Попробовал сделать «спектральное» разделение ностальгии по советским временам. Естественно, сразу вывел за скобки обычную (вульгарную) ностальгию по молодым годам. При этом исходил из того, что советский период - во многом имел черты традиционализма (средневековья), но особого - аскетического и необычайно индоктринированного, как в воинствующем религиозном государстве.
Итак, советский период нравился тем, что в нём была...
1. То, что сейчас называют «духовной вертикалью», а Питирим Сорокин выделял как «вертикальную» особенность русского человека - наличие в социуме надличной общей цели, наделяющей иллюзией смысла каждую обыденную жизнь, «проектность» социума и государства. Сегодня же российский человек оставлен наедине со своими горестями и печалями...
Даже переживаемый как величайший национальный триумф последних четверти лет крымский имперский реванш - это уже случившиеся и не получившие развитие. Ни строительства новой империи в виде «Русского мира», ни строительства «православного социализма» в виде «Святой Руси» толком предложено не было.
Перефразируя антитроцкистский* выпад Маяковского: «раз в родную гавань, два в родную гавань, но нельзя же до бесчувствия...»
2. Вторая советская «вертикаль» - нерушимый сословный порядок, социальный космос, соответствующий архаическим представлениям: во главе государства - идеологические жрецы пожилого возраста и маршалы-победители, дальше - «воины» (обязательно включая госбезопасность и милицию) и писатели/режиссёры, ниже - честно работящий люд... Платоновское государство.
Именно переворачивание социальной иерархии, когда молодые дельцы, художники и журналисты оставили далеко внизу пожилых квалифицированных рабочих, «честных советских инженеров», «опытных директоров» и членов творческих союзов оказалось одной из самых болезненных социальных травм начала 90-х.
Применительно к Веймарской Германии это очень хорошо описано. У нас же «вздох угнённой твари» вырвался в голосах за Зюганова, отчасти Лужкова, старательно изображавшего молодого Брежнева, а потом и Путина.
3. Универсалистская «горизонталь» - ощущение единства народов и культур империи-субэкумены (локальной цивилизации), диалога этнических традиций и всего остального, именуемого «дружбой народов».
Имперское восприятие державы как «страны стран», такой альтернативной планеты, для которой Запад - хтонический мир (Ад, где всё шиворот-навыворот**), а этнический национализм - смешон и раздражающ, как разрушитель планетности (такой взгляд авраамиста на племенного язычника).
4. Социальная «горизонталь» - очень любезная сердцу простого человека всеобщая «честная бедность», скромность и аскетизм, нарочитая провинциальность. 31 год назад, кажется, в «Печальном детективе» Валентина Распутина, прочитал, что моральное разложение деревенской молодежи началось, когда вместо «горького яблока» (луковицы) она смогла вдосталь есть обычные, да ещё южные, крупные и сладкие...
А потом пришла пора апельсинов («сперва «Яффа», потом, после внешнеполитических коррекций - алжирских), мандаринов... бананов...
У Шукшина криминальное падение приехавшего в город (убогий областной центр) парнишки начинается в посещения привокзального буфета: можно с утра выпить стопку, а кругом играет нерусская музыка и целуют крашеных девок...
_______
* Весной 1927 года, после переворота в Гоминьдане и истребления Чан Кайши коммунистов, троцкисты по принципу «каждое лыко в строку», нещадно критиковали Коминтерн, который при бухаринско-сталинской политике «строительства социализма в одной стране» позорно завалил китайское направление, где вместо огромного дружественного революционного Китая теперь возник антисоветский режим.
Потом эти настроения «утомлённости» от речей о международном положении подхватили Ильф и Петров. Ведь в 1927 году в СССР официально насаждался пафос мирного потребительства и сосредоточенности на экономике.
** В представлениях диссидентов, а и поздне-перестроечной парадигме такое представление буквально перевернулось.
Показателен идеологический раскол в левой среде. Одни, назовём их необрежневцы, изображают советскую жизнь как «утерянный рай» и сочиняют рецепты возвращения в него (довольно предсказуемые - национализация всего выше магазинов и автосервиса, закрытие границ, цензура, расстрелы и лагеря, танки на Киев и Тбилиси, десант на Ташкент), а другие, очень условно, неоандроповцы, возражают, что это было царство лицемерия, отсталости и коррупции, и горько упрекая тогдашнюю разложившуюся партноменклатуру в бездарности и предательстве интересов «рабочего класса», пытаются придумать социальные механизмы, блокирующие образования новой номенклатуры...
|
|