Кто владеет информацией,
владеет миром

Эквивалентный обман

Опубликовано 20.12.2019 автором Метик Сергей в разделе комментариев 26

капитализм россия государство
Эквивалентный обман

Вся современная «философия» либерализма покоится на двух основополагающих постулатах. Первый заключается в декларировании «свободы» человека, которая ограничена лишь «свободой» другого человека. В рамках этой «свободы» каждый индивидуум вправе сам брать от общества столько, сколько способен утащить, соблюдая лишь определенные правила игры. В буржуазном обществе свод этих правил называется «законами», а государство именуется «правовым», вне зависимости от содержания этих «законов». Это, так сказать, «этическая» основа либерализма.

 

Разумеется, первое место в буржуазных «законах» занимает «священное и неприкосновенное право частной собственности», превращающее постулирование свободы в самую пустую из всех пустейших деклараций.

Второй постулат, «экономический», касается отношений между людьми, складывающихся в процессе производства и распределения материальных благ на основе т. н. «эквивалентного обмена». Ты – мне, я – тебе. Никто никого не принуждает, поскольку «свобода» же. В повседневности подобный принцип не вызывает отторжения, поскольку равенство, эквивалентность обычно ассоциируются со справедливостью. Правда, особняком стоит плата за труд, «эквивалентность» которого вычислить достаточно сложно, но это обстоятельство представляется незначительным недостатком в целом справедливой системы товарно-денежных отношений.

Эта кажущаяся «справедливость» обмена настолько прочно укоренилась в общественном сознании, что зачастую даже авторитетными профессиональными экономистами воспринимается как неизбежное следствие общественного разделения труда, усматривающих порок не в самом обмене, а в его «неэквивалентности».

Очевидность, воспринимаемая как должное, очень часто служит источником заблуждений, ведущим к ложным выводам, особенно, если речь идет не об абстрактных понятиях, а затрагивает материальные интересы влиятельных общественных сил. Всякая истина, не служащая интересам господствующих классов, не способствующая приумножению их капиталов и привилегий, господами будет всячески отторгаться или игнорироваться.

Конечно, вряд ли какой-нибудь финансовый магнат, олигарх, капиталист или политик лично станет полемизировать на темы справедливого распределения потребительских благ в условиях общественного характера современного производства. Возможно, из опасений продемонстрировать свое полное невежество или очевидную корыстную заинтересованность в сложившемся порядке вещей. Подобная публика предпочитает «стоять над схваткой», окружать себя ореолом исключительности, величия, государственной мудрости, не вступая в унизительные дебаты с какими-то оппонентами и претендентами на насиженное место. Для этой работы есть огромная наемная армия высокооплачиваемых содержанок - гладкоговорящих «ученых», «философов», журналистов, телеведущих и прочих авторитетов, способных любое речение своего заказчика убедительно донести до масс в качестве бесспорной истины.

Что же не так с обменом? Ведь испокон веков люди обменивались произведенными продуктами, считали обмен неизбежным спутником общественного разделения труда и не усматривали в этом ничего плохого. Башмачник тачал сапоги, портной шил одежду, рыбак ловил рыбу, охотник бил дичь – как иначе могли они удовлетворить свои потребности, не прибегая к обмену? Действительно, в рамках мелкотоварного, ремесленного производства никак не могли. Обмен есть неизбежная форма общественных отношений на определенном историческом этапе. Эквивалентность заключалась в равном количестве общественно необходимого труда, заключенного в разных товарах.

В результате конкуренции частных производителей, цена обретала свою устойчивую величину, ограничиваясь сверху возможностями спроса, а снизу – минимально необходимыми производственными затратами. За этим «следил» всесильный закон стоимости – извращенное проявление более общего закона экономии рабочего времени в условиях товарного производства. Не все товаропроизводители могли вписаться в эти ограничения. Одни разорялись, не выдерживая конкуренции, другие обогащались и расширяли свое производство. Рыбак, который не смог конкурировать с более удачливым и оборотистым рыбаком, продавал снасти и нанимался к нему на работу. За счет концентрации производственного капитала повышалась производительность труда, что позволяло предлагать более низкую цену на рынке и еще агрессивнее вытеснять незадачливых конкурентов. Подобное происходило, разумеется, не только с рыбаками, но и со всеми, говоря современным языком, «субъектами экономической деятельности». В итоге, конкуренция мелких товаропроизводителей сменилась тотальной монополией крупного капитала и финансовой олигархии, диктующих свою волю потребителю.

Что же происходит дальше, когда конкуренция уже существует лишь формально, в виде либеральной фантазии, а реально цена уже практически ничего не отражает, кроме постоянно растущих аппетитов монополистов? Как можно обеспечить «эквивалентность» обмена при уже не работающем законе стоимости? Плохая новость. Никак. Только вручную, высчитывая скрупулезно затраты монополий в человеко-часах и фиксируя их в цене товара. Это ужасное для целомудренности либеральной идеи обстоятельство заставляет идеологов рыночного благолепия отчаянно придумывать какой-нибудь выход, сочинять какую-нибудь эрзац-конкуренцию, соблюсти форму при скандально оконфузившимся содержании. Так родилась идея «демонополизации».

Беда лишь в том, что процесс монополизации носит объективный, естественный характер, в то время как демонополизация субъективна, формальна, и не намного продуктивнее попыток перекрытия течения реки законодательными актами. Для этого нужны явно другие материалы.

Если мелкотоварное производство с развитием производительных сил неуклонно монополизируется, то во что же превращается «эквивалентный обмен» в новых условиях? Ведь его «эквивалентность» и в прежних условиях была весьма сомнительной. Покупая в лавке хлеб, покупатель оплачивает не только естественные издержки производства, но и обеспечивает прибыль владельцу товара. Работник, работая на хозяина, приносит тому доход, включающий прибавочную стоимость, умножающую его капитал. Никто ему этого не объясняет, конечно, но принося свою зарплату в семью, глядя на скромную обстановку, на усталую жену, на окруживших его голодных, оборванных детишек, сравнивая свое житие с образом жизни своего «благодетеля» - работодателя, у него невольно возникают сомнения в «эквивалентности» подобного обмена. Хотя, далеко не каждый задумается, не кроется ли за обменом заурядный обман, надувательство и воровство?

Либерал и тут за словом в карман не полезет. Не вписался в рынок? Ищи причину в себе, а не во внешних обстоятельствах. Исхитрись, обмани, укради, занеси кому следует – стань успешным! Или – вымри. Экономике не нужны лузеры.

Так что, если не хотим вымирать, стоит присмотреться повнимательнее к сути обмена. Современные буржуазные учебники обычно провозглашают его неизбежным следствием общественного разделения труда, что в корне неверно. Обмен есть прямое следствие появления частной собственности и разделение труда не имеет к нему никакого отношения. Действительно, чтобы провести операцию обмена требуются два агента, обладающие свободно отчуждаемым продуктом, не нужным им для личного потребления. Т. е. имеющие собственность, которой могут произвольно распоряжаться. Нет собственности – нет и обмена. В то же время можно легко представить себе общественное разделение труда не нуждающееся в обмене, например, во внутризаводских отношениях. На любой фабрике, заводе, ферме, в кооперативе существует разделение труда, никакого обмена не порождающее.

Это не отвлеченная схоластика оторванных от жизни умников, это принципиальные вопросы организации общественной жизни, которые, тем не менее, при всей их важности, никто всерьез не обсуждает, предпочитая плыть по поверхности событий и клеймить гневным слогом многочисленные порожденные товарно-денежными отношениями последствия.

Сам обмен в монополизированной экономике абсурден. Монопольный обладатель товара, например, поставщик каких-либо коммунальных услуг, исходит не из стихийно формируемой рыночной цены и уж подавно не из соображений совести, а из предполагаемой платежеспособности потребителя, чтобы не разорить его окончательно и не потерять для себя источник стабильной прибыли. По сути дела здесь никакого обмена уже нет, поскольку, как поставщик, ток и потребитель связаны между собой системой коммуникаций, никак не предусматривающей возможности свободного выбора. Обмена уже нет, а обман как был, так и остался, приняв еще более изощренные формы.

Замечу, что словом «обмен» часто обозначают проявления сущностей ничего общего с экономическими отношениями не имеющие. В частности, общепринятое выражение «обмен веществ», ни у кого не вызывающее возражений, с обменом имеет мало общего. Это не обмен в традиционном понимании, метаболизм – важнейшее условие существования всего живого. Так же как не является «обменом» обмен информацией между процессором и периферийными устройствами или ОЗУ. И в метаболизме, и в информационных технологиях никакого обмана обмен собой не представляет, чего не скажешь о товарно-денежных манипуляциях.

При социализме частная собственность упраздняется, поэтому из общественных отношений исключается и её важнейшее следствие - товарный обмен. Это касается не только средств производства, но и такого специфического товара, как рабочая сила. Человек перестает быть живым товаром, измеряемым денежной мерой. Он не продает своё время, свои руки, голову, свои способности и таланты частному собственнику, чтобы получить от него скудно отмеряемые средства к существованию. Его труд, знания, квалификация становятся непосредственно общественным достоянием. И так же, как его труд принадлежит обществу, так и труд всех остальных членов общества принадлежит ему. Теряя частную собственность в виде своей рабочей силы, лишаясь права торговли ей, человек обретает взамен все богатства своей страны, становится её истинным хозяином, «от Москвы, до самых до окраин».

Вместе с обменом навеки исчезает и обман – постыдное для разума средство поиска частной выгоды, в стремлении возвысится над другим человеком, взять от общества как можно больше, а дать ему как можно меньше.

Социалистическая экономика практически представляет собой единый плановый нетоварный народнохозяйственный комплекс с равенством трудового участия и равенством в доступе ко всем благам современной цивилизации. Никаких товарно-денежных спекуляций, финансовых махинаций, никакой конкуренции и взаимной борьбы за существование нет.

Либерал, конечно, заголосит – как же без конкуренции! Ведь буржуазные ученые так понятно всё объяснили! Конкуренция стимулирует выпуск более качественной продукции, ведет к снижению цены, в конечном итоге к экономии рабочего времени! Советский Союз погубило отсутствие конкуренции – это каждый знает!

И будет глубоко неправ. Конкуренция есть чисто торговое понятие, не имеющее вообще никакого прямого отношения к производству. Прежде чем конкурировать, продукция должна уже быть произведена и представлена в виде товара на рынке. А если монополии захватили рынок то, что произойдет? Чтобы увеличить свою прибыль, каждый будет стремиться повысить цену и всячески снизить издержки, в том числе, экономя на оплате рабочей силы. Человек оказывается ограблен дважды. Первый раз - недополучив свою зарплату, а второй раз – покупая в магазине по завышенным ценам продукцию монополий не самого лучшего качества.

Приписывать конкуренции какие-то созидательные возможности - то же самое, что и объяснять развитие технологий стимулированием их гонкой вооружений и войнами. Наоборот, в монопольном производстве, то, что по привычке именуют конкуренцией, ведет только к ухудшению качества продукта и повышению его цены.

Можно много рассуждать о мерах по обеспечению «эквивалентности» обмена, о справедливости точного воздаяния каждому «по труду» - жизнь преподала всем нам жестокий урок об утопичности всех этих попыток. Можно цитировать Маркса в той части его «Критики Готской программы», где он вроде бы допускает обмен равными стоимостями при социализме, чем, разумеется, немедленно воспользовались номенклатурные «теоретики».

О чем же пишет Маркс? Откроем первоисточник:

«В обществе, основанном на началах коллективизма, на общем владении средствами производства, производители не обменивают своих продуктов; столь же мало труд, затраченный на производство продуктов, проявляется здесь как стоимость этих продуктов, как некое присущее им вещественное свойство, потому что теперь, в противоположность капиталистическому обществу, индивидуальный труд уже не

окольным путём, а непосредственно существует как составная часть совокупного труда».

Не обменивают своих продуктов, включая и труд, который становится непосредственно общественным, т. е. не принадлежащим никому в частности. Поэтому не может быть и речи о «вознаграждении» за труд, будь оно хоть трижды «эквивалентно».

Из понятных соображений, партийные начетчики этот момент пропускают полностью. Но далее Маркс пишет:

«Он [работник, М. С.] получает от общества квитанцию в том, что им доставлено такое-то количество труда (за вычетом его труда в пользу общественных фондов), и по этой квитанции он получает из общественных запасов такое количество предметов потребления, на которое затрачено столько же труда. То же самое количество труда, которое он дал обществу в одной форме, он получает обратно в другой форме.

Здесь, очевидно, господствует тот же принцип, который регулирует обмен товаров, поскольку последний есть обмен равных тоимостей. Содержание и форма здесь изменились, потому что при изменившихся обстоятельствах никто не может дать ничего, кроме своего труда, и потому что, с другой стороны, в собственность отдельных лиц не может перейти ничто, кроме индивидуальных предметов

потребления».

Вот за этот рудимент капиталистический отношений и ухватились ловкие партийные демагоги, возведя «эквивалентный обмен» в принцип социализма – распределение «по труду»! Как же, то же самое количество труда! Дал в одной форме, получил в другой! Сам Маркс «отлил в граните»!

В чем хитрость? Маркс пишет о коммунистическом обществе, только что вышедшем из недр капиталистического общества и «которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет ещё родимые пятна старого общества». В общественном сознании, даже в пролетарской среде, еще сильны «традиции» наемного труда, дифференциации платы «за труд», мелкобуржуазные эгоистичные устремления, противодействующие становлению новых общественных отношений. Возводить их в «принцип социалистического распределения» Маркс совсем не собирается. И взаимоотношения работника и общества уже строятся не на обмене, а лишь на том же «принципе, который регулирует обмен товаров».

Обмен здесь редуцируется до уровня, образно выражаясь, «метаболизма», только не на уровне отдельно взятого живого существа, а всего общества, как единого социального организма. Становится из «свободных» спекулятивных отношений мены жизненно необходимой формой существования общества, сочетающей воспроизводство и распределение в едином производственном процессе.

Чем же обусловлены цивилизационные преимущества нового, коммунистического способа производства? Это те же факторы, которые разоряют мелких товаропроизводителей и ведут к концентрации капитала, к образованию монополий. Преимущества сложений усилий множества людей против их раздробленного, стихийного противостояния. Выгодность солидарности трудового народа в сравнении с конкуренцией и взаимной борьбой за существование множества отдельных личностей. Превосходство более высокой мотивации труда в условиях равенства, братства, единства, взаимовыручки над мотивацией страхом и голодом. Чего бы там не голосили забытые ныне перестроечные партийные «академики» о «материальной заинтересованности», «рынке» и «конкуренции».



Рейтинг:   4.00,  Голосов: 10
Поделиться
Всего комментариев к статье: 26
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
(без названия)
Серго, однако... написал 20.12.2019 18:00
"В рамках капитализма, стихии товарной мены, порождающей алчность, насилие, ненависть, злобу "
========================
Ты об всех по себе не суди, Метик.
Если у тебя меновые отношения порождают ненависть и злобу, то так и говори. А вот у меня не порождают. У меня ненависть порождают потуги разных ублюдков отнять и поделить по своему усмотрению (якобы "поровну").
(без названия)
Серго, однако... написал 20.12.2019 17:56
" Монопольный обладатель товара, например, поставщик каких-либо коммунальных услуг, исходит не из стихийно формируемой рыночной цены и уж подавно не из соображений совести, а из предполагаемой платежеспособности потребителя"
====================
Вообще-то тарифы ЖКХ устанавливаются не поставщиком услуг, а в законодательном порядке на региональном уровне. Это прописано в Жилищном кодексе, номер статьи не помню. По-моему, 157-я статья. Не исключено, что Метик этого не знает. Но не исключено другое - он нахально врет, рассчитывая на неосведомленность других.
Если речь о коммунальных услугах типа ремонта водопровода или газового оборудования, то тут рынок вполне конкурентен, и даже более чем. Там монополизмом и не пахнет.
Метик на Луне, что ли, живет? В который раз убеждаюсь в этом. Человек как в вакууме, такое впечатление.
Ястреб написал 20.12.2019 16:45: ''продолжение следует'' - Не утруждайся
Кухаркин написал 20.12.2019 17:20
Ничего ты за свою клоунаду не выменяешь. Твое косноязычное творчество можно осилить в объеме не более шести строк: пять - в начале и одну - в конце.
Re: Re: Обмен как универсальная категория
Serg0 написал 20.12.2019 17:03
Обмен - отношение добровольное. Можно ли обмен углекислого газа, производимого клетками организма, на кислород назвать обменом? А вы сможете жить не обмениваясь таким образом? Я и пишу о том, что следует различать сущностно необходимые формы "обмена" и социальное извращение, называемое товарно-денежными отношениями, без которых общество вполне может обойтись. А без обмена веществом с внешней средой - не обойдется никогда. Этот "обмен" никакой коммунизм "отменить" не в силах. Коммунистический способ производства лишь упорядочивает этот обмен, устраняет нерациональность, расточительство, уничтожение среды обитания, которая принадлежит не только ныне живущим, но и бесчисленным поколениям потомков. В рамках капитализма, стихии товарной мены, порождающей алчность, насилие, ненависть, злобу мысль о потомках почему-то приходит в головы в последнюю очередь.
Re: Обмен как универсальная категория
Ястреб написал 20.12.2019 16:45
Просто смешно читать, что при социализме и коммунизме не будет обмена!
Кстати, а почему, спрашивается? в чем нежелательность его? Разве в приведенной автором цитате из марла в строгом смысле отрицается обмен? Там, вообще-то Марло доходит до того, что обмен у него выступает чем-то от приносящего наживу. Какая ерунда!
А ведь, с другой стороны, в ряде других своих работ Маркс показывает, что обмен - неотъемлемая сторона всяческого производства. Поскольку он признает, что и при коммунизме люди будут трудиться производяще, постольку признает и наличие обмена...
Но пойдем дальше. Допустим, наш автор прав, понимая социализм как некий огромный механизм-автомат, где каждая шестеренка-петеренка, представляющая людей, общности, их отношения и проч. крутятся-вращаются-вертятся-кружатся... (фу, ерунда!).
Так вот, допустим, что в этом гигантском молохе как бы параллельно трудятся рядом два шестеренка-петеренка. И, что же, между ними не будет происходить некий, хотя бы на уровне индукции обмен, взаимодействие?
Ведь даже на уровне простой механической машинки между работающими частями ее могут происходить взаимные влияния, воздействия, обмены (теплом, током, магнитудой...).
Например, я попрошу, чтобы мой сменщик сегодня поработал за меня с тем, чтобы потом, я поработал и за него в удобное ему время. Таким образом, между нами происходит взаимообмен "любезностями".
А как станется в том случае, коль скоро мы на работе, вдруг, стали обмениваться взаимными признаниями, чувствами?.. Больше, любовь закрутилась между нами. Разве любовь возможна вне обмена, взаимообмена (собственно, обмен и есть не что иное, как взаимообмен)?
Когда, кстати, в известной похабной песенке на енту тему поется про вошь, гниду да тетку Степаниду, - разве не об обмене (приятном) речь?..
Когда два физико-химических тела взаимодействуют между собой, обмениваясь атомами, электрончиками, элементами, теплом, информацией,веществом, энергией, - что это такое?
Коль скоро жизнь есть не что иное, по Энгельсу, как взаимообмен белков между собой и окружением, - как живое может существовать без обмена?..
Нет и не может быть, коротше, вещей, явлений, которые хоть как-либо не участвовали во взаимоообмене. Все течет, все меняется. Нет обмена, - нет существования. Я ни с кем и ничем не обмениваюсь, - нет меня. Вот, Бог, - он ни с кем и ничем не обменивается, ибо все свое несет с собой, ни в чем не нуждается. Но, вот же беда, - существует ли он такой?..
(продолжение следует)
Обмен как универсальная категория
Ястреб написал 20.12.2019 16:43
Обмен - неотъемлемый момент всякого движения, в том числе того, коим существует человек. Он - свидетельство конечности, недостаточности сущего. Он толкает последнее к нахождению того, в чем нуждается и вступлению с ним в обмен, поскольку может дать ему в чем тот нуждается.
Теперь об обмене как обмане.
Вообще-то, - это дурня! Капиталист вступая во взаимодействиес будущим работником, вступает с ним во взаимоотношение. Обмен - момент взаимоотношения. В этом взаимоотношении я обмениваюсь со своим партнером обязанностями и правами, которые и фиксируемы в соответствующем (писанном или нет) договоре. В последнем дела так обставлены, что мои права я обмениваю на обязанности партнера. Соответственно, его права обмениваются на мои обязанности. Так складывается любое отношение между людьми, а их бесконечное множество. Где нет отношений, в которых человек существует, - там нет и человека. Это даже так, поскольку и сам он, будучи некой целостностью (био-общественной, скажем), есть совокупность огромного множества отношений, которые построены на основе обмена в означенном смысле. Сказано ведь тем же Марлом, что человек - "Совокупность всех общественных отношений"...
Но все же, как, каким образом один человек (скажем, хапиталюга) обманывает меня (скажем, искателя работы или даже какого другого аборигена с острова Святой Елены)? Как по мне - если оба они абстрактные, нормальные люди, - никак! На самом деле. Положим, ентот купец выменял у меня диск золота за какой другой стекло-шарик, или то же какую-то тягучую штучку, которую тоже можно надуть (купец обзывает его "презерватив".
Что выходит: он меня обманул? Да ничуть не бывало! Ведь я полностью доволен остался полученным "шариком"! А то, что отдал ему этот дурацкий золотой диск, или кунью шкурку - да плевать я на них хотел: ведь таких штучек у меня на острове аки дерьма негребанного! А, вот, поди же, такого шарика, - ну ни у кого нет на острове! Да благодаря ентому шарику, я в вожди проберусь, будучи самым исключительным, особенным человеком промеж своих...
Ну, и хапиталюга-купчик, конечно, довольный, ухмыляется в усы: обставил, мол, делишки удачно!
Оба считают, что хорошо провели день, дела!
Разумеется, в ентих штучках-торжищах, уже на уровне потлача возможные всякого рода объеглоривания. Но ведь в целом, они дела не меняют. Один другого объегорил, тот - третьего... И, глядишь, - круговая порука, которая, в конечном итоге и прриводит взбаламученную водицу в первозданный порядок. На рынке - все объегоривают друг друга. Ведь обмен - торговля. А не поторгуешь - не разбогатеешь...
И, все же, еще раз повторяю, здесь, на уровне обмена, богатство не приобретается! Кстати, об этом и сам Маркс говорит, утверждая, что капитал в обращении не появляется. Вернее, обращение само по себе капитала не дает...
На исповеди
- О, Батюшка!
- Слушаю, дочь моя?
- Опять согрешила, батюшка!
- Дочь моя, сколько же раз Ты ходишь ко мне на исповедь? Сколько раз обещаешь, что не будешь больше так грешить?..
- Ах, батюшка, но ведь ему от этого... Так приятно! А мне - ничего не стоит...
И еще: конец одного, тоже известного старо-бородца:
"И тебе колесе, и мне - колесе"...
А в целом, публикация, видать, написана в спешке. Много недооконченных нитей,, непоследовательностей. Есть и весьма многообещающие догадки-разгадки!..
<< | 1 | 2
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss