Кто владеет информацией,
владеет миром

Вероятность того, что Россия выживет, составляет 65-70%, а 30-35% - это вероятность того, что мы не выживем

Опубликовано 16.08.2009 автором в разделе комментариев 114

Вероятность того, что Россия выживет, составляет 65-70%, а 30-35% - это вероятность того, что мы не выживем
Ровно 11 лет назад, в августе 98-го, в стране грянула финансовая катастрофа. Дата не круглая, можно было бы и не вспоминать, если бы не участившиеся сегодня разговоры, что нас ожидает новая резкая девальвация рубля. Только что я рассказал об этом "Комсомольской правде", но в жанре интервью получается всегда несколько фрагментарно, лучше дать все в виде статьи.

Виновников и организаторов дефолта 1998 года ни к какой ответственности, даже чисто моральной, не привлекли. В результате именно они сегодня в значительной степени пишут историю, - и, соответственно, очень сильно «пудрят мозги», стараясь выгородить себя и снять с себя ответственность за то, что произошло. В результате сегодня, когда начинаешь рассказывать людям самые очевидные вещи, они иногда просто не могут поверить... Поэтому нужно рассказывать, напоминать.

Фундамент дефолта был заложен победой Ельцина на президентских выборах в 1996 году. Дело в том, что уже в 1995 году стало окончательно ясно, что либеральные фундаменталисты, проводящие реформы, не имеют никакой социальной базы, поскольку проводимая ими политика полностью и последовательно антинародна. Антинародна из-за либеральных догм, личной корысти, наконец, из-за ориентации на Соединенные Штаты Америки вместо России. Удивительно, но когда этим людям объясняешь, что источником легитимности всякой власти должен быть народ, а не меняющаяся раз в 4 года администрация президента США, они до сих пор иногда смертельно обижаются.

К сожалению, по всем этим причинам политика реформаторов была безумной и неадекватной, в результате чего 90-е годы стали чудовищным временем. Их последствия хуже последствий войны с точки зрения экономики, культуры, общественной нравственности и, может быть, даже демографии. И эти последствия отнюдь не изжиты и их никто всерьез даже и не пытается изжить, и они усугубляются и по сей день - в этом отношении Ельцин «и сейчас живее всех живых».

Естественно, что политика либеральных реформаторов, которую трудно назвать иначе, как политикой национального убийства, не была популярной. Перед выборами Ельцин, как известно, имел рейтинг 6% и, судя по всему, выборы 1996 года выиграл все-таки Зюганов. Но, поскольку он совершенно не хотел ответственности, связанной с властью, а хотел просто ездить в длинной машине, иметь престиж, благосостояние и возможность надувать щеки на ширину плеч, ему власть не была нужна. Но главное - он смертельно боялся схватки за власть, - и там было, кого и чего бояться, одного Коржакова можно вспомнить. Поэтому Зюганов не стал внятно протестовать против нарушений и фальсификаций, - против «административного ресурса», как это сейчас называется. И в результате победа была засчитана Ельцину, который перенес в ходе избирательной кампании как минимум один инфаркт - между первым и вторым турами выборов и практически воплотил в жизнь советский анекдот о том, что лидер страны «приступил к исполнению обязанностей после тяжелой и продолжительной болезни, не приходя в сознание». Широко описано самими либеральными фундаменталистами и их прислужниками, как они молились, чтобы Ельцин не упал прямо на сцене во время инаугурации...

Но это была уже победа. А к 1995 году стало ясно, что выиграть президентские выборы нормально не удается, так как у реформаторской власти нет никакой социальной базы: советский «средний класс», приведший либералов к власти в ходе демократической революции конца 80-х - начала 90-х, был этими же либералами беспощадно и безжалостно истреблен - разумеется, в социальном смысле.
И для того, чтобы создать новую социальную базу, были придуманы залоговые аукционы. Уже в апреле 1995 года предложение Потанина об их организации всерьез обсуждалось на заседании правительства Черномырдина. Это была гениальная схема назначения бизнесменов, «социально близких» либеральным фундаменталистам, олигархами.

Это сейчас смешно звучит, но олигархами были назначены самые прозрачные и самые понятные из тогдашних крупных бизнесменов, лояльных реформаторам, - банкиры. Некоторые из них, как можно понять, были откровенными преступниками, но, тем не менее, они были наиболее прозрачными, наиболее крупными и при этом наиболее умелыми в условиях созданного либеральными фундаменталистами «дикого рынка». И этим людям просто отдали советское наследство, точнее, наиболее значимые и прибыльные куски этого наследства.

Формально активы были отданы под залог кредитов, которые новоиспеченные олигархи дали федеральному бюджету перед выборами. Но на самом деле эти кредиты представляли собой деньги самого федерального бюджета, предварительно «загнанные» в банки. Разумеется, значительной статьей расходов будущих олигархов были взятки и «откаты» за эту сказочную по выгодности схему, но кто из либеральных фундаменталистов, сколько и от кого получал, мы уже вряд ли узнаем. Смысл залоговой схемы заключался в том, что время возврата кредитов наступало после президентских выборов.

Таким образом, схема была проста: будущим олигархам просто отдали активы государства, созданные героическим трудом советских людей, но так, что, если бы победил кто угодно, кроме Ельцина, - хоть Зюганов, хоть Лебедь, - этот новый победитель мог совершенно спокойно вернуть «советское наследство» в государственную собственность.

Да, переданные в залог заводы находились, как правило, в ужасном состоянии, они часто разворовывались не способными списаться в реалии «дикого рынка» директорами просто от неумения, от отчаяния, от безысходности. Да, олигархи в целом поправили дела, оторвав от заводов разнообразных бандитов, присосавшихся к ним. Но они оторвали этих паразитов во многом для того, чтобы самим занять их место: олигархические банки высасывали из розданных им прибыльнейших советских активов средства для того, чтобы направить их на финансовые спекуляции, основой которых было разграбление бюджета.

Но я забежал вперед: вернемся к залоговым аукционам.

Назначив при их помощи когорту олигархов, либеральные реформаторы тем самым создали в их лице социальную базу Ельцина, обеспечившую его сохранение у власти. Был такой лозунг, сейчас прочно забытый: «Бабло побеждает зло!» Теперь он звучит гротескно, но в те годы это был вполне официальный лозунг либералов и демократов, которые сейчас вместе со всеми громко возмущаются коррупцией и административным произволом.

Но не стоит забывать, что цензура, при всей моей нелюбви к некоторым деятелям, была введена в России все-таки не Путиным, а демократами и либералами 90-х годов, и «в полный рост» она проявилась как раз перед президентскими выборами. Причем цензура была жесточайшей, - помнится, в РИА «Новости» мне директора департаментов жаловались на то, что она хуже и нелепей, чем даже в советские годы.

После выборов олигархи, которые дали либеральным фундаменталистам то самое бабло, которое обеспечило победу над «злом» в их понимании, то есть над реальной демократией, над возможностью людей сознавать и отстаивать свои права и, в конечном счете, над Россией, - эти самые олигархи почувствовали себя хозяевами. Собственно, это было правильным ощущением: они и стали хозяевами.

Это же исторический факт, когда поймали деятелей, которые выносили полмиллиона долларов в коробке из-под ксероксной бумаги... Ну да, да, в историю вошло словосочетание «коробка от ксерокса», так как поймавшие этих личностей люди не очень хорошо знали английский язык: слово «ксерокс» им было знакомо, вот слово «paper» уже не очень. Поэтому они думали, что это коробка из-под ксерокса, так это и вошло в историю. Но пойманные ими личности искренне не понимали, что, собственно, такого в их действиях, так как носили взад-вперед подобные порции денег регулярно. И это была святая правда: масштабы злоупотреблений, как сейчас можно было бы сказать, были фантасмагоричными.

Но поскольку победу присудили тому, кого хотела бюрократия, бизнес и Запад, кого хотела либеральная медиакратия, контролировавшая российские и западные СМИ, то все сошло с рук.

Ну, а после победы всегда приходит время расплаты. Ведь олигархи действительно рисковали: если бы они проиграли, даже такой политический вегетарианец, как Зюганов, их бы не пощадил. А там были не только вегетарианцы, там были люди и вполне вменяемые, так что бизнеса олигархи лишились бы в любом случае. Ведь злоупотребления там были совсем свежие, совсем чудовищные, и кровь жертв их невинных коммерческих махинаций иногда еще даже не успела свернуться... Но это вопрос гипотетический. В общем, после сохранения Ельцина у власти олигархи поняли, что у них все в порядке, все нормально, и теперь пора брать плату за проделанную работу.

Государственную собственность к тому времени ощипали уже очень сильно, там уже не так много осталось сладких кусков. Хотя приватизация продолжалась, олигархические кланы, воюя друг с другом, друг друга же и уравновешивали. Было только два гигантских сладких куска - «Связьинвест» и «Газпром», но в борьбе за последний группы, как, насколько помню, тогда они назывались, Березовского и Чубайса заблокировали друг друга до такой степени, что его тогдашний руководитель Вяхирев сумел по-микояновски «пройти между струйками» и сохранить «Газпром» в государственной собственности. Это взаимное блокирование даже смешно вспоминать сейчас.

А «Связьинвест» вызвал грандиозный скандал, войну, раскол среди олигархов и их дискредитацию, символом которой стало появление терминов «семибанкирщина», «олигофренды» и «законные банкформирования».

Но больше таких сладких кусочков не было, а возиться «по мелочевке» олигархам было просто не с руки.

И главным объектом грабежа вместо народной собственности стал бюджет; его и стали пилить. Но здесь я не прав: «пилить» - это нынешнее слово, оно относительно гуманное, оно затушевывает, скрывает от нас то, что тогда происходило. Бюджет отнюдь не «пилили» - его рвали на части, зубами и когтями...

Помните анекдот, когда остался последний, «стыдный» кусочек и, чтобы не смущать гостей и они могли его спокойно съесть, выключили свет. И тут же раздался истошный вопль - и, когда свет включили, в тарелке оказалась рука, а в ней семь вилок.
Вот с таким же примерно энтузиазмом поступали с федеральным бюджетом. Я опишу сейчас только некоторые инструменты разворовывания его средств... то есть наших средств, как граждан России и как налогоплательщиков.

Прежде всего, надо назвать государственные краткосрочные обязательства, с которыми чего только не творили. Доходность по ним зашкаливала за 100% годовых. Причем ГКО часто выкупались у государства на деньги этого же самого государства! Олигархический банк не просто высасывал предприятие, забирал оттуда для финансовых спекуляций все деньги, так что его рабочие порой жили практически впроголодь, а о развитии не было речи... Но этого мало: государство еще и размещало в олигархических банках свои деньги - деньги налоговой службы, счета таможенной службы, внебюджетных фондов. И эти же деньги государства, лежащие в олигархических банках, ссужались государству под 100, а то и больше процентов годовых.

Это было безумие, бред, кошмар, но это было - и благосостояние нынешних либеральных фундаменталистов, насколько можно понять, в значительной степени основано именно на этих схемах, служивших формой расплаты ельцинцев с олигархами, которые были ими созданы, но очень быстро после этого стали их хозяевами.
Вторая схема грабежа бюджета - параллельные деньги: казначейские обязательства, ныне полностью забытые, краткосрочные налоговые освобождения (КНО), разнообразные векселя, - бумажки, выпускаемые государством, которыми можно было платить налоги. Проводились и взаимозачеты долгов...

Схема проста: допустим, Вы - бюджетополучатель, и я, бюджет, должен Вам деньги. Вместо денег я Вам выдаю один из видов параллельных денег, например, краткосрочные налоговые освобождения, - но у Вас их вместо Ваших налогов не принимаю! А Вы ведь мало налогов платите, и Вам не зачет по ним нужен, а живые деньги. И Вы за эти живые деньги отдаете эти налоговые освобождения уполномоченному государством олигархическому банку, который берет эти деньги с большим дисконтом. А у этого банка или контролируемых им предприятий государство принимает эти налоговые освобождения без всякого дисконта, «один в один», и дисконт становится чистой прибылью банка!

Правда, при этом олигархи часто еще и в открытую не платили налоги, что называется, «внаглую». Это же анекдот, что одним из крупнейших налогоплательщиков России того времени был «Макдоналдс», который развернулся тогда отнюдь не так широко, как сейчас, но просто платил налоги относительно честно, по закону.

Ну и, наконец, третий, самый циничный механизм грабежа и бюджета, и всей бюджетной сферы, - так называемое кредитование бюджетополучателей. Должен бюджет деньги больнице - 100 рублей, например. И говорят: знаешь, дорогая больница, нет у меня денег. Вот пусть вам банк даст кредит. И банк дает деньги этой больнице, но дает не 100 рублей, а 70, сразу 30 рублей изымая в счет стоимости кредита. А потом через очень короткое время этот банк с федерального бюджета получает 100 рублей. С одной стороны, больница вместо 100 рублей получает 70, то есть она не может нормально работать. Да еще и не в срок получает, а с колоссальными опозданиями. А с другой стороны, деньги из бюджета идут не на решение задач, а на подкормку олигархов.

В то время бюджет просто рвали на части зубами и когтями, и грех не вспомнить Министров финансов того славного для них времени, при которых все это цвело пышным цветом.

14 августа 1996 года, после победы на выборах Ельцина министром финансов и одновременно вице-премьером стал бывший помощник Ельцина Лившиц. В марте 1997 года Лившиц ушел заместителем руководителя администрации президента, уступив оба поста Чубайсу, который, сохранив пост первого вице-премьера, в ноябре 1997 года уступил место министра Михаилу Задорнову. Тот, правда, насколько можно судить, реальных прав принятия решений до дефолта не имел и потому непосредственной ответственности за него нести не должен...

В общем, бюджет рвали на части, и в конце концов он просто кончился. Если говорить предельно вульгарно и примитивно, «бюджет украли весь». Сначала не стало денег на выполнение обязательств на внутренние обязательства, перед гражданами и предприятиями. Но граждане тогда уже реальных прав не имели, так что в 1997 году был проведен знаменитый «секвестр бюджета». Это было безумство, когда все расходы равномерно урезали, и очень существенно. Причем не глядя, умрет без этих расходов кто-нибудь или не умрет - для либералов это было все равно. А в 1998 году вдруг выяснилось, что нет денег на обслуживание даже долгов перед международными кредиторами, которые в тогдашней России, как и в сегодняшней, в отличие от населения России и российских юридических лиц имели и права, и реальное влияние на наше замечательное руководство. Чубайс бросился в МВФ и в июле 1998 года привез оттуда договоренность на 15 млрд. долларов кредита.

Я это помню очень хорошо, потому что из-за этого потерял работу в аппарате правительства. Я был советником вице-премьера. Чубайс сделал официальное заявление, что все проблемы теперь у нас решены, кризис у нас был краткосрочным, и мы теперь из кризиса благодаря деньгам МВФ выбрались. А я, совершенно этого не зная, на другой же день объяснил журналистам, что кризис у нас среднесрочный, а не краткосрочный, что деньги МВФ никакие проблемы не решат, просто немного продлят агонию, а человек, который утверждает обратное, либо предельно неграмотен, либо предельно недобросовестен, а скорее всего - и то, и другое одновременно.

Обиделся за это не Чубайс лично, а его подельники, мягко выражаясь, но мне даже возразить было нечего, потому что это ведь правда была антиправительственная пропаганда. В результате меня уволили за день до дефолта, единственный раз в жизни уволили, а не ушел сам, но - за дело, спорить было не о чем. И обстоятельства тех событий в память врезались.

Из этих 15 миллиардов успели получить первый транш в 4,8 млрд. долларов, которых хватило на месяц. Причем все говорят почему-то, что этот транш украли, - а его ведь не украли. Его ненадлежащим образом использовали, как понимаю, продав олигархическим банкам «мимо биржи».

Дело в том, что, когда Вы продаете валюту через валютную биржу, вы тем самым увеличиваете ее предложение и стабилизируете курс рубля. Вбросив валюту, Вы разорите к чертовой матери значительную часть спекулянтов, и спекулятивная атака на рубль на какое-то время захлебнется.

А вот когда Вы продаете валюту мимо биржи, то вы никакого стабилизирующего влияния на курсообразование не оказываете, и продажа валюты вместо нормализующего действия превращается в действие разрушающее.

Так вот, насколько я помню, по крайней мере, основная часть этих денег была продана мимо биржи, и это преступление никем никогда не расследовалось. Потому что Евгений Максимович Примаков, мною безгранично уважаемый, был политическим вегетарианцем и искренне считал, что репрессии - это плохо. Учитывая нашу историю, это разумная точка зрения, но, если преступление не наказывать, преступник убеждается в своей безнаказанности и совершает над Вами еще более страшные преступления. И, к сожалению, те люди, которых тогда пощадили, они и сейчас управляют нашей экономикой... И они продолжают ту самую политику, которая привела к тогдашнему дефолту.

Дефолт был страшной катастрофой. Сейчас люди, которые его организовывали, говорят: дефолт - это было очень полезно, потому что смотрите, как ожила наша экономика после него.

А ведь экономика ожила не после него, а после того, как мы пережили вызванную им девальвацию.

В порядке отступления, могу сказать, что еще с 2007 года, когда ситуация стала примерно понятна, среди разумной части экономистов пошла дискуссия, что лучше - девальвировать рубль или сделать дефолт. Но тогда никто не мог себе даже представить, что либералы окажутся настолько не то что корыстными, а безграмотными, нелепыми, что сделают и то, и другое, нанеся по экономике двойной удар.

Сначала они объявили дефолт. Мол, из бюджета все украли, денег нет, в пятой части устава МВФ написано, что можно технический дефолт объявлять на 90 дней, вот мы его объявляем, и пусть все идет к черту. И все туда и пошло...

Теоретически надо было заморозить рынок ГКО, который был главным инструментом разворовывания денег, как минимум в июле месяце, а лучше в конце 1997 года. Но судя по всему, спекулировало на этом рынке большинство людей, причастных к его регулированию. Я ходил по кабинетам, благо должность была и знакомства, я пытался объяснять, что рынок ГКО тащит финансовый рынок в тартарары, а мне отвечали: конечно, ты абсолютно прав. Но ты же понимаешь, что мы не можем закрыть этот рынок, не можем даже приостановить торги?

И я понимал: да, эти люди не могут. И я понимал, что людоедам проповедую прелести вегетарианства. Они не виноваты, они просто этим зарабатывают, они просто так живут - и менять свой образ существования, который тогда был и остается сейчас не совместимым с существованием страны, общества, народа - не собираются.

И эти замечательные люди довели дело до конца.

После дефолта возникла паника. Посыпалась банковская система, - а, когда банковская система сыпется, нужно давать ключевым банкам стабилизационные кредиты. Однако эти кредиты надо контролировать, чтобы, не дай бог, деньги не ушли на спекулятивные операции, а как контролировать, когда, похоже, почти все «в доле»?

И, естественно, никакого контроля не было.

У меня до сих пор ощущение, что все славное руководство Банка России тогда просто перетрусило, попряталось по кабинетам и выпихнуло на телеэкран бедную девочку пресс-секретаря, которая разводила руками и говорила, что, мол, ну кто же мог подумать, что банки купят на стабилизационные кредиты валюту, обрушив тем самым рынок?

Конечно, любой мало-мальски грамотный человек, да и неграмотный, но просто вменяемый ничего другого себе представить и не мог. Но вот такие у нас высокопоставленные сотрудники Банка России, кандидаты экономических наук.
Итак, олигархические банки, получив стабилизационные кредиты, вместо исполнения обязательств направили их на скупку валюты, обваливая рубль. Причем, как я понимаю, так вели себя не только олигархические банки, но и вроде бы государственный Сбербанк.

Естественно, валютный рынок обрушился. И девальвация была мгновенная, трехкратная, а потом она стала четырехкратной. И банковская система после этих двух ударов просто перестала функционировать. Расчеты не проводились, и наша страна начала медленно скатываться в хозяйственных коллапс.

Помню очень хорошо это время, потому что, хоть и уволенный, пропуск не сдал, пожертвовав деньгами, и ходил по разным кабинетам, пытался объяснять, что нужно делать. И просто видел по статистике, не только открытой, как с каждым днем все больше проваливается экономика.

У нас же ведь почти прекратились грузоперевозки в стране по очень простой причине. Тогда была налоговая полиция, которой нужно было выгрызать деньги любой ценой, так как их просто не было в бюджете. И любая хозяйственная деятельность, которая не сопровождалась перечислением налогов в бюджет, рассматривалась как преступление. Вроде логично, - но как Вы перечислите деньги в бюджет, когда их банки не переводят? Вы же не можете собрать деньги в мешок и привезти в Минфин или налоговую службу, у Вас их там просто не возьмут. Вы должны деньги загнать на счет в банк, но там все мгновенно «зависает», банки за редким исключением деньги не проводят. С Вами никто не рассчитывается, но, даже если у Вас и есть на счету деньги и Вы хотите заплатить налоги, Вы просто не можете это сделать!

Поэтому любая хозяйственная деятельность автоматически приобрела преступный характер. Если Вы производили водку, Вы могли поставить военизированную охрану, и к Вам на завод никто не мог войти. Но, если Вы осуществляете грузовые железнодорожные перевозки, Вы их спрятать не могли: эшелон идет, его не спрячешь и, значит есть хозяйственная деятельность, и железная дорога должна платить налоги. Никого не волнует, что банки не проводят расчеты: если деньги в бюджет не поступили, - вы преступники, товарищи железнодорожники, и вы из СИЗО будете доказывать, что не вступили в преступный сговор с банком, в котором лежат ваши средства.

В результате началось замирание, как во время разрухи, во время гражданской войны, железнодорожных перевозок. Это удалось остановить благодаря новому премьеру Примакову, который просто отменил ряд наиболее идиотских мер правительства Кириенко, а затем ввел некоторые дополнительные, которые стимулировали экономику. Но мы стояли на грани, выражаясь научным языком, коллапса. Бытовым языком я бы этот термин называть не хотел. Это была бы разруха в стиле гражданской войны.

И вот только после этого действительно, когда мы это время пережили и в эту пропасть не рухнули, девальвация начала оказывать позитивное воздействие.

Спекулятивные структуры рухнули или переквалифицировались в производственные, - и, как сказал один крупный металлург, «кончилась Москва и началась Россия». Кончилась спекуляция, начался реальный бизнес, началось восстановление российской экономики. Хотя весь 1999 год после дефолта это восстановление шло «на костях» в прямом смысле слова, одновременно и за счет снижения реальных доходов населения, которое продолжалось весь 1999 год. Это то, о чем наши уважаемые реформаторы тоже стараются не вспоминать.

Так что девальвация напоминает электрошок. Если Вы его пережили, то некоторое время бегаете очень бодро. Но можно и обуглиться.

Мы не обуглились, но это не заслуга реформаторов.

Страна должна помнить тех, кто принимал решение о дефолте. Насколько я помню, их было шестеро. Там был Гайдар, не занимавший тогда никаких официальных постов, но бывший и остающийся сейчас экономическим гуру либеральных фундаменталистов. Там был Чубайс, тогда спецпредставитель при МВФ. Там был «премьер на час» Кириенко. Там были председатель Банка России Дубинин и его первый заместитель Алексашенко, которые, когда Илларионов описал их действия во время дефолта, пытались через суд оттягать у него и журнал, в котором он это сделал, и по 10 миллионов рублей.
Наконец, там был тогдашний Министр финансов Задорнов. Но, насколько можно судить, он был без права реального голоса. Его просто пригласили, поскольку это его тоже касалось, но он не принимал участия в выработке этой безумной политики, он был просто исполнитель, который не возражал, не подавал в отставку, но не был инициатором либерального безумия.

Дубинин «по горячим следам» назвал иной список участников: в нем не было Кириенко, но были его заместитель Александр Потемкин и покойный Борис Федоров, тогда бывший руководителем налоговой службы в ранге Министра. Возможно, речь идет о каком-то предварительном совещании, так как Кириенко не мог не присутствовать при хотя бы формальном принятии решения о дефолте.

Но это верхушка айсберга. Люди, на более низком уровне вырабатывавшие и реализовывавшие катастрофическую политику, опрокинувшую страну в дефолт, за минувшие годы сделали прекрасные карьеры. Классические примеры - два тогдашних заместителя Министра финансов: нынешние Министр финансов Кудрин и Председатель Банка России Игнатьев.

Эти люди сегодня, насколько можно судить, продолжают ту же самую убийственную для России политику, которая один раз уже привела экономику к финансовой катастрофе - дефолту.

Хочу напомнить, что это была катастрофа не только финансовая, но и идеологическая. Многие люди, которые неплохо работали в 90-е годы, тогда впервые поняли глубочайшую лживость российского либерализма, поняли, что, грубо говоря, реформаторы - это либо лгуны, либо безграмотные люди. Дефолт многим открыл глаза на это, но, к сожалению, чудовищно дорогой ценой.

Когда говорят, что, мол, ах, многие разорились, многие лишились средств существования и так далее, - мы забываем, что многих просто убили. Потому что бандиты были в «либеральные и демократические 90-е» основным регулятором экономических отношений, и, когда человек не возвращал долги, даже по объективным обстоятельствам, его довольно часто просто убивали.

Сейчас у нас в роли таких регуляторов часто выступают представители тех или иных силовых структур, но даже это более гуманно, чем прямое убийство.

Так что многие люди в дефолт просто погибли, и их никто не считал.

Думаю, будет правильно поставить памятник людям, которые погибли в результате дефолта, а еще лучше поставить мемориал всем жертвам российских реформ - якобы либеральных и якобы демократических. Но для этого нужно сначала эти реформы, это уничтожение России хотя бы остановить. Прекратить разрушение страны, остановить русскую Катастрофу, которую с избыточной тактичностью называют «реформами».
А до этого времени еще надо дожить...

Почему я так долго рассказывал о причинах дефолта? Не из желания поворошить старые раны, отнюдь, а потому, что эти причины работают и сегодня.

Главная причина дефолта, главная причина этой финансовой катастрофы заключилась в глубочайшей коррумпированности, даже коррупционности тогдашнего российского государства.

Ведь что такое олигарх? Это слово, несмотря на свою популярность, не пустое ругательство, а научный термин и имеет точное, конкретное значение. Олигарх - это бизнесмен, который живет ради извлечения прибыли и критически значимую часть своих доходов, то есть такую их часть, от которой он не может отказаться, получает за счет контроля за теми или иными элементами государственного управления.

Фундаментальной причиной дефолта было построение абсолютно коррумпированной государственности после расстрела Верховного Совета в 1993 году. Я считаю, что поражение Хасбулатова и Руцкого было абсолютно неизбежно, и при этом они все равно были бы хуже Ельцина при всех его недостатках. Это мое личное мнение, я его не навязываю. Но после этого расстрела вопрос с демократией в России был решен: то, что существовало дальше, уже было пиаром, а не демократией. И государство, выросшее из этого расстрела, как можно понять, изначально создавалось, как инструмент грабежа, было абсолютно коррумпировано и олигархично.

И я показал, что именно в этом характере государства и заключалась причина дефолта.
Но, послушайте, ведь, по всей видимости, мы имеем сейчас то же самое, абсолютно коррумпированное государство. И коррупция, с моей точки зрения, является основой государственного строя. Потому что когда в 2000-е годы строили государство, то строили-то в значительной степени по ельцинским лекалам, других лекал строители просто не знали - кто в силу интеллекта, кто в силу мотивации. И получилось, насколько можно судить, в принципе то же самое.

Ну да, вместо коммерческих олигархов, которые были назначены бизнесменами, пришли силовые олигархи, которые были назначены генералами, а уже только потом и благодаря этому стали олигархами. Но разница не принципиальна.

Ну да, используют они патриотическую, а не демократическую фразеологию, - но самые красивые патриотические слова в начале 2000-х говорил Березовский, так что слова мало что значат. Это тоже люди, которые живут ради доходов и ради прибыли. Они могут сколько угодно распинаться в своей любви к Родине, - но, знаете, человек, который тот или иной объект любит, никогда не будет с ним делать то, что делают они. Это если и любовь, то очень извращенная, знаете, маньяческая такая любовь.

Силовые олигархи нынешнего времени, как и коммерческие олигархи преддефолтных времен Ельцина, получают свои доходы, от которых они не могут отказаться, даже если бы они захотели, за счет контроля за государством. Ну и что, что они контролируют его изнутри, а не снаружи? Ну и что, что они контролируют силовые структуры, а не там какое-нибудь Минимущество? Разница не принципиальна: она в образе действий, но не в их характере и не в характере интересов.

Силовая олигархия заменила коммерческую - и это было сутью революции 2000-х годов, но власть осталась у олигархии. И мы имеем, насколько я могу судить, в принципе такое же, а во многом даже худшее коррупционное государство, чем в 90-е годы.

Это был вопрос о власти. Но те олигархи, которые сказали, - да, мы привели к власти силовую олигархию, а теперь будем ее дойными коровами, а настоящими олигархами пусть будут вот эти новые люди, - их никто не тронул, их холят, лелеют, похоже, даже губернаторами делают. Нет, насколько можно судить, в главном ситуация не изменилась.

А цена нефти, политическая ситуация, возможность или отсутствие внешнего кредитования - это все внешние, привходящие факторы, они второстепенны. Да, если они будут благоприятны, финансовая катастрофа будет позже. А если они будут неблагоприятны, финансовая катастрофа будет раньше. Но она все равно будет.

У нас до сих пор встречаются «онолитеги», которые на голубом глазу утверждают, что дефолт был вызван дешевой нефтью. Мне кажется, я описал ситуацию достаточно подробно, чтобы понимать: если бы нефть тогда вместо 8 стоила 80 долларов за баррель, дефолт произошел бы все равно - просто не не в 1998-м, а в 2001 году.

Во II квартале чистый приток частного капитала, разница между его притоком и оттоком, составила 7,2 млрд. долларов. Значительная часть пришедших капиталов - просто рефинансирование долгов. Вот я взял деньги у внешнего заемщика в кредит, должен был отдать в апреле или в июне, но говорю - извините, денег нет. А западному банку совсем не нужно себе статистику портить, и он оформляет вместо невозврата кредита его пролонгирование, - но на худших условиях, и в статистике это отражается как увеличение, с одной стороны, внешнего долга, а с другой - притока капитала.

То есть долги отсрочили, перенесли на будущее, а наши пропагандисты кричат - ой, как хорошо, к нам опять пришел иностранный капитал. Помимо этого, действительно пришел спекулятивный капитал, - на фондовый рынок, а не в реальный сектор. От него никому ни жарко, ни холодно, как пришел, так и уйдет. Достаточно сказать, что в июле у нас валютный рынок вздрогнул, качнулся взад-вперед - и все, приток частного капитала остановился. Спекулянты сказали «хватит», а банки решили подождать и посмотреть, что будет и на каких условиях они будут пролонгировать и переносить долги.

И основной фактор стабилизации экономики, как это ни ужасно говорить, опять, как в 99-м году, «на костях» рабочих. Потому что, пользуясь летом, пользуясь общей расслабленностью, пользуясь тем, что людям хочется отдохнуть, пусть даже у себя дома, бизнесмены стали очень резко, очень жестко переводить людей на неполную занятость.

Классический пример - «АвтоВАЗ». Насколько можно судить, выделенные ему правительством деньги он получил только в конце июля, когда они сильно «похудели» и от инфляции, и от девальвации рубля. После этого в августе завод прекратил работу, а в сентябре будет работать вполсилы. Это значит, что в сентябре значительная часть рабочих будет получать 6-8 тысяч рублей в месяц - при том, что автовазовское общежитие стоит 3 тысячи рублей в месяц. Между прочим, это дороже, чем квартира в городе, что производит впечатление грубого злоупотребления монопольным положением. И понятно, что на остаток от зарплаты жить нельзя, и, если положение не будет исправлено, в сентябре или в ноябре в Тольятти могут получиться вторые Ленские прииски. А ведь улучшения конъюнктуры не будет.

Уже сейчас, несмотря на лето, уже были забастовки в Кургане, и сейчас там некоторые проблемы есть, а на московском Калибровском заводе рабочие добились выплаты зарплаты, хотя это и одноразовое мероприятие.

В ходе кризиса бизнес сначала экономит на инвестициях, потом наступает черед экономии на зарплате, - и эта экономия долго не продлится. Это инвестиции можно прекратить, а людям все равно нужно какие-то разумные деньги платить.

Это американец может сесть на машину и уехать в другой штат в поисках работы. У нас же население из-за бедности, а точнее, нищеты не мобильно. Да и работы, как правило, в соседних регионах нет.

Поэтому государству придется вливать в экономику все новые и новые деньги - и на социальную поддержку, и на восполнение оборотных средств предприятий, на проедании которых тоже основана нынешняя стабильность, и на уборку урожая, и на подготовку ЖКХ к зиме...

Это сейчас у нас жара, все отдыхают и, пока на пивко хватает, все в порядке. А жара кончится, люди поймут, что нужно зарабатывать, - а денег нет. Да и надо их зимой больше: это летом можно жить на салате да картошечке, а зимой-то мясо нужно.

Резервный фонд сократился очень сильно: с 1 февраля по 1 августа - на 48,81 млрд.долл., или более чем на треть - на 35,5%. В целом Резервный фонд и Фонд национального благосостояния сократились за семь месяцев на на 46,51 млрд.долл. - с 225,06 до 178,55 млрд., или на 20,7%.

Там еще много денег, но как государство их будет давать? Так же, как во время дефолта, так же, как прошлой осенью: оно будет давать их бесконтрольно. Да, формальный контроль будет - финансовые комиссары будут ночевать в своих кабинетах, а сотрудники Банка России, как в конце прошлого года, падать в обмороки, - а вот реального контроля не будет. И не потому, что государство глупое или неумелое.

Счетная палата, на мой взгляд, в ее нынешнем виде - это такое прекраснодушное недоразумение. Степашин хороший человек, он правильный человек, он умный человек. Он прекрасно понимает, что не может государственный чиновник выступать против государственного строя. А это, по моему мнению, означает, что он не может бороться с коррупцией, - и, он, насколько можно судить, и не борется, а всего лишь периодически проливает ту или иную порцию слез по тому или иному поводу, потому что накипело у человека.

Но этот человек понимает, что, если он начнет разбираться и карать - то есть, выполнять свои служебные функции, - он, вероятно, вступит в лобовое противоречие с политическими, да и конкретно материальными интересами правящего класса, и его из этого класса выкинут, а соломки ему при этом никто стелить не будет.

И винить его слишком сильно в этой осторожности, думаю, не стоит.

Поэтому действенного финансового контроля, с моей точки зрения, не будет. Ведь любой финансовый контроль объективно ограничивает коррупцию. А ограничение коррупции это что? Насколько можно судить, с одной стороны, подрыв благосостояния правящего класса, а с другой, - подрыв основ государственного строя.

Слушайте, нельзя требовать от чиновника слишком многого, он не революционер.
Поэтому деньги, которые будет выделять государство, пойдут на валютный рынок. На эту осень международных резервов хватит, их 400 млрд. долларов. Хватит ли на следующую осень - это вопрос дискуссионный.

Здесь все зависит от приходящих, не поддающихся прогнозированию обстоятельств: от цены на нефть, от политической ситуации, от внешнего кредитования.

Так что этот год мы живем относительно спокойно, относительно мирно. Ну да, подскочит на 9% бивалютная корзина - доллар-евро. Сейчас там 37 рублей, будет 41. Может быть, удержат даже в следующем году - будет там 42,50, как говорят официальные аналитики. Но уже в 2011 году удержать рубль будет невозможно.

Ведь деньги, которые вливаются в экономику бесконтрольно, смывают международные резервы. У нас четверть триллиона долларов смыло прошлой осенью и в этом январе (с учетом нарушения Банком России методики расчета международных резервов, из-за которых в начале февраля, по оценкам, они были завышены на 43 млрд.долл.), Четверть триллиона. Вдумайтесь в эту цифру! На эти деньги можно построить вторую Россию. Причем, более благополучную, более успешную, более современную, черт возьми. В которой у каждого будет нормальная, человеческая работа. Но эти деньги просто кинули в топку, причем даже не кризиса. Это официальная пропаганда говорит - в топку кризиса.

А я убежден, что их кинули в топку коррупционных интересов. И будут кидать туда новые сотни миллиардов долларов. И они кончатся. Потому что если деньги бросать на ветер, они заканчиваются. Это неминуемо: наша страна доллары пока не печатает. Когда это произойдет, очередная группа реформаторов скажет, как 11 лет назад: вы знаете, деньги кончились, мы объявляем девальвацию. Контроль они при этом не удержат, девальвация будет обвальной, разрушительной. Это будет оздоровление российской государственности, но оздоровление, к сожалению, через крах.

Но мы даже не протестуем, мы же забастовки не устраиваем, - значит, за это наше согласие нам придется платить, и платить дорого. Ничто не обходится дороже трусости, знаете ли.

Забастовочное движение, правда, будет. Причем я могу сказать, что будут требовать рабочие. Они понимают, что забастовка ради выдачи зарплаты, - это тупик, потому что после нее зарплату выдут, активистов уволят, а то и посадят, искалечат или просто убьют, и затем зарплату можно будет снова не выдавать - все очень просто, и это уже проходили. На границе Москвы, например, есть такой чудный город Химки, где всю независимую прессу, как я понимаю, уничтожили физически, убив или доведя до инвалидности редакторов и ключевых сотрудников всех местных независимых газет. И все - вопрос решен. Торжество «сувенирной демократии», все счастливы, все довольны, «Единая Россия» радуется жизни.

Рабочие все лучше понимают, что с ними будет то же самое. Поэтому они постепенно начнут требовать участия в управлении как единственной гарантии своих прав - просто для того, чтобы понимать реальную ситуацию на заводе. Ведь им надо понимать простую вещь: то ли денег нет по-честному, то ли их нет, потому что их украл директор, то ли их нет, потому что их вывел собственник.

А это можно только одним способом - представительством трудового коллектива в Совете директоров в виде независимых директоров, вместе обладающих блокирующим пакетом. Конечно, для этого нужно изменение в законодательстве, но до этих изменений это правило вполне может стать элементом коллективного договора и без всяких законов: никто этому не помеха, если согласен работодатель. А избирать представителей рабочих должен не «карманный» профсоюз, а Совет трудового коллектива, который и должен будет этих представителей контролировать.
И вот это представительство рабочих в совете директоров и будет ключевым вопросом. Если у работодателя денег по-честному нет, забастовка на предбанкротном предприятии - это такой черный юмор. А если у работодателя все в принципе нормально, а он просто решил закрыть завод к чертовой матери, а рабочих на улицу выгнать, пусть занимаются, как сказал один либерал, собиранием грибов и ягод, - это уже совсем другая история...

При этом важно понимать, что современная бюрократия рассматривает любую попытку граждан отстоять свои права, и даже исключительно экономические права, - как политическую провокацию. В результате она поневоле, против желания рабочих выталкивает их в политику. Да, совсем не с той стороны, о которой мечтают уважаемые либералы и демократы. Да, с совершенно иной стороны, но эта сторона, между прочим, более реальна и более конструктивна. И из экономической борьбы рабочих за свои права, которой бюрократия уже придает политический характер, родится значимый элемент новой политической партии, которая сможет вновь объединить все российское общество для защиты его интересов и простого здравого смысла против смертельно опасной для нас всех клептократии.

Поэтому, я думаю, что до дефолта мы увидим возрождение Советов трудовых коллективов и, может, возрождение даже каких-то территориальных, а не только производственных элементов Советской власти. Ничего плохого, кстати, в этом нет, Советская власть - это специфическая форма местного самоуправления, адаптированная к современной российской культуре. И вполне себе неплохо адаптированная, лучше, чем то, что пытаются изобразить из местного самоуправления в ходе различных реформ.

Сомневаюсь, что и на Западе кризис остановится. Потому что этот кризис системный, всего мироустройства. Об этом можно поговорить отдельно, разговор долгий; это ведь не просто кризис капитализма, хотя это уже само по себе очень много. Это не просто великая депрессия - это изменение самой формы самоорганизации человечества. Это путь долгий, болезненный и за один год ничего не изменишь. Но даже если цена на нефть подскочит - и что, меньше будут воровать?

Вот она уже подскочила с 38 до 70 долларов за баррель, почти вдвое: что, кому-то от этого легче? Покажите мне человека, которому от этого легче, кроме нефтяников и олигархов. Да, в нефтяных районах стало отчетливо легче, потому что стало больше денег, там губернаторы вменяемые, они используют деньги достаточно рационально. А остальным ни жарко, ни холодно.

Потому что модель экономики, основанная на «распиле бабла», остается прежней, и коррупционные интересы по-прежнему опережают рост доходов.

И денег все равно будет не хватать - и при 700 долларах за баррель их будет не хватать так же, как сейчас не хватает при 70, как когда-то не хватало при 8 долларах за баррель, просто чуть позже.

И, когда эта нехватка обозначится, все равно будут экономить на людях: на ком-то же надо экономить, а люди в России имеют меньше всего прав. И эта экономия будет порождать напряженность, это неизбежно.

Вопрос о сроках обвальной девальвации и начале системного кризиса остается открытым. Думаю, что, скорее всего, конец следующего или начало 2011 года, но это вопрос дискуссионный: есть сторонники, есть противники у таких сроков. Официальные экономисты говорят - нет, вот у нас такая-то динамика финансовых потоков, мы 2010 год железобетонно продержимся, рабочее движение задавим, денег никому давать не будем... Эта позиция, может, не очень приятна, но понятна и технологична, но вопрос о сроке - это детали.

Принципиально важно одно: дефолта не будет, а будет обвальная девальвация и системный кризис. И это будет посильнее - и «Фауста» Гёте, и дефолта 1998 года. И это будет относительно скоро, при любой цене нефти и при любой степени согласия внутри «тандемократии».

Принципиальный урок, который мы должны извлечь из истории дефолта, прост: если за преступления не наказывать, они будут не просто повторяться, но и усугубляться. И если ошибки не исправлять, они будут не просто повторяться, но и усугубляться.

Ставить людей, которые совершали ошибки и преступления, на прежние должности, а то и повышать, - значит обрекать себя на повторение этих ошибок и преступлений, причем в значительно худшем масштабе, потому что те, кто их делал, уверовали в свою безнаказанность. Уверовали свято, более свято, чем в «Отче наш».

Прошлой осенью мы с коллегами рассчитывали вероятность выживания России в предстоящем нам кризисе. И получилось, - конечно, неточно, здесь точного счета быть не может, - что вероятность того, что Россия выживет, составляет 65-70%, а 30-35% - это вероятность того, что мы не выживем. То есть, не страна развалится, а вся российская цивилизация как таковая исчезнет.

Вот сейчас, в конце лета, по мере приближения к системному кризису, я абсолютно убежден, что при всех наших недостатках, которые я знаю хорошо и могу говорить о них бесконечно, мы в этом кризисе выживем, мы его преодолеем и мы выйдем из него лучше и не только в более эффективном, но в более культурном, более цивилизованном состоянии, чем мы в него сейчас входим. Это обойдется нам очень дорого, нас ждут очень тяжелые жертвы, нас ждет не просто изнуряющий страх, но, может быть, даже ужас, - но мы вернемся в число мировых лидеров. Причем не только с точки зрения абстрактного «величия», которым так тяжело бредят многие дегенераты и официальные лица, но и с точки зрения уровня жизни.

Мир будет тяжелым, мир будет скверным, работать придется много и тяжело, но он будет, потому что мы вернем себе смысл жизни. А это главное. Просто нам предстоит много очень тяжелых лет. Я думаю, не менее трех, а скорее всего пять лет очень тяжелого труда, а потом будет постепенно становиться все легче.

Но то, что будет справедливее и будет человечнее, чем сейчас, с моей точки зрения, это факт. Хотя для этого нам придется приложить большие усилия и поработать всем вместе. Не забывая о том, что мы единый народ.

У нас ведь такая специфика замечательная - мы все друг друга очень не любим, но при этом мы друг с другом вполне солидарны. Вот эту солидарность нам нужно не потерять.




Рейтинг:   4.46,  Голосов: 69
Поделиться
Всего комментариев к статье: 114
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
о том что было мы все в курсе
metr написал 17.08.2009 20:39
С разными оценками происшедых событий мы все знакомы. Вот и господин Делягин дает очень интересную интерпритацию произошедшего. Но одно дело правильно оценить,а понимания что делать ни у кого нет. Для этого необходимо понять куда мы все идем, не в маштабе 1/6 части суши, а в маштабе планеты.
Запущен процесс глобализации. А это значит, что хотим мы этого или не хотим, нравится нам или не нравится, итог будет один:
одна планета;
одно правительство;
одна валюта;
и возможно одна религия.
Сколько людей будет потеряно ради осуществления этих целей хрен его знает.Как говорил известный товарищ "Лес рубят -- щепки летят".
Кто в новом мире или чъя система будет доминировать не суть важно, выживает сильнейший. Чего нам-то сирым да убогим делать? -- спросит кто. А первым делом перестать считать себя любимых самыми невъебенними во всех отношениях,перестать заниматься херней и начать наконец работать. Работать не ради пресловутого "величия Родины", а ради будущего своих детей постепенно интегрируясь в мировое сообщество.
И когда ваш правнук создаст что-то гениальное на благо всех людей, он с гордостью может сказать словами графа Суворова -- Я русский и сим горжусь.
Re: В тему. - Карась (2009.08.17 11:40)
Ветер написал 17.08.2009 20:36

***А не жутко вам от другой переспективы? В первую очередь будут разрушаться слабые звенья мировой системы: Украина, Прибалтика, Болгария, Венгрия, Грузия ...
... подумали динозавры. "Вымрут они, одни мы останемся". Цари!
Эволюция, как известно, распорядилась по другому.
***не менее слабое звено и США: фактически 70% промплощадок выведено в Китай...
..., а производство лаптей вообще заброшено.
Вопрос, а почему Боинг или, например, Локхид свое производство не вывозят?
***Может начать валиться и амеры, у них долг гораздо более чем у России.
Если так рассуждать, то Россия "завалится" куда быстрее, чем АвтоВАЗ - у ВАЗа долгов еще меньше.
***Необходимы будут очень талантливые и сильные люди, чтобы вывести эти страны из полного краха.
Это Вы Путина с Ведмедевым имеете в виду? Тогда не забывайте, что они вас тоже "имеют в виду".
Re: Re -Частное мнение - from xSS
Евгений написал 17.08.2009 19:21
Как бы хотелось сказать что вы не правы, но.........Кстати я живу рядом с этой гэс. 61 погибший одномоментно для нашего городка это ужасно, очень
Re -Частное мнение - from xSS
Пессимист написал 17.08.2009 18:46
Очевидно, под своим 65-70 прогнозом выживания России М.Делягин имеет ввиду ,,либеральную,, жизнь в шоколаде для определенной тусовки либерастов.
Реальная жизнь, которая за окном такова -
Главный либераст Чубайс СИСТЕМНО угробил энергетику в стране - в первую очередь ИЗГНАВ из отрасли старые советские кадры энергетив и заменив их на менеджеров - пилитей бабла из РФсиянских вузов. Результат чубайсовской ДИВЕРСИИ сегодня УЖЕ выстрелил - ПОЛНОСТЬЮ угробив Саяно-Шушенскую ГЭС (вместе с полусотней этих самых менеджеров), крупнейшуюю в России.
Очевидно, что и ВСЯ оставшаяся от СССР промышленность В Рфии (а иной просто НЕТ) ДОЖИВАЕТ последние годы, а многие заводы и дни.
Когда ОДНИ баблопилы у власти просто НЕ МОЖЕТ быть таких прогнозов как 65-70, Миша Делягин ОЧЕВИДНО таких прописных истин не понимает.
Россия же - 100 пудово выживет и останется там где и сейчас. Русских просто будет меньше, а чурок больше. Только с последних где сядешь там и слезешь, более того - УВЕРЕН, что будет наоборот эти самые абреки сегодняшних баблопилов ОБЧИСТЯТ ДО НИТКИ, а большинство из них ПРОСТО ПЕРЕРЕЖУТ и поделом!
Re: в догонку
from xSS написал 17.08.2009 17:44
... похожее событие в этом регионе я и имел в виду.
Эхх, как они достали.
Частное мнение
from xSS написал 17.08.2009 17:33
Доктор Делягин: я думаю, что до дефолта мы увидим возрождение Советов трудовых коллективов и, может, возрождение даже каких-то территориальных, а не только производственных элементов Советской власти.
--
Уважаемый Доктор,
за последние 3-4, а может и больше дней моя не рвная система пришла в упадок - В Европейском союзе плевать хотели на все написанное: их советы и Ваши мнения расходятся.
В крарайнем случае, даже до 27 авнуста ничего не исменится без внешнего агрессивного вмешательства в дела суверенных личнойстей.
Я уж не говорю о расшифровках более важных событий.
Вообщем, Доктор, я ожидаю от Вас более обоснованных мнений, а не возврат к событиям оккупации 7 ноября.
Re- - - Карась, Свистун
Пессимист написал 17.08.2009 16:38
А по моему сегодня в РФии при взаимотношениях с властью для 95 процентов верны иные РУССКИЕ пословицы и поговорки -
1. Моя хата с краю.
2. От говна подальше - не так воняет
3. Пока гром не грянет мужик не перекрестится
И помнится как говаривала моя бабушка -
Да хрена ли вы все жизнью и власть недовольны - ведь ХЛЕБ В МАГАЗИНЫХ ЕСТЬ!
сенгеей-Не зря вице-президент США нам дает только 15 лет.
гра написал 17.08.2009 14:15
За что так много? Мог бы дать и условно.
К чему они еще приведут страну?
Севастополев написал 17.08.2009 14:01
Путин, как глава Правительства, знает, что в последние годы своим бездействием потворствовал переводу прав собственности на промышленные активы России в офшорные юрисдикции — и сейчас вынужден предоставлять бюджетную помощь иностранным, по сути, компаниям.
Эти компании скоро станут банкротами, невозврат кредитов, виток инфляции и ....
Вот один из итогов работы новой демократической власти.
Пока, Ирина, будешь так роговить...
wolodja написал 17.08.2009 12:06
"Гибельные условия для ЛЮБОГО народа создает капиталистический способ производства, основанный на частной собственности и наемном труде"...
...твои постецы будут ЖИДковаты...
+++++++
КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ СПОСОБ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ... распределения по капиталу... капиталистически можно распределять не только товар и искусственный продукт, но и природные ресурсы - ВСЕ... а это не способ производства, а способ распределения... способ производства лишь подсистема способа распределения благ... и в ентом одна из лжей мароксизма... подачеркиваю - лишь одна из лжей... и причема одна из самых безобидных...
+++++++
но ты, Ирина, здорово не парься... в рамках схоластически-математической лживой модели, которой мароксисты оперируют, конацы с конацами сходятсца... и скоко бы ка ней необращались лезультат учегда дубет одина и тажа... лажовый...
Извиняюсь
Карась написал 17.08.2009 11:46
..распиляно около 1,5 трл долларов, .... Наши только учаться, у амеров и пирамидку вон на 60 млрд долларов соорудили, наши Мавроди и Ко нервно курят в сторонке.
В тему.
Карась написал 17.08.2009 11:40
А не жутко вам от другой переспективы? В первую очередь будут разрушаться слабые звенья мировой системы: Украина, Прибалтика, Болгария, Венгрия, Грузия ... Никто не спорит, Россия слабое звено, но не менее слабое звено и США: фактически 70% промплощадок выведено в Китай и юго-восточную азию, распиляно около 1,5 млрд долларов, и где вновь отстроенные предприятия, дороги. И где деньги Зин? Если последует вторая волна кризиса (а она последует однозначно, вопрос только времени), в первую очередь словно костяшки домино начнут валиться Украина, Прибалтика..., и они потащат за собой остальных - США, Россию, Европу и Китай. Может начать валиться и амеры, у них долг гораздо более чем у России. А может первой завалимся и мы, но если у нас для выживания будет достаточно инстинкта самосохранения у властной элиты (наведения элементарного порядка),то у вышеперечисленных кандидатов на пипец этого будет мало. Необходимы будут очень талантливые и сильные люди, чтобы вывести эти страны из полного краха. А где они - это Ющь, или либералы Молдовы? А мож Тягнибок с Яценюком?
С учетом трагических событий 16-17.08
Ветер написал 17.08.2009 10:36

С учетом трагических событий 16-17.08 значения вероятностей выживания-невыживания можно менять местами - в более пессимистическую сторону.
Так было и с СССР - то Чернобыль, то поезд на теплоход, то два поезда сразу...
От осознания анаоргии становится жутковато.
Необходим здоровый национализм?
Сергей написал 17.08.2009 10:17
В новых условиях защищать РФ от вторжения НАТО алигархи не будут, а простым гражданам все дофанаря. Того порыва патриотизма, который был в 1812 году иои в года ВОВ не будет.
Да и власть не заботится о русских. Она приоритет отдает вопросам армянских и прочих диаспорах в РФ, которые не считают себя русскоязычными, образовывают свои автономии и школы, чтобы не ассимилироваться....Не зря вице-президент США нам дает только 15 лет.
Делягин заставил меня задуматься
AND написал 17.08.2009 10:13
Делягин заставил меня задуматься
Re: Re: Неместному долбоебу-bw
Пофигист 3 написал 17.08.2009 10:01
Ну ты пиздабол.Россию дважды запад пытался покорить(Наполеон и Гитлер).И это были не локальные войны, а борьба за выживание.И с какого бодуна вы будете решать кому в Москве или Питере сидеть.Да пошли вы на хуй мудаки за нас решать.И НАТО не благотворительная организация-пример Сербии показал.Причину для вторжения в Россию вы всегда найдете.Да мало ли что вам у нас не нравиться будет.Поэтому хочешь жить в мире готовься к войне.И не забывай, что у Россси вследствии ее огромной территории и большого количества полезных ископаемых (лакомый кусок) есть только два союзника-Российская армия и Военно-морской флот.Все остальные как проститутки-кто больше платит тому и дают.Украина тому пример.Вот об этом должен помнить каждый патриот России и поменьше слушать таких пиздаболов как ты.Одного пиздабола-Горбачева послушали-вместо улучшений условий жизни-по западным рецептам- такую страну как СССР развалил.
По теме.
прохожий написал 17.08.2009 09:50
Существует иная точка зрения на происходящие процессы и их цели от посвященных лиц:"План ликвидации национальных элит" http://hodos-video.com/arhiv/01/?file=091c93217f38de1ff5fda5212f0dfdda
(без названия)
нюра1000 написал 17.08.2009 07:32
а чирис 5 лет ево призиденства наступит рай в виде камунизма и призиденты будут ни нужны фсе будут жить ф атдельных квартирах и тд и тп
(без названия)
нюра1000 написал 17.08.2009 07:28
дилягин начал претвыбарнаю агитацию-он гатоф тяжило трудица призидентам 5 лет-каг рап на галерах
Re: Местному долбоебу.
bw написал 17.08.2009 07:04
Вы историю по советским учебника изучали, а не по архивным исследованиям - тогда вам солдаты НАТО, понятное дело, мерещатся под кроватью постоянно. Воевала Россия много, только в прошлом столетии - 2 раза с немцами (сейчас столь любимыми). Те действительно пытались захватить Украину прежде всего. И посадить в России лояльных себе правителей. Наполеон присоединять Россию к Франции не планировал - только одних франкоязычных мудаков в С-П=ге заменить на других, попутно крепостное право отменив.
Современное НАТО не убило ни одного русского человека. Даже если подсчитать количество жертв в Сербии, которая подверглась бомбардировкам за этнические чистки мусульман - получится сопоставимая цифра с количеством погибших в нашей армии от дедовщины. Так кто "враг" и кто "друг" если смотреть объективно. Враги себе - мы сами, так получается.
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | >>
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss