вусе ноги расчтут: ва нема вусе канцы с корнцами сходятца... но ва Мире вусене така...
1 | 2 | >>
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss