Кто владеет информацией,
владеет миром

Что нужно для жизни: материальные блага или деньги?

Опубликовано 03.04.2020 автором Рафик Кулиев в разделе комментариев 9

капитализм рабочий
Что нужно для жизни: материальные блага или деньги?

Удивительная штука – это капиталистическое общество. В этом обществе люди в буквальном смысле убивают друг друга (локальные и мировые войны) не потому, что не хватает средств существования (или не могут произвести их в достаточном количестве), а потому, что не могут их продать, т.е. превратить в деньги. Более того, ради денег приносятся в жертву уже произведённые средства существования. Яркий пример этого – рынок предметов потребления первой необходимости. Не могут продать одежду, обувь и другие предметы потребления, т.е. сделать деньги, их просто уничтожают. Падают цены на природные полезные ископаемые, их добыча сокращается. Короче говоря, уже эти простые факты общественной жизни капиталистического общества показывают, что целью производства этого общества являются не материальные блага, без которых невозможно общество, а, бесполезные сами по себе, деньги. Впрочем, иначе оно и быть не может в капиталистическом обществе, где рабочий существует для потребностей увеличения уже имеющихся денег, вместо того чтобы, наоборот, материальное богатство существовало для потребностей развития рабочего. «Как в религии над человеком господствует продукт его собственной головы, так при капиталистическом производстве над ним господствует продукт его собственных рук» (К. Маркс).

Деньги есть продукт производственной деятельности людей. Поэтому совершенно непонятно, как человек мог попасть под господство своего собственного продукта – денег – и оказаться подчинённым ему; а так как в действительности дело, бесспорно, обстоит именно так, то невольно напрашивается вопрос: как человек – творец денег – мог оказаться во власти денег?

Это легче всего понять с точки зрения разделения труда и частной собственности на орудия труда. С одной стороны, разделение труда выражается в том, что одни специализируется на производстве одних продуктов, другие – на других. Приходится обмениваться продуктами своего труда; продукт, изготовленный для обмена, называется товаром. Но, с другой стороны, представим себе, что человек изготовил какой-нибудь товар и хочет обменять его на другой товар. Может ли он это сделать? Да, но только в том случае, если он является частным собственником орудий труда, при помощи которых изготовлен данный товар, а следовательно, частным собственником и самого товара.

Обмен товаров означает, что они приравниваются друг к другу в определённой пропорции. Но в обмен поступают только различные товары (например: мясо и ткань), которые несравнимы. Но раз они приравниваются, то, следовательно, в них должно быть что-то общее, а не только различное. Что же общего у различных товаров? У различных товаров есть только одно общее свойство, делающее их сравнимыми между собой при обмене, а именно то, что на их производство затрачена физическая и умственная сила человека – одинаковый человеческий труд.

Итак, поскольку товары предназначены не для собственного потребления, а для потребления других, постольку они вообще могут вступать в обмен. Поскольку же в них заключён одинаковый человеческий труд, простая затрата человеческой рабочей силы, постольку они могут быть сравнимы в обмене друг с другом, признаваемы равными или неравными, сообразно заключающемуся в каждом из них количеству этого труда, т.е. их стоимости.

Спрашивается, как измерять количество человеческого труда, затраченного на производство товара? Или, вернее сказать, спрашивается, как измерять величину стоимости? Поскольку стоимость создаётся трудом, то величина стоимости измеряется, очевидно, количеством труда, заключённого в товаре. Количество самого труда измеряется его продолжительностью, рабочим временем.

Между тем определение величины стоимости усложняется тем, что каждый вид товара изготовляется, как правило, массой производителей, которые работают в различных условиях. Следовательно, различные товаропроизводители затрачивают различное время на производство одних и тех же товаров. Поэтому величина стоимости товаров не может измеряться индивидуальным рабочим временем, затрачиваемым на производство товара отдельным товаропроизводителем. Если бы величина стоимости измерялась бы индивидуальным рабочим временем, то не существовало бы единой величины стоимости на одинаковые товары. В действительности же одинаковые товары имеют равную стоимость. Величина стоимости товаров определяется не индивидуальным рабочим временем каждого отдельного товаропроизводителя, а тем рабочим временем, которое общественно необходимо для производства данного товара. Общественно необходимое рабочее время есть то время, которое требуется для изготовления какого-либо товара при средних, общественно-нормальных условиях производства, т.е. при среднем уровне техники, средней квалификации и интенсивности труда.

Итак, величина стоимости измеряется общественно необходимым рабочим временем. Спрашивается, можно ли выразить стоимость товара в рабочем времени, если она определяется не индивидуальным рабочим временем, а общественно необходимым рабочим временем? Нет, нельзя. В условиях обособленности товаропроизводителей невозможно определить количество труда, которое не отдельный товаропроизводитель, а общество в целом затрачивает на производство того или иного товара. Возникает трудность с измерением стоимости товара.

С другой стороны, по мере развития общественного разделения труда, увеличивается число актов обмена и разнообразие входящих в обмен товаров. Вследствие этого возникает положение, когда, например, владельцу сапог требуется топор, между тем как владельцу топора нужны не сапоги, а мясо: обмен между этими товаровладельцами состояться не может. Возникает трудность обмена, связанная с множеством разнообразия товаров.

Законы обмена проявляются в природном инстинкте товаропроизводителей. Находясь в этом затруднительном положении, они рассуждают так: поскольку все товары, независимо от своих различных свойств, в определённых количествах замещают друг друга при обмене, равны друг другу, то они могут измерить стоимость своих товаров, относя их какому-нибудь другому, третьему товару как к стоимости, противопоставляя их ему как к всеобщему эквиваленту. И они делают это, хотя и не сознают этого. Товаропроизводители выделяют из всей массы товаров один товар, в котором раз навсегда измеряется стоимость всех других товаров, – товар, который имеет значение непосредственного воплощения общественно необходимого рабочего времени и поэтому может непосредственно и, безусловно, обмениваться на все другие товары: этот товар – деньги. Таким образом, общественная связь между товаропроизводителями, разорванная трудностями непосредственного обмена товаров, восстанавливается при помощи денег.

Вначале, когда существовали лишь отдельные акты обмена, роль денег случайно играли различные товары. Но постепенно в процессе развития производства она закрепилась за золотом. Это объясняется не какими-либо сверхъестественными свойствами золота. Просто золото по своим природным свойствам в наибольшей мере приспособлено к роли денег (однородность, делимость, сохраняемость).

Появление денег приводит к тому, что обмен товаров превращается в обращение товаров, т.е. в куплю-продажу. Теперь каждый акт обмена делится на две стадии: продажу и куплю. Сначала товар продаётся за деньги, а затем на эти деньги покупается другой товар. Так разрешается трудность обмена разнородных товаров.

Таким образом, становится очевидным тот великий факт, что, в условиях товарного производства, продукт, являющийся результатом труда частных производителей и предназначенный для чужого потребления, может дойти до потребителя и дать право производителю получить другой продукт, только через куплю-продажу на рынке, стало быть, только при помощи денег. Поясним это. Чтобы, скажем, мяснику иметь хлеб, он обязательно должен продать мясо, а затем на полученные деньги купить хлеб. Если эта продажа ему не удастся, то он останется без денег, а следовательно, и без хлеба, хотя хлеба больше, чем достаточно; то же самое происходит и в отношении пекаря. И в таком нелепом положении находится всё общество. "Бедняк сидит без работы, потому что богач не в состоянии дать ему работу из-за недостатка денег, хотя они имеют ту же самую землю, те же самые руки для производства средств существования и одежды, какие имелись у них раньше; а ведь именно это и составляет действительное богатство наций, а не деньги". (Карл Маркс, Капитал, т. 1, с. 149).

Тем самым, однако, доказывается, что в условиях товарного производства, т.е. в условиях обмена продуктами посредством денег, все находятся в зависимом положении от денег. Но тем самым обнаруживается вся нелепость капиталистического общества, основанного на товарном производстве: в капиталистическом обществе люди умирают от голода не потому, что не хватает еды, а потому, что у них нет денег, чтобы купить еду; а денег не хватает потому, что не смогли продать еду и другие материальные блага. И таков идиотизм капиталистического общества во всей его красе.

Но особенность всякого общества, основанного на товарном производстве, заключается в том, что в нём царит анархия. Каждый производит сам по себе для личной потребности в обмене. Никто не знает, какова потребность в товаре, который он производит, сколько других производителей занято производством того же товара, сумеет ли он продать товар на рынке, т.е. превратить его в деньги, и будут ли возмещены деньги, затраченными им на производство товара. Сегодня нефть стоит 60 долларов, а завтра – 30, а сколько она будет стоить через неделю, сказать никто не может. Общественное производство находится, таким образом, во власти случая. А там, где господствует случай, дело, конечно же, представляется так, будто успех или разорение зависят не от собственной производственной деятельности отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих. Определяет не экономическая деятельность какого-либо отдельного человека, а милосердие случая, – милосердие случая, которое осязательно проявляется в виде шуршащих в руках денег. Деньги господствуют над человеком.

Но это ещё не всё. Первоначально деньги выступают как вещь, которой измеряют стоимость всех других товаров. В этом своём качестве деньги выполняют функцию меры стоимости. С дальнейшим развитием товарного производства, или, точнее сказать, с постепенным превращением товарного производства в капиталистическое товарное производство, т.е. в производство, при котором в товар превращаются не только все жизненные средства существования, но и рабочая сила человека, появляются новые функции, выполняемые деньгами. А именно: 1) мера стоимости, 2) средство обращения, 3) средство накопления, средство платежа и 5) мировые деньги. Эти функции денег осуществляются в виде технических операций: получение денег, их выдача, учёт, накопление, хранение и т.д.

С развитием капиталистического производства, технические операции, обусловленные функциями денег, постепенно разрастаются в сложную, обширную деятельность, и – возникает необходимость в новом общественном разделение труда: образуется особая группа людей (банкиры), которая выполняет эти технические операции как исключительно свои функции или сосредотачивает их в своих руках. Тем самым, однако, эта особая группа людей приобретает особые интересы также по отношению к тем, для кого выполняет эти технические, точнее, денежные операции, и – появляется особая отрасль предпринимательской деятельности – банковское дело, которое монополизирует всё денежное хозяйство общества. Но поскольку, во-первых, конечной целью всякого предпринимательства являются деньги; поскольку, во-вторых, деньги – сами товар, – то банковское дело никогда не может быть чем-либо иным, как только торговлей деньгами.

Но, спрашивается, как вообще можно торговать деньгами? Или, вернее сказать, спрашивается: как можно покупать рубли на рубли, и, наоборот, рубли продавать за рубли? Ведь никому же не приходит в голову менять, скажем, хлеб на хлеб. Это абсурд. А в случае с деньгами фактически это и происходит. Как вообще такое возможно?

Ответ на этот вопрос простой.

Прежде всего, в процессе капиталистического производства в одно и тоже время у одного капиталиста оказывается временный излишек денег, а у другого появляется спрос на него. Спрашивается, может ли капиталист, имеющий излишек денег, мириться с тем, что этот излишек не приносит ему доход? Тем более, что другой капиталист в данный момент испытывает потребность в дополнительных деньгах и готов заплатить за услугу каждому, кто предоставит их ему во временное пользование. Так один капиталист становится кредитором, а другой – заёмщиком; деньги превращаются в ссудные деньги. А так как весь денежный механизм общества приводится в действие банками, то банки выступают посредниками между кредиторами и заёмщиками в масштабах всего общества. Банк, с одной стороны, собирает свободные, бездействующие деньги, а с другой стороны, отдаёт их в ссуду тем, кто в данный момент имеет спрос на них. Таким образом, банк выступает как кредитор и заёмщик в одном и том же лице.

Когда банк собирает деньги в свою кассу, он уплачивает проценты; когда же банк предоставляет деньги в ссуду, он получает проценты. Банк берёт денежные средства взаймы по низким процентам, а отдаёт их в ссуду по более высоким процентам, – вот эта хитроумная операция с деньгами и есть торговля деньгами; процент называется ценой денег. Здесь дело происходит в полном соответствии с главным законом торговли: как можно дёшево купить и как можно дорого продать. Разница между процентом, взимаемым банком за ссуды, и процентом, уплачиваемым за вклады, является источником прибыли банка. За счёт этой разницы банк покрывает расходы, связанные с выполнением своих операций. Остающаяся сумма составляет прибыль банка. Короче говоря, банк даёт и получает больше, чем дал в займы, не пошевельнув даже пальцем для этого; а тот, кто взял в долг должен трудиться, чтобы вернуть долг и сверх того ещё уплатить проценты. При этом банк наживается как на вкладчиках, так и на заёмщиках.

В опосредование всех экономических отношения деньгами, в первую очередь, кровно заинтересованы капиталисты (финансовая олигархия). Зачем сеять, пахать, строить, то есть трудиться, когда можно просто поставить между людьми вещь (деньги), монополизировать её именно в силу частной собственности, и, таким образом, поставить всё общество в зависимое от себя положение, вынуждая его известно количество времени работать даром на себя. Но ещё более омерзительными являются паразиты, оказывающие всяческие услуги: шоу бизнес, реклама и т.д. Эти люди с моралью животных никакой пользы обществу не приносят, но зато превращают свою скотскую жизнь в «товар», продают его, а затем на вырученные деньги от продажи этого своего «товара» покупают дворцы, яхты и т. д.

Ждать другого использования денег в капиталистическом обществе имело бы такой же смысл, как требовать от куска льда, брошенного в костёр, чтобы он не растаял. И дело здесь не в природной алчности финансовой олигархии, а в почве, из которой вырастают собственно деньги, а именно: в частной собственности на землю и средства производства.

Только тогда, когда будет уничтожена частная собственность на землю и средства производства и тем самым будет уничтожено опосредствование деньгами экономических, будет покончено с паразитическим использованием денег, банковского дела вообще.



Рейтинг:   3.00,  Голосов: 20
Поделиться
Всего комментариев к статье: 9
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
ничто не отражает идиотизм
маркса лучше, написал 03.04.2020 17:17
чем такие вот сентенции.
_______________
что на их производство затрачена физическая и умственная сила человека – одинаковый человеческий труд.
_______________
где патлатый придурок (и все его поклонники) видели одинаковые цены? Сегодня гречки нет и она по 100, вчера была по 40, завтра привезут.
ОДИНАКОВЫХ ЦЕН ПРОСТО НЕ СУЩЕСТВУЕТ В ПРИРОДЕ!
и даже при совке их не было.
Re: условие
ВЫЖИВАНИЯ человечества. написал 03.04.2020 14:56
Брат Серго, для НИХ мы с тобой не "человечество", а "природное разнообразие", фауна...
Re: Азы марксизма
к сожалению написал 03.04.2020 14:52
не могут разрешить коренного вопроса чел.бытия - очень русского "вопроса Свободы" ("тварь ли я дрожащая, или Право имею?")
Задача будущего социализма - разрешить этот вопрос (увы, на какое-то - историческое - время..)
Re: Re:
Рафик Кулиев написал 03.04.2020 10:24
ОНН, ВТО, ВБ, МВФ, ВОЗ и все другие международные организации являются служанкой капитала.
Re: Re: SergУ
Антипутин Антикоммун Антисоветович написал 03.04.2020 09:52
Условие выживания человечества - выработка (в т.ч. с помощью науки) стойкого иммунитета ко всем вирусам вместе взятым, включая иммунитет к пропагандонам, тебе подобным и к твоим "тезисам"-гандонам б/у.
Да, возможно 2/3 человечество погибнут, зато оставшаяся треть научится жить ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ без вирусов, коммуняк, нациков, патриотов и прочей сволочи.
Re:
Serg0 написал 03.04.2020 08:52
В совбезе ООН будут обсуждать введение гарантированного социального дохода.
-----
Милостыня с барского плеча. Обсуждать следует идею РАВЕНСТВА и нетоварной экономики, т. е. коммунистического способа общественного производства. И это уже не благое пожелание, а условие ВЫЖИВАНИЯ человечества.
Азы марксизма
Serg0 написал 03.04.2020 08:49
Строго по Марксу. И возразить абсолютно нечего. Буржуазные "ученые" связывают необходимость товарно-денежных отношений с общественным разделением труда. Это неверно. Товарно-денежные отношения обусловлены прежде всего наличием частной собственности. Ведь если нет собственности, что может быть предметом обмена? С другой стороны, разделение труда вполне может обходится и без ТДО - на любом производстве, неважно, насколько оно крупное, цеха не обмениваются между собой, не торгуют болтами и гайками. Материальное производство действует не по рыночным законам, а в строгом соответствии с календарными планами, технологиями в соответствии с законами ФИЗИЧЕСКОГО мира, в котором деньги лишь бесполезные бумажные фантики.
Социализм и заключается в том, что такое производство охватывает ВСЮ экономику страны ЕДИНЫМ плановым народно-хозяйственным комплексом, ориентированным непосредственно на удовлетворение общественных потребностей, а не на прибыль отдельных частных составляющих. Поэтому идея социализма встречает самое яростное сопротивление со стороны воров-"собственников", для которых место в нем не предусмотрено.
Нет продажи денег!
Платон написал 03.04.2020 06:39
Кулиев наконец понял, что главная фишка капитализма - это продажа денег, которая является по своей сути абсурдной - паразитической и общественно-недопустимой. Операция продажи денег называется ростовщичеством!
Ростовщичеством занятием занимается Запад - тысячи лет, особенно в этой деле преуспел одни народ - евреи, хотя не все из них, для ортодоксальных евреев - это грех.
Это грех в исламе.
Тем не менее, так называемые мировые деньги - американские доллары продаются - это абсурд неолиберальной модели капитализма - неолиберальной модели глобализации, которую призван спасти короновирус.
Короновирус - это "частные деньги" и это доллары, тогда как деньги - это продукт общественного производства в организованных сообществах - государствах.
(без названия)
митс написал 03.04.2020 00:09
В совбезе ООН будут обсуждать введение гарантированного социального дохода.
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss