Кто владеет информацией,
владеет миром

Роковая ошибка советского народа – народа-обывателя

Опубликовано 12.10.2007 автором Семен Сладков в разделе комментариев 421

Роковая ошибка советского народа – народа-обывателя

Осенью 1991 года практически одномоментно произошли два гнусных всемирно-исторических события – распад государства СССР и гибель политической системы, известной под названием «советский социализм».

Одновременность этих событий не означала неизбежную связь их между собой, во всяком случае государство могло бы сохраниться. Некоторые восточно-европейские страны сохранили свою целостность, несмотря на изменение общественного строя. И в обратную сторону - можно с большой долей уверенности сказать, сохранись у нас социализм – наверняка сохранился бы и СССР, несмотря на лютый сепаратизм окраин.

В теоретическом плане причины этих двух событий, как говорят математики, есть пересекающиеся, но не совпадающие множества.

Исполняется 15 лет с момента распада СССР и краха социалистической системы. Отсутствие широкого обсуждения в обществе теоретических, научно обоснованных причин произошедшей катастрофы вызывает удивление. Выдвигаются различные версии объяснения этого феномена, наиболее популярны

 1)предательство партбюрокаратии,

2)заговор ЦРУ,

3)исчерпание советской экономики в результате гонки вооружений.

Эти версии не отвечают на главный вопрос: Как получилось, что ни одна живая душа, НИ ОДИН из 18 миллионов (миллионов!) членов КПСС не встал на защиту социализма?

Чем объяснить наступившее безразличие к нему, причем безразличие, принявшее активную форму неприятия, можно сказать – предательства по отношению к социализму. Достаточно было Б.Ельцыну подписать указ о запрете КПСС (1991г.), и все бывшие члены КПСС дружно пошли сдавать (и выбрасывать) свои партбилеты.

Попробую высказать свое понимание данного феномена.

1. Истоки этого феномена, как представляется, лежат в самой светлой, но принципиально ошибочной части советской идеологии – в идее всеобщего равенства. Многие годы в СССР господствовала догма: у нас все равны, поэтому все товары должны быть всем равнодоступны. Поэтому цены на продукты питания и предметы ширпотреба назначались, исходя из покупательных возможностей самой низкооплачиваемой группы населения.

О фактическом имущественном расслоении советского общества говорить было запрещено, изредка в художественной литературе рассматривались подобные коллизии, но ни одного официального политического документа на эту тему нет.

Естественно, что товары, в первую очередь ширпотреб (или как его теперь торжественно называют – товары народного потребления, ТНП), быстро раскупались, появлялись очереди, а потом эти товары вовсе исчезали – образовывался дефицит. Самый простой и логичный способ борьбы с дефицитом – поднять цены на дефицитные товары. (Под дефицитными здесь и далее понимаются такие товары как детские колготки и сухая колбаса, джинсы и качественная обувь). На памяти старшего поколения такого повышения цен на эти товары ни разу не было (вялотекущая инфляция – это другое)! Повышали цены на предметы роскоши – хрусталь, мебель, золотые ювелирные изделия и т.п. – и то осторожно.

Почему? Мне нигде не удалось найти ответ на этот вопрос, поэтому пишу по собственным догадкам. Добавлю, что и сегодня это обстоятельство как причина гибели социализма не называется даже самыми уважаемыми авторами – всё больше повторяют про тупость Горбачева да про предательство бюрократии.

В книге двух шотландских учёных Пола Кокшота и Аллина Коттрела “Вперёд к новому социализму” (в оригинале „Towards a new socialism“), посвященной анализу советской плановой системы и причин гибели социализма, опять перечисляются ошибки правительства Н.И.Рыжкова как повод для такой катастрофы. Как будто не было в СССР худших времен: ведь в 1942 году никто (или почти никто) из коммунистов свои партбилеты не выбрасывал, а жизнь тогда была не просто хуже, а ужаснее...

Александр Зиновьев, перефразируя фразу о том, что «у нас в СССР появилась новая общность людей – советский народ» (эта фраза - гениальное изобретение Суслова-Брежнева), не без остроумия написал: у нас в СССР появилась новая общность людей – очередь! А вот почему она появилась эта очередь – ни полслова. Хотя, казалось бы, причина лежит на поверхности.

Почему? При Сталине, особенно до войны и в первые послевоенные годы, дефициты вызывались низким уровнем производства продукции как в сельском хозяйстве, так и в промышленности: не удавалось обеспечить первоочередные потребности населения в еде и одежде. Но с ростом экономики эта форма дефицита исчезла. Более того, после войны И. В. Сталин проводил систематическое снижение цен на продукты питания и предметы ширпотреба. Все послевоенные годы ( до 1952 года) каждого 1 апреля – шутник был товарищ Сталин – появлялось постановление Совета Министров СССР об очередном снижении цен в процентах к предыдущему году.

Мне думается, что реальное снижение себестоимости за год не было столь грандиозным, чтобы страна могла себе это позволить. Это снижение цен обеспечивалось перекачкой денежных ресурсов из других частей государственного бюджета, хотя каждое предприятие получало задание по снижению себестоимости продукции, которое жестко контролировалось.

Так как круг товаров, попадавших под снижение цен, был ограничен уже в силу ограниченности объемов производства ширпотреба, бюджет страны легко выдерживал такой перекос. С ростом благосостояния этот перекос нарастал. Но когда Н.С.Хрущев попытался хоть чуточку исправить положение, он получил Новочеркасское восстание. И хотя в стране о событиях в Новочеркасске знали немногие, но и без того каждый случай повышения цен вызывал глухое недовольство: вон товарищ Сталин цены снижал, а ты, Никита Сергеевич, их повышаешь! А кресло под Никитой Сергеевичем было очень горячим и он не мог себе позволить настраивать народ против себя. И продолжалась эта вакханалия дефицита до последнего дня советского социализма!

Человек, имея деньги, не мог зайти в магазин и купить джинсы или обувь! Спекуляция ширпотребом, теми же джинсами и обувью, приобрела фантастические размеры, в нее были втянуты миллионы людей. Исправить ситуацию никто из правителей не решался: советский народ-обыватель смёл бы его с шахматной доски политики.

Более того, Н.С.Хрущев отменил практику установления заданий предприятиям по снижению себестоимости продукции – и получил поддержку директорского корпуса, этой важнейшей составной части советской политической системы. Но и раздражение в народе от немыслимых дефицитов было угнетающим. Поездки в Москву за колбасой и детскими колготками охватили все слои населения. А тут подоспела возможность заглянуть за «железный занавес» и оказалось, что у них за бугром все есть в свободной продаже!

Михаил Жванецкий изрек свою самую гениальную шутку: «Спрашиваю в Нью-Йоркском гастрономе – с какого времени вы начинаете продавать клубнику? Мне отвечают: с шести часов утра». Это был похоронный звон по советской власти…

Именно эту причину – деморализацию общества торговой мафией, массовую интоксикацию общества этим «моральным СПИДом» - я считаю главной, роковой причиной гибели советского строя... Для тех, кто не понял шутку Жванецкого: у нас в России и на Украине клубника – ягода сезонная, на рынке она бывает только в начале лета, а в Европе и США свежая клубника в дорогих супермаркетах есть в продаже круглый год. Где они ее берут, не знаю. Возможно везут из Южного полушария.

От редакции: Сегодня в московских супер- и гипермаркетах (и в не очень дорогих тоже) клубника есть круглые сутки. А вот счастья нет по-прежнему...

Продолжение следует...



Рейтинг:   2.40,  Голосов: 52
Поделиться
Всего комментариев к статье: 421
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Клубника в 6 утра в Нью-Йорке была не только в дорогих магазинах - во всех
SamPoSebe написал 12.10.2007 10:00
Я в первый раз попал за границу в 33 года, и был это 1990-й год, и был то Нью-Йорк. И в простейших уличных лавках клубника была. Помню, купил на развале каких-то сувениров, зашел в простейший "мини-супермаркет" (метров эдак 12 квадратных) в районе ихнего нью-йоркского главпочтамта, попросил полиетиленовый пает, обещав за него заплатить - надо было видеть удивление "негра преклонных годов" (Маяковский,ежели кто не помнит)! А как мы с вами тут перестирывали полиэтиленовые пакеты, помните? - У Жванецкого есть еще одна генилаьная фраза 9собсвтенно, их у него куда больше, но эта - в унисон с цитированной фразой насчет клубнки) - "страна вечнозеленых помидоров".
И был бы я верующий, кричал бы: "Слава тебе, Господи, что умер социализм - потому, что это был не социализм, а большевизм!" - ибо Ленин (не говоря уже о Сталине с его "Марксизмом и языкознанием") был марксист из того рода, о каком Маркс, однажды посетив с Энгельсом собрание марксистов, сказал: "Уж если это марксисты - то я не марксист".
Это был не социализм - а тот самый "азиатский способ производства" (вспоминайте, вспоминайте Маркса), для которого естественной поличтической надстройкой является (опять же Маркс) "восточная деспотия, для которолй характерно наличие прежде всего трех ведомств: военного ведомства, или ведомства по завоеванию других народов (как была Российская империя тюрьмой народов- сколько раз каракалпаков выгоняли с их собственных земель и черкосев в мохаджиры?!, так и осталась таковой после 1917 года - а иначе, чего 11-я Конармия делал в Грузии в 1921 году?), полицейского ведомства, или ведомства по закабалению собственного народа, и ведомства общественныхз работ - ГУЛАГ (у египтян пирамиды, у китайцев - Великая стена и т.п.
Азиатский способ производства, как известно, Марксом детально расшифрован не был, хотя и упоминался однопорядково с рабовладением, федоализмом и капитализмом. Я первым в 1984 г. показал, что это - гипертрофированная, на десятки миллионов популяции при низкой общественной производительности труда рассчитанная "марка" - т.е. крестьянская община, - та самая, приенительно к которой тот же Маркс говорил об "идиотизме деревенской жизни".
Так и остались бы в застое, если бы не перестройка и гласность. Впрочем, гласность урезается, и андроповизм уже налицо. Упадут цены на нефть - и снова клубкника будет в Нью-Йорке в 6 утра - во всех магазинах, а не только дорогих.
Криминальное чтиво от чубайсоабрамовичей
AdVirt написал 12.10.2007 09:26
Идеи справедливости, равенства и братства основной фундамент СССР. Лукавое отступление от них началось с номенклатуры и завершилось величайшим социальным преступлением - чубайсово-гайдаровской прихватизацией.
Наступило самое бессовестное и бесславное время в истории России, в котором мы все и барахтаемся. Гламур нам не поможет.
Назвать советский народ народом обывателем чушь.
Re: Автор этой бредятины явно страдает склерозом!
NAZY написал 12.10.2007 09:15
ЖИДОВСКАЯ СУЧКА!
Автор этой бредятины явно страдает склерозом!
Цукерман Лейба написал 12.10.2007 09:03
Тов. Никита Хрущ поднял цены на масло с 25рублей до 35 рублей И на мясо тоже. На кофе с 4,5 рублей до 20 рублей поднял уже бровастый ленинец. Про пустые прилавки говорить вааааще не стоит. Да и сейчас в Расее, если бы не нефть и газ, на троне вместо Путина сиденл бы дядюшка Голод!
Очередная бредятина
Sergo написал 12.10.2007 08:50
Беда всех этих "аналитических" опусов в отсутствии какой-либо доказательности.
Автор так считает! Но мало ли у кого какие тараканы в голове копошаться. Если всех их выставлять на всенародное обсуждение, в рамках "плюрализма", то никакой жизни не хватит вникать в бесчисленные строчки.
Читаем:
"1. Истоки этого феномена, как представляется, лежат в самой светлой, но принципиально ошибочной части советской идеологии – в идее всеобщего равенства."
Дальше уже можно не углубляться.
Во-первых, для невежественных авторов. Не советской, а коммунистической идеологии. А идея равенства вдохновляла народы на борьбу за свою свободу задолго до Марка и Ленина. Советский Союз погубила не "уравниловка", а вопиющие неравенство, принимавшее уродливые, феодально-сословные формы. Деление людей на приближенных к власти и кормушке и отдаленных от нее. Неравенство не только материальное, но и сословное, кастовое, правовое. Дефицит создавался умышленно, в интересах теневых барыг, пользуясь тупорылостью политбюровских вождей. Когда Брежневу приносили точные расчеты ценовых параметров, в том числе на продукты питания, он шевеля своими бровями и единственной извилиной, зачеркивал тщательно подготовленные цифры и шамкал: "Трудящихся в обиду не дадим!". В результате одни "трудящиеся" вынуждены были втридорога покупать продукты на рынке, а другие в спецраспределителях. Это что, равенство виновато?
Во-вторых, кто сосчитает, кто должен "зарабатывать больше - врач, учитель, военнослужащий, ученый, политик и т. п.? Кто будет определять во сколько раз одни люди должны жить лучше других людей, если они все честно и добросовестно работают по 8 часов в день?
Это блудливая ловушка, насчет "уравниловки", была пущена перестроечной академической сволочью и политбюровской номенклатурой, с целью грабануть страну и народ. Кто считает как-то иначе либо вор, либо дурак. Либо, конечно, комбинация обоих...
(без названия)
Экий написал 12.10.2007 08:42
2007 год - 1991 год = почему 15-то лет исполняется?)
Re: Главная - неудовлетворительный прием в партию.
Коммунист написал 12.10.2007 08:25
Согласен с тем, что КПСС состояла и членов, а коммунистов было - за, два, и обчелся ... Но вот на счет чисток - не согласен! Сам занимался - за что имел серьезное замечание, и понял - этот путь ошибочен! Прошу понять правильно - ошибочны чистки, как компанейщина! Верный путь - постоянное вычищение рядов - Я себя под Лениным чищу! (Маяковский В.В.) Это должен быть постоянный процесс, процесс товарищеской критики, поиска верного пути, и избавления от попутчиков не медля! Отсюда вывод: чтобы знать кто попутчик, а кто нет - нужно знать путь, если путь - догма, выяснить кто попутчик, а кто нет - невозможно! А что бы искать путь - надо постоянно держать связь с людьми, и постоянно сверять программу партии с жизнью, малейшее рассогласование - немедленное изменение программы! К сожалению догматики приравняли программу к цели. Да, наша цель коммунизм, но путь к нему сложен и извилист, одной программой на все случаи жизни не отделаешься.
коммунисту
Коммунист написал 12.10.2007 08:15
Ты не обеляй их! Не один не поднялся против! Все тихо сидели по своим квартиркам - полученным от партии! Начальники не в счет - их не много, а вот рядовых коммунистов 99%! Многотысячные демонстрации в поддержку банды Ельцина - БЫЛИ! А против - НЕТ! И дело в том, что были они не Коммунистами, а всего лишь коммунистами, т.е. просто обывателями (по старинке - мещанами) именно с обывательщиной боролся и Ленин, и Сталин, но очень их любил Хрущев, а про Брежнева вообще молчу. Корни конечно гораздо глубже, ближе всего к ответу Наталья Морозова на сайте "Верность Ленину" - догматизм, первый шаг к обывательщине. Еще Чехов в повести о мудром карасе начал развивать эту тему - там где нет мысли, а только животный страх - лишь бы чего не вышло! Начинается догматизм, а за ним им обывательщина - лучшее общество для догматика, ему ничего не надо, лишь бы было тепло и уютно, результат застой, со всеми вытекающими последствиями.
Главная - неудовлетворительный прием в партию.
Иннокентьевич написал 12.10.2007 08:11
В КПСС были набраны, в основном члены партии, а не коммунисты. Чистки партии после смерти И.В. Сталина отменили, это трагическая ошибка.
(без названия)
Диамат написал 12.10.2007 07:35
...Догматизм да идиот-логизация
Раздавили живое - где же формация?!...
(без названия)
коммунист написал 12.10.2007 07:08
Билеты парийные побрасали не коммунисты, а члены КПСС и то, не все, а некоторые, и началось это все в столице. На переферии пришла "указивка" и многие "начальники" срочно и демонстративно уничтожили партийные билеты. Рядовые коммунисты и те начальники которые были настоящими специалистами по настоящему работали партийные билеты не уничтожали. Очень у многих они до сих пор храняться. Тех начальников, которые не уничтожили партийные билеты очень быстро убрали, а предприятия ими руководимые уничтожили... Так что это было предательство. И особенно обидно то, что столица которая и должна была возмутиться, очень спокойно на это отреагировала. А возмущаться (это и сейчас так) в какой - то Переплюевке...Это бесполезно.
Внутренняя причина - Мафия Лужковского режима развалила СССР.
Oleg281 написал 12.10.2007 05:54
Уравникловка сменилась беспределом
власти Ельциновско-Лужковского режима,
и неограниченностью обогощения.
Чиновники плучившие неограниченные
права распоряжения собственностью
народа, ее присвоения, растощили
собственность и разрушили экономическое
и политическое единство.
Уравниловка была кризисом, выходом
из которого, было широкое участие
народа, а захват власти Ельциновско-
Лужковским бандитским кланом
стал узурпацией собственности и власти.
Re: СКОЛЬКО МОЖНО? Даже в разбойнике Кудеяре и то "совесть господь проявил"
internationalist написал 12.10.2007 03:58
Вот, Ниночка, подтянулись. За это-"зачот".
Там и другие странности, в статье. Например:
"Истоки этого феномена, как представляется, лежат в самой светлой, но принципиально ошибочной части советской идеологии – в идее всеобщего равенства. Многие годы в СССР господствовала догма: у нас все равны, поэтому все товары должны быть всем равнодоступны. Поэтому цены на продукты питания и предметы ширпотреба назначались, исходя из покупательных возможностей самой низкооплачиваемой группы населения."
Покупательная способность даже и наименее обеспеченных групп населения, к перестройке,была выше цен. Цены вполне можно было бы поднять, и дефицит бы сократился, и никто бы не помер.
Страну, действительно, скорее вели к западу.
Так ли это ново, в истории? Все исторические аналогии неточны, но можно вспомнить, скажем, колонизацию западом Китая. Там это было сделано через "опиумные войны", итогом которых стала всего лишь "свобода торговли опиумом", ну и видимо прочими товарами, в Китае. И Китай пал, хотя до этого был страной пусть не "современной", но вполне самодостаточной, и великой.
Подозреваю, что "беспрецедентный крах СССР, обнаживший несостоятельность тоталитарных коммунистических доктрин"- в реальной истории проходит примерно по графе "стандартная колониальная акция по захвату нового рынка". А прочее- слова, тоже по сути стандартные, для таких случаев.
СКОЛЬКО МОЖНО? Даже в разбойнике Кудеяре и то "совесть господь проявил"
Буряченко Нина Михайловна написал 12.10.2007 02:50
Послушайте, но ведь ни один нормальный элементарно грамотный человек не будет делать выводы на основе только внутреннего анализа системы без учета внешнего влияния.
И без учета того, что люди, которых вы назвали обывателями, не имели возможности судить о внешнем мире и компетентно. Им не дали возможности соприкаснуться с его реалиями.
А ведь на этом построена методика так называемого развивающего обечения - на запретном плоде, который всегда сладок.
А если еще и сладкоголосых сирен, поющих о том, насколько он сладок, много много, и они авторитетны в обществе, и петь им позволили долго, то желание отведать этого плода возрастает многократно.
А если эти песни поются на фони внутренних проблем, которые не решают, а, наоборот, наращивают и множат, то этот плод хоть кому покажется спасением. Особенно если сирены либо по намеренно, но в основном по незнанию, не расказывали об отрицательных качествах плода.
А вот когда нам всучили этот плод как кота в мешке, да мы его попробовали, да по западам поездили, вот тогда и плод оценили увидели там настоящего обывателя. Все познается в сравнении и все оценивается сравнением.
Ну, сколько же можно врать? И сколько же можно переливая из пустого в порожнее ЗОМБИРОВАТЬ людей?
(без названия)
Вершинин Владимир написал 12.10.2007 02:46
1) Материя, как известно, следует за духом и подчинена ему: слабеет дух — и сужаются пространства, закрываются перспективы; дух крепнет — и материя становится податливой, пространства расширяются, перспективы проясняются.
2) Поэтому "объективные" законы исторического развития не гарантируют автоматического достижения "благодетельного" будущего без ВЕРЫ-МОТИВАЦИИ-ВОЛИ. По поводу "Проекта СССР" Х.Ортега-и-Гассет в свое время заметил: "Какова бы ни была суть большевизма, это грандиозный пример человеческого ЗАМЫСЛА. Люди взяли на себя судьбу переустройства, и напряженная жизнь их — ПОДВИЖНИЧЕСТВО, ВНУШЕННОЕ ВЕРОЙ". Уповая на "объективные" законы исторического развития, Н.Хрущев начал преобразование СССР в "общество потребления", которому, согласно теории, уже никак не избежать "светлого будущего". Современный (нео)либерализм столь же догматически уповает на автоматизм "благодетельного" результата "объективных" законов рынка в современном "обществе потребления".
3) Противникам социализма необходимо учесть, что: (а) капитализм не является "универсумом" исторического развития, а есть специфический продукт "жизнедеятельности" западной цивилизации; (б) капитализму имманентно присуща "методика", о которой читаем у К.Поланьи в его "Великой трансформации..." (2002 г.):
"...То самое, что белый человек по-прежнему время от времени практикует в далеких краях, то есть безжалостное РАСЩЕПЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СТРУКТУР, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ В ПРОЦЕССЕ ИХ РАСПАДА НЕОБХОДИМЫЙ ЕМУ ЭЛЕМЕНТ — ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ТРУД, в XVIII в. белые люди совершали с аналогичной целью по отношению к себе подобным... Лионские мануфактуристы XVIII в. ратовали за низкую заработную плату главным образом по причинам социального характера. Только изнуренный тяжелым трудом и нравственно сломленный работник, утверждали они, откажется вступить в союз со своими товарищами, чтобы избежать состояния личной зависимости, когда его можно заставить сделать все, что только потребует его хозяин".
товарищ,
Черный Кот написал 12.10.2007 02:27
тебе напомнить о попытке Павлова в 1990 повысить цены ? Это насчет гибкости цен. Кроме того я говорю не столько о торговле, сколько о мелком производстве. Я думаю ты не будешь спорить, что из неплохих вобщем и целом тканей в СССР шили абсолютно непригодные костюмы. Сам прекрасно помню, как мучался с джинсами. Их шили только так называемого "укороченного" фасона. Если уже успел забыть что это такое, напомню. Это такая тряпка со штанинами, в которую задница не убирается. И не потому, что она у меня такая толстая, а потому что сшита тряпка так, что болталась на бедрах. Сильно подозреваю, что это придумали ради экономии 10-20% ткани. В итоге мне приходилось покупать двое штанов советских, и самому шить из них одни нормальные, благо что оказался способен этому научиться. Ответь мне по этому примеру, причем тут гибкие или негибкие цены ? Я бы с радостью переплатил за нормальные джинсы, но их ПРОСТО НЕ БЫЛО ! А частник решил бы эту проблему легко и безболезненно. И во многом другом было точно так же. Еще раз, не царское это дело ширпотреб. Рынок решает эти вопросы куда эффективнее любого госплана
Re:
товарищ написал 12.10.2007 02:04
Абсолютно неверно.
Дефицит и частник (или его отсутствие)
между собой АБСОЛЮТНО НЕ СВЯЗАНЫ.
Пример: после сталинской реформы цен конца 40-ых
СССР 1-ый в Европе отменил карточки. Дефицита НЕ БЫЛО
Одновременно в Англии карточки (и очереди) в ЧАСТНЫХ
лавочках продолжались до 54г.
Читай http://news.bbc.co.uk:80/2/hi/uk_news/magazine/6994637.stm
Дефицит в СССР в 70-80-ых был ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО следствием
НЕГИБКИХ ЦЕН (не менявшихся ДЕСЯТЕЛЕТИЯМИ, при росте доходов
почти в 2 раза, росте населения городов тоже почти в 2 раза).
Интересно, что одновременно с дефицитом существовали и
ЗАТОВАРИВАНИЕ многих видов продукции (не из-за качества,
а из-за завышенных цен).
Таким образом, все что было нужно - ввести гибкие
(хоть и централизованные) цены с коррекцией, скажем раз в квартал
исходя из текущих товарных запасов. И все.
Именно так работают крупные торговые сети. Уровень централизации
у какого-нибудь "Уолл Марта" не меньше, чем в розничной торговле
СССР. И ничего, никакого дефицита
(без названия)
Черный Кот написал 12.10.2007 01:30
Ставлю статье пять баллов. Не потому, что согласен с автором, а из-за важности поднятой темы. Не поймем что произошло с СССР, ничего не сможем сделать с нынешней системой. Потому обсуждать эти события жизненно важно.
Осторожно выскажу свою точку зрения. Пал СССР в первую очередь из-за догматического следования неизвестно кем и когда придуманной доктрине "реального социализма". Тот же Хрущев не только цены повышал. Вспомните налог на каждое фруктовое дерево на приусадебном участке. Тоже его заслуга. Вспомните артели, бывшие при Сталине. Их тоже разогнали Хрущев и его последователи. И возродил, хотя и в уродливом виде, только Горбачев. А ведь они играли важную роль, насыщаяя потребительский рынок товарами и услугами ! Вместо этого получили систему, при которой самое паршивое ателье и самая мелкая булочная стали государственными. Это и стало началом конца. Ну не царское это дело, заботиться чтобы в деревне Гадюкино каждое утро продавались хрустящие французские булки со свежей клубникой ! Гораздо эффективнее об этом позаботится частник. А такую возможность государство убило. Колбасные электрички в Москву, это уже лишь следствие. А то, что НИ ОДИН из 18 миллионов коммунистов не встал на защиту СССР, это уже следствие колбасных электричек. И не в обывательстве тут дело, наш народ не хуже и не лучше тех же немцев или англичан. Просто трудно объяснить человеку, почему самые необходимые вещи он может купить(на свои, трудовые между прочим !) лишь пройдя семь кругов унижений в очередях или у спекулянтов втридорога. Очень советую поразмышлять на эту тему отмороженным сторонникам "всеобщего социализма", для которых любой частник враг лютый.
(без названия)
ЭМВЭ написал 12.10.2007 01:18
Реальный распад ссср произошол при путине. Последние нити влияния на страны снг рвались при нем. Но, одновременно, с каждым днем укрепляется возможность восстановления ссср силовым способом: ультиматум, введение войск, провокационный бунт. И никуда от этого не деться. Рано или поздно всеравно Россия восстановится в устраивающих ее амбиции границах. И не обязательно в рамках одного государства.
Слишком простой ответ на сложный вопрос
Доброжелатель написал 12.10.2007 01:07
Извините, но статья донельзя плоская, примитивная, узкая. Так всегда бывает, когда на комплексную проблему пытаются ответить односложно.
[В начало] << | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | >>
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss