Кто владеет информацией,
владеет миром

О конкуренции при капитализме и социализме

Опубликовано 29.06.2010 автором Семен Сладков в разделе комментариев 69

О конкуренции при капитализме и социализме

Именно уверенность в завтрашнем дне была огромным благом социализма, которое мы не ценили… Мне даже неприятно называть конкуренцией соревнование между творческими организациями при социализме.

При капитализме проигравшая фирма (так сказать, неконкурентоспособная) уходит с рынка и чаще всего разоряется. Приведу два примера. Изобретателем программируемого компьютера был немецкий инженер Конрад Цузе, столетие со дня рождения которого отмечается в этом году (американцы почитают своих изобретателей интернета). В 1947 году от открыл фирму и продавал созданные им компьютеры. Примерно в 1960 году на рынок вышла финансово могучая ИБМ, и фирма Цузе разорилась. Больше он компьютерами не занимался.

Второй пример – троллейбусы, в Европе их нет, кроме гористой Швейцарии, всюду только автобусы. При этом на всех углах газеты и правительства трубят о том, что выхлопные газы загрязняют атмосферу, ведут к потеплению климата, в городах трудно дышать! Безуспешно пытаются заменить в качестве горючего бензин водородом, теперь вся надежда на батареи, тоже малоперспективная идея.

Почему же исчезли троллейбусы, которые когда-то тоже присутствовали в Европе? Их задавили автомобильные концерны…

Поэтому я и называю капиталистическую конкуренцию «изматывающей душу», всегда стоишь под дамокловым мечом. Мы все почувствовали такую неуверенность, как только перешли в капитализм, причем не уверены в завтрашнем дне стали и трудящиеся, и хозяева. Теперь классический пример конкуренции при социализме.

Во время войны в СССР было много авиационных КБ. Читал, что С.В.Илюшин, пользуясь приближенным к Сталину положением, «протолкнул» свой ИЛ-2 в серию против конкурировавшего с ним и не уступавшего ему по параметрам самолета МИГ-3. Но при этом КБ Микояна-Гуревича не исчезло, оно продолжало работать и давать выдающиеся результаты.

Решающей является государственная поддержка, которой у капиталистов не бывает. Наоборот, они уничтожают конкурента буквально физически. Так после поглощения Западной Германией Германской демократической республики в 1989 году был физически уничтожен завод, производивший недорогие и популярные автомобили «Трабант», ему даже не дали возможности посоревноваться с другими марками автомобилей.

Еще один новейший пример из области ветроэнергетики. Все видели по ТВ гигантские, высотой 100 метров мачты с лениво вращающимися лопастями вентиляторов. Они могут работать только при сильном ветре. Из-за этого их ставят в море в 50 км от берега, тянут по дну кабели, создают специальные суда для их ремонта. На все это из государственного бюджета выделяются многомиллиардные субвенции, получаемый электрический ток является дорогущим. Производство таких ветроустановок монополизировали три или четыре концерна. В то же время, в патентах США и Германии имеются сотни (!) других вариантов более экономных ветроколес, но их никто не производит; те три или четыре концерна этого не допускают. А сами они не заинтересованы в производстве более дешевого тока, так как тогда сократятся субвенции. Вот и вся конкуренция.

Поэтому при социализме соревнование между различными творческими организациями, выпускающими аналогичную продукцию, даже называть конкуренцией не следует! Ситуация здесь как в спорте, проигравшего не убивают же, как когда-то проигравших римских гладиаторов!

Вот это постоянное ощущение неуверенности в том, что будет завтра, является характерным для всех капиталистических стран и самых преуспевающих фирм. В СССР тоже закрывались или сокращались какие-то предприятия. Наконец, любая стройка когда-то заканчивалась. Но всегда кто-то наверху думал, обязан был думать о том, куда перейдут высвободившиеся люди.

При капитализме каждая фирма и каждый трудящийся думают об этом самостоятельно, вот это и есть долгожданная свобода. Среди наших руководителей было даже распространено мнение, что было бы неплохо иметь небольшую безработицу, чтобы стимулировать остальных работников! Именно уверенность в завтрашнем дне была огромным благом социализма, которое мы не ценили…



Рейтинг:   3.94,  Голосов: 36
Поделиться
Всего комментариев к статье: 69
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Что такое прибыль .
А.И.Оксанов написал 04.07.2010 18:02
В экономике четко разделяют доход и прибыль.
Доход - это когда ресурс получает компенсацию издержек, сверх этого банковский процент на сумму затраченных собственных средств - доход. Т.е. когда нет разницы: вложить средства в банк и получить процент, или вложить в производство товара или услуги - и получить столько же.
Поэтому в современной экономике считается, что доходом за сырье является банковский процент на издержки по производству сырья. Доходом от средств производства является банковский процент от стоимости средств производства, с учетом компенсации износа.
Доходом предпринимателя является так называемая нормальная прибыль - оплата "рутинной" деятельности предпринимателя по организации и управлению производством и его труд на этом производстве.
С трудом не так явно, но и здесь зарплата - это компенсация интеллектуального и физического капитала, затраченного работником,плюс доход - суммы, равные банковскому проценту, которыые получил бы работник, если перевести его труд в деньги и вложить в банк.
Прибыль - это то, что превышает доход - результат успешной деятельности в рыночной экономике. Средства на расширенное воспроизводство.
Нормальная балансная экономика должна быть такой, в которой все участники экономики получают компенсацию расходов и средства на расширенное воспроизводство того, что является основой их деятельности.
И если страна развивается интенситивно и ВВП растет выше 5% в год, то вполне реальна ситуация, при которой, несмотря на конкуренцию, все участники экономики получают прибыль.
Естественно, разную.
Те, чья деятельность предельно востребована рынком, могут получать прибыль в сотни процентов, те, кто занимается рутинной деятельностью, в которой рынок привел цены к минимуму, получают минимальную прибыль. А те, кто сделал рыночные ошибки, могут нести убытки.
Кстати, прибылью работника является выбор работы, на которой зарплата выше рыночной для его специальности, или карьерный рост выше среднего карьерного роста, или затраты времени и бензина на дорогу на работу и домой ниже средних затрат в данном регионе, или приобретенные им производственные навыки и знания способствуют профессиональному росту в большей степени, чем в среднем, или выбранная работа престижнее других аналогичных работ,или б0льший размер социальных выплат, или меньшая загрузка на работе и т.п.
И это не теория: каждый человек, выбирая специальность, выбирая место работы и условия труда решает проблему: где он получит б0льшую прибыль.
Не надо считать "простого" человека идиотом, идиоты те, кто не понимаент мотивов действий других людей.
В данном случае - госпожа Арзамасцева, сводящая все в экономике к примитиву: прибыль - банкротство. Такое - следствие российского неумения мыслить, отмеченного очень давно академиком Павловым.
В человека заложен потрясающий механизм реакции на практику. Как человек знает, какая доска выдержит его вес при переходе через канаву, знает, может он поднять, или нет, камень, лежащий на его пути, так он знает, дешево или дорого предлагают ему купить тот или иной продукт.
Точно так рабочий знает (чувствует) обдирает ли его работодатель, платя за труд, или нет. И если обдирает, то работник никогда не будет работать интенсивно, он будет стремиться работать в соответствии с оплатой. Те, кому довелось работать сдельно - знают это.
Оксанов.
.....................
Урaгaн написал 04.07.2010 07:30
Ну да,...... как всегда......!!!!
И в Германии....и прибыль и потрясения....и в Голландии....и во Франции(одни эмигранты воюют!) ....и в Швеции, Норвегии и еще десятках стран, где стабильная обстановка , есть прибыль , есть социальные программы и все положенные демократии атрибуты !!!!
А у нее не бывает !!!!
У нее, если полстакана воды перелить в другой стакан , то и там тоже должно быть полстакана !!!
Она ведь не учитывает, что вода просто, нахуй , может испариться !!!!
Но это не для закоммунизженных мозгов !!!!
reagan (30.06.2010 01:00)
Ирина Арзамасцева написал 03.07.2010 17:26
"Но часто встречаются такие ситуации в экономике , что дополнительный выигрыш могут иметь все участники " игры " . А она не верит в это."
Я вере предпочитаю знания. Прибыль одних получается за счет банкротства других. В условиях промышленного производства погоня за прибылью приводит к экономическим кризисам и стагнации производства со всеми вытекающими из этого социальными потресениями. И кто от этого выигрывает?
Reagan, у вас интересная логика!
Семен Сладков написал 02.07.2010 13:08
1) Ветродвигатели в настоящее время мало кому интересны.
Ну если не интерессны, то и не обсуждайте!
2) Национальных крупных производителей ветрогенераторов в каждой стране не много.
А я что говорю?!
3) Но деньги от национальных правительств они не получают.
Вы просто не в курсе! Субвенции в размере 20 миллиардов евро в год идут именно им. Закон Германии об этом был принят в 2002 году сроком на 20 лет.
4) Если удастся снизить себестоимость ветрового киловатта в 10 раз относительно существующей
Пока что стоит проблема приблизиться к существующей цене.
5) производители не могут постоянно метаться с вопросом. какого типа устройства будем завтра изготавливать.
Это дурак Форд метался создавать современный автомобиль, а сколько типов самолетов в первые годы были созданы? Форд вполне мог купить конющню с лошадьми!
Сладков --в чем Вы не правы ---
reagan написал 02.07.2010 00:47
" сколько типов (фасонов) ветродвигателей вы знаете? "
----------------------------------------------------------------------
Ветродвигатели в настоящее время мало кому интересны , потому что на выходе эти устройства выдают механическую энергию , которую напрямую транспортировать в другое место невозможно . А интересно устройство производящее на выходе электрическую энергию , т.е. ветрогенератор . Его энергию легко передавать по силовым кабелям .
============================================================================
1) Вы не правы в том , что на рынке ветрогенераторов монополизм . Национальных крупных производителей ветрогенераторов в каждой стране не много . Но деньги от национальных правительств они не получают . А получают денньги от владельцев ветроэлектростанций , которые совершенно не обязаны покупать местные ветрогенераторы . Германскому производителю ветроэнергии одинаково доступны генераторы и немецкие и французские и датские и испанские и норвежские . Так же как московский хлебозавод может купить муку из Саратова , Омска или Краснодара . Границ в Евросоюзе нет .
2) Вы не правы в том , что приозводители ветрогенераторов не заинтересованы в снижении цены на свою продукцию . Если удастся снизить себестоимость ветрового киловатта в 10 раз относительно существующей , то вся остальная энергетика будет отдыхать . Ветроэнергетика возьмет в руки денежный пирог , размер которого раз в 50 больше нынешнего .
3) Патенты не внедряются не потому , что есть монополии . А потому что производители не могут постоянно метаться с вопросом какого типа устройства будем завтра изготавливать . Внедрение нового устройства продполагает серьезную подготовительную работу . Кроме того дешево можно сделать только то , что делается на конвеере , которому новые идеи могут не соответствовать .
Как можно не допустить создания нового ветроколеса в европейской стране ? Натравить пожарников ? СЭС ? Налоговую инспекцию ? Бандитов? Рейдеров ? Подкупить сотрудников ?
Железное умозаключение о том, что раз есть трамваи в Европе,
Семен Сладков написал 01.07.2010 11:00
то обязательно есть и троллейбусы (автора не могу вспомнить), не подтверждается, увы. Во всех крупных городах Европы есть трамваи, а троллейбусов нет нигде (исключение Швейцария)!
S.A. (30.06.2010 01:10)
Haтaлья написал 30.06.2010 22:45
=в Америке евреи воровали для коммуняк секреты, а в СССР евреи (Зельдович, Харитон, Арцимович) варганили для диктаторов и убийц атомную бомбу.....=
Ну, вы то, извиняюсь, ни спиздить, ни покараулить !!!!
(без названия)
Семен Сладков написал 30.06.2010 18:21
reagan, xxl, сколько типов (фасонов) ветродвигателей вы знаете? Один, вентиляторный, отнюдь не самый эффективный. Например, чувствительный прибор анемометр имеет совсем иной тип ветродвигателя! Но его не применяют в промышленных установках.
А количество производителей в одной стране не превышает четырех. Так в чем я не прав?
Re: Re: Re: Re: Re: Re: - Советский - S.A. (29.06.2010 19:09)
S.A. написал 30.06.2010 01:10
За что и заплатили своими жизнями - были казнены на электрическом стуле
=======================================================================================
я бы сам лично включил для них рубильник, они способствовали власти негодяев...
Там было еще много народа, добывавших для СССР атомные секреты, больше всего добыл некий Фукс, тоже еврей, кстати. Жаль, что их не посадили на электрический стул и не зажарили, как этих Розенбергов. Вообщем, в Америке евреи воровали для коммуняк секреты, а в СССР евреи (Зельдович, Харитон, Арцимович) варганили для диктаторов и убийц атомную бомбу.....
Re: Re: Re: Re: - Советский - S.A. (29.06.2010 19:09)
S.A. написал 30.06.2010 01:02
Ну я, наконец то свободен
1.Вертолет придумал еще
В том числе русские-Сикорский и другие.
2.Паровоз придумал русский Черепанов в 19 веке.
3.Первый В МИРЕ угольный комбайн придумал и построил советский изобретатель.
4.Первый общепризнанный в мире парашют придуман и выпущен сотнями тысячами штук в СССР-советский изобретатель.
5.Лампочку накаливания придумал Яблочков.
6.Радио придумал Попов.
7.Телевизор придумал и построил советский изобретатель
==========================================================================================
Давайте так, все эти большевистские басни, что лампочку изобрел Яблоков... Да, Яблоков, но он не догадался выкачать воздух из колбы, а Эдисон догадался. Попов не радио придумал, он первый установил радиосвязь на русских кораблях. Черепанов не придумал паровоз, паровую машину изобрел Уатт. Именно он Еще меня учили в школе, что Уатт украл у Ползунова чертежи. Вертолет изобрел Сикорский, это правда, но в Америке. Электронную тубку Зворыкин и тоже в Америке, его выгнали из СССР в 1930 году. Добавлю кэтому, что Ломоносов величина дутая, нет закона, принципа или еще что его имени. Он хорошо сочинял оды империатрице и лил цветное стекло. Более того, известный умелец Левша, подковавший блоху, и тот сделал это через одно место: Механическая блоха после этого перестала прыгать.... Большевикам очень хотелось иметь великих ученых, особенно в древности... На территории России, и опять при капитализме, сделано было только два великих изобретения: таблица Менделеева и анастезия Пирогова. Весь космос, несомненно причина гордости, только технологический прорыв.... А почему все так? А прежде всего потому, что Софья Власьевна нобила все мыслящее и свободное: Туполев сидел, Королев сидел, Ландау сидел, Ввилова заморили голодом и забили ногами, Капицу выгнали с работы... Это только так, на вскидку... А преследование геетиков, кибирнетиков... Позор то какой... Вот из-за 70 лет диктата и несвободы СССР распался, а Россия в сами понимаете где.... И не выбраться... Никакая модернизация в России не может получиться в принципе.....
xxl --
reagan написал 30.06.2010 01:00
Арзамасцева утверждает , что прибыль можно получить только за счет убыли у кого-то другого .
Но часто встречаются такие ситуации в экономике , что дополнительный выигрыш могут иметь все участники " игры " . А она не верит в это .
xxl --
reagan написал 30.06.2010 00:48
" Vestas была самым большим производителем оборудования
для ветряной энергии, имела 22,8 процента рынка "
-------------------------------------------------------------
Она имеет высокую долю на мировом рынке за счет хорошего соотношения качества и цены . А не за счет умения входить в кабинеты в Вашингтоне и Берлине .
В начале 80-х годов 80 процентов покупаемых мотоциклов в мире были марки " Хонда " . Это был законный , заслуженный техническим гением Соичиро Хонды монополизм . Который был не навязан , а был добровольным выбором потребителей .
Re: Арзамасцевой Ирине --
xxl написал 30.06.2010 00:42
" ... В математике существует теория игр . Существуют игры с ненулевой суммой . ...",
В теории игр существует понятие СЕДЛОВОЙ ТОЧКИ, т.е. постулируется существовании
таких СТРАТЕГИЙ, при которых ВСЕ участники получают ВЫИГРАШ, который является
ОПТИМАЛЬНЫМ для каждого игрока в том смысле, что он НЕУЛУЧШАЕМ без того,
чтобы ВЫИГРАШИ других игроков не УХУДШИЛИСЬ. По другому,
я могу выбрать ТАКУЮ СТРАТЕГИЮ, что получу МАКСИМАЛЬНЫЙ ВЫИГРАШ, а все остальные игроки МИНИМУМ. А вот именно ТАК работает система КАПИТАЛИЗМ.
Смотрите СЕЙЧАС. КТО СДЕЛАЛ КРИЗИС и КТО ЗА НЕГО ПЛАТИТ.
Выиграши НАШИ, НАШИ ПРОИГРЫШИ ОПЛАЧИВАЕТЕ ВЫ.
Та о чем речь.
xxl --
reagan написал 30.06.2010 00:38
" Скажем так - по производству ветровой энергии в процентном отношении лидирует
Дания - порядка 20 процентов,
Португалия - 17 процентов "
------------------------------------------------------------------------
Я говорю о абсолютных цифрах производимой ветром электроэнергии . Которые свидетельствуют о количестве закупаемых ветрогенераторов . Которые в абсолютных цифрах и выпускает больше всего датская Vestas . Которую не субсидируют американцы и немцы ( а автор утверждает обратное ).
Re: Сладкову - мягко говоря Вы не говорите правду --
xxl написал 30.06.2010 00:29
По данным за 2007 год, фирма Vestas была самым большим производителем оборудования
для ветряной энергии, имела 22,8 процента рынка.
Арзамасцевой Ирине --
reagan написал 30.06.2010 00:28
" прибыль можно получить только за счет убыли у кого-то другого "
-----------------------------------------------------------------
В математике существует теория игр . Существуют игры с ненулевой суммой .
И экономика чаще всего описывается как раз играми с ненулевой суммой , когда выигрыш всех субъектов игры суммарно не равен нулю . Простейшие примеры .
Отрицательная сумма может быть в случае , когда устраивается забастовка . Тогда и предприниматель и наемные работники теряют заработок .
Пример положительной суммы : Предприниматель объявляет о поощрении работников при выпуске качественной продукции . Работники получат доп. заработок от премии , предприниматель - дополнительные продажи продукции из-за высокой репутации качества продукции .
Re: Сладкову - мягко говоря Вы не говорите правду --
xxl написал 30.06.2010 00:22
" ... А самые крупные производители ветровой энергии - США и Германия ..."
Скажем так - по производству ветровой энергии в процентном отношении лидирует
Дания - порядка 20 процентов,
Португалия - 17 процентов
Испания 15 процентов
Германия 9 процентов.
По абсолютному производству ветряной энергии лидируют США - 30 000 Мегаватт, что
дает вожможность обеспечить электроэнергией 17 миллионов семей.
Конкуренция за владение КБ --
reagan написал 30.06.2010 00:04
" Читал, что С.В.Илюшин, пользуясь приближенным к Сталину положением, «протолкнул» свой ИЛ-2 в серию против конкурировавшего с ним и не уступавшего ему по параметрам самолета МИГ-3. "
--------------------------------------------------------------------------
Будущий МИГ-3 вообще-то участвовал в конкурсе истребителей . И быть сконструированным как штурмовик быть не мог - слишком маленькая бомбовая нагрузка .
Конкуренция была за владение КБ Поликарпова . МИГ-3 разработка его бюро . Его отстранили , чтобы назначить на блатное место брата Микояна . Вот на что была направлена конкуренция при социализме - борьба за теплые места .
Сладкову - мягко говоря Вы не говорите правду --
reagan написал 29.06.2010 23:54
" Производство таких ветроустановок монополизировали три или четыре концерна. "
--------------------------------------------------------------------------
Наиболее крупные производители :
AAER - Канада
Acciona - Испания
Alstom - Франция
ENERCON - Германия
Gamesa‎ - Испания
General Electric - США
Mitsubishi - Япония
Nordex - Германия
REpower Systems - Германия
ScanWind - Норвегия
Siemens - Германия
Sinovel - Китай
Suzlon Energy - Индия
Vergnet - Франция
Vestas - Дания
Windflow Techno - Новая Зеландия
Это наиболее крупные . А мелких намного больше . Существует множество специализированных фирм . Производство мачт , генераторов , лопастей , механики , блоков управления осуществляется узкоспециализированными фирмами . МОНОПОЛИЗИРОВАТЬ сборку конечного продукта при множестве производителей комплектующих НЕВОЗМОЖНО .
Причем самый крупный производитель в мире - датская Vestas . А самые крупные производители ветровой энергии - США и Германия . Которые никак дотировать датскую фирму не будут .
Дотации платятся не производителям ветрогенераторов , а тем кто их покупает . Путем того , что назначают повышенную закупочную стоимость ветровым киловаттам . Соответственно никакой толчеи вокруг бюджетных денег производители не создают - владелец будущего ветропарка выбирает между генераторами датскими , китайскими , американскими, индийскими , немецкими и т.д. .
Большинство читателей - лопухи в ветроэнергетике . И для доказательства правоты своих мыслей Вы вешаете им лапшу на уши , думая , что никто не заметит . Соответственно грош цена той идее , которую Вы пытаетесь втереть .
Re: Re: Re: Re: Re: - Советский - S.A. (29.06.2010 19:09)
xxl написал 29.06.2010 23:41
" ... Во первых, СССР не якобы украл, а украл. В частности украл чертежи атомной бомбы, расчеты, технологию обогощения урана, тайны ядерного реактора.... Первая советская я.б. была копией Толстяка, сброшенного на Нагасаки..."
Так КАТЕГОРИЧНО УТВЕРЖДАТЬ может только ТОТ, КТО :
а) САМ ЕСТЬ ЯДЕРНЫЙ ФИЗИК
б) САМ ВИДЕЛ ВСЕ ЭТИ МАТЕРИАЛЫ СВОИМИ ГЛАЗАМИ.
Все остальное есть ТРЕП, не заслуживающий внимание.
Хотя бы потому, что НЕТУ ЕДИНОГО МНЕНИЯ как в САМОМ ДЕЛЕ
помогали супруги Альтель и Юлиус Розенберги.
Факт однако то, что они, евреи по национальности ПОМОГАЛИ ИЗ УБЕЖДЕНИЙ.
За что и заплатили своими жизнями - были казнены на электрическом стуле
19 июня 1953 года в тюрьме Синг-Синг в Нью-Йорке.
Кто хочет знать больше, есть в интернете, например
" http://www.kominform.at/article.php/20080516071751197 "
1 | 2 | 3 | 4 | >>
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss