В дискуссиях об СССР и пост-советской эпохе и сторонники, и противники социализма (в какой степени были осуществлены принципы социализма в Советском Союзе, на мой взгляд, является отдельной темой), спор ограничивается, в основном, хорошо это или плохо для страны.
В качестве аргументации, сторонники и противники СССР нередко жонглируют абстрактными понятиями, вроде демократии, свободы или начинают доказывать, что социализм- это хорошо или наоборот, очень плохо.
Доводы об очередях, отсутствии ширпотреба против социализма и аргументы о бесплатном образовании и медицинской помощи (список можно продолжить), звучат более конкретно.
Но нет главного во всех этих спорах и болтовне- конкретных примеров- человеческих судеб.
Как-будто значение имеет только судьба общественной формации или страны.
Но ведь страна состоит из конкретных людей.
И вот лично я не могу объяснить феномен молчания людей по поводу собственных судеб и жизней.
Да, в сетературе- блогах, на форумах, сайтах-сам себе писатель, историй о сломанных жизнях предостаточно.
Но почему те, кто так рьяно защищают социализм и ратуют за восстановление СССР, до сих пор не вынесли приговор разрушителям великой страны, несущих ответственность за миллионы и десятки миллионов разрушенных жизней, всех тех, кто остались без работы, жилья, семьи, погибли в войнах новоявленных царьков и нуворишей, умерли от отсутствия возможности купить лекарства или получить медицинскую помощь?
Почему ведутся эти, так называемые левые, на троллинг о преимуществах рыночной демократии перед социализмом?
Ведь есть же среди сторонников социалистических идей и социологи, и экономисты, которые заняты исключительно написанием статей и книг по своим профессиям.
Наука тем отличается от болтовни и спекуляций, что оперирует конкретными фактами и данными.
Конечно, в таком большом деле есть и объективные трудности.
Говорю это на основании личного опыта.
Кто сталкивался с аналогичной ситуацией, знают, как тяжело организовать людей, с которыми работаешь, на защиту своих прав, зачастую самых базисных, касающихся условий труда или зарплаты.
Аргументов, чтобы ничего в этом отношении не предпринимать, всегда хватает.
Но я часто думаю в таких ситуациях: а оно вам вообще надо - эти достойные человека условия и оплата труда и достойная жизнь, в конечном итоге?
Может я плохой организатор.
Но дело, наверное, не только во мне.
В разных странах по разному, но в общем, дельцов и хапуг народ не любит нигде.
Это отражено и в народных сказках, нашло отражение в аврамических религиях, бесчисленных восстаниях рабов, крепостных крестьян, судьба помещиков и купцов в России, в конце концов.
И вообще, еще с тех времён, когда люди могли выжить только помогая друг другу, в сознании человека укрепилось убежденность в порочности эгоизма и его выражения в алчности, стяжательстве и прочих порождениях порока.
Кичиться личным благополучием, добытым за счет грабежа общественной собственности и разрушения целой страны тоже пока считается в обществе неприличным.
Поэтому эксплуататорам и хапугам приходилось и приходится прикрывать свои истинные стремления религией, свободой, демократией, а ответственность за свои черные дела перекладывать на самих жертв- кто тебе виноват, если тебя поработили или обворовали?
Будь умнее. Будь таким, как мы. Не можешь? Тогда не жалуйся .
Тем не менее, кроме прислуги, хозяевами жизни никто в народе не восхищается, мягко говоря.
Но тогда почему именно дельцы, эксплуататоры чужого труда и просто хапуги, определяют ход человеческой истории уже как минимум четыре тысячи лет?
|
|