Случайно заглянул на токшоу «Время покажет» и удивился накалу страстей, сопровождавших банальное словоблудие по поводу памятника Ивану Грозному. Патриоты Проханов и Кургинян доказывали, что образ Собирателя земель русских зовет нас в великое будущее, где мы насобираем их из исторической мусорной кучи еще больше, чем было. Либералы Гозман, Надеждин и Сытин, твердили, что тот же самый исторический персонаж мешает нам войти в светлый мир прав человека, сияющий за пределами нашего коррумпированного государства, законсервированного единовластием бывшего труженика КГБ. Узнать позицию КПРФ я, то ли опоздал, то ли ее просто не было.
Итак, патриоты видят РФ могучим государством, продолжателем дела сильных царей и могучих генсеков, побеждающим в конкурентной борьбе старых капиталистических хищников и несущим в мир дефицитные нормы православной морали.
А Гозман с Надеждиным и Сытин мечтают увидать Рф, уютно встроенной в западный мир, соблюдающий, по их мнению, права человека, международные правила поведения, охраняющий святость частной собственности и демонстрирующий благополучие. Их отношение к собственности копирует отношение Вольтера к свободе слова – Нам не нравится дизайн яхты Абрамовича, но мы готовы отдать жизнь за его право владеть ей.
О социализме ни те, ни другие не говорят ни слова, как будто его и не было на нашей планете, как будто РФ никогда не была РСФСР. И вспоминается старая притча, когда пастушок разыгрывал селян криком - волки, а они, убедившись в обмане, не прибежали на помощь, когда опасность стала реальной. Так и сегодня обыватели всех стран, которых сто лет пугали коммунистическим пугалом, перестали верить в реальность социализма и коммунизма. Вместе с ними перестали верить в это и действующие коммунисты, а также ученые обществоведы, обязанные глядеть в будущее. И поэтому, сегодня о социализме никто, кроме Вассермана не говорит, а его принимают за сумасшедшего. Но ведь социализм сегодня единственный реальный выход из тупика, куда завел цивилизацию капитализм. И если в двадцатом веке он не смог быть таким, по причине недоношенности, то сегодня его жизнеспособность подтверждается математически, а пригодность капитализма к жизни человека разумного стала сомнительной. И как только капитализм станет совсем непригодным для жизни большинства населяющих планету людей, жизнеспособный социализм сменит его.
Большинство же сегодня не в США и Европе, а в Азии, где правит обыкновенный капитализм со всеми его преимуществами и неизлечимыми генетическими болезнями. И кризис масштаба 1929 года, который охватит Китай и Индию, приведет к бедствиям, от которых капитализм, видимо, уже не сможет оправиться, а социализм станет единственным реальным способом решить проблему.
У РФ, кроме нефти и газа, есть еще одно достояние – опыт неудачного строительства новой формации и ей бы разработать и предложить будущим лидерам социализма проект технологии управления социалистическим общественным производством, чтобы не начинать новый социалистический цикл с военного коммунизма. Но для этого требуется хотя бы дискуссия в научных кругах. А ее нет. РАН, видимо, не считает обществоведение наукой, а ученые-экономисты, сидящие в академии, присягнув капитализму на веки вечные, поклялись замолить социалистические грехи своей молодости. Научный парадокс: в девятнадцатом веке и в начале двадцатого, социализм, все еще бывший утопией, вызывал острейшие дискуссии в научных кругах, а теперь, когда он готов стать реальностью, его рассматривают, как фантазию, недостойную внимания настоящих ученых.
Но социализм дело серьезное. Провозглашенный раньше срока научным, он был не более чем категорией философии, которая не помогла ему стать жизнеспособной формацией. Научным он стал только теперь, после появления ИТ. И только теперь можно проектировать жизнеспособную технологию управления социалистическим общественным производством.
Научный казус: социализм, бывший утопией в девятнадцатом веке, заставил работать теоретиков масштаба Маркса, Энгельса, Плеханова, Ленина, а социализм двадцать первого века, готовый стать реальностью, привлекает внимание одного чудака, говорящего на языке математики истину, которую опровергнуть нельзя. Выдвинув тезис - «Социализм с самого начала формировался как концепция приложения разума и науки к управлению обществом. Естественно, как только разум и наука смогут управлять всем обществом эффективно, они это сделают», Вассерман с помощью математики доказал, что наука уже в состоянии управлять всем обществом эффективно. А по поводу разума у него случился конфуз. Он полагает, что нынешняя элита займется строительством социализма, если президент поймет, что другого выхода нет, что даже Чубайс, добивавший социализм в России, может с такой же энергией заняться его реставрацией, если президент прикажет ему это делать. Опровергать эту наивность , мне думается, не стоит.
Математика Надеждина, математические аргументы Анатолия Вассермана убедить не смогут, поскольку его вера в капитализм имеет религиозный характер, но если того же Надеждина не кормить какое-то время, то он веру может и поменять. Точно также и с остальной научной общественностью, и с общественностью творческой, и с обычными обывателями – от бездумной веры в капитализм они откажутся только тогда, когда тот перестанет их вкусно кормить. Но их можно подготовить к принятию такого трудного для них решения – вести дискуссию в научном мире о неизбежности замены капитализма социализмом. Пока до этого далеко. На сегодняшнем токшоу «Право голоса» - «Если бы Союз был жив» ни патриоты, ни либералы не сказали ни одного слова о научном фундаменте почившего социализма. Промолчал и представитель «революционной» КПРФ.
|
|