Глобальный экономический кризис наглядно продемонстрировал влияние финансовой сферы на нашу жизнь. Процесс глобализации связал финансовые институты в один международный рынок, объединивший государства в области торговли, технологий, капитала, кредитов и других валютных операций.
Основные тенденции этого процесса: ускорение научно-технического прогресса, дегуманизация производства, ужесточение конкурентной борьбы, обострение безработицы, экономическая нестабильность.
За последний период для мировой экономики удавалось находить различные регуляторы, будь то отмена золотовалютного стандарта, создание механизма хеджирования или управления рисками. Однако неопределенность и дестабилизация продолжали расти. Этому процессу способствовала идеология неконтролируемого производства и потребления, которая в свою очередь явилась выражением растущих в человеке эгоистических стремлений.
Бернард Лиэтр, профессор Центра устойчивого развития Беркли, заметил по этому поводу: «Прямой результат действия нашей денежной системы – постоянно рождающиеся и ширящиеся алчность и страх нищеты. Адам Смит, подметив массовую алчность и страх дефицита, создал современную экономическую науку, суть которой сводится к методике распределения дефицитных ресурсов под давлением алчности. Страх перед дефицитом порождает алчность и накопительство. Те, в свою очередь, порождают тот самый пугающий дефицит».
В конце концов, экономический эгоизм достиг своего пика: для него нет ничего важнее денег, которые превратились из средства в цель. Как следствие, систему поразил глобальный кризис. Кардинальное решение проблемы – свергнуть деньги с пьедестала, чтобы они снова стали средством. Но средством чего?
Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман пишет: «Можно с уверенностью утверждать, что роль нынешнего капитализма – как лучшего способа соединить индивидуальные свободы, демократию, безопасность, экономические и социальные права человека, экономическую эффективность и социальную справедливость – необходимо проанализировать снова, учитывая, в какой степени именно эта система лежит в основе наших проблем».
Аналитики и ученые ищут новую экономическую модель мира, а политики с финансистами тем временем продолжают денежные переливания. Им кажется, что миллиардные инъекции создадут стимул для нового подъема. Эти попытки оживить отжившую систему взаимоотношений можно назвать «уколом в деревянную ногу». Все больше специалистов присоединяются к лагерю тех, кто разочарован в экономических регуляторах. Они указывают на совершенно иные причины кризиса, на фундаментальное непонимание законов единой системы, в которой все мы оказались. Этот сложнейший механизм строится, прежде всего, на человеческих взаимоотношениях, и именно их нам необходимо исправить.
В качестве иллюстрации ученые приводят наглядный пример: представьте, что каждый человек держит руку на кислородном кране, перекрыв который, он лишает воздуха всех. Это и есть интегральная, глобальная взаимосвязь, требующая от нас новых, более гуманных принципов взаимодействия. По всей видимости, нужна своего рода «коллективная мысль» – некая критическая масса людей, которые хотя бы задумаются об этой проблеме. Тогда придет понимание реальных шагов, которые ускорят переход к новым социальным отношениям.
Чем больше людей присоединятся к процессу взаимной интеграции, тем легче и понятнее он станет для каждого. Выражаясь по-научному, мы создадим «общий системный разум». Этот разум даст нам представление о мире, в котором деньги исполняют отведенную им роль, строго придерживаясь ее рамок. Их назначение – коммуникация между людьми. Их польза – не в наживе друг на друге, а во взаимодействии друг с другом. А это возможно только по мере достижения системного равновесия.
Вообще, любые неприятности, болезни, удары, конфликты и кризисы проистекают из дисбаланса. Мы живем в глобальном мире, законы развития которого требуют правильной реакции на каждом этапе. В противном случае, включаются механизмы коррекции – мягкой, а затем и жесткой.
Чем дольше мы откладываем решение проблемы, тем острее она напоминает о себе – ведь система стремится к равновесию. Выбор здесь не в том, чтобы отказаться или не отказаться от старых норм. Мы все равно откажемся от них, но можно сделать это уже сейчас.
В качестве первых практических шагов к гуманизации наших отношений хотелось бы предложить всеобщее обучение основам интегрального сосуществования: создание факультетов в университетах, введение соответствующих разделов в школьные программы. Приступив к глобальному самообразованию мы приобретем другой взгляд на вещи и поймем значение гармонии, равновесия между нами. В результате общество быстрее выйдет на новый уровень сознания, встанет на путь устойчивого развития, создаст сбалансированную экономику и достигнет всеобщего благосостояния...
|
|