Кто владеет информацией,
владеет миром

Михаил Делягин: Вырываясь из оков рынка, человечество стремится к восстановлению технологического прогресса

Опубликовано 28.07.2010 автором Анна Иванова в разделе комментариев 71

Михаил Делягин: Вырываясь из оков рынка, человечество стремится к восстановлению технологического прогресса

Глобальный кризис как трансформация более глубокая, чем просто периодически повторяющийся в капиталистическом обществе кризис перепроизводства - тема нашей беседы с директором Института проблем глобализации, доктором экономических наук Михаилом Делягиным.

- Михаил Геннадьевич, чем нынешний кризис отличается от "обычного"?..

- На этот раз кризисные явления, охватившие все сферы общественной жизни, сливаются в общую картину комплексной трансформации человечества, его перехода в качественно новое и еще не понятное нам состояние. Поскольку неизвестность пугает сильнее любой определенной угрозы, будущее обсуждается в основном в категориях проблем, а не возможностей. Это не значит, что будущее обязательно ужасно: это значит лишь, что таково свойство человеческой психики. Из собственной головы не выпрыгнешь, но нам следует помнить, что будущее имеет и светлую сторону: просто мы ее, как обратную сторону Луны, пока не видим.

- Сейчас говорят о смене отношений человека и природы. Это красивая формула или реальный процесс?

- Смена модели отношений человека и природы происходит, если можно так выразиться, «с обеих сторон». Со стороны природы модель меняется через закон сохранения рисков, по которому массовое снижение рисков элементов большой системы ведет к росту общесистемных рисков вплоть до ее разрушения.

Ярче всего этот закон выразил ипотечный кризис в США: пресловутые деривативы были инструментом в первую очередь не спекуляций, а снижения рисков инвестора. В результате риск покупателя первоклассной корпоративной облигации был на порядок ниже риска выпустившей ее корпорации. Массовая минимизация индивидуальных рисков привела к возгонке риска на общесистемный уровень и распаду системы.

Другое проявление этого закона - порча генофонда человечества из-за успехов медицины, обеспечивающей долгую и счастливую жизнь людям с ослабленной наследственностью. Из этой проблемы нет выхода: мы останемся людьми и будем спасать друг друга, но риск будет накапливаться на общесистемном уровне и неминуемо реализуется - стихийно и разрушительно.

- Но на это, как вы справедливо заметили, мы повлиять не можем.

- Да, но помимо накапливания общесистемных рисков, модель взаимодействия человека с природой меняется и самим человечеством. Те же самые технологии, которые обеспечили упрощение коммуникаций, обычно называемое глобализацией, сделали наиболее выгодным из общедоступных видов бизнеса, - а значит, и наиболее распространенным видом деятельности - формирование человеческого сознания. В результате, если на протяжении всей своей истории человечество меняло окружающий мир, то теперь вектор развития разворачивается: человечество начинает заниматься изменением себя самого. На поверхности эти фундаментальные изменения проявляются через стихийное повсеместное приспособление социальных отношений, соответствующих индустриальным технологиям, к идущим им на смену качественно новым постиндустриальным технологиям. Пока это в основном информационные технологии, но основной их особенностью, вероятно, будет нацеленность на преобразование человека - как сознания, так и тела, а главное - на расширение психоэнергетических возможностей.

- Но это должно сопровождаться прогрессом общественных отношений?

- Увы, пока это изменение выглядит как варваризация, возвращение средневекового общественного устройства, которому не мешают современные технологии. Более всего бросаются в глаза изменения в сфере образования. Во всем мире система, призванная воспитанием молодежи формировать нацию, вырождается в вульгарный инструмент социального контроля. Соответственно, и наука, являющаяся естественным продолжением системы образования, вырождается в набор все более сложных ритуалов и элемент культурной политики. Конечно, это можно объяснить тривиальной борьбой элит за ограждение своих детей от необходимости вынужденного соперничества с талантливыми представителями социальных низов. Недобросовестной конкуренции никто не отменял, - но, пока общества нуждались в профессионалах, понятный элитный эгоизм был обречен на общественное порицание и политическое поражение.

- Что же переломило ситуацию?

- То, что даже передовые общества начинают отсекать бедных от высшего образования и извращать его смысл, - признак ненужности для них технологического прогресса. Это возможно лишь при резком ослаблении глобальной конкуренции. И оно налицо.

- Но подобным глобальным переменам должны соответствовать какие-то новые глобальные игроки?

- Важнейшим результаом качественного упрощения коммуникаций, знаменовавшего собой начало глобализации, и стало формирование нового всемирно-исторического субъекта, глобального управляющего класса, названного Ж.Аттали «новыми кочевниками». Упрощение коммуникаций сплачивает представителей крупных управляющих систем (как государственных, так и корпоративных) на основе общности личных интересов и образа жизни. В то же время освобождение топ-менеджеров корпораций от контроля собственников (означающее и уничтожение частной собственности) делает управленцев самостоятельными. Глобальный класс управленцев противостоит разделенным обществам не только в качестве нерасчлененного «хозяина» сталинской эпохи (что тоже является приметой архаизации), но и в качестве всеобъемлющей структуры.

- А почему "кочевники"?

- Этот господствующий класс не привязан ни к одной стране и не имеет внешних для себя обязательств. Попадая в его смысловое и силовое поле, государственные управляющие системы подчиняются и начинают служить ему, а не своим народам, превращаемым в «дойных коров». Таким образом, конкуренция - больше, правда, напоминающая прямое владение, контроль и насилие - изменилась и ведется теперь между глобальным управляющим классом и территориально обособленными, существующими в прежней реальности обществами. Привычная же конкуренция между странами резко ослабляется: наличие глобального класса делает ее борьбой между частями одного целого.

Ослабляется конкуренция и потому, что фундаментом глобального управляющего класса являются глобальные монополии. Именно их загнивание, проявляющееся как кризис перепроизводства продукции информационных технологий (с другой стороны, как нехватка спроса), - содержание современной глобальной экономической депрессии.

-  В чем же состоит порочность монополий?

- Глобальные монополии не имеют внешних по отношению к себе рынков, откуда могла бы прийти останавливающая их загнивание конкуренция. Поэтому выход один: технологический рывок, при котором новые технологии, меняя лицо не общества, резко ограничивают масштабы и глубину монополизации. Глобальные монополии противодействуют ему из инстинкта самосохранения, в первую очередь через превратившуюся в инструмент злоупотребления монопольным положением защиту интеллектуальной собственности.

Другим, объективным фактором торможения технологического прогресса стало завершение «холодной войны». Ведь ядро прогресса - открытие новых технологических принципов (а не их воплощение в имеющих коммерческую ценность технологиях) - принципиально антирыночно! Инвестор не понимает смысла того, на что ученые просят у него деньги, но знает, что никакого результата может и не быть, а если он все же будет, никто не знает, каким он будет и когда будет достигнут. Заниматься этим можно лишь под страхом смерти, - который и исчез с завершением «холодной войны». В результате в последние 20 лет интенсивность открытия новых технологических принципов резко снизилась.

- То есть девальвации подверглись в первую очередь образование, квалификация, знание?

- Да, и главную роль в снижении социальной значимости знания играет изменение характера человеческого развития. Пока человечек менял окружающий мир, он нуждался в максимально точном знании о нем. Хотя бы чтобы вместо чужого монастыря не зайти «со своим уставом» в трансформаторную будку. Когда же главным делом становится изменение своего сознания, сфера приоритетов сжимается с науки, изучающей все сущее, до узкого круга людей, изучающих методы воздействия на сознание.

То, что объектом изучения стал сам инструмент этого изучения - сознание человека - порождает огромное количество «обратных связей», резко снижающее познаваемость объекта. В результате работа с сознанием переориентируется с поиска истины на достижение конкретного результата, с изучения реальности на изучение возможностей манипулирования. Научный подход становится ненужным, - а с ним ненужной становятся наука и обеспечивающее ее образование в их классическом виде эпохи научно-технической революции. Снижение познаваемости мира меняет и самоощущение общества, которое ощущает свою ничтожность перед мирозданием. Это также способствует архаизации.

- Но мы ведь живем в эпоху технологизации самого процесса человеческого мышления. Какая же тут архаизация?

- Функция компьютера - формализация логического мышления. Знаменитая эпитафия гласит: «Господь создал людей, а полковник Кольт сделал их равными». При помощи Интернета компьютер, как когда-то кольт, тоже уравнивает людей - теперь по доступу к недостоверной информации. Вскоре он уравняет их и по логическим способностям. Это вытеснит человеческую активность в недоступную компьютеру сферу внелогического мышления - в первую очередь творческого. Мы уже застанем конкуренцию на основе не логического, а творческого мышления. Но большинство людей не умеет пользоваться творческими способностями, а управляющие системы не умеют обращаться с творцами и потому, скорее всего, будут подавлять их. Поэтому активность большинства людей будет вытеснена в сферу внелогического, но не творческого мышления: в сферу мистики (из-за снижения познаваемости мира рост мистических настроений нагляден уже сегодня).

- То есть архаизация сознания потребует и архаичных социальных институтов?

- Потребность в лидере мистического типа налицо сегодня не только в истерзанной либеральными вивисекторами России - триумфальное избрание Обамы отражает ее и в передовом сегодня американском обществе. Такой лидер действует по наитию, ничего не объясняет, требует слепой веры - и непонятным, чудесным образом решает проблемы. Распространение мистического типа сознания отбрасывает человека на уровень до эпохи Просвещения. Ее главная заслуга - выделение индивидуальности из прежнего, слитно-роевого самовосприятия; распространение мистического сознания возвращает личность в прежнее состояние, пока еще кажущееся животным.

- Какое пугающее будущее... Так еще и съедят чего доброго...

- В рамках индустриальных технологий каждый человек - потенциальный источник прибыли и потому является ценностью. Осознание этого породило общество массового потребления, «благосостояния для всех» и средний класс. Однако постиндустриальные технологии сверхпроизводительны - и использующее их общество для производства прежнего количества находящих спрос благ нуждается в качественно меньшем числе работников. Ему нужна элита, обеспечивающая управление, исследования и культурную среду, а также относительно немного людей, непосредственно занятых производством. Остальные оказываются лишними, подобно большинству россиян в парадигме «экономики трубы». Производить им нечего: любой произведенный ими продукт будет лишним. Соответственно, они не производят, но лишь потребляют, а точнее - претендуют на потребление. С точки зрения коммерческой эффективности, это недопустимо, и объективная задача общества заключается в максимальном ограничении масштабов их потребления, которое по определению непроизводительно. Разрыв между низкой производительностью и высоким потреблением максимален у среднего класса развитых стран. Сохранение прежней, коммерческой парадигмы развития ставит перед человечеством людоедскую по сути задачу сокращения его потребления - и мы видим обнищание среднего класса в США и даже в Евросоюзе.

Социальная утилизация среднего класса уничтожит демократию в ее современном понимании, ибо она лишится своей цели, опоры и оправдания. Экономика будет сброшена в жесточайшую депрессию, ибо именно средний класс генерирует основную часть спроса. Чтобы избежать этого, государствам придется либо искусственно поддерживать спрос, что в рамках коммерческой парадигмы развития возможно лишь в течение ограниченного времени, либо поддерживать производства без учета сжимающегося денежного спроса, что вообще несовместимо с указанной парадигмой. Таким образом, сохранение производств, - а значит, и благосостояния - потребует отказа от ориентации на прибыль как главную цель человечества. Если этот переход не будет осуществлен сознательно (что невозможно по идеологическим и управленческим причинам), он произойдет неосознанно, стихийно, через социальную катастрофу, связанную с социальной утилизацией среднего класса. Это приведет к резкой дегуманизации как управляющих систем, так и обществ в целом.

- Ну так и получается - человек не только звучит гордо, но также вкусно и питательно...

- Развитие технологий (в виде технологий формирования сознания и современных компьютерных систем) ведет к архаизации лишь в рамках коммерческой парадигмы человеческого развития. Единственный способ разрубить гордиев узел современных глобальных проблем - форсирование технологического прогресса, достичь которого можно лишь на пути отказа от корысти как основной движущей силы человечества. Технологии как стимул и мотив не отрицают прежнего стимула - корысти и прибыли, но включают его в себя, как капитал, развиваясь, отнюдь не отрицал роль золота, но гармонично и непротиворечиво включил его в себя, - отобрав у него при этом не только исключительность, но и самостоятельность его общественной роли. Мы видим, что деньги неуклонно теряют значение, уступая свою роль символа и инструмента достижения успеха технологиям. Они менее отчуждаемы, чем деньги, и потому основанное на них господство прочнее основанного на деньгах. С другой стороны, технологии все чаще используются на нерыночных условиях, закрепляющих господство их владельцев.

- Что-то не верится, что люди откажутся от денег и начнут интересоваться только технологиями.

- Стратегические решения, принимаемые самыми разными обществами, уже сейчас становятся некоммерческими. Евросоюз принял программу развития альтернативных источников энергии к 2020 году, - но почти все они дотируются государствами и потому нерыночны. Надежд на их рентабельность в 2020 году нет. Нерыночен и совершаемый Китаем технологический рывок. Замена старых технологий новыми в китайской структуре цен часто коммерчески не оправдана, но угроза нехватки воды, почвы и энергии заставляют огромную страну идти на рыночные риски ради внерыночного выигрыша. Наконец, страны Прибалтики, экономически всецело зависящие от России, сознательно разорвали эти хозяйственных связей ради формирования собственной идентичности. Самоубийственное с рыночной точки зрения, это решение направлено на достижение некоммерческой цели - формирования новых народов, пусть даже и ценой их социальной деградации. Это не гуманизм, не совершенствование человека (а в случае Прибалтики и его прямая архаизация), - но это уже отход от коммерционализации, которая, становясь всеобщей и всеобъемлющей, становится тем самым и самоубийственной.

- Так хорошо это или плохо?

- Вырываясь из оков рынка, человечество стремится к восстановлению технологического прогресса, надеясь на возвращение его гуманизирующей роли, надеясь, что технологии обеспечат «благосостояние для всех» и остановят сползание в варварство. Упование на технологии против всесилия рынка, при всей наивности (как и любой надежды на лучшее будущее), перспективно. Это современная форма социалистической идеи, превращающейся из традиционной социал-демократической, свойственной индустриальной эпохе, в идею технологического социализма.

- Социализм с совершенно нечеловеческим, но гарантированно оптимизированным лицом?

- Сегодняшняя форма общественной борьбы - это борьба стремления к прибыли и стремления к технологиям, борьба глобального монополизма и ломающего его технологического прогресса, борьба глубинной тяги к архаизации и жажды возобновления комплексного, всеобъемлющего развития человечества. Она вновь, как в годы великих войн, превращает науку в передовой край борьбы человечества за свое будущее. Только если раньше речь шла о судьбе лишь отдельных народов и их групп, то теперь - всего человечества без какого бы то ни было исключения.




Рейтинг:   3.32,  Голосов: 25
Поделиться
Всего комментариев к статье: 71
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: errror7 (28.07.2010 17:00)
Хмурый написал 28.07.2010 20:01
Зря вы так опускаете Делягина.
Во-первых, в русскоязычной литературе чаще всего приводится вариант, который процитировал Делягин:
"Бог создал людей, Кольт сделал их равными", то, что вы процитировали, буквально вообще не встречается.
Во-вторых, автор излагает свою точку зрения точно так же, как вы тут излагаете свою.
В-третьих, великие мысли сохраняют свою ценность даже будучи бесплатно растиражированы. Они ценны для человечества.
В-четвертых, если Делягин с Хазиным делают ложные выводы, а вы знаете истину, что вам мешает ею поделиться и выложить всю правду о текущем моменте?
В-пятых, наверное в современной России число людей, знающих кто такие Делягин или Хазин, превышает число, читавших Маркса.
В-шестых, Моцарт написал "Реквием" по заказу, и все равно великая музыка.
Ешьте сладкое: помогает.
М.Г.Делягину.
Краснодонец написал 28.07.2010 19:32
"...Порча генофонда человечества из за успехов медициныж..." Уважаемый Михаил Геннадьевич ,никогда больше так не говорите.Я могу привести много примеров от обратного.Например :настоящая элита нации в войнах 19- начала 20-го веков выбивалась в первые дни боевых действий.Многие из них никакого наследства после себя не оставили.И обратное тихий пивной алкоголизм плюс наркотизация молодежи неизбежно приводит к вырождению.И медицина тут не причем.Человеческая популяция как и другие природные системы способна к самовостановлению и к развитию.Диалектику трудно опровергнуть. С уважением А.П.
(без названия)
ПИСЯЯ написал 28.07.2010 17:06
ЁБАНЫЙ ТАРАС!Я ДУМАЛ ТАМ СТАРУХА ГРОЗИТ ХАЧУ ЗА ДОМОГАНИЕ! А ЭТО ДЕЛЯГИН МОРДЫ СТРОИТ!
халтура
errror7 написал 28.07.2010 17:00
Во первых надпись на могильной плите Кольта звучит по другому \Господь создал людей разными, Кольт сделал их равными\ Во вторых творческие люди ни когда не останутся в заднице, ни благодаря компьютеру, ни благодаря всеобщей глобализации, ни благодаря другим процессам внелогического мышления , по автору. Михаил наверное сравнивает себя, ну или по крайней мере прикидывает, что бы он делал в далеком будущем, если любая мысль моментально попадая в инт ернет пространство и переставала бы быть ценностью, т.к. была бы растиражирована в течении суток и авторство установить было бы практически невозможно. Про выборность лидера общества вообще молчу. Как будто бы в истории какого либо государства, включая СССР был период всенародного избрания. Ха, Ха Хаа. Как Хазин запугавший в свое время пол страны американским кризисом, так и Михаил Д. оказавшись в пересечении информационных потоков делает ложные выводы и наводит лишнюю панику на слабонервных. Причем подводя свои выводы под идеологическую основу. Вместо всей этой статьи можно было бы написать \Капитализм умрет, потому как ученье Маркса самое верное и правильное\ Однако нет, статья написана по геббельсовски, собрали полуправду, полу жвачку. Пиппл хавает. Такое впечатление, что авторы выполняют соцзаказ. Вы хотите каждый день читать про звериный лик капитализма и светлое будущее коммунизма, ну так и получите. Действительно, получили.
(без названия)
Тустарк написал 28.07.2010 16:28
"При помощи Интернета компьютер, как когда-то кольт, тоже уравнивает людей - теперь по доступу к недостоверной информации".
Нет тов. Делягин! Неверно! К доступу ДОСТОВЕРНОЙ!!! информации
"активность большинства людей будет вытеснена в сферу внелогического, но не творческого мышления: в сферу мистики"
Какая гадость. Рекламой мистики занимаются масоны. Зачем публиковать подобные статьи? Мистика, это идеология рабов. Наша судьба зависит только от наших поступков. Не от жыдов. Не от ряженых уродов с выпученными глазами, занимающихся "предсказаниями".
Как то мне попалась книга перевод с китайского, где ученый после эпидемии оспы обнаружил интересное явление. Выжившие, переболевшие оспой дети, лучше справляются с заданиями. Это я про себя. Кто там болел оспой. Елизавета1 в Англии, Сталин в СССР...
"В результате работа с сознанием переориентируется с поиска истины на достижение конкретного результата"
Какая гадость. Конечно, исследуемые явления мало похожи на обычный и понятный нам мир и чем дальше, тем больше будет отрыв от нашего восприятия окружающего мира. Только "философия упрощения" это не истина. Истина это результаты исследования. И только опора на них приведет к достижению результата.
(без названия)
Свистун С. Приплясом написал 28.07.2010 15:37
== Понятно. Не до Марксов с Лениными. Про барсуков и пчел важнее... ==
Зробимо висновки, дiти. Бога нема, а e природа. Природу треба мiняти i знищувать все, що в нiй непотрiбно
http://tululu.ru/read44759/
Re: Изменение Человека?
Анархист-делягинец написал 28.07.2010 15:33
Тов. Murfen!
Очень сожалею, что никак не понял Вашего несогласия с утверждением об ОТКАЗЕ от изменения окружающего мира в сторону изменения самого Человека. Ибо НЕТУ такого утверждения у Делягина. Он говорит дословно:"...если на протяжении всей своей истории человечество меняло окружающий мир, то теперь вектор развития разворачивается: человечество начинает заниматься изменением себя самого..". Дабы не возникало противоречий и разночтений, я бы здесь добавил:"Человечество начинает заниматься изменением себя самого, КАК ЧАСТИ ЭТОГО МИРА".
Второе: где вы увидели у меня, что труд ученых, инженеров, конструкторов и рабочих, создавших роботизированный комплекс, а наравне с ними и пролетария-оператора комплекса трудом НЕ ЯВЛЯЕТСЯ?!
Хотите Вы того или нет, Человек был, есть и останется ЧАСТЬЮ природы и будет изменять И природу, И себя, аки ЧАСТЬ этой самой природы.
Никаких противоречий в утверждении Делягина не вижу, и более того, абсолютно с ним согласен.
Изменение Человека?
Murfen написал 28.07.2010 14:51
Я бы все же не согласился с утверждением, что наблюдается отказ от изменения окружающего мира в сторону изменения самого Человека.
Ведь согласно философии материалистической диалектики (которую следует признать верной с точки зрения главного критерия - практической значимости), Человек отличается от всего остального специфической формой ответа, приспособления к изменениям окружающей среды: он сам преобразует эту среду. С помошью орудий труда и посредством труда. Это суть Человека, это критерий, по которому можно сказать: вот тут есть Разум-Человек, вот тут его нет.
То, что мы наблюдаем сейчас - это изменение основной, определяющей формы труда, отход от физического труда в пользу интеллектуального.
(Отступление: Который не перестает быть трудом!! - это ответ Анархисту-делягинцу. Не "роботизированный производственный комплекс создает конечный продукт", а конечно же ученые, инженеры, конструкторы и рабочие, создавшие этот роботизированный комплекс, _а_наравне_с_ними_ и пролетарий-оператор комплекса.)
Таким образом, я бы пока не утверждал, что в современных технологиях формирования сознания, даже в будущих технологиях изменения физиологии человека, кроется отказ от преобразования окружающей среды в пользу преобразования себя.
Как заметил мне Д.Ч., общественное сознание формировать нельзя (в отрыве от общественного бытия), можно только общественное мнение. Речь пока идет о технологиях "запудривания мозгов" - это не изменение Человека, в его отношении в природе. Даже предполагаемое изменение физиологии - это создание предметов-посредников, продуктов потребления вроде жилища или горячей воды. Это внешнее по отношению к Человеку.
А изменение в отношении к природе, о котором сейчас идет речь - это такое ее преобразование, которое позволяет максимально уменьшить негативный обратный эффект. Представьте, что человечество полностью отказалось от изменения природы! Нет, надо изменять, но так, чтобы максимально соблюдать равновесие.
Re: Ветру (28.07.2010 13:03)
Ветер написал 28.07.2010 14:49

***Так я и не спорю, да, уменьшение риска до некоторого значения, которое воспринимается достаточным, - одна из основ адаптивного поведения. Другое дело, что дальнейшие попытки уменьшить индивидуальный риск могут оказаться слишком затратными и чреваты бОльшим риском для популяции в целом.
Этим Вы как раз и опровергаете "закон" Делягина. Потому как у него сказано: "массовое снижение рисков элементов большой системы ведет к росту общесистемных рисков вплоть до ее разрушения". У него - обратнопропорциональная зависимость, у Вас - сначала спад, потом рост.
***Дальнейшее снижение риска для отдельных элементов могут быть связаны с усложнением всей системы или самих элементов
Да простой пример - резервирование. Система стала сложнее? Стала. Риск отказа системы в целом уменьшился? Да. Вероятность оказа отдельного элемента уменьшилась? Нет, осталась прежней. Работает "закон"? Нет, не работает.
А теперь для отдельных элементов - стоял китайский блок, поставили фирменный. Риск отказа элемента уменьшился? Да. Риск отказа системы в целом возрос? Нет, тоже уменьшился. Выполнили массовую замену блоков - то же самое. Работает "закон"? Нет, не работает.
О том, что "общесистемный риск" к риску отдельных элементов системы имеет достаточно отдаленное отношение, я вообще умолчал. Общесистемный - значит определяемый структурой и поведением системы в целом. А в соответствии с теорией систем ни то, ни другое элементами системы в полной мере не определяется. А у Делягина - определяется. Отсюда вывод - Делягин не просто напутал, но еще и замахнулся на общую теорию систем. Да еще и "больших" (что является глупостью, так как "больших" систем не бывеает, они бывают открытыми и закрытыми, простыми и сложными).
Как для доктора, эти простые вещи он должен бы знать.
Перерыв пока.
Ветру (28.07.2010 13:03)
фантомас написал 28.07.2010 14:19
==Тем не менее, почти всегда в природе действие направлено на уменьшение риска индивидуума===
Так я и не спорю, да, уменьшение риска до некоторого значения, которое воспринимается достаточным, - одна из основ адаптивного поведения. Другое дело, что дальнейшие попытки уменьшить индивидуальный риск могут оказаться слишком затратными и чреваты бОльшим риском для популяции в целом.
==Если риск - вероятность, то вероятность отказов системы уменьшается с уменьшением отказов элементов этой системы===
Опять же до определенных пределов. Дальнейшее снижение риска для отдельных элементов могут быть связаны с усложнением всей системы или самих элементов, что и может привести к увеличению риска для всей системы. То есть цена снижения риска для отдельных элементов не должна быть слишком большой для всей системы в целом. Не забывайте, что мы рассматриваем не замкнутую систему, а систему в которой элементы самостоятельно взаимодействуют с внешним для системы окружением.
==Т.е., улучшает качество управления в системе! Т.о., уменьшение общесистемного риска достигнуто за счет усложнения системы, а не за счет увеличения риска для отдельных элементов системы (как в "законе")!===
Нет, это означает, что уменьшить риск для системы можно также за счет "усложнения".
Примером, когда увеличение риска для элементов приводит к снижению риска для всей системы, наверное может быть следующие ситуации: десантирование на парашютах по-одиночке, а не скопом на одном самолете, "разбег" разбойников когда их ловят
Но повторюсь, у меня нет цели доказывать справедливость делягинского утверждения. Может это не закон, но правило, которое работает при некоторых условиях.
Re: Ветру Анархист-делягинец (28.07.2010 12:41)
Ветер написал 28.07.2010 13:42

***И почему до сих пор никто не удосужился посчитать, а сколько же человеков должно жить (долго и счастливо) на планете Земля?
Извините, пропустил. Удосужились. По этому поводу есть у Вернадского, Голдсмита, ...
Ну и, в соответствии с этим, изыскиваются относительно "гуманные" способы контролировать ситуацию.
Re: Re: Re: Ветру фантомас (28.07.2010 13:03)
Ветер написал 28.07.2010 13:34

***Не вижу никакого противоречия. Для барсука риск замерзнуть. Один из вариантов уменьшения риска - копать коллективную нору, в этом случае увеличивается риск для всей их шайки.
Тем не менее, почти всегда в природе действие направлено на уменьшение риска индивидуума. За очень редкими исключениями - такими, как родительский инстинкт.
***И вообще, животные - результат эволюции, т.е. те, кто пытался уменьшить риски до нуля, тот и погибал.
Социум, о котором речь в статье - тоже.
***стремление свести к нулю риски для всех элементов системы приводит к росту риска для всей системы в целом
Перераспределить и уменьшить на элементах, для которых уменьшение может быть достижимо. При этом системный риск уменьшается, а не растет (как в "законе"). Иначе - в чем же тогда смысл улучшать элементы системы. Если риск - вероятность, то вероятность отказов системы уменьшается с уменьшением отказов элементов этой системы. Это математика. Все остальное - от лукавого.
***Зато помогают увидеть ямы задолго до того, как она появиться перед плоховидящим, спланировать траекторию своего движения, быстрее и с меньшими затратами добраться до финиша.
Т.е., улучшает качество управления в системе! Т.о., уменьшение общесистемного риска достигнуто за счет усложнения системы, а не за счет увеличения риска для отдельных элементов системы (как в "законе")!
Re: Re: Re: Форум превращается в полный отстой...
фантомас написал 28.07.2010 13:27
Удивительно, как он написал "Капитал", а не пособие по пчеловодству...====
Вполне возможно, что Капитал и есть пособие по пчеловодству
Re: Re: Форум превращается в полный отстой...
Sergo написал 28.07.2010 13:24
Удивительно, как он написал "Капитал", а не пособие по пчеловодству...
Re: Форум превращается в полный отстой...
фантамас написал 28.07.2010 13:17
Даже Маркс не брезговал рассмотрением пчел. Про отличие пчелы от плохого архитектора помните? Или это у Энгельса?
Форум превращается в полный отстой...
Sergo написал 28.07.2010 13:12
Понятно. Не до Марксов с Лениными. Про барсуков и пчел важнее...
Re: Re: Фома (28.07.2010 12:09), фантомас (28.07.2010 12:19)
фантомас написал 28.07.2010 13:11
Нет. Очки, которые одевает водитель для "лучше рассмотреть дорогу" не улучшают качество дороги. :)===
Зато помогают увидеть ямы задолго до того, как она появиться перед плоховидящим, спланировать траекторию своего движения, быстрее и с меньшими затратами добраться до финиша.
Фантомасу
Анархист-делягинец написал 28.07.2010 13:10
Браво, ув. тов. Фантомас!
Говоря о равновесном положении, я бы еще вспомнил про точку бифуркации.
Ветру
Анархист-делягинец написал 28.07.2010 13:06
Тов. Ветер!
Человечий социум практикует вполне активно, но, согласитесь, БЕССИСТЕМНО (ЗДРАВО НЕ ОСМЫСЛЕННО), в отличие от пчел и кошачьих. Вопрос свой повторю: как Вы думаете все же, ПОЧЕМУ?
Соблаговолите, пожалуйста, ответить и на второй мой вопрос к Вам.
Re: Re: Ветру
фантомас написал 28.07.2010 13:03
Не вижу никакого противоречия. Для барсука риск замерзнуть. Один из вариантов уменьшения риска - копать коллективную нору, в этом случае увеличивается риск для всей их шайки.
Что такое риск для белки или коровы - голод. Уменьшить риск голода - набрать побольше запасы, тем более, что они и попортиться могут, а порченное есть неохота.
Что такое "достаточно" для белки она не знает, поэтому запасает пока есть возможность. Что такое "достаточно" для одной коровы знает ее хозяин, а если коров с хозяевами много, то "достаточно" для одного может оказаться "не достаточно" для нескольких. В результате всю траву скосили, даже ту, что обычно не косили (если хозяева балбесы и пытаются минимизировать риски до нуля). На следующий год покос может оказаться хреновым.
И вообще, животные - результат эволюции, т.е. те, кто пытался уменьшить риски до нуля, тот и погибал. Выжили те, кто не пытался уменьшить риски до нуля, а только запасался достаточным, рискуя потерять запас и поголодать. Как видим, немного раздолбайства оказывается весьма полезным свойством для выживания.
Может правильно сформулировать этот принцип нужно так: стремление свести к нулю риски для всех элементов системы приводит к росту риска для всей системы в целом. Здесь видимо есть какое-то равновесное положение.
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | >>
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss