Кто владеет информацией,
владеет миром

Шулерская теория привела развитые страны к краху. Чьим орудием она служила? И что нужно вместо вечных «пост-»?

Опубликовано 20.06.2010 автором в разделе комментариев 62

Шулерская теория  привела развитые страны к краху. Чьим орудием она служила? И что нужно вместо вечных «пост-»?

«Постиндустриализм: глобальная иллюзия?» - круглый стол с таким названием состоялся недавно в Институте динамического консерватизма. Собрав яркие экспертные умы, он заключил: постиндустриализм - мертворожденная концепция, полностью себя дискредитировавшая. Впереди нас ждет совершенно иное будущее. Его облик, его закономерности должны определиться в напряженной междисциплинарной работе.

 

ТРИ ФАЗИСА ПОСТИНДУСТРИАЛИЗМА

После отрезвляющего доклада Георгия Малинецкого веру в присутствующих вдохнул глава Института динамического консерватизма Виталий Аверьянов.

По его словам, сама история постиндустриализма имеет три четких фазиса. Первый - «осмыслительный», романтически-идеалистический фазис, длившийся до до 1991 года, связанный с именами Белла и Элвина Тоффлера. Последний, кстати, употреблял иной. Более точный и многообещающий  термин - «сверхиндустриальная цивилизация».

Эйфорический «фазис Фукуямы», наступивший после 1991 года, продолжался всего десять лет. До 11 сентября 2001-го. В то время ощущение «конца истории» позволило многим апологетам постиндустриализма очень глубоко разработать его миф. Его довели до предела. В РФ этим, в частности, занимался Владислав Иноземцев. В эйфорическом фазисе «постиндустриалисты» дошли до утверждений о том, что нужно формировать новый тип человека. О том, что понятие труда девальвируется. О том, что все мы станем творцами, а следующее поколение людей выйдет постматериалистическим.

После 11 сентября чувство «конца истории» стало стремительно проходить, и прежде всего - у самого Фукуямы. Однако сохранилась сама постиндустриальная иллюзия как переход к новому типу человека. Однако стал разгораться мировой кризис, и в его огне у многих стала пропадать и эта иллюзия.

- Мы говорим о мейнстриме, - отмечает В.Аверьянов. - Но всегда были исключения: люди, не принявшие мифа изначально. В той же «Русской доктрине» (2005 г.) постиндустриализму посвятили всего пять страниц, но зато очень емких. Мы тогда показали, что пресловутый постиндустриализм есть всего лишь описание процессов, идущих в небольшом секторе западной экономики - в производстве информационных продуктов и в сфере НИОКР. Вся остальная экономика остается в значительной степени индустриальной и даже аграрной. Нет оснований говорить о постиндустриализме, можно описывать лишь некую надстройку над индустриальной основой...

В.Аверьянов убежден, что ожидания от этой надстройки оказались чересчур завышенными. Они позволили ей примерно десять лет «снимать сливки» с таких новейших типов бизнеса, как ИКТ, мобильная телефония или Интернет.  Но ощущение бесконечности этой перспективы оказалось глубоко ошибочным, иллюзорным.

 

ЦАРСТВО РАЗЛОЖЕНИЯ

Но нужно понимать политическую и геополитическую «подкладку», лежавшую в основе этой иллюзии. Она - в демонтаже Советского Союза и Восточного блока, в получении Западом контроля над огромными нефтяными ресурсами (после разгрома Ирака в 1991-м), которого раньше не было. Таким образом, некое мародерство Запада на демонтаже Восточного блока, с одной стороны, и огромная ресурсная подпитка позволили нашим оппонентам целое десятилетие 1991-2001 гг. провести в заблуждении о наступлении качественно нового этапа истории.

- Проповедь информатизации в качестве некоей «суррогатной сверхцели», адресованной советской технократии, сыграла огромную роль в разрушении СССР, - считает директор Института динамического консерватизма. - Естественно, были и иные инструменты слома нашей страны,  но именно постиндустриализм мы с Максимом Калашниковым предложили рассмотреть в первую очередь. Как пример умело внедренного в умы отечественных верхов концептов. Кроме него, в одном пакете, использовались также управление потребительскими стереотипами, побуждавшими к отказу от инвестиций в развитие производства, проповедь к покаянию русских за любую форму насилия и принуждения (адресованная к гуманитарной интеллигенции), пропаганда индивидуальных гедонистических ценностей, адресованная молодежи, и, наконец, идея об освобождении от «имперского гнета», адресованная национальным меньшинствам. Постиндустриализм в этом пакете стал одним из ключевых концептов...

Но уже в 90-е, отмечает Виталий Аверьянов, даже искренние адепты постиндустриализма заговорили о «расколотой цивилизации» (выражение В.Иноземцева), где формируется некое новое кастовое распределение между господствующим классом и классом, который все же не становится постматериалистическим. Здесь можно привести поистине школьную аналогию с демократией древних Афин (как истока современной либеральной демократии), где свободу граждан обеспечивали 7-8 рабов на каждого. Без рабовладельческого фундамента Афинская демократия не была бы демократией. Обожествление сферы услуг в постиндустриальной экономике (где развитие определяется теми, кто пользуется услугами) очень похоже именно на античные Афины. Ведь есть и те, кто услугами не пользуется, однако обеспечивает их для касты господ. В этом смысле постиндустриализм стал недвусмысленным намеком на то, что в ХХI веке будет утверждаться новый кастовый порядок. Этот намек вслух, как правило, не проговаривался, однако он четко различим.

В ХХ веке Восточный (советский, красный) проект, обладая ярко выраженной творческой, негэнтропийной природой, бросал вызов Западу. Он заставлял Запад развиваться. Мы тогда перехватили инициативу в том, что касалось негэнтропийного вектора развития. Поэтому, когда социалистический лагерь был побежден, западному лагерю стоило не торжествовать, а впитать в себя этот вектор развития. Взять у Востока сильные черты.

- Но проблема заключается в том, что демонтаж Востока оказался вызван ползучим - начиная с 1960-х годов - разрушением самой идеи развития! - считает В.Аверьянов.  - Ведь термин «сверхиндустриализм» Тоффлера может быть истолкован совершенно иначе, чем у теоретиков постиндустриализма. Ростки сверхиндустриализма в недрах индустриализма вполне очевидны. Это ядерная энергетика, космос, искусственный интеллект, роботизация, уже начинавшиеся разработки в области биотехнологий...

Негэнтропийный вектор развития СССР и Восточного блока был подпитан философией русского космизма - «неотмирной», предельной по своему потенциалу. Там главным выступало открытие новых возможностей человека, а все-таки не выход в космос. «Если бы не этот великий посыл, то не было бы и отечественного ракетостроения», - заключает В.Аверьянов.

Сегодня же космос используется в совсем заниженных целях. Сугубо утилитарно. В виде спутниковых систем связи, каковые на 90% заняты тиражипрованием убогой массовой культуры. В том же ряду примеров - лаборатории, обслуживающие парфюмерные компании, и т.д. и т. п.

Поворот к утилитарному убожеству начался в 1960-е, и сюда вписались и уничтожение негэнтропийного вектора развития во всем мире, и идеологический подрыв Советского Союза. Он в себе скрытый антитехнократизм. Развитие технологий свелось к набору нескольких узких русел - Интернет, телеком и т.д. Все это действительно привело к формированию нового типа человека: но не того «постматериалиста», о котором говорил В.Иноземцев в 1999-м, не нового актора креаномики, а бесплодного существа, уходящего в виртуальную реальность. Существа самоусыпляющегося, с погашенными творческими способностями.

Русских космистов (даже самых материалистичных и прагматичных из них) объединяла идея достижения бессмертия. Постиндустриалистов, судя по всему, объединяет скрытая тема расчеловечивания, дегуманизации. Предлагаемый ими «новый человек» не бессмертен. Он, если можно так выразиться, «антибессмертен».

- Постиндустриалисты говорили об инвестициях в человека и создании гомо сапиенс очень высокого потенциала, а на деле мы видели совсем иное, - говорит Виталий Аверьянов. - Мы видели культивирование мягкотелого обывателя, а отнюдь не дерзкого творца. Творец составлял меньшинство в конце ХХ столетия, а в условиях мародерско-эйфорической глобализации на руинах Восточного проекта творцов стало намного меньше! Творить стали меньше, зато больше - играть. В том числе и на бирже.

Думаю, что у большинства идеологов постиндустриализма прослеживается агрессивная идеология - создания постиндустриального человека как человека «общества аномии». Аномия (в понимании Мертона) есть разложение системы моральных ценностей, вакуум идеалов. Постиндустриалисты воинственно отстаивают именно такую модель. Человек без идеалов внутри выдается за некую вершину, оптимум развития! Циничный, мерзкий обыватель подается как венец творения. Несколько лет назад проводя исследования по формированию аномии, мы пришли к выводу, что человек при этом не отбрасывает прочь прежние идеалы и ценности. Он просто начинает их по-другому использовать. Если в традиционном или классически индустриальном обществе ценности и иделы служили векторному подъему человека («Чем выше ценность, которой служит личность, тем выше ее собственная ценность, тем полнее раскрытие личности» - И.Ильинский), то здесь происходит обратное. Идеалы и ценности используются для оправдания эгоистической стратегии и самоутверждения данного индивида.  Ценности используются в паразитических целях, то есть. В этом - суть общества аномии...

В.Аверьянов выделяет пять черт общества аномии.

Во-первых, это гипертрофия СМИ и новых институтов престижа, таких, как мода и реклама.

Во-вторых, это опредмечивание практически всех ценностей.  Перевод все в денежную форму. Даже собственное «Я» превращается в некоторого рода вещь. И это противоположно тому, о чем говорят теоретики постиндустриализма с их идей «постматериальной мотивации». Приходит не «постматериальный человек» - идет овеществление самого человека, превращаемого в некую вешалку для аксессуаров, статусов, ролей и достигнутых жизненных целей. Сам успех превращается во что-то вроде упаковки или одежды.

В-третьих, человек не отвлекается от потребления, а все больше и больше его фетишизирует. Становится сверхпотребителем. Ускорение потребительской гонки в 90-е годы и в начале нового века вряд ли кто-то будет отрицать.

В-четвертых, наблюдается выделение некоего «избранного меньшинства», отделенного от остального общества потребления. Оно уже потребило все, что можно, и у него возникли более тонкие потребности, более утонченные цели и мотивы. Но этот выход за рамки массовой культуры и чувство превосходства над обычными людьми также говорят о том, что и означенное меньшинство живет в соответствии с неким суррогатом. И неважно, что он  ориентирован не СМИ, не на широкую масскультуру, а на свой элитарный клуб. Просто сформировался свой набор «элитных суррогатов», которые по культурному типу и происхождению не отличаются от массовых фетишей. Образуются элитарные субкультуры. Но и массовая поп-культура также формируется по образцу субкультур!

В-пятых, общество аномии становится не просто субъектом глобализации, но также и основным ее посланием, ее «вирусом».

- Эти пять черт так называемого «постиндустриального общества» говорят о том, что последнее становится мифом-идеологией для очень тонкой транснациональной прослойки тех, кто живет в очень крупных городах на Западе, в Японии, в странах Третьего мира. Прослойка эта растет, но является ничем иным, как средой для формирования глобального рынка со стереотипными, смоделированными потребностями. Как выразился один из западных публицистов и аналитиков, это некая кибернация с коммуникаторами в карманах. Нация поверх всех наций. Они общаются, покупают и продают, но при этом смакуют то, что для них культурные различия перестали быть помехой. Они не осознают, что в реальности происходит клонирование одного и того же культурного типа - и в Бомбее, и в Вашингтоне, и в Токио мы фактически получаем одинаковых - на одно лицо - индивидов, - говорит Виталий Аверьянов.

По его мнению, постиндустриализм - лишь одна из самых агрессивных и продвинутых форм постмодернистской философии. Хотя таковая философия по сути своей довольно-таки размыта, бесформенна и состоит из целого спектра разных направлений, но здесь мы видим один из самых патетических вариантов постмодернистского миропонимания. С социальной апатией, с уходом людей в виртуальный мир.

Таким образом, мы имеем перед собой царство аномии: разложения, дегенерации. Русскому интеллектуальному сообществу стоило бы выработать набор ключевых понятий и концептов (в том числе - и антиконцептов), с тем, чтобы и употреблять их соответствующим образом. То есть, в кавычках или с добавлением «так назваемый» впереди. «Так называемый постиндустриализм» - и так далее. Путь сей долог, но такую работу необходимо начинать. А главное - необходимо создать жизнеспособную альтернативу выморочному «постиндустриализму».

 

ПРОКЛЯТАЯ ПРОБЛЕМА АРХАИЗАЦИИ

- Мир, по ряду объективных причин, становится все менее познаваемым. И я это чувствую на себе, ибо не очень понимаю тему обсуждения, - признался директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил Делягин.

По его мнению, ответов сегодня быть не может. Не только потому, что в точке бифуркации мир изнутри непознаваем (это можно сделать лишь впоследствии), но и потому, что переход более глубок, чем мы думаем. Человечество впервые от изменения окружающего мира перешло к изменению самого себя. Вот главная отличительная черта нынешнего исторического перелома, и оценить последствия этого в полной мере мы пока не в состоянии. Мир становится непознаваемым, ибо количество обратных связей выходит за все мыслимые и немыслимые рамки. Ответ будем не в том, что мы думаем или говорим, а в том, что они (человечество) будут делать. Причем делать совершенно стихийно, неосознанно, во многом случайно.

- Главный вопрос сегодня - проблема архаизации. Отказ от идеалов - это детали, отказ от развития как такового - вот что главное! - убежден М.Делягин. - Это не философская вещь, а то, что мы видим. Принципиальный отказ не только от технологического развития, но и от социального.  

Шутка «Все мы свободны, и у каждого - десять рабов»  перестает быть шуткой не только в РФ. Формируется новый феодализм, но если он сформируется, то упадет ниже «старого» феодализма по двум причинам. Во-первых, системы жизнеобеспечения станут непосильно тяжелыми. Мы уже говорили, что в Америке не хватает инвестиций в инфраструктуру и инженеров. Классической можно считать историю с Новым Орлеаном. Двадцать лет специалисты объясняли, что дамбу размоет. Причем последние десять лет они говорили об этом вполне обоснованно. Но социальная значимость знания пала так низко, что это оказалось неважно. Дамбу смыло - и мы увидели, что это действительно было неважно, потому что погибли те, кто сейчас считается быдлом.

Однако разрушение систем жизнеобеспечения оставит крайне мало места нынешнему глобальному управляющему классу (новым кочевникам, нью-феодалам). С другой стороны, идет разрушение системы образования, превращение науки в инструмент поддержания образа жизни самих ученых. Их - как очень ценный для культуры слой - сегодня поддерживают так же, как во Франции, например, до 1980-х годов поддерживали крестьянство.  Поиске истины в науке речи нет как минимум лет двадцать, с момента завершения Холодной войны. Нет больше стимула для поиска истины. Система образования вырождается в систему социального контроля. Поэтому не только мы, но и все остальные в мире не смогут иметь достаточно грамотных инженеров, чтобы поддержать унаследованные от Модерна огромные и сложные системы жизнеобеспечения.

Михаил Делягин, полемизируя с Георгием Малинецким, не переоценивает значения расшифровки геномов человека. Это не приведет к тому, что каждому будет с рождения предначертано: кем ему быть. Современные исследования показали, что выдающиеся спортсмены, полицейские и уголовные преступники имеют совершенно одинаковый набор генетически передаваемых черт.  Это генетически - один и тот же тип!

Михаил Геннадьевич обрисовал особенности людей в наступающей эпохе. Итак, с ростом непознаваемости мира и с исчезновением логики, с совершенствованием компьютеров (которое сделает нас равными по доступу к формальной логике) конкуренция будет вестись не «по логике». Вернее, она будет вестись по логике для тех, кто умеет ее использовать. Но в условиях разрушения систем образования таких людей будет все меньше и меньше. Остальные будут использовать нелогические типы сознания: творческий и мистический. Барак Обама - классический тип мистического лидера. И это очень хорошо с точки зрения гуманизации, ибо предыдущим лидером оного типа выступал Гитлер. Мистический лидер ничего никому не объясняет, потому что сам ничего объяснить не может и сам ничего не знает, а верует, что ему удастся.   

Но М.Делягин  уповает на космонавтику. Космос - то, что требует развития. Можно вспомнить замечательного португальца, принца Генриха Мореплавателя, открывшего в пятнадцатом веке эпоху Великих георграфических открытий. Его Сагрешский замок стал средоточием ученых того времени, а буквально все ресурсы небольшой страны Генрих тогда бросил на постройку каравелл (аналогов космических кораблей сегодня) и на дальние экспедиции - поиск пути в Индию в обход Африки. Генрих Мореплаватель говорил: «Плавать по морю необходимо. Жить - не так уж необходимо». И именно космонавтика сегодня могла бы спасти мир от архаизации, от впадения в кошмар нового феодализма.

- Дальнейшая архаизация - не просто риск попадания нас в категорию «быдла» и на уровне страны, и на уровне индивидов, не просто риск нашей физической гибели. Дело еще и в том, что и замечательные «новые кочевники» тоже не удержатся на положении феодалов. А крестьяне, феодалы которых умерли, часто тоже умирают. Причем очень быстро, - считает Михаил Делягин.

Остановка научно-технического прогресса в наши дни также понятна. Она - в образовании глобальных монополий и их загнивании. Снести эти монополии можно только тем же научно-техническим прогрессом. Причем по двум направлениям. Первый - переход от механического воздействия на материалы к волновому (поля и частоты, грубо говоря), что резко снижает издержки и повышает доступность таких технологий. Второе - изменение человека, но без разрушения его сущности. Технологии новой волны будут упрощаться и удешевляться. Они будут доступны и снизят потребность в международной торговле. В связи с последним мир «окукливается» в регионах. Каждый регион ищет свои ответы на вызовы времени - в соответствии со своей культурой. В силу такой вариативности повышается жизнеспособность человечества. Кто-то - да выкрутится.

(Продолжение следует)  

 


Начало:

 

Постиндустриализм на свалке истории

 



Рейтинг:   1.95,  Голосов: 102
Поделиться
Всего комментариев к статье: 62
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
(без названия)
Naturalist написал 20.06.2010 13:21
Что такое государственный долг и почему он стремительно растет? Государственный долг: – это цена, которую приходиться платить буржуазному государству для сглаживания основных, всем известных противоречий капиталистической системы. И убыстряющийся рост государственно долга, говорит о том, что по мере развития научно- технического прогресса, эти противоречия становятся для капиталистической системы непреодолимой силой. Для приверженцев капиталистической системы (капиталистов) важно сохранить систему, а значит и свои привилегии любой ценой. Уоррен Баффет и Бил Гейтс изъявили желание пожертвовать половину своих состояний и призывают к этому других богатеньких – с чего бы это? Можно эти деньги раздавать неимущим через систему электронных платежей, а можно просто сбрасывать с вертолета, главное сохранить систему. Но тем самым, система фактически признает, лишними, не нужными людьми значительную часть общества, а какому нормальному человеку – это понравится? Поэтому нужно нормальных людей - сделать ненормальными, попросту оболванить, что и происходит. Можно также , на эти деньги, создать фиктивную занятость, которая замечательно высмеяна в произведении Кейта Уотерхауса «Конторские будни», место действия Англия конца 70-х. А высшая стадия фиктивной экономики, создающей фиктивные рабочие места, фиктивные ценности и функционирующая при этом по законам капитализма – называется постиндустриализм. И главный вопрос сегодняшнего дня – как мирным путем, минуя мировую войну, перейти от капиталистической системы к социалистической
енгенгне
енгенгенг написал 20.06.2010 12:52
Статья по сути наукообразная демагогия.Туфта в общем.Короче все идет ту куда идет.И если цивилизация жидов разрушаеться вместе с носителями этой дряни,значит справедливость торжествует,главное,чтобы во время.
ertet
ertetr написал 20.06.2010 12:47
но нет худо без беды зато истина вскрываеться.Жидов впустили теперь здохните,как говориться.---Точнее худо без добра,оговорился малость.
ertertretre
ertertert написал 20.06.2010 12:46
Да крахнеться эта"цивилизация"в поределнное время или неопределенное но скоро по историческим меркам,ну и пусть рушиться.Проблема не в херхуефазотронах и не в пиздоскозложопах,дело в людях которые духовно сгнили,но нет худо без беды зато истина вскрываеться.Жидов впустили теперь здохните,как говориться.
переход от механического воздействия на материалы к волновому
Азер написал 20.06.2010 10:49
Во имя Фаллоса, Космоса и Святого бутера с икрой подкиньте на мой развлекательный брокерский счет .. Можно 7 священных миллионов инфляционных, можно пару хуев, но только не ентот "интеллектуальный" бред собачачий..
(без названия)
н-Стожар написал 20.06.2010 10:45
мине когда грустно я пою народный шлягер :"Ты добыычи не дождееся ,чоорный воорон я не твой".комментарий понравился.книжку интересную прочитал,правда информации легальной чуть-чутью. на тему мы - творцы нашего будущего."Нет здесь никакого парадокса, — возразил Эльтор. — Нельзя сделать одно в одной рамке и другое в другой. Просто не надо воспринимать время как нечто линейное. Оно существует все сразу, целиком, точно так же, как и пространство. Если я переношусь в прошлое в пространстве относительно одного наблюдателя и в будущее относительно другого, то тот, кто видит меня путешествующим назад, не может наблюдать ничего такого, что бы противоречило тому, что видит наблюдатель, по отношению которому я переношусь вперед. То же самое верно и о времени. Если бы я помешал собственному рождению, то это можно было бы наблюдать в каждой временной рамке. Но этого не наблюдалось. Тем более в моей. Так что я могу перенестись в прошлое, однако бессилен сделать то, чего бы уже не было с моими предками."рекламировать автора не буду ,легальной информации чуть-чуть.
Шевелите мозгами!
по-Читатель написал 20.06.2010 10:39
"Мир, по ряду объективных причин, становится все менее познаваемым. И я это чувствую на себе,"
Никаких объективных причин, кроме проблемы мозгов тут нет. Что очевидно из самой статьи: много стонов и ни одной серьезной попытки анализа, о методологии анализа говорить вообще не приходится. Ау! Любители Истины! Шевелите мозгами! Не можете - займитесь, лучше анализом кала и мочи. И то проку будет больше.
Гибель и распад СССР со многими сыграл злую шутку, произошла анемия интеллекта
Выстрел написал 20.06.2010 10:23
А процесс был предсказуем, дело не в идеях, а исполнении. Царизм логично вписался, в новую экономическую формацию. Для России это был естественный процесс. Коллективизм народного хозяйства и частная, по сути монархическая система управления вошли в противоречие. Но процесс не закончился, движения вперед нет, идет дебилизация населения, в ходу будут простые решения, пример партизанщина. Процессы в нашем обществе ускоряются. А глобализм и другие пост решения, это процесс успокоения, отвлечение внимания золотого миллиарда рассчитанный на довольно короткий срок.
wolodja
Фома написал 20.06.2010 08:48
"па дуругому неполучитца... вопчечтве туруд могет буть принутительным, топаровольным и наеманым... опязательны вусе три видта..." - все верно, вот если бы еще из носа аденоиды с полипами удалить чтобы чистота мысли преобразовывалась в чистые выражения и гармоничные звуки то можно начинать строить новое апчхиство... но не тот ухо, горло, нос в России пошел... не тот... разве-ж они качество дают... так себе... только бабло рубят... святую профессию в эффективный бизнес обратили... не хорошо это когда правильные мысли затухают на уровне носоглотки.
Вот чего-то у меня ладони зачесались... к деньгам это ...или хирургические инструменты в руку просятся... кто его знает эту нелинейную мистическую херомантию... любую бифуркацию изнутри не понять, не оценить... пока сам выше головы не подпрыгнул... а это вроде как сальто-мортале.
Re: Деняги - не товар...
Sergo написал 20.06.2010 08:34
вопчечтве туруд могет буть принутительным, топаровольным и наеманым... опязательны вусе три видта...
-------------
Достижение коммунистических производственных отношений есть процесс, а не скачок. Разумеется, если исходить из сегодняшних реалий, то ни о каком свободном труде не может быть и речи. Поэтому существует промежуточная фаза - социализм, при котором достигается равенство трудового участия и равенство в распределении. Тем более, что все очевиднее нивелирование условий труда в связи с развитием средств производства.
Но как быть со скучными, малоинтересными, утомительными видами деятельности? Если в отсутствии "материальных" стимулов все вдруг возжелают труда творческого, неординарного? Кто станет ремонтировать сантехнику, класть асфальт, спускаться в шахту, выходить в море на рыболовецком сейнере? Нет ли тут принципиально неразрешимого противоречия?
Во-первых, так ли уж все стремятся стать профессорами, учеными, музыкантами, художниками, певцами? Ведь не говоря о том, что эти профессии требуют наличия природных способностей, это еще и тяжелый, изнурительный труд. При наличии равной платы и равного социального статуса не каждый и согласится променять свою работу строителя, водителя, механизатора на подобное самоотречение. Очень многих устроит нормальная рядовая работа от восьми до пяти, дом, семья, дети, любимый телесериал и прочие радости жизни, не отягощенные комплексом "неполноценности" или чувством неудовлетворенности. Материальное равенство исключает основания для зависти, тщеславия, неуверенности в будущем, делает существование комфортным и по-настоящему человеческим.
Во-вторых, непривлекательные работы могут быть переведены в разряд общественной повинности, выполняемой всеми поочередно. Не в буквальном смысле, конечно, когда профессор отвлекается каждый день на 15 минут для работ на овощной базе, а как дополнение к срочной службе в армии. Например, призывник один год служит в армии и один год отрабатывает в самых напряженных местах общественной потребности.
В-третьих, можно законом обязать молодых людей перед поступлением в институт отработать, предположим, год по профилю будущей специальности. Юноше, желающему стать врачом, небесполезно будет познать выбранную профессию с самых низов, поработать в морге, санитаром в больнице по уходу за тяжелобольными. Будущему горному инженеру не помешает освоить профессию шахтера и т. д.
В-четвертых, в обществе следует создать культ человека труда. Работать должно быть почетно, престижно; чем труднее работа, тем больше уважения и признания должна она находить в обществе. Отношение к сталевару - как к космонавту. На таежные стройки - запись комсомольцев по конкурсу.
Разные методы мотивации трудовой деятельности могут быть при социализме, за исключением скотских, в виде "кнута и пряника", страха, алчности, корысти, под фиговым листочком "материального" интереса.
"Лучшая дорога моей жизни"
http://www.proza.ru/author.html?serg0
Ирина Арзамасцева
Черный Ворон написал 20.06.2010 08:26
"Нужно менять не человека, а общественные условия его существования" - проблема яйца и курицы. Без Человека не поменять общественные условия, без общественных условий не создать Человека. Наверно где-то должны случится локальные устойчивые "общественные" мутации Человека способного изменить глобальные общественные условия существования в первую очередь для собственного воспроизводства... а это сложно, потому что то что растет в теплицах не выживает среди сорняков. Медведев давеча заявил что будет создавать в России не тепличные условия а условия для конкуренции, сам то он и прочий газпром естественно воспарят над схваткой, поднатужившись и простимулировав силой своего заднего выхлопа (это то что не переварилось и не усвоилось в оффшорах) все необходимые для этого социальные структуры от СМИ до Сколково, но вся особенность такого реактивного подхода состоит в том что действие равно противодействию, в то время как выхлопная рактивная струя не только мало эффективна но практически не поддается тонкому контролю и больше напоминает полет на бочке с порохом чем даже на более совершенной но все же примитовной (по сравнению с летающими тарелками) ракете.
Правда и на просторах дикой свободы может появиться такой продукт эволюции что подавит все остальные но будет ли это тот Человек что нужен для создания устойчивой, экологически сбалансированной социальной среды или просто явится новой генерацией человека-дракона или всеядной свиньи?
Яйцо просто не может появиться ниоткуда как не из курицы, но как из русской двухголовой курицы может появиться яйцо несущее в себе зародыш сокола? ... похоже знают только мифические Осирис и Изида... но никак не экономист М. Делягин.
Я хоть и не такой архаяик как Гитлер но просто как творческая птица знаю... но задаром не скажу, свободный рынок-с на дворе, конкуренция... как же супротив самого Президента выступать, не политкар...кар...ектно.
Рамиль (20.06.2010 07:36)
Натaлья написал 20.06.2010 07:58
=Одним словом искать тех кто свою жизнь хочет посвятить будущему страны!! На определенных условиях.=
Звезданусь, как сказал......закачаешься !!!!!!!!!!
Деняги - не товар...
wolodja написал 20.06.2010 07:45
часатная собственночть - на средства параизводчтва (виначе термин мошенничачкий);
наемный таруд вопчечтве опязателен;
паринудительный трут вапачечтве обузатедлен;
савободанный (тпаровольный) такаже....
...па дуругому неполучитца... вопчечтве туруд могет буть принутительным, топаровольным и наеманым... опязательны вусе три видта...
А Ирина лапшует...
Что то вы тут все через чур "раздули"!!!
Рамиль написал 20.06.2010 07:36
Феодализма не будет т.к. сразу найдется второй Ленин, а это война!!! А про то что скоро не кому будет лотать дыры от нехватки специалистов, это ты правильно подметил! Но это все, головная боль правительства, им следует уже предпринимать действия по поиску их. Или вводить обучение при контроле правительства причем полный соц пакет жилье и т.д. Одним словом искать тех кто свою жизнь хочет посвятить будущему страны!! На определенных условиях.
Re: Скучно до зевоты...
Натaлья написал 20.06.2010 07:17
Сколько ж этой хуйней можно головы то забивать !!!!????
Бред сивой кобылы!!!!!!! Или какого цвета у вас Арзамасцева????
Скучно до зевоты...
Sergo написал 20.06.2010 04:48
Хороший пример того, как вместо популяризации простых и давно познанных закономерностей можно нагородить горы словесного мусора, не имеющего никакого отношения к реальности. Какие беллы, какие фукуямы? Кто про них слышал, кому они нужны в своей убогости? Чем очевиднее тупиковость капитализма, его исчерпанность, тем замысловатее становится наукообразный блуд, призванный произвести впечатление на обывателя.
После Маркса, Энгельса, Ленина не существует иной философии, кроме марксизма-ленинизма. Так что, "жизнеспособная альтернатива выморочному "постиндустриализму" давно создана. Придумывание неких "постмодернизмов", "информационных обществ" и прочей ахинеи в рамках якобы "нового осмысления", отбрасывает авторов подобного бреда на домарксистские, добуржуазные позиции. "Дегенерации", "концепты", "идеи бессмертия", "новые кочевники" все это имеет такое же отношение к теории развития общества, как астрология к астрономии, т. е. является невежественным шарлатанством.
Арзамасцева верно подметила, что "нужно менять не человека, а общественные условия его существования", т. е. модифицировать общественные отношения. Ликвидировать частную собственность, обезличенные деньги, переходить к плановому ведению народного хозяйства в интересах всех членов общества, а не неких "избранников"-номенклатурных воров, паразитирующих на труде миллионов. Равенство в труде, равенство в потреблении. Что тут сложного для понимания?
Неужели еще и продолжение этой лабуды последует? Пожалейте читателя!...
ответ
Егор написал 20.06.2010 03:21
хорошая статья так держать автор!
Автору
Ирина Арзамасцева написал 20.06.2010 02:47
"Первый - переход от механического воздействия на материалы к волновому (поля и частоты, грубо говоря), что резко снижает издержки и повышает доступность таких технологий. Второе - изменение человека, но без разрушения его сущности. Технологии новой волны будут упрощаться и удешевляться. Они будут доступны и снизят потребность в международной торговле".
Резче всего снижает издержки производства отказ от частной собственности и наемного труда. При таком отказе отпадает потребность и во внутренней торговле, и в охране частной собственности, и в производстве такого бесполезного товара как деньги.
Без ТАКОГО отказа все остальные предположения о том, что "кто-то выкрутится" в условиях глобального капитализма - это сказочки для олигофренов, ничего не читавших, кроме фантазий воспаленного подсознания Максима Калашникова.
Особенно фантазий об изменении человека без "изменения его сущности".
Нужно менять не человека, а общественные условия его существования. При сохранении частной собственности и наемного труда человеком невозможно быть в ПРИНЦИПЕ: ни в качестве работника, ни в качестве работодателя. В таких условиях можно быть только эксплуататором или эксплуатируемым, но не человеком.
(без названия)
Михаил написал 20.06.2010 01:31
-Речь многих обезьян, видите ли, напоминает человеческую, записанную, значить, на магнитофонную пленку, и пущенную задом наперед с большой скоростью.(С)
ппривет S.A., Наталье, Репортеру и примкнувшм к ним Веронике, Ольге, Анастасии, Анне и всем остальным клонам.
(без названия)
Михаил написал 20.06.2010 01:25
-В жизни мы не всегда замечаем это. Бездельник и тунеядец,
развратник и карьерист продолжают ходить на задних конечностях,
разговаривать вполне членораздельно (хотя круг тем у них сужается до
предела). (С)
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | >>
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss