То, что все мы вслед за политиками и журналистами привычно уже называем «мировым финансовым кризисом», на самом деле не просто кризис, и даже не депрессия, а самый настоящий коллапс. И не только финансовых систем отдельных государств, и даже не только их экономик. Наступает коллапс, сиречь полное и окончательное крушение всей экономической системы капитализма. А вместе с ней можно, наконец, говорить и об окончательном крушении того периода в развитии цивилизации, который мы называем сепарационной парадигмой (от главного управленческого принципа «разделяй и властвуй») и который характеризуется целым букетом таких «замечательных» имманентных свойств, как (1) принцип так называемой свободной конкуренции, в соответствии с которым личного успеха возможно достичь только облапошив конкурента (причём чем сильнее и чем больше конкурентов ты облапошил, тем большего успеха достиг); (2) нравственный императив «человек человеку волк»; (3) обман как основной инструмент реальной политики - как внутренней, так и внешней (наибольшего успеха достигает тот политик, который ловчее обманывает свой народ, и то государство, которое ловчее обманывает другие государства); (4) насаждение мифов под видом «научных» знаний; (5) приоритет текущих интересов над перспективными («после нас хоть потоп»); (6) «общество потребления»: приоритет материальных потребностей над духовными («думай меньше - потребляй больше»).
Теперь можно видеть, что называется, невооружённым взглядом, как человечество упёрлось в очередной цивилизационный тупик, выйти из которого посредством косметического ремонта обветшавшего здания старой парадигмы невозможно, а придётся менять самый фундамент, т.е. переходить к Новой Парадигме, основанной на новых принципах социального мироустройства. Почему я столь уверенно об этом говорю? Были обнаружены девять независимых друг от друга индикаторов, свидетельствующих о том, что наша цивилизация уже вступила в стадию фазового перехода:
1) ситуация постмодерна, т.е. реально осуществлённая к концу XX века деконструкция всего наработанного на тот момент ценностного базиса цивилизации;
2) информационный потоп, т.е. ситуация креативного абсурда, когда количество авторов, сиречь людей, создающих тексты, от количества читателей, сиречь людей, эти тексты (предположительно) читающих, отличается непринципиально;
3) изменение соблюдавшихся более трехсот лет закономерностей роста численности общепланетного народонаселения, т.е. ситуацию демографического фазового перехода, что в силу принципа демографического императива С.П.Капицы и принципа биологического императива А.В.Подлазова означает изменение принципов регулирования всех важнейших процессов, характеризующих ход развития нашей цивилизации;
4) конец прогресса, т.е. качественное снижение числа технологических инноваций на душу мирового населения, и
5) практически полное исчезновение временнóго зазора между изобретением и его массовым использованием свидетельствуют о завершении того периода цивилизационного развития, который принято называть техногеном;
6) признание кризисного состояния гуманитарного знания со стороны ряда представителей гуманитарных наук говорит о фактической готовности наиболее передовых гуманитариев планеты переустраивать систему научного знания на основе Новой Парадигмы;
7) развитие самоуправляющихся структур на фоне
8) виртуализации политики и посредством
9) коммуникационных возможностей виртуального интернет-пространства сигнализирует о возможности построения качественно новой системы общемирового политического управления.
Таким образом, можно констатировать, что социальная система Человечество вступает в бифуркационный период своего развития. Из наблюдений за историческими процессами хорошо видно, что периоды относительно длительного эволюционного развития сменяются периодами относительно коротких революционных сломов. Причём именно в результате этих сломов принципиально меняются все или большинство параметров, задающих характеристики той или иной социально-политической системы - общества, государства. Именно эти короткие революционные периоды и являются бифуркационными состояниями социально-политических систем, т.е. фактически теми самыми фазовыми переходами от одного способа организации общества к другому, от одной цивилизационной парадигмы - к другой.
Вот некоторые свойства системы, проходящей через бифуркацию:
1) нестабильность, т.е. значительные изменения значений характеристических параметров в течение коротких отрезков времени;
2) непредсказуемость, т.е. невозможность прогнозирования изменений параметрических конфигураций в силу почти стохастического характера направления этих изменений (так называемый эффект «выбора пути»);
3) мобильность (и даже лабильность) - малые воздействия могут порождать сильные изменения значений характеристических параметров.
Таким образом, во время бифуркаций появляется уникальная, кажущаяся даже почти чудесной возможность повлиять на ход истории, на то, каким окажется Будущее, путём конкретных действий конкретных людей, осуществлённых в конкретное время в конкретном месте и направленных в конкретном направлении. Причём, в отличие от всех предыдущих бифуркаций (например, революция 1917 года, перестройка), носивших национальный характер, нынешняя бифуркация является глобальной, общемировой. Соответственно, и изменения, которые произойдут в самое ближайшее время, затронут весь мир, определят судьбу человечества на многие годы - а быть может, даже на эпохи - вперёд.
|
|