Америка, которая больше всех в мире кичится стандартами своей свободы, демократии, защиты прав человека и, в буквальном смысле слова, лезет с этими шаблонами во внутренние дела других стран, навязывая им модель американского общества, на самом деле проявляет деспотизм, лицемерие и полное безразличие в отношении своих же граждан внутри страны, демонстрируя при этом весьма «креативный идиотизм». Кто бы мог поверить, что истинное, искреннее проявление добра во многих штатах «самой свободной страны мира», с июля 2007 года стало административно и уголовно наказуемо.
Речь идёт об отношении властей к постоянно растущей прослойке бездомных, живущих в различных штатах Америки. В частности более подробно расскажем о людях, оставшихся без крова и нашедших свой «приют» в и вокруг парка «Хантридж Сёркл» (Huntridge Circle Park) в городе Лас-Вегас, штат Невада.
Сегодня в этом гламурном городе гигантских казино, ярких реклам, широких улыбок эскортных дам в лимузинах и постоянного звона монет, бездомных насчитывается 0.8% от общего населения города. Много это или мало для самого богатого города Западного побережья США, судите сами - 12 тысяч человек спят на кусках картона или завёрнутыми в старые одеяла вдоль улиц Оуэнз, Мэйн Стрит и «D» Стрит, а также в окрестностях парка «Хантридж Сёркл». Это люди, которые, в прямом смысле, не хотели бы занять место под солнцем, но места в тени для них нет, и не предвидится.
18 июля, 2007 года. Восемь часов утра. Еду по пятнадцатому шоссе на север. Проезжаю выход с шоссе «Восточный Чарльстон» с роскошным торговым центром. Проезжаю ещё две мили и выхожу с шоссе на улице Вашингтон. Я в северо-восточной части города. Медленно подъезжаю к "D" Стрит. Время 8:05 утра, а внешний градусник моего мини-автобуса уже показывает 105 градусов по Фаренгейту (приблизительно 38 градусов по Цельсию). Кто-то из тротуарных жителей ещё спит, спрятавшись в тени картонной коробки или полностью укрывшись тонким, пыльным одеялом. (Не знаю почему, вдруг вспомнился советский зоопарк). Те, кто проснулись, смотрят на меня сонным, но настороженным взглядом, чтобы успеть первыми, если вдруг я привёз еду или холодную питьевую воду.
Большинство лиц, независимо от пола и возраста, выглядят одинаково-коричневыми от навязчивого загара, в морщинах, с выгоревшими под жарким солнцем пустыни глазами.
Впереди небольшая очередь к колонке с водой, «заботливо прилаженной» к пожарному гидранту городскими властями. В южной пустыне Невады, где жара к середине дня доходит до 50 градусов по Цельсию, а влажность едва дотягивает до середины второго десятка, от обезвоживания организма можно потерять сознание и даже умереть. Питьевая вода - спасение для всех. А для бездомных инвалидов, которые не в состоянии пройти 3 мили в один конец до столовой «Армии Спасения» в 40-50-градусную жару; а таких среди бездомных немало; вода - это также единственный завтрак. 3 мили - это приблизительно 4.5 километра в одну сторону. Такое расстояние здоровый человек проходит примерно за один час и десять минут. Человек на костылях, с палочкой или даже артритом, в жару, такое расстояние пройдет за 2 - 2.5 часа в одну сторону.
Надежда инвалидов на добровольцев, которые привозят свою, домашнюю еду непосредственно «к месту жительства» бездомных, а также случайные сердобольные проезжие. Конечно, сразу на всех еды не хватит. Но весь день впереди. Не хватит сейчас, кто-то другой привезёт позже. У бездомных жителей есть свои правила. Отдают еду, в первую очередь тем, кто действительно не в состоянии дойти до столовой Армии Спасения, а остальным в порядке живой очереди.
Сам собой напрашивается вопрос, почему еду не доставляют тем, кто не в состоянии дойти до столовой. Прежде, чем ответить на этот вопрос, хочу объяснить читателю некоторые мало известные детали американского законодательства: американский закон, каким бы странным для читателя это ни показалось, поощряет, прежде всего, аферистов и подонков любых мастей. В нём нет уголовных статей, наказывающих за аферизм и прочее аморальное поведение в отношении частного лица. Наказуема только финансовая афера с банком, корпорацией и Государством. Но есть другая сторона аферы - моральная. Например, человек зашёл в универмаг, поскользнулся на банановой шкурке, упал и ударился. Степень его боли определить трудно. Возможно, он слегка ушибся. Но этот взрослый человек не берёт на себя ответственность за свою собственную невнимательность, потому что американский административный закон поощряет и позволяет ему переложить всю ответственность на универмаг. Он подаёт в суд и отсуживает 1 миллион долларов за то, что уборщик универмага вовремя не убрал с пола банановую шкурку, несмотря на то, что эта шкурка была брошена ровно минуту назад, как показала на суде камера универмага. Этот прецедент действительно имел место в середине 70-х годов. И таких прецедентов, на сегодняшний день, несколько тысяч.
В Америке, когда дело касается возможности отсудить у компании или государства деньги, люди, независимо от социального положения, теряют человеческий и моральный облик, и готовы идти на любую аферу, чтобы обогатиться за счёт других.
Так получилось и с бездомными. Со времён существования в Лас Вегасе казино; которые сегодня, по самым скромным подсчетам, ежедневно выбрасывают в мусорник до 50-ти тонн не использованной еды; не проданные остатки еды доставлялись и раздавались бездомным. В конце семидесятых годов двое уличных жителей подали в суд на казино за то, что якобы, отравились, не свежей привезённой им едой. Афера не прошла, а бездомные так и остались ни с чем на тротуаре. Но казино перестали доставлять еду обездоленным.
Чтобы защитить себя от дальнейших судебных прецедентов, все пищевые заведения (включая столовые Армии Спасения, ввели постановления, что вывоз и раздача еды под жарким солнцем запрещены во избежание отравления; еда, не съеденная посетителем банкетного зала в течение 2-х часов, убирается со стола и выбрасывается. С тех пор таких и подобных постановлений вышло много.
Однако даже такие удобства, как доставка еды добровольцами, для обездоленных инвалидов недавно закончились.
Администрация города, последовав инициативе многих других больших городов страны, утвердила постановление мэра Лас-Вегаса Оскара Гудмана, от 27 июля 2007 года, о запрете раздачи гражданами еды бездомным.
Большинство городов приняли подобные постановления только частично, ограничив места и временные лимиты раздачи еды бездомным. Например, мэрия города Орландо, штат Флорида 16 июля, 2007 года издала постановление, запрещающее кормление бездомных групп свыше 25-ти человек. Администрации некоторых других городов и штатов обязали сочувствующих бездомным граждан пройти платные курсы и купить лицензию на кормление обездоленных.
Требование городских властей приобрести лицензию на кормление бездомных ударило не только по оскорблённым чувствам милосердных граждан, но и по карману. Однако чувства большинства были оскорблены не надолго. Демонстрируя креативный идиотизм, Америка прекрасно знает, как протолкнуть его в жизнь общества. Приём простой: любые чувства покупаются и продаются за ДОЛЛАР. Это, кстати, одна из ярких характерных черт Америки и американцев, которую они пытаются навязать всему миру: «Забудьте про любовь! Любите доллар»! Если раньше энтузиасты и добровольцы кормили бездомных от чистого сердца, то теперь, при наличии лицензии, они смогут списывать на этом налоги.
С ужасом думаю о том, что благодаря креативным идиотам, возможно, через десять лет власти с таким же успехом могут заставлять граждан покупать лицензии на разрешение ходить в туалет, дышать, кушать, чихать и кашлять. Моя боязнь не безосновательна. Покупка лицензии на разрешение вступить в брак практикуется Америкой уже более 20 лет. Без такой лицензии вас просто не распишут.
Понятно, что меры городских властей по отношению к обездоленным были приняты во избежание массового, хаотичного скопления бездомных в парках и других общественных местах в течение всего дня, а также загрязнения этих районов пластиковыми посудными отходами. Несомненно, в этом была необходимость. Ведь бездомные, в массе - народ безразличный к окружающей их среде и покою граждан, живущих по соседству. Для многих из уличных жителей нарушение правопорядка и временное лишение свободы - это подарок судьбы: душ, трёх разовое питание, кондиционированная камера с нормальным матрацем, подушкой и одеялом, бесплатное медицинское обслуживание.
Лас-Вегас, однако, пошёл гораздо дальше предыдущих городов инициаторов. С 27 июля сего года кормление бездомных в Лас-Вегасе является административным нарушением правопорядка и, при первом нарушении, наказывается штрафом до $1000. При втором задержании граждан, раздающих еду бездомным, цитирую: «штраф - $1000 или/и тюремное заключение до полугода».
Спикер от городских властей Диана Пол заявила, что полиция начнет применять силу нового постановления после его доработки на брифинге городской адвокатской коллегии в августе - сентябре 2007 года.
Главный адвокат Американского Союза по Защите Гражданских Свобод, American Civil Liberties Union (ACLU), Аллен Лихтенштейн назвал эти меры абсурдными, а также идущими в разрез с первой поправкой Американской Конституции (свобода собраний). Он публично обвинил мэра Оскара Гудмана в провоцировании и разжигании компании против бездомных. Дело в том, что на июньском совещании по обсуждению принятия нового постановления Гудман предложил подвергать аресту бездомных, которые стоят на улицах с табличками «Я голодный» или «Подайте на еду». Гудман предложил судить и посылать на принудительные работы таких бездомных на основании «фальшивой саморекламы», так как в Армии Спасения всегда достаточно еды для всех.
Учитывая такие факторы как неспособность инвалидов идти в столовые Армии Спасения (это 1/3 от 12 тысяч); ленивость бездомных или их нежелание быть привязанными к «спасенческой» столовой на протяжении всего дня, то теоретически Гудман сказал правду. Но если, в один, прекрасный день, хотя бы 10 тысяч бездомных вдруг решат все вместе пообедать в столовых Армии Спасения, то, даже при достаточном наличии еды (в чем я очень сомневаюсь), люди простоят в очереди с 6-ти часов вечера до завтрака следующего дня. А позиция мэра Гудмана вполне понятна - привязать бездомных едой к выделенному им району обитания.
Лас-Вегас - постоянно и быстро растущий город. Сегодня его население 1.5 миллиона жителей. Однако, каждый день Лас-Вегас посещают от миллиона до полутора миллиона туристов. «Хозяева города» просто не хотят расстраивать или беспокоить свой взгляд наличием неопрятно одетых и грязных людей, а заодно, выставлять на показ иностранным туристам своё «грязное бельё». И это единственное, что беспокоит городскую власть.
За последние 10 лет количество бездомных выросло ровно вдвое, то есть с шести тысяч в 1997 году до 12 тысяч в 2007-ом. Но количество коек в зимних ночлежках за те же 10 лет выросло меньше, чем на тысячу.
Как же зимуют жители улиц? Каждый год городские власти в прямом смысле «бросают клич» законопослушным налогоплательщикам и за их счёт покупают бездомным одеяла. Но январские двухнедельные морозы (минус 7 - 8 градусов по Цельсию) в начале 2007 года в Лас-Вегасе превзошли ожидания и властей и бездомных. Никто не ожидал такого природного сюрприза. По сообщению синоптиков, последний раз такая суровая зима в Южной пустыне Невады была в 1936 году. В результате такой неожиданности в городе началась тихая паника: в домах лопнули поливные трубы и трубы бассейновых агрегатов, вымерзла 1/3 пальмовых и прочих морозонеустойчивых деревьев в городе. За первые два дня во всех магазинах стройматериалов была раскуплена вся теплоизоляция. Американцы, не привыкшие к дефициту, писали жалобы во все возможные инстанции. Вряд ли кому-то было дело до людей, спавших в мороз на куске картона под одним одеялом. А статистика о небывалой в истории города смертности бездомных «пролетела» по местному каналу новостей 15-ти секундной скороговоркой теле комментатора 8 канала "Fox News".
Американский Союз Защиты Гражданских Свобод подал в федеральный суд на городские власти и Гудмана, лично.
В интервью журналисту газеты "Las Vegas Review Journal" Рэндалу Арчиболду, Мэр Лас-Вегаса заявил, что не боится очередного судебного разбирательства: «На протяжении 35-ти лет я, как адвокат, защищал интересы уважаемых людей, владельцев казино, которых почему-то считали мобстерами. Я никогда не боялся отстаивать свою репутацию в суде. И я не боюсь судиться c ACLU».
В 1994-ом году я переехал из Сан Франциско в Лас-Вегас. Тогда мэром города уже был Оскар Гудман. Сегодня, в конце 2007 года мэр Лас-Вегаса всё ещё Оскар Гудман.
У бессменного мэра действительно нет повода волноваться. Ведь «Хозяева города» не забыли его 35-ти летнюю преданность. А что касается ACLU, факты таковы, что эта организация слишком переборчива, когда вопрос состоит в том, чьи гражданские права ей предстоит защищать. Для большинства иммигрантов, даже тех иммигрантов, которые уже стали гражданами США, это только очередной проамериканский щит, об который разбиваются их жалобы.
Изначально, некоторые города, такие как Форт Майерс, штат Флорида и Санта Моника, штат Калифорния, в качестве аргумента против общественности и судебных угроз, просто использовали свою власть и полицейскую силу, игнорируя здравый смысл и жизненные требования общества и самих бездомных. Однако, проиграв в федеральном суде общественной организации «Еда, а не Бомбы», вынуждены были упразднить лицензию на разрешение кормить бездомных, а количество в группах бездомных, которые могут одновременно получать еду от граждан, увеличилось с 25-ти до 150 человек.
Сам собой напрашивается вопрос: неужели люди, облечённые властью, полностью потеряли здравый смысл? Разве Федеральный Суд - это единственно необходимая инстанция, которая должна «вправить мозги», чтобы вернуть власть имущим чувство реальности? За деньги, потраченные на суд и адвокатов, тех же бездомных в Санта Монике можно было бы одеть, и ещё кормить целый месяц. За эти же деньги можно было бы построить ещё одно общежитие для бездомных на 400 мест!
Гораздо больше здравого смысла применили городские власти Нью-Йорка, отказавшись от «креативного идиотизма». Председатель «Управления Помощи Бездомным» в Нью-Йорке Анжела Аллен заявила: «Город не будет принимать какие либо постановления, усложняющие и ущемляющие нужды, а также кормление бездомных в парках и других общественных местах. Наша позиция проста: никто не должен быть голодным».
В интервью Рэндалу Арчиболду Председатель Армии Спасения в графстве Кларк (Лас-Вегас), Чарльз Дезидерио сказал: «Мы не против того, чтобы граждане города помогали бездомным. Но мы хотим, чтобы это делалось интеллигентно - в правильной форме и в отведённом месте» (то есть, подальше от глаз общественности, авт.).
Однако вернёмся к фактам: по заявлению общественной активистки по помощи бездомным Гейл Сакко, полиция Лас-Вегаса часто прогоняет бездомных, направляющихся или скапливающихся возле столовой Армии Спасения. По сути дела, бездомные часто сталкиваются с ситуацией «стой там, иди сюда», а самые «настойчивые», которые не хотят покидать очередь в столовую; может быть потому, что они очень голодны; вместо еды получают полицейской дубинкой по телу.
И это не единственная нелепость, имеющая место в результате нового постановления. В начале июля 2007 года ко мне с жалобой обратились активисты чешской иммигрантской коммуны. Каждое воскресенье они семьями собираются в одном и том же парке города. Мужчины сначала играют в футбол, а затем все пикникуют. В конце июня в парк приехал городской маршал и потребовал у чешских игроков лицензию на разрешение играть в футбол. Он также упомянул о необходимости наличия разрешения города на сбор в парке такой большой группой. (Прекрасный пример первой поправки Американской Конституции в действии).
По просьбе чешских друзей я позвонил в Городское Маршальское Управление, высказал претензии и задал конкретные вопросы. Дежурный маршал пообещала, что начальник управления мне перезвонит. На всякий случай я позвонил в Судебное Маршальское Управление, где у меня много знакомых, и задал вопросы о правомерности поведения городского маршала в парке. Мне пообещали просмотреть устав маршальской службы и перезвонить. Сегодня начало октября 2007 года. Видимо, начальники обоих управлений до сих пор на июньском совещании в сотый раз перелистывают устав.
Много красивых речей по заботе об американском народе говорится с высоких трибун политиками, с церковных подиумов священниками, со сцен общественных организаций и с экранов национального телевидения. Но в реальной американской действительности, тщательно скрываемой от всего мира, разнообразные свободы на деле поставлены в весьма узкие рамки, а остатки милосердия в людях власти пытаются убить ограничениями, с одной стороны и налого списанием - с другой. А истинно христианская любовь к ближнему, наверное, вся уходит на экспорт в другие страны вместе с рекламой американской «свободы» и «милосердия».
|
|