Кто владеет информацией,
владеет миром

Сталин и творчество в экономике

Опубликовано 02.01.2011 автором Юрий Мухин в разделе комментариев 161

Сталин и творчество в экономике

Думаю, что на новогодние каникулы уместна статья «про вообще».

На записи передачи к юбилею И.В. Сталина журналист «Русского обозревателя» Дмитрий Мочалин очень удачно ответил на вопли Ихлова о необходимости действий Правительства России по десталинизации в масштабах государства (по памяти): «Пусть эти люди в Правительстве достигнут хотя бы 10% того, что достиг Сталин, а потом говорят о десталинизации!»

Тот рывок, который СССР сделал в экономике под руководством Сталина, не возможен без вложения в экономику творчества. И Сталин его вложил. Что это было за творчество? Творчество докторов и академиков экономических наук? Не смешите! Ну, кому сегодня не видно, что от них толку, как от быка молока, а если вдуматься, то и еще меньше. Сталин влил в экономику творчество инженеров, руководителей и рабочих, и чтобы понять, как он это сделал, нужно присмотреться к этим работникам экономики.

Это люди, а люди, в отличие от животных, способны получать удовольствие не только от жратвы и секса, но и от творчества - от достижения результатов, которые раньше ими не были достигнуты. Причем, эта радость бывает настолько велика, что по сравнению с нею бледнеет и становится малозначительной радость от обладания деньгами и теми удовольствиями, которые деньги сулят.

Возьмем такой пример. В СССР, особенно сталинском, спортсмены зарабатывали не очень много, они, как правило, числились на каких-либо должностях и получали по этим должностям зарплату. Кроме этого их премировали, делали порой ценные подарки (квартиры, автомобили), но в целом их зарплата вряд ли превышала зарплату шахтера или рыбака. А если учесть, что век спортсмена недолог, то деньги у советских спортсменов были очень плохим стимулом для рекордов. Тем не менее, и спортивных рекордов, и достижений у СССР было огромное количество, и было невероятно, чтобы спортсмены СССР не победили на летних, или зимних олимпиадах. Более того, они побеждали даже в открытом противоборстве с профессионалами, скажем, наши хоккеисты побеждали канадо-американские сборные хоккейных звезд. Но если денег платили мало, то что двигало советскими спортсменами?

Конечно, в первую очередь, радость и удовольствие от того, что тебя уважает огромное количество советских людей (этим в СССР занимались и выдающихся спортсменов награждали орденами и прославляли). Но не меньшую радость и удовольствие давало им сознание того, что ты можешь достигнуть то, чего другие не могут, то есть, не меньшее удовольствие давала спортсменам радость творца.

Ведь люди - это общество творцов (теоретически, так людей создает Природа). Без творчества человек как скотина и даже хуже, поскольку даже скотине важно не быть самой последней в стае. И человеку свою творческую значимость важно осознавать, важно чувствовать, что он не просто член общества, но и сам по себе что-то значит.

Да, при Сталине именно таких людей прославляли. Это пряник. Но хороший хозяин всегда имеет не только пряник, но и кнут. Что было этим кнутом? (Про ГУЛАГ и про то, что при Сталине «заставляли работать», забудьте - это рассуждения для убогих умом). Что на самом деле подстегивало творчество работников экономики СССР при Сталине?

Производительный труд всегда является творческим, поскольку всегда требует ума уже для простого воспроизведения приемов, и, тем более, для самостоятельного поиска тех новых приемов, которые могут обеспечить наивысший результат. А как человек узнает, что он достиг высших, новых для себя результатов в своем труде и хозяйственной деятельности? По разнице между закупленными товарами для своего труда и ценою своего изделия. Чем больше эта разница, тем больше ты творец. (Вообще-то, экономика как наука очень проста: цена произведенного тобой товара должна быть больше, чем затраты на его производство. Все остальное в экономике - арифметика). Но цена и затраты ведь должны быть в чем-то выражены и если не в деньгах, то в чем?

И Сталин, наступив на горло марксисткой песне, продолжал использовать деньги.

Мало этого, испокон веков любой хозяин стремился поднять цену на свой товар, чтобы увеличить зазор между нею и затратами на производство - увеличить прибыль, и эту прибыль положить себе в карман. И лишь два экономиста - Форд и Сталин - направляли прибыль на развитие рынка своей промышленности: они упорно и планомерно снижали цены. Этим достигается гораздо большее увеличение спроса, нежели при его увеличении простым выбросом денег на рынок. При снижении цен деньги дорожают и, следовательно, на не потраченный сегодня рубль, завтра можно тех же товаров купить гораздо больше. И при Сталине, после того, как в 1947 г. были отменены карточки и стабилизированы рубль и цены, началось планомерное и ежегодное снижение цен на все товары. Рынок СССР становился все более емким и емким, промышленность и сельское хозяйство крутились на полную мощность и непрерывно наращивали производство, чтобы его заполнить. И все равно, сколько товара ни произведи, а он не , перепроизводства товара не будет - деньги на рынке СССР есть, значит, твой товар будет куплен.

В СССР через 5 лет после отмены карточек, хлеб, мясо, сливочное масло уже стоили в 2,5 раза дешевле, чем до отмены карточек, сахар в два раза дешевле. И за эти же пять лет в США цены на хлеб выросли на треть, в Англии - в два раза, во Франции - более чем вдвое, а цены на мясо в США увеличились на четверть, в Англии - на треть, во Франции - вдвое. Но это видимая в магазинах и понятная всем часть айсберга. А невидимая часть - это то, как миллионы работников промышленности и сельского хозяйства ежедневно ломали голову - что еще изобрести, что еще придумать, чтобы снизить затраты на производство и вместе с ними снизить цены на свои товары?

Но и этого мало, поскольку для того, чтобы в экономике любой работник был творцом, необходимо, чтобы он был хозяином, т.е. по своему усмотрению делал затраты на производство своего товара. И Сталин увеличивал число хозяев в СССР «разворотом товарооборота», то есть, всемерным увеличением количества хозяйствующих субъектов, поскольку длинные цепочки покупок-продаж товаров и услуг автоматически увеличивали число хозяев (экономистов), которые, борясь за снижение цены своих товаров и услуг, не давали производить ненужные вещи или товары в ненужном количестве.

Рассмотрим это на примере дискуссионной борьбы Сталина за сохранение машинно-тракторных станций (МТС), и за отказ Сталина продавать сельскохозяйственную технику прямо колхозам.

Дело в том, что колхозы и совхозы при Сталине не имели своей тяжелой техники: тракторов, комбайнов, жаток, автомобилей и т.д. Вся эта техника сосредотачивалась на машинно-тракторных станциях, которые обрабатывали землю и снимали урожай сразу нескольким десяткам колхозов. Давайте позагибаем пальцы очевидной хозяйственной выгоды от этого сталинского решения.

Во-первых. Сама сельхозтехника тем экономичнее, чем она мощнее. Предположим среднему колхозу достаточно одного мощного комбайна, чтобы успеть в уборку снять и обмолотить все зерновые. Но никакой председатель колхоза не рискнет ограничиться одним комбайном, поскольку в случае его поломки будет потерян урожай - результат работы за целый год. Поэтому, если передать технику из МТС колхозам, то такой колхоз купит для подстраховки 2 комбайна и это, что поделать, разумно. Если МТС обслуживала 20 таких колхозов, то после передачи им техники они реально будут иметь в сумме 40 комбайнов, в то время, как МТС могла с 10% резервом иметь их всего 22 и справляться с уборкой урожая во всех 20 колхозах. А ведь вся эта масса затрат на не эффективно работающую технику в колхозах ляжет на стоимость продовольствия и она возрастет.

Во-вторых. То, что после передачи в колхоз комбайн будет работать месяц в году, еще не значит, что и комбайнер этого колхоза будет работать месяц в году - в колхозе ему работу найдут. Поэтому этот комбайнер с комбайном выехать на уборку урожая в другие области просто не сможет, да там его и не ждут - ведь там в колхозах есть свои комбайнеры и комбайны. Техника будет лежать мертвым грузом в колхозах по всей стране. А МТС способны маневрировать техникой, т.е. перевезти ее сначала с северных районов в южные и там совместно с местными МТС убрать урожай, а затем вместе с ними подниматься на север, убирая там созревающие зерновые. А это значит, что если колхозам надо иметь 40 единиц техники, то МТС могут обойтись и 10. Когда продукты будут дешевле - с МТС или без МТС?

В-третьих, и это уже касается денег, а не организации производства. При введении в схему товарооборота «товар-деньги-товар» («производство тракторов - производство зерна») МТС, товарооборот увеличивается в полтора раза и появляется еще одна цена - цена обработки земли. Следовательно появляется еще одно хозрасчетное звено, а государство получает возможность ценами заставить это звено (МТС) творить - снижать затраты на обработку земли. Рост количества техники у МТС и неоправданный рост стоимости этой техники, прямо увеличивают затраты МТС на обработку земли и снижают их эффективность. Поэтому МТС были экономическим контролером заводов сельхозмашин: не давали тем производить неэффективную технику, а всей техники производить больше чем надо. С МТС экономика СССР и, следовательно, советский народ не несли затраты на изготовление плохо используемой техники.

А если отдать технику колхозам, то исчезает цена обработки земли - она становится в бухгалтерском отчете колхоза строчкой затрат на производство зерна и контролируется только самим колхозом, который вправе ее и увеличить, увеличив, допустим, урожайность за счет удобрений. Поэтому колхоз прямо заинтересован в противоположном - в том, чтобы у него на всякий случай всякой техники было побольше - хороший урожай все равно перекрывал затраты на ее приобретение, а плохой урожай не давал приобрести и минимум. С ликвидацией МТС производство сельхозмашин в СССР начинало бессмысленно увеличиваться, увеличивая стоимость продуктов питания.

Вот в таких решениях проявляется ум руководителя, а не в болтовне об инновациях и нанотехнологиях.

Нет, не десталинизация нам нужна, нам, народу, нужны умные и честные люди во главе государства. Но сами понимаете, умные и честные люди во главе государства не нужны тем, кто находится во главе государства. Ну, а находятся они во главе государства только потому, что их никак не наказывают за результаты их нахождения на этих должностях.

Кто читаете меня не  в первый раз, тот меня понял.




Рейтинг:   3.95,  Голосов: 88
Поделиться
Всего комментариев к статье: 161
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Ю Мухину ---
reagan написал 02.01.2011 21:04
Дмитрий Мочалин очень удачно ответил на вопли Ихлова о необходимости действий Правительства России по десталинизации в масштабах государства (по памяти): " Пусть эти люди в Правительстве достигнут хотя бы 10% того, что достиг Сталин, а потом говорят о десталинизации! "
----------------------------------------------------------------------
На первое января 1914 г. в Кубанской области числилось 30 чугунолитейных заводов, ... 158 кожевенных, ... 653 кирпичных, ... а всего – 4.652 промышленных предприятий!
Источник :
http://www.cossackdom.com/book/bookkuban3.html
Сталин тоже сильно не дотянул до дореволюционного уровня . Советская власть национализацией разрушила промышленность Кубани и такого количества предприятий так никогда больше и не было .
Количество станиц было порядка 240 . Получается , что в каждой станице до революции было по 2-3 кирпичных завода , больше чем в половине - кожевенные заводы . А чугунолитейных заводов , по-моему , после революции не осталось вообще .
Re: Зухов
Анатолий Б. написал 02.01.2011 20:07
В гражданскую войну такого голода не было. И после войны в 22-24 годах не было. Это к вопросу о необходимости "затянуть пояса" сталинских крепостных.
"Постойте ж, я сыскал секрет, - Кричит Осел"
Xмуpый написал 02.01.2011 20:01
Я извиняюсь, читал статью по диагонали. Мог что-то пропустить.
Статья длинная, а мыслей не так, чтобы уж очень много. Наверно неправильно все явления списывать на "сталининзм". Наверное и среди наших отцов и дедов было достаточно много людей, не уступающих Мухину по уму. Наверно, не один Сталин в силу своей исключительной гениальности был сторонником МТС. Мне представляется, что сначала с/х техники было мало, она была очень несовершенной и требовала квалифицированных кадров для обслуживания, которые (кадры) и сами были в дефиците, к тому же стоила техника относительно дорого, не каждому колхозу по карману. В этих условиях форма МТС была, пожалуй, единственно возможной. Со временем производство техники выросло, может быть, даже сверх необходимого, окрепла система СПТУ, механизаторов стало - пруд-пруди, колхозы стали побогаче. Система МТС уже не могла потребить всю выпускаемую технику, а ее надо было куда-то девать. Вот и было принято решения распределять ее прямо по с/х предприятиям, наплевав на эффективность использования. Как видим, адекватные люди принимают адекватные решения для решения конкретных проблем. Если проблему можно решить тактическими мерами, она всегда решается тактическими методами - это закон. Делать из приверженности Сталина МТС какие-то глобальные выводы мне кажется неоправданным и не очень умным.
И уж не статью, а книгу можно написать почему с экономикой в Сталинском СССР дела обстояли лучше, чем в нынешней России.
Re: Зухов
Анатолий Б. написал 02.01.2011 19:57
Еще один негодяй решил за чужой счет "возродится". Скажи в чем разница между тобой(сталиным, мухой)? И обычным уголовником? Иди свою сестру продай. О руке же не плачут.
Зухову.
ВП написал 02.01.2011 19:43
У Хрущева в пятидесятых годах были основания обещать народу скорый коммунизм в материальном плане. Хрущев исходил из того, что при сохранении оставшихся от Сталина темпов страна через 20 лет станет несметно богатой и сможет обеспечить действительно "каждому по потребности".
Но Хрущев, по скудости своего ума, вместо следования сталинскому курсу ударился в экономические авантюры, да еще и "разоблачил культ личности". Наследники Хрущева от него были ненамного умнее. И сам коммунизм в их понимании, которое и народу привили, заключался в жратве от пуза при минимальном труде. В результате само слово "коммунизм" стало употребляться в анекдотах. А народ, не получив обещанного, разочаровался в коммунизме как таковом.
Отличную статью написал Мухин!
ВП написал 02.01.2011 19:33
Только один минус - насчет ученых и академиков. Они свой вклад вносили в общее дело. Возьмите хоть Курчатова: ученый -физик. Но когда в начале войны ему поручили размагничивание кораблей, он решил проблему. Когда ему было поручено создание ядерного оружия - он работал как вол, спал 4 часа в сутки (оттого и умер рано). Таких, как Курчатов, среди ученых были тысячи. Взять Сахарова, он тоже физик. А конструкции водородных бомб - его заслуга (при Сталине он и дальше продолжал бы плодотворно работать, а не ударился в диссиденство).Мухин просто не представляет, какие колоссальные проблемы пришлось решить советским ученым, чтобы в кратчайшие сроки вооружить страну ядерным оружием. Что ж, не дано человеку. Зато многое другое Мухин правильно понимает. И то хорошо.
Насчет МТС - Мухин прав, не нужно было их отменять, как это сделал Хрущев. Я это говорю потому, что в молодые годы каждое лето во время отпуска шабашничал в колхозах и совхозах. Вот картина: за станом - целое плое, уставленное самой разнообразной сельхозтехникой. Видно, что многие машины стоят давно, но не были в работе. Спрашиваю у главного инженера - зачем эта неиспользуемая техника? А он отвечает: она нам недорого обошлась, давали - мы и взяли. Пусть себе стоит, может, пригодится.
В МТС такой бесхозяйственности не было.
Творчество
в сапогах написал 02.01.2011 18:50
на заснеженной равнине в урановых шахтах, на лесоповале ...
Анатаолию Б.
Зухов написал 02.01.2011 18:16
Вы сами то наверно и не голодали, при Сталине, если такую хрень пишите.
Если не умеете и не можете мыслить и жить государственными интересами, а относитесь к государству как потребитель, которое вам должно булку с маслом бесплатно дать, а вы за это ничего ему не должны,так честно и скажите. Так не бывает, чтобы вам все а, вы ничего.Все в жизни имеет соответствующую цену и ее всегда надо платить, чтобы жить дальше. Чистоплюям по-настоящему ничего не пережившим и не осмыслившим реальность жизни, сейчас удобно рассуждать и мораль читать.Помои выливать мозгов не надо.Однако осмыслить, вникнуть в суть и сложность жизни тут вас нету. Один Мухин за всех отдувается. А вот вы сами бы, на месте Сталина сумели бы так возродить страну, без жертв, как в сказке??? Что-то никому до сих пор это не удавалось. Жизнь это вам не кино и не роман Достоевского, а жестокая реальность. И кто ее не понимает тот платит гораздо большую цену. Неизвестно сколько бы народу сгубил бы недоумок Путин, или любой другой либеральный придурок если бы он был в то время во главе государства.Может вообще бы России не было сегодня, а мы бы все баварское пиво пили, как некоторые идиоты считают. Чтобы что-то появилось и народ начал и смог работать надо было его организовать эту многомиллионную разношерстную безграмотную, бескультурную людскую массу, нашпигованную в то время не только тысячами недоумков, коррупционеров, воров,и т.д., но и откровенных врагов Советской народной власти. Вопрос вообще стоял не о 7 миллионах, а о существовании 130 миллионого народа, как единого свободного народа. Вопрос стоял быть или не быть!!!!!!!!!!!! А Вы толкуете сами не знаете о чем. Когда стоит вопрос о голове о руке не плачут...
Re: В Гулаге зеки рубят лес.
Справедливость написал 02.01.2011 18:07
Без этого нельзя! Ты посмотри на эту "элиту" на их кривлянье. Они сами страдают от обжорства. Им ГУЛАГа не миновать! Так будет справедливо, по-божески!
Производительный труд всегда является творческим
троцкий написал 02.01.2011 17:09
Бред. В Гулаге зеки рубят лес. Труд - производительный? Да. Творческий? - Мда...
Видимо Мухин не до конца понимает, что такое творчество ))).
Творчество это в первую очередь, те созидательные усилия, которые человек прикладывает с удовольствием, то что он и без денег готов делать. Вон художники древности, творили шедевры и умерли в нищите, а могли бы заниматься производительным трудом - рекламы рисовать или башмаки тачать... гыгы. У Мухина какое-то протестантское представление о творчестве, сугубо материальное. Видимо он не читал Достоевского: скатитесь в хамство - гвоздя не придумаете :))))
(без названия)
Анатолий Б. написал 02.01.2011 15:42
Какой молодец, цены снижал. Только что то 7млн человек от голода умерло. Когда Мухин поголодает недельку другую тогда можно будет его треп послушать о благостях сталинизма и творчестве. Сытый голодного не разумеет.
(без названия)
alniks-43 написал 02.01.2011 13:26
спасибо за то,что у нас был сталин,ждем его даже моя жена ждет его не дождется
о статье
Зухов написал 02.01.2011 11:44
Мухин и на этот раз прав. Сталин был не просто руководитель государства не по должности,а по факту и слава Богу, а был именно рачительным умным хозяином. Его за глаза уважительно так и называли. Почему он имел такой громадный авторитет. По простой причине он был умный и пустой болтовней не занимался. Он выступал редко, но каждое его слово, было очень значимо и весомо. Уж если Сталин что-то обещал народу, то это обязательно было выполнено. Слово и дело у Сталина не расходились в разные стороны. Все началось с Хрущева, шапкозакидательская политика и пустые обещания. Такие как например построение коммунизма. Пустая болтовня и пустые обещания дискредитируют власть,она теряет авторитет вносят неуверенность в общество, сеют недоверие в народе.Власть теряет авторитет.
Экспромт
ЗавидоновНикодим написал 02.01.2011 11:34
Раскрыть комментарий
Re: Эмпирика
... написал 02.01.2011 11:05
Сравнение демографических и экономических показателей страны при Сталине и этих показателей с нынешним беловежским абортарием вопиет, при Сталине рождение и рост при дерьмократах - развал и кладбище "абортивного материала".
-
Вот такое сравнение, как метод познания.- Сергей 58 (02.01.2011 07:33)
Re: Деньги?
Sergo написал 02.01.2011 10:53
В сталинский период деньги носили условный характер.
------------
Неверно. Деньги и "социалистические" товарные отношения даже находили свое "теоретическое" обоснование. Вот, к примеру, учебник политэкономии для системы партийной учебы 1968 г.: "объективные экономические условия социализма: общественное разделение труда и экономическая обособленность различных звеньев народного хозяйства (колхозов, государственных предприятий, производственных объединений и т. д.) превращают продукты труда в товары, обуславливают товарный характер социалистического производства".
Деньги широко использовались как при взаиморасчетах предприятий между собой, так и в качестве средства материального стимулирования, ничем не отличаясь в этом от государственно-капиталистических отношений. В этом и заключалось предательство партийной номенклатурщиной дела Ленина, отказ от завоеваний Октября. Никакой "экономической обособленности различных звеньев народного хозяйства" при социализме нет. Нет никаких расчетов, налогов, премий, прибылей и прочих атрибутов капитализма. Не потому, что так положено по теории, а потому что они тормозят развитие производительных сил, активируя частный, шкурный интерес, противодействующий общественному. Там и была заложена мина, рванувшая в 1991 г...
Слава великому Сталину!
народный мститель написал 02.01.2011 10:51
Слава великому Сталину!
Re: Деньги?- Иннокентьевич (02.01.2011 10:04)
... написал 02.01.2011 10:12
Юрий Игнатьевич,Вы ошибаетесь. В сталинский период деньги носили условный характер. По сути это были квитанции, так как на эти "деньги" Вы не могли купить средства производства, только товары для личного пользования- Иннокентьевич (02.01.2011 10:04)
-
Верно!Вспомним "Золотой теленок"-прощелыги не могли купить даже нового авто-соц. государство хотело узнать,откуда у них деньги.Между тем,передовики произ-ва свободно покупали авто и т.д.
Re: Верно в отношении мотивации труда, но...
Иннокентьевич написал 02.01.2011 10:11
«Бытие определяет сознание»
Социализм - От каждого по способностям, каждому за полезные результаты труда для общества; Основа - Экономия времени за счет роста производительности труда.
Коммунизм - От каждого по способностям, каждому по потребностям. Основа увеличение свободного времени на использование его для занятий музыкой, поэзией и т.д. Т.е. на повышение своего интеллектуального уровня;
Капитализм - От каждого по способностям, каждому по цене его труда на бирже труда. Основа - конкуренции. Нет конкуренции - сволочизм;
Re: Это вам не Сталин! Подарки к новому году!
Дед Мороз 2011 написал 02.01.2011 10:09
Радостное сообщение - в Китай пошла русская нефть! Поздравляю всех автомобилистов России с этим радостным событием и повышением цены на бензин на 50% для россиян!!!
А также повышение цен на электроэнергию, тепло,обслугу, транспорт и т.д.
Это вам не тиран Сталин, который каждый год снижал цены, а демократия воров!
Спасибо кремлю за вал повышения цен с 1 января 2011 года. Там денно и нощно думают, на что еще можно повысить цены и какие новые налоги ввести , чтобы задушить окончательно народ!
С новым подорожавшим годом!
[В начало] << | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | >>
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss