Кто владеет информацией,
владеет миром

Ленин о нетоварном характере социалистического производства

Опубликовано 22.04.2011 автором Виктор Тюлькин в разделе комментариев 91

Ленин о нетоварном характере социалистического производства

Выступление на научно-практической конференции

Актуальность данной темы определяется тем, что это, в конце концов, вопрос о том, для чего коммунисты борются за власть своего класса. Это вопрос о том, что они будут делать в случае прихода рабочего класса к власти. Насколько сделаны выводы из ошибок КПСС и практики строительства социализма в СССР? Что и как строить в экономике?

Сегодня этот вопрос продолжает не только волновать, но и разделять коммунистическое движение, в том числе и в России. Мы не будем рассматривать откровенных апологетов «шведского» «социализма» и прочих улучшателей капитализма. Мы будем говорить только о тех, кто продолжает называть себя марксистами и коммунистами. Среди них, с одной стороны, плотно представлены сторонники так называемого рыночного социализма, в последнее время всё больше подкрепляемого приставкой «по китайскому образцу»; с другой стороны, постоянно слышен голос людей, называющих себя прагматиками и реалистами. Они крутят пальцем у виска, слыша рассуждения ортодоксальных коммунистов о нетоварности социалистического производства. Они говорят - оглянитесь вокруг, на дворе рынок, поэтому деться некуда и начинать придётся с рыночной экономики.

Это действительно так, на дворе рынок. Поэтому мы и считаем, что самое время определиться с тем, что такое товарность при капитализме и социализме и что с ней  делается или надо делать в процессе социалистического строительства.

 Ещё в Первой и Второй Программах большевиков (а также в Программе РКРП) природа капитализма и буржуазного общества были охарактеризованы следующими положениями: «Главную особенность такого общества составляет товарное производство на основе капиталистических производственных отношений, при которых самая важная и значительная часть средств производства и обращения товаров принадлежит небольшому по своей численности классу лиц, между тем как огромное большинство населения состоит из пролетариев и полупролетариев, вынужденных своим экономическим положением постоянно или периодически продавать свою рабочую силу, т.е. поступать в наемники к капиталистам, и своим трудом создавать доход высших классов общества»[1].

То есть капитализм - это прежде всего товарное производство. При этом В.И. Ленин в Замечаниях на Второй проект Программы Плеханова так писал об этом программном положении: «Как-то неловко выходит. Конечно, вполне развитое товарное производство возможно только в капиталистическом обществе (когда товаром становится и сама рабочая сила - авт.), но «товарное производство» вообще есть и логически, и исторически prius (предшествующее, первичное - Ред.) по отношению к капитализму»[2].

То есть Владимир Ильич Ленин уточнял, что сам капитализм является результатом развития товарного производства и не уставал указывать во многих своих работах, что товарное производство в своём развитии неизбежно постоянно рождает капитализм.

Товар - есть вещь, производимая для обмена. Товарное производство - производство товаров. Капиталистическое товарное производство ориентировано на продажу товаров с целью получения прибыли в пользу капиталиста (владельцев средств производства,  торговых сетей, финансового капитала и прочих форм его существования). Регулирующую роль в товарном производстве, в том числе и в капиталистическом товарном производстве играет его основной закон - закон стоимости, который направляет капиталы и, соответственно, товарное производство в те области, которые сулят большую прибыль.

Цель же социалистического производства заключается не в получении прибыли на капитал, а в удовлетворении общественных интересов. В уже упомянутых Программах РКП(б) и РКРП записано: «Заменив частную собственность на средства производства и обращения общественной и введя планомерную организацию общественно производительного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества, социальная революция пролетариата уничтожит деление общества на классы и тем освободит все угнетенное человечество, так как положит конец всем видам эксплуатации одной части общества другою»[3].

В основе социалистического производства лежит не закон стоимости, а закон потребительной стоимости, который заключается в обеспечении полного благосостояния и всестороннего развития всех членов общества. Понятно, что обеспечить это возможно не через саморегулирование рынка разрозненных частных товаропроизводителей, а лишь через обобществление средств производства и централизацию планирования и управления, что политически обеспечивается установлением диктатуры пролетариата.

Однако при социализме по форме вроде бы остаются и деньги, и целый ряд так называемых товарно-денежных отношений, хотя такого понятия мы ни у Маркса, ни у Энгельса, ни у Ленина нигде не найдем. Означает ли это использование внешних товарных форм и названий, что социалистическое производство является товарным по своему характеру? Конечно, нет. И казначейские билеты, использующиеся в социалистическом обществе, не являются деньгами в политико-экономическом смысле. Они являются дополнительным косвенным измерителем объёмов производства и количества необходимого и затраченного труда, учётной единицей калькуляции и планирования, обеспечивают функции контроля и учета за производством и распределением, без которых социализм невозможен. Не случайно в Программе Коминтерна, принятой в 1928 г., говорилось: «Связанные с рыночными отношениями, по внешности капиталистические формы и методы хозяйственной деятельности (ценностный счёт, денежная оплата труда, купля-продажа, кредит и банки и т.д.) играют роль рычагов социалистического переворота, поскольку эти рычаги обслуживают во всё большей степени предприятия последовательно-социалистического типа, то есть социалистический сектор хозяйства».

Сторонники рыночного социализма обычно вспоминают о НЭПе, мол, сам Ленин говорил, что это коренной пересмотр всей нашей точки зрения на социализм. Это всерьёз и надолго. Новая экономическая политика(НЭП) действительно в начале переходного периода от капитализма к коммунизму подразумевал в порядке отступления на время некоторое увеличение свободы для товарного производства и обращения, прежде всего между крестьянами и социалистическим государственным сектором. Но при этом Ленин прекрасно понимал, что речь идёт о борьбе социалистической тенденции с капиталистической. Так, в книге Бухарина «Экономика переходного периода» содержался тезис «... диктатура пролетариата неизбежно сопровождается скрытой или более-менее открытой борьбой между организующей тенденцией пролетариата и товарно-анархической тенденцией крестьянства». На что Ленин заметил: «Надо было сказать: между социалистической тенденцией пролетариата и товарно-капиталистической тенденцией крестьянства». Здесь же Ленин поддерживает следующий  анализ Бухарина: «В городах главная борьба за тип хозяйства [после захвата власти. Ред. ] кончается с победой пролетариата. В деревне она кончается, поскольку речь идёт о победе над крупным капиталистом. Но в тот же момент она - в других формах - возрождается, как борьба между государственным планом пролетариата, воплощающего обобществлённый труд, и товарной анархией, спекулятивной разнузданностью крестьянства, воплощающего раздробленную собственность и рыночную стихию». Эту мысль Ильич сопроводил короткой оценкой «Вот это точно!» А далее бухаринское утверждение «Но так как простое товарное хозяйство есть не что иное, как эмбрион капиталистического хозяйства, то борьба вышеописанных тенденций есть по существу продолжение борьбы между коммунизмом и капитализмом» Ленин поддержал, написав «Верно. И лучше, чем «анархия»».

Заметим, что Ленин никому никогда не ставил вопрос о немедленной отмене товарности производства. Он всегда подчёркивал, что речь идёт о преодолении товарности, уходе от товарности, отрицании товарности в социалистическом общественном производстве. Исходя из марксовского положения «Только продукты самостоятельных, друг от друга независимых частных работ противостоят один другому как товары», Ленин выражал понимание цели социалистической революции следующими словами: «Уничтожение частной собственности на средства производства и переход их в общественную собственность и замена капиталистического производства товаров социалистической организацией производства продуктов за счёт всего общества, для обеспечения полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех его членов».[4]

А в наказе Совета Труда и Обороны местным советским учреждениям, составленном в 1921 г. в переходный период, Ленин отмечал, что «государственный продукт социалистической фабрики, обмениваемый на крестьянское продовольствие, не есть товар в политико-экономическом смысле, во всяком случае - не только товар, уже не товар, перестаёт быть товаром»[5].

Эту мысль о преодолении товарного производства еще в период строительства социалистической экономики Ленин ещё раз подтверждает в своих замечаниях на книгу Бухарина, выписав к себе в конспект его мысль: «Товар может быть всеобщей категорией лишь постольку, поскольку имеется постоянная, а не случайная общественная связь на анархическом базисе производства. Следовательно, поскольку исчезает иррациональность производственного процесса, т.е. поскольку на место стихии выступает сознательный общественный регулятор, постольку товар превращается в продукт и теряет свой товарный характер». Ленин отвечает: «Верно!», а про концовку пишет: «неточно: превращается не в «продукт», а как-то иначе. ETWA (примерно. Ред.): в продукт, идущий в общественное потребление не через рынок».

 Рыночники обыычно приводят пример НЭПа как поворот Ленина к пониманию социализма как товарного хозяйства, как возврат к рынку не как к временной необходимости, а как к цели и перспективе. Наиболее ушлые выдумали даже некую якобы ленинскую методологию НЭПа и социалистического рынка. Однако, во-первых, следует отметить, что НЭП не методология, а политика и что Ленин и большевики при введении НЭПа признавали своё отступление в допуске элементов капитализма, а не называли это развитием качеств, присущих социалистическому производству. А, во-вторых, в это же самое время развивались мощнейшие рычаги для преодоления элементов товарности переходной к социализму экономики. Создавались Госплан, Госснаб, крупная промышленная индустрия, разрабатывался план ГОЭЛРО и так далее. То есть при увеличении физического объёма действительно товарной (и то не вполне) продукции, её удельный вес в общем объёме социалистического производства падал, или по крайней мере к этому шло дело, готовились условия.

 Сталин на практике последовательно проводил линию Ленина на преодоление товарности в переходном к социализму производстве и придание социалистическому производству качества непосредственно общественного производства. Основные мысли по этому вопросу он изложил в своей работе «Экономические проблемы социализма в СССР». В частности, сталин так формулирует цели социалистической экономики : «Существует ли основной экономический закон социализма? Да, существует. В чем состоят существенные черты и требования этого закона? Существенные черты и требования основного экономического закона социализма можно было бы сформулировать примерно таким образом: обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники».То есть интересы всего общества однозначно превыше всего в системе социализма.

  При этом Сталин исходил в своем анализе не просто из своих «марксистских» взглядов, а из анализа имеющейся действительности. Сталин разбирает гарантии, обеспечиваемые пролетарским государством для недопущения реставрации капиталистических элементов в экономике. Однако, думается, он несколько недооценил, что товарное производство даже при гарантиях рождает тенденции продвинуться к полноценному капиталистическому товарному производству и рынку, что в соответствующих условиях и реализовалось в СССР в дальнейшем.

 Сталин говорил, что закон стоимости при социализме, не имея регулирующего значения, всё-таки частично действует, прежде всего в области производства предметов потребления. Об этом можно поспорить. Ведь закон стоимости - это основной закон капитализма и поэтому никак не может быть законом социализма. В социалистической экономике товарность есть лишь как отрицание ее непосредственно общественного характера и принадлежит к тем отпечаткам капитализма. Которые преодолеваются в процессе развития социализма как неполного коммунизма в полный коммунизм. Поэтому мы можем утверждать, что развитие социалистической экономики - это движение по преодолению товарности. В каких бы условиях ни застала коммунистов революция, какие бы отступления или компромиссы ни приходилось бы осуществлять, должна быть ясная ориентация на цель -преодоление товарного производства  и переход к непосредственно общественному.

 Поступательное движение социалистической экономики обеспечивалось до тех пор, пока власть относилась к ее организации как к непосредственно общественному производству.

 Решение хрущёвского руководства в 1961 году об отказе от политической основы социализма - диктатуры пролетариата и экономическая реформа 1965 г. породили процесс постепенных накоплений негативных тенденций в социалистической экономике, в общественных отношениях. Образно говоря, с этого началась подготовка горбачёвской перестройки как перемены общественного строя.

 Что бы ни говорили нынешние апологеты капитализма, экономика в Советском Союзе носила характер непосредственно общественного производства. Особенно явственно это чувствуется сегодня, потому как в сравнении с нынешним бытием советский человек более половины потребляемых жизненных благ (в расчете по нынешним ценам ) получал через фонды общественного потребления. А целый ряд важнейших жизненных потребностей удовлетворялся именно почти «по потребностям». Так  обеспечивалось: бесплатное жильё, хотя и при долгих очередях, холодная и горячая вода, электроэнергия, хлеб, здравоохранение и образование, общественный городской транспорт, и многое другое.

 Отказ от социалистического курса и в политическом плане, и в экономике, к сожалению, надо признать, был осуществлен руководством самой партии, продолжавшей называться коммунистической. На ХХII Сьезде КПСС была принята новая программа партии, которая исключила из своих основных положений необходимость диктатуры пролетариата.   А на  XXVIII съезде КПСС был утвержден переход к рынку. На этом сьезде  партия и народ предупреждались, что  переход на рынок кончится капитализмом, крахом КПСС и бедствиями народа. В докладе представителя Движения Коммунистической Инициативы профессора А.А. Сергеева было сказано: «... Кроме рынка товаров, есть ещё два рынка. Есть рынок частного капитала, представленный фондовыми биржами, и рынок рабочей силы. Так вот, два эти рынка, вместе взятые, неизбежно дают классический капиталистический рынок, даже если его и назвать регулируемым. И от этого никуда не уйти...И такую перестройку не вынесет наш народ, от неё развалится и партия, как партия коммунистическая - она уйдёт в небытие».

 Как мы видим, прогнозы науки оправдались, и нам приходится начинать заново, образно говоря с вопроса «Что делать?», который Владимир Ильич разобрал в своей одноимённой книге, написанной в Разливе.

 Выводы: Теории построения социализма через развитие рынка, товарности, товарно-денежных отношений, то есть капиталистических отношений, а равно планы построения в различных вариантах социально-ориентированной рыночной экономики, под руководством даже самого патриотического правительства народного доверия - это путь горбачевизма. Получится капитализм. Оппортунизм и ревизионизм научились сочинять множество вариантов и такое же множество оправданий этих моделей капитализма.

 Перефразируя Владимира Ильича, можно сказать, что без борьбы с этой заразной болезнью говорить о своей приверженности к социализму или коммунистическому выбору есть всего лишь произнесение звонких, но лживых фраз.



[1] В.И.Ленин. Полн. собр. соч. Т. 38, с.417 - 418.

[2] В.И.Ленин. Полн. собр. соч. Т. 6, с. 221.

[3] В.И.Ленин. Полн. собр. соч. Т. 38, с. 419.

[4] В.И.Ленин. Полн. собр. соч. Т. 6, с. 204.

[5] В.И.Ленин Полн. собр. соч. Т.43, с. 276.



Рейтинг:   2.72,  Голосов: 47
Поделиться
Всего комментариев к статье: 91
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re:
хахаха написал 23.04.2011 14:17
Сашко, такой галиматьи, как у тебя, я еще не читал. Сколько и чего ты сегодня выпил???
Продолжение.
Фред. написал 23.04.2011 14:14
И далее, Ленин пишет: "... Попробуйте подставить вместо юнкерско-капиталистического, вместо помещичье-капиталистического государства, государство революционно-демократическое, т. е. революционно разрушающее всякие привилегии, не боящееся революционно осуществлять самый полный демократизм? Вы увидите, что государственно-монополистический капитализм при действительно революционно-демократическом государстве неминуемо, неизбежно означает шаг к социализму.
... Ибо социализм есть не что иное, как ближайший шаг вперед от государственно-капиталистической монополии.
... Государственно-монополистический капитализм есть полнейшая материальная подготовка социализма, есть преддверие его, есть та ступенька исторической лестницы, между которой (ступенькой) и ступенькой, называемой социализмом, никаких промежуточных ступеней нет" (стр. 27 и 28).
Этого так и не поняли до сих пор Тюлькины и Ко.
И далее Тюлькин снова цитирует Ленина:
"Заменив частную собственность на средства производства и обращения общественною и введя планомерную организацию общественно производительного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества, социальная революция пролетариата уничтожит деление общества на классы и тем освободит все угнетенное человечество, так как положит конец всем видам эксплуатации одной части общества другою".
Но дальше этого Тюлькины снова не идут, а дальше написано следующее:
"Необходимое условие этой социальной революции составляет диктатура пролетариата, т. е. завоевание пролетариатом такой политической власти, которая позволит ему подавить всякое сопротивление эксплуататоров. Ставя себе задачу сделать пролетариат способным выполнить свою великую историческую миссию, международная коммунистическая партия организует его в самостоятельную политическую партию, противостоящую всем буржуазным партиям, руководит всеми проявлениями его классовой борьбы, разоблачает перед ним непримиримую противоположность интересов эксплуататоров интересам эксплуатируемых и выясняет ему историческое значение и необходимые условия предстоящей социальной революции. Вместе с тем она обнаруживает перед всей остальной трудящейся и эксплуатируемой массой безнадежность ее положения в капиталистическом обществе и необходимость социальной революции в интересах ее собственного освобождения от гнета капитала. Партия рабочего класса, Коммунистическая партия, зовет в свои ряды все слои трудящегося и эксплуатируемого населения, поскольку они переходят на точку зрения пролетариата"".
И, чтобы перевести стрелки на Хрущева, Тюлькин пишет:
"Решение хрущевского руководства в 1961 году об отказе от политической основы социализма - диктатуры пролетариата и экономическая реформа 1965г. породили процесс постепенных накоплений негативных тенденций в социалистической экономике, в общественных отношениях. Образно говоря, с этого началась подготовка горбачевской перестройки как перемены общественного строя".
А ведь врете господин! Диктатуры пролетариата не было уже при Сталине. Трудовые коллективы не были собственниками средств производства в СССР никогда. Поэтому и звучит фраза у Тюлькина: "...что политически обеспечивается установлением диктатуры пролетариата".
Диктатура не устанавливается кем-то, как об этом писали со сталинских времен, она есть содержание любой власти того или иного господствующего класса. Если бы господствовал пролетариат, то в 1991г. никто его собственность не отобрал, а кто попробовал бы, то мало бы не показалось. При Хрущеве не изменилась природа государства, его общественно-политическое устройство, более того, при Хрущеве Конституция не менялась.
Основными врагами коммунистического движения сегодня - это даже не буржуазия, которая создает все материальные предпосылки социализма, с ними разберется пролетариат в свое время - их могильщик, а оппортунизм в комдвижении в лице Тюлькиных и Ко .
Фред.
Осторожно - оппортунизм!
Фред. написал 23.04.2011 14:07
И снова эти господа и в частности в лице г-на Тюлькина, пытаются навешивать нам "тюльку на уши".
Пришедшая к власти после Ленина мелкобуржуазная толпа во главе со Сталиным опрокинула процесс становления диктатуры пролетариата в СССР, где рабочие снова стали наемными работниками, а господствующий класс в лице мелкобуржуазной бюрократии установил в СССР казарменный коммунизм. Скрывая это, г-н Тюлькин вырывает из ленинских работ удобные для себя тезисы, а неудобные скрывает.
Тюлькин цитирует Ленина:
"Уничтожение частной собственности на средства производства и переход их в общественную собственность и замена капиталистического производства товаров социалистической организацией производства продуктов за счет всего общества, для обеспечения полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех его членов".
Но Тюлькин цитирует только конец из VII пункта, написанного Лениным.
Ленин: "VII. Освобождение рабочего класса может быть делом только самого рабочего класса. Все остальные классы современного общества стоят за сохранение основ существующего экономического строя. Для действительного освобождения рабочего класса необходима подготовляемая всем развитием капитализма социальная революция, т. е.
уничтожение частной собственности на средства производства, переход их в общественную собственность и замена капиталистического производства товаров социалистической организацией производства продуктов за счет всего общества, для обеспечения полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех его членов.
VIII. Эта революция пролетариата совершенно уничтожит деление общества на классы, а следовательно, и всякое социальное и политическое неравенство, вытекающее из этого деления.
IX. Чтобы совершить эту социальную революцию, пролетариат должен завоевать политическую власть, которая сделает его господином положения и позволит ему устранить все препятствия, стоящие на пути к его великой цели. В этом смысле диктатура пролетариата составляет необходимое политическое условие социальной революции".
А отсюда у Тюлькина, якобы то, что НЭП - это временное явление. Ленин в работе "О продовольственном налоге", пишет, вначале перечисляя различные экономические уклады:
"Перечислим эти элементы:
1)патриархальное, т. е. в значительной степени натуральное, крестьянское хозяйство;
2)мелкое товарное производство (сюда относится большинство крестьян из тех, кто продает хлеб);
3)частнохозяйственный капитализм;
4)государственный капитализм;
5)социализм.
Россия так велика и так пестра, что все эти различные типы общественно-экономического уклада переплетаются в ней. Своеобразие положения именно в этом.
Спрашивается, какие же элементы преобладают? Ясное дело, что в мелкокрестьянской стране преобладает, и не может не преобладать, мелкобуржуазная стихия: большинство, и громадное большинство, земледельцев - мелкие товарные производители. Оболочку государственного капитализма (хлебная монополия, подконтрольные предприниматели и торговцы, буржуазные кооператоры) разрывают у нас то здесь, то там спекулянты, и главным предметом спекуляции является хлеб.
Главная борьба развертывается именно в этой области. Между кем и кем идет эта борьба, если говорить в терминах экономических категорий, вроде "государственный капитализм"? Между четвертой и пятой ступенями в том порядке, как я их перечислил сейчас? Конечно, нет. Не государственный капитализм борется здесь с социализмом, а мелкая буржуазия плюс частнохозяйственный капитализм борются вместе, заодно, и против государственного капитализма, и против социализма. Мелкая буржуазия сопротивляется против всякого государственного вмешательства, учета и контроля, как государственно-капиталистического, так и государственно-социалистического. Это - совершенно непререкаемый факт действительности, в непонимании которого и лежит корень целого ряда экономических ошибок".
Вот, в чем суть сталинского переворота, г-н Тюлькин!
Продолжение следует.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда!
grah написал 23.04.2011 13:27
Отсутствие представления о совести, справедливости и чести довело "коммунистических" функционеров до беспардонных предложений и политических спекуляций.
Правильнее будет
фантомас написал 23.04.2011 11:12
Ленин о НЕТВАРНОМ характере социалистического производства
Тюлькин обычный карьерист, без диалектического мышления.
Валерий написал 23.04.2011 06:42
Тюлькин--- ===чувствуется глубина мышления, понимание проблем коммунистического движения современности. Поэтому обидно пожинать плоды проводимой здесь примитивной дискуссии, ибо уровень мышления требует уровня достойного восприятия.=== Товарное производство не может существовать без рынка труда. Наемная сила была, есть и будет. Сознание только может из человека наемного сделать человека хозяина. Закон стоимости один и тот же, что при капитализме, что при социализме.
(без названия)
Сашко написал 23.04.2011 03:51
Непонятно, чего в статье больше, непонимания или бесстыдства?
Если в начале ХХ века еще сколько-то можно было предаваться иллюзиям, валя свойства коммунизма в социализм, игнорируя при этом материализм движения способов производства в формациях.
(Ну думали классики, надеялись по-человечески на основе предбывших страданий, что сам коммунизм "при дверях").
Но пихать это "за знание и объяснение" в ХХI веке - к.г. судите сами.
Да еще и валить на классиков.
Еще бы мы из Ньютоновой физики стали выводить релятивистское поведение частиц - этот "подход" в "социализм" (и не у одного Тюлькина) - это страшно: совершенное непонимание, но на которое будут опираться верующие ему и творить ужас, мня себя безгрешными. Круша,думать, что строят. (Делаем, что угодно, но мы ж-то при этом веруем в лучшее, значит все будет у порядке. Такое с обществом не проходит: посмотрите на 20 лет нынешних козлищ, они уже чуют, что что-то не то, что маячат кранты, но "математически т.с. выразить не могут"
Тюлькин, Вам надо статью дезавуировать, как пробный вариант, не доведенную домашнюю заготовку, которую сперла и опубликовала пресса.
почему о важном так не серьезно отзываемся?
анатолий написал 23.04.2011 03:13
Виктор Тюлькин - один из видных политиков современности. В приведенном здесь его выступлении на научно-практической конференции чувствуется глубина мышления, понимание проблем коммунистического движения современности. Поэтому обидно пожинать плоды проводимой здесь примитивной дискуссии, ибо уровень мышления требует уровня достойного восприятия. Разве трудно понять, что человечество подвержено формационному пути развития, что капиталистичекая формация на глазах дряхлеет, неуспев даже состариться, что привнесенные ею проблемы в мировую практику грозят не только нынешней цивилизации, но и планете в целом. Вдуматься только: если бы можно было ликвидировать затраты на вооружение и войны, то преобладающая часть мирового сообщества оказалась бы безработной. И все это из-за главного порока капитализма: противоречия между развитием и занятостью населения. Значит, капитализм рожден для истребления, а не гармонического развития. Отсюда вывод: должна последовать новая, более прогрессивная формация, или впереди катастрофа. Чего же здесь непонятного для хихикающих по поводу неудач первых ростков новой формации - коммунистической? Наверное понятно, но хихикать легче, чем мыслить. Видать, срабатывает наша славянская привычка лежать на печке, пока жареный петух не клюнет. Но есть в России и личности. Вот недавно один из них заявил: в меня есть личная обида на советскую власть, но она не имеет ничего общего с моей общественной позицией, требующей обьективности. Хочется верить, что такие люди спасут великую матушку Русь.
Re: Ирина Арзамасцева
O5-25 написал 23.04.2011 01:17
Фу! Как же не этично вы выражаетесь. Я бы даже сказал - не эстэтична....
Товаришь, нельзя пускать на самотек такие ответственные дела. Вы знаете, насколько трагично закончились товарно-денежные отношения тов. Кирова с членом партии женского пола и ее мужем, который находился на низовой ступени партийной лестницы. Товарищь муж, проявив гражданскую, сексуальную и большевикскую несознательность, похабнейшим образом застрелил одного из лидеров политдвижения.
Вы же не будете спорить о том, что ревность - частнособственнический инстинкт?
O5-25 (22.04.2011 23:13)
Ирина Арзамасцева написал 23.04.2011 00:51
"Баб будем (будут?) обобществлять или будем (будут?) продолжать руководствоваться отсталыми частнособственническими, я бы даже сказал, пешерными инстинктами? Хотелось бы ознакомиться с мнение товарищей женского, так сказать, пола."
Обобществлять будем мужиков. Часть будем использовать как самцов-производителей, а остальных - как рабочий скот. Как показала вся история развития человеческого общества, ни на что другое мужики не способны.
?
O5-25 написал 22.04.2011 23:13
Знаете, товарищи, основная беда всех этих/тех теоретиков социалистического/коммунистического движения - в чрезмерной абстрагированности от реальной жизни. А вот пропагандисты буржуазаные взывают к самым низменным чувствам несознательных граждан и добиваются своих грязных целей. Проще/нагляднее на доступных примерах следует объяснять гражданам суть вашей/нашей.. мммм... политики.
С колбасой, товарищи, более или менее -ясно, хотя есть вопросы по ассортименту и срокам хранения и количеству - на едока.
А вот как быть с одним из основных вопросов нашего бытия: Баб будем (будут?) обобществлять или будем (будут?) продолжать руководствоваться отсталыми частнособственническими, я бы даже сказал, пешерными инстинктами?
Хотелось бы ознакомиться с мнение товарищей женского, так сказать, пола.
Протестант
S.A. написал 22.04.2011 21:35
При отсутствии морали и гражданского общества не работают ни какие законы
============================
А это означает, что нет самого государства, что единственный способ жизни в таком обществе это нарушать писанные якобы законы. И вообще, Время ж не остановишь, поперек ему не встанешь... Посмотрите на карты 1950 года и 2000, посмотрите... В Европе несвободных стран осталось только три Беларусь, Азербайжан и частично Россия. Чувствуете тренд Истории? Стран же где якобы коммунистические режимы и вообще во всем мире два - Куба и С. Корея. И там режимы дышат на ладан. Так что о каком либо деле Ленина говорить не приходится. Все, помучили краснозадлые много стран и обкакались, слава Богу....
.
.
.
Re: ooleg (22.04.2011 17:30) Ирине Арзамасцевой
Протестант написал 22.04.2011 20:42
"...экон.законы не удасится...2
Сегодня действует один "закон"-с сильным не дерись, с богатым не судись.При отсутствии морали и гражданского общества не работают ни какие законы.А какой ...изм создается в стране, большинству граждан фиолетово,так же, как и всесильное учение Маркса, наши люди в большинстве своем никогда нежили в этой стране по человечески, а всю жизнь за что то боролись.
....а теперь о реальности
grah написал 22.04.2011 19:58
Так все понятно!
Нудно говорите о товарных отношениях,навязчиво цитируете Ленина...А сами-то что предлагаете?
Не думать нам о том, что кто-то и где-то, в это самое время переводит очередной миллиард на свой счет...И шепчет одновременно ...давайте давайте пишите, дискутируйте на форумах...
Не понятно как-то? ...метафизика и все! Или марсиане из будущего залетают сюда.... Вот!
Re: Готовят для раши "стратегию"
Свобода написал 22.04.2011 19:13
"В России не существует общей объявленной или опубликованной стратегии развития страны. Об этом заявил сегодня помощник президента России Аркадий Дворкович, отвечая на вопрос корреспондента "РГ". Сейчас, по словам Дворковича, над выработкой единой концепции трудится большая группа экспертов. ..." (Internet)
Большая группа бесов готовит вердик какой быть русской России и как бесы будут дальше разворовывать Россию!
ooleg (22.04.2011 17:30)
Ирина Арзамасцева написал 22.04.2011 18:05
"В случае социализма такой "автоматики" нет. Все должны решать конкретные люди (вот главное "узкое место"!). Как обеспечить их "автоматическую" работу?"
При социализме целью общественного производства является удовлетворение конкретных ПОТРЕБНОСТЕЙ конкретных людей. Автоматику управления может обеспечить только поддержание неразрывной связи потребностей людей с их общественным производством. Но для обеспечения ТАКОЙ автоматики требуется отказ от частной собственности, товарно-денежных отношений, наемного труда и привлечение к управлению производством ВСЕХ граждан страны.
На это в СССР так и не решились пойти. Общенародная собственность была только де-юре. Де-факто ею как частной собственностью управляла партийно-хозяйственная бюрократия. Поэтому и получили капиталистический способ производства с наемным трудом, рынком, деньгами и всеми остальными прелестями в виде социальных и политических кризисов.
Невежественный народ обмануть можно.
Обмануть объективные экономические законы не удастся НИКОМУ и НИКОГДА.
Важная поправка
ooleg написал 22.04.2011 17:37
Фразу про Сталина нужно читать "НО это было его личное дело"
Вопросы поставлены. Ну и что?
ooleg написал 22.04.2011 17:30
Основная мысль автора (борьба с рынком) очевидна для любого марксиста. Но дальше начинаются проблемы. Главные из них не решены до сих пор даже в принципе, теоретически. Например, проблема диктатуры пролетариата. Сейчас уже ясно, что никакой его диктатуры в СССР не было не только со времен Хрущева, но и Сталина (который, надо признать, честно продолжал служить делу социализма, не это было его личное дело, вот что главное). Момент ее (диктатуры) "потери" еще предстоит выяснить ученым-историкам СССР (может ее и не было никогда? :)). Дальше больше. Рыночная экономика "работает" в какой-то мере "автоматически" в соответствии с марксовыми законами. В случае социализма такой "автоматики" нет. Все должны решать конкретные люди (вот главное "узкое место"!). Как обеспечить их "автоматическую" работу? Вот проблема. Практика СССР показала, что из этих людей начинает "автоматически" зарождаться "новый класс", который вы итоге и возвращает все к капитализму. Пока эти фундаментальные проблемы не будут решены (для начала теоретически). Никакое движение вперед у левых невозможно.
Re: Петька
Хонекер написал 22.04.2011 17:12
Петь, а Петь. Головка - бобо? Чечню не взял ваш паша-мерседес. Да и в целом - ничего за 20 лет не сделали. Кончилось ваше время. Обосрались.
Петька
S.A. написал 22.04.2011 16:59
Мы еще возьмем Варшаву!
==================
Петруха, успокойся, никакой Варшавы вы никогда не возьмете, ваше время кончилось, товарищи краснозадые почитатели Вовки Бланка... Даже Чечню взять не сумели, а платите ей дань... А уж Варшаву...
.
.
.
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | >>
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss