Кто владеет информацией,
владеет миром

Современный кризис в контексте социальной истории

Опубликовано 13.02.2010 автором в разделе комментариев 38

Современный кризис в контексте социальной истории

Общество как социально-обменная сеть

Согласно теории обмена, социаль­ная деятельность индивидов определяется, прежде всего, обме­ном позициями контроля над необходимыми ре­сурсами. «Минимальная основа обмена - два актора, каждый из которых контролирует ресурсы, в которых заинтересован другой. Именно заинтересованность в ресурсах, контролируе­мых другими, заставляет субъектов быть целеустремленными... и участвовать в действиях, включающих обе стороны... в сис­тему действий», - пишет , например, Джеймс Коулмен.

Любые социальные коммуникации предусматривают возможности для социального обмена. Стандартные обменные процессы повторяются регулярно, их участники имеют постоянные социальные роли. Подобные обменные цепочки предусматривают получение определенных преференций обоими сторонами и поэтому формируются без прямого насильственного принуждения. Стабильные обменные цепочки формируют  сети, в которых происходит социальный обмен.

Согласно наиболее распространенному определению: «социальная сеть - это социальная структура, состоящая из узлов (примерами узлов могут быть отдельные люди, группы людей или сообщества), связанных между собой одним или несколькими способами посредством социальных взаимоотношений» (Википедия).

Любое общество представляет собой социально-обменную макросеть. Эта макросеть включает в себя множество целевых, тематических сетей. Основной предмет обмена в макросети общества - контроль над экономическими ресурсами. Именно возможности контроля над этими ресурсами, имеет определяющее значение для формирования социального статуса людей. Общество всегда делится на две неравные части: меньшинство ресурсодержателей (правящий класс, элита) и непривилегированное большинство населения, отчужденное от распоряжения ресурсами. Первые обменивают доступ к контролируемым ими ресурсам на результаты труда вторых.

 

Периодизация и перспективы социального развития

Разные виды ресурсов в различные исторические эпохи имели в социальном обмене доминирующее значение. В доиндустриальные времена главным был контроль над землей, землевладение. Именно он был основным источником социального статуса, а земельная рента имела определяющее значение для формирования цены основных товаров. В индустриальную эпоху главным экономическим ресурсом стал труд. Контроль над ним  обеспечивался собственностью на средства производства (т.е. на овеществленный труд). Цена товаров стала формироваться, в значительной степени, из  прибыли собственников и расходов на покупку труда рабочих. Принадлежность к статусной элите определялась размером собственности.

На смену производственной экономики пришла эпоха брендов, «политэкономия знака» (Ж. Бодрийар). В нем место производительного труда во многом заменила манипуляция, которая стала оказывать решающее влиянии на цену товаров, услуг, финансовых инструментов. Главным источником статуса в обществе стал копирайт, контроль над информационными потоками, финансовыми спекуляциями, брендами.

Итак, в истории можно выделить три экономические модели, соответствующие определенным этапам развития:

  1. Эпоха земли, ресурсная экономика; основной фактор производства - природные ресурсы;
  2. Эпоха труда, производственная экономика; основной фактор производства - индустриальный труд;
  3. Эпоха химер, символическая экономика постмодерна («политэкономия знака»); основной фактор производства - контроль и манипуляция информацией.

Сейчас сложились условия, для возникновения нового четвертого варианта социально-экономической организации общества.  Этот наступающий новый период  - эпоха творчества; основной фактор производства в ней - творческие достижения. Им предстоит стать главным предметом обмена, формировать цену на товары и социальный статус.

Различные модели экономики сосуществуют, доминируя в разных секторах экономики. Но в любом обществе есть господствующая модель, которая оказывает определяющее влияние на его социально-экономическую жизнь. Сейчас в т.н. развитых странах не малую роль играют и ресурсный, и индустриальный капитал, и развивающийся творческий сектор. Однако господствует символическая "политэкономия знака", представленная манипулятивным; финансовым, брендовым, информационным капиталом.

Основываясь на классической теории факторов производства Ж.Б. Сэя можно предложить новую версию периодизации социально-экономической истории и спрогнозировать дальнейшее развитие общества.

Продолжение



Рейтинг:   3.42,  Голосов: 12
Поделиться
Всего комментариев к статье: 38
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: Re: Re: Re: Китаю ...
-/-- написал 13.02.2010 21:01
да, нехорошо с роялем получилось :-)
Re: Re: Re: Китаю отдают сибирские леса
Sergo написал 13.02.2010 18:34
Предельно точно. Подписываюсь под каждым словом. Коммунизм, из области теории, властно, в силу исторической неизбежности, становится в повестку дня практической политики. В эпоху монополистического, стагнирующего капитализма уповать на "невидимую руку рынка", "конкуренцию", частную собственность могут лишь клинические идиоты, пустоголовые и безграмотные партийные номенклатурщики. Они напоминают мне легкомысленных грузчиков, с трудами, кряхтеньем, матюками взгромоздившими рояль на шестнадцатый этаж и с ужасом поняв, что они ошиблись подъездом. Так и наши "реформаторы", еще что-то блудят словами, еще важно раздувают щеки, еще какие-то строят прожекты, но тоскливая мысль, что рояль "перестройки" затолкали не туда, начинает все чаще посещать их ущербные головы, не позволяет спокойно спать по ночам, заставляет суетиться в поисках личного спасения. И, надеюсь, скоро все они побегут, как крысы с корабля, со своими триколорами, орлами, крестами и чемоданами с награбленным добром...
Re: Re: Китаю отдают сибирские леса
Грот написал 13.02.2010 16:37
Непонятно, чем не устраивает Марксова периодизация истории общественного производства. Рабовладение, феодализм, капитализм и коммунизм. Нет никакого постиндустриального общества, экономики информации. Это все бред. Вся суть постиндустриального общества - это загнивание капитализма, который уже проник не только в сферу материального производства (индустрия, сельское хозяйство), но и в сферу нематериального производства. Погибель капитализма - в нематериальном производстве, которое по своему характеру не имеет общественного эффекта от капитализации. Интеллектуальная собственность - это неуклюжая попытка капитализма втиснуть в свои узкие рамки общественную мысль, которая по своему характеру не может быть изолирована и является всеобщей. Это кусок хлеба можно обратить в товар, потому как вещь можно сохранить и продать. А мысль сохранить нельзя, она в голове, она - внутренняя человеческая деятельность. Запретить мыслить и повторять? Это полный бред. И люди это понимают и потому активно сопротивляются проникновению капитализма в область мышления. Это и проекты open-suorce, которые вынуждены создавать капиталисты, обнаружившие эффективность непосредственного общественного труда, это и пираты, которые смело плюют на идиотскую контрукцию защиты частной "интеллектуальной собственности". Люди только пока нутром чувствуют, смутно представляют, в чем состоит проблема, они еще не доросли до понимания, что дело все не в капиталистах, а в общественных отношениях, которые они сами создают. осознание себя как главной и ведущей силы общественного производства, осознание общественного богатства не в создаваемых вещах, а в способностях и возможностях людей приведет и к отмиранию капитализма, как ставшей неэффективной стадии общественного производства. И коммунизм - это и есть непосредственное общественное производство, в отсутствие ставших ненужными отношений частной собственности и денег. Взамен им идет непосредственная и чистая цель общественного производства - воспроизводство самого общества и главной целью производства станет уже рост общественных способностей и возможностей, заключенных в каждом человеке. Вот что такое коммунизм. Поэтому глупо представлять о каком-то приоритете материального производства или о формировании какого-то особого характера труда (творчество) при коммунизме. Остануться и сельское хозяйство, и промышленность, и наука, только они уже не будут ничем опосредованы (товарно-денежными отношениями, собственностью, капиталом) и также их цели не будут ничем не опосредованы, а непосредственно будут служить самому обществу.
Re: Китаю отдают сибирские леса
Ринус написал 13.02.2010 14:12
А зачем в "экономике творчества" леса? ОТдадим леса, нефть, газ и будем "творить"!
ыыыыыыыыыы
ыыыыыыыыы написал 13.02.2010 12:30
Китаю отдают сибирские леса
http://9e-maya.ru/forum/index.php/topic,980.msg15768.html#msg15768
Ракеты «Пэтриот» окажутся в 55 км от российской границы
http://9e-maya.ru/forum/index.php/topic,795.msg15769.html#msg15769
МВД под Кремлем: аппаратная Кама-сутра
http://9e-maya.ru/forum/index.php/topic,170.msg15764.html#msg15764
Следователям разрешат читать sms и электронную почту
http://9e-maya.ru/forum/index.php/topic,113.msg15766.html#msg15766
Вымирание россиян признали необратимым
http://9e-maya.ru/forum/index.php/topic,70.msg15767.html#msg15767
Уральские города начинают экономить –
выключают уличное освещение
http://9e-maya.ru/forum/index.php/topic,192.msg15770.html#msg15770
Re: афффтор выпей яду и уж точно более НИЧЕГО НЕ ПИШИ.
Пессемист написал 13.02.2010 12:18
Любое творчество при капиталистическом способе производства (и распределении!) НЕСВОБОДНО - и это аксиома!
Поэтому НИКАКОЙ ,,эпохи творчества,, при капитализме НЕ БУДЕТ!
Следовательно афффтор или провокатор или наивный идиот, третьего не бывает.
Sergo (13.02.2010 08:32)
Владимир_2 написал 13.02.2010 11:08
=== Есть две эпохи: человека неразумного, доисторического и человека разумного...
===
Небольшая поправка, если позволите. Не будем про доисторического. А вот для разумного вполне приемлемо такое деление: варварство (дикость), цивилизация, гуманизм. И капитализм, как ни обидно, точно вписывается именно в цивилизацию, но уж никак не в предысторию. Коммунизму, конечно, место отведено в гуманизме, возможно, в начальной стадии - все-таки государство как институт будет и при комунизме :-) Опасно применять технические аналоги (уровень сигнала - цифра) к социальным системам ввиду прниципиального отличия их от систем технических. Опасно - в смысле легко ошибиться.
А к сути Ваших замечаний (об инерции сознания) - никаких претензий.
=== Есть две эпохи: человека неразумного, доисторического и человека разумного. ===
Не вполне так.
Re: ЕБНокономика...
Гневный написал 13.02.2010 10:10
Практически все без исключения обозреватели признают, что период правления
либеральных тварей привело страну в состояние сырьевой колонии с разрушенной промышленностью, уничтоженным сельским хозяйством, с ублюдочной системой образования (папуасам образование не нужно!)Оккупационный режим проводят все новые трубы для откачки энергоресурсов, продает месторождения и землю!
Это расплата дураков , которые продали родину за железки на колесах!
Енокомика...
wolodja написал 13.02.2010 09:50
областья деятельности по енксплуватации людев, ваплоть до уничтожения, такакмим вопразом, чиотбу они силянно не сапортивлялись, а есаче лучшее, читобу и не доказдывались о тома кат и кака иха икспувартируеть, вплоть до вуничатожения...
Re: Словесный блуд...
жЫдоведоФФ - ДальССкий написал 13.02.2010 09:46

..." Следующий этап - коммунизм,"... Ага - щаСС !
..." Так и инерция общественного сознания не позволяет оторваться от привычного рабства, посмотреть на казалось бы естественные и привычные уродства объективно, с позиций целесообразности и этических ценностей."...
Это и есть - брЭд, словесн0поносный.
Граждане!
Ответим на КраССный ТерроР - Родной - БелоЙ - Горячкой !!!
Словесный блуд...
Sergo написал 13.02.2010 08:32
Есть две эпохи: человека неразумного, доисторического и человека разумного. Соответственно есть две исторические эпохи, или предыстория и история человечества. Человек неразумный допускает господство над собой внешних сил, порабощающих его. Человек разумный есть сам высшая сила, определяющий развитие общества. Буржуазное общество неравных, как бы его не называть - "постиндустриальное", "информационное", "гражданское" и т. д. есть последняя фаза предыстории человечества. Следующий этап - коммунизм, общество равных, свободных людей только и будет подлинной историей человека разумного. Отсутствия частной собственности, классов, обезличенных денег, наемного труда, плановое народное хозяйство - основа нового общества. Это примерно, как цифровая, прграммируемая микроэлектроника пришла на смену аналоговой. Тоже очень многим специалистам было непонятно, как дискретные сигналы могут передать все многообразие мира, формализовать решения сложнейших задач, недостижимых средствами аналоговой схемотехники. Так и инерция общественного сознания не позволяет оторваться от привычного рабства, посмотреть на казалось бы естественные и привычные уродства объективно, с позиций целесообразности и этических ценностей. И прежде всего задуматься о неприемлемости неравенства в современном обществе и причинах его вызывающих.
на 13.02.2010 01:11
Маузер написал 13.02.2010 06:16
Безработные работяги в США получают в три раза больше, чем русские "работные". Поэтому многие люмпены и не ищут ее. А если находят, безработной объявляется жена (обычно разведенная к этому времени), а потом наоборот. Конечно, не все, многие переучиваюыся на другие специальности, меняют место жительства. Но бывшие русские пролетарии в массе своей научились жить на пособие годами. Конечно, безработица это плохо и с этим в Америке реально борются. Но не бойтесь, что когда Путин добьется отмены виз, американцы бросятся искать счастья в России. Ни в жисть.
Re: "знакомая муть"
да, важен не сам лозунг, а то что за ним спрятано написал 13.02.2010 04:57
как раз эти лозунги не для объединения и сплочения народа и не для выражения сути какой либо идеи, а для создания волны мути, прикрывающей своем уж полное дерьмо.
почитайте дугинские излияния - там полно аналогичного словесного мусора.
если уж дело и идет к новому большому переделу, то не столько на верху, там он ми так не прекращается ни на минуту, не меня впрочем сути режима.
нет! походу они пришли к выводу, что прищло время хорошенько подоить, постричь и малость порезать подзажиревшее стадо, которым в их представлении является народ, да и сама страна. они скоты и остальных видят только в качестве скотов.
"знакомая муть"
-/- - написал 13.02.2010 04:01
не совсем. Совсем не муть.
Примерно так же выстроили период приватизации. Нашли привлекательные лозунги и как бы само получилось.
И сейчас начали выстраивать новый передел и подбирают к нему привлекательный фасад.
помоему это дугин напейсал. =)
знакомая муть написал 13.02.2010 03:31
его стиль. или кто то из его соавторофф.
Игорь Эйдман как социально-обменная сеть
ШБЛ написал 13.02.2010 02:27

Поразительно ординарные рассуждения, снабженные (видимо, в силу интеллектуального уровня редакции Ф.мск) совершенно лишними лейблами/наклейками, типа, социальной сети, акторами и другим мусором.
Этот псевдоинтеллектуальный мусор даже не знаешь куда/чему отнести.
Всего вероятнее: есть, типа, парень еще молодой, или старый пердун нажрался водки/коньяка - ну, и решил показать позишен...
Скорее второе, в силу фамилии автора...
Молодые караимы робки по-началу....
Игорь Эйдман как социально-обменная сеть
ШБЛ написал 13.02.2010 02:07

Наконец-то, дождались!
Господь средь нас!!!
-/-
----- написал 13.02.2010 01:11
==эпоха творчества; основной фактор производства в ней - творческие достижения.==
Творчество это хорошо! Не все осознали, не все. Творческого профессора консерватории отдубасил простой нетворческий мент. Диалектика!
Но уже был трезвый комментарий:
"3) "Паразитарнораспределительные ценности замещаются творчески-производительными".
Комментарий alexsword: Это ты на СаяноШушенской ГЭС расскажи работягам, подлец. И безработным работягам в США, которых твои "творчески-производительные" дружки имеют сейчас во все дыры, отбирая дома и вгоняя в нищету."
http://yandex.ru/yandsearch?clid=14585&text=alexsword&lr=213
<< | 1 | 2
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss