(Выступление на заседании Вольного экономического общества, посвященном 100-летию реформ Столыпина)
Развитие общества определяется взаимодействием трех основных субъектов: государства, бизнеса и населения. Принципиально важно, что образы действия и краткосрочные интересы бизнеса и населения различны.
Бизнес по своей природе стремится к эффективности - к концентрации благ у наиболее успешных субъектов экономики и политики. Это стремление оформляется идеологией свободной конкуренции - либерализмом.
Население же стремится к справедливости, то есть к более равномерному распределению благ. Его естественная идеология социализм.
Государство обеспечивает гармонизацию этих текущих интересов ради достижения долгосрочного успеха всего общества в целом.
Различные исторические условия, решение обществом различных задач на разных этапах его развития требуют различных пропорций между эффективностью и справедливостью, между либерализмом и социализмом. Соответственно сменяются и стоящие у власти политические силы.
Общий принцип гармонизации интересов бизнеса и населения прост, хотя и выработан развитыми странами в социально-управленческих муках. Во внешнем мире государство должно реализовывать интересы бизнеса как более активного и творческого элемента общества, всячески поддерживая и частично направляя его экспансию. Внутри же общества оно должно поддерживать в первую очередь население, - не столько вследствие его преобладающего (в по-настоящему демократическом обществе) политического влияния, сколько потому, что внутренне нестабильное, расколотое общество не может быть конкурентоспособным в средне- и особенно долгосрочном плане.
Описанная модель связана с издержками для бизнеса, но они окупаются эффективностью государства, способного обеспечить как выполнение установленных им «правил игры» внутри страны, так и внешнюю экспансию бизнеса, за счет которой он получит гарантированно больше, чем потеряет от внутренних ограничений. Пример самоограничения крупного бизнеса на внутренней арене - его согласие на антимонопольное регулирование.
Вместе с тем из этой вроде бы тривиальной схемы гармонизации интересов бизнеса и населения за счет поощрения государством внешней экспансии бизнеса в обмен на его согласие с приоритетностью интересов населения внутри страны следует трагичный вывод о возможности успешного развития лишь ограниченного количества стран. Ясно, что внешнюю экспансию, являющуюся условием внутренней гармонии общества, не смогут осуществлять все страны мира: кто-то будет ее субъектом, а кто-то неминуемо объектом. Как пел Булат Окуджава, «ведь пряников сладких всегда не хватает на всех». Страна, являющаяся объектом внешней экспансии (классический пример - современная Россия), не только лишена возможности гармонизации интересов бизнеса и населения описанным способом, но и сталкивается с качественно новыми проблемами, порождаемыми этой внешней экспансией.
Доступный для нее способ гармонизации интересов населения и бизнеса - объединение их усилий в противостоянии внешней экспансии ради сохранения в стране большей доли производимых ресурсов и направления их на нужды собственного развития этой страны, то есть в развязывании своего рода «национально-освободительной» войны в области экономики. Необходимость этой «войны» и победы в ней отнюдь не отменяет необходимость одновременной организации внешней экспансии национального бизнеса, которая становится самостоятельной задачей государственной политики.
Обеспечение гармонизации общественного развития при помощи организации такой экспансии главная обязанность всякого государства. Именно выполнение или невыполнение этой задачи отличает успешное государство от неудачного, а состоявшееся от упавшего или падающего.
Но, конечно, всякое государство должно выполнять и свои стандартные функции.
Ведь бизнес по своей природе ориентирован на поддержку и прославление сильных, тех, кто сам в состоянии позаботиться о себе. (Именно в этом корни ограниченности и недостаточности его идеологии - либерализма.)
Соответственно, общественной функцией государства является забота об остальных о тех, кто по тем или иным причинам не может позаботиться о себе сам. В целом функция государства шире и носит компенсаторный характер: оно берет на себя все задачи, которые стоят перед обществом, на которые оно не может выполнить само (например, гармонизацию интересов населения и бизнеса). Именно в силу наличия значительного круга таких задач общество терпит государство с его неэффективностью и монополией на насилие. Ведь необходимую вещь лучше сделать плохо, чем вообще не сделать.
Неотъемлемые функции государства: установление норм и правил и обеспечение их соблюдения (поэтому возможна частная тюрьма, но не частный суд), обеспечение безопасности общества (включая обороноспособность, поддержание устойчивости природной и технологической среды), стратегическое планирование (недаром говорят, что государство мозг и руки общества) и организация социальной помощи.
Кроме того, в зависимости от уровня развития общества государство оказывает ему услуги, которые оно постепенно должно научиться оказывать себе само. Важнейшая из них - реализация долгосрочных и капиталоемких проектов, непосильных или непривлекательных для бизнеса (как правило, из-за значительности необходимых инвестиций и длительности или неопределенности их окупаемости) в первую очередь в области развития инфраструктуры и создания новых технологий (включая фундаментальную науку).
Сфера влияния государства естественным образом сужается по мере развития общества: последнее берет на себя все больше функций, однако установление норм и правил, а также, вероятно, стратегическое планирование и социальная помощи останутся в его преимущественной компетенции. Чем слабее общество, тем шире поле деятельности государства. Поэтому оно постоянно испытывает соблазн ослабить общество ради сохранения или даже расширения своего влияния, что ведет к неэффективности и проигрышу во внешней конкуренции.
Для сдерживания этих стремлений государства создаются различные механизмы обратной связи с обществом, как со стороны общества (СМИ, демократические свободы, НПО), так и со стороны государства (здесь важнейшее разделение властей: независимый суд, разделение законодательной и исполнительной власти).
Из разделения властей, естественно, возникают противоречия между законодательной и исполнительной властью, но, прежде чем рассматривать их отношения, следует сделать серьезное отступление.
Важно разделять содержательную и формальную демократию, то есть цель и средство. В современной практике неявно разделяется два принципиально различных понимания демократии.
Первое содержательное, концентрирующее внимание на цели: демократия общественное устройство, при котором управляющая система в наиболее полной степени учитывает мнения и интересы управляемых.
Второе формально-институциональное, концентрирующее внимание на средстве. В соответствии с этим пониманием, демократия это совокупность формальных (и потому поддающихся измерению, что очень удобно для выставления разнообразных оценок) институтов: разделения властей, независимого суда, парламента, выборов, свободы слова и ряда других.
Принципиально важно, что цель примерно соответствует средству лишь для наиболее развитых западных обществ. В остальных демократическое содержание общественного устройства может быть обеспечено лишь иными, формально (то есть с западной точки зрения) недемократическими инструментами.
Именно поэтому искусственное внедрение демократических институтов в относительно неразвитые общества, как правило, ведет не к «построению демократии», но к ее разнообразным и разрушительным извращениям.
Эти институты становятся инструментами узурпации власти агрессивным и сплоченным меньшинством и установления его диктатуры над большинством.
(Классическим примером последствием служат исламские страны, «демократизация» которых Западом вела к приходу к власти либо религиозных фундаменталистов, либо жестоких тиранов; весьма убедительной иллюстрацией разрушительности «экспорта демократии» является и Россия 90-х годов).
Деградация и архаизация общества может привести к тому, что работавшие в нем ранее демократические институты станут для него слишком сложными и, соответственно, превратятся в свою разрушительную противоположность.
В частности, в результате длительного и всеобъемлющего социально-психологического шока из-за либеральных реформ и массового притока носителей архаичных культур российское общество может оказаться, а возможно, уже оказалось в состоянии несоответствия требованиям стандартных демократических институтов.
Разумная мотивация их сворачивания именно в этом (другое дело, что из-за корысти власти она идет опережающими темпами, а сама власть стала основным инструментом архаизации общества).
Теперь об отношениях законодательной и исполнительной власти.
Теоретически законодательная власть осуществляет стратегическое управление (как установление правил игры, так и реализацией крупнейших мероприятий), исполнительная тактическое.
Но на практике все сложней.
Законодательная власть служит не столько народу, сколько избирателю, вынужденно подчиняясь его сиюминутным интересам и потакая капризам. Даже в Англии, где избиратель традиционно доверяет своему избраннику право судить от его имени о слишком сложных или посторонних вещах; что ж говорить о США, где члены парламента в силу политических традиций просто выражают мнения избирателей вне зависимости от своего к ним отношения!
В результате парламентские республики не имеют стратегии развития или же имеют стратегии, выработанные своими глобальными корпорациями.
В президентских же республиках (США, Франция, Россия) функции стратегического управления возлагаются на президента, а исполнительная власть оказывается воплощением не только тактики, но и стратегии управления.
Законодатели же оказываются просто одним из стабилизаторов, механизмов, предохраняющих общество от чрезмерной концентрации власти и осуществляющих за ней внешний контроль, чуть ли не элементом гражданского общества.
|
|