Кто владеет информацией,
владеет миром

Два подвига Солженицына, о которых мы забыли

Опубликовано 11.12.2008 автором в разделе комментариев 85

Два подвига Солженицына, о которых мы забыли

ТОТАЛИТАРНЫЙ ГУМАНИСТ

Я верю в человека без затей:

Семейного, растящего детей,

Гораздого на мелкие уловки.

(Мария Протасова)

 

Почему о некоторых мертвых можно говорить правду

Огромное количество не только экономических, но и общественных норм и представлений, бытующих в современной России, порождено не более и не менее, как дурным переводом с английского. Начиная с административной реформы 2004 года и кончая пониманием фразы «патриотизм - последнее прибежище негодяя» как осуждения патриотизма (разумеется, исключительно российского, но ни в коем случае не британского или, упаси боже, американского), - постоянно приходится сталкиваться с патологической неграмотностью российской «образованщины» (и отнюдь не только либеральной, кстати), верующей в свой fluent English десятилетней давности, как в истину в последней инстанции.

К этой же категории относятся и чудные люди, которые при кончине всякого хоть сколь-нибудь неоднозначного персонажа торжественно надувают щеки и провозглашают: «О мертвых - либо хорошо, либо ничего!» И минимальная тактичность по отношению к недавно усопшему всякий раз не дает заткнуть фонтан этих очаровательных нравоучителей длинным списком покойников, в отношении которых они сами не соблюдают собственной максимы. Возьмем, например, Гитлера: что, тоже «или хорошо - или ничего»? Или для вас Гитлер «живее всех живых»? Ваше «знамя, слава и оружие»?

Конечно же, нет: это нормальные люди. Просто их моральное чувство кастрировано недостатком знаний (у некоторых, впрочем, наоборот) - и они просто не подозревают, что это правило, как и многие другие, применимо лишь к обычным людям и не действует в отношении общественно значимых персон. У последних в принципе нет privacy - просто потому, что даже их безусловно частная жизнь влияет (или может повлиять) на все общество и потому важна для него.

Эту норму (не только журналистики, но и жизни) прекрасно сформулировал один из наших мэтров, заявивший, что его СМИ никогда не сообщит без согласия участника событий даже об инфаркте дочери президента, не занимающейся политикой, но без колебаний расскажет о малейшей царапине на пальчике другой его дочери, являвшейся советником своего папы.

И мы имеем право обсуждать (и осуждать, если на то пошло) частную жизнь влияющих на нашу страну и не общество людей точно так же и по тем же причинам, по которым мы имеем право думать, - и полностью лишены этого же права в отношении собственного соседа по лестничной площадке.

Так забавно устроен мир: в некоторых отношениях бык безусловно выше Юпитера, а кошка, в отличие от придворных и даже других королей, может не только смотреть на короля, но и чихать на него.

И сказать «о мертвых либо хорошо, либо ничего» о том же Солженицыне (или Ельцине) - значит признать, что со своей смертью они мгновенно утратили все свое общественное значение, превратившись в обычных, рядовых граждан.

Это так в отношении огромного количества пыжащихся при жизни деятелей, - но в отношении конкретно этих людей, безусловно, неверно.

Они еще как минимум десятилетия будут оставаться символами нашей истории и влиять на сознание, а значит - и на всю жизнь российского народа. Если тот, конечно, сумеет завершить свое только начавшееся формирование, а затем и сохранить себя.

 

Разочарование Солженицыным

Моя работа заставляет меня знать о многих людях значительно больше плохого, чем хотелось бы. Но я буду говорить лишь об общественно значимом - ибо мы знаем множество людей, которым омерзительные черты характера и чудовищные страницы биографии не помешали сыграть позитивную роль в истории своих народов, а то и всего человечества.

Нельзя торопиться судить Солженицына и за возврат в глубоко чуждую ему страну, где его голос сразу был заглушен новой социальной средой (кому приходилось выбирать между нищетой и забвением там и только лишь потенциальной возможностью забвения здесь, пусть и судит; до него этот выбор сделали Горький, Куприн, Вертинский, а в нашу эпоху - Зиновьев), и за дачу Абакумова с молчанием по поводу наиболее болезненных несчастий своей страны (из-за которого страна его и не поняла). Причиной то ли здоровье, то ли семья, - но слово «олигарх», во всяком случае, успел ввести в обращение именно он, и лишь потом неграмотные «олигофренды» стали платить не менее неграмотным представителям второй древнейшей профессии по 50 долларов (большие деньги в то время) за каждое упоминание этого слова.

Солженицын ведь совершал подвиг в Советском Союзе и для советского народа, - а они исчезли, погибли. Бурьяну же нового, пробивавшимся на руинах его страны - собирающим себя по кусочкам России и складывающемуся российскому народу - он оказался чужд и, в общем, не нужен, причем, похоже, эта чуждость и непонимание были обоюдными.

Здоровые ошметки старого общества отчаянно нуждались в хотя бы моральном ориентире, - но, ознакомившись со взглядами единственного реального кандидата, отходили озадаченные, а то и ошарашенные, а его отстранение от наиболее острых проблем (вроде морального облика высшего урководства страны) отстраняло его и от страны в целом.

Повторилась история декабристов, вернувшихся после почти четверти века каторги и ссылки, неся urbi et orbi свет открывшихся им истин, в совершенно иную Россию, оказавшуюся им глубоко чуждой. По живому свидетельству Герцена, тогдашнее российское общество - как и нынешнее в отношении Солженицына - нашло в себе силы и такт не заметить неактуальности, а то и неадекватности энергично проповедуемых ими воззрений и не отвергло этих (по тогдашним меркам) стариков, отнесясь к ним с уважением, а часто и с любовью.

Но каково им было, когда они осознали это, - и каково пришлось Солженицыну, когда он это понял, - мы уже никогда не узнаем.

Он еще сделал великое дело - написал «200 лет вместе», честную и чистую, предельно объективную книгу, вызвавшую именно поэтому животную ненависть как у крайних националистов и религиозных фундаменталистов, искренне убежденных в том, что Гитлер авансом дал пожизненное отпущение всех без исключения грехов всем им и их потомкам, так и у антисемитов.

Но, даже оказавшись неактуальным в своей стране, он вполне мог стать, в православной традиции, «старцем» - носителем своей собственной правды, к которой может припасть нуждающийся именно в ней.

Не стал.

То ли не хватило сил (лет ему было уже много, и каких лет!), то ли обессилил его страх за благополучие семьи (еще раз: кто не боялся за детей, тот пусть и осуждает), то ли был он как глубоко советский человек уже внутренне чужд тем паломникам и ходокам, которые могли прийти к нему, то ли призыв к отказу от борьбы (о котором речь пойдет ниже) стал привычкой, частью личности.

И плата за это оказалась чудовищной, потому что мы живем в несправедливой стране: что бы плохого, возможно, ни сделал Солженицын в мало известном широкой публике прошлом и какие бы недостатки он не имел, он в любом случае не заслужил от России такого чудовищного пинка и плевка вслед, каким стало - просто по факту личности автора - хвалебное и прочувственное слово о нем не кого-нибудь, а Чубайса.

 

Совесть народа, покончившего самоубийством

Многих раздражает навязшее в ушах бесконечно и истерически повторяемое сонмом кликуш вкупе с апелляциями к Льву Толстому клише «совесть народа».

Профессиональные болтуны достанут кого угодно, - но даже они способны порой, как в ересь, впасть в правду.

Мы ведь действительно забыли, в какой стране живем. «Золотая осень» брежневского застоя застит глаза, - но это отнюдь не повод забывать, кто и каким образом сажал яблоньки, давшие в то время свои первые и единственные плоды.

На протяжении как минимум первой половины своего существования Советский Союз был предельно жестоким внутри себя обществом (ничего странного в этом нет - нынешнее английское право тоже выросло из массового изгнания крестьян с земли с последующим повешением всех пойманных за бродяжничество).

Эта жестокость, запустившая механизм естественного отбора и превратившая советских людей в действительно уникальную по высоте личных качеств совокупность, достигала максимума отнюдь не в политике государства, часто пытавшегося по мере возможности сдержать зверства, но в отношениях друг к другу обычных людей, контуженных двумя беспредельными по ожесточению и бедствиям войнами, а также разнообразными волнами репрессий и агрессивных пропагандистских кампаний.

Мы действительно забыли, как сказал один мудрый человек после фильма «Сорок первый», «какой ценой завоевана Советская власть».

Еще в начале 60-х годов офицеров Советской армии во многих городах Донбасса жестоко наказывали за грубое нарушение дисциплины, если они выходили за ворота гарнизона без пистолетов. И дело не в каком-то там национализме - на Восточной Украине его просто не было, как нет и сейчас, и не в ненависти к армии - ее офицеров и даже солдат тогда только не носили на руках, так как память о войне была еще совсем свежей, - а в мелкой уголовной преступности, носившей массовый, почти тотальный характер и представлявшей собой абсолютную угрозу для большинства советских людей.

Другой пример: мы стыдливо забыли, как в огромном количестве даже относительно интеллигентных семей ненавидели в нашей стране своих детей даже еще и в 50-е годы. Да, это во многом было закономерным результатом запрета абортов в условиях отсутствия сколь-нибудь нормальных бытовых условий, сделавшим огромную долю детей нежеланными и превращавшим их в огромную проблему для родителей, - но просто задумайтесь, каково жить (даже взрослым) в стране, где огромную часть детей ненавидят их же собственные родители, и это считается нормальным!

Сейчас это прочно забыто, потому что помнящие это, в том числе и на своем примере, за редчайшим исключением молчат, - а общественное мнение успешно создают люди, выросшие в нормальных семьях. Но факт заключается в том, что в нашей стране, в нашем обществе нормальность отнюдь не всегда и не везде была нормой. И мы должны помнить это хотя бы для того, чтобы понимать, каким подвигом было простое выживание, не говоря уже об общественно активности российских гуманистов в 20-50-е годы, каким подвигом (а отнюдь не естественным процессом) стала гуманизация нашего общества в 60-е годы и каких трудов стоило сохранить ее на жизни следующего поколения - в 70-е и 80-е.

Гуманизация советского общества началась лишь после смерти Сталина. Ключевую роль в ней сыграл Хрущев, не ценимый нами за подвиг самоотречения - отказ от борьбы за власть ради сохранения спокойствия и только-только достигнутого бытового комфорта советских людей (правда, платой за этот акт гуманизма - или предательства, если смотреть с другой стороны - стало загнивание общества и его крах в Катастрофе распада Советского Союза).

Однако начата гуманизация была все же не им, а главным либералом сталинского периода - Берией. Отрицать это сложно: он провел две (точнее, обе) крупные амнистии сталинского и ближайшего послесталинского времени, он первый задумался о воссоединении Германии и отказе от конфронтации с Западом, он первый потребовал сокращения военных расходов (ибо милитаризация СССР не сократилась после Победы, а продолжала расти, так как Сталин ждал войны с США) ради роста уровня жизни (потом это осуществил Хрущев). И тем не менее - вдумайтесь в эту непереводимую игру слов: мы - части общества, главным либералом и гуманистом которого еще недавно был Берия!

Эта печать не из тех, что изглаживается за два-три поколения, она и сегодня сохраняется в большинстве нас.

Так или иначе, всерьез гуманизацию СССР начал именно Хрущев - в этом его бесспорная историческая заслуга. И, лишь когда уровень жизни вырос, появились общедоступные потребительские товары и даже бытовая техника (телевизоры, холодильники, радиолы и даже стиральные машины!), - у передохнувшего общества, члены которого удостоверились наконец в личном выживании, появилась потребность в совести.

Эту потребность и выразил Солженицын - и его зовут «совестью народа» именно за это и потому справедливо.

Да, во многом он был, выражаясь словами Шаламова, «лакировщиком действительности», - и это видно в ряде описаний им даже собственных мотиваций.

Но гуманизирующееся сознание советского общества в принципе не могло воспринять слишком жестоких картин - и, соответственно, его же собственной вчерашней реальности: они мгновенно превышали «болевой порог» и вызывали шок, прерывающий восприятие.

Именно поэтому подвиг Шаламова, описавший лагерную реальность объективно и адекватно (как и Глазунова, создавшего потрясающий графический цикл о блокаде Ленинграда, и Шостаковича, и еще многих других), канул в Лету и доступен теперь лишь специалистам: для гуманизированного сознания честно отраженная им реальность была слишком жестокой - жестокой до такой степени, что оно ослеплялось болью и лишалось возможности воспринимать ее.

Солженицын же, разбавив ужас патокой сентиментальности, сделал его воспринимаемым массовым интеллигентским сознанием. Лакировка действительности позволила смотреть на нее, не будучи ослепленным ужасом.

И общество - вполне справедливо - благодарно ему за это и по сей день.

 

Гуманитарное самоотречение

Вторым не понятым в свое время и ныне забытым подвигом Солженицына, безусловно, является призыв «жить не по лжи».

И по сей день воспринимается он как призыв к сопротивлению, - но давайте вспомним, каково же было его практическое значение?

Этот призыв, находящийся в русле народнической традиции «малых дел» и представлявший собою реинкарнацию толстовского «непротивления злу насилием», открыл миллионам советских интеллигентов (в том числе разбуженных самим Солженицыным к осознанию общественных проблем) не путь, но тропинку к относительно нормальной жизни. Он показал, как можно сохранять себя и свои взгляды, не вступая в открытую борьбу с режимом, но и не предавая их, как можно воспитывать детей, не чувствуя себя предателями (причем не только своих убеждений, но и своих детей), - и вместе с тем поддерживая повседневный бытовой комфорт.

Поэтому, формально будучи призывом к нонконформизму, на деле это был колоссальный урок конформизма, преподанный целому народу, - и позволивший ему жить (а точнее, доживать) относительно мирно до самой его бесславной и трагической гибели в Катастрофе распада СССР, продолжающейся в иных формах и по сей день.

Конечно, можно говорить, что этот урок, позволивший целому поколению советских людей избежать прямой борьбы за лучшее будущее, за лучшую страну, сыграл свою роль в последующей катастрофе и даже стал одним из ее факторов, - но это отнюдь не отменяет его гуманистического характера и того, что для Солженицына как политика (а при запрете публичной политики поэты и писатели приобретали политическое значение автоматически) он был актом самоотречения.

Солженицын вполне мог стать подобием аятоллы Хомейни или Ганди (но отнюдь не нелепого и беспомощного Троцкого, живущего собственными иллюзиями и убитого сразу же после того, как у «Хозяина» отпала в нем надобность), - проповедником, слово которого вело бы миллионы разбуженных им людей на героическую борьбу за лучшее будущее. Он мог даже после своей высылки - он имел силу - толкнуть эти миллионы на открытое столкновение с режимом и, вынудив его защищаться и в ходе это защиты автоматически стать бесчеловечным, попытаться либо разрушить, либо преобразовать его.

Он мог стать пророком, а повезет - так и национальным лидером, - и отказался от этого сам.

Есть подозрение, что сознательно - и отнюдь не из страха бессилия: люди, прошедшие войну и лагеря, боятся несколько иного, чем остальные. Да и неуверенность в себе несовместима с образом человека, без тени сомнения перекраивавшего под свои вкусы не что-нибудь, а сам русский язык.

Призыв Солженицына к отказу от активной борьбы был вызван иным - неприятием того, что ее ценой стала бы жизнь, свобода или, по крайней мере, комфорт обыденной жизни тех самых миллионов поверивших ему людей, которых он в рамках логики политической борьбы должен был превратить в «пушечное мясо».

Многие наши демократы, либералы и человеколюбы делали (или пытались сделать это) не моргнув глазом, не испытывая ни малейшего внутреннего колебания.

Наскрозь тоталитарный Солженицын этого не сделал, - дав возможность относительно нормально жить в нашей стране миллионам не приемлющих ее граждан. Он сберег их, помог им сохранить бытовой и душевный комфорт, помог им отказаться от борьбы за лучшее будущее, не теряя лица в собственных глазах. Тем самым он, возможно, лишил Советский Союз и советский народ возможности сохраниться, пройдя в том или ином виде, через внутреннюю борьбу, по китайскому пути, - но ведь эта борьба могла кончиться и крахом, а так он сохранил бытовой комфорт верящим в него представителям интеллигенции.

Да, они потом в значительной степени уехали, - но именно он дал им возможность нормально прожить жизнь и воспитать детей, пользуясь возможностями Советского Союза. И сегодня они и их дети, доживающие в Америках, Германиях и Израилях, конечно же, благодарны ему.

И урок осознания этого значительно шире, чем простая благодарность недавно умершему старому великому человеку или горечь по поводу сознательного отказа от борьбы за лучшее будущее целого поколения интеллигентов.

Это фундаментальный философский и политический урок, показывающий на конкретном, весьма убедительном и вполне доступном примере, что даже тоталитарно настроенный человек может быть самым настоящим гуманистом.

«Когда б вы знали, из какого сора...», - но даже тоталитаризм может быть гуманен. Понятно, что это открытие огорчит многих либерально настроенных представителей «образованщины» (в терминах Солженицына), ради сохранения догм своей «общественной религии» не желающих знать своей истории, - но это открытие бесспорно.

А вот при каких исторических обстоятельствах гуманизм хорош, а при каких вреден, - а вот это уже совсем другой разговор.



Рейтинг:   1.72,  Голосов: 60
Поделиться
Всего комментариев к статье: 85
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
(без названия)
Борис Викторов (Полковник) написал 11.12.2008 06:00
Страшная статья. Для меня лично страшная - и не в Солженицине дело, дело в самом Делягине. Комментаторы, неужели вы ничего не поняли и не почуствовали? Сеанс политического стриптиза или самоубийства. Боже мой, какой наивный и недалекий человек, какое примитивное сознание - и это лучшее, что у нас есть?!
делягин -эконом не философ
Николай написал 11.12.2008 05:52
Михаил не понял двух простых вещей про великого Зэка -он патологически ненавидел советскую власть и евреев,которых он считал носителями этой властию Второе он абсолютизировал себя,хотя мыслитель был совсем никудышний 200 лет вместе- Михаил не знает истории препубликации этой дешевенькой брошюркигде-то в донбассе под чужой фамилией и тд Все что возвеличивала советская власть- все это становилось недругом зека народовольцы, Герцен,Чернышевский, Ленин Беломор-канал , Зек ветров никогда по правде не жил -это третье что не усвоил Делягин достаточно вспомнить историю с повесившейся машинисткой и письма зека в Госдеп о немедленном присуждении Нобеляю Четвертое Признав себя пророком в Вермонте зек возвратился - и здесь его встретили в одном доме с ним живший чубайс . на Нтв -гусинский-кругом одни евреи. Поневоле рехнешся Резюме Делягину лучше писать про эконом кризис ,до философии он не дотягивает и получается одно пустобрехсво и наводка теней
Re: Берия -гуманист?
Т? написал 11.12.2008 05:28
Александр Исаевич Солженицын - одно из самых главных орудий в руках Запада в холодной информационно-психологической войне против СССР.
Это отнюдь не преувеличение.
Во время холодной войны против СССР были использованы в разной степени эффективные слоганы - формулы коммуникативного управления - банального либерального ряда: права человека, свобода слова, демократизация, свободный рынок..В Германии не нашлось автора, заклеймившего на весь мир немцев за злодеяния Второй мировой войны..Нет автора, проклявшего всех китайцев и Китай за десятки миллионов жертв культурной революции.
Даже в Камбодже не вырос пока свой Солженицын, хотя чуть ли не половину населения забили мотыгами.
Зато он появился в СССР http://www.chelemendik.ru/ShowDoc.php?d=55===на мой взгляд справедливое и здравое суждение\когда идет речь о НАРОДЕ мерки нужно иметь\
Re: Берия -гуманист?
Странник - Филиппову С.П. написал 11.12.2008 05:12
А почему бы и нет, Сергей Павлович?
Если не придираться к словам, - то разве это не общепризнанно? - что многие "телодвижения" Советской Власти в сторону "Весенней оттепели 60-х" - после смерти И.В.С, - произошли - не вопреки, - а именно - благодаря Л.П.Берия?
Да, его можно и должно упрекать. И судить за содеянное.
И его осудили. Кстати, С.П., судом - неправдным, в кулуарах, - собрались, - как тати(воры!) в нощи, - заманили его в ловушку... А потом... Привязали к крюку на деревянном щите на бетонной стене в бункере.. и стрельнул его, - кажется, генерал Батицкий? Из трофейного парабеллума. Стреляли - в лоб. И даже не потрудились снять с его лица пенсне... Во как торопились!... Вот это "Суд"... Э?
Но, С.П., - разве он не был, - как Все там! - заложником всей этой - чудовищно-порочной Советской Коммунистической "системы"?
А почему - рядом с ним, с Л.П.Б., - не "шлепнули" еще многих, - о необходимости судить и повесить(за яйцЫ)которых сегодня говорят - все больше и больше?
Ведь, С.П., - правда же?
Но. Справедливость не бывает - наполовину: она - либо есть, либо - ее нет...
Мож, потому мы сегодня и имеем - то, что имеем?
А сегодня мы, и Вы, в том же числе, с ожесточенным сердцем вопрошаем: "Берия? - либерал"??
А давайте усомнимся в том, - что если бы он - с опозданием! - но многого чего не сделал, - состоялись бы мы с Вами сегодня?
И была ли бы тогда вообще - та самая "Весна" 60-х?
Есть такая поговорка: "Постоянство - признак ограниченности"... Это для тех, кто не умеет - под давлением неопровержимых фактов и доказательств - менять свои представления и даже - убеждения...
А есть еще и такая: "Лучше поздно, чем никогда"... Что тут - непонятного? - С.П....
А еще, кажется, Ф.М.Вольтер? - сказал: "Раскаяние - никогда! не бывает бессмысленным"...
Может быть, вот это и есть - тот путь понимания роли Л.П.Б. в столь запутанной Советской Истории...
Но говорить об этом можно - бесконечно, С.П....
Так и не понял, что он хотел сказать.
-B-W написал 11.12.2008 05:02
Два раза прочитал и понял только то, что это про Солженицына. Одно понравилось: "Профессиональные болтуны достанут кого угодно"
Берия -гуманист?
Филиппов Сергей Павлович написал 11.12.2008 04:11
Видимо в силу своего технического образования мое восприятие слов не позволяет применять определения и характеристики к материалам, не соответствующие их физико-химическим свойствам.Тогда как в словесности можно варьировать ими легко. После слов Берия гуманист трудно теперь удержаться будет от дрожи в плечах и ощущения удара арматурой вдоль спины при всяком упоминании однокоренных словв.
Задача государства
Цитата дня написал 11.12.2008 04:09
Дмитрий Медведев
президент РФ
Задача государства - сделать так, чтобы именно бизнес чувствовал, что его инновационные затраты необходимы государству, что государство правильно их воспринимает и соответствующим образом стимулирует
-------------
Андрей Пионтковский, политолог: Путин предлагал Явлинскому стать постоянным представителем Российской Федерации в ООН, аргументировав это тем, что....
http://www.svobodanews.ru/default.aspx
http://www.svobodanews.ru/Article/2008/12/10/20081210113308143.html
Григорий Явлинский: "Эта власть хочет, чтобы ей все служили"
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2008/12/10/173075
Как вернуть миллиард
http://www.smoney.ru/article.shtml?2008/12/08/7778
За ошибки топ-менеджеров "Газпрома" заплатит государство
Re: Миша, ладно нам мозги запаривать.
Странник - 56-му кварталу написал 11.12.2008 04:07
Да, Дружище, - это настоящее бедствие, когда какую-то элементарную мысль развозят на приличные 3-4 листа (формата А3)...
Еще Великий Русский Поэт А.С.Пушкинзон (вот вся "плеяда", - т.с. "Могучая кучка" в русской литературе - М.Ю.Лермонтович и Н.В.Гогольман) писал:
"Кто честно думает,
Кто мыслит благородно,
Тот изъясняется прекрасно
И свободно"...
Неужели еще не стало очевидным, - до сих пор? - что из А.С.Солженицына - (чтобы не говорить, что из него "Великий Русский гуманист - как из дерьма - пуля) - из него - даже "Святоша" - не получился?!
И что?... Этому нужно посвящать... фолиант? Кой сподобился "нацарапать" М.Делягин?
Ей-богу! Про Коммунизм, - и то интереснее. Там, - справедливости ради сказать - рационального - куда больше...
Павел,
Химик-партизан написал 11.12.2008 03:58
не будет у Китая 1000 лет. То что сейчас происходит, это нечто куда бОльшее, чем кризис. Очень может быть, что через 20 лет мир изменится сильнее, чем изменился от Египта до наших дней. Вот, поглядите ссылочки, что сейчас в мире делается:
http://www.inauka.ru/online/article40611
http://www.fablab.nl/ (не пугайтесь норвежского, там внизу страницы на английском)
http://reprap.org/
Если с английским тяжело, поглядите вот это http://www.mntc.ru/ Особенно их форум. Это штуки не то что завтрашнего дня, они относятся к совершенно новому цивилизационному укладу ! Если китайцы думают о перспективе 2-3 тысячи лет, значит они уже безнадежно отстали. Как говорится "Хотите рассмешить Богов - расскажите им о своих планах" А у Китая думаю свои болезни еще впереди... Согласен лишь с одним. Если люди видят что правительство честное и делает что может (даже в силу своих способностей и заблуждений), они очень быстро понимают что к чему и начинают помогать. В силу совершенно разных причин, однако все в одном направлении. Тут уже законы больших систем работают... Очень понравилась Ваша мысль, что в Китае нет ни капитализма ни социализма. Если бы побольше народу это понимало... Дебилизма бы избежать, что советского разлива, что россиянского. Вот что важно ! Я наверно и принял ваше движение с таким энтузиазмом, что оно называется "России здравый смысл". Именно в этом Россия и нуждалась более всего на свете во все времена, от Гостомысла до медвепута :(
Ладно, отваливаю на боковую. У Вас там день, а у нас 4 утра. Весь вечер с программулиной протрахался. Башка уже не варит. Обидно все-же, что электронику я разрабатываю в Москве, а рабочие места мой труд создаст в Китае :(
Это что, - опечатка, аль как?
Странник - ............... написал 11.12.2008 03:52
Цитирую: "...морального облика высшего УРКОводства страны"...
Вообще-то, звучит, по-моему, здорово: страна Быдлов, которыми руководят... Урки...
Но если это так, - тогда при чем тут "моральный облик"?...
Честное слово, - сижу, пишу эти строки... и угараю... от смеха...
(без названия)
Владимир Е. написал 11.12.2008 03:51
У Делягина обычное интеллигенсткое бла-бла-бла, смесь общих слов, искажений, полулжи и прямой лжи (вроде ненависти советских родителей 50-х к детям - или, может, он о себе любимом?)
П.Б. (2008.12.11 02:20)
56-квартал написал 11.12.2008 03:30

В случае прихода к власти Русской власти предлагаю "состоявшегося" М.Делягина посадить в "шарашку", чтобы он там еще больше состоялся.
Мне кажется, это смешно.
Перечитал, кажется, - не очень.
Но я старался, писал, поэтому стирать не буду. Потому, что когда Делягин пишет глупости - ему можно, а мне - нельзя.
Миша, ладно нам мозги запаривать.
56-квартал написал 11.12.2008 03:20

Лучше скажи,
(1) как идет сбор подписей за освобождение Бахминой?
(2) почему нет моей твоей (или твоей моей, - чувствуешь музыку русского языка? Нет, где автор нетленок Д.Черный?) поддержки инициативы за освобождения Ю.Шутова?
(3) Пиши короче, т.к. кто знает - читать не будет, а кто не знает -тем более.
о глупости уважения.
в. грузиненко написал 11.12.2008 02:35
Удивительно, но сколь-нибудь грамотный интеллегент, каковым представляется автор, должен знать, что любовь родителей к детям это природный безусловный инстинкт. Если это ему неизвестно, то об остальном можно не говорить, так как это будет всегда глупым
Re: Павел,- Химику Партизану
П.Б. написал 11.12.2008 02:20
По понятным причинам многое открыть не могу. Но то, что Движение состоялось - это факт! Главное не делать ошибок. А мы идем по непроторенной дороге.
Re: Павел,
П.Б. написал 11.12.2008 02:15
Нет! Сейчас пишу из Гуанчжоу, столицы провинции Гуандун.
Нельзя объять необъятное. Наверное нельзя дать категоричную оценку стране, в которой сегодня находишься. Но ...В Китае нет Социализма. Наверное нет в чистом виде классического капитализма.
Здесь я понял, что главное это не как назовешь строй. А как будешь относится к своему Народу. А главное - к его уровню образования.
Умные, образованные люди всегда поймут и временные трудности развития и недостатки...если увидят перспективу...и порядочность властей. Хотя бы в борьбе с коррупцией.
Делягин..Хазин...- Это умные и образованные люди. Нельзя их противоставлять. Думаю в ново власти и один и второй будут друг друга только дополнять.
А что касается рыночности Делягина...В Китае полагают, что на строительство основ Социализма им потребуется как минимум 1 000 лет. Главное...воспитать нового человека. Человека, который не будет думать о куске хлеба для себя и своей семьи СЕГОДНЯ...Им это уже удалось..И сейчас в Китае думают о своем будущем на ближайшие 2-3 000 лет. Образование основной массы населения позволяет им это делать...
Не сравнивайте ж... с Зиновьевым!
AC написал 11.12.2008 02:13
они принципиально разные, один труженник-специалист, а другой вечный му..звон, ой "совесть нации"...
Павел,
Химик-партизан написал 11.12.2008 02:00
еще вопрос. Извините, возможно он покажется Вам бестактным. Что сейчас с движением ? Есть ли хоть какая-то надежда что этот проект будет жить ? Поймите, времени критически мало. То что разгоняют армию, УБОПы и налоговую и все силы бросают на "экстремизм" это весьма характерный звоночек. В разнос все может пойти уже весной. И оппозиция опять смертельно опаздывает. Если все закончится кровавым хаосом, это будет 3.14здец России. Нового 17 года она не выдержит.
(без названия)
Федор написал 11.12.2008 01:54
Словесный понос!!!
Павел,
Химик-партизан написал 11.12.2008 01:40
вот тут готов с Вами спорить. Делягин конечно умница, спору нет. Но больно он рыночен по своему мировоззрению. Не знаю, хорошо оно или плохо, но я все себе представляю немного иначе. Мне больше Хазин нравится. Хотя последнее время он что-то в обидки много стал играть.
P.S. Откуда Вы пишете ? Еще из Шанхая ? Как там ?
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | >>
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss