Кто владеет информацией,
владеет миром

Какой НДС нам нужен?

Опубликовано 31.10.2008 автором Дмитрий Леднев в разделе комментариев 30

Какой НДС нам нужен?

Налоги должны быть понятными и справедливыми, стимулировать развитие экономики - такими должны быть главные требования к налоговой системе. Сейчас наша налоговая система не соответствует названным критериям. Особенно это относится к одному из главных налогов, к Налогу на Добавленную Стоимость (НДС) и особенно велика проблема расчета и уплаты НДС.

НДС, в принципе, простой налог, но существующая система его расчета очень запутана, что вызывает множество конфликтов между плательщиком налога и налоговой инспекцией.

НДС - это налог на добавленную стоимость, то есть, налог на стоимость, добавленную к начальной стоимости комплектующих, сырья или товара в процессе производства, переработки и перепродажи товара, стоимость, добавленная в цепочке Деньги - Товар - Деньги (по Карлу Марксу).

Сейчас существует следующий порядок исчисления НДС (см. налоговую декларацию): НДС к уплате = НДС в реализации + НДС в авансах – НДС в покупках – НДС в отработанных авансах (после реализации). Как видим, НДС имеет две составляющие: НДС с собственно добавленной стоимости = НДС в реализации – НДС в покупках, и НДС с авансовых платежей = НДС в авансах – НДС в отработанных авансах.

Если купля-продажа товара (покупка комплектующих - выпуск изделия - реализация) происходит в один и тот же налоговый отчетный период (сейчас квартал), и вы успеваете отрабатывать авансы, то НДС с авансовой составляющей равен нулю. Если аванс и реализация находятся в разных периодах - начинаются проблемы с НДС, связанные с авансами. Такая ситуация постоянно складывается в производстве изделий с производственным циклом несколько месяцев. Если вы получаете в конце отчетного периода аванс, но не успели отработать его и не успели закупить товар, получить счет-фактуру от поставщика, не можете взять в зачет НДС (хотя в платежном поручении указано, что НДС поставщику перечислен). После составления отчета вы будете вынуждены заплатить НДС с полной суммы аванса.

Этот налог может значительно превышать вашу предполагаемую добавленную стоимость, если добавленная стоимость (наценка) меньше ставки НДС. Оттянуть уплату налога практически невозможно, налоговая инспекция широко пользуется закрытием счета за задержку уплаты налогов. Получив от поставщика счет-фактуру в следующем отчетном периоде, вы, наконец, зачтете НДС и покажете в отчете «минусовой» НДС - так называемый НДС к возврату.

НДС к вычету - это повод для внеочередной проверки налоговой инспекции большого количества документов. Если при проверке вы докажете справедливость НДС к вычету, то деньги обратно не получите, но вам разрешат зачесть эти деньги в счет будущих периодов уплаты НДС. Таким образом, налог берется авансом до появления налогооблагаемой базы (добавленной стоимости предприятия), и в суммах больших, чем сумма окончательного налога.

Брать налог с аванса принципиально неправильно, ведь аванс заказчик может потребовать обратно, а налог уже уплачен! Зачем был введен НДС с авансов? По-видимому, для того, чтобы получить налог заранее, не разбираясь, получит ли предприятие добавленную стоимость или нет, и вообще, налог с аванса - это в принципе неверно, это дележ шкуры неубитого медведя.

Про отмену НДС с авансов говорили много лет подряд, говорил об этом и президент в одном из своих президентских посланий, но изменений системы НДС так и не последовало. «Минусовой» НДС (НДС к вычету) - это системная ошибка, минус должен возникать только при отрицательной добавленной стоимости, т.е. при работе предприятия в убыток.

В существующей системе «минусовой» НДС образуется только двумя способами: НДС с авансов и НДС к возврату при экспорте. Как образуется «минусовой» НДС с авансов, мы уже видели, а НДС и экспорт-импортные операции - это вообще отдельная история.

При импорте НДС дополнительно взимается к стоимости товара с импортера, при экспорте возвращается экспортеру. При импорте это защищает внутренний рынок, при экспорте дает конкурентные преимущества. Только зачем для выполнения данных функций притянули за уши НДС? Для защиты внутреннего рынка существуют таможенные пошлины, а дополнительная уплата НДС увеличивает стоимость закупаемых товаров на 18%.

Таким образом, если вы закупаете средства производства (обрабатывающие станки), не производящиеся в России, вы платите немалые налоги - таможенные пошлины и НДС, а потом мы говорим о технологическом отставании, низкой производительности труда. Стимулировать экспорт нужно, но зачем всем возвращать НДС? Какие-то виды экспорта следует стимулировать, возвращая часть стоимости в размере, зависящем от значимости вида экспорта, а за какие-то виды совсем не стоит возвращать стоимость, а наоборот, брать налог.

Кстати, в мошеннических схемах, как правило, пользуются возвратом НДС при несуществующем экспорте. Если вывести НДС из экспорт- импортных операций и отменить НДС с авансов, то можно уйти от возврата НДС, и тогда «минусовой» НДС будет являться действительно свидетельством каких-то нарушений.

Существующий порядок начисления НДС лишен здравого смысла. Главный порок в действующей системе НДС - это то, что налог вычисляется не с разницы реализации и покупок, а с разницы налогов: НДС в реализации – НДС в покупках. Казалось бы, что тут такого? С точки зрения арифметики тут все нормально: НДС= 18/118 х (Реализация - Покупки)= 18/118 х Реализация - 18/118 х Покупки.

Если бы мы платили НДС с разницы реализации и покупок, то не имело бы значение, с каким НДС поступает вам товар, какая история товара была до вас, вы платили бы только СВОЙ НДС, по своей ставке. А практически вы несете ответственность не только за свою добавленную стоимость, но и за всю добавленную стоимость товара, собранную в стоимости товара, до того как он попал к вам в руки, по всей цепочке хождения товара по рукам от состояния, так сказать, руды до состояния товара.

При продаже товара вы получаете НДС от покупателя по своей ставке НДС, передаете НДС поставщику товара как эстафетную палочку по его ставке и отнимаете из полученного НДС, вычисляете таким образом свой НДС. Имеет огромное значение, от какого поставщика товар поступил к вам, с каким НДС, какие поставщик платит налоги, оформлена ли без ошибок входящая счет-фактура. НДС вам не будет зачтен при наличии ошибок при заполнении счет-фактуры или в случае, если поставщик недобросовестный, не платит свои налоги, хотя вашей вины в этом нет!

Если куплен товар у поставщика, работающего по упрощенной системе налогообложения, то такой поставщик не платит НДС, и НДС у него не содержится в стоимости товара, принять в зачет НДС нельзя. Это приводит к двойному налогообложению - поскольку поставщик сам купил товар с НДС, но, пройдя через его руки, НДС исчез, и вы повторно его заплатите.

Если существует длинная цепочка поставщиков, а товар в течение отчетного периода не получен, то все участники цепочки не возьмут в зачет НДС и каждый заплатит НДС с аванса с полной стоимости товара, и при достаточно длинной цепочке посредников, сумма выплаченного НДС превысит стоимость самого товара.

Если товар отпустили без оплаты, отдали товар в кредит, то вы заплатите свой НДС с реализации, и неважно, получили вы деньги за товар или нет, но налог нужно заплатить задолго до получения прибыли (добавленной стоимости).

Такая схема уплаты НДС не очень болезненна для большого предприятия, поскольку происходит большое количество покупок и реализаций, предприятие работает относительно равномерно, переплаты и возвраты НДС взаимно компенсируются. Это страшно для малого и среднего бизнеса, имеющего сезонные колебания объемов работ, и для предприятий с длительным производственным циклом или только начинающих свою деятельность. Такая схема, понуждающая платить налог заранее и в завышенном объеме, привела к распространению различных схем ухода от налогов.

Для борьбы со схемами ухода от налогов, систему взимания стали усложнять, ставить «заплатки», потом «заплатки» на «заплатки», и сейчас система похожа на лоскутное одеяло, уже не видна основа, система малопонятна не только налогоплательщикам, но и самой налоговой инспекции.

Кстати существующая система НДС плоха не только для налогоплательщиков, но и для государства: в случае, если вы пускаете все полученные деньги за реализацию на покупку новых товаров, т.е. всю добавленную стоимость на увеличение оборотных средств, то тогда НДС реализации равен НДС покупок и НДС к уплате равен нулю. То есть, добавленная стоимость есть, а налога нет. Для того, чтобы все было корректно, в расчете должны участвовать только те покупки, которые были использованы в реализации. Плохо это или нет, можно обсуждать, ведь при этом нет налога на развитие, но возникает налог на прибыль.

ТАК КАКОЙ НДС НАМ НУЖЕН?

В первую очередь простой, понятный всем, не допускающий двойственности толкования, и нужно, чтобы налог уплачивался после получения добавленной стоимости.

Если вспомнить историю древней Руси, то тогда существовала десятина- налог в пользу церкви в размере 1/10 (10%- 1 мешок из 10 мешков) от прибыли (из урожая откладывали зерно для предстоящего посева- остальное делили). Налог был простой и понятный, его не уплачивали авансом, поскольку нужно было сначала дождаться урожая, налог не требовал сложной системы учета и армии сборщиков налогов.

Так вот, по аналогии, нужно высчитывать НДС с реализации, так как именно при реализации образуется добавленная стоимость. Налог должен составлять процент от разницы между суммой реализации и суммой купленных товаров, необходимых для данной реализации (комплектующих, производственных затрат).

Сейчас эффективная ставка НДС составляет 15,25% (18/118 при ставке НДС 18% или 2 из 13 мешков). Уплачиваться налог должен после поступления денег за реализацию, или, как вариант, по факту реализации, с рассрочкой платежа. Если проанализировать данное предложение в цифрах, то мы поймем, что предложение совершенно не меняет сумм уплаты налога, а просто делает расчет и уплату НДС более понятным, а главное, по «факту», а не авансом!

Если говорить о ставке НДС в 18%, то реально для предпринимателей этот процент выше, поскольку в жизни приходится сталкиваться с тем, что за многие виды затрат налоговики не признают к вычету НДС. А еще взаимодействие с предприятиями, работающими со льготным НДС или без НДС, с индивидуальными предпринимателями, так как за них приходится доплачивать НДС. Ну и так же авансовые платежи НДС, которые могут значительно превышать окончательные платежи, что изымает из оборота немалые деньги или заставляет брать кредиты для уплаты НДС. Все это приводит к увеличению реальной ставки свыше 18%.

Вспомним историю, как банки заставили указывать эффективную (реальную) ставку потребительских кредитов, которая оказалась значительно выше заявленной!

ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ НДС ЗНАЧИТЕЛЬНО ВАЖНЕЕ СНИЖЕНИЯ СТАВКИ НДС!

Изменение системы приведет к снижению реальной ставки и приближения ее к заявленной 18% (лучше говорить об эффективной ставке 15,25%, поскольку это более понятно, чем 18/118 при ставке НДС 18%) Изменение системы НДС приведет к снижению нагрузки на малый и средний бизнес без изменения ставки! Переход к новой системе учета НДС можно сделать поэтапно, без резких движений и в течении одного года:

1. Разрешить зачитывать НДС за поставку товара до получения товара, по платежным поручениям (в платежке же пишется- в том числе: сумма НДС).

2. Отменить НДС с авансовых платежей, отменить счет- фактуры.

3. Ввести расчет НДС по РЕАЛИЗАЦИИ- это принципиальный ключевой этап.

4. Ввести платеж НДС по факту поступления денег за реализацию.

Изменение системы приведет к тому, что плательщики НДС будут отвечать только за СВОЮ добавленную стоимость, будут платить налог только со СВОЕЙ добавленной стоимости после получения этой самой добавленной стоимости и не отвечать за ВЕСЬ НДС товара и не платить НДС с авансов. При этом не понадобится контролировать входящий НДС, не понадобятся счета- фактуры, не понадобится указывать в платежном поручении НДС, и работа бухгалтеров всей страны по начислению НДС радикально упростится, при этом легко будет определить недобросовестного плательщика НДС.

Существующая система не менялась практически много лет, все уже свыклись, и эту систему не хотят менять налоговики, поскольку налоговые инспекции и власти утратят мощные рычаги воздействия на бизнес, возможность держать любого предпринимателя на «крючке». Существующая система никак не способствуют развитию экономики, но менять систему надо, эту проблему можно решить только на высшем уровне при наличии политической воли.



Рейтинг:   3.89,  Голосов: 9
Поделиться
Всего комментариев к статье: 30
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: Петрович (2008.11.01 13:45)
Ирина Арзамасцева написал 01.11.2008 14:42
Уважаемый Петрович! Вы неправильно подсчитали общую сумму налогов, которые Вы должны отдать из своего предпринимательского дохода.
ЕДСН начисляется установленным процентом только от фонда оплаты труда НАЕМНЫХ работников, с вычетом этого налога из кармана работодателя, а не из зарплаты наемного работника. В свою очередь зарплата является доходом наемного работника по продаже им своей рабочей силы. Налогообложение ТАКОЙ коммерческой деятельности контролируется налогом на доходы физических лиц.
В Вашем случае индивидуального предпринимателя, живущего за счет чаевых, ЕДНС не взимается. Его платит Ваш работодатель, если он платит Вам зарплату. А если Вы работаете у него по договору как частный предприниматель, то Ваши услуги швейцара калькулируются в его расходах по статье "материальные затраты", а не по статье ФОТ. К тому же Вы можете облегчить свое налоговое бремя путем спокойного перехода на систему упрощенного налогообложения (УСН) и платить только 6 копеек с каждого рубля своих чаевых. По отношению к ТАКИМ предпринимателям наше налогообложение вполне лояльно.
Главное, чтобы Ваши чаевые не зашкаливали за сумму в 20 млн. руб. в год
И.Арзамасцевой
Петрович написал 01.11.2008 13:45
Ирина, браво! (или "брава" - как там у итальянцев грамотней будет?) Попали в самое яблочко.
Простой пример. Работаю швейцаром - открываю двери перед господами. Получаю оплату чаевыми, но занимаюсь этим совершенно легально как предприниматель. Нахожусь на общей системе налогообложения и при этом являюсь добросовестным налогоплательщиком (ну вот такой человек, мечта мытаря)...
Прежде, чем унести выручку домой, рассчитываюсь по долгам. Для начала из полученного за работу рубля откидываю в сторону 15.25 коп. (18/118) - НДС "к уплате" (расходы на мое содержание не в счет). Из остатка - еще 17.49 коп. (26/126) - т.н. ЕСН (Единый социальный налог). Наконец, последние 8.74 коп. (13%) - НДФЛ (налог на доходы физ.лиц). Если я все правильно посчитал (а сомневаться мне в себе как бухгалтеру с многолетним стажем не приходиться) у меня на руках остается... на руках остается... Аж целых (после округления) 59 копеек... Какая, нахрен, десятина? Без малого - ПОЛОВИНА!!! И это ни какое-нибудь производство со сложными технологическими и экономическими отношениями, а так - открой-закрой.
Нынешнее государство в лице его исполнительно-законодательных слуг - могильщик собственного господина-народа. Без вариантов
Re: НДС - продукт больного ума!STARIK (2008.10.31 22:42)
Ирина Арзамасцева написал 01.11.2008 12:56
Полностью согласна с высказанным Вами мением относительно того, что число налогов должно быть сокращено до одного. Но взиматься он должен не из прибыли, а из общего дохода.
Такая система "налогообложения" в течение многих лет безотказно действует в государстве "Союза совладельцев собственников", которое создал внутри государства М.Чартаев. http://chartaev.narod.ru/M_Chartaev.htm
Расход налога, собираемыого в мини-государстве , созданном М.Чартаевым, полностью контролируется каждым налогоплательщиком, что исключает нецелевое использование собранных с помощью налогов средств, тем более их личного присвоения. В этом "государстве" нет наемного труда, а потому нет даже и намека на коррупцию.
НДС - продукт больного ума!
STARIK написал 31.10.2008 22:42
Я всегда поражался изощренному, явно больному уму, придумавшему такие налоги, как НДС. Казалось бы, чего проще, бери налог с общей прибыли и все. Ведь общую прибыль составляют прибавочная и добавленная стоимость. Хотя их вполне можно определять одним термином, ведь совсем не важно из какой стоимости складывается общая прибыль – суть то одна. И не нужно было бы переносить плод какого-то больного ума на здоровые мозги тысячам работников бухгалтерий и налоговых органов. Общая прибыль – вот конечный продукт всех финансовых операций. Вот из этого и стоило бы исходить. Как бы упростилась работа финансовых работников. Возможно, некоторые товарищи зададут такой вопрос: - Почему с общей прибыли, а не с чистой? Просто потому что, общая прибыль может тратиться не на развитие производства, а на покупку объектов или предметов роскоши.
Re: За деревьями не видно леса -
Влад написал 31.10.2008 17:11
Все элементарно просто,если есть цель работать, а не блокировать работу!
"Влад, а если комплектующие в ходят в ремкомплект, они являются готовым изделием???"
Несомненно, являются, поскольку, как минимум три звена (снабжение, транспорт, комплектовка) повысили стоимость этого комплектного шурупа, но, только в составе готового изделия!
И как они считаются, при передаче в производство или на склад готовой продукции???
Считаются они по той цене, по которой были куплены до того момента, как в технический паспорт (или иной сопроводительный документ) будет поставлен штамп ОТК.
"А если готовая продукция используется при выполнении работ???"
Приемлемый вариант, когда предприятие покупает у себя изделие, как некомплект, без предпродажной наценки
"А если часть комплектующих закупается а часть производится???"
Именно об этом печаль моя! "Часть комплектующих закупается" - с этим все ясно. А "часть производится"... Нельзя производить ОАО! Налоговый кодекс в части НДС прямо и говорит: если вы купили лист стали, порезали его, погнули, поварили и покрасили получившуюся коробку, то обязаны продавать его по цене чуть больше исходного стального листа.
Потому ПБОЮЛ гораздо проще производить, но это несерьезно когда ПБОЮЛ производит вертолеты!
А если комплектующие в готовом изделии заменяются в процессе монтожа или пуско-наладочных работ они камплектующие или новое готовое изделие??? ))))))))
Ведите учет, как только поставили штампик ОТК, это уже готовое изделие, то что поменяли - комплектующие и ваши прямые убытки!
НДС придуман теми, кто в жизни сам гвоздя не забил! НДС узаконен с целью разрушения промышленности - результат налицо!
(без названия)
Ирина Арзамасцева написал 31.10.2008 17:10
Ребята, окснитесь! НДС - это НАЛОГ на добавленную СТОИМОСТЬ. Добавленной стоимостью является фонд оплаты труда и прибыль.
Все налоги, действуюцие в России - это налоги на КОММЕРЧЕСКУЮ деятельность, то есть 6а деятельность , связанную с куплей-продажей рабочей силы и произведенных ею товаров.
Если вы не используете наемного труда, то тогда НДС превращается в дополнительный налог на прибыль.
На самом деле, ВСЕ без исключения налоги не стимулируют экономику, а только тормозят ее.
Налог - это узаконенный государственный рэкет, крышующий ту или иную страну. Никакой другой смысловой нагрузки у налога нет.
Налоги необходимы только в классовом обществе, для содержания аппарата насилия и принуждения. Главная задача налогов - финансовая поддержка политического режима, а не стимулирования экономики. Все остальные крохи из государственного бюджете, которые тратятся на социальные нужды, - это дымовая шашака, скрывающая его осногвную цель.
В обществе, где нет частной собственности, коммерческой деятельности и наемного труда, для поддержание социального развития и стабильности нужен только прибавочный продукт, создаваемый трудом сверх лично необходимого. Никакие налоги не в состоянии обеспечить ни развитие общества, ни стабильность общественных отношений.
Так что не татьте, кумы, силы на обсуждение достоинств тех или иных налогоы: у налогов никаких достоинств нет. У всех без исключения. Потому что они делают экономику источником праздной жизни той части общества, которая знает только два арифметических действия: отнять и поделить. В основном - для себя любимых.
За деревьями не видно леса - Влад ))))))
Реалист написал 31.10.2008 15:57
/////Сразу возникают вопросы: начальная стоимость комплектующих - это что?
И разве существует конечная стоимость комплектующих? В процессе производства комплектующие становятся неразделимой частью готового изделия. Почему и для чего простой термин - СТОИМОСТЬ КОМПЛЕКТУЮЩИХ В ГОТОВОМ ИЗДЕЛИИ, нужно было так запутать? //////
Влад, а если комплектующие в ходят в ремкомплект, они являются готовым изделием??? И как они считаются, при передаче в производство или на склад готовой продукции??? А если готовая продукция используется при выполнении работ??? А если часть комплектующих закупается а часть производится???
А если комплектующие в готовом изделии заменяются в процессе монтожа или пуско-наладочных работ они камплектующие или новое готовое изделие??? ))))))))
КОРОЧЕ НЕ ТРАХАЙТЕ ГРАЖДАНАМ МОЗГИ... все гораздо сложне))) иначе бы, производственники не шли на фигову тучу уловок типа УСНа.
Re: За деревьями не видно леса
Дмитрий Леднев написал 31.10.2008 08:38
Да, вы правы, при производстве добавленная стоимость равна стоимости готового изделия минус комплектующие и производственные затраты. Производственные затраты- это стоимость услуг и товаров, необходимых для осуществления производственной деятельности.
Вообще, производство на порядок сложнее торговли, и при такой системе налогообложения производство не может развиваться, а то просто существовать, можно заниматься только торговлей и выпуском простейших товаров с рентабельностю 200- 500%.
не только производство...
wolodja написал 31.10.2008 07:59
"По всей видимости, НДС и был задуман с той целью, чтобы, согласно плана Далласа, полностью в ликвидировать производство в России!" - но и науку, без которой производство неконккурентоспособно на мировой арене...
++++++++
правда не факт, что только для россиянии и республик СССР... так что Даллес здесь не причем... это еще в "Протоколах..." описанная технология...
За деревьями не видно леса
Влад написал 31.10.2008 04:38
"НДС - это налог на добавленную стоимость, то есть, налог на стоимость, добавленную к начальной стоимости комплектующих, сырья или товара в процессе производства, переработки и перепродажи товара..."
Стоит проследить историю возникновения этого налога, чтоб убедиться что он:
а) не нужен
б) порождает коррупцию
Одно из доказательств: если специалист Дмитрий Леднев не смог простыми словами объяснить смысл этого налога, то куда дальше?
Рассмотрим по частям формулировку Дмитрия:
"НДС-налог на стоимость, добавленную к начальной стоимости комплектующих..."
Сразу возникают вопросы: начальная стоимость комплектующих - это что?
И разве существует конечная стоимость комплектующих? В процессе производства комплектующие становятся неразделимой частью готового изделия. Почему и для чего простой термин - СТОИМОСТЬ КОМПЛЕКТУЮЩИХ В ГОТОВОМ ИЗДЕЛИИ, нужно было так запутать?
Далее: "...стоимость, добавленную к начальной стоимости" - что означает эта неуклюжая формулировка? В готовом изделии стоимость комплектующих не может увеличиться. Значит этот термин подразумевает все-таки стоимость готового изделия, за вычетом комплектующих? Но и это неверно, так как стоимость изделия включает также производственные затраты, которые могут превышать стоимость комплектующих.
НДС в таком виде как-то можно примерить к перепродаже товаров, но он никак не прирастает к серийному ПРОИЗВОДСТВУ и входит с ним в противоречие. По всей видимости, НДС и был задуман с той целью, чтобы, согласно плана Далласа, полностью в ликвидировать производство в России! И не случайно "элита" панически боится слова "производство".
<< | 1 | 2
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss