Идея левого поворота сегодня сверхактуальна. Левый поворот от ультралиберализма, «рейганомики» и «тэтчеризма» стал реальностью экономической политики большинства развитых стран. Вопрос уже не в том будет ли этот поворот. Всех интересует, каким он будет, к чему приведет мир. Ходорковский представил свою исчерпывающую версию.
Автор статьи пишет о новой «глобальной perestroike», основная цель которой - преодоление глобального кризиса, созидание лучшего социального мироустройства, сочетающего социальную справедливость, свободу и динамичное развитие. Предложил автор и систему мер, позволяющих, по его мнению, реализовать поставленные задачи.
Сможет ли левый поворот по Ходорковскому привести к мировой социально-экономической модернизации, новому более эффективному обществу или подобная perestroikа - регресс, движение назад к государственному капитализму азиатского типа? Каждый читатель может дать свой ответ на этот вопрос.Базовые ценности perestroiki Ходорковский формулирует так: «На первое место среди предпосылок экономического развития объективно выходит человеческая способность к творческому труду, а значит, политические и социальные условия, позволяющие эту способность реализовывать».
Однако большая часть статьи посвящена не этому. Ходорковский формулирует в ней программу конкретных действий по реализации perestroiki, основной тезис которой «качественное усиление роли государств как регуляторов в экономике». Можно ли с помощью усиления роли государства в экономике обеспечить главное условие perestroiki - более полную реализацию творческого потенциала общества?
Статья Ходорковского написана в русле левого, неомарксистского дискурса. В рамках этого миропонимания государство - классовый инструмент. При либеральном капитализме оно выражает интересы предпринимателей-собственников, при социализме - бюрократии. В государственно-капиталистических авторитарных странах власть защищает, прежде всего, интересы бюрократического капитала, т.е. коррумпированных чиновников и близких им крупных предпринимателей. Любое усиление роли государства в этой системе означает рост влияния и благосостояния бюрократического капитала за счет других слоев населения.
Противоречие между задачами творческого развития общества и архаичными социальными институтами - главный провокатор глобального кризиса. Усиления регулирующей роли государства в экономике вряд ли сможет решить это противоречие. Надеяться на возрождение у чиновников и менеджеров крупных корпораций «ценностей солидарности» и ответственности, о которых пишет Ходорковский, было бы, по меньшей мере, наивным. Бюрократия ориентирована, прежде всего, на удержании власти и обогащение. Создать условия для более полной реализации творческого потенциала современного общества может только радикальная модернизация его социальных институтов, а не усиление влияния их бюрократического руководства.
Кризис «экономики знака»
Ходорковский обращает внимание на кризис виртуального сектора, получившего «гротескную самоценность».
Безусловно, нынешние драматические события на финансовых рынках - не просто экономический кризис, это, возможно, фатальный кризис всей системы постмодернистской «экономики знака» (термин Ж. Бодрийяра). Как сказал недавно известный американский экономист Дуглас Уолкер «Сейчас главная проблема на пути выздоровления - отсутствие доверия между банками, и неясность в том, какова реальная цена различных ценных бумаг».
Нынешний кризис - прежде всего кризис доверия к информации, кризис реальности в постмодернистском обществе, где навязанные интерпретации давно стали важнее самой реальности.
Эта система держалась на манипуляции сознанием потребителей и мелких инвесторов со стороны спекулятивных экономических элит. Сложилась эта система примерно в середине прошлого века, когда на смену производственной экономике и соответствующей эксплуатации пришла экономика «перевернутой последовательности» (термин Дж. Гэлбрейт) в отношениях между производителями и потребителями. Т.е. ситуация когда не потребитель диктует условия рынку (как предполагают классические экономические теории), а производитель заставляет его подчиниться собственным потребностям и задачам.
Человек стал в этой системе объектом эксплуатации не только как наемный работник, но и как потребитель навязанных товаров и как инвестор фиктивных финансовых институтов.
Эту экономику в середине 20 века создали бурно развившиеся инструменты манипуляции: ТВ, реклама, маркетинг, брендинг, ПР, спекулятивные глобальные финансовые рынки и т.д. Результат их работы - создание ложных ценностей, формирование иррационального потребительского поведения.
Рано или поздно иллюзорная, сконструированная картина мира должна была столкнуться с суровой экономической реальностью. Когда это произошло, воздушные замки стали рушиться. Люди начали понимать, что «король голый», что в этой экономике ничему и никому доверять нельзя. А в ситуации всеобщего недоверия, рынки и экономика в целом существовать не могут. Так начался нынешний глобальный кризис, выход из которого, в существующих условиях, переставляется вряд ли возможным.
Индустриальный госкпатилизм или сетевая экономика творчества
Что придет на смену постмодернисткой манипулятивной экономике? Ходорковский пишет о «частичном восстановлении в правах ценностей и стандартов индустриальной эпохи». Его рецепты преодоления кризиса обращены к опыту усиления регулирующей и перераспределяющей роли государства в условиях индустриальной экономики в 30 - 50-е годы 20 века. Более того, автор статьи предполагает, что дирижистская модель организации экономической жизни будет принесена на международный уровень и пишет о создание «мирового экономического правительства».
Трудно не заметить, что по сравнению с серединой 20 века, ситуация в мире кардинально изменилась. Кейнсианство, усиление государственного регулирования, уже не смогут спасти США, как это было во время «нового курса» в начале 30-х. Подобная политика могла работать только в условиях индустриальной экономики, которой можно было просто и эффективно управлять. Сейчас другая ситуация. Постмодернистская экономика спекулятивных рынков, питающихся сконструированной информацией, трудно поддается государственному регулированию. В нее можно вливать деньги, пытаться поддерживать какое-то время на плаву. Но очередной кризис доверия неизбежно сметет все наскоро возведенные государством песочные дамбы.
При этом возвращение современного общества к системе индустриальной страны-фабрики, государства производственных корпораций также вряд ли возможно. Промышленный сектор экономики давно потерял доминирующее влияние. Положение в нем не может определять общую ситуацию и тенденции развития рынков. Выход из кризиса - не в попытке реанимировать индустриальную модель, а в создании наиболее благоприятных социально-правовых условий для новой «экономики творчества».
В последние десятилетия мир вступил в эпоху стремительного развития творческого сектора, информационных, наукоемких технологий. Созданы технологические условия для того, чтобы на смену «экономики знака» пришла «экономика творчества», в которой большая часть национального дохода будет создаваться в интеллектуальном секторе (а не в сфере услуг и манипуляций, как сегодня).
Свобода - обязательное условие для творчества. Ее ограничения стали в частности главной причиной технологического отставания СССР от Запада. Новая «экономика творчества» не может быть построена в условиях госкапитализма. Она не терпит диктата, требует свободного, равноправного сотрудничества. Давление собственников, стремящихся к быстрым деньгам, и контроль государственной бюрократии одинаково убивают творчество. Творческая деятельность может быть наиболее успешна только в условиях политической и социальной демократии, самоорганизации свободных людей.
Ограничение произвола менеджеров корпораций за счет увеличения контрольных возможностей чиновников, к чему сводится часть предложений Ходорковского, не принесет качественного изменения сегодняшней кризисной ситуации. Творческая экономика должна работать в условиях общественного, но не бюрократического контроля.
Современные информационные технологии создают лучшие условия для политической и экономической самоорганизации общества. На смену монологичному теле-диктату правящих элит приходит диалоговая культура Интернета, социальных сетей. «Простой человек» может выступать в ней не только в качестве безмолвного объекта, но и в роли полноправного субъекта, источника информации.
У общества появились лучшие перспективы для творческой кооперации, достижения согласованных решений, организации прямой демократии и общественного контроля.
В новых условиях, при поиске путей выхода из кризиса, необходимо апеллировать не к государству и корпорациям, а к самоорганизации, самоуправлению, сетевому взаимодействию граждан. Государство может сыграть в этой ситуации позитивную роль, только обеспечивая беспрепятственное развитие и правовое обеспечение «экономики творчества».
Именно новая творческая децентрализованная самоуправляющаяся экономика, актуализирующая интеллектуальный потенциал общества, сможет дать ответ на угрожающие вызовы времени, о которых пишет Ходорковский: освоить возобновляемые источники энергии; решить глобальные ресурсные, экологические, демографические проблемы.
Левая альтернатива
Несколько лет назад в интересной книге «Викиномика» Тапскотт и Вильямс предрекли большое будущее сетевому равноправному экономическому сотрудничеству: «По сути дела, с ростом количества компаний, использующих преимущества массового сотрудничества, подобный способ организации постепенно заменит традиционные корпоративные структуры и станет новым типом двигателя экономики, создающей благосостояние».
Сегодняшний кризис может резко активизировать этот процесс. Ведущие банки и корпорации для того, чтобы остаться на плаву, требуют от государств все более масштабной помощи. В этой ситуации, становится очевидной необходимость формирования новых социально-экономических институтов, лучше соответствующие возможностям и требованиям информационной эпохи.
Такими институтами могут стать сетевые самоорганизующиеся объединения: творческие, производственные, потребительские, кредитные, общественно-политические. Эти открытые сообщества формируются с помощью Интернета и других новых информационных технологий, как для решения конкретных задач, так и для долгосрочного сотрудничества между людьми.
Усиление государственного регулирования - тактическая мера, призванная смягчить последствия финансового кризиса. Причем в авторитарных странах подобная политика не может быть успешной. Для этого она должна сопровождаться установлением реального контроля общества над властью. В России, при сохранении нынешнего политического режима, дальнейшее усиление роли государства может привести только к дальнейшей бюрократизации экономики.
Стратегические пути выхода из кризиса лежат в другой плоскости. Ходорковский в статье рассматривает дихотомию либерализм - госкапитализм. Новый уровень технологического развития создает иную системную альтернативу: сетевую демократию, самоорганизацию и самоуправление. Ходорковский апеллирует к элите. Но элиты в современном мире часто ведут себя корыстно и самоуверенно. Им вряд ли по силам отказаться от привычных форм воспроизводства власти и эксплуатации общества. Только сами граждане могут добиться перемен. Кризис будет преодолен усилиями всего общества.
Главный тренд «экономики творчества» - не контроль государства над экономикой, а контроль общества над государством и корпорациями. Подлинный левый поворот из кризиса - демократизация власти и экономики, освобождение творческого потенциала общества от диктата бюрократии и собственников.
|
|