Кто владеет информацией,
владеет миром

Стоимость труда

Опубликовано 02.04.2018 автором Метик Сергей в разделе комментариев 108

Стоимость труда

Прошу прощения у искушенного читателя за абсурдный заголовок. Каждому марксисту известно, что труд не имеет стоимости и не может её иметь. При капитализме стоимость имеет рабочая сила, которая на рынке труда продается и покупается, как и любой прочий товар. И цена этого товара определяется действием неумолимого закона стоимости, также как туфель и зубных щеток, заводов и пароходов, нефтепромыслов и пентхаусов. Отчаянные крики, жалобы и стенания живого товара этим законом в расчет не принимаются.

Стоимость рабочей силы складывается из стоимости минимально необходимых средств, обеспечивающих её регенерацию, т. е. расходов на питание, образование, медицинскую страховку, аренду жилья и воспитание подрастающей рабочей силы с тем, чтобы «музыка была вечной», чтобы не иссякал приток прибыли в бездонные карманы работодателя-капиталиста. В результате ожесточенной конкуренции на рынке труда и превышения предложения над спросом, цена рабочей силы имеет тенденцию к снижению, балансируя на грани физического выживания работника. Эти очевидности видны невооруженным глазом, даже без обращения к трудам основоположников.

Тем более удивительно, что столь важное обстоятельство игнорируется политиками, включая даже левофланговых представителей оппозиции. В опубликованной недавно статье «Трагедия в Кемерово: Подмена ценностей и понятий» С. Удальцов, после резонного осуждения сложившейся в постсоветском обществе системы ценностей, вдруг предлагает: «деньги должны стать единицей измерения труда». Что это? Понятный оппортунизм опытного политика, действующего в реальной общественной среде или непростительное невежество?

«Единица измерения труда», коль скоро затронута эта тема, является рабочее время. Это чисто физическая величина, никакого отношения к финансовым абстракциям не имеющая. Наоборот, любая денежная стоимость создается трудом человека, затратами его рабочего времени. Попытки обратить движение труда вспять, оценить труд произведенной стоимостью до Маркса предпринимались не раз и всегда приводили к конфузу. Разумеется, труд неоднороден и качественно может быть различным, что вносит определенную путаницу в суждениях. Рабочее время является чисто количественной оценкой, полностью абстрагированной от содержания трудовой деятельности, неважно, слесаря, инженера, врача, ученого, служащего и т. д. Качественная сторона труда никакой меры не имеет, как не имеют меры разум, вдохновение, талант, совесть, счастье, горе, как не имеет меры сам человек – высшая мера всего сущего. Введение в сферу товарного обращения подобных смыслообразующих субстанций есть свидетельство несовершенства и незрелости классового общества, не доросшего до принятия абсолютных этических ценностей равенства, справедливости, свободы, сверхценности человеческой личности.

При социализме предусматривается равенство труда в количественном отношении, его качественное наполнение не находится в сфере каких-либо «измерений» и «пропорциональных» воздаяний. Все индивидуальные таланты, способности, квалификация считаются непосредственно общественным достоянием, принадлежащим всему обществу. В этом есть своя логика. Естественная привилегия, например, врожденная сила, музыкальность, талант художника не даются каждому. Эти качества личности нужны обществу в целом, а не только их носителям. Поэтому общество, как единое целое имеет полное право на любую индивидуальную самобытность, рассматривая её как свою неотъемлемую часть. Что касается «квалификации», образования, опыта работника, то все эти достоинства при социализме приобретаются бесплатно, за счет всего общества и по праву также принадлежат обществу. Что остается? Только количественная мера труда – рабочее время, совершенно равное, как для академика, так и для уборщицы.

В силу своей природы, капитализм ко всему прилагает денежную меру, т. е. деньги становятся мерилом, вожделенной целью всякой деятельности, извращая простые человеческие отношения до взаимной вражды, конкуренции, превращая труд в беспросветную кабалу, вынужденность, противопоставляемый праздности и сверхпотреблению «успешных» социальных паразитов.

И вот эту «денежную меру» тов. Удальцов предлагает приложить к труду человека? В своем «социалистическом проекте», лишенном всякой конкретики, он перечисляет главные ценности «добросовестный труд, честность, порядочность, справедливость, равенство возможностей, солидарность, гражданская активность, созидательное творчество», но не пишет ни слова о политэкономических условиях, которые только и могут наполнить благие декларации практическим смыслом. Не пишет об уничтожении самого института т. н. «частной собственности», об интегрировании всей экономики в единый плановый нетоварный народнохозяйственный комплекс, не пишет о равенстве труда и равенстве платы, не упоминает самые фундаментальные принципы построения социалистического общества.

Создается впечатление, что под «социализмом» очень многие понимают не научно обоснованный проект, не новый нерыночный и нетоварный способ производства, а подлатанную, подрумяненную советскую модель хозяйствования, разумеется, с учетом «опыта» китайских товарищей, в виде очередного гибрида «социального государства», плановой экономики и мелкотоварного «бизнеса», заполняющего экономические ниши, поскольку тугодумы-плановики не могут «всего предусмотреть». Или, как вариант, «не заинтересованы» в результатах своей работы. «Неэффективность» государства в управлении народным хозяйством считается «доказанной» со времен перестроечных «ученых» камланий, в которых ответственность с невежественных политбюровских дегенератов перекладывалась на «систему», на плановую экономику, на общественную собственность, мешавших «энергичным людям» удовлетворять свои стремительно растущие аппетиты. Но безусловно доказанной при этом была лишь удручающая глупость и некомпетентность партийного руководства, имеющего все рычаги управления экономикой и не способного эффективно организовать даже такие простые дела, как розничную торговлю и качественный сервис в богатейшей стране мира.

Гибридный «социализм» советского типа, в той мере, в какой был социалистическим полностью доказал своё превосходство над капитализмом. Тем не менее, в той степени, в какой сохранялись рудименты капиталистического хозяйственного уклада, проступали и его пороки – инфляция, дефициты, очереди, коррупция и прочие неизбежные спутники товарно-денежных отношений.

Я предвижу возмущенные возражения, как же так, на Западе те же товарно-денежные отношения не ведут ни к очередям, ни к «колбасным электричкам», все магазины заполнены товарами, о чем в «совке» и мечтать нельзя было! Тем не менее, именно капиталистическая «прибыльность» в советской экономике вела к «вымыванию» дешевого ассортимента и накачке необеспеченных товарами денег на потребительский рынок. Именно неравенство в плате, обусловленное попыткой воплощения химеры «распределения по труду», порождало дикое социальное неравенство, мещанство, стяжательство, карьеризм. Вещи теряли свое утилитарное предназначение и становились элементами статусного соперничества, маркерами «успешности», которых на всех не хватит ни при каком строе.

Если что положительное и можно извлечь из всей той давней перестроечной бузы, то это понимание гибельности всякой отсебятины, кустарщины в социальном проектировании. Каждое слово публичного деятеля, каждая запятая в вопросах, касающихся судеб миллионов людей должны быть строго научно обоснованы, доказаны, подтверждены практикой и историческим опытом, сопровождаемы всей мерой научной и общественной ответственности не сводимой лишь к выговору или порицанию. Головой следует отвечать за свои слова.

При социализме отсутствует частная собственность, поэтому не может быть и прямых её следствий, таких как товарно-денежные отношения, наемный труд, т. е. купля-продажа рабочей силы, «рынок», «конкуренция»; нет и самого обмена, как недостойной человека формы общественных отношений. Представить в подобной системе «частника» так же нелепо, как на фабрике поставить «частный» автомат продажи газированной воды для рабочих. Можно, конечно, только зачем? Я понимаю, насколько «страшно» всё это звучит и насколько уязвимы для демагогических атак положения, прямо противоположные «общепринятым» и десятилетиями утверждаемым в общественном сознании, в том числе и авторитетами толпищ «ученых», «экономистов», «философов». лауреатов всех премий, включая нобелевские и сталинские. Но автор старомоден, репутационных издержек не страшится, вопросы Истины ставит на первое место, а авторитеты и пышные титулы туда, где им и следует находиться - на последнее.



Рейтинг:   1.30,  Голосов: 122
Поделиться
Всего комментариев к статье: 108
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
(без названия)
Меркелььт написал 03.04.2018 00:40
многие комментаторы призывают к медикаментозному лечению автора. И в чем-то они правы. Но посмотрим на всю писанину со стороны самого Метика.
Итак, он устроился на непыльную работенку...ну что-то навроде диспетчера в ЖЭКЕ. Сидит, ковыряет в носу(почитывает газетенку) свои положенные 8-7-6 часов. А в это время: шахтеры добывают уголь в шахтах, комбайнеры собирают урожай, сталевары...ну, и т.д. Закончился год(пятилетка), начинается распределение и наш Метик тут как тут. Ведь он работал наравне со всеми! Значит, и благами его обделить никак нельзя. И вот метик ездит по построенным государством дорогам, отдыхает в санаториях, в его (бесплатно полученной от государства) практически бесплатный свет, газ, вода и т.д. Периодически артисты и музыканты развлекают его концертами, ведь их умения "нужны обществу в целом, а не только их носителям". Естественно, прибыли эти мероприятия не приносят, так как прибыль - это очень плохо. Билеты должны стоить копейки, а еще лучше вообще быть бесплатными(опять же за счет государства).
Разве можно сказать, что Метик - идиот? Или то, что он не понимает марксизма? Нет, конечно. Просто понимает он его альтернативно. Всю "прибыль" от деятельности высококлассных специалистов(инженеров, врачей, кого угодно) он предлагает изьять и поделить на всех граждан поровну. Конечно, же Метик будет всеми руками и ногами за такой порядок: ведь сам лично он вкладывает плевание в потолок в диспечерской, а потребляет ого-го. На уровне богатейшей страны в мире!(уж точно не хуже любой капиталистической). А если кто будет против, тот час готов ответ: ах, ты, хапуга! Все о деньгах думаешь! Надумал простой народ эксплуатировать!! К тому же, такой порядок "научно обоснован, доказан, подтвержде практикой и историческим опытом" и, вообще, ИСТИНА.
Вывод: перед нами классический мелкобуржуазный хамелеон.
(без названия)
брэд написал 03.04.2018 00:34
На западе повременная оплата труда постепенно исчезала по мере того, как из запада исчезало реальное производство, которое может пользоваться сдельной оплатой, и переносилось в страны Азии (в развивающиеся страны). Это легкая промышленность, частично машиностроение и т.п. Теперь в США, например, около 90% ВВП производится за счет услуг, как они это называют. Просто люди ничего не делают, а деньги получают, высасывая соки из Азии, где сдельная оплата процветает.
Это не значит, что сдельная оплата при низких расценках - это хорошо. Просто такой факт.
Если на западе в автомобильной промышленности применяется конвейер, то тут не нужна сдельная оплата труда - конвейер выжмет все, что нужно, сам при повременной оплате.
(без названия)
брэд написал 02.04.2018 23:28
Да он не маньяк, он просто наглый демагог. Троль.
Вот так то
39011 написал 02.04.2018 23:11
Если без шуточек, то карточная система оплаты труда была отменена в странах, которые принимали участие во 2-й мировой войне, в начале 50-х годов прошлого столетия поэтапно. Статистика показывает падение темпов экономики по всем странам по мере расширения оплаты по труду, а так то оплаты выслуги лет, выплат за различные звания и прочих штучек.
Абсурдный заголовок?
biobachter написал 02.04.2018 23:10
Есть другое мнение. Именно стоимость труда. Физиолог Ухтомский (родной брат генерала штаба барона Унгерна и видного эпископа РПЦ МП) очень хотел быть полезным Советской власти (вполне естественно, когда имеешь таких братьев). И он создал школу, исследовавшую физиологию труда. Очень перспективное направление, позволяющее обосновать стоимость рабочей силы на объективной основе.
Но этого якобы марксистами не дано понять. Им важна буква учения двухвековой свежести, а не методология марксизма-ленинизма!
Теория коммунизма все. Остальное ничто.
Re: Re: Разочарован Метик...
Sergo написал 02.04.2018 23:01
Но хорошо, задам конкретный вопрос, что будет заставлять побуждать людей трудиться качественно и с полной отдачей
-------
А что заставляет человека служить срочную службу в армии, например? Неужели "материальный интерес" в денежном довольствии (в советское время - 3 руб. 80 коп.)? А как быть с учреждением, в котором все заняты примерно одним видом деятельности равное время? Там как, "своим" платить побольше, "чужим" поменьше? Это будет "стимулировать" энергичнее перекладывать бумаги? Как быть с самопожертвованием советских людей на фронтах Великой Отечественной войны, без всякого расчета на "бонус", закрывающих своим телом амбразуры, направляющих горящий самолет на вражеские колонны, плюющих в лицо палачам у виселицы? Никаких "рыночных отношений", никакого пропорционального "воздаяния", и даже никаких обещаний девственниц на том свете!
Re: Re: Sergo написал 02.04.2018 22:30
А.Каммерер написал 02.04.2018 22:56
Вот именно. Возможно, в отдаленном будущем, когда труд станет исключительно творческим, когда наступит полное изобилие любых мыслимых продуктов, люди придут к такому обществу. Предлагать же внедрять метиковские рецепты здесь и сейчас -полная нелепость, поскольку условия для этого отсутствуют и приведет это только к полнейшей деградации и нищете. А провозглашать подобные концепции сейчас - это значит отталкивать людей от левой идеи, превращать ее в нелепую утопию которая не реализуема. Всему свое время.
Re: Sergo написал 02.04.2018 22:30
замечание написал 02.04.2018 22:47
"Столько невразумительной трескотни и ни одного серьезного возражения по существу."- общефилософская концепция, некоего гармоничного мира трудовых отношений , имеет право на жизнь. Только для нее , двуногим надо пройти очень трудную стадию очеловечивания..
Re: Разочарован Метик...
А.Каммерер написал 02.04.2018 22:45
Да, Метик, какое разочарование. Мало желающих дуть с тобой в одну дуду. Рейтинг статьи - наинизший. Вообще, спорить с параноком бесполезно, бред (а бредовость идей автора любому разумному человеку очевидна) не поддается логическому разубеждению, бред лечится. Медикаментозно. Но хорошо, задам конкретный вопрос, что будет заставлять побуждать людей трудиться качественно и с полной отдачей, повышать квалификацию, если от качества и интенсивности труда заработок не будет зависеть НИКАК? Объяснения, что за качественный труд будут давать почетную грамоту - не принимаются.
Смелее, товарищ Метик
Гражданин товарисчь написал 02.04.2018 22:44
Товарищ Метик пишет длинно и малопонятно. Но за тягомотиной виден титанический мозг, сообразивший, что все проблемы социализма - следствие отказа от уравниловки и военного коммунизьма.
Re: манов написал 02.04
замечание написал 02.04.2018 22:35
" на западе(развитом) применялась исключительно повременная оплата труда,т.е.пресловутая "уравниловка",как считают тут некоторые комментаторы,что не мешало западу иметь такую производительность труда,которая и не снилась начальничкам в СССР...."-запад "развитый", жил и живет за счет ограбления всего остального мира разными способами( с помощью производства всемирных денег в первую очередь).Повременная оплата на "западе", мало где применялась и применяется (может среди пожарных, чиновников, и еще узкого круга профессий).Там обычно сдельная или( как часто было в СССР) совмещенная сдельно-почасовая система оплаты труда.Производительность труда , зачастую не зависит от только самого работника ,его усилий .Машины , оборудование , организация труда, его так называемой цены . Производительность можно также измерять по разному ,с отличными выводами по сути.При капитализме понятие производительность труда это выгода-прибыль для капиталиста а, для трудящегося наемного ,степень эксплуатации - уровень убыточности от расходов своей энергии и разума,морального вреда от вкалывания на дядю ...
Разочарован...
Sergo написал 02.04.2018 22:30
Столько невразумительной трескотни и ни одного серьезного возражения по существу. Похоже, десятилетия оголтелой буржуазной пропаганды принесли свои плоды. Зияющая пустота. Даже поспорить не с кем((
Re: парадокс,однако...
А.Каммерер написал 02.04.2018 22:24
Уважаемый Фурманов, я надеюсь, Вы не хотите сказать, что на Западе уборщица в клинике и ведущий хирург или например грузчик и ведущий инженер за равное количество отработанных часов получали одинаково? Или все же дифференциация в оплате в зависмости от сложности, важности, качества труда была?
Re: написал 02.0
замечание написал 02.04.2018 22:23
"Развившаяся из марксизма советская экономическая наука признает за экономикой только две функции - поддержание 100-процентной занятости и производство оружия"- антисоветская экономическая "наука" , из 200 кап государств почти 20 сделала несостоявшимися странами с полной деградацией населения, превращения его в само уничтожающуюся социальную структуру с полным пренебрежением к человеческой личности жизни и здоровью..В США почти 20 миллионов бомжей, половина трудящихся живет в чужом -съемном жилье а, 40процентов всю жизнь платит за ипотеку банкстерам , передавая ее по наследству . Почти 50 миллионов на 2010год , получали еду "для населения"(из фуфла) по карточкам ,мед помощи , даже после абамовской реформы помощи из бюджета , реально лишены почти 15% населения , не имеющего средств даже на самую дешевую медстраховку... Людей перебивающихся случайными заработками - ниже прожиточного минимума , в США сегодня несколько десятков миллионов , плюс миллионы безработных на пособии , и постоянно безработные - снятые с учета и пособий, не попадающие в статистику, чтобы не портить вид отчетности успешной рыночной экономики .
Re написал 0
замечание написал 02.04.2018 21:59
" Наш бывший социализм - это что ни на есть самый обыкновенный капитализм. Просто, был один собственник - государство. И, так как он был очень"- государство в СССР не было собственником,оно было управляющим (кроме колхозно-кооперативной собственности, исключая землю данную в безвозмездное пользование ) .Вся собственность на средства производства и ресурсы была общенародной.(это потом , по -тихому,для обывателей живущих бытовыми представлениями обо всем, ельциноиды переквалифицировали общенародную собственность в государственную чтобы , иметь возможность юридически ей распоряжаться) Капиталист это физ лицо-узкая группа , извлекающее прибыль из других себе в карман(извлечение частной природной ренты от земли , сырья форма присвоения чужого труда).Капиталист, во исполнение принципа кто не работает тот ест , не работает обычно сам (кроме для развлечения давать цу) Управление , процессами в предприятиях осуществляют наемные работники . В СССР не было капиталистов, не было капитализма - действовал принцип, кто не работает ,тот не ест.Оплата была по единой тарифной сетке , с более менее справедливыми коэффициентами(уборщица 70 руб ,водитель автобуса 300-400,начинающий инженер 120 , успешный инженер с результатами и квалификацией по 500-600, шахтер от выработки, сложности до 1000- 1500 , председатель горисполкома 500 итд , президент Горбачев 1000руб , плюс везде премии за разные полезные по факту труда показатели) рассчитываемыми с помощью тогдашних принципов , конечно не совсем совершенно но, вполне адекватно для всех категорий трудящихся ,в зависимости от целого ряда факторов сложности, квалификации , важности того или иного типа труда для общества.
парадокс,однако...
Фурманов написал 02.04.2018 21:47
в том,что сдельщина процветала именно в СССР,а на западе(развитом) применялась исключительно повременная оплата труда,т.е.пресловутая "уравниловка",как считают тут некоторые комментаторы,что не мешало западу иметь такую производительность труда,которая и не снилась начальничкам в СССР....
Но автор старомоден
А.Каммерер написал 02.04.2018 21:06
Нет, автор не просто старомоден, автор даже не выживший из ума дурак, автор -парноик с суженным сознанием, который просто не способен анализировать факты, не укладывающиеся в его концепцию. Во-первых, исторические попытки насильственной уравниловки уже были. Это и эпоха "военного коммунизма" в нашей стране, попытка вынужденная, которая привела к полной деградации производительной сферы, это и Китай эпохи "большого скачка", это и Кампучия и Северная Корея. Везде результат один - отсталость и деградация. И выход из ситуации схожий: В Советской России - НЭП, в Китае - реформы Дэн Сяопина. Эффект равной оплаты за равное количество затраченного рабочего времени приведет к тому, что люди постараются выкладываться в это время по минимуму. Просто отбывая время на работе. Ну а уж пассаж о том, что талант не принадлежит его владельцу, а является "общественным достоянием" очень повеселил. Видимо автор полный никчемник и бездарь(отсюда и мечты об уравниловке). Автор не знает, что талант реализуется только тогда, когда к нему прилагается великий труд. Даже в одном и том же ВУЗе студенты учатся по разному. И зачем студенту напрягаться, работать вне всяких норм и графиков, зачем идти в свободное время в библиотеку, когда можно - на дискотеку или в пивняк. Ведь зарплата одинаковая: что ты врач-неумеха, что академик, врач a la Пирогов. В общем, несмотря на все заклинания, автор никакого отношения к марксизму не имеет, а является мелкобуржуазным горе-теоретиком, имя которым легион. И за которым сегодня ни один вменяемый человек не пойдет. Обидно мне за вас, товарищи левые и коммунисты. С такими слепыми поводырями путь у вас один - в исторический отстойник. Почаще давайте трибуну всяким полудуркам-метикам - быстрее превратитесь в жалкую секту политических маргиналов, не вызывающих никаких чувств, кроме презрения и смеха. Что очень и очень жалко...
Капитализм есть всегда, и ничего кроме него не может быть.
3fghjk75 написал 02.04.2018 21:01
"При социализме отсутствует частная собственность, поэтому не может быть и прямых ее следствий, таких как товарно-денежные отношения, наемный труд, т. е. купля-продажа рабочей силы, «рынок», «конкуренция»; ..."
Не правильно. Наш бывший социализм - это что ни на есть самый обыкновенный капитализм. Просто, был один собственник - государство. И, так как он был очень большой, этот собственник, то всем казалось, что его вообще нет, большое не видится изнутри. И действительно, внутри одного собственника никак не могло быть конкуренции. Но на мировом уровне этот огромный собственник вел себя по капиталистическим законам, торговал за валюту. Внутри страны - нанимал рабочих и запрещал бастовать, это была единая фирма. Эта фирма уничтожила всех других собственников, но не конкурентным способом, а физически. Государство не может быть собственником в принципе, поэтому как хозяин оно не эффективно. Функции государства другие: защищать и сохранять собственность граждан. Но если всех людей искусственно принудить к бедности, то государство будет казаться эффективным.
(без названия)
К***Р написал 02.04.2018 20:47
Что касается марксистских потугов в экономике, то их антинаучность давно очевидна.
Бесполезно доказывать марксистам бредовость их доктрины, потому что их мышление носит религиозный характер. Они в принципе неспособны критически воспринимать свою доктрину, потому что уверовали в нее, а не осознали.
Марксизм с его примитивно-глуповатой теорией стоимости и игнорирования фактора мотивации к труду фактически выводит экономику за рамки разумной и целесообразной человеческой деятельности. Фактически марксизм рассматривает труд как самоцель.
Развившаяся из марксизма советская экономическая наука признает за экономикой только две функции - поддержание 100-процентной занятости и производство оружия. Не случайно коммунисты искренне считают, что в СССР не было серьезных экономических проблем. Ведь эти две задачи советская экономика решала успешно.
(без названия)
К***Р написал 02.04.2018 20:23
Есть либо труд за деньги, либо труд по принуждению.
Есть только два вида мотивации к труду.
И кто против первого вида труда, тот за второй.
Именно в этом суть.
А "труд как потребность каждого" - химера. Возможность такого труда никто не доказал. Ни Маркс, ни Энгельс, ни Пол Пот.
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | >>
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss