Кто владеет информацией,
владеет миром

США намерены уничтожить "Газпром"

Опубликовано 19.04.2007 автором Александр Нагорный, Николай Коньков в разделе комментариев 25

США намерены уничтожить "Газпром"

Разумеется, этого не случится ни завтра, ни через неделю. Здание правления "Газпрома" на улице Наметкина не будет подвергнуто ни ракетному, ни бомбовому удару, и его не постигнет печальная участь башен-близнецов Всемирного Торгового центра (WTC) в Нью-Йорке. Всё будет, скорее всего, гораздо проще и прозаичнее.

Но давно развернутая в западных средствах массовой информации кампания по демонизации "Газпрома" как ненадежной и коррумпированной бизнес-структуры, похоже, из фазы артиллерийско-медийной подготовки вступает в фазу оперативного прорыва. Крупнейшую российскую "естественную монополию" снова начали "брать в клещи". И если предыдущая, двухлетней давности попытка продемонстрировала, что постсоветское пространство как целое американским геостратегам еще не слишком-то по зубам, что четко продемонстрировали события в Андижане и на Украине, после которых срежиссированная из Вашингтона волна "национал-оранжизма" явно пошла на убыль, сегодня уверенности в благополучном исходе конфликта стало гораздо меньше.

Прежде всего — потому, что и в "Газпроме", и даже в Кремле усиленно делают вид, будто ничего серьезного не происходит.

Апофеозом этой "странной" политики можно считать состоявшуюся в пятницу, 13 апреля, встречу председателя правления РАО "Газпром" Алексея Миллера с украинским министром топлива и энергетики Юрием Бойко. Стороны выражали взаимное удовлетворение от нынешнего формата сотрудничества, а также заверяли друг друга, что всё и дальше будет хорошо. Понятно, что эта публичная акция имела своей целью продемонстрировать "Кремлю и миру" главное: российской экспортной "трубе" никакие "майданы" и досрочные выборы в "нэзалэжной" не угрожают, ситуация полностью под контролем.

Хотя если в Киеве сменится правительство, с кого и какой будет спрос? Хотелось бы верить. Но в данной связи невольно вспоминается самый известный из "гениально косноязычных" афоризмов создателя "Газпрома", экс-премьер министра РФ, а ныне российского посла в Киеве Виктора Степановича Черномырдина: "Хотели как лучше, а получилось как всегда". И не потому, что уж больно "несчастливая" дата была выбрана для указанной выше встречи. А потому, что в развитии всей ситуации — не только на Украине, но и в Центральной Азии — просматривается весьма последовательная и вполне "железная" логика. Сознательно направленная и против "Газпрома", и против России.

Говоря об этом, авторы ничуть не ставят знака равенства между этими величинами. Далеко не всё, что хорошо для "Газпрома", хорошо для России. И далеко не всё, что хорошо для России, хорошо для "Газпрома". Например, когда в начале 70-х годов прошлого века было принято решение взять "газовую паузу" в советском народном хозяйстве, ожидалось, что эта пауза продлится максимум 10-15 лет, после чего разумный баланс между разными видами энергоносителей будет восстановлен — уже с использованием новых "высоких технологий". А излишки "голубого золота" по трубе можно будет отправлять союзникам по СЭВ и отчасти в Западную Европу (сделка "газ—трубы", ставшая чуть ли не первой ласточкой брежневского "детанта").

Однако на практике получилось совсем по-другому. Чем в большей степени "перестройка" и "рыночные реформы" разваливали отечественную экономику, тем большее количество российского сырья (включая вторсырье) направлялось "на вывоз". Были, напомним, времена, когда маленькая Эстония входила в число мировых лидеров по экспорту цветных металлов, не имея на своей территории ни единого месторождения, ни единого предприятия данного профиля. Газовая отрасль РФ оказалась тогда, в 90-е годы, едва ли не единственной (помимо "чисто" инфраструктурных: железных дорог, энергосетей), которой удалось избежать дробления и приватизации.

"Газпром" в этих условиях резко наращивал сверхвыгодный экспорт газа в Европу. Себестоимость добычи газа на Ямале составляет не более 14-17 долл. за 1000 кубометров, цена транспортировки газа в среднюю Россию — около 9 долл., а через Украину—Белоруссию — еще 13-15 долл. То есть, продавая свою "тыщу кубов" за рубеж по цене 230 долл., наши "газовые бароны" получают около 500% прибыли! Извините, но другого легального бизнеса с такой заоблачной нормой прибыли в мире сегодня не существует. Неудивительно, что в 1993 году "Газпром" перекачивал туда, в "дальнее зарубежье", 112,5 млрд. "кубов" "голубого золота", в 2003 году этот показатель достиг 132,9 млрд., а в прошлом, 2006 году — уже 160,34 млрд. Впрочем, последний, рекордный, показатель был достигнут на фоне сокращения суммарных экспортных поставок и поставок в страны СНГ — здесь отмечалось снижение на 14,1% — до 40,79 млрд. "кубов".

Эти ножницы "газового баланса" неминуемо будут "расходиться" всё дальше и дальше — ведь западноевропейская экономика требует для себя всё больше и больше природного газа: порядка 200-210 млрд. кубометров к 2015 году. И это не просто "оценки экспертов" — именно на эти объемы уже заключены долгосрочные экспортные контракты. Между тем собственная добыча "Газпрома" явно стагнирует, все последние годы не превышая планки в 550 млрд. "кубов", новые месторождения не осваиваются, геологическая разведка "на перспективу" практически заглохла. Где же газпромовским топ-менеджерам брать эти недостающие объемы для экспорта?

Самый простой и напрашивающийся выход: максимально сократить внутреннее потребление "голубого золота" и "льготные" поставки его республикам СНГ. Но здесь "намётки с улицы Наметкина" упираются соответственно в две, выражаясь словами Ельцина, "загогулины". На внутреннем фронте — в структуру российского энергопотребления, где "газовый сектор" обеспечивает сегодня производство почти 70% тепла и около 45% электроэнергии (20% — уголь, 5% — мазут, 18% — гидроресурсы, 12% — ядерная энергия). "Ломать через колено" эту структуру, конечно, можно — например, задрав российскую цену на газ почти до уровня экспортной, но весьма накладно по социально-политическим мотивам: избиратели, привыкшие в течение долгих лет своей жизни воспринимать "голубой огонёк" в своих жилищах как обыденность, а не роскошь, могут и "не понять" такие перемены — с весьма предсказуемыми для власти последствиями: и в Центре, и на местах.

Поэтому к прекращению "газовой паузы" в российской социосфере ради продления данной паузы для западноевропейской экономики в Кремле и его окрестностях подходят очень "взвешенно" — даже заявленное "Газпромом" поглощение Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК), хотя и лежит в русле заявленной президентом стратегии о диверсификации энергобаланса страны, находит мощное сопротивление в "коридорах власти".

И это понятно — без внедрения новых технологий добычи и переработки угля никакой адекватной запросам России с ее всё-таки растущей экономикой трансформации данного баланса не произойдет. Не будем рассуждать на тему о том, насколько затратно и экологически опасно переоборудование российских ТЭЦ с газа на уголь. Проблема в другом: всё-таки возвращаться в XIX век ради роста экспортных прибылей "Газпрома" у нас в стране охотников маловато, а, согласно старому афоризму, "штопать брюссельские кружева сапожной дратвой удается далеко не всегда". Что же касается "фронта СНГ", то он самым естественным образом делится на два направления: "западное" и "южное". "Южное" — это три кавказские республики, поставки российского газа в которые (включая Азербайджан) можно назвать "политическими" или, точнее, "инерционными": вследствие сохранения остатков советской экономической и политической инфраструктуры. Поэтому там Кремлю отдается кремлёво, а "Газпрому" — газпромово.

Совершенно иная ситуация на "западном" направлении (исключая — пока? — Молдавию): Украина и Беларусь — две ключевые транзитные территории, через которые проходят магистральные экспортные трубопроводы. Причем если в Беларуси контроль за "трубой" сегодня практически полностью принадлежит "Газпрому", то Украина (73% всего российского экспорта газа в Европу), с ее подземными хранилищами и законодательным запретом на приватизацию трубопроводных систем (протяженностью 36 600 км, входной мощностью 287,7 млрд. кубометров в год, и транзитной — 178,5 млрд. кубометров) — самое уязвимое место в бизнесе российского газового гиганта. Именно сюда наносится главный удар западными конкурентами "Газпрома" и Кремля. Ведь если хотя бы на минуту представить, что "экспортные счетчики" российского газа будут когда-нибудь перенесены из-под Ужгорода на российско-украинскую границу, ребята с московской улицы Наметкина могут начинать плести для себя лапти.

По существу, Украина — идеальная "серая зона", или оффшор, или "черный ящик" большого российско-европейского газового бизнеса. Никто не знает, сколько и какого товара там на "входе" — и никто, по существу, не знает, сколько и чьего товара оказывается там "на выходе": коммерческая тайна сия велика есть. А хранят ее многочисленные "посреднические фирмы", самая известная из которых, "RosUkrEnergo", занимается якобы "купажом" дорогих российских и дешевых среднеазиатских сортов "голубого вина" в интересах Украины, а получившийся продукт "среднего качества и средней цены" гонит дальше, дальше, дальше…

Не случайно "наблюдающим" за этими тонкими процессами в Киеве поставлен уже упоминавшийся выше Виктор Степанович Черномырдин. Похоже, что главные прибыли "газовых баронов", причем не слишком облагаемые всякими налогами, куются именно здесь. Во всяком случае, неподтвержденные (и неподтверждаемые пока) данные говорят даже о ежегодных "серых поставках" в Европу объемом примерно 40-50 млрд. кубометров, т.е. 90-110 млрд. долл. в "денежном эквиваленте". Которые, разумеется, не могут являться собственностью "Газпрома" или посреднических компаний, а неизбежно делятся на всех участников "технологической цепочки", от Ашхабада и Ташкента через Москву и Киев до Лондона и Нью-Йорка. Так что ставки в нынешней украинской игре выглядят просто грандиозными, а скандал в случае политической победы бывшей "газовой принцессы" Юлии Тимошенко, которая после консультаций в Вашингтоне — надо же — настаивает на ликвидации всех посредников в газовых отношениях между Украиной и РФ — скорее всего, будет напоминать взрыв небольшой термоядерной бомбы: планета от него, конечно, пополам не расколется, но жарковато станет очень многим, а кое-кого даже может унести в небытие.

Но такой "малый апокалипсис", видимо, все-таки не имеет ничего общего с действительностью, а потому даже в страшных снах не тревожит топ-менеджеров "Газпрома", демонстрирующих полную безмятежность в отношении нынешних киевских событий. Хотя там "игра в три руки" грозит завершиться формированием к началу июля нового правительства и развязыванием очередного тура "украинского газавата" — похоже, на этот раз от бывшей "королевы Майдана" так легко откупиться не удастся. Тем более, что удар по "Газпрому" наносится и с другого, "восточного" направления.

Доля поставок центральноазиатского (туркменского, узбекского и казахстанского) "голубого золота" достигает уже свыше 70 млрд. кубометров, или около 10% в общем газовом балансе России (и свыше 11% — "Газпрома"). Переориентация хотя бы половины этого объема на "альтернативные" экспортные маршруты (Каспий—Турцию, куда клонят США, или "напрямую" в Китай) способна практически сразу же (в течение нескольких месяцев) создать серьезные и почти неразрешимые проблемы для нашей "естественно-газовой монополии" в части выполнения ею взятых на себя экспортных и прочих обязательств. То есть — поддержания теплового и энергетического баланса РФ, который поддерживает не только функционирование производственной сферы, но также — отопление и освещение жилищ наших сограждан. И в этом смысле суьба "Газпрома" неотделима от судьбы всей страны.



Рейтинг:   4.17,  Голосов: 6
Поделиться
Всего комментариев к статье: 25
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Между тем...
ЩасЪ написал 21.04.2007 22:13
Iraq oil 'can be tapped for less than $2 a barrel if strife ends'
Iraq's promising oilfields can be tapped for less than $2 a barrel and could double the nation's output to 4 million barrels a day in five years provided security improves, IHS consultancy said. "Iraq's reserves are clearly phenomenal. Once the infrastructure is in place, the oil will come out of the ground quite cheaply," said Ron Mobed, president and chief operating officer of IHS. This is all that matters to israel & corporate America.
http://archive.gulfnews.com/articles/07/04/20/10119421.html
Газпром - кормилец России...
Anti написал 21.04.2007 17:07
Никогда не переведутся у нас любители считать бабло в чужих карманах. И кусающих,при случае,руку их же кормящую...Газпром вам - это и папа,и мама,с дедулей и бабулей.
И про 500 % прибыли могли написать только люди,очень далекие от этой темы. Наши углеводороды в добыче очень затратны.Попробуй возведи фундаменты для трубопровода через 30-40 м на протяжении 2,5 тыс.км в условиях тундры при -40 гр зимой, и трясины летом при тучах мошкары.А напорные станции,а это уже ЛЭП.Если в условиях путыни доставку грузов можно осуществлять вездеходами.А у нас только тяжелыми вертушками.А это две большие разницы.
Это вам не аравийская или туркменская пустыня,где трубу можно ложить без этих прибамбасов..
Сэкономить можно только на оплате труда,отчего и дешев туркменский газ и дороже наш.
Так что молитесь и радуйтесь процветанию Газпрома и страны !
Только идиот может плевать в колодец из которого сам же и пьешь.
Re: Re: США уничтожат газпром.
хе-хе написал 21.04.2007 11:07
"При Путине Россия из должников перекочивала в доноры." Доноры кого?!
Чекистов из Питера?!
РФ имеет снова 350 миллиардов внешних долгов.Почитай об этом в сети.
Только об этом Кремль молчит.
Так что,Дефолт не за горами.
А Стабфонд пойдет в покрытие.
Так что,ништяк.РФ опять в гавне.Чекисты на Багамах и далее.
Проздравляем с Светлым Будущим!!!
Зачем?
colonel написал 20.04.2007 19:52
Зачем вообще продавать газ, если вырученные средства отправляются в Стабфонд, который если кого и "стабилизирует", то только США.
ИЩИТЕ ВНУТРЕННЕГО ВРАГА!
Игорь написал 20.04.2007 08:20
Власть уничтожает страну: природные запасы и людей.
Я как-то не очень уловил, каким образом ГАЗПРОМ стал хозяином народного газа.
И, главное, сколько народ будет продолжать это терпеть.
А США- самоуничтожающаяся дыра, которая пытается похоронить с собой всех.
Re: США уничтожат газпром.
Форпирий написал 20.04.2007 01:59
Полная уверенность, Порфирий, что штатами бездарно управляют олухи.
Так просрать гегемоонию, расшатать финансы, нажить противоречий с союзниками. Буш неудачник, звучит проcто, просто замечательно. Бакс падает, от него бегут. Порфирий, это просто песня. В течении нескольких лет штаты потеряют возможность печатным станком прикрывать свои дефициты - аминь. Правда могут утроить серьезный форсмажор с Ираном, но тут Европа их не простит - будем посмотреть.
При Путине Россия из должников перекочивала в доноры.
И не надо иллюзий, следуюшие $350млрд России не нужны, нужно уводить экономику от сырьевой зависимости, газ должен лежать в земле...
Порфирий и о Вас: Вы или тупы или проституцией занимаетесь.
Сплошной виртуал
Ворчун написал 19.04.2007 18:56
А вот еще доказательство, что никаких гос. программ в энергетике не планируется. При очевидном приближении кризиса.
МЭРТ РФ предложил в 2008г. выставить на приватизацию 100%акций "Технопромэкспорта".
Компания занимается строительством энергетических объектов, включая гидравлические, тепловые, геотермальные, линии электропередачи и подстанции.
не там проблемы
независимый написал 19.04.2007 18:43
Газпром не самое рентабельное предприятие. В Кувейте стоимость добычи барреля нефти один доллар и без всяких трубопроводов грузят на танкеры. Я боюсь не перебоев поставок за границу, а того, что самим топить будет нечем. Согласен, что лишние посредники не нужны. Невелика работа газы смешивать, а деньжат налево уходит много.
Re: Азеру
Ворчун написал 19.04.2007 18:29
Американцам (см. заголовок статьи) можно не гоношиться....
А нам-то как раз оченно надо.
яка така финансова система...?
wolodja написал 19.04.2007 17:57
денег и финансов в совряменным мире нетути... иметца договоренности.... зачем и че вничтожаетца перемещаетца и т.п. делаетца то знають вигроки... а деньгу вони напечатають или договоряться как ее перелажить з едного карману в другий... так щот рячугу ведут имянно о газе и другом простом продукте, якторый могет вареальные вещи тварить т.е. саомлеты лятать 9непзнамо зачем), жигули ездить - также незнамо, народ глазами лупать... а зачем има народ? вон ведь рясурсы жрет... вот енти и принимають ряшения... поголовная вакцинация населения и усе путем...
эй защитнички пу! вот, что с вами будет! понятно?
ас написал 19.04.2007 17:28
http://ogurcova.livejournal.com/102426.html
мда
Karakoom написал 19.04.2007 16:32
ну и почему он загнется??
бедет на нас экономить. будут выборы, перестанет. после этого газпром будут считать ненадежным партнером. НО от поставрк газа из россии никто НЕ откажется, даже если поставки будут с перебоями. в мире дифецит газа, и в будущем он будет только наростать.
\\\\\
укр написал 19.04.2007 15:07
...по поводу мутняка газа на Украине --согласен
--какие там на самом деле договоры никто,никогда не узнает
--это я писал еще 2 года назад когда в инет какой-то типа шпион выставил новый газовый договор между Украиной и Россией
....так что не терзайтесь догадками в том числе и автор
--газунов никто не развалит ибо очень большие деньги и большая зависимость
многих государств от этой хотя-бы мнимой стабильности.........будут подпирать
палками как наклонившийся дом до замены альтернативным энергоресурсом
--так что спокойствие у демонов не мнимое...
...они на самом деле спокойны..........так как альтернативы пока нет
...а эта -маруха- с косой допи.дится как береза.....и будет потом по буръянам ныкаться... а так как денег мало визможно вообще упакуют
А можно просто ничего не делать ... и Газпром загнется сам.
Азер написал 19.04.2007 15:01
В России не менее треть населения живет за счет импорта. Из-за отсутствия внутреннего производства. Причем речь идет о наиболее обеспеченных слоях населения, являющихся электоральной и силовой опорой существующего режима. Когда Газпром начнет загибаться – пострадают не эти слои – власть не позволит, если желает и дальше быть властью. Пострадают те, кто сегодня и так еле-еле сводит концы с концами. Об этом как раз и свидетельствует непоколебимое намерение «чекистов» исполнять обязательства перед «партнерами»; Греф уже подчеркивал, что в ближайшие годы туземцам газа не будет хватать. Что из этого получится – вполне ясно, но вот рассчитывать на то, что мол все образуется само собой – это полнейший толстовский кретинизм.
Человечество живет в режиме постоянного изменения. Изменения могут происходить либо в лучшую сторону, либо наоборот. В желательном направлении они уже происходить не могут – отсюда и противоречия между США и Европой, которые до сих пор всегда выступали единым фронтом. Судя по всему, на какое-то время эти противоречия будут решаться не за наш счет, а за счет нас самих. Предлагаю ничего не делать и ждать. Рекомендую заранее обзавестись гробами – чтобы не беспокоить уважаемую публику.
А можно просто ничего не делать
Ворчун написал 19.04.2007 14:44
... и Газпром загнется сам.
При сногсшибательных по стоимости покупках собственно на добычу газа тратятся сущие пустяки, и соответственно, растет дефицит газа в трубе.
Европцы, собственно, чего волнуются-то: они, как глупенькие демократенькие полагают, что Газпром начнет "резать" экспорт, дабы обеспечить внутренние поставки. Ага, щас! Отчеты показали, что ровно наоборот: экспортн. котракты выполнены, недопоставка как раз на внутр. рынок. И прогноз такой, что размер дефицита будет расти хорошими темпами. Миллеровцы же, да и Гарант, святыми клянуться, что РФ - надежный партнер. Т.е. экспорт будет строго выполнен. Нам же предлагается подумать об угле, мазуте. Правда, экспорт нефти тоже "стабилен" и обещан таким и впредь, а вот с добычей тоже неахти.
Так что ребята лет через 5-7 просто проторгуются до пустого "склада".
Даже Чубайс комменты дает саркастические (потребляет его контора газ и пр.), и обещает дефицит уже и электроэнергии. Кстати, РФ сегодня имполртирует электричество, если кто не знает. И прежде всего - с Украины. При эк-ком росте хохлы быстренько съедят избыток. Понятно, почему рост эк-ки в Украине не очень полезен властям в РФ?
Цифры все есть в инете по запросу, хоть в Гугле. Смотрите.
Америкосы & европцы могут, короче, не особо напрягаться, если хотят Газпром повалить. А вот по альтернативе думать им придется напряженней.
С позволения автора
Азер написал 19.04.2007 14:02
склонен считать, что проблема упирается не в Газпром. В конце концов, современная мировая финансовая система устроена так, что объективно нуждается в утилизации огромных и растущих денежных масс. Газпром в этом отношении является идеальным органом; колоссальные деньги попадают на личные счета и выводятся из обращения. США, скорее всего, озабочены тем, что Европа ищет свой собственный путь в мире и ведет дело к образованию «европейского глобализма», если будет позволено назвать это так. Делается это по-европейски или интеллигентно – исподтишка и очень «гуманно», но надуть таких прожженных «гуманистов» как американцы – думаю, будет весьма трудно для кого угодно.
В частности, вчера на «независимом» канале «Евроньюс» показали сюжет о терактах в Ираке и ни разу не было произнесено ни одного слова, указывающего на «исламских террористов» или мифическую Аль-Кайду. Если дело пойдет так и дальше, то в перспективе маячит гуманный европейский перст, указующий на 360 тонн денег, которые США каким-то образом потеряли в Ираке.
Любопытно и заметно растущий позитив европейцев в отношении к Януковичу и восточной группировке на Украине, противостоящей откровенно проамериканским силам.
В общем – поживем и увидим, что к чему. Но интересно то, что полем для намечающегося противоборства между США и Европой, кажется, оказывается территория славного своими достижениями СНГ. Причем совершенно без каких-то строгих правил и так далее. На Украине Европа поддерживает правительство в противостоянии против президентской власти, в России – президента в противостоянии оппозиции, тогда как США ориентируются прямо-таки наоборот.
Не знаю, насколько серьезно США воспринимают угрозу себе со стороны Европы и насколько оперативно они готовы на эту угрозу реагировать, но я, в общем, особо не удивлюсь, если ближайшие президентские выборы во Франции будут дополнены какими-то крайне нежелательными для Европы явлениями вроде массовых беспорядков или террористических атак Аль-Кайды, разумеется.
США уничтожат Газпром.
росс написал 19.04.2007 13:12
Непонятно, почему такой загробный вывод? Ну выкинут всех посредников – Газпром то останется и будет напрямую заключать договора и с Европой и с Украиной.
Перестанут наживаться присосавшиеся дельцы, так тоже не пропадут – как-нибудь перебьются и найдут что-нибудь новое.
Газовая принцесса рвется на место посредников, но для этого надо захватить Верховную Раду. Но даже, если досрочные выборы состоятся, вероятнее всего снова победит партия регионов, так что Юле Тимошенко придется остаться в оппозиции, а Ющенко вообще растеряет последние места в ВР.
Руки коротки
Эхолот написал 19.04.2007 12:51

Русские идут, а с ними и не русские! Россию уже не остановить!
Эхолотам и прочим умникам
Вармер написал 19.04.2007 12:23
Вы где это русских видели? Ах да забыл -Дерипаска"!!!! ну вот такие русские и идут те акто готов Россию продать вместе с ее населением - и успешно продают а эхолоты живут своими фантазиями на своей маленькой печке и ждут илью нет не Муромца а пророка так и умрут попе...дывая!
Руки коротки.
Эхолот написал 19.04.2007 10:17
Русские идут! Россию уже не остановить!
1 | 2 | >>
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss