Кто владеет информацией,
владеет миром

Два подвига Солженицына, о которых мы забыли

Опубликовано 11.12.2008 автором в разделе комментариев 85

Два подвига Солженицына, о которых мы забыли

ТОТАЛИТАРНЫЙ ГУМАНИСТ

Я верю в человека без затей:

Семейного, растящего детей,

Гораздого на мелкие уловки.

(Мария Протасова)

 

Почему о некоторых мертвых можно говорить правду

Огромное количество не только экономических, но и общественных норм и представлений, бытующих в современной России, порождено не более и не менее, как дурным переводом с английского. Начиная с административной реформы 2004 года и кончая пониманием фразы «патриотизм - последнее прибежище негодяя» как осуждения патриотизма (разумеется, исключительно российского, но ни в коем случае не британского или, упаси боже, американского), - постоянно приходится сталкиваться с патологической неграмотностью российской «образованщины» (и отнюдь не только либеральной, кстати), верующей в свой fluent English десятилетней давности, как в истину в последней инстанции.

К этой же категории относятся и чудные люди, которые при кончине всякого хоть сколь-нибудь неоднозначного персонажа торжественно надувают щеки и провозглашают: «О мертвых - либо хорошо, либо ничего!» И минимальная тактичность по отношению к недавно усопшему всякий раз не дает заткнуть фонтан этих очаровательных нравоучителей длинным списком покойников, в отношении которых они сами не соблюдают собственной максимы. Возьмем, например, Гитлера: что, тоже «или хорошо - или ничего»? Или для вас Гитлер «живее всех живых»? Ваше «знамя, слава и оружие»?

Конечно же, нет: это нормальные люди. Просто их моральное чувство кастрировано недостатком знаний (у некоторых, впрочем, наоборот) - и они просто не подозревают, что это правило, как и многие другие, применимо лишь к обычным людям и не действует в отношении общественно значимых персон. У последних в принципе нет privacy - просто потому, что даже их безусловно частная жизнь влияет (или может повлиять) на все общество и потому важна для него.

Эту норму (не только журналистики, но и жизни) прекрасно сформулировал один из наших мэтров, заявивший, что его СМИ никогда не сообщит без согласия участника событий даже об инфаркте дочери президента, не занимающейся политикой, но без колебаний расскажет о малейшей царапине на пальчике другой его дочери, являвшейся советником своего папы.

И мы имеем право обсуждать (и осуждать, если на то пошло) частную жизнь влияющих на нашу страну и не общество людей точно так же и по тем же причинам, по которым мы имеем право думать, - и полностью лишены этого же права в отношении собственного соседа по лестничной площадке.

Так забавно устроен мир: в некоторых отношениях бык безусловно выше Юпитера, а кошка, в отличие от придворных и даже других королей, может не только смотреть на короля, но и чихать на него.

И сказать «о мертвых либо хорошо, либо ничего» о том же Солженицыне (или Ельцине) - значит признать, что со своей смертью они мгновенно утратили все свое общественное значение, превратившись в обычных, рядовых граждан.

Это так в отношении огромного количества пыжащихся при жизни деятелей, - но в отношении конкретно этих людей, безусловно, неверно.

Они еще как минимум десятилетия будут оставаться символами нашей истории и влиять на сознание, а значит - и на всю жизнь российского народа. Если тот, конечно, сумеет завершить свое только начавшееся формирование, а затем и сохранить себя.

 

Разочарование Солженицыным

Моя работа заставляет меня знать о многих людях значительно больше плохого, чем хотелось бы. Но я буду говорить лишь об общественно значимом - ибо мы знаем множество людей, которым омерзительные черты характера и чудовищные страницы биографии не помешали сыграть позитивную роль в истории своих народов, а то и всего человечества.

Нельзя торопиться судить Солженицына и за возврат в глубоко чуждую ему страну, где его голос сразу был заглушен новой социальной средой (кому приходилось выбирать между нищетой и забвением там и только лишь потенциальной возможностью забвения здесь, пусть и судит; до него этот выбор сделали Горький, Куприн, Вертинский, а в нашу эпоху - Зиновьев), и за дачу Абакумова с молчанием по поводу наиболее болезненных несчастий своей страны (из-за которого страна его и не поняла). Причиной то ли здоровье, то ли семья, - но слово «олигарх», во всяком случае, успел ввести в обращение именно он, и лишь потом неграмотные «олигофренды» стали платить не менее неграмотным представителям второй древнейшей профессии по 50 долларов (большие деньги в то время) за каждое упоминание этого слова.

Солженицын ведь совершал подвиг в Советском Союзе и для советского народа, - а они исчезли, погибли. Бурьяну же нового, пробивавшимся на руинах его страны - собирающим себя по кусочкам России и складывающемуся российскому народу - он оказался чужд и, в общем, не нужен, причем, похоже, эта чуждость и непонимание были обоюдными.

Здоровые ошметки старого общества отчаянно нуждались в хотя бы моральном ориентире, - но, ознакомившись со взглядами единственного реального кандидата, отходили озадаченные, а то и ошарашенные, а его отстранение от наиболее острых проблем (вроде морального облика высшего урководства страны) отстраняло его и от страны в целом.

Повторилась история декабристов, вернувшихся после почти четверти века каторги и ссылки, неся urbi et orbi свет открывшихся им истин, в совершенно иную Россию, оказавшуюся им глубоко чуждой. По живому свидетельству Герцена, тогдашнее российское общество - как и нынешнее в отношении Солженицына - нашло в себе силы и такт не заметить неактуальности, а то и неадекватности энергично проповедуемых ими воззрений и не отвергло этих (по тогдашним меркам) стариков, отнесясь к ним с уважением, а часто и с любовью.

Но каково им было, когда они осознали это, - и каково пришлось Солженицыну, когда он это понял, - мы уже никогда не узнаем.

Он еще сделал великое дело - написал «200 лет вместе», честную и чистую, предельно объективную книгу, вызвавшую именно поэтому животную ненависть как у крайних националистов и религиозных фундаменталистов, искренне убежденных в том, что Гитлер авансом дал пожизненное отпущение всех без исключения грехов всем им и их потомкам, так и у антисемитов.

Но, даже оказавшись неактуальным в своей стране, он вполне мог стать, в православной традиции, «старцем» - носителем своей собственной правды, к которой может припасть нуждающийся именно в ней.

Не стал.

То ли не хватило сил (лет ему было уже много, и каких лет!), то ли обессилил его страх за благополучие семьи (еще раз: кто не боялся за детей, тот пусть и осуждает), то ли был он как глубоко советский человек уже внутренне чужд тем паломникам и ходокам, которые могли прийти к нему, то ли призыв к отказу от борьбы (о котором речь пойдет ниже) стал привычкой, частью личности.

И плата за это оказалась чудовищной, потому что мы живем в несправедливой стране: что бы плохого, возможно, ни сделал Солженицын в мало известном широкой публике прошлом и какие бы недостатки он не имел, он в любом случае не заслужил от России такого чудовищного пинка и плевка вслед, каким стало - просто по факту личности автора - хвалебное и прочувственное слово о нем не кого-нибудь, а Чубайса.

 

Совесть народа, покончившего самоубийством

Многих раздражает навязшее в ушах бесконечно и истерически повторяемое сонмом кликуш вкупе с апелляциями к Льву Толстому клише «совесть народа».

Профессиональные болтуны достанут кого угодно, - но даже они способны порой, как в ересь, впасть в правду.

Мы ведь действительно забыли, в какой стране живем. «Золотая осень» брежневского застоя застит глаза, - но это отнюдь не повод забывать, кто и каким образом сажал яблоньки, давшие в то время свои первые и единственные плоды.

На протяжении как минимум первой половины своего существования Советский Союз был предельно жестоким внутри себя обществом (ничего странного в этом нет - нынешнее английское право тоже выросло из массового изгнания крестьян с земли с последующим повешением всех пойманных за бродяжничество).

Эта жестокость, запустившая механизм естественного отбора и превратившая советских людей в действительно уникальную по высоте личных качеств совокупность, достигала максимума отнюдь не в политике государства, часто пытавшегося по мере возможности сдержать зверства, но в отношениях друг к другу обычных людей, контуженных двумя беспредельными по ожесточению и бедствиям войнами, а также разнообразными волнами репрессий и агрессивных пропагандистских кампаний.

Мы действительно забыли, как сказал один мудрый человек после фильма «Сорок первый», «какой ценой завоевана Советская власть».

Еще в начале 60-х годов офицеров Советской армии во многих городах Донбасса жестоко наказывали за грубое нарушение дисциплины, если они выходили за ворота гарнизона без пистолетов. И дело не в каком-то там национализме - на Восточной Украине его просто не было, как нет и сейчас, и не в ненависти к армии - ее офицеров и даже солдат тогда только не носили на руках, так как память о войне была еще совсем свежей, - а в мелкой уголовной преступности, носившей массовый, почти тотальный характер и представлявшей собой абсолютную угрозу для большинства советских людей.

Другой пример: мы стыдливо забыли, как в огромном количестве даже относительно интеллигентных семей ненавидели в нашей стране своих детей даже еще и в 50-е годы. Да, это во многом было закономерным результатом запрета абортов в условиях отсутствия сколь-нибудь нормальных бытовых условий, сделавшим огромную долю детей нежеланными и превращавшим их в огромную проблему для родителей, - но просто задумайтесь, каково жить (даже взрослым) в стране, где огромную часть детей ненавидят их же собственные родители, и это считается нормальным!

Сейчас это прочно забыто, потому что помнящие это, в том числе и на своем примере, за редчайшим исключением молчат, - а общественное мнение успешно создают люди, выросшие в нормальных семьях. Но факт заключается в том, что в нашей стране, в нашем обществе нормальность отнюдь не всегда и не везде была нормой. И мы должны помнить это хотя бы для того, чтобы понимать, каким подвигом было простое выживание, не говоря уже об общественно активности российских гуманистов в 20-50-е годы, каким подвигом (а отнюдь не естественным процессом) стала гуманизация нашего общества в 60-е годы и каких трудов стоило сохранить ее на жизни следующего поколения - в 70-е и 80-е.

Гуманизация советского общества началась лишь после смерти Сталина. Ключевую роль в ней сыграл Хрущев, не ценимый нами за подвиг самоотречения - отказ от борьбы за власть ради сохранения спокойствия и только-только достигнутого бытового комфорта советских людей (правда, платой за этот акт гуманизма - или предательства, если смотреть с другой стороны - стало загнивание общества и его крах в Катастрофе распада Советского Союза).

Однако начата гуманизация была все же не им, а главным либералом сталинского периода - Берией. Отрицать это сложно: он провел две (точнее, обе) крупные амнистии сталинского и ближайшего послесталинского времени, он первый задумался о воссоединении Германии и отказе от конфронтации с Западом, он первый потребовал сокращения военных расходов (ибо милитаризация СССР не сократилась после Победы, а продолжала расти, так как Сталин ждал войны с США) ради роста уровня жизни (потом это осуществил Хрущев). И тем не менее - вдумайтесь в эту непереводимую игру слов: мы - части общества, главным либералом и гуманистом которого еще недавно был Берия!

Эта печать не из тех, что изглаживается за два-три поколения, она и сегодня сохраняется в большинстве нас.

Так или иначе, всерьез гуманизацию СССР начал именно Хрущев - в этом его бесспорная историческая заслуга. И, лишь когда уровень жизни вырос, появились общедоступные потребительские товары и даже бытовая техника (телевизоры, холодильники, радиолы и даже стиральные машины!), - у передохнувшего общества, члены которого удостоверились наконец в личном выживании, появилась потребность в совести.

Эту потребность и выразил Солженицын - и его зовут «совестью народа» именно за это и потому справедливо.

Да, во многом он был, выражаясь словами Шаламова, «лакировщиком действительности», - и это видно в ряде описаний им даже собственных мотиваций.

Но гуманизирующееся сознание советского общества в принципе не могло воспринять слишком жестоких картин - и, соответственно, его же собственной вчерашней реальности: они мгновенно превышали «болевой порог» и вызывали шок, прерывающий восприятие.

Именно поэтому подвиг Шаламова, описавший лагерную реальность объективно и адекватно (как и Глазунова, создавшего потрясающий графический цикл о блокаде Ленинграда, и Шостаковича, и еще многих других), канул в Лету и доступен теперь лишь специалистам: для гуманизированного сознания честно отраженная им реальность была слишком жестокой - жестокой до такой степени, что оно ослеплялось болью и лишалось возможности воспринимать ее.

Солженицын же, разбавив ужас патокой сентиментальности, сделал его воспринимаемым массовым интеллигентским сознанием. Лакировка действительности позволила смотреть на нее, не будучи ослепленным ужасом.

И общество - вполне справедливо - благодарно ему за это и по сей день.

 

Гуманитарное самоотречение

Вторым не понятым в свое время и ныне забытым подвигом Солженицына, безусловно, является призыв «жить не по лжи».

И по сей день воспринимается он как призыв к сопротивлению, - но давайте вспомним, каково же было его практическое значение?

Этот призыв, находящийся в русле народнической традиции «малых дел» и представлявший собою реинкарнацию толстовского «непротивления злу насилием», открыл миллионам советских интеллигентов (в том числе разбуженных самим Солженицыным к осознанию общественных проблем) не путь, но тропинку к относительно нормальной жизни. Он показал, как можно сохранять себя и свои взгляды, не вступая в открытую борьбу с режимом, но и не предавая их, как можно воспитывать детей, не чувствуя себя предателями (причем не только своих убеждений, но и своих детей), - и вместе с тем поддерживая повседневный бытовой комфорт.

Поэтому, формально будучи призывом к нонконформизму, на деле это был колоссальный урок конформизма, преподанный целому народу, - и позволивший ему жить (а точнее, доживать) относительно мирно до самой его бесславной и трагической гибели в Катастрофе распада СССР, продолжающейся в иных формах и по сей день.

Конечно, можно говорить, что этот урок, позволивший целому поколению советских людей избежать прямой борьбы за лучшее будущее, за лучшую страну, сыграл свою роль в последующей катастрофе и даже стал одним из ее факторов, - но это отнюдь не отменяет его гуманистического характера и того, что для Солженицына как политика (а при запрете публичной политики поэты и писатели приобретали политическое значение автоматически) он был актом самоотречения.

Солженицын вполне мог стать подобием аятоллы Хомейни или Ганди (но отнюдь не нелепого и беспомощного Троцкого, живущего собственными иллюзиями и убитого сразу же после того, как у «Хозяина» отпала в нем надобность), - проповедником, слово которого вело бы миллионы разбуженных им людей на героическую борьбу за лучшее будущее. Он мог даже после своей высылки - он имел силу - толкнуть эти миллионы на открытое столкновение с режимом и, вынудив его защищаться и в ходе это защиты автоматически стать бесчеловечным, попытаться либо разрушить, либо преобразовать его.

Он мог стать пророком, а повезет - так и национальным лидером, - и отказался от этого сам.

Есть подозрение, что сознательно - и отнюдь не из страха бессилия: люди, прошедшие войну и лагеря, боятся несколько иного, чем остальные. Да и неуверенность в себе несовместима с образом человека, без тени сомнения перекраивавшего под свои вкусы не что-нибудь, а сам русский язык.

Призыв Солженицына к отказу от активной борьбы был вызван иным - неприятием того, что ее ценой стала бы жизнь, свобода или, по крайней мере, комфорт обыденной жизни тех самых миллионов поверивших ему людей, которых он в рамках логики политической борьбы должен был превратить в «пушечное мясо».

Многие наши демократы, либералы и человеколюбы делали (или пытались сделать это) не моргнув глазом, не испытывая ни малейшего внутреннего колебания.

Наскрозь тоталитарный Солженицын этого не сделал, - дав возможность относительно нормально жить в нашей стране миллионам не приемлющих ее граждан. Он сберег их, помог им сохранить бытовой и душевный комфорт, помог им отказаться от борьбы за лучшее будущее, не теряя лица в собственных глазах. Тем самым он, возможно, лишил Советский Союз и советский народ возможности сохраниться, пройдя в том или ином виде, через внутреннюю борьбу, по китайскому пути, - но ведь эта борьба могла кончиться и крахом, а так он сохранил бытовой комфорт верящим в него представителям интеллигенции.

Да, они потом в значительной степени уехали, - но именно он дал им возможность нормально прожить жизнь и воспитать детей, пользуясь возможностями Советского Союза. И сегодня они и их дети, доживающие в Америках, Германиях и Израилях, конечно же, благодарны ему.

И урок осознания этого значительно шире, чем простая благодарность недавно умершему старому великому человеку или горечь по поводу сознательного отказа от борьбы за лучшее будущее целого поколения интеллигентов.

Это фундаментальный философский и политический урок, показывающий на конкретном, весьма убедительном и вполне доступном примере, что даже тоталитарно настроенный человек может быть самым настоящим гуманистом.

«Когда б вы знали, из какого сора...», - но даже тоталитаризм может быть гуманен. Понятно, что это открытие огорчит многих либерально настроенных представителей «образованщины» (в терминах Солженицына), ради сохранения догм своей «общественной религии» не желающих знать своей истории, - но это открытие бесспорно.

А вот при каких исторических обстоятельствах гуманизм хорош, а при каких вреден, - а вот это уже совсем другой разговор.



Рейтинг:   1.72,  Голосов: 60
Поделиться
Всего комментариев к статье: 85
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Сучья страна
XYZ написал 11.12.2008 16:52
Россия - сучья страна: не успела сдохнуть одна сука,лагерная, как завыла по ней другая сука, кремлевская. Г-оп-позиция, мать вашу!
Re: Re: Он всего лишь сказал свое Видение роли этого - если честно - ..
Странник - Полковнику написал 11.12.2008 14:26
"так дело в самой идее или в тебе лично? Нельзя же быть во всем белом среди дерьма?"...
Ну, тут, Дружище, - целый пласт тем, вопросов и проблем, и, боюсь, в рамках этого Форума - просто неподъемный...
Но, однако, - как ты сказал? - "Дело в самой идее или в тебе лично"?
Еще до Нашей эры Конфуций написал свой трактат, - мораль которого сегодня звучит примерно так: "Только глупый ищет причину - вовне... Мудрый - всегда - ищет причину - в себе самом"...
К чему я это? А к тому, что... посмотри, - Россия, будучи в Дерьме! - с головы - до ног! А - гляди ж ты - орет, - как резанная, - с пеной у рта, - о своем "Величии и Могуществе"(и не забывает - между делом - еще и бомбой махать! Во!) И - знай себе - рядится, рядится и рядится - поверх корост этого Многовекового Дерьма - в Белые Одежды... Постушать Россию - весь Мир - это Дураки, и Сволочи... А Россия - Святая... Что это? - Полковник?
Ну, ладно, можно понять Власть, - ей необходимо одурачить Народ... Необходимо... Но сам-то Народ... Когда же он сам! Сам! - Начнет шевелить своими мозгами, а не повторять то, что ему вешает на уши Кремлядь:
в стране - Тотальный Бардак... Кто виноват? - Американцы, Евреи, - да кто угодно, - но только не мы сами...
И самое плохое тут - то, что народ, - как тот Попугай - повторяет Кремлевскую Чушь... Спроси любого среднестатистического россиянина - и он тебе - как от зубов, - "отбарабанит": в бедах России - виноваты - Амери т.е проклятые Пиндосы...
Сознание у Великороссов - отравлено. И в первую очередь - Демагогией о Великороссизме...
Ну, Полквник, в этой ситуации - разве можно на что-то рассчитывать?
Re: Он всего лишь сказал свое Видение роли этого - если честно - ..
Полковник написал 11.12.2008 14:07
Ну может быть, может быть. Согласен. Но ведь так хочется хоть кому-то верить, ведь отчаянно мало действительно здравомыслящих людей. В левом движении - вообще паноптикум. сплошь "городские сумашедшие", порой, начинаешь сомневаться, а может быть, если только одни идиоты - так дело в самой идее или в тебе лично? Нельзя же быть во всем белом среди дерьма?
Re: - Абель (2008.12.11 12:46)
Талибан-8. написал 11.12.2008 13:26
Про ванны это не ко мне, это или Сранник или Без Балды испражняются. Фирменный стиль бандеровцев-голодоморцев. Они наверное считают, что нормальному человеку менее ТРЕХ ванных и сортиров мало. Сами привыкли гадить в горшки, какжды раз в другой, видно и про туалеты такового же мнения.
Они привыкли чужими именами прикрываться, но стиль писанины выдает с головкой. Я на это давно не реагирую. Больные и убогие, что с них возьмешь.
талибану
Абель написал 11.12.2008 12:46
Талибаныще 8-мое - у тебя все в порятке или как? Ванную решил переоборудовать в кол-ве 3-х шт!?
Чубайс славословит Солженицына
AdVirt написал 11.12.2008 11:48
Самоочевидно и незачем мусолить.
Одного поля ягодки.
(без названия)
Пимен написал 11.12.2008 11:39
Солженицын до такой степени ненавидел СССР и ее население, что просил американское рук-во нанести ядерный удар по стране Советов. Это его третий подвиг.
Re: Re: Re: Он всего лишь сказал свое Видение роли этого - если честно - Незаурядного человека...
Странник - Полковнику написал 11.12.2008 11:37
Цитирую: "Михаил Делягин является одним из создателей "новой левой партии", о которой здесь так много пишут. Какое мне дело, о чем пишет Михаил Делягин как частное лицо?"...
А что, - тут я вам и ничего не возражаю, приятель. Он высказал свое мнение - как частное лицо? - и ладушки... Это его право...
А вот если он это говорит, - как руководитель новой партии("нового типа") - вот это - уже другое дело... И тут уж, - вам - и карты в руки, - чтоб не "купиться"(не вляпаться в дерьмо!) на Коммунистическую Демагогию "нового типа", - верно?
Если уж совсем грубо сказать, Полковник, - то... собака лает, а караван - идет...
В Британии... В Лондоне, в Гайд-парке, - зайдите! - послушайте! - О!... Какой там порой некоторые "ораторы" несут вздор, бред, чушь - сабббачью! - У вас волосы будут стоять - дыбом! Однако, никто по этому поводу - не сокрушается и не рвет на себе волосы... И рубаху - чтобы вступить в какие-либо "ряды" и прочее...
Так что, Полквник, сдается мне, - ничего страшного с этой публикацией - в этом Мире - не произошло...
Напротив, его статья... это что-то вроде - меморандума о намерениях... который нам всем нужно принять к сведению... Э?
насчет гуманизма
ник46 написал 11.12.2008 11:33
зацепился я раз языком с одним представителем избранного народа на тему СТАЛИН. Представитель клялся, что будет работать за 5$/мес. - лишь была бы свобода, а не власть исчадия ада. Но тут же поведал историю своего дядьки, который очутился в СИЗО в камере на 60 человек и который смог навести там порядок... Понимание СТАЛИНА и БЕРИИ приходит не сразу, ведь они тоже наводили порядок в камере на 170 миллионов человек. Я долго сомневался в т. СТАЛИНЕ, помогла одна история: в нашем НИИ в 70-80 гг. работал один "избранник" С-н. С умным видом , в технике - ноль, занимался оргработой, был на виду , но в конце 80-х уехал, не на историческую родину, а в ФРГ. Там бедствовал, охранял игорные автоматы и т.п., пока судьба не развернулась и С-н оказался в нашем НИИ представителем шведской фирмы, желавшей заключить контракт, "швед" С-н должен был оценить технический уровень разработок НИИ, он получал техдокументацию, она оказывалась недостаточной и требовалась следующая порция документов, так продолжалось до тех пор пока органы не разоблачили С-на как промшпиона...А вот при т.СТАЛИНЕ С-на расстреляли бы еще до того как он нанес вред, превентивно...
Re: Re: staricu
Механик написал 11.12.2008 11:23
Поправка - Опытное
(без названия)
КЛИМ написал 11.12.2008 11:22
Болтовня... хоть человек и неглупый.
Троцкий был не беспомощен, а колоссально влиятелен. Троцкого Сталин убил когда смог, а не когда еще. Троцкого постоянно брал в расчет Гитлер и даже говорил, что Троцкий может победить.
Это не пиар Троцкого, а банальные факты.
Шаламов сказал о Солженицыне просто и конкретно "в сущности, делец". Вот так. И не занял столько нужного места на читаемом ресурсе. Что сказал (целая книга) о Солженицыне честный профессор Зиновьев, как то не приводится.
Болтовня, самолюбование.. короче, Делягин.
Re: staricu
Механик написал 11.12.2008 11:18
Позволь узнать дружище Талибан, а за что в Горьковском Отдельном Конструкторском Бюро Машиностроения, дают поллимона.
А пить надо меньше.
(без названия)
Алексей Мартов написал 11.12.2008 10:58
Слабовато знание истории.
>Ключевую роль в ней сыграл Хрущев, не ценимый нами за подвиг самоотречения - отказ от борьбы за власть ради сохранения спокойствия
да уж. Сталинистам хватило несколько десятилетий своей поганой деятельности, чтобы простое следование нормам партийного прицпипа демократического централима стло восприниматься как "подвиг".
>но отнюдь не нелепого и беспомощного Троцкого, живущего собственными иллюзиями и убитого сразу же после того, как у «Хозяина» отпала в нем надобность)
в чем же были иллюзии Троцкого? В его прогнозе о том, что сталинская бюрократия в конечном итоге "переварит" социализм и хапнет собственность?
(без названия)
Русолюб написал 11.12.2008 10:28
Не пора ли прекратить жить чужим умом, анализируя (не)правильность переводов и аппелировать не к месту цитатами "где-то и когда-то великих". Гитлера, по масштабам, можно сравнить с единственным деятелем в СССР-РФ, со Сталиным. Ни Ельцин, ни Ридигер, ни, тем более, Солженицин ничего глобального (положительного или отрицательного), действительно повлявшего на ход истории не совершили. Ельцин, будучи президентом, не сумел подчинить себе даже чиновничьий аппарат, не говоря уже о коммерсантах. О масштабах деятельности Ридигера и Солженицина, даже на фоне Ельцина, говорить как-то несерьезно...
Делягин - экономист...
wolodja написал 11.12.2008 10:10
и своей статьей он лишь подтверждает, что "экономика - это область деятельности по эксплуатации людей таким образом, чтобы они сильно не сопротивлялись, а, еще лучше, чтобы и не догадывались об этом"... "экономическую" деятельность и "экономические" отношения обеспечивают юристы и экономисты, а Делягин - экономист...
Мысли вслух.
STARIK написал 11.12.2008 09:21
Сколько людей, столько и мнений. И не одно из них не может быть "Истиной в последней инстанции". Все мнения относительны. Невозможно объять необъятное. Наверное, только оказавшись в другом измерении, мы поймем насколько иллюзорный этот мир. Что же касается статьи Михаила Делягина, то я в чем-то согласен с ним, в чем-то нет. Солженицына я воспринимаю как Большого мыслителя современности, а вот к Хрущеву, у меня, крайне негативное отношение. Но, находя точки соприкосновения, люди объединяются для решения тех или иных жизненных проблем.
(без названия)
Батяня написал 11.12.2008 09:04
Китайский путь - обыкновенный феокапитализм, где в отличие от феокапитализма РФ усилия феодалов КПК направлены на упрочнение своей власти экономически.
Капитализм как и в РФ тотально контролируется и союзниками олигархопартийных бонз является крупный капитал при беспредельном, как и в РФ, эксплуатации трудящихся.
Свое государство они берегут строго!
Неконвертируемость юаня - тому подтверждение!
Re: Re: Он всего лишь сказал свое Видение роли этого - если честно - Незаурядного человека...
Борис Викторов (Полковник) написал 11.12.2008 08:00
Еще раз повторюсь - да разве в Солженицине дело? Михаил Делягин является одним из создателей "новой левой партии", о которой здесь так много пишут. Какое мне дело, о чем пишет Михаил Делягин как частное лицо? Но мне есть дело, о чем пишет Михаил Делягин, как один из граждан России, претендующий на роль организационного и интеллектуального лидера левого движения в предстоящие смутные времена. Не надо его и его статью защищать от меня - это меня и таких как я надо убеждать - ребята, вы не правильно поняли Михаила, на самом деле он хотел сказать другое! А как быть с Барановым? С Басанцем? Это тоже их мнение? Дмитрий Черный? Разве речь идет о том, кто лучше напищет текст? Разве мы клипмейкеры или рекламируем прокладки?
Re: Он всего лишь сказал свое Видение роли этого - если честно - Незаурядного человека...
Странник - Полковнику написал 11.12.2008 07:25
Мне она тоже не нравится... Но что примечательно: такую статью рискнул написать... экономист... Получилось или нет? - я считаю, - теперь это вопрос - десятый... Но он написал. И теперь - самое главное - она, эта статья - получила резонанс...
А вам так - не написать... Нет.
И еще. Это сказал тот же Ф.М.Вольтер: "Мне глубоко ненавистно ваше мнение. Но я готов отдать свою жизнь - за то, чтобы вы могли его высказать"...
Re:
зачем написал 11.12.2008 06:30
Борис Викторов (Полковник---вы правы ! удивительное саморазоблачение лучшего для России экономиста ? щедевр
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | >>
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss