Кто владеет информацией,
владеет миром

Два подвига Солженицына, о которых мы забыли

Опубликовано 11.12.2008 автором в разделе комментариев 85

Два подвига Солженицына, о которых мы забыли

ТОТАЛИТАРНЫЙ ГУМАНИСТ

Я верю в человека без затей:

Семейного, растящего детей,

Гораздого на мелкие уловки.

(Мария Протасова)

 

Почему о некоторых мертвых можно говорить правду

Огромное количество не только экономических, но и общественных норм и представлений, бытующих в современной России, порождено не более и не менее, как дурным переводом с английского. Начиная с административной реформы 2004 года и кончая пониманием фразы «патриотизм - последнее прибежище негодяя» как осуждения патриотизма (разумеется, исключительно российского, но ни в коем случае не британского или, упаси боже, американского), - постоянно приходится сталкиваться с патологической неграмотностью российской «образованщины» (и отнюдь не только либеральной, кстати), верующей в свой fluent English десятилетней давности, как в истину в последней инстанции.

К этой же категории относятся и чудные люди, которые при кончине всякого хоть сколь-нибудь неоднозначного персонажа торжественно надувают щеки и провозглашают: «О мертвых - либо хорошо, либо ничего!» И минимальная тактичность по отношению к недавно усопшему всякий раз не дает заткнуть фонтан этих очаровательных нравоучителей длинным списком покойников, в отношении которых они сами не соблюдают собственной максимы. Возьмем, например, Гитлера: что, тоже «или хорошо - или ничего»? Или для вас Гитлер «живее всех живых»? Ваше «знамя, слава и оружие»?

Конечно же, нет: это нормальные люди. Просто их моральное чувство кастрировано недостатком знаний (у некоторых, впрочем, наоборот) - и они просто не подозревают, что это правило, как и многие другие, применимо лишь к обычным людям и не действует в отношении общественно значимых персон. У последних в принципе нет privacy - просто потому, что даже их безусловно частная жизнь влияет (или может повлиять) на все общество и потому важна для него.

Эту норму (не только журналистики, но и жизни) прекрасно сформулировал один из наших мэтров, заявивший, что его СМИ никогда не сообщит без согласия участника событий даже об инфаркте дочери президента, не занимающейся политикой, но без колебаний расскажет о малейшей царапине на пальчике другой его дочери, являвшейся советником своего папы.

И мы имеем право обсуждать (и осуждать, если на то пошло) частную жизнь влияющих на нашу страну и не общество людей точно так же и по тем же причинам, по которым мы имеем право думать, - и полностью лишены этого же права в отношении собственного соседа по лестничной площадке.

Так забавно устроен мир: в некоторых отношениях бык безусловно выше Юпитера, а кошка, в отличие от придворных и даже других королей, может не только смотреть на короля, но и чихать на него.

И сказать «о мертвых либо хорошо, либо ничего» о том же Солженицыне (или Ельцине) - значит признать, что со своей смертью они мгновенно утратили все свое общественное значение, превратившись в обычных, рядовых граждан.

Это так в отношении огромного количества пыжащихся при жизни деятелей, - но в отношении конкретно этих людей, безусловно, неверно.

Они еще как минимум десятилетия будут оставаться символами нашей истории и влиять на сознание, а значит - и на всю жизнь российского народа. Если тот, конечно, сумеет завершить свое только начавшееся формирование, а затем и сохранить себя.

 

Разочарование Солженицыным

Моя работа заставляет меня знать о многих людях значительно больше плохого, чем хотелось бы. Но я буду говорить лишь об общественно значимом - ибо мы знаем множество людей, которым омерзительные черты характера и чудовищные страницы биографии не помешали сыграть позитивную роль в истории своих народов, а то и всего человечества.

Нельзя торопиться судить Солженицына и за возврат в глубоко чуждую ему страну, где его голос сразу был заглушен новой социальной средой (кому приходилось выбирать между нищетой и забвением там и только лишь потенциальной возможностью забвения здесь, пусть и судит; до него этот выбор сделали Горький, Куприн, Вертинский, а в нашу эпоху - Зиновьев), и за дачу Абакумова с молчанием по поводу наиболее болезненных несчастий своей страны (из-за которого страна его и не поняла). Причиной то ли здоровье, то ли семья, - но слово «олигарх», во всяком случае, успел ввести в обращение именно он, и лишь потом неграмотные «олигофренды» стали платить не менее неграмотным представителям второй древнейшей профессии по 50 долларов (большие деньги в то время) за каждое упоминание этого слова.

Солженицын ведь совершал подвиг в Советском Союзе и для советского народа, - а они исчезли, погибли. Бурьяну же нового, пробивавшимся на руинах его страны - собирающим себя по кусочкам России и складывающемуся российскому народу - он оказался чужд и, в общем, не нужен, причем, похоже, эта чуждость и непонимание были обоюдными.

Здоровые ошметки старого общества отчаянно нуждались в хотя бы моральном ориентире, - но, ознакомившись со взглядами единственного реального кандидата, отходили озадаченные, а то и ошарашенные, а его отстранение от наиболее острых проблем (вроде морального облика высшего урководства страны) отстраняло его и от страны в целом.

Повторилась история декабристов, вернувшихся после почти четверти века каторги и ссылки, неся urbi et orbi свет открывшихся им истин, в совершенно иную Россию, оказавшуюся им глубоко чуждой. По живому свидетельству Герцена, тогдашнее российское общество - как и нынешнее в отношении Солженицына - нашло в себе силы и такт не заметить неактуальности, а то и неадекватности энергично проповедуемых ими воззрений и не отвергло этих (по тогдашним меркам) стариков, отнесясь к ним с уважением, а часто и с любовью.

Но каково им было, когда они осознали это, - и каково пришлось Солженицыну, когда он это понял, - мы уже никогда не узнаем.

Он еще сделал великое дело - написал «200 лет вместе», честную и чистую, предельно объективную книгу, вызвавшую именно поэтому животную ненависть как у крайних националистов и религиозных фундаменталистов, искренне убежденных в том, что Гитлер авансом дал пожизненное отпущение всех без исключения грехов всем им и их потомкам, так и у антисемитов.

Но, даже оказавшись неактуальным в своей стране, он вполне мог стать, в православной традиции, «старцем» - носителем своей собственной правды, к которой может припасть нуждающийся именно в ней.

Не стал.

То ли не хватило сил (лет ему было уже много, и каких лет!), то ли обессилил его страх за благополучие семьи (еще раз: кто не боялся за детей, тот пусть и осуждает), то ли был он как глубоко советский человек уже внутренне чужд тем паломникам и ходокам, которые могли прийти к нему, то ли призыв к отказу от борьбы (о котором речь пойдет ниже) стал привычкой, частью личности.

И плата за это оказалась чудовищной, потому что мы живем в несправедливой стране: что бы плохого, возможно, ни сделал Солженицын в мало известном широкой публике прошлом и какие бы недостатки он не имел, он в любом случае не заслужил от России такого чудовищного пинка и плевка вслед, каким стало - просто по факту личности автора - хвалебное и прочувственное слово о нем не кого-нибудь, а Чубайса.

 

Совесть народа, покончившего самоубийством

Многих раздражает навязшее в ушах бесконечно и истерически повторяемое сонмом кликуш вкупе с апелляциями к Льву Толстому клише «совесть народа».

Профессиональные болтуны достанут кого угодно, - но даже они способны порой, как в ересь, впасть в правду.

Мы ведь действительно забыли, в какой стране живем. «Золотая осень» брежневского застоя застит глаза, - но это отнюдь не повод забывать, кто и каким образом сажал яблоньки, давшие в то время свои первые и единственные плоды.

На протяжении как минимум первой половины своего существования Советский Союз был предельно жестоким внутри себя обществом (ничего странного в этом нет - нынешнее английское право тоже выросло из массового изгнания крестьян с земли с последующим повешением всех пойманных за бродяжничество).

Эта жестокость, запустившая механизм естественного отбора и превратившая советских людей в действительно уникальную по высоте личных качеств совокупность, достигала максимума отнюдь не в политике государства, часто пытавшегося по мере возможности сдержать зверства, но в отношениях друг к другу обычных людей, контуженных двумя беспредельными по ожесточению и бедствиям войнами, а также разнообразными волнами репрессий и агрессивных пропагандистских кампаний.

Мы действительно забыли, как сказал один мудрый человек после фильма «Сорок первый», «какой ценой завоевана Советская власть».

Еще в начале 60-х годов офицеров Советской армии во многих городах Донбасса жестоко наказывали за грубое нарушение дисциплины, если они выходили за ворота гарнизона без пистолетов. И дело не в каком-то там национализме - на Восточной Украине его просто не было, как нет и сейчас, и не в ненависти к армии - ее офицеров и даже солдат тогда только не носили на руках, так как память о войне была еще совсем свежей, - а в мелкой уголовной преступности, носившей массовый, почти тотальный характер и представлявшей собой абсолютную угрозу для большинства советских людей.

Другой пример: мы стыдливо забыли, как в огромном количестве даже относительно интеллигентных семей ненавидели в нашей стране своих детей даже еще и в 50-е годы. Да, это во многом было закономерным результатом запрета абортов в условиях отсутствия сколь-нибудь нормальных бытовых условий, сделавшим огромную долю детей нежеланными и превращавшим их в огромную проблему для родителей, - но просто задумайтесь, каково жить (даже взрослым) в стране, где огромную часть детей ненавидят их же собственные родители, и это считается нормальным!

Сейчас это прочно забыто, потому что помнящие это, в том числе и на своем примере, за редчайшим исключением молчат, - а общественное мнение успешно создают люди, выросшие в нормальных семьях. Но факт заключается в том, что в нашей стране, в нашем обществе нормальность отнюдь не всегда и не везде была нормой. И мы должны помнить это хотя бы для того, чтобы понимать, каким подвигом было простое выживание, не говоря уже об общественно активности российских гуманистов в 20-50-е годы, каким подвигом (а отнюдь не естественным процессом) стала гуманизация нашего общества в 60-е годы и каких трудов стоило сохранить ее на жизни следующего поколения - в 70-е и 80-е.

Гуманизация советского общества началась лишь после смерти Сталина. Ключевую роль в ней сыграл Хрущев, не ценимый нами за подвиг самоотречения - отказ от борьбы за власть ради сохранения спокойствия и только-только достигнутого бытового комфорта советских людей (правда, платой за этот акт гуманизма - или предательства, если смотреть с другой стороны - стало загнивание общества и его крах в Катастрофе распада Советского Союза).

Однако начата гуманизация была все же не им, а главным либералом сталинского периода - Берией. Отрицать это сложно: он провел две (точнее, обе) крупные амнистии сталинского и ближайшего послесталинского времени, он первый задумался о воссоединении Германии и отказе от конфронтации с Западом, он первый потребовал сокращения военных расходов (ибо милитаризация СССР не сократилась после Победы, а продолжала расти, так как Сталин ждал войны с США) ради роста уровня жизни (потом это осуществил Хрущев). И тем не менее - вдумайтесь в эту непереводимую игру слов: мы - части общества, главным либералом и гуманистом которого еще недавно был Берия!

Эта печать не из тех, что изглаживается за два-три поколения, она и сегодня сохраняется в большинстве нас.

Так или иначе, всерьез гуманизацию СССР начал именно Хрущев - в этом его бесспорная историческая заслуга. И, лишь когда уровень жизни вырос, появились общедоступные потребительские товары и даже бытовая техника (телевизоры, холодильники, радиолы и даже стиральные машины!), - у передохнувшего общества, члены которого удостоверились наконец в личном выживании, появилась потребность в совести.

Эту потребность и выразил Солженицын - и его зовут «совестью народа» именно за это и потому справедливо.

Да, во многом он был, выражаясь словами Шаламова, «лакировщиком действительности», - и это видно в ряде описаний им даже собственных мотиваций.

Но гуманизирующееся сознание советского общества в принципе не могло воспринять слишком жестоких картин - и, соответственно, его же собственной вчерашней реальности: они мгновенно превышали «болевой порог» и вызывали шок, прерывающий восприятие.

Именно поэтому подвиг Шаламова, описавший лагерную реальность объективно и адекватно (как и Глазунова, создавшего потрясающий графический цикл о блокаде Ленинграда, и Шостаковича, и еще многих других), канул в Лету и доступен теперь лишь специалистам: для гуманизированного сознания честно отраженная им реальность была слишком жестокой - жестокой до такой степени, что оно ослеплялось болью и лишалось возможности воспринимать ее.

Солженицын же, разбавив ужас патокой сентиментальности, сделал его воспринимаемым массовым интеллигентским сознанием. Лакировка действительности позволила смотреть на нее, не будучи ослепленным ужасом.

И общество - вполне справедливо - благодарно ему за это и по сей день.

 

Гуманитарное самоотречение

Вторым не понятым в свое время и ныне забытым подвигом Солженицына, безусловно, является призыв «жить не по лжи».

И по сей день воспринимается он как призыв к сопротивлению, - но давайте вспомним, каково же было его практическое значение?

Этот призыв, находящийся в русле народнической традиции «малых дел» и представлявший собою реинкарнацию толстовского «непротивления злу насилием», открыл миллионам советских интеллигентов (в том числе разбуженных самим Солженицыным к осознанию общественных проблем) не путь, но тропинку к относительно нормальной жизни. Он показал, как можно сохранять себя и свои взгляды, не вступая в открытую борьбу с режимом, но и не предавая их, как можно воспитывать детей, не чувствуя себя предателями (причем не только своих убеждений, но и своих детей), - и вместе с тем поддерживая повседневный бытовой комфорт.

Поэтому, формально будучи призывом к нонконформизму, на деле это был колоссальный урок конформизма, преподанный целому народу, - и позволивший ему жить (а точнее, доживать) относительно мирно до самой его бесславной и трагической гибели в Катастрофе распада СССР, продолжающейся в иных формах и по сей день.

Конечно, можно говорить, что этот урок, позволивший целому поколению советских людей избежать прямой борьбы за лучшее будущее, за лучшую страну, сыграл свою роль в последующей катастрофе и даже стал одним из ее факторов, - но это отнюдь не отменяет его гуманистического характера и того, что для Солженицына как политика (а при запрете публичной политики поэты и писатели приобретали политическое значение автоматически) он был актом самоотречения.

Солженицын вполне мог стать подобием аятоллы Хомейни или Ганди (но отнюдь не нелепого и беспомощного Троцкого, живущего собственными иллюзиями и убитого сразу же после того, как у «Хозяина» отпала в нем надобность), - проповедником, слово которого вело бы миллионы разбуженных им людей на героическую борьбу за лучшее будущее. Он мог даже после своей высылки - он имел силу - толкнуть эти миллионы на открытое столкновение с режимом и, вынудив его защищаться и в ходе это защиты автоматически стать бесчеловечным, попытаться либо разрушить, либо преобразовать его.

Он мог стать пророком, а повезет - так и национальным лидером, - и отказался от этого сам.

Есть подозрение, что сознательно - и отнюдь не из страха бессилия: люди, прошедшие войну и лагеря, боятся несколько иного, чем остальные. Да и неуверенность в себе несовместима с образом человека, без тени сомнения перекраивавшего под свои вкусы не что-нибудь, а сам русский язык.

Призыв Солженицына к отказу от активной борьбы был вызван иным - неприятием того, что ее ценой стала бы жизнь, свобода или, по крайней мере, комфорт обыденной жизни тех самых миллионов поверивших ему людей, которых он в рамках логики политической борьбы должен был превратить в «пушечное мясо».

Многие наши демократы, либералы и человеколюбы делали (или пытались сделать это) не моргнув глазом, не испытывая ни малейшего внутреннего колебания.

Наскрозь тоталитарный Солженицын этого не сделал, - дав возможность относительно нормально жить в нашей стране миллионам не приемлющих ее граждан. Он сберег их, помог им сохранить бытовой и душевный комфорт, помог им отказаться от борьбы за лучшее будущее, не теряя лица в собственных глазах. Тем самым он, возможно, лишил Советский Союз и советский народ возможности сохраниться, пройдя в том или ином виде, через внутреннюю борьбу, по китайскому пути, - но ведь эта борьба могла кончиться и крахом, а так он сохранил бытовой комфорт верящим в него представителям интеллигенции.

Да, они потом в значительной степени уехали, - но именно он дал им возможность нормально прожить жизнь и воспитать детей, пользуясь возможностями Советского Союза. И сегодня они и их дети, доживающие в Америках, Германиях и Израилях, конечно же, благодарны ему.

И урок осознания этого значительно шире, чем простая благодарность недавно умершему старому великому человеку или горечь по поводу сознательного отказа от борьбы за лучшее будущее целого поколения интеллигентов.

Это фундаментальный философский и политический урок, показывающий на конкретном, весьма убедительном и вполне доступном примере, что даже тоталитарно настроенный человек может быть самым настоящим гуманистом.

«Когда б вы знали, из какого сора...», - но даже тоталитаризм может быть гуманен. Понятно, что это открытие огорчит многих либерально настроенных представителей «образованщины» (в терминах Солженицына), ради сохранения догм своей «общественной религии» не желающих знать своей истории, - но это открытие бесспорно.

А вот при каких исторических обстоятельствах гуманизм хорош, а при каких вреден, - а вот это уже совсем другой разговор.



Рейтинг:   1.72,  Голосов: 60
Поделиться
Всего комментариев к статье: 85
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
анекдот услышал вот
Виктор написал 12.12.2008 16:59
И о с и ф К о б з о н (в новом парике и с очередным «лифтингом»): И вновь, друзья, мы с вами встречаемся в Кремлевском зале...
Л а р и с а Д о л и н а (немного располневшая): И вновь провожаем старый, уходящий год и с надеждой ждем нового...
В м е с т е: И снова для вас звучат «Старые песни о главном»!..
О б ы в а т е л ь 1: Затрахали уже! Скока можно-то, в натуре!..
О б ы в а т е л ь 2: Ленка! Хорош там колупаться, иди, началось уже!..
Л е н к а (из кухни): А салат резать ты вместо меня будешь?
Т о л с т ы й м у ж ч и н а (слегка выпивший): Девушка, мне, пожалуйста, три «Столичной» и конфет вон ту вот коробочку, почем они?
П р о д а в е ц (обреченно): Ценник на них, что, не видите? Я не хамлю, просто домой хочу побыстрее, тоже ведь человек... Спасибо, и вас с наступающим...
А л и к (хозяин магазина): Я тэбэ, биляд, пайду пабыстрэе!..
В о д и т е л ь (инспектору ГИБДД): Командир, ну будь ты человеком, ну триста, больше нету!..
И н с п е к т о р (козыряет): Счастливого пути!
А р т и с т Д е д М о р о з (в подъезде): Ну ты чего еле ковыляешь? Давай, пять заказов еще!
С н е г у р о ч к а (дергая «молнию» на сапогах): Заело, блядь!
В е д у щ и й п р о г р а м м ы «В р е м я»: Давайте вспомним тех, кто ушел от нас в уходящем минувшем году...
У ч и т е л ь н и ц а р у с с к о г о я з ы к а: О, Боже!..
В е д у щ и й (с непонятным воодушевлением): Арутюн Акопян, Аркадий Вайнер, Спартак Мишулин, Александр Гомельский, Олег Лундстрем...
О б ы в а т е л ь 3 (закусывая): Жидовня одна!..
Д о ч к а о б ы в а т е л я 3: Папа!!
З я т ь о б ы в а т е л я 3 (про себя)
Подвиги Солженицына значимы во Времени.
Виктор написал 12.12.2008 15:08
Очень сложно организованный текст для чтения! В чем-то как у М.С. Горбачева. Бесконечное предложение с наворотами и ищи в ней мысль.
Все величие любого писателя в его трудах для читателей и потомков. Солженицын по крупицам описал русскую историю 1917!!! Описал историю террора 1922-1953гг. Других-то советских и не нашлось. Это как войну 1812-1814 изучаем по Л.Толстому и Гражданскую по Булгакову.
А копаться в философии личности, в его свободах, в его душе как-то и не корректно. Но иногда хочется приобщиться и к этому. Демократия кончается на кончике носа.
Миссия Солженицына выполнена отлично.
А Д,Артаньянов и спартаковцев в криминальной России и так хватает. Надо и другим оставить ниши для деятельности и полемики с властью.
А потом Солженицын знал законы монаха Менделя и белые пятна красного цвета.
развитие по Солженицыну
Талибан-8 написал 12.12.2008 14:57
Идеология коммунизма с момента своего зарождения была религией,- она провозглашала царство коммунизма на земле и убеждала с помощью мощнейшего пропагандистского аппарата в том, что его паствой станет весь мир.
Коммунизм ВСЕГДА существовал по принципу "кредо ад абсурдум" ("Верую, потому что глупость"),- достаточно вспромнить его лозунги, ни один из которых не осуществился, его вождей (в основном, проходимцев), которым поклонялись как древним богам.
Коммунизм, как религия ортодоксального толка, огнем и мечом насаждала свою веру, не гнушаясь никакими средствами (даже из умирающей от голода России на Запад и на Восток утекали вагоны с золотыми рублями "для поддержки революционного движения". А сколько денег было украдено к небогато живущего советского народа на помощь "странам, идущим по некапиталистическому пути развития", которые, сразу после выкачки средств и создания инфраструктуры за счет СССР, с удовольствием давали пинка под зад "старшему брату"!
Именно коммунизм был и остается опиумом для человечества, которое в наше время начало решительно отказываться от смертоносного политического наркотика.
Чубайс у Познера вне Солженицына
Рус написал 12.12.2008 10:41
«он в любом случае не заслужил от России такого чудовищного пинка и плевка вслед, каким стало - просто по факту личности автора - хвалебное и прочувственное слово о нем не кого-нибудь, а Чубайса».
Передачу с Лужковым смотрел не с начала, судить целостно сложно, но в целом, сложилось впечатление, что Лужков для Познера чужой, несмотря на «имущественный ценз». Горбачев для него никто, выпавшая из исторического процесса и большой игры одновременно вещь для себя, которая наряду с водкой, матрешкой, балалайкой и калинкой, глубоко «брендирована» в западном массовом сознании и потому, должна быть скорее «неадекватной, самовлюбленной, моральной, уродливой», чем прозревающим субъектом с потенциалом горечи по поводу «величайшей геополитической катастрофы 20 века». Чубайс для него свой (схожесть биографий по «мар-лену»). И хотя первая часть передачи содержала «наезды», но как потом выяснилось не только для «объективности», а для изживания, так как в последующем «накал» сглаживался и размазывался. Сам Чубайс за все время три раза умудрился проколоться о своей патологической лживости: бла-бла-бла, а потом «ну, если серьезно» или «без юродства». Чем в очередной раз подтвердил звание «большевика наоборот», с той только существенной разницей, что самооправданием преступления в ситуации особых исторических условий (военного и предвоенного времени и гражданской войны) является не максима (кому нравиться – утопия) социальной справедливости, а либеральная догма коммерческого успеха любой ценой, включая страдания миллионов образованных и развитых людей, готовых к «взятию постиндустриального барьера», и не готовых к расчеловечиванию в угоду первоначального накопления и власти «железной пяты».
(без названия)
Гость написал 12.12.2008 05:59
"Великий" мыслитель неправ в том, что он просто напросто врет. И если не хавать этот гниющий интелектуальный помет, то настоящая правда лезет наружу. Итак, кто по нации г. Солженицин - и кого И.Сталин лишил власти? Не забудьте про Январский пленум ЦК РКП (б), гдн одним махом было принято в партию большевиков вся Еврейская Коммунистическая Партия ( по сути своей сионистская) - а это по разным оценкам до 40 т. чел. И уж никто из них не работал в поле или на заводе. А потом, - покажите нам остатки - руины тех лагерей, опаисанных Солганициным. Ответьте, как можно было разместить такую массу народа на столь отдаленных труднодоступных территориях. Как их можно было прокормить, даже если каждому давать по 1 кг. хлеба в день. Где все расстрельные кладбища, где останки 40 -50 млн. расстрелянных. Сравнительно "небольшие" расстрелы в Бабьем Яру и Катыни известны всему миру, а где же расстрелянные в тридцатые - сороковые. Просто нужно думать, мыслить, а не хавать все подряд, испеченное на сионистко-фашистских кухнях, и разогретое в путинско-делягинских микроволновках. Кстати, какой-же Делягин лидер левой оппозиции с такими убеждениями-воззрениями. Это же типичный люмпен-интеллигент. И место его на параше, рядом с Солганициным. Извините за резкость - но и как еще терпеть этот бред, уводящий нас от истинного понимания и стравливающий Русских меж собой.
Re: Re: Социализма, в действительности ,не было- Берендей .
Берендей - Советскому написал 12.12.2008 02:19
"Вы-то,- Берендей жили при нем?!"
В том числе в городе Брежневе, кончину которого встретил под Калугой молодым специалистом по электронике в совхозном овощехранилище, из которых не вылазили.
Не вымер, как видите. Электроника загнулась, но и тогда было всем не очень до нее. Бригады косарей руководству нашего МЭПовского предприятия нужнее были.
Re: Социализма, в действительности ,не было- Берендей .
Советский написал 11.12.2008 23:06
Ох,сейчас бы этот "социализм,которого не было"-население РФ вздохнуло бы с огромным облегчением...
И перестало бы вымирать!
Вы-то,- Берендей жили при нем?!
Если подумать без эмоций,то Гулаги в РФ
Советский написал 11.12.2008 23:02
Если подумать без эмоций,то Гулаги в РФ ПРОЦВЕТАЮТ.
И где же демократия в этом случае?!
Правильно,-на экранах ТВ.
Больше ее нет нигде.
Почему бы г-ну Путину и Медведеву не сделать пенитационарные заведения как в Швейцарии?!
Глядишь и нравы в стране смягчились бы?
Социализма, в действительности ,не было.
Берендей написал 11.12.2008 23:00
Ув. г-н Делягин, Ваша статья очень интересна и полезна.
Что касается Троцкого, то он своей идеологической активностью не давал сталинизму найти поддержку в рабочем движениии развитых стран, за что и был уничтожен.
Давайте договоримся, что социализма в СССР - не было:
http://forum.msk.ru/material/society/634361.html
автору
Критик написал 11.12.2008 22:49
Делягин я был о вас лучшего мнения.Но после того,как вы повторили все хрущевские байки и провластные восхваления пейсателя Солженицына авторитет Ваш как аналитика резко упал.Для начала прочитайте Бушина "Солженицын гений первого плевка."Современник этого "светоча"лично знал его.Читал его произведение "Один день ..."Еле осилил 20 страниц.Вот такой мастер слова.Я считаю он соответствует своей фамилии.
Re: Муляж величия.
Абель написал 11.12.2008 22:27
АФФтар пренимает роды у ПастораШЛАКА.
Муляж величия.
Рион написал 11.12.2008 22:11
И сеанс чтения мыслей. Все как обычно. При очередном "гении" очередной толкователь "великих" замыслов. Калька известна: Он все знал и все проницал и все на весах взвесил. Велик же и толкователь, если в такие глубины проникает.
Зачем же великий Солженицын словно бобик хватал за штаны невеликого Шолохова? И отчего у "великого" такая страсть воевать с покойными (Ленин, Сталин) и такая немочь в отношении живых ничтожеств вроде Путина? А ведь он пожалуй чуть не до последнего верил, что именно Ленин царя сверг и революцию сделал.
Вот весь секрет подвигов и величия: если десятилетиями вызывать на поединок мертвых гигантов, то рано или поздно в сознани зрителей сформируется некая парность - гиганты и что-то им противостоящее, а значит тоже не маленькое. Кто-то скажет что поедание покойников есть грязная некрофилия, ну а Делягин находит в этом подвиг. Своеобразный вкус.
Но не странно ли? В то время когда настоящий Восток от Японии до Кореи трудится не покладая рук, нам проповедуют "великое" ничего неделание и полный отказ от реальных программ.
Возможно для того и нужен Делягину нескладный миф о мудреце Солженицыне, все знающем и ничего не предлагающем (почему прямо не объвить его реинкарнацией Будды?), что сам он следует именно этим путем, путем жреческого знания не опускающегося до низкой насущности и злобы дня.
На одном конце стоические Солженицыны и Делягины, а на другом практичные и мелочные Рокфеллеры с Ротшильдами.
Может быть действительно лучше потрясти Шолохова и Ленина?
(без названия)
акушер-гинеколог написал 11.12.2008 21:21

ой не любила меня мама, ой не любила
потому, что жестокий Сталин запретил ей аборт сделать!
аффтар убей сибя апстену сам
нынешнее английское право
Валерий написал 11.12.2008 20:09
Делягин, как истинный "левый" и "государственник", продолжает свои антисоветские и антисталинские упражнения. На довольно низком уровне. После множества работ последних 20 лет по истории России 20-го века только фанатичный либерал-западник может повторять байки и проводить параллели, подобные делягинским. В Англии, г. левый государственник, у крестьян все отбирали , а потом вешали за бродяжничество. Не для выживания государства и народа, а для создания нового класса собственников и обогащения прежней аристократии. Потом это проделывалось в масштабах всего мира. Разумеется присутствовал и технический прогресс, достававший до смерти и мастеровых. Что и почему было в СССР знает всякий, кто хотел знать. Все знаете, как и гайдаро-хакамады, но поносите. Этот отклик - исключительно в смысле "мы их знаем поименно".
че то - наши ЕВРЕИ -
..олег,, написал 11.12.2008 19:20
форумные - сызнова вцепились - в Солженицына...
Правда - глаза колет?
Объясните мне, в чем - не прав Великий Мыслитель..?
(и!!! расскажите - вашу - "правду...
(без названия)
Твердый знак написал 11.12.2008 18:48
Суть - мировой кризис чисто виртуален. Скоро усе будет ОК. Храните деньги в сберегательных баксах!
Правда, здесь нужно кое-что уточнить: деривативов запущено в оборот не 16 и 58 триллионов, а больше квадриллиона.
И второе, главное , производные деривативы - суть не акции, а облигации самого ФРС. В долларовом номинале. Которые нельзя не оплачивать и невозможно выплатить. Никаким "ротшильдам"...
Значит ФРС будут банкротить.
А что "ротшильды-барухи" значат в этом мире без ФРС? Даже в США? И без финансовой долговой Пирамиды? Потому, Весь мир изменится не в виртуале от Голубицкого, а в самом настоящем РЕАЛЕ. Даже вот - в России, о чем я писал в предыдущей серии.
Хотел бы вот еще кое что объяснить и дополнить.
В свете разворачивающегося кризиса на всех мировых рынках,связанных прежде всего с недостаточностью ликвидности и прежде всего долларовой,что хочется прежде всего отметить по сему поводу?
1.Что ФРС отказало в ликвидности мировой финансовой системе. Т.е. по-сути, отказалось от роли мирового ЦБ.
2.Кроме того, ФРС отказалось признать рыночные механизмы, как ценообразующие в мировой финансовой системе.
Ведь что означает "обесценивание" ( кто это определил? ) бумажных деривативов,номинированных в долларах США,сегодня?
А то что их изначально никто не планировал выкупать,а банки-акционеры ФРС превратились в банчки-помойки.
Мошеничество изначальное и не подлежащее никакому сомнению - отпечатанно и подписано "на гербовой бумаге"...
"Компас рыночной экономики" подменили деревяшкой,выкрашенной под магнитную стрелку.
И это все причастные и полупричастные к фРС лица уже прекрасно осознали.
Ну и что из этого спросите вы меня?
А то что ДОЛЛАР - это уже не деньги,а битико-бумажные акции ФРС.
Деньги - это долговые обязательства конкретного государства и считаются таковым до тех пор ,пока исполняются без исключений и по номиналу.
Производные деривативы - это реально долги ФРС ,номинированы в долларах и приравниваются они ,по-сути,к тем же банкнотами США. И вот сейчас,они по номиналу почему-то уже не оплачиваемые...
Когда Казначейству США нужны доллары, оно печатает казначейки-гособязательства (в долларах,само-собой) и передает их ФРС США в обмен на доллары.
Непонятно, почему тот же Меррил Линч не смог обменять долларовые долги (деривативы=облигации) ФРС на долги (казначейки) США ? Один к одному????
Баш на баш, долг на долг ,выраженный в одних и тех же долларах США?
Взаимозачетом?
А вы думаете почему все рейтинговые агентства присваивали производным деривативам высший уровень ААА ? Потому как логически и юридически по другому-то и быть не может!
И вдруг, оказалось,что такой обмен долгами не может быть совершен!
Это - АБСУРД!
Этот "НЬЮАНС" пока еще "не дошел" до широкого круга держателей долларовой массы...гы-гы-гы.
Юридически , уже произошел ДЕФОЛТ по доллару и следующие номинированные в долларах ценные бумажки (включая и сами банкноты!) обязательно последует за деривативами - в любом случае и в любую минуту.Поскольку,ничем одно финансовое обязательство в принципе не отличается от другого.
Потому-то и Биржи деривативов быть не могло!
Непонятно, что за "требования" стали предъявлять к банкам на (sic!) переоценку стоимости деривативов и балансов!
Это "переоценка" долларов в долларах кому-то потребовалась?
Это уже просто АНЕКДОТ...эти "ротшильды" еще бы Биржу по доллару предложили открыть - в долларовых ценах.
Гы-гы-гы....
(без названия)
Гость написал 11.12.2008 18:19
Исаевич Солженицин для русского народа всегда будет стоять в одном ряду с Мазепой, Колчаком, Тухачевским, Власовым и прочими . При этом, о наличии у этого артиллериста приказа к бумагомарательству и спорить нечего. Много более талантливых произведений канули в лету, а полная дребедень этого "историка" потянула на сионистско-шнобелевскую премию. Вот уж воистину им, Россия не нужна сильной, какого бы цвета при этом она не была - красной советской, или желто-черной - имперской. И подмога всяких редисок при этом им весьма кстати. Ну, а если она ( редиска) при этом полное ничтожество - не беда - постараются и поднаддуют до товарного вида...
Борису Викторову (Полковнику)
сталинист написал 11.12.2008 18:10
стриптиз - в биографической справке: советник Ясина, советник Немцова и проч.
кто читал - все давно поняли, и без славословий в адрес гнойного стукачонка НКВД, даже не НКВД, а пятой колонны в НКВД.
"всерьез гуманизацию СССР начал именно Хрущев - в этом его бесспорная историческая заслуга" - аборты разрешил?
жаль что мамы солженицкера и делягина не были гуманистками.
Как обыватель о Солженицине
Грач написал 11.12.2008 18:00
Когда-то, будучи наивным юношей в начале "катастройки"
честно пытался прочитать "ГУЛАГ", осилил пару страниц и понял -
ну не Писатель он, не Писатель...
Потом, когда приехал он в зачумленную и униженную Россию 90-х, питал я надежды,
что вот оно, свершилось!
Сейчас как напишет "совесть нации", как обличит!
И ужаснутся и устыдятся власть предержащие тому, что творят!
И народу, выживающему "челночеством" и огородом глаза откроет!
Ан нет, только и хватило его, что отказаться от ордена
из рук упыря ЕБН, а так сидел тихо и молчал в тряпочку...
Так разочаровался я в "совести нации".
Подводя итог: "помер максим и хрен с ним".
сраннику
Грач написал 11.12.2008 17:11
"Россия, будучи в Дерьме! - с головы - до ног! А - гляди ж ты - орет, - как резанная, - с пеной у рта, - о своем "Величии и Могуществе"(и не забывает - между делом - еще и бомбой махать! Во!) И - знай себе - рядится, рядится и рядится - поверх корост этого Многовекового Дерьма - в Белые Одежды... Постушать Россию - весь Мир - это Дураки, и Сволочи... А Россия - Святая..."
Не путай кремлевских блядей с Россией!
Пшол нах!
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | >>
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss