Проблема неравномерности развития стран мира, проблема возрастающего разрыва между бедными и богатыми странами идентифицирована буржуазной идеологией как одна из "глобальных проблем" угрожающих стабильности существующего миропорядка. Буржуазия чувствует что называется нутром, где могут возникнуть самые серьезные вызовы ее классовому господству. Пролетарии и угнетенные нации не заинтересованы в существовании капиталистической системы эксплуатации и угнетения и потому, в лице своих передовых, сознательных отрядов - коммунистических партий, должны уметь находить такие слабые точки в системе капитализма, революционное воздействие на которые нанесет капитализму наибольший, если не смертельный урон. Такой слабой точкой, главным противоречием мировой капиталистической системы, является в настоящее время противоречие между наиболее экономически развитыми и наиболее отсталыми странами, между наиболее богатыми и наиболее бедными странами мира.
Империализм против "третьего мира"
Для того, чтобы уяснить глубину противоречия между богатыми и бедными нациями и прийти к правильному методу разрешения этого противоречия необходимо прежде всего исследовать факты. По данным статистики, на долю США, Канады, Европейского Союза, Японии, Австралии и Южной Кореи в 2008 г. приходилось 63% мирового валового внутреннего продукта (ВВП). В то же время на долю 42 беднейших стран мира приходится только 1 - 2 % мирового ВВП (1). Среднедушевые доходы в 20 наиболее богатых странах мира в 37 раз превышают соответствующий показатель в 20 беднейших странах, причем за последние 40 лет этот разрыв удвоился (2). По оценкам аналитиков Программы развития ООН, на начало XXI в. совокупное богатство 225 богатейших людей планеты превышало 1 триллион долларов, что равнялось ежегодному доходу 2,5 млрд бедняков, составляющих 47 % населения мира (3). США, Канада, ЕС, Япония и Австралия, где проживает примерно миллиард человек из почти семи миллиардов населения Земли, потребляют большую часть мирововых природных ресурсов и производимой в мире электроэнергии, на их территории начинается или заканчивается более 80 процентов мировых торговых потоков. Так как цель капиталистического производства - не удовлетворение разумных потребностей людей, а извлечение прибыли, капиталисты сознательно насаждают извращенное потребительство. Массовое потребление в США и ЕС зачастую принимает уродливые, дегенеративные формы, в то время как 925 миллионов людей в развивающихся странах страдают от хронического голода (4).
Экономическое неравенство поддерживается несопоставимостью военной мощи богатых и бедных стран. Военные затраты всех стран мира в 2007 г. составили 1,2 триллиона долларов США. Суммарный военный бюджет стран НАТО в этот же год составил 850 миллиардов долларов (5). То есть на долю самого агрессивного империалистического блока, объединяющего 28 наиболее высокоразвитых капстран, приходится почти 71% мировых военных расходов!
Для уяснения основного, классового аспекта противоречия между богатыми и бедными странами необходимо учесть следующие факты. С 1997 по 2007 год доля занятых в промышленности в Индии и Южной Азии увеличилась более чем на 6 % - с 15,4 до 21,7 %, в Китае и Восточной Азии - с 24,3 до 26,9 %, в Индонезии и Юго-Восточной Азии - с 17,1 до 19,1 %, в Латинской Америке - с 20,7 до 22 %, в Африке южнее Сахары - с 8,5 до 9,6% (6). Противоречивое экономическое развитие стран "третьего мира" и перемещение в них промышленных производств транснациональными корпорациями (ТНК) привело к тому, что подавляющее большинство (около 80 %) класса наемных работников сосредоточено сегодня в Азии, Латинской Америке, Африке. Если принять во внимание фактор обуржуазивания рабочего класса в Западной Европе и США, то противоречие между наемным трудом и капиталом сегодня почти совпало с противоречием между угнетающими и угнетенными нациями.
Глобализация - новое старое лицо империализма
Сегодня много говорят и пишут о глобализации. Вокруг этого понятия сложилось немало идеологических мифов. Одним из них является утверждение, что глобализация - новое явление, начавшее развиваться с 80х годов XXвека. В широком смысле слова, глобализация началась еще в период "Великих географических открытий" в XV-XVIIвеках. Процессы глобализации, то есть всемирной экономической, политической, культурной интеграции и унификации на почве капиталистического способа производства красной нитью проходят через всю историю капитализма как мировой системы. Сам термин "глобализация" впервые был употреблен Карлом Марксом в одном из его писем Энгельсу в конце 50х годов XIXвека. Констатируя, что с завоеванием Калифорнии США и подписанием Японией неравноправных договоров с европейскими державами мировой рынок стал в полном смысле слова глобальным, ибо круг товаропотоков замкнулся, охватив всю планету, Маркс писал: "Теперь мировой рынок существует на самом деле. С выходом Калифорнии и Японии на мировой рынок глобализация свершилась".
Правильнее поэтому говорить о новом этапе капиталистической глобализации. В чем же заключается его специфичность и своеобразие? Несомненно, что основной причиной ускорения и углубления глобализационных процессов в современном мире является появление и развитие интернациональных капиталистических супермонополий - ТНК. Именно ТНК нуждаются, как в необходимом условии своего развития, в мировом разделении труда, в свободной миграции, в масштабе всей планеты, капитала и человеческих ресурсов, в стандартизации законодательства, экономических и технологических процессов, в постмодернистском смешении культур разных стран. О масштабе экономической мощи ТНК в современном мире говорят следующие показатели: они контролируют примерно 2/3 мировой торговли; на них приходится около 1/2 мирового промышленного производства; ТНК контролируют примерно 4/5 всех существующих в мире патентов, лицензий и ноу-хау. Бюджеты крупнейших ТНК превосходят бюджеты некоторых государств, ТНК обладают собственными центрами анализа и долгосрочного планирования, собственной сетью "агентов влияния" по всему миру - от лоббистов в правительствах до аффилированных некоммерческих организаций в гражданском обществе.
Повление ТНК и завоевание ими доминирующих позиций в мировой экономике диктуется самой логикой капитализма. Оно отнюдь не является неожиданностью для марксистской мысли. Анализируя предпосылки и механизм создания таких супермонополий Ленин писал "Монополистические союзы капиталистов, картели, синдикаты, тресты, делят между собой прежде всего внутренний рынок, захватывая производство данной страны в свое, более или менее полное обладание. Но внутренний рынок, при капитализме, неизбежно связан с внешним. Капитализм давно создал всемирный рынок. И по мере того, как рос вывоз капитала и расширялись всячески заграничные и колониальные связи и "сферы влияния" крупнейших монополистических союзов, дело "естественно" подходило к всемирному соглашению между ними, к образованию международных картелей " (7). В появлении таких супермонополий Ленин видел новую ступень "всемирной концентрации капитала и производства", несравненно более высокую, чем предыдущие (8).
Важной чертой обуславливающей появление и рост ТНК является потребность капитала в эксплуатации дешевой рабочей силы. Эта потребность капитала в свою очередь обусловлена имманентным законом капиталистического способа производства - тенденцией нормы прибыли к понижению. Грубо говоря не машины, не техника создает прибыль, а рабочие руки пролетариев. Следовательно, чтобы противостоять тенденции к понижению нормы прибыли капиталисты вынуждены искать наиболее дешевую рабочую силу, а в современном мире найти они ее могут только на мировой переферии, в странах "третьего мира". Кроме того, ТНК всеми правдами и неправдами стремятся с наименьшими издержками для себя прибрать к рукам природные ресурсы стран "третьего мира".
Взаимотношения ТНК и капиталистического государства - противоречивый и сложный процесс. С одной стороны интернациональные супермонополии не могут обойтись без государства как условия существования капиталистической системы в целом, как инструмента классового господства. Государство необходимо ТНК также и для того, чтобы оказывать военно-политическое и экономическое давление на более слабые, развивающиеся и беднейшие страны. Когда, в результате экономического кризиса, монополии сталкиваются с финансовыми и другими проблемами, буржуазное государство спешит им на помощь. Также никуда не исчезли и межимпериалистические противоречия между наиболее развитыми капстранами (например, между США и странами ЕС).
С другой стороны, очевиден процесс относительного ослабления роли национального буржуазного государства, делегирования им ряда своих полномочий наднациональным глобалистским структурам, таким как ВТО, МВФ, Мировой Банк, ОЭСР и т.д. в экономике, ООН, G8 и т.д. в политике. Относительное ослабление роли национального государства сопровождается повышением роли регионов в политике и культуре. Мы видим, таким образом, некую противоречивую тенденцию развития (9). Но принципиально важно понять, что, несмотря на эти внутренние противоречия, лагерь мирового империализма (обе его взимосвязанные фракции - "старая" фракция государственно-монополистического капитализма и "новая" фракция глобалистского капитала ТНК) един как анагонистическая противоположность лагерю мирового антиимпериализма. Здесь, в вопросе экономического закабаления и ограбления стран "третьего мира" все капиталисты и буржуазные политики едины. Разногласия между ними могут быть только по вопросу кому и сколько достанется от пирога.
Новый этап капиталистической глобализации - это ни что иное, как продолжение старой империалистической политики новыми средствами.
Антиглобализм или антиимпериализм?
Часто можно слышать, что т.н. антиглобалистское движение представляет собой реальную оппозицию негативным явлениям современной глобализации. Но так ли это на самом деле? В чем суть антиглобализма, каковы его движущие социальные силы? Во-первых, можно заметить, что антиглобалистское движение далеко не однородно. Под этим брендом собираются различные силы, от правых традиционалистов до левых - пацифистов, экологов, "гуманистов" и т.п.. Идейные, политические, социальные, экономические и культурные взгляды участников антиглобалистского движения весьма различны и часто попросту противоречат друг другу. В общем и целом можно, однако, выделить в этом движении умеренно-либеральное, "традиционалистское" и радикальное течения. Умеренные антиглобалисты (французская АТТАК например) настаивают на чисто косметических мерах вроде обложения финансовых спекуляций налогом в размере 0,1% от суммы трансакций и направление этих средств на борьбу с бедностью в третьем мире. Они наивно полагают, что такая подачка решит проблему.
Антиглобалисты-"традиционалисты" выступают против ограничения суверенитета национальных государств, в защиту протекционистской экономической политики. С этих позиций часто выступают фермеры и профобъединения европейских стран и США. То есть речь в данном случае, по сути, идет о сохранении привелегированого положения рабочей аристократии в империалистических центрах. С другой стороны, нельзя не признать, что когда ту же самую проблему поднимают представители стран третьего мира, то в этом случае укрепление национального суверенитета против посягательств глобализма является глубоко справедливым и прогрессивным требованием. Но это справедливое требование встречается в штыки радикальным течением антиглобализма, представленным, в основном, всевозможными анархистами и полу-анархистами. Западные антиглобалисты-анархисты не делают различия между национальным государством в странах "первого мира", т.е. инструментом империалистической экспансии, и национальным государством на "мировой переферии", которое во многих случаях служит барьером на пути этой экспансии.
Иллюзорны и предлагаемые антиглобалистами социально-политические альтернативы вроде "демократии участия", "укрепления гражданского общества", "автономных зон" и т.п. По сути своей это не более чем перепевы на новый лад старых, давно показавших свою несостоятельность реформистских проектов.
Вопрос, который должен быть поставлен в этой связи, звучит так - чьим социальным интересам удовлетворяет эта идеологическая программа? Известно, что, начиная с 80х-90х годов XXвека в развитых капиталистических странах происходит процесс демонтажа т.н. "социального государства", процесс свертывания социальных гарантий. Конечно, этот процесс больно бьет по безработным, по самым необеспеченным слоям западного общества. Но он направлен также и против "рабочей аристократии", против западного среднего класса, мелкой буржуазии и "белых воротничков". Т.н. "социальное государство" было создано в империалистических центрах при активном участии западной социал-демократии (и вообще реформистов всякого рода) после второй мировой войны, на волне экономического подъема и не в последнюю очередь благодаря неоколониальной эксплуатации угнетенных наций. Теперь же глобальный капитал не видит необходимости содержать "социальное государство" в метрополии империализма.
Естественно, это вызывает недовольство в среде рабочей аристократии и мелкой буржуазии. Именно интересы рабочей аристократии и мелкой буржуазии западных стран выражает идейное и организационное ядро антиглобалистского движения. Мелкая буржуазия и рабочая аристократия в западных странах прежде всего стремятся остановить неолиберальную атаку на свое "социальное государство". Их классовая природа не позволяет поставить вопрос о радикальной трансформации общества, и, следовательно, их идеологическая программа никоим образом не может снять антагонизм между "метрополией" капитализма и "переферией".
Таким образом, при ближайшем рассмотрении антиглобализм в империалистических центрах оказывается ложной альтернативой. При этом, однако, необходимо учитывать, что та часть антиглобалистского движения, которая базируется в разивающихся странах может и должна быть союзником антиимпериалистического движения. Надо только направить усилия на то, чтобы оторвать антиглобализм "третьего мира" от антиглобализма "первого мира".
Группировка стран современного мира
Объединение стран мира в те или иные большие группы, соответственно определенным классифицирующим признакам, осуществляемое под тем или иным углом зрения - органично присуще теории марксизма. В 1920 г., на II конгрессе Коминтерна, Ленин чётко разделил страны мира на три группы и взял это деление за исходный пункт для определения стратегии и тактики международного пролетариата. Ленин отмечал: "Вы получаете, таким образом, в основных чертах картину мира, как она сложилась после империалистской войны. Миллиард с четвертью угнетённых колоний, - стран, которые делят заживо, как Персия, Турция, Китай; стран, которые побеждены и брошены в положение колоний (в их число Ленин включал страны Центрального блока, а также Советскую Россию, отброшенную войной в положение, близкое к колониальному. Д.К.). Не больше четверти миллиарда, - это страны, которые уцелели на старом положении, но они все попали в экономическую зависимость от Америки и все во время войны были в зависимости военной, ибо война захватила весь мир, она не позволила ни одному государству оставаться нейтральным на деле. И мы имеем, наконец, не больше четверти миллиарда жителей в странах (здесь Ленин имел ввиду США, Японию, Англию и другие государства. Д.К.), в которых, разумеется, лишь верхушка, лишь капиталисты воспользовались делёжкой земли... Я бы хотел эту картину мира вам напомнить, ибо все основные противоречия капитализма, империализма, которые приводят к революции, все основные противоречия в рабочем движении, которые привели к жесточайшей борьбе со II Интернационалом,... - всё это связано с дележом населения земли" (10).
Если за основание группировки мы возьмем экономические показатели (это даст также показатель степени военно-политического могущества, ибо, как указывает Ленин, империалисты делят мир "по капиталу", "по силе", 11), то все страны современного мира можно разделить на три большие группы.
Первая группа - это США, Канада, Европейский Союз, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея. Эти страны - метрополия мировой капиталистической системы. Здесь сосредоточены мировые финансовые центры и штаб-квартиры ТНК. Здесь же наиболее высок удельный вес рабочей аристократии. Сюда стекается львиная доля прибавочной стоимости, созданной трудом сотен миллионов пролетариев на переферии капитализма. В этих странах проживает 1,05 миллиарда человек.
Вторая группа - это страны, занимающие промежуточное положение. Являясь во многих отношениях объектами империалистической экспансии, они в то же время сами осуществляют экспансию, вывоз капитала и т.п. К числу таких стран относятся КНР, Индия, Индонезия, Бразилия, Мексика, Турция, ЮАР, Россия, Казахстан. Экономика таких стран характеризуется наличием огромного разрыва в доходах между большинством населения, которое живет по стандартам "третьего (а то и "четвертого") мира" и относительно небольшой долей местной рабочей аристократии, мелкой и средней буржуазии, чиновничества, которые живут по стандартам "первого мира". Кроме того, для некоторых из этих стран характерно наличие огромных региональных диспропорций в уровне экономического развития и уровне жизни населения. Так в Китае существует гигантская диспропорция между прибрежными и внутренними районами страны, в Индии - между несколькими индустриализованными регионами и аграрными регионами. Наличие острых противоречий, таких как высокий уровень социального неравенства, неравномерность развития различных регионов вкупе с экспансией ТНК и государств "метрополии" сообщают этим странам довольно неустойчивое положение в мировой системе капитализма, делают их возможными кандидатами на отпадение от этой системы (12). В этих странах проживает около 3,2 миллиардов человек.
Наконец, третья группа - это угнетенные нации, это страны, которые являются объектом империалистической экспансии и эксплуатации. В этих странах проживает около 2,6 миллиардов человек.
Такова реальность современного миропорядка, полностью подтверждающая сформулированный В.И. Лениным закон неравномерного экономического развития капиталистических стран в эпоху империализма.
Теперь возмем другое основание для группировки, а именно отношение к империализму. В этом вопросе, если мы хотим рассмотреть его с действительно научной точки зрения, необходимо отойти от идеологических, и тем более абстрактно-гуманистических моральных оценок. Любое государство, которое провело комплекс радикальных антиимпериалистических мер во внутренней и внешней политике, независимо от формы правления, политического режима, соблюдения или несоблюдения прав человека и т.п. объективно наносит удар по мировой системе капитализма, сокращает сферу влияния капитализма, его ресурсную базу и т.д. С этой точки зрения страны мира можно разделить, на сегодняшний день, на четыре группы.
Первая группа - страны - "твердые антиимпериалисты". Это прежде всего Коре́йская Наро́дно-Демократи́ческая Респу́блика, располагающая пятой (согласно другим источникам - четвертой) по численности армией в мире. Руководство КНДР во главе с Генеральным секретарем Трудовой партии Кореи, Верховным главнокомандующим Корейской Народной Армией маршалом Ким Чен Иром успешно противостоит давлению империалистического окружения и не намерено идти по пути капиталистических "реформ", т.е. открывать страну для империалистической экспансии. К этой группе также относятся Республика Куба, Ливия, Респу́блика Зимба́бве (13).
Вторая группа - страны - "колеблющиеся антиимпериалисты". Это страны, которые не провели пока у себя радикальных антиимпериалистических преобразований, во внешней политике вынуждены иногда идти на известные уступки империализму. К числу таких стран следует отнести Венесуэлу, Боли́вию, Сирию, Белоруссию, Эфиопию и ряд других.
Третья группа - страны - "про-империалисты". Это подавляющее большинство стран мира, политическое руководство которых направляет их (добровольно или вынужденно) в фарватер империалистической политики.
И, наконец, четвертая группа - страны - империалистические хищники. Эту группу в свою очередь можно разделить на три подгруппы. Первая подгруппа - наиболее агрессивные хищники глобального масштаба - США и европейские страны НАТО. Вторая - хищники регионального масштаба - Япония и Австралия. Третья - хищники-сателлиты - Канада, Израиль, Новая Зеландия, Южная Корея.
Программа-минимум и программа-максимум антиимпериализма
В чем смысл антиимпериалистической борьбы? Какой глобальной стратегии должны быть подчинены неизбежно грядущие, в силу остроты и напряженности главного противоречия мировой капиталистической системы, антимпериалистические революции в странах "третьего мира"?
Большую часть XXвека, вплоть до распада СССР, идея социализма была полюсом притяжения для большинства антиимпериалистический движений. Таковым полюсом она остается и сейчас в Латинской Америке, ряде стран Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона. В то же время образовался и усилился полюс радикального исламизма. Ясно однако, что действительную оппозицию империализму представляет только социализм ибо только социализм может покончить с основой глобальной империалистической экспансии - капиталистическим способом производства, только социализм способен не допустить появление в мире новых стран-империалистов. Коммунисты и социалисты должны прилагать все усилия к тому, чтобы направлять антиимпериалистическую революцию к осуществлению социалистических преобразований в экономике, политике и культуре, а там, где это позволяют условия, ставить вопрос о переходе всей полноты власти в руки рабочих и крестьян, т.е. непосредственно о социалистической революции.
Программа-минимум антиимпериализма нацелена на восстановление национального суверенитета и, в зависимости от местных условий, может включать в себя целый комплекс мер, в экономике - от жесткого налогообложения до частичной или полной национализации иностранных монополий , в политике - проведение действительно самостоятельной политической линии, критика империализма на международной арене, поддержка антиимпериалистических сил по всему миру. Вокруг этой программы может и должен сплотиться широкий спектр прогрессивных, демократических, патриотических и левых сил, вокруг нее должен быть создан единый антиимпериалистический фронт.
Программа-максимум антиимпериализма нацелена на выход той или иной страны из мировой капиталистической системы, превращение ее в подлинную базу радикального и глобального антиимпериалистического сопротивления. Программа-максимум предусматривает национализацию всей крупной промышленности страны (включая все без исключения иностранные монополии), национализацию банков, монополию государства на внешнюю торговлю и др. радикальные социалистические преобразования. Претворение этой программы в жизнь - задача радикальных левых сил, прежде всего коммунистов.
"Мировой город" и "мировая деревня" в современных условиях
Обе указанные выше программы объективно служат единой мета-цели, вписываются в единую глобальную стратегию антиимпериалистической борьбы. Цель - ликвидировать капитализм, искоренить империализм. Глобальная же стратегия антиимпериализма должна основыватся на учете таких факторов, как высокий удельный вес рабочей аристократии, непролетарских и паразитических слоев в социальной структуре стран "первого мира" и гигантская зависимость "первого мира" от сырьевых, энергетических и трудовых ресурсов "третьего мира" (14).
Развивая и конкретизируя ленинское видение проблем войны, мира и революции в эпоху империализма, видные деятели международного социализма Мао Цзэ-дун и Эрнесто Че Гевара внесли огромный вклад в теоретическую разработку глобальной стратегии антиимпериализма и мировой социалистической революции. Руководствуясь стратегией Мао Цзэ-дуна об "окружении города деревней" китайский народ совершил победоносную антиимпериалистическую, антифеодальную, демократическую революцию. В дальнейшем стратегия "окружения города деревней" получила у китайских коммунистов глобальную интерпретацию: "Если рассматривать вопрос в мировом плане, то Северная Америка и Западная Европа могут быть названы „мировым городом", а Азия, Африка и Латинская Америка - „мировой деревней"... В известном смысле нынешнюю обстановку в мировой революции можно охарактеризовать как обстановку окружения города деревней " (15). Герой революционной борьбы Эрнесто Че Гевара, видя, что в ходе позорной войны во Вьетнаме империализм США несет гигантские военные, экономические, политические и моральные потери, пришел к выводу, что для ликвидации глобального господства метрополии необходимо окружить империалистические центры кольцом точек антиимпериалистического сопротивления, то есть "... создать два, три, много Вьетнамов!" (16).
Однако, что есть "мировой город" и "мировая деревня" сегодня? Еще полвека назад, во времена Мао и Че, такие страны как Китай, Индия, Бразилия, можно было уверенно отнести к странам "третьего мира", к мировой деревне. Сейчас же это страны с высокоразвитой промышленностью. В современных условиях представляется неправильным отождествлять "мировой город" исключительно с высокоразвитыми странами Европы и США, ибо внутри стран "второго мира" (таких как Китай, Индия, Бразилия и др.) произошло разделение на "город" и "деревню", обозначилась неравномерность регионального развития, растущая пропасть между богатыми и бедными и другие дисбалансы и диспропорции.
Учитывая темпы экономического роста и гигантские ресурсы Китая, Индии и Бразилии, вероятно уже в скором времени эти страны начнут открытую борьбу с США и ЕС за передел сфер влияния соответственно своей возросщей мощи. Капиталистическое развитие привело к расширению "мирового города" и, в то же время, к углублению пропасти между ним и "мировой деревней". Соответственно, мы не должны путать действительный, последовательный, социалистический антиимпериализм, с "антиимпериализмом" стран современного "второго мира". Первый нацелен на искоренение империализма как такового, второй стремится заменить одних империалистов-гегемонов другими. Как противоположность социализму мировой империализм един, унитарен. Это, однако, отнюдь не означает, что последовательный антиимпериализм не должен использовать противоречия между различными группами империалистов.
Из того, что "мировой город" теперь нельзя уже строго и однозначно соотнести со странами Западной Европы и США логично следует вывод об ошибочности упрощенного, линейного понимания мирового революционного процесса. Некоторые авторы представляют такую простую схему - революционное движение в странах "третьего мира" лишает Европу и США возможности паразитировать на ресурсах, соответственно резко падает уровень благосостояния первомиристского среднего класса., в Европе и США обостряется классовая борьба, происходит революция, "передовые" страны вводят у себя социализм и помогают менее развитым его достроить. Но в чем же в настоящее время состоит "передовой" характер европейского и североамериканского капитализма? Разве только в том, что США и ЕС являются держателями (в основном в силу искусственно созданых причин, таких как режим "интеллектуальной собственности") большей части мировой научно-технической информации, владеют технологиями (прежде всего военными).
Индустриальная мощь капитализма и квалифицированные трудовые ресурсы сосредоточены уже не в США и Западной Европе, а в странах "второго" и "третьего" миров. Может быть преимущество США и Западной Европы в сфере культуры? Но современная западная культура это культура постмодернизма, культура упадка и разложения, ее прогрессивное развитие остановилось (как ни печально это констатировать нам, людям, воспитанным в поле европейской культурной традиции). Может быть западное левое движение показывает нам образцы выдающихся теоретических и практических достижений? Увы, мы их не видим. И далеко не случайно, что подлинные теоретические и практические достижения мирового левого движения за последние сто лет связаны с именами Ленина, Мао, Че Гевары. Наверное, не будет преувеличением сказать, что Западная Европа и США сегодня превратились в зону реакции и реформизма. Конечно, от классовой борьбы в Европе и США зависит очень многое и она имеет большое значение, но изображать дело так, что от нее зависит конечный успех мировой революции было бы неправильно. Не в Европе и США, а в относящихся ко "второму миру" странах Азии и Латинской Америки решается сегодня судьба социализма.
Стратегия "окружения мирового города мировой деревней" остается совершенно правильной. Успех этой стратегии лишит империалистические центры - США и ЕС мировой гегемонии и обострит в них классовую борьбу. Тем самым будет ликвидирован очаг мировой реакции и реформизма и существенно усилена и облегчена революционная борьба в странах, имеющих сегодня решающее значение для победы социализма в мировом масштабе - Китае, Индии, Бразилии и ряде стран Азии и Латинской Америки.
Глобальный фронт антиимпериалистической борьбы
XXвек в историческом смысле начался в 1914 г. и закончился в 1991. Его историческое содержание связано с серией империалистических войн за передел мира и попыткой угнетенных класов и наций выйти за пределы капитализма к новому обществу. XXIвек исторически еще не начался, но в центре его исторического смыслового поля будут стоять теже проблемы войны, мира и революции.
Конечно, невозможно предугадать, какие конкретные формы примет антиимпериалистическая борьба в той или иной стране - народная война или всеобщая забастовка и массовые акции протеста в городах. Тем не менее, для того, чтобы быть максимально успешной, борьба с империализмом, борьба за социализм в одной, отдельно взятой стране, должна опиратся на четкое видение глобальной стратегии, должна сознавать себя как часть международной борьбы, должна крепить международную солидарность угнетенных классов и наций.
Отсюда следует необходимость максимального сплочения всех антиимпериалистических сил. С этой целью представляется необходимым создать международный центр солидарности и координации борьбы - Антиимпериалистическую Лигу, с национальными секциями в каждой стране. Задача Лиги - формировать шаг за шагом крепкий антиимпериалистический фронт, конечной целью которого будет поражение и ликвидация капитализма и установление народной власти.
Мировой антиимпериализм сейчас слаб и дезорганизован, а империализм могущественен. Тем не менее угнетенные народы никогда не смирятся со своим положением. Огромный революционный потенциал несет в себе молодежь Азии, Латинской Америки и Африки. Молодых людей в возрасте до 24 лет сегодня в мире 2,8 миллиардов человек. 95 % из них проживают вне "первого мира". Совершенно ясно, что в ближайшие 15-20 лет именно это поколение будет проявлять максимальную активность в борьбе за улучшение условий своего существования. Это огромный резерв антиимпериализма, резерв борьбы за социализм.
Примечания:
- Источники: IMF, WorldEconomicOutlookDatabase, 2009.Расчет ВВП по паритету покупательной способности (ППС), и Human Development Report 1999. UNDP. - New York: Oxford University Press, 1999. Р. 2.
- Доклад о мировом развитии 2000/2001 года. Борьба с бедностью. Обзор. - Вашингтон: Всемирный банк. 2001, с. 3.
- Доклад о развитии человека 2003. Цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия: межгосударственная договоренность об избавлении человечества от нищеты / пер. с англ. Минск: Юнипак, 2003, с. 39.
- Источник: Доклад "Положение дел в связи с отсутствием продовольственной безопасности в мире" (SOFI). Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН
- Источник: CIA World Factbook.
- Шапинов В. "Пролетарии всех стран".http://www.rabkor.ru/analysis/1605.html
- Ленин В.И. "Империализм, как высшая стадия капитализма". Полн. собр. соч. 5-е изд. М., т. 27, с. 364.
- Там же, с. 364-365.
- В политике это часто выражается в борьбе неолиберализма и консерватизма, "традиционализма" и т.п.
- Ленин В.И., «II конгресс Коммунистического Интернационала. Доклад о международном положении и основных задачах Коммунистического Интернационала», Соч., 4 изд., т. 31, с. 194.
- Там же, т. 22, стр. 241.
- Пессимистично выглядит в этом плане на сегодняшний день только Россия. В отличие от Китая, Индии, Бразилии и др. стран из второй группы, указанные противоречия протекают в России на фоне нисходящего вектора развития.
- Особняком стоит Иран. Хотя во внешней политике иранское руководство проводит антиимпериалистический курс, но его внутренняя политика реакционна. Выступая против империализма США и его сателлита Израиля иранское руководство стремится превратить Иран в ведущего регионального империалиста.
- Усреднив данные шести различных справочников по мировой экономике, известный левый социолог Александр Тарасов приводит следующие показатели зависимости первого мира от третьего: по энергоносителям - 52% (если брать только углеводородное сырье - 79%); по металлам - 81%; по сырью для химической промышленности - 89%; по сырью для пищевой промышленности и по сельскохозяйственной продукции - 46%; по сырью и готовой продукции легкой промышленности - 67%. См. Тарасов А. "Мировая революция-2". Журнал "Левая политика", № 10, 2010 г.
- "Жэньминь жибао", 3.IX.1965.
- Эрнесто Че Гевара "Статьи. Выступления. Письма" Пер. с исп. Вороновой.Е. М.: Культурная революция, 2006. с. 514.
|
|