Нашей задачей является здесь лишь отсечь то, что капиталистически уродует. Количество перейдёт в качество.
В. Ленин
Либералы – защитники частной собственности – утверждают, что частная собственность образует основу всякой личной свободы. Не ставя себе задачей обсудить здесь это утверждение либералов, я лишь отмечу здесь, во-первых, что в нынешнем российском обществе трудящееся большинство лишено всякой собственности на землю и её недра, на средства производства и обращения (банки), между тем как эти последние сконцентрированы, в форме частной собственности, в руках нетрудящегося меньшинства. Следовательно, утверждение либералов, что частная собственность образует основу личной свободы, имеет смысл по отношению к нетрудящемуся меньшинству, а не по отношению к трудящемуся большинству.
Если частная собственность образует основу личной свободы для нетрудящегося меньшинства, лишая при этом личной свободы трудящее большинство, то трудящемуся большинству для приобретения личной свободы не остаётся ничего другого, как собрать достаточные силы и восстановить то, что у него было отнято – общественную собственность.
Болтовня о частной собственности, которая якобы образует основу «всякой личной свободы», на самом деле есть маскировка того, что под частной собственностью, в рамках нынешних капиталистических общественных отношений, понимают свободу купли и продажи, свободу торговли. С другой стороны, понятие свобода торговли само по себе вводит в заблуждение.
Когда говорят о свободе торговли, то думают, что речь идёт о снятии охранительных экспортно-импортных пошлин, об отмене всяких правил торговли вообще. Но это не так. Свобода торговли означает не что иное, как превращение в предмет торговли жизненно необходимых условий существования людей, именно: превращение в предмет торговли, во-первых, вещей, которые являются объективно данными первичными источниками существования людей, т.е. земли и её недр; во-вторых, вещей, которые созданы субъективной человеческой деятельностью людей, – средств производства и обращения (банков). Между тем эти средства существования не могут быть отчуждаемы, следовательно, не могут быть превращаемы в предмет торговли.
Превращение земли и её недр, средств производства и банков в предмет торговли с необходимостью превращается в отсутствие этих средств существования у трудящихся, между тем как все эти средства существования концентрируются в руках нетрудящихся. А это фактически означает, что трудящиеся попадают в зависимое положение от нетрудящихся, со всеми отсюда вытекающими последствиями. Торговля – явление древнее. Она имеет свою собственную историю.
Было время, как например, в первобытные века, когда торговля была тождественна просто обмену. В это время, когда круг обмениваемых продуктов был ограничен и носил чисто случайный характер, продукты прямо, непосредственно, без какой-либо взаимной оценки, просто обменивались один на другой. Однако в первобытные века круг обмениваемых продуктов хотя и крайне медленно, но непрерывно расширялся и становился многообразным. А чем шире и многообразным становится круг обмениваемых продуктов, тем, очевидно, труднее становится осуществление этого обмена.
Отсюда возникает потребность во всеобщем средстве обмена. Между тем, в это время продукты уже оцениваются друг в друге в определённой пропорции, прежде чем обмениваются. Но разнородные продукты несоизмеримы и поэтому не могут быть взаимно оценены и обменены друг на друга.
На самом деле, как обменять друг на друга, например, сапоги и хлеб? И, тем не менее, такой обмен происходит. Но если различные продукты обмениваются один на другой, то это значит, что они имеют какое-то общее свойство, на основе которого и обмениваются. Следовательно, когда обменивают разнородные продукты, их, прежде чем обменять один на другой, сводят к некоторому их общему свойству и, таким образом, сделав их однородными (соизмеримыми) приравнивают друг к другу и обменивают в определённой пропорции.
Что же является общим у обмениваемых продуктов? Очевидно, только одно их свойство: все они являются продуктами труда людей. Таким образом, задача разрешается тем, что разнородные продукты сводятся к чему-то третьему, труду, и в рамках этого сведения приравниваются друг к другу и, таким образом, обмениваются друг на друга соответственно труду, затраченному на их производство, т.е. соответственной их стоимости; стоимость есть лишь иное выражение труда, затраченного на производство продукта. С развитием обмена, из круга обмениваемых продуктов, т.е. товаров, выделяется один товар, в котором все другие товары начинают выражать свою стоимость.
Товар, который служит выражением стоимости всех других товаров, является всеобщим эквивалентом. Появление всеобщего эквивалента приводит к тому, что прямой, непосредственный, обмен товаров (меновая торговля) распадается на два самостоятельных акта: сначала товар одного рода обменивается на товар-эквивалент, а затем товар-эквивалент обменивается на товар другого рода. Так из необходимости обменять друг на друга разнородные продукты возникает обращение товаров – торговля, т.е. обмен продуктов, опосредствованный одним особенным товаром – деньгами.
Так как деньги являются средством обмена не только одного товара на другой, но и являются средством обмена для всех товаров, они в то же время являются всеобщим представителем всех других товаров, т.е. богатства. Поэтому деньги, выступая как особенный материальный предмет, в то же время выступают как воплощённая в этом особенном материальном предмете форма всеобщего богатства. Но деньги – сами товар, внешняя вещь, которая может стать частной собственностью всякого человека.
Всеобщее богатство, созданное усилиями всего общества, становится, таким образом, частной собственностью частного человека. С другой стороны, деньги, обладающие свойством непосредственно и безусловно обмениваться на все предметы, т.е. обладающие свойством всё покупать, оказываются, таким образом, не только предметом, осуществляющим обмен, но и предметом превращающим в товары, следовательно, в деньги, вещи не только материальные, но и духовные – добродетель, достоинство, любовь, убеждение, знание, совесть, честь и т.д. А так как по внешности денег нельзя узнать, что именно превратилось в них, то в деньги превращается всё без разбора: как вещи полезные, так и бесполезные (опасные), даже чувства людей. Всё делается предметом купли-продажи, т.е. товаром.
Наконец, подобно тому как в деньгах стираются все качественные различия товаров, – подобно этому товары, в свою очередь, как абсолютный уравнитель, стирают всяческие различия. Торговля, таким образом, становится свободой торговли.
Свобода торговли, в которой стираются всяческие различия, есть настоящий рай для тех, кто занимается не производством необходимых материальных предметов потребления, а занимается оказанием всевозможные услуг, именно: производителей рекламы, поставщиков рейтингов, шоуменов, политтехнологов, ясновидящих, торговцев деньгами, спекулянтов ценными бумагами, землёй и т.д. Эти паразиты, услуги которых не только бесполезны, но даже разрушительны, оказывают услуги не даром, а продают (навязывают) их. А затем, на «заработанные» деньги, они скупают, т.е. присваивают себе, крупную долю необходимых материальных предметов потребления. (Недаром говорят: делать деньги из воздуха.)
Кроме того, эти бесполезные, даже разрушительные услуги, существуя на рынке наряду с необходимыми товарами, увеличивают совокупную стоимость товарной массы вообще. А это фактически ведёт к систематическому нарушению соотношения между жизненно необходимой товарной массой и количеством денег, находящихся в обращении, что, в свою очередь, неминуемо порождает тенденцию к усилению и без того значительной инфляции (рост цен).
Наконец, не требуется особого глубокомыслия, чтобы понять, что услуги не увеличивают производство жизненно необходимых материальных предметов потребления, а, наоборот, как вампир, высасывают его, доводят до жалкого состояния и приводят к тому, что воспроизводство необходимых предметов потребления осуществляется при скверных условиях.
За рабочий класс!
|
|