Кто владеет информацией,
владеет миром

Ода уравниловке

Опубликовано 03.05.2007 автором Сергей Метик в разделе комментариев 59

Ода уравниловке

Почему вдруг автор вспомнил уже изрядно подзабытое словечко из перестроечного лексикона и вознамерился воспеть уравниловку? Разве не именно она виновата в утрате работником интереса в результатах своего труда? Разве не уравниловка породила безразличие, апатию, а в конечном итоге застой и деградацию общества? Разве не она послужила причиной многократно высмеянной нашими лучшими юмористами и заслуженными пародистами «равенства в нищете»? Увы, как показывает анализ, уравниловка здесь абсолютно не при чем, и должна быть полностью реабилитирована, как «жертва необоснованных политических репрессий». Виновник же перечисленных бед называется совсем по-другому. Имя ему - безответственность.

Вселенские блажь и гомон, поднятые в перестроечные годы в средствах массовой информации, надсадный публицистический ор в прессе, искусно вздымаемая мутная волна сомнений и недовольства в обществе, мало походили на научный, беспристрастный поиск истины. С таким азартом, с такой убежденностью в горящих глазах, с таким пафосом и самолюбованием ищутся не истины, а разве что пути из интеллигентской грязи во всевластные князи.

Одним из краеугольных камней в пирамиде лжи, возведенной перестроечных дел мастерами, являлось утверждение о неэффективности социалистической экономики в силу уравнительного характера распределения. Что, якобы, порождает у человека незаинтересованность в результатах своего труда. На пресловутую «уравниловку» были спущены самые породистые интеллектуальные псы, засидевшиеся на цепях марксистско-ленинской философии. Исподволь, с многочисленными оговорками и обильным цитированием классиков, стала проводиться мысль о «естественности» неравенства людей, об обусловленности неравенства самой природой. Усматривая в этом даже непременное условие развития общества.

Возьму на себя смелость определить подобное утверждение как ложное. Люди, действительно, все разные, но каждая человеческая личность неповторима и бесценна, и именно это обстоятельство обязывает отнести равенство людей к важнейшим этическим императивам. Не случайно, наряду со свободой, призыв к равенству в разные времена вдохновлял народы, как к революционным, так и эволюционным преобразованиям общества. И потому, любые попытки «теоретического» обоснования неравенства, в какой бы то ни было форме - расовой, национальной, конфессиональной, социальной, должны рассматриваться как безнравственные, ставящие жирный крест на научной и политической репутациях подобных «теоретиков».

Формально, сквозь зубы, равенство в буржуазном обществе признается в качестве «равноправия», декларативного равенства всех перед законом. Социальные же, экономические формы равенства буржуазная философия не может признать, не перестав быть буржуазной. Максимум на что она способна, это замаскировать вопиющее социальное неравенство избитым тезисом о «равных возможностях». Приводя в качестве «доказательств» примеры плодотворности усердия и трудолюбия в диапазоне от Форда и Билла Гейтса до какого-нибудь успешного финансового спекулянта или обольстительной поп-дивы.  

То, что на деле являлось примитивнейшей буржуазной пропагандой, наивными доморощенными «мыслителями», взросшими на легендах о «процветающем Западе» и райской жизни в «цивилизованных странах» было воспринято, мягко выражаясь, некритически. Мало кто задал себе вопрос, а почему неравенство должно вести к процветанию? Каков механизм сего загадочного феномена? Не имея никаких понятий о логике рассуждений, об этике, о закономерностях развития общества, становления человеческой личности, всю аргументацию наши идейные поводыри строили на сравнениях, приводя в качестве примера чаще всего Швецию, «шведский социализм». Дескать, рынок приносит изобилие, а возникающее неравенство смягчается сильной социальной политикой государства. И подобные рассуждалки озвучивались на самом высоком уровне, ложились в основу реальной политики огромного государства! Право дело, лучше было бы власть доверить кухаркам.

Вспоминается неподдельное недоумение Ельцина, когда стало выясняться, что «фермерство», в пожарном порядке внедряемое на селе по рецептам самых модных публицистов-аграриев, не приносит ожидаемых результатов. А совсем наоборот. Эффективность фермерских хозяйств оказалась намного ниже той, что была в колхозах. Как же так - бушевал президент - не происки ли это коммунистов на местах? Не ставят ли бывшие партократы палки в колеса прогрессивному начинанию? Проверили - нет, не ставят. Им в то время было не до палок. Просто, как и полагали большевики, коллективное высокомеханизированное и энерговооруженное хозяйство более эффективно по сравнению с единоличным. Что, кстати, подтверждается и всем мировым опытом.

Очень скоро стало ясно, что и рынок, благополучно решивший «проблему» неравенства, ни на что иное более не способен. Промышленность одной из ведущих индустриальных стран мира стала на глазах разваливаться, наука, культура, образование, здравоохранение приходить в упадок, общество деградировать и вымирать. Однако непотопляемые «теоретики» и тут не унывали. Бодрые наукообразные речи о реструктуризации экономики, о диверсификации и конверсии, об инвестиционном климате и инфляции, об акционировании и приватизации, фондах и биржах в конечном смысле, сводились к тому, что перед эпохой изобилия и процветания, сначала непременно должны быть разруха и разграбление. Прошу прощения, первичное накопление капитала. И стоит только немного потерпеть, как следующие поколения россиян заживут припеваючи.

Но почему не сработало? Почему не стало как в европах? Почему наши пенсионеры не ездят по свету, не греют свои старые кости на заморских пляжах, не фотографируются на фоне пальм и пирамид? Наши врачи, учителя не одеваются от Версачи? Наши дети не проводят время в многочисленных кружках, спортивных секциях, пионерских лагерях, а все больше толкутся по подворотням и наркопритонам? Ведь наш рыночный туземец так старательно скопировал практически все, что только можно было скопировать у белого человека! Уже есть и сенаторы со спикерами, и Белый дом с президентом, и безработица с наркоманией, и демократия с плюрализмом, и телешоу с сериалами, и бедные с богатыми. В чем дело? Опять злонамеренные коммунисты со своими палками в колеса экономических реформ?

Дело в том, что в стратегию «реформ» была заложена изначально ложная концепция. Была сделана ставка на «материальную заинтересованность». На пробуждение в человеке алчности и корысти как решающего движущего мотива. На замыкание его интересов на себя, на свою семью, на свое благополучие. Хотя начало казалось вполне невинным. Больше социализма! Дать людям возможность зарабатывать! И, самое главное - долой уравниловку!

Но неужели горластые витии были серьезно озабочены недостатками тарифных сеток, размерами должностных окладов, устаревшими СНИПами  и компенсациями за выслугу лет? Неужто пламенные борцы за справедливость на площадях взывали к бюрократам с требованием пересмотреть позицию, скажем, 10-687-2 ценника 10 на строительно-монтажные работы со смехотворных 9,11 руб. до достойных 10,23 руб.? Нет, не взывали они к совести партократов. Какой уважающий себя пророк, мессия или хотя бы революционер из курилки будет вникать в такие мелочи. Пить, так уж шампанское...

Очкарики на митингах, тыча пальцем в первого попавшего, вопрошали - сколько ты получаешь, двести? А должен пятьсот! Знаешь, сколько в Америке платят за такую работу? А в Японии? Ты уже пятьсот получаешь? Значит, должен тысячу! Вот, например, в Норвегии... Васюкинцы, извиняюсь, слушатели, чувствуя себя обманутыми и недооцененными, наполнялись праведным негодованием и, пока ораторы перекуривали, сменяя друг друга, вдохновенно орали - Долой! Потом, из глубин памяти всплывало еще - Даешь! Вне всякой логики, апологеты неравенства его тут же и обличали. У тебя дача в сколько этажей, товарищ? В один? И крыша рубероидом покрыта? Вот видишь! А у зажравшегося секретаря обкома - два этажа! И крыша под шифером! Да еще шлагбаум с милиционером! На народные денежки понастроили хором себе, кровопийцы!

Что же возмущало воспаленные умы перестроечных болтунов? В чем они усмотрели гибельную для эффективной экономики «уравниловку»? Дифференциация доходов в советском обществе была более чем достаточной. Как по вертикали, так и по горизонтали. Реально советский шахтер зарабатывал не меньше своего британского коллеги и уж намного больше боливийского или суданского. Разница в зарплатах представителей разных профессий была весьма существенной и даже, иногда, чрезмерной.

Но может зловредная уравниловка притаилась в отношениях простых граждан и руководства? Сомнительно. Политбюровские истуканы, с безжизненными лицами проносившиеся в черных «членовозах» по Калининскому проспекту, давно уже не производили впечатления народной, пролетарской власти. Между народом и его «слугами» образовалась пропасть, причем обусловленная не функциональной необходимостью или соображениями безопасности, а сословными привилегиями и вкусовыми пристрастиями новых партийных вельмож. «Комчванство» являло собой зримый результат безответственности, дегенерации и разложения некогда всенародной, но, по ленинскому выражению, «зазнавшейся» партии. Сакрализация власти, неумеренное и безвкусное самовозвеличивание, служили поводом для остроумных насмешек и анекдотов, давали убийственные козыри в руки наших врагов в деле дискредитации советской власти, социалистического строя, позволяли выдавать «политыстукантство» и идиотские здравицы на заборах за их непременные и сущностные черты. Какая же в том была «уравниловка»? У нас не какие-нибудь финляндии, где за парковку в неположенном месте полицейский может выписать штраф иностранному послу или самому премьер-министру.

Неравенство же в советском обществе не только было, но и ко времени перестройки приняло угрожающие масштабы, тем более опасные, что имело зачастую скрытые, латентные формы, нередко приобретающие кастовый, сословный характер. Именно неравенство порождало массовый протест в обществе, умело направляемый в ложное русло. Неравенство как ржавчина разъедало идейные основы общества, порождало эгоистичное, мещанское, мелкобуржуазное по сути, отношение к жизни. Ценности общего дела уступали место личному интересу. Духовность советского человека буквально растаптывалась, уничтожалась потоками эрзац-искусства, заполнившим все культурные ниши. Поиски смысла жизни,  подменялись песенками про страдания влюбленного идиота-художника и улетающие тучки, фильмами с обаятельными, но пустыми героями, выдавливанием смеха любой ценой, с перемигиванием и карманным «фигодержанием», самокопанием и самолюбованием творческой «элиты», вне времени, вне пространства, вне эпохи.

Очевидно, вся эта шумная борьба с «уравниловкой» была подготовкой общественное мнение к неизбежности появления очень высоких доходов у весьма в том заинтересованных лиц. В тех же целях, к понятию «справедливость» усердно клеился ярлык «зависть» и настоятельно рекомендовалось «не считать деньги в чужих карманах».

Давайте, проведем умозрительный эксперимент, и смоделируем переход к пределу в уравнительном порядке распределения потребительских благ. Представим себе некую систему, в которой отсутствует дифференциация доходов, как по должности, так и по профессии. Предположим, заработная плата каждого работника, от президента до дворника, составляет сумму, обеспечивающую удовлетворение всех его рациональных потребностей. Одну тысячу долларов в месяц, к примеру. Что произойдет в этом случае? Все побросают свои рабочие места? Врач пойдет искать более спокойную работу инженера, сварщик захочет работать шофером, а водитель такси - балериной? Апокалипсическая картина - поскольку материальных преимуществ нет, все разбрелись в поисках более легкого занятия? Да ничуть не бывало. Все как работали, так и будут работать. С одним отличием. Поскольку материальный мотив исключен, работу каждый будет подыскивать по своим способностям. Проводя аналогию с выбором спутника жизни, вступление в трудовые отношения будет происходить не по расчету, а по любви. Природа очень мудро позаботилась о том, чтобы люди не были одинаковыми. Она как бы предвидела необходимость разделения труда в процессе общественного производства. Каждый человек индивидуален и самобытен. Для каждого человека найдется место, наиболее полно отвечающее его способностями, наклонностями, вкусам, где он сможет быть максимально полезным обществу.

Задумаемся, почему учитель должен получать меньше инженера, врач не столько же, сколько военнослужащий, а руководитель непременно больше подчиненного? Кто сказал, что заработок человека с высшим образованием должен быть выше заработка человека без образования? Чем это оправдано? Тем, что инженер учился пять лет? Так рабочий эти пять лет работал. Не думаю, что это легче. К тому же из инженера в рабочие путь не заказан. Хочешь больше зарабатывать, задвинь диплом в ящик стола и иди в сварщики или сталевары. В том и притягательность уравниловки, что на выбор жизненного пути не  будут влиять материальные соображения. Кстати, и для молодых людей, вступающих в брак, определяющим фактором станет наличие взаимных чувств, а не экономические расчеты.

В популярной некогда комедии «Забытая мелодия для флейты», главный герой демонстрирует девушке свое искусство игры на флейте. И с гордостью говорит, что мог бы стать музыкантом, играть в симфоническом оркестре. Но, преследуя «материальный интерес», стал успешным карьерным бюрократом. Хорошая квартира, обстановка, удачный брак, положение, все достигнуто путем кропотливого, ежедневного калькулирования своих поступков по принципу выгодно-невыгодно. Чтобы в результате добиться всего, кроме счастья и удовлетворенности прожитыми годами. А сколько сейчас талантов загублено, растоптано, разменено на челночную «свободу» в надежде даже не влиться в ряды олигархов и нефтяных магнатов, а хотя бы жить не хуже других. Но ведь жить не хуже других, намного логичней в условиях «уравниловки»!

К тому же, так ли уж зависит качество труда от оплаты? Нет ли тут более сложных внутренних причин, таких как ощущение творца, созидателя в себе, совести, чувства удовлетворения от проделанной работы, осознания своей полезности для общества и прочих неосязаемых и недооцениваемых, не имеющих рублевого эквивалента духовных субстанций? Недавно по телевидению промелькнул сюжет, где куратор нацпроектов первый вице-премьер Дмитрий Медведев, выразил недоумение тем, что повышение зарплаты в нескольких регионах не дало ожидаемого эффекта. Недетская обида сквозила в голосе государственного мужа. Как же так? Платим больше, а отдачи никакой! Хотя никакого удивления быть не должно. Возможности узко материальной стимуляции уже близки к своему пределу в архаичной среде товарно-денежных отношений. Дальнейший рост эффективности общественного производства связан либо с переходом на более сильнодействующие стимулы, вроде страха, либо с изменением форм собственности и, соответственно, с иной шкалой нравственных ценностей человека.

Отвлечемся на время от общественных вопросов и посмотрим, как схожие задачи решаются самой Природой. Биологическая организация человеческого организма за миллиарды лет эволюции приблизилась к совершенству. Множество живых клеток, составляющих единое целое, объединены сложнейшей системой жизнеобеспечения - кровеносными сосудами, через которые каждая клеточка организма получает все необходимые для жизни вещества и в которые возвращает продукты обмена. Клетки не соперничают между собой, не пытаются получить больше питания, чем необходимо, и уж тем более, не паразитируют друг на друге. Почему так происходит? Почему в таком бесконечно сложном создании нет конфликтов, антагонизмов, противоречий?

Потому, что в процессе эволюции противоречия, в целом, преодолены. Малыми штрихами Природа создавала гениальное полотно, убирая все лишнее, неэффективное, нерациональное. Каждая черточка на этой картине проходила жестокую проверку, в течении миллионов лет доказывая свою незаменимость. При этом выяснилось, что неравенство составляющих человеческий организм живых клеток строго функциональное. «Интересы» клеток подчинены общему интересу всего организма. Если некоторые клетки жизненно важных органов, таких как мозг, сердечные мышцы, лучше защищены от внешних воздействий, получают приоритетное питание, то это не потому, что это нужнее этим клеткам, а потому, что этого требуют интересы выживания всего организма. Пример идеального коммунистического общественного устройства. Равенство в многообразии.

Подобные аналогии можно найти и в «социальной» организации многих насекомых, животных, птиц. Везде равенство, рациональность. Иерархия отношений выстраивается не в интересах «иерархов», а в интересах всего вида. Слепая Природа дает человеку блистательные примеры разумной организации жизни, не требуя никакого гонорара за свое авторство. И человеку давно пора понять намек и обустроить свою жизнь на этой планете на началах Разума, а не слепой «игре рыночных сил». 

Но не появятся ли в такой уравнительной системе халявщики и халтурщики? Любители пожить за счет других, бездельники, очковтиратели и бюрократы? Конечно, появятся, так же как и в любой другой системе, если не предусмотрены механизмы ответственности. К слову сказать, западническая цивилизационная модель всегда опиралась на страх как на основной движущий мотив поведенческой активности человека. Страх неэстетичное чувство и, поэтому, глубоко запрятан, закамуфлирован яркой упаковкой «свободного общества», где он незримо присутствует во всех сферах жизни, держа человека в изматывающем напряжении, заставляя его вести непрерывную борьбу за существование, постоянно доказывая свою конкурентоспособность и успешность. Страх настолько изящно и профессионально закутан в блестящие обертки права, политической и культурной традиций, общественной морали, религии, семейных ценностей, что почти не виден. Лишь изредка он дает о себе знать, вырываясь на поверхность зловещими протуберанцами ужаса и безысходности, воплощаясь в форме бессмысленных выстрелов в школах, бесчеловечных актов насилия, жестокости и отчаяния. Страх - естественная форма бытия буржуазного общества, определяющий мотивы поведения индивидуума перед лицом неизбежной ответственности.

Была ли неизбежной ответственность в советском обществе? Был ли в нем страх, как сущностный элемент общественной жизни? Или, перефразируя Жванецкого, - они делали вид, что грозятся, а мы делали вид, что боимся? Помните, разбор персонального дела нарушителя трудовой дисциплины Афони? - Товарищи, у него «на вид» уже было, у него «строгого с предупреждением» еще не было! В ограничении роли страха, в попытке построить общество на сознательности, на разумных началах была великая сила советской власти, ее до конца непонятая еще, захватывающая дух, пронзительная человечность.  Но, как оказалось, в том же была и ее слабость, ее незащищенность перед алчностью, подлостью, коварством и даже самой заурядной вельможной глупостью.

Удивительно, но в отличие от западного общества, где у человека нет альтернативы страху, в советском обществе человек мог сам выбирать, жить ли ему в страхе или быть свободным от него. Рабочий на капиталистическом предприятии мог трудиться вполне добросовестно и с полной отдачей, но не иметь никаких гарантий, что его предприятие не разорится, не будет закрыто, а он не окажется на улице. Советский рабочий мог быть абсолютно уверен, что пока он честно и добросовестно работает, его благополучию ничто не угрожает. На страже его спокойствия и свободного труда были законы, Конституция, профсоюз, партия, вся мощь социалистического государства. Даже при перепрофилировании или закрытии предприятия он гарантированно получал работу не хуже и не менее оплачиваемую, чем прежняя. Желающий жить в страхе тоже, по идее, должен был бы иметь для того все возможности. Схалтурь, схалявь, укради, унеси и живи себе в страхе перед наказанием, на здоровье. Но... не имел. И крали, и несли, и халтурили, и...  ничего не боялись.

Предвижу возражения следующего порядка: «Мы это уже проходили! Один работает хорошо, другой плохо, третий пьянствует, а получают все поровну. Уравниловка гасит инициативу, вызывает иждивенчество, плодит бездельников». Но, помилуйте, при чем здесь «уравниловка»! Вопрос как раз наоборот, в отходе от «уравниловки». Если бездельник получает столько же, сколько и добросовестный работник, это и есть грубейшее нарушение уравнительной оплаты. Я уже отмечал, и еще раз повторюсь, то, что плодит бездельников, бюрократов, приспособленцев, называется совсем другим словом - безответственность! Чем выше должностное положение руководителя, чем больше цена его неправильных или злонамеренных действий, тем выше должна быть ответственность. Особо нетерпимо использование служебного положения в личных целях. Человек, идущий во власть, не должен иметь никаких иных целей, кроме бескорыстного служения обществу.

Конечно, в предложенной уравнительной схеме внимательный читатель сразу заметит очевидные несовершенства. Чисто физически, потребности у людей разные. Лесорубу для поддержания энергетического баланса требуется больше пищевых калорий, чем юной секретарше в офисе. Матери-одиночки окажутся в невыгодном положении в сравнении с парой молодых бездетных работающих супругов и т. д. Поэтому правильнее следует говорить не о равенстве в размере заработной платы, а о равенстве в потреблении. Но и в этом случае, молодые люди, начинающие свою жизнь, не имеющие жилья, сбережений будут в худшем положении в сравнении с теми, у кого все это есть. Схему приходиться усложнять, выводя жилье из сферы рыночного обращения и гарантированно предоставляя его нуждающимся в соответствии с утвержденными нормами.

Вот это все и надо было делать, кропотливо доводя до совершенства сложнейшую социальную систему подобно тому, как отлаживается компьютерная программа. Операционная среда Windows разрабатывалась неслабым коллективом десятки лет и до сих пор не свободна полностью от глюков и недоработок. Кто решил, что организация социалистического общества должна быть проще? Результат же будет таким, что оправдает все затраченные усилия.

У меня нет сочувствия к невеждам, всерьез вознамерившихся делать жизнь по рецептам разных аганбегянов и пияшевых. Всерьез воспринявших обильную митинговую «лапшу» и удивляющихся сейчас, почему жизнь идет не по их либеральным талмудам. Почему жизнь сама по себе, а опусы «оракулов» где-то в параллельном мире, и никак с ней не пересекаются. Так надо было не римское право, а Маркса, Ленина читать, советские учебники по философии и политэкономии штудировать. Хотя бы потому, что не за деньги те авторы труды свои писали. Факт же, что из обустройщиков новой России мало кто пострадал материально, наводит на грустные мысли.

«Отменив» марксизм-ленинизм, нельзя изменить объективные законы развития общества, как разбив зеркало не избавиться от своей надоевшей, не первой свежести, физиономии. Если кто-то принесет мне самый распрекрасный проект всеобщего счастья, но в нем будут бедные и богатые, будет «священное и неприкосновенное» право частной собственности, будет эксплуатация человека человеком, ведущая к неравенству и несвободе, я не стану тратить свое время на его чтение. Мне безразличны разные «морковочные» схемы стимуляции человеческой деятельности, мне неинтересна демагогия вроде - материальный интерес заставляет людей «крутиться», поэтому, преследуя свой частный интерес, он тем самым опосредовано работает на благо всего общества - и, уж, подавно неприемлема мотивация страхом. Мне до зевоты скучны фантазии на темы «особого пути», «славянского братства», «национальной гордости», «исконно традиционных ценностей», «духовности»,  «соборности» и прочих многотиражных бессмыслиц. Любой прожект, не основанный на Разуме, а, следовательно, на абсолютном и безоговорочном равенстве людей, заслуживает лишь одного места - мусорной корзины, где давно уже упокоились плоды перестроечных бредней на тему уравниловки наших прославленных экономистов, юристов, музыковедов, пародистов, физиков-ядерщиков, писателей-пророков, а также, присоединившихся к ним артистов, балерин и виолончелистов с контрабасистами...



Рейтинг:   4.74,  Голосов: 27
Поделиться
Всего комментариев к статье: 59
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
"Жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе...(Некрасов?)
Стряпуха написал 03.05.2007 13:50
Автору - спасибо.
Единомышленникам. Кто что думает - как можно вырваться из нынешней "свинцовой мерзости"? Жизнь проходит среди пошлости, на неинтересной работе (на кого работаем?), среди разобщенных людей в футлярах (о чем воистину думают окружающие - не поймешь, да и свое не выскажешь). Революция не возможна (в обозримом будущем). Так может, искать посильные средства, в частности такие, к которым уже прибегали люди в истории: коммуны Р.Оуэна, старообрядческие поселения...
Re: как наполнить гармоничную форму Человеческого Равенства хаотической сутью Человеческой Неудовлет
Ученик написал 03.05.2007 13:35
Есть нравственные ориентиры: Трудно богатому войти в Царство Небесное.
ВПЕРЕД В СССР !
Вести написал 03.05.2007 13:34

Построим светлое будущее не делая ошибок!
Re: Жажда потребительства как неизлечимая прогрессирующая болезнь. Автору.
Ученик написал 03.05.2007 13:22
Это лечится. Но, не столь скоро.
(без названия)
D.D. написал 03.05.2007 13:18
Хорошая статья, но уважаемый автор может стать адвокатом дьявола куда бОльшим, чем его мерзкие оппоненты, - в том случае, если не укажет в дальнейшем, как наполнить гармоничную форму Человеческого Равенства хаотической сутью Человеческой Неудовлетворенности.
(А без этой "малости", весь проект "Человечество" можно сразу нести "на свалку Истории".)
Re: прекрасные времена
охотовед написал 03.05.2007 12:51
да вспоминаю газировку хочешь с 2ым хочешь с 3ым сиропом а какое мороженное за 19к с розочкой а за 3 коп вода в автоматах кефирчик с фальгой и уверенность в завтрашнем дне
Жажда потребительства как неизлечимая прогрессирующая болезнь. Автору.
диалектик написал 03.05.2007 12:47
Не только лень двигает прогресс, но и стремление к благам. Люди ведь не львы, которые охотятся только когда голодны. Зверство людей превосходит зверство зверей. Разумеется, рекламу потребительства надо заменить на пропаганду идеологических ориентиров.
Re: Где тут научный беспристрастный поиск истины?
Автор написал 03.05.2007 12:10
"Вообще все люди неизлечимо больны прогрессирующей жаждой потребительства"
Прошу прощения, а кто такой неутешительный диагноз людям поставил?
Если человека колоть наркотой, он будет "неизлечимо болен" наркоманией. А если не колоть?
Если человека спаивать водкой, он будет "неизлечимо болен алкоголизмом". А если не спаивать?
Если по ящику насаждать "ценности" алчности, наживы, эгоизма, он будет "неизлечимымо болен жаждой потребительства". А если не насаждать?
несколько затуманена тема
Алексей К написал 03.05.2007 12:08
Много воды и выводы к сожалению, многими будут оспариваться.
Безответственность она как раз и порождается отсутствием мотивации к выполняемой работе. А мотивация может быть как материальной, так и нематериальной. Первое - это конечно вовсе не уравниловка, а достойная оплата согласно труду. Второе - это идеология + вовлечение человека в сам процесс таким образом, чтоб он сам видел и чувствовал результат своего труда.
Зажравшаяся партноменклатурная система из которой и вышли Ельцин вместе с реформаторами убила материальную мотивацию именно доведя уравниловку до абсурда, а нематериальную - извратила и дискредитировала при помощи бюрократии.
Вот и получили полный стояк во всех сферах жизни и как следствие крах социалистической системы.
Сейчас процесс продолжается также. Присутствует и уравниловка и отсутствие нематериальной мотивации. Просто потому что руководят те же самые "реформаторы" и воры, которые вовсе не заинтересованы не в каком прогрессе и повышении эффективности труда, получении знаний и проч. У них же есть нефть с газом и возможность обирать граждан и малый и средний бизнес.
Где тут научный беспристрастный поиск истины?
диалектик написал 03.05.2007 11:50
Совершенство человеческого организма, допустим, есть, но клетки явно не равноценны! Волосы выпадают, ногти отламываются, кожа линяет, печень засоряется, уши и нос удлиняются с возрастом за счет новых клеток, вытесняющих старые. А у сперматозоидов - самая настоящая борьба за выживание.
Аналогично, в идеальном социальном организме все прежде всего должны выполнять свои обязанности, имея при этом адекватную материальную основу.
Но прежде чем говорить о механизмах распределения обязанностей, об ответственности над уравниловкой, надо четко сформулировать целевые установки всего социального строя. Вообще все люди неизлечимо больны прогрессирующей жаждой потребительства, но удовлетворение этой жажды надо использовать как стимул, а не как цель.
Целью должно быть обеспечение надежности.
СССР распался, теперь гадаем, когда распадется Россия, - после истощения запасов нефти или раньше.
В России на данном этапе образовался не капитализм, а дикаризм, характерный тем, что олигархи озабочены только самообогащением, эксплуатируя остатки социалистической системы (науки, техники, образования, медицины).
О страхе говорить весьма уместно прежде всего с точки зрения опасности распада России. Олигархи предусмотрительно вывозят свои капиталы в иностранные банки, это значит, что они тщательно готовятся к распаду России. Предотвращать распад они не будут, хотя согласятся отсрочить, лишь бы успеть больше накопить себе богатств.
Всем должно быть понятно, что надо, сократив добычу нефти, начать работать на перспективу. Именно с точки зрения перспективного обеспечения социальной надежности необходимо поставить вопросы заимствования позитивных качеств социализма и капитализма, то есть выбрать оптимальные формы планирования, управления, контроля, предоставления/ограничения свобод, обеспечение социальных гарантий, регулирование материальных и духовных стимулов.
прекрасные времена
невский написал 03.05.2007 11:29
прекрасные были времена путевки от прфсоюза на 3-4 дня 12 руб в горы хочешь от 50-70 на 20 дн чигет азау терскол из пионерских лагерей не вылезти евпатория алушта сочи подмосковье на 3 мес даром люди такие добрые отзывчивые хочешь заниматься спортом любые секции бесплатно лечение на хорошем уровне бесплатно праздники были настоящими праздниками извините увлекся
Re: Re: "блат" против коррупции.
Леон написал 03.05.2007 10:07
tflame (2007.05.03 06:03)
Но был другой очень страшный страх: невозможность самореализации.
???
В смысле при Советской власти человек не мог стать высококлассным специалистом (спортсменом, инженером, ученым и т.д и т.п.)? В секции и кружки не пускали, образование ну никак не давали получить??
Если под возможностью самореализации подразумевалось понятие стать грабителем, мошенником, убийцей, насильником или педерастом, то да, извините, плохая власть для таких дел.
Виват Метику
AdVirt написал 03.05.2007 09:35
Замечательно. Всегда радуют статьи Метика новизной ракурса и глубиной рассмотрения проблемы. Статьи распечатываю для оппонирующих адептов денежных мешков и неизменно впечатляет. Только так.
Все просто как правда
Молчун написал 03.05.2007 09:19
Все ясно, просто и верно. И то, что оппоненты срываются на наукообразную терминологию, лучше всего подтверждает правоту автора. Есть что возразить - выражайтесь ясно. А если пудрит мозги, значит мыслей нет
МУДРАЯ СТАТЬЯ
Вести написал 03.05.2007 08:16
Жаль, что пласт умных людей - с русским минталитетом находится пока не у власти...
Re: "блат" против коррупции.
tflame написал 03.05.2007 06:03
Удивительно, но в отличие от западного общества, где у человека нет альтернативы страху, в советском обществе человек мог сам выбирать, жить ли ему в страхе или быть свободным от него. Рабочий на капиталистическом предприятии мог трудиться вполне добросовестно и с полной отдачей, но не иметь никаких гарантий, что его предприятие не разорится, не будет закрыто, а он не окажется на улице. Советский рабочий мог быть абсолютно уверен, что пока он честно и добросовестно работает, его благополучию ничто не угрожает. На страже его спокойствия и свободного труда были законы, Конституция, профсоюз, партия, вся мощь социалистического государства. Даже при перепрофилировании или закрытии предприятия он гарантированно получал работу не хуже и не менее оплачиваемую, чем прежняя. Желающий жить в страхе тоже, по идее, должен был бы иметь для того все возможности. Схалтурь, схалявь, укради, унеси и живи себе в страхе перед наказанием, на здоровье. Но... не имел. И крали, и несли, и халтурили, и... ничего не боялись.
Похоже, маятник пошел в другую сторону. Вы правильно говорите, что не было страха. Но был другой очень страшный страх: невозможность самореализации. Для муравьев, термитов, о которых вы пишите выше, такого страха не существует.
Для простых людей, во всех обществах, существуют психоавтоматизмы, которые создает общество в процессе существования. Новое советское общество создало свои, например, социалистическое соревнование. «За бугром» выстраивались иные: фондовый рынок. В парадигме капитализма конкуренция: война всех против всех, главный стимул развития – и это есть строительство пирамид. У нас пирамида создавалась на принципах феодализма, который преодолеть не можем и сейчас. Но это не означает, что надо стремиться к обществу «экономического фашизма» - глобальному человейнику. Выкинуть на помойку человека «естественного» и развить чувство собственного достоинства и ответственности – задача культуры, от образования до ТВ. Только все потом, когда рухнет капитализм – ведь он не может исправить «естественного» человека.
Спасибо автору за статью.
Ork написал 03.05.2007 03:36
Спасибо автору за статью.
Многое очень точно и правильно.
Пока мы тут "приобщались к западным ценностям" с бездомными и детской преступностью-проституцией, даже западный мир, к которому мы вроде как стремились, ушел вперед. Это на пространстве бывшего СССР вдруг узнавали новые слова вроде "фрустрация" и пр. Пока же мы возвращались к началу ХХ века и нам подавали как откровение свыше всякие фрейдистские комплексы и "сексуальные фрустрации", "западный мир" давно уже мучился с "фрустрацией экзистенциальной" (и материальное благополучие, стимулирование и отсутствие уравниловки вовсе не помогали в проблеме выхода из нее). Они встали перед проблемой бездуховности, обессмысливания жизни, поисков ее смысла. Кто то начинал себя ограничивать сознательно, кто то искал другие пути...
Нам же как впаривали в годы "перестройки" лежалый товар под маркой прогресса, так и продолжают впаривать - и в книгах, и в кино-телеверсиях, и в идеях... А некоторые до сих пор продолжают это хавать.
----
Агранов... "Блат"... "Деньги"... Ничего не изменилось. Просто, возможно, Вы не сталкивались с этим в последнее время. Как и в советское время можно было оплатить некоторые услуги деньгами, так и сейчас есть те, кто получают места и услуги "по блату".
Нам всем хочется верить что что-то изменилось в принципе. Но "хочется", не значит, что так и есть.
А то что "Автор не в теме страшного властного провала последних 15 лет СССРа". Так он, собственное об этом и пишет. О перерождении партномеклатуры и вообще начальства в последние годы СССР. И как следствие этого - нынешние "реформы" и "развал "общинной" соцсистемы".
"блат" против коррупции.
Агранов написал 03.05.2007 01:48
В позднем СССР свормировалась :) уникальная система распределения
материальных ценностей вне поля денежного обращения. Те минуя
око "органов" (хотя с конца 70х это "око" было основательно замазано)
мат ценности распределялись по "звонкам" или взаимному эквивалентному
обмену между маргинальными "элитами".
Несомненый плюс сегодняшнего времени вывод неформальных отношений на
поверхность и замена "властного" или "блатного" ресурса товарно-денежными
отношениями. Те "услуга" предоставляемая гос властью имеет денежный
эквивалент. Те некий представитель власти оплачивает услуги
параллельного представителя деньгами. Вся структура распределения
"госуслуг" сейчас на виду- нет никаких тайных течений. Просто деньги.
Автор не в теме страшного властного провала последних 15 лет СССРа.
Когда система "блатных" отношений существовала параллельно "народной"
и "партийной" власти. Гибель СССР это невозможность при советской
системе передечи "блатного" капитала по наследству.
Конечно явной массовой коррупции в СССР не было -но была уникальная
система ленного права когорты "намеклатуры" и "теневой экономики" -
сегодняшняя система абсолютно аналогична- просто масштаб построения
полностью подчинил экономику всего государства до последнего винтика.
Это между прочим хорошо :) с некой никому не понятной стороны.
Но развал "общинной" соцсистемы -это конечно катастрофа
глобальная народная катастрофа- воссоздание потребует десятилетий.
А от этого не уйти.
(без названия)
Донской написал 03.05.2007 00:17
Очень все точно, автору респект, начиная от болтуна Горби со-товарищи до вилончелистов несущих чушь, все они топтали дорожку жидам, почти похоронившим Россию уже при очередном, бывшим ПЕРВЫМ СЕКРЕТАРЕМ- ИУДОЙ. ВСЕ ТОЧНО !
<< | 1 | 2 | 3
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss