«Не так давно один коммуноидный графоман, чьи вирши, бездумно подстрекающие к «революционному террору», я с осуждением процитировал в статье «По ту сторону красного и белого» («Москва», 2006, №1), разместил аж на трех сайтах Интернета редкий по беспардонному хамству, интеллектуальной (?) недобросовестности и литературной беспомощности пасквиль, посвященной моей скромной особе. Полемизировать с развязной и, главное, бездарной бранью – значит унижать свое достоинство. Замечу только, что главные обвинения в мой адрес: Сергеев, дескать, «реакционер» и прислужник нынешнего «антинародного режима» - нимало меня не оскорбляют. Получить титул «реакционера» вслед Достоевскому и Леонтьеву – огромная и незаслуженная честь. А если идеи последнего Президентского послания будут действительно осуществлены, то я готов с гордостью и радостью стать прислужником такой власти».
Шевелятся, шевелятся тараканчики: «Шур-шур, мур-мур» (М.А.Булгаков, «Бег»). Напомню читателю, о чем выше речь: о моей статье «Чёрный против серости» - задача которой и была как раз в том, чтобы вытащить «патриота» Сергеева на дискуссию, поскольку сам он склонен не называть и вещи и авторов своими именами, и название у статьи моей поэтому было предельно хлёстким, впрочем, как и содержание, тут он прав. Не очень ясно, что именно Сергеев называет бездарной бранью – в статье есть как исходно концептуальный «переход на личности», так и общетеоретическая часть, на которую и побаивается отвечать Сергеев, демонстрируя выше, по всей видимости, «брань даровитую». Ей-богу, мило, когда такой научный работник не скупится на эпитеты)) «Коммуноидный» - это ж уже не классика, это авангард, поди – что скажут батюшки?
Мне как поэту и публицисту чрезвычайно приятен сам факт того, что удалось одного типичнейшего кабинетного патриота вытащить на татами дискуссии – и хотелось бы, чтоб она не ограничилась полемикой просто двух «скромных особ». В наше время как раз не хватает и персонифицированной полемики и вообще общественной дискуссии именно по тем вопросам, на которых мы с Сергеевым схлестнулись.
Можно было бы дискутировать с более именитыми авторами вроде Проханова или того же начальника Сергеева Бородина - поскольку исторически они являются флагманами правого реванша в новорусской публицистике, но мне интересно не забронзовевшее, авторитетное, цитируемое, а как раз бытовое понимание «русского вопроса» какой-нибудь скромной персоной, одной из которых, согласно собственному определению, и является Сергеев. Ну а за компанию уж призываю оппонента отвечать за всех «правых», раз наметилась такая масштабная баталия.
Отшествие родины и пришествие нации
Конечно, мы не будем здесь цитировать словоблуждания патриота Сергеева по просторам «патриотики» в поисках подтверждения простейшего и ныне государственного тезиса о том, что «Русь просыпается». Кстати, какая такая Русь? Засыпала-то она вроде бы Советским Союзом с его постиндустриальной уже инфраструктурой – а проснулась в каком-то древнем кокошнике, средь приватизированных недр и лесов, распроданных на металлолом заводов, да еще и радуется этому! Страна умерла, зато нация нарождается (согласно утверждению Сергеева). Остается только удивляться: зачем столько пыльных источников перелопатил Сергеев, чтобы в итоге сказать Президентскому (с большой, конечно же, буквы) посланию банальнейший «одобрямс»? Но в свете наметившейся тенденции вообще в среде «правой» окололитературной интеллигенции сей примечик как раз небезынтересен. То есть он даже симптоматичен: в то время как осанну Путину запела «Завтра» (мы, равно как и Сергеева не будем здесь цитировать и пламенного публициста Вотречева на этот счет) – уж голос и «малых сих» не может петь чего-то другого, выясняется.
Вставая с гордо выпяченной грудью в ряд «пламенных реакционеров» (правда, причем тут Достоевский и Леонтьев? я о них ни слова не говорил), Сергеев, однако, возлагает не только и не всего лишь лучшие надежды на Путина и его Послание, но пытается как бы ставить определенные условия, в случае выполнения которых согласен быть принятым на государственную ставку в государственную «ставку» - олигархического капитализма, заметим тут вскользь. Вот это уже не может не вызвать смеха - как и не по эпохе законопослушные, благонамеренные искренние его «осуждения» стишков моих «крамольнейших»: ведь радеет о правопорядке патриот, это вам не фунт изюму, защищает джип своего кормильца, главного редактора «Москвы»!
Весь многостраничный пафос идеалистических блужданий мужа научного Сергеева среди высказываний уважаемых им реакционеров укладывается в одном лишь не слове даже, а верноподданном пьяном мычании («человеку» буржуи дали «на водку»). При этом – гордом мычании, вот в чем его «русская специфика». Мы ж не просто «дорогие россияни», у которых контрреволюция отняла и право на бесплатное образование, и конституционную возможность участвовать в управлении страной, и сам статус «социалистического собственника» - мы русская нация! Сергеева не интересует базис – что принципиально – он готов десятилетиями не вглядываясь в экономическое «дно» мелко плавать на утлом судёнышке «патриотики», при этом благословляя в большое плавание большие корабли «сильных мира сего», коими являются концептуально невидимые Сергееву буржуи. Ну, вот чего не хотим – того и не видим. На то он и идеализм, воспитавший такую великолепную школу среди русских патриотов начала века, что столь любимый Сергеевым и Путиным философ Ильин, к примеру, благословляет Гитлера – осуждая «еврейских» критиков тогда еще молодого дарования. Правда, в отличие от Сергеева он это делает открыто, называя имена – а вот Сергеев благословляет вместе со всей «патриотической» шатией-братией разграбление недр родины олигархами молча, точнее даже – теперь не молча, а сопровождая это разграбление (возможное только при капитализме) патриотическими гимнами.
Но что толку ругать патриотов? Их тоже можно понять – советская власть, по их мнению, была не достаточно хороша для русской нации, хоть, конечно, и образовывала таких вот сергеевых. Они благодарны ей за «счастливое детство», но нынешний ассортиментный рай олигархического капитализма, однако, им как-то милее. И хочется на государственную службу – не все же в свободных публицистах и педагогах (аж с 1991-го года) ходить. Бедновато живётся патриотам. Но почему же бытие не определяет сознание в данном случае? А вот почему.
Интеллигенция - овин нации
В сущности, ведь сбылась именно классовая мечта интеллигенции, игравшей в контрреволюции 1991-го далеко не последнюю роль - хоть патриотами тогда себя считавшей, хоть либералами… Кстати, ведь одним из лозунгов и свершений контрреволюции было как раз провозглашение долгожданной «русской республики» - установление во главе деградирующего государства новой структуризирующей аббревиатуры РФ (в силу субъективных причин – диктатуры Ельцина, превознесении статуса сначала новосозданной в целях дестабилизации и «департизации» компартии РСФСР над КПСС, а потом и просто превознесение «центра», Росфедерации над всеми «окраинами», что и выразилось вскоре в отпадении последних). Приватизация и деиндустриализация, при том, что большинство дорогих россиян лишила и работы и будущего, сформировала класс «эффективных собственников», владеющих в основном сырьевыми богатствами родины – класс, который, в свою очередь, и содержит патриотов-интеллигентов. Конечно, не всех. К примеру, Бабурин любит больше журнал «Москва». «Наш Современник» данный маститый патриот любит меньше. Да на всех любви («лаве») и не хватит. С патриотическими предпринимателями, конечно, хорошо, но лучше все же – с государством. Вот и вся тенденция, вот откуда «одобрямс». Ну хочется патриотам любить власть – особенно за деньги. Однако тут пока взаимности сергеевы не снискали.
Глядя на маслянистые, уже не влезающие в телеэкран рожи ведущих новостных передач (или аналитических и тоже патриотических, вроде добровской) на государственных или московского княжества каналах, невольно задумываешься: а почему они такие красивые? От народной ли любви? Нет – от хороших окладов. Которые платит им кто и за что? И здесь уже не до сергеевских ползаний по фолиантам идеалистическим – тут нужно трезво взглянуть на действительность.
Вся РФ сегодня является, с одной стороны, рынком с его сферами влияния – точнее даже, рыночным складом товаров и сырья, поделенным меж собой крупной буржуазией (олигархатом) не без участия «силовиков», чиновников путинского поколения, с другой же стороны, не в качестве склада, а в качестве населяемого потребителями-трудящимися территории, РФ являет собой огромный «дотационный» муравейник «бюджетников», где перераспределение доходов находится в ведении государства. Олигархического государства – от этого определения никуда не отвертишься – ведь доходы распределяются по принципу: от олигархий – к бюджетникам и прочим нахлебникам. Бюджет РФ – ее нефть и газ, это известно. Кто торгует этими богатствами? Опять же – в сергеевские очки эта очевидность, отчего-то, вовсе не видна. Торгуют богатствами недр России олигархи – половину от сверхприбылей кладут себе в карман, высоко оплачивают своих работников, покупают себе яхты, футбольные команды, недвижимость, гражданство, а кой-чего потом дают государству. И тут начинается патриотизм. Тут начинаются нацпроекты. Тут начинается Президентское Послание ВВП к дорогим россиянам с простейшим увещеванием: вы, ребята, уж смиритесь с олигархическим укладом, нынче и нам в государстве достается от олигархов достаточно – глядишь, всю страну прокормим с этих даяний.
Вот ведь какая «Русь просыпается»! Как тут не появиться нации? Советский народ, населявший первое в мире, как считает А.Баранов, постиндустриальное государство СССР, не просто распался на этносы, на сепаратные патриотизмы, он, ныне перерожденец и вырожденец, еще и гордится этим. Сергеев однако сетует, отчего это татары после контрреволюции не стали «русскими татарами» и т.д… Вот вам и всё узколобое националистическое понимание социальной катастрофы, которую повлек за собой распад СССР. Сергееву и невдомек, что точно такие же как он патриоты есть во всех экс-республиках СССР – и так же, как он радуется прибытию на родину мощей Ильина, они на Украине радуются тому, что в Бабьем Яру герои-ОУНовцы расстреливали жидив та большевикiв, эстонские патриоты сносят памятники советским воинам, а самих их сажают в тюрьму за то, за что раньше ордена давали, патриоты в Грузии тоже не дремлют. И везде на островках распавшегося благодаря все тем же «патриотам» СССР царит полнейший «национальный ренессанс» на фоне экономической разрухи. Я не прав, Сергеев?
Я не прав, я лев. Именно потому, что патриот – но патриот той страны, где родился, а не «Руси тысячелетней»: патриот советский, патриот СССР, стоявшего на фундаменте пролетарского интернационализма и социалистической революции. И, в отличие от «патриотов» правых, когда СССР называют империей, я считаю это оскорблением пролетарского, первого в мире постиндустриального государства, которым СССР успел стать в 1980-х, но устоять не сумел. Ведь империя всегда подавляет – и вполне заслуженно сегодня империей называют лишь США в Венесуэле, на Кубе. И точно используют термин. Здесь, кстати, тоже сказывается невежество, лежащее в основе всех умопостроений патриотов насчет «Пятой империи» - империя по определению не имеет границ, ее границы – ее войска, постоянно что-то отвоевывающие у соседей. И в этом смысле нынешняя РФ – куда больше империя, нежели СССР, как раз в силу того, что подавляет окраины, вынуждена своим «имперским сапогом» успокаивать «инородцев» и прочих гастарбайтеров на местах, дабы право нации на самоопределение (данное большевиками, но с контрреволюцией переозначенное Ельциным как «парад суверенитетов» и переданное на откуп феодалам) не сильно застило глаза. Какое, к чёрту, самоопределение в империи? К ногтю всех, под сапог! Отсюда и патриотизм сергеевых, он нужен режиму. Отсюда и вассальские требования вновь завоёванных окраин – не из центра, не из Рязани, а из Северной Осетии – о третьем сроке для Путина.
Нельзя отказать моему оппоненту в той добросовестности, что свойственна сотрудникам библиотек: даже в таком простом вопросе, как национализм, он обнаруживает небывалый ассортимент, вполне в стиле нынешней Постэпохи, вполне ресторанный. Тут и биологизаторский национализм Соловья из Горбачев-фонда, тут и национализм более гуманный, культурно-исторический, который пытается проповедовать Сергеев… И все бы так и было мило – если бы не происходящее за стенами библиотеки-ресторана, в котором официантом Сергеев.
Патриотика и патриотики
В то время как кабинетные патриоты выбирают, какой национализм современнее и удобнее для «нарождающейся нации», происходят события в Кондопоге, золочёный и гостеприимный для глобализаторов Санкт-Петербург давно уже стал столицей расового террора и т.д. и т.п. Массы, которые капитализм поставил в рабское положение – деклассированные, сбитые с толку демагогией попроще сергеевской, берутся за ножи. Этого не могут не замечать и патриоты в кабинетах «Москвы» - и тут из уст Сергеева звучит уже такой мессядж, который грех не процитировать: «…русская патриотика должна уже сейчас работать над структурированием широкомасштабного патриотического общественно-политического движения, опирающегося на массовый молодежный электорат, корректируя его настроения в духе национальной традиции, «опровославливая» его.». Ну правильно: а что делали попы перед погромами черносотенцев в Охотном ряду? Именно оправославливали, окропляли святой водой топоры патриотических предпринимателей и вручали им иконы, благословляли на очищение не только от инородцев-иноверцев, но и от «крамольников», студентов-марксистов, анархистов, всех тех, кто не принимал темноту черносотенных и государственных взглядов на жизнь и «державу».
Однако здесь Сергеев помимо все той же реакционной идейки «окультуривания национализма» еще и демонстрирует, судя по построению фразы, противоположность моей «литературной беспомощности» - каков пассаж насчет молодежного электората? Напомню, что электорат – это избиратель. Словоохотливость и благонадежность тут явно подвели патриота: вышло даже не масло масленое, а бессмысленная тавтология. Понятно, что он хотел покрасивее высказаться, но вышло-то смешно: молодежный электорат – что, будет голосовать за общественно-политическое движение? Опять бессмыслица: тогда это не движение, а политическая партия, за движения на выборах не голосуют. Да и молодежь получает избирательное право не в самом начале молодости, хотелось бы напомнить. Патриоты, оказывается, и безграмотны местами.
Впрочем, это ерунда по сравнению с генеральным заблуждением сергеевых (предлагаю здесь оппоненту в ответе мне написать «чёрных» - прозвучит вполне в духе национализма), естественно льющих своими похвалами президентскому посланию воду на мельницу «Пятой империи». Мельница эта кряхтит старыми прохановскими лопастями, но при этом является как бы итогом долгих потуг «патриотики», в ходе которых патриотики додумались до того, что без революций и «великих потрясений» страна как-то умудрится возродиться – не скидывая со своего трудового горба олигархов и силовиков, оставив все как есть, всего лишь «опровославливая» и окультуривая имеющееся.
Пятая точка империи
Парадигма сия снова симптоматична. Идеалисты-патриоты предлагают не меняя базиса просто прихорошить надстройку – не меняя качественно государства, количественно просто побольше вливать в нуждающиеся рты. Так именно эта идея и высказана в Президентском Послании (порадуем тут снова Сергеева большими буквами)! Мол, государство научило на горьком опыте Ходора олигархов делиться – и ведь все во имя кого? Не олигархов, которые уже давно не граждане России, а граждане мира. Все во имя исхудалого народа, который верен своему государству, сколько бы раз оно не перерождалось из социалистического в олигархическое.
Я прямо-таки любуюсь Сергеевым, стоящим в строю верных патриотов «Пятой империи». Большего кретинизма история России, похоже, и не узнает: ребята начисто отказались вообще вникать в экономическую грабительскую суть режима, но зато ловят каждое высказывание из его уст по поводу нации. Государство-оборотень, перевернувшее социальное устройство страны вверх тормашками, ввергнувшее в регресс гигантское советское общество. Государство, которое не просто отторгло от себя республики, но и продолжает, как в случае с Грузией, по-идиотски потешаться или же угрожать недавнему соседу – это государство все еще свято для патриотиков. Сама по себе идея национальных проектов – что, как не банальное воровское «делиться надо»? Ну, покупают для больниц в глубинке новые санитарные машины, ну здания ремонтируют – так что это разве дар божественный, что, нам теперь ставить памятник Д.Медведеву везде, где появилась новая больничная утка?
Но патриотизм униженных и обворованных контрреволюцией не утихает! Причем патриотизм контр-аналитический, если можно так выразиться. Ведь будь патриотики патриотами вполне – они бы первым делом вспомнили, что потеряли в 1991-м, какую страну, на чем основывавшуюся, с какой экономикой и целями развития. Однако это им страшно – как и любое глубокое понимание, ибо знание порождает скорбь, что в данном случае верно совершенно.
Разбитая экономически на феодальные дотационные анклавы, но при этом номинально проткнутая вертелом путинской «вериткали» Пятая империя крепнет исключительно за счет случайности – высоких цен на нефть. Никаких интеллектуальных или просто прожектёрских усилий власть не приложила к тому, что назвала гордо стабилизацией. Огромный разворошённый контрреволюцией муравейник привыкает к новому укладу и здесь главная тенденция, увы, не только занять место повыше, но и не нарушать правил игры. В этом и залог стабильности режима, которой всячески хочет способствовать Сергеев, при этом продолжая ругать либералов и «общечеловеков». То есть, капитализм – это не общественное такое устройство, это лишь частный случай проделок либералов, и вроде с приходом Путина этот либерализм как-то поутих и вместе с ним поутих капитализм: научили гадёнышей «делиться». Сами гадёныши – нехай существуют, только пусть о нации сильно не забывают. Похоже, что все велеречивые изыскания Сергеева укладываются как раз в эту формулу. Нам власть мила, что сама себя избрала – так как пресловутая преемственность ее в РФ есть не что иное как престолонаследие, а Ельцин, как мы помним, в 1993-м диктаторским кулаком эту власть удерживал.
Это и есть ваша Пятая империя? Где олигархи сосут нефть и газ, где Газпром стал уже частью администрации путина, где народ вымирает несмотря на все благостные послания Путина, где солдаты бегут из армии и убивают себя от отчаяния, доведенные до самоубийства не врагами России, а своими родными сослуживцами, в мирное время. Вот из этого пепла и родится империя? Очнитесь, господа патриотики! Соловей, этот внимательно цитируемый Сергеевым патриот, открыто обещает «много кондопог» - то есть погромы для него нисколько не удручающее явление: нация же нарождается, Русь просыпается… Да уж – таких высокообразованных покровителей у погромщиков не было, пожалуй, со времен Пуришкевича.
Патриотики ползают по надстройке. Это их принцип. Там, где материалист и марксист увидит фундаментальное, экономическое и классовое, они видят лишь ассортимент определений, что такое нация. Спор наш с Сергеевым, конечно, свелся к парадигмальному: класс против нации, это неизбежный итог. И отличие позиции революционера от реакционера здесь тоже очевидное – уж если и быть патриотом, то не сложившегося вырождения, а революционного возрождения. Быть патриотом не того, «как склалось», ретушируя язвы капитализма матрёшечными румянами, а того, что необходимо сделать в базисе для будущего, другого пути здесь нет – кроме как государство-оборотня на осиновый кол пристроить. Да-да, как в том моём стишке про джипы и банки. И забавно ссылаться здесь со стороны Сергеева на слащавый пиар Путина как на «благие намерения» - мол, ну вот говорит же, не обязательно пусть сделает, но говорить умеет… Сделает – полюбим, не сделает – осудим. Выгодную позицию заняли в своем окопе патриотики. Они все обвиняли либералов и «общечеловеков», что те являются в их государстве пятой колонной, готовой к «оранжевому шабашу» - но на самом деле пятой колонной для своего обворовываемого олигархами народа являются как раз благословляющие режим на новые срока патриоты, сами глашатаи «Пятой империи»: такой вот замысловатый сюжет. Всё это смешно. Не понимая конструкции государства, ждать от него благодеяний, доверяясь его же лицемерным прожектам – явно не удел мыслящего человека, коим себя, безусловно, считает Серегеев.
Ссылаясь на «молодёжный электорат», Сергеев рассчитывает, видимо, воспитать из скинов и гопоты верных защитников отечества от крамолы и инородцев. Он не может не видеть, что волна социального протеста, поднятая реформами не только 90-х, но и новейшими - выливается в националистические пока берега: всегда легче бить по близстоящей физиономии инородца, а не по начальнику и базису. Однако Сергеев и патриотики, видимо, полагают, что так будет и впредь, а непросвещенный национализм станет крепнуть с помощью их «просвещения».
Тем не менее, поспешу разочаровать кабинетных патриотов: социальный протест, протест наемных работников даже «элитных» профессий вроде нефтяников крепнет с каждым месяцем, теперь сюда добавится и студенчество, после принятия «закона об АУ». Так что пока Сергеев лелеет мечты об оправославливании скинов – их уже «воспитывают» антифашисты в Ленинграде, а на улицы российских городов выходят сотнями и тысячами молодые левые, участники марша «Антикапитализм-2006». Это и есть молодёжный, но не электорат, а революционная стихия. Которую, конечно, направлять не в состоянии не только никто из патриотиков, но и вожди политических партий. Здесь родятся вожди из самих масс, как это и должно быть. Ну а идеалисты пусть и дальше копошатся в своих определениях национализма.
|
|