Кто владеет информацией,
владеет миром

Вспоминая старые фильмы... "Следствие ведут Знатоки"

Опубликовано 27.04.2016 автором Майсурян Александр в разделе комментариев 24

кино буржуазия советское
Вспоминая старые фильмы... "Следствие ведут Знатоки"

В этом году исполняется 45 лет со дня выхода на телеэкраны первой серии (или первого "дела") советского детективного сериала "Следствие ведут Знатоки". В 70-е и 80-е годы он пользовался немалой популярностью, причём мне тогда приходилось слышать даже от людей, на дух не выносивших почти ничего советского, и предпочитавших западные фильмы: "О, сегодня "Знатоки" будут вечером. Надо посмотреть!". Или, скажем, Валерия Новодворская, которую трудно заподозрить в особых симпатиях к СССР, как-то написала, что из всех следователей доверяет только интеллигентнейшему Пал Палычу Знаменского — одному из главных героев "Знатоков"...

Приходится иногда слышать мнение, что по фильмам советской эпохи трудно составить впечатление о реальном историческом развитии общества, поскольку они, мол, показывали выдуманный, нарисованный, глянцевый мир. Но так ли это? Глядя на экран, ясно видишь вполне реальный советский мир. И более того, видишь, куда он идёт и развивается — увы, часто совершенно не туда, куда хотелось бы самим создателям этих фильмов, не говоря уж про руководителей СССР.

Знатоки, или, вернее, "ЗнаТоКи" — это три главных героя картины, следователь-интеллигент ЗНАменский, оперативник ТОмин и женщина-эксперт КИбрит. Начинался сериал в 1971 году, а своё последнее, 22-е дело, знатоки распутывали в 1989-м. (Потом была ещё малоудачная попытка воскресить сериал в 2000-х).

С кем же боролись знатоки в первых сериях сериала? С "родимыми пятнами" прошлого, с какими-то "динозаврами" (так и называется один из фильмов) буржуазной эпохи. Например, в "деле номер один" ("Чёрный маклер") они вступали в поединок с бывшим биржевым маклером, каким-то чудом просидевшим в подполье аж с нэповских времен. Или — ещё того хлеще — в деле №6 выводили на чистую воду бывшую богатую домовладелицу, умудрившуюся сквозь все исторические передряги пронести крупицу своих дореволюционных богатств. "Дом строил ещё мой отец, — гордо говорит она. — И когда-то вся семья занимала целый этаж. А с семнадцатого — только эту квартиру. А потом нас ещё уплотнили... вот и осталась одна комната — последний бастион, который мы обороняем вдвоём с Настей". У домработницы Насти тоже "великолепное происхождение — она из раскулаченных, её отец был денщиком у атамана Дутова". Но знатоки штурмуют и этот уцелевший буржуазный бастион... Как последний отзвук уходящей натуры, в десятом деле мелькает мошенник и убийца Ферапонтиков, у деда которого "было три дома на Самотеке". В общем, поначалу знатоки храбро воюют с "осколками разбитого вдребезги".

"Бывшие люди" перемежаются с классическими "романтиками с большой дороги" — взломщиками, ворами, фальшивомонетчиками... В одном из фильмов знатоки отлавливают даже иностранного шпиона, хитроумно замаскировавшегося бомжом...

А затем... затем на смену реликтам прошлого плавно приходят герои дня завтрашнего. Теперь знатоки борются с новой, нарождающейся на глазах буржуазной элитой — всеми этими директорами овощебаз, ресторанов и мусорных свалок — жуликами 70-х годов, до поры до времени смешными и жалкими. Теми, чей звездный час придёт позже, в 90-е годы... А пока стихия потребительства потихоньку, неспешно, сантиметр за сантиметром, затапливала всё вокруг. "Времена не те!" — торжествующе говорит один из подследственных. И знатоки на этом фоне сами мало-помалу превращаются в "динозавров" — вымирающих героев-идеалистов уходящей эпохи. Кажется, и они тоже это осознают. Полковник Знаменский, который за все годы беспорочной службы накопил себе только на "дачный сруб в полторы комнаты", выглядит героем анекдота. Очередная подследственная — директор склада готовой продукции — бросает ему в лицо горький упрёк: вы не знаете реальной жизни! И прекраснодушный Пал Палыч вынужден оправдываться: зато я знаю, какой должна быть жизнь! Журнал «Советский экран» в 1975 году даже пожурил в рецензии создателей фильма, что отрицательные герои — подпольные протобуржуи из дела №10 — своей жизненностью и яркостью затмили самих Знатоков: «Рядом с Евгением Евгеньевичем (Георгий Менглет) и его способным учеником Федей Ферапонтиковым (Валерий Носик) заметно потускнели, задержались, что ли, на каком-то возрастном рубеже наши давние знакомцы с Петровки, 38 — Пал Палыч Знаменский (Г. Мартынюк), Шурик Томин (Л. Каневский) и Зиночка Кибрит (Э. Леждей). Для них у авторов не нашлось новых красок».

А жизнь не только "не такая", но и становится всё более "не такой". В 1985 году из фильма исчезает привычная с первых серий песня-рефрен: "Если кто-то кое-где у нас порой, Честно жить не хочет...". Исчезает потому, что старые слова в новую эпоху звучат острой пародией, вызывают у зрителей непроизвольный смех: "Скажите, где, кто этот чудак, который всё ещё хочет "жить честно", то есть строго по закону?" Выражаясь научным языком, реальные общественные отношения — протобуржуазные — уже не вмещаются в прежние политические формы. И формы эти, конечно, будут безжалостно взломаны...

Поэтому и новая напыщенная песня, на слова Роберта Рождественского, — "Пусть сияют справедливостью державной Милицейские погоны на плечах" — держится в фильме не дольше, чем одно дело. Ну, не вяжутся, никак не вяжутся все эти красивые и гладкие слова с неприглядной действительностью, скатывающейся в буржуазное болото. И в последнем советском, наиболее мрачном фильме, про наркомафию, никаких песен за кадром уже не звучит... Зато один из помощников Знаменского мягко советует директору роддома не спасать жизнь новорождённого ребенка — мол, вряд ли из этого младенца вырастет что-то путное. Представить подобную фразу в устах советского киношного следователя 70-х годов трудновато. Но всё логично. Перерождается общество — перерождается и милиция, на смену идеалистам-знаменским приходят брутальные менты-отморозки 90-х годов... Неудивительно, что на этом фоне попытка воскресить канувшие в Лету образы прошлого, включая следователя-интеллигента, потерпела полное фиаско.

И не зря же говорят: "Хочешь испортить хороший советский фильм — сделай ремейк в наши дни"... И не спасает положение, если снимать продолжение берётся тот же самый человек, что делал отличные фильмы во времена СССР. Это правило целиком приложимо и к "Мушкетёрам", и к "Иронии судьбы", и к "Карнавальной ночи", и к "Знатокам"...



Рейтинг:   4.87,  Голосов: 62
Поделиться
Всего комментариев к статье: 24
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
(без названия)
Святослав Комаровский написал 30.04.2016 11:01
By the way, все эти "ремейки" - это не иначе как одна из форм идеологической диверсии, попытка вытеснить содержание старых "символов" (названий советских кинофильмов) путем выпуска новых поделок с теми же названиями. Многие, так сказать, знаковые советские фильмы постигла эта участь.
(без названия)
стоик354 написал 29.04.2016 23:38
Как слышу омерзительный голос Коневского, так начинаю уважать арабов?
Re: Re: Старое кино - лучшее. Смотрим russia.tv/brand/show/brand_id/3858
гога написал 29.04.2016 12:53
СОЛЖИницын и правда вещи несовместимые!
Re: Старое кино - лучшее. Смотрим russia.tv/brand/show/brand_id/3858
7689768789 написал 28.04.2016 16:17
Мне тоже нравится фильм Александра Солженицына. Очень правдивый.
Re: Вор должен сидеть в тюрьме? А майсурян - в майсурянии!
7689768789 написал 28.04.2016 16:15
Нужно быть логичным. Пускай сначала майсуряны поднимут СВОЮ родину, сделают ее, как Южную Корею, например. А потом примут 20 миллионов россиян и 500 000 дагов. Пусть помирятся с Азербайджаном. Вернут сначала НК. И только потом пусть пишут про Следствие ведут знатоки. Ишь, хитрожопое семя, мать их в жопу!
О задачах искусства на текущем этапе
гога написал 28.04.2016 13:16
Друзья! Как говорил Станиславский "У художественного произведения должна быть не только задача, но и сверхзадача". Задача это развлечь, отвлечь или насмешить зрителя, а сверхзадача состоит в том, чтобы зритель после просмотра или прочтения произведения немного задумался и стал чуть, может быть на малюсенькую величину лучше, добрее, человечнее.
У нынешних "творцов", сверхзадач быть не может, только мотив деньги! деньги! деньги!
В РФ хороших фильмов было: Ворошиловский стрелок, В августе 44.
Желающих прошу добавить к этому списку.
Re: Из современных кинорежиссеров
-+-+-+-+-+ написал 28.04.2016 11:20
\\\разве, что В. Бортко делает шедевры: Собачье сердце, Белая гвардия. Снимает талантливо и актуально.///
.
Как оказалось, совковый жoпный лизальщик Бортко тотально скопипиздил свое "Собачье сердце" с итальянского "Собачьего сердца" 1976 г. режиссера Альберто Латтуада.
.
В совецком варианте только актеры намного более колоритные и подходящие к ситуации.
.
Старое кино - лучшее. Смотрим russia.tv/brand/show/brand_id/3858
мальчиш написал 28.04.2016 01:42
Товарищи, не портьте себе вкус гамноподелками! Смотрите наше, правдивое кино. Классовый подход и Ленин признавал. russia.tv/brand/show/brand_id/3858
Хачевый какойто сайт!
Коммунист 007 написал 27.04.2016 22:07
Пипец, этот сайт оккупирован хачьем, нетерпимым к другому мнению! Если гдето спорят, приводят факты, убеждают, то хачье тупорылое кроме гамна из своей матери и минусов нихрена не способны. Втопку и уродов, и предателей из славян!
Слава Украине!
(без названия)
Любителям совка написал 27.04.2016 21:10
смотреть "Ленинград 46". Там мусор с честными-горящими глазами, такой какой нужен комкам.
(без названия)
правофланговый написал 27.04.2016 20:29
Интересный сериал, значительная часть вышла при Брежневе, вплоть включая дело номер 17 "Он где-то здесь", затем неблошое перерыв, и в начале лета 1985 - очень днамичный "Полуденный Вор". В нем уже звучит не наша служба- А эта самая про сияние справедливостью державной милицейких погон на плечах в исполении Льва Лещенко.
Полуденный Вор очень интересная. Далее совершенно тусклая Пожар, это все пока еще до-перестроечные вышедшие в 1985-м году, но с влиянием "линии Андропова" конечно да. Хрусталь уже не нужен, подавай видео-приставку.
Первый перестроечый - "Бумеранг", с Андреем Харитоновым - тоже примечательный, и влияние анти-алкогольной компании, и орагнизаторы левой экскурсии называют употребляют имя Ленина, когда их автобус проезжает библиотеку имени Ленина. И следы еще андроповской борьбы с бесхозяй твенностью тоже еще имеюся
Без ножа и кастета - главного отриц героя - воровато-бесхозяйсвенного начальника Жэка сыграл сам Белявский. Не будь в серии Белявского, вообще бы было нечего смотреть.
И наконец Мафия, в которых главаря наркомафии Коваля играл Проховщиков. Наверое один из последних вообще советских фильмов-детективов...
Что характерно...
Тов. Тамсямский написал 27.04.2016 19:38
Авторы этого сериала (действительно легендарного) так старались поспеть за малейшими "колебаниями генеральной линии", что в годы перестройки начали снимать нечто противоречащее всем законам природы, здравого смысла и даже блатного общака... Так в одной из них вороватый начальник ЖЭКа "заказывает" киллеру жильца, пришедшего к нему жаловаться на отсутствие горячей воды в квартире. В другой (как раз той, про наркош) действует в качестве главгада бывший вертухай из ГУЛАГА(!), принимавший личное участие в расстреле Тухачевсекого и Якира (!!!) и ставший впоследствии вором в законе (!!!!!!!).
Зверьку за гузно попали!
Аванес Гогия написал 27.04.2016 19:08
Звероноид взвился, значит, Зритель верно попал!
Обезьянки, вы лучше бананы перепродавайте, вонючки! Чем на форумах срать. Вас жы есть сразу видно, неполноценных, по "я твой дом труба шатал". :)))
Гамно кино! Посмотрел 6 мин. на перемотке, правда, нацист грузин, такой "сверхчеловек", руских офицеров бьет, своевольничает, Рембо черножопое. Его бы за 5 мин. растреляли. И брехня про сына, типа тот воевал в действующей армии. Тот сын поваром служил, генералам шашлыки жарил. Туфта.
Просмотрю еще СВЗ, потом мнение выскажу. Хотя, если майсуряну нравится, значит, гамно сериал.
(без названия)
стоик325 написал 27.04.2016 18:13
Каневский первым убежал в Израиль?
Там видимо понял что бездарность..и сразу вернулся - здесь сытнее?
(без названия)
Зрителю написал 27.04.2016 17:03
Сдохни в аду, сука. Подумать, что ради такого дерьма, как ты, люди в войну своей жизни не жалели... Жаль, что с твоими ублюдочными предками в сталинские времена церемонились, пайку давали и шанс реабилитироваться честным трудом. Расстреливать надо было таких собак без суда и следствия!
Отец солдата - грузинонацисткий фильм!
Зритель НТВС написал 27.04.2016 16:42
Раскройте глаза! Более нацисткого фильма советского времени пожалуй, нет! Ну, пара таких же, где с бандой русских наркоторговцев борются... цыгане, и еще одна поделка чеченфильма, где умный и порядочный (!!!) врач-узбек противопоставлен русской медицинской мафии в ташкенте. Наверное, прототип выродка таджика, забившего насмерть российского старика, героя войны.
Смотрите, смейтесь. Ну, и конечно, не забывайте, что тюрок с 1942 г. сралин приказал не призывать на фронт. А то мало в России тюрок.
(без названия)
:) написал 27.04.2016 16:02
Странно что Майсурян про кино а не про свой любимый фашизм.
В советское время существовали две хохмы в виде армянского радио и грузинского кино.
Отец солдата потрясающий фильм видимо если не считать гения грузина Данелию и позднее Эйрамджана как обыкновенного халтурщика.
(без названия)
Из современных кинорежиссеров написал 27.04.2016 15:51
разве, что В. Бортко делает шедевры: Собачье сердце, Белая гвардия. Снимает талантливо и актуально.
Re: Re:
лека написал 27.04.2016 15:19
А у них в кинопомоях герои - воры и бандиты с проститутками. Как эту "шедевры" из говнянных студий смотреть можно.
Re:
ее написал 27.04.2016 13:21
от себя добавлю бандит должен лежать в гробу у белых тапочках. Вопрос с кого начнем ложить?
1 | 2 | >>
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss