В последнее время Александр Невзоров занят тем, что воюет с РПЦ, сиречь с попами. Он попов разоблачает, гвоздит, громит, разносит по кочкам и рвет в клочья. Попы не могут спокойно слышать его имени, бегут от него, задрав рясы и приговаривая: «Бесноватый!»
Словом – война великая, война не на живот, а на смерть.
Но вот что интересно. Невзоров умело, живо и остроумно показывает нелепость христианских догматов. Он ярко разоблачает лицемерие, алчность и наглость попов.
Но он никогда ничего не говорит про классовую суть религии, никогда не затрагивает социальную роль религии в классовом обществе.
Социальная роль религии – помогать удерживать господство богатых над бедными, эксплуататоров над эксплуатируемыми, помогать сохранять общество, основанное на частной собственности, то есть – классовое общество. Такую функцию религия исполняла всегда, во всех классовых обществах, такую роль она исполняет и теперь, помогая сохранять капитализм, частную собственность в руках буржуазии и господство капитала над трудом.
Об этом Невзоров не говорит никогда.
Почему он об этом не говорит? Потому что, несмотря на видимость непримиримой и ожесточенной войны с РПЦ – по сути дела Невзоров и попы – союзники. У них одна и та же цель. Попы хотят сохранить частную собственность в руках буржуазии. Невзоров тоже хочет сохранить частную собственность в руках буржуазии. И попы и Невзоров хотят одного и того же – сохранить капитализм.
Только попы люди дремучие, им нравится капитализм в старорусской одежке, бородатый и припомаженный лампадным маслом, с поднятыми к небу глазами и фразами «о вечном». А Невзоров – человек современный, либеральный, и ему больше по душе капитализм бритый, при галстуке, без излишних сентиментов, откровенно-прагматичный, трезвый, рациональный.
Получается, что в главном и Невзоров и попы согласны – они хотят сохранить капитализм. Они не могут согласиться только в одном – в какой костюм его надо обрядить.
Конечно, для нас, для рабочего класса – лучше капитализм Невзорова, чем поповский капитализм. Капитализм Невзорова откровенней, без елея и патоки, без розового тумана, без расслабляющих фраз о «братстве во Христе». Капитализм Невзорова обнаженней в своей циничной сути – и это хорошо. Потому что для нас самое страшное – именно иллюзии о возможности какого-то «братства во Христе» между буржуазией и рабочими, между паразитами и жертвами, о возможности какого-то «примирения на основе христианской веры» между нами и нашими врагами.
Но суть все-таки в том, что между Невзоровым и попами больше общего, чем противоположного. Разногласия их касаются только антуража, а не сути.
Невзоров любит показывать попов в неудобном виде, любит их конфузить, и прежде всего – показывая несоответствие между их словами и делами. Или, говоря иначе – показывая их лицемерие.
Но, понимает он это или нет – а и сам Невзоров грешит этим же, то есть лицемерием. Вот он борется с РПЦ, воюет, не щадя сил. Но ведь в классовом обществе нельзя эффективно бороться с религией. Раз она служит господствующему классу и нужна ему, господствующий класс будет ее поддерживать, крепить, насаждать, и она будет процветать. Эффективно бороться с религией можно только в бесклассовом обществе. А Невзоров борется с религией – и при этом выступает за сохранение классового общества, в котором она всегда будет процветать. Невзоров борется с религией – но победы социализма, при котором только и возможно эффективно бороться с религией – он не хочет.
Так разве Невзоров не лицемерит так же, как и разоблачаемые им попы?
|
|