Кто владеет информацией,
владеет миром

Нерентабельное человечество

Опубликовано 05.10.2009 автором в разделе комментариев 115

Нерентабельное человечество
Информационная революция поставила человечество перед очень жестоким и болезненным выбором, вызванным сверхпроизводительностью (по сравнению с индустриальными) информационных технологий.

Для индустриальных технологий каждый человек был потенциальным источником прибыли. И поэтому его надо было отловить, обуздать, обучить, поставить к станку и сделать так, чтобы при этом он еще был довольным. Из последнего выросли общего массового потребления, «средний класс» и современная демократия.

Качественно более высокая производительность информационных (в широком смысле слова) технологий ведет к тому, что для получения прибыли достаточно иметь узкий слой элиты (включая ученых и деятелей культуры) и почти столь же узкий слой людей, обеспечивающих функционирование систем жизнеобеспечения данного общества.

Все остальные - не менее половины каждого развитого общества и явно более половины человечества - оказываются «лишними». Их существование становится нерентабельным точно так же, как существование основной части населения России с точки зрения либеральной парадигмы (пресловутых «экономики трубы» и свободы внешней торговли).

Это создает огромные экономические проблемы, связанные с потенциальным сжатием совокупного спроса (так как «лишние» люди постепенно сокращают свое потребление), которые, тем не менее, второстепенны по сравнению с социальными.

Повторяю: существование основной части человечества становится нерентабельным.

Выходов из этой ситуации лишь два.

Если целью существования человечества остается получение прибыли (то есть оно продолжает существовать в рамках рыночной доминанты поведения), главная задача, которая объективно стоит перед ним, заключается в физическом истреблении собственной нерентабельной части. Именно в истреблении, так как поддержание их существования в любом, сколь угодно нищем состоянии означает непроизводительную трату ресурсов.

В настоящее время, насколько можно судить, стихийно решается именно эта проблема, причем в разных регионах Земли возникли три базовые модели ее решения.

Население Африки (по этому же пути движется «Большой Ближний Восток») удерживается в нищете, социальном хаосе и истребляется болезнями (начиная со СПИДа).

Население Латинской Америки (как и Восточной Европы, включая СНГ и Россию) утилизируется социально: бывший «средний класс» превращается в «людей трущоб», поведение которых описывается уже не столько социальными, сколько биологическими закономерностями.

В обоих случаях, хотя в целом население пока не сокращается, его уровень потребления сведен на столь низкий уровень, что глобальные монополии не ощущают это потребление как убыток или упущенную прибыль. В то же время слабость инфраструктуры (в том числе социальной) делает положение населения крайне уязвимым, и его резкое сокращение может не только произойти из-за техногенных, экологических или социальных катастроф, но и пройти незамеченным развитым миром.

По третьему пути, наиболее комфортному, идет развитая часть Европы: это развитие наркомании. Почти одновременное вхождение Швейцарии в Шенгенскую зону и всенародно одобренное там разрешение врачам выписывать героин через несколько лет (в силу естественного давления наркомафии) превратят ее в крупнейший наркотический центр.

Масштабная же официальная кампания по распространению метадона (синтетического заменителя героина, потребляемого без риска заразиться СПИДом или гепатитом С и D) означает физическое уничтожение наркоманов: если с героина при поморщи интенсивной терапии можно «вернуть» примерно 30% его потребителей, то метадоновый наркоман не имеет никаких шансов на излечение.

Глобальная экономическая депрессия, ускоряя обеднение американского и европейского «среднего класса» (при том, что в США этот процесс идет значительно дольше и быстрее, чем в Европе), создает предпосылки для ускоренной утилизации нерентабельной части населения Земли - причем не только в нищих, но и, по крайней мере, в части развитых стран.

Над конкретными механизмами «окончательного решения» (если пользоваться нацистской терминологией) этого вопроса, насколько можно судить, уже бьются лучшие умы глобального господствующего класса «новых кочевников».

Единственная альтернатива этой людоедской перспективе - изменение цели, а значит, и самой парадигмы развития человечества: переход массового индивида от существования ради прибыли к существованию ради совершенствования и саморазвития.

Дальше всех по этому пути прошел Советский Союз, - но попытка, несмотря на колоссальные достигнутые успехи (ибо «новая историческая общность людей - советский народ» все же существовала, хотя и была создана «железом и кровью»), трагически провалилась.

Сегодня механизмы и даже массовые индивидуальные (не говоря уже о коллективных) мотивы движения по этому пути остаются пугающе неопределенными. Человек в массе своей по-прежнему остается общественным животным (причем снижение среднего морального и интеллектуального уровня в последние два десятилетия вполне заметно), и не только способы, но и мотивы обуздывания звериной части природы каждого из нас при движении к столь неопределенной цели, как «личное самосовершенствование», непонятны.

Однако эту проблему, под грузом которой надломилась и рухнула советская цивилизация, придется решать - под страхом наступления новых «темных веков» и драматического снижения численности человечества, в ходе которого и мы, и наши дети можем умереть значительно раньше отведенного нам природой срока, а наша культура может быть полностью утрачена.

 



Рейтинг:   4.49,  Голосов: 80
Поделиться
Всего комментариев к статье: 115
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
(без названия)
Alhambra написал 05.10.2009 06:47
Во многом согласен с Михаилом Делягиным. однако, замечу, что проблема лишних людей появляется не в обществе иноформационных технологий, а, собственно, в самом что ни на есть индустриальном. Достаточно вспомнить косточки индийских ткачей, в связи с внедрением ткацкого станка. Так что дело не информационных технологиях, а в том, что уважаемый автор называет парадигмой. Так что, не мешало бы поставить на всеобщее обозрение эту самую парадигму и повесить этой зверушке на шею фанерку со словом "капитализм". По мере научно-технического прогресса противоречия только обостряются, и не более.
Re: Как всегда
голодраней написал 05.10.2009 06:06
Как был попугаем,так и остался.Оценка за изложение чужих мыслей-три балла.
(без названия)
помидорчик написал 05.10.2009 05:47
Ля ля ля ...ля ля ля...
Re - - - Прохожий и ГУт
Пессимист написал 05.10.2009 05:12
Совершенно с Вами согласен, М.Делягин бесконечно повторяется на уровне студента треьего курса современного РФсиянского ВУЗа. В советских ВУЗах к третьему курсу хотя бы знали политэкономию капитализма что бы подобную лабуду не писать! Грустно все это и просвета не видать, учитывая, что этом сайте М.Делягин один из самых грамотных, если не самый. А на других сайтах вообще отстой ниже уровня советского ПТУ.
!
ветерок написал 05.10.2009 03:56
...если целью существования человечества остается получение прибыли... главная задача, которая стоит, заключается в физическом истреблении собственной нерентабельной части. Именно в истреблении....
...Население РоссиИ утилизируется социально: бывший «средний класс» превращается в «людей трущоб», поведение которых описывается уже не столько социальными, сколько биологическими закономерностями...
Вот не чего добавить, все так и происходт, но населению это то нравиться, судя по поведению. Ведь не понимать этого они не могут?
Как всегда
Прохожий написал 05.10.2009 03:08
Ну что же, Михаил, как всегда блестяще! Спасибо за оценку, приятно нарываться в Вашем лице на блестящие способности к герменевтической аналитике!
Господин Делягин, Вы очень сильно заблуждаетесь
Михаил из Калифорнии написал 05.10.2009 02:54
Господин Делягин, Вы очень сильно заблуждаетесь.
Для того чтобы обеспечить высокий уровень жизни, нужно строить жилье, производить питание, одежду и т.д. и т.п.
Для этого требуется очень много рабочей силы, - если государство имеет достаточно ума дать им работу.
Где в России лишние люди?
Почему люди до сих пор живут в однушках и двушках, да еще с детьми?
Это значит что в России нет лишних людей, как и в других странах.
А если где-то все уже есть, и производить больше нечего, надо уменьшить рабочую неделю
до трех дней, по 5 часов в день, и полгода отпуск.
Проблемы нет. Буду ждать когда это случится в США.
(без названия)
mongul написал 05.10.2009 01:56

(1) Моя дочь собирается поступать на истфак.
(2) Я ей говорю, что для понимания истории важнее знать физику и математику, чем читать учебники Карпова.
(3) Если этого не знать получается глупость: можно уничтожить за три года 6 млн. чел. так, чтобы и реальных следов этого уничтожения не нашлось.
(4) Эйнштейн типа говорил, что для понимания математики важнее прочитать "Преступление и наказание", чем 10 учебников профессоров берлинского университета.
(5) ХЕПР с Достаевским и инщтейным.
Но любой инженер понимает, что чем технологичные "механические организмы", требуют большую численность обслуживающего персонала.
(6) Пока, Миша, не покажешь, что с "информационными технологиями" будет снижаться/рости/ численность обслуживающего и эксплуатационного персонала, производящего персонала рости/снижаться - твои рассуждения - бля-бля-бля.
Re: Жрет жвачко
lex написал 05.10.2009 01:39
Ответ: огромные пробелы оставленные по коментариями козлов из ФСБ :)
Жрет жвачко
Козел из ФСБ написал 05.10.2009 01:29
Загадка:
что здесь отстойнее статьи или коментарии?
.
(без названия)
ГУт написал 05.10.2009 01:27

Ltkzuby^
"Информационная революция поставила человечество перед очень жестоким и болезненным выбором, вызванным сверхпроизводительностью (по сравнению с индустриальными) информационных технологий".
Миша, ты уже 33 раз высказываешь эту мыслю.
Она - хорошая.
Но на уровне аспирантский темы для кандидатской (есть еще такие?), да и то на уровне "Гуманитарного университета" с неподкупным "еврейским спец.советом"
Для докторской, как минимум, надо обосновать, что те самые "информационные технологии" могут заменить индустриальные и его представителя - человека.
Тема сводится к одному: могут ли машины заменит человека.
Успокойся - могут.
Займись делом, до тех пор пока не определишь категорию "сверхпроизводительность".
Цели наши ясны, задачи определены...
Александр Гершаник написал 05.10.2009 01:13
Не иначе как сам М.Делягин готов возглавить спасение человечества...
Такое впечатление, что до этого он ни одной книжки не прочел.
Все писал и писал. Вышел чистый древнегреческий трактат. "О времена, о нравы!"
Интересно а сам Делягин рентаб или нерентаб ?
lex написал 05.10.2009 01:06
Делягин снова теребит тему "лишнего человека" в обществе.Проблема перенаселения голубого шара нерентабельными хомосапиенсами , как пишет Делягин, решается в Африке,Латинской Америке,Западе, а про Азиатский регион что-то подзабыл,хотя эта проблема там наиболее актуальна.
Нерентабельные хомосапиенсы всех стран обьединяйтесь!Мочи рентабельных!!!
А когда нерентабельные победят,во всем мире наступит светлое нерентабельное будущее.
Интересно а сам Делягин рентаб или нерентаб ?
Ну и ну!
Прохожий написал 05.10.2009 00:48
Во всей статье об "ужасах" информационного общества ни одной ссылки или хотя бы безымянной цитаты из Кастельса, Тоффлеров. Ксати, они подробно описали, кто на самом деле становится "лишним" в новой социально-экономической формации: прежде всего "патриархальные" уклады. Грубо, это сырьевые продавцы. Т.е. путинская РФ в т.ч.
Но и в каждом преуспевающем социуме есть аутсайдеры: люди, мало образованные, далекие от любых технологий. Не охота быть лишним - не будь. И в мире, в котором нас нет, путь для роста социального и эк-кого прост: учись.
А у нас проблемы, которые вовсе не имеют отношения к глобальному городу, деревне. Наши проблемы - из эпохи раннего капитализма, доиндустриального общества.
И одна из этих проблем - дарагие расеяне всем гамузом стали "лишними", безнадежно отстав от всего на свете. Кроме Гондураса, который, тем не менее, идет вперед, мы же - назад, к сохе и паровым машинам Черепанова.ВСЕ рассеяне, а не некоторые.
Делягин, учите классику.
Замечательная статья
SLOVO написал 05.10.2009 00:26
Михаил Делягин четко раскрыл тенденции мирового развития. Хотелось бы добавить, что уничтожение (сокращение продолжительности жизни) человечества проводится и в рамках того же потребления. Дабы сократить издержки производства и увеличения прибыли, капитал пошел на чудовищное преступление, как по Данингу, и широко начал применять в пищевой промышленности всевозможные добавки, которые, в общем-то, представляют угрозу для человеческого организма. Отсюда и процесс алкоголизации населения. А для рабов, не желающих подчиняться системе приготовлена незавидная участь. Именно поэтому организуется и укрепляется система слежения, в том числе в сети Интернет. Только (подчеркиваю) организованная сила способна дать отпор происходящему ныне не только в мире, но и в самой России.
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss