Что объединяет этих трех деятелей современности? Ответ прост – они потратили почти весь свой творческий потенциал, желая принести пользу современному капитализму.
«Более четверти века тому назад в американском журнале «National Interest» была опубликована и сразу же привлекла к себе всеобщее внимание статья мало кому тогда известного автора Фрэнсиса Фукуямы под интригующим названием «Конец истории?». Спустя три года увидела свет его книга «Конец истории и последний человек», сделавшая Фукуяму мировой знаменитостью. Эта книга – своеобразный философский манифест современного «либерального» капитализма, заявившего устами Фукуямы о своей претензии, ни много ни мало, на вечное мировое господство. Разумеется, самым весомым аргументом в "обоснование" данной претензии стал крах советского «коммунизма». Вдохновленный этим событием, Фукуяма призвал своих единомышленников возродить утраченное ими в 20 веке оптимистическое мировосприятие».
Признаюсь сразу – книгу Фукуямы я не читал и вспомнил о нем только теперь, когда сам автор, видимо, отказался от прославления своего «героя». А цитату я взял на ПРОЗЕ у Юного Ленинца из статьи «Анти-Фукуяма или средство от промывания мозгов». Там же узнал, чем Фукуяма поразил современников.
А поразил он их тем, что весьма убедительно доказал, что человечество наконец-то получило от истории формацию, полностью соответствующую как природе человека разумного, так и ожиданиям всего человеческого сообщества. Называется это «совершенство» Либеральным капитализмом и ничего другого человеку от истории ждать не нужно.
Я бы не стал ворошить творческий капитал знаменитости, если бы не встретил на ФОРУМе мск проект модернизации этого самого либерального капитализма, принадлежащий нашему соотечественнику философу Мухину.
Читая с удовольствием серию статей Мухина, посвященную отошедшему в мир иной волшебнику Ли Куань Ю, я обнаружил, что не только Ли Куань Ю и Максим Калашников внесли, но и Мухин внес предложение, как довести капитализм до кондиций, полностью соответствующих потребностям нынешнего и будущего человека разумного. Все оказалось предельно просто. В статье Мухина «Командировка в государство Солнца», опубликованной в 2000 году, утверждается, что достаточно установить уголовную ответственность власти за результаты ее работы. По окончании срока действия всего властного контингента над ним устраивается суд избирателей, доверивших ему власть. Каждый избиратель, если по его мнению жизнь ухудшилась, пишет «достойны наказания». И если так считало большинство, то сменяемый состав власти этим приговором осуждается на тюремное заключение на срок, равный сроку пребывания у власти. Людям, приходящим во власть, ничего не остается делать, как служить только народу. Такая уголовная демократия предельно эффективна и на корню решает проблемы капитализма: коррупцию, уклонение от уплаты налогов, экологические преступления. Непонятно только, как вменить в вину очередной властной смене экономический кризис, который приходит, не спрашивая никого. И самое главное, – все это уже было в Африке, где все племя должно было лизать вождю задницу до тех пор, пока не случалось стихийное бедствие или другая беда. После этого гражданский долг каждого избирателя заключался в том, чтобы помочиться на плохого вождя и намазать вождю физиономию калом.
История сообщает, что подобный обычай не принес Африке заметной пользы и был отменен. Нет даже намека на то, что проект Мухина может быть осуществлен в РФ или в любой другой европейской стране.
А Ли Куань Ю единственный, кому удалось модернизировать местный дикий сингапурский капитализм до уровня приличного капитализма западного образца. Более того, он сумел выдрессировать элиту и заставил ее служить интересам сингапурской общины, насчитывающей несколько миллионов. Но в глобальном масштабе сингапурский опыт распространения не получил, тем более не пригоден он для предотвращения всемирной депрессии. Ли Куань Ю вышколил население отдельного островного государства, сумев доказать, что в мутном море капитализма дружная команда одного корабля может избежать многих бед и добиться больших успехов. Понимая под успехом потребительский бум, а также личную безопасность и комфортный быт. Но этот выдающийся эксперимент совершенно бесполезен в глобальном масштабе, где сталкиваются интересы негодяев такого масштаба, вышколить которых не смог бы не только Ли Куань Ю, Мухин или Калашников, но и сам господь Бог. Если бы он оказался в наличии.
Попытки модернизировать капитализм не удались не только троице, возглавившей эту статью, но и бесчисленному числу «ученых», получающих за свой пустопорожний труд вполне реальное обильное содержание. Но сингапурский волшебник навсегда останется в памяти человечества за то, что доказал на практике возможность приучения человека разумного к чему угодно. В том числе к коммунизму. Он доказал реальность того процесса, который станет определяющим для перехода к социализму и коммунизму. Это будет процесс привыкания человечества к принципиально новым отношениям между людьми. Чем-то он будет напоминать процесс привыкания сингапурских контрабандистов и пиратов к цивилизации, который инициировал и осуществил Ли Куань Ю.
Повторную попытку перейти к социализму многие энтузиасты связывают с новыми технологиями управления социалистическими предприятиями. Так автор спрятанный за инициалами С.Н. в статье «Анализ деятельности российских компартий» на ФОРУМе мск, предлагает не сажать проштрафившихся руководителей в тюрьму, а просто увольнять их и заменять другими. «Руководство социалистического предприятия может быть снято фактически мгновенно. Собрание трудового коллектива, к примеру, может переизбрать Совет трудового коллектива (СТК) в течение пары часов. Это дает столь поразительный эффект для ускорения оборота, что страна, в которой существует совгоссобственность, может вырваться вперед достаточно быстро и достаточно надолго». Я предоставляю читателям самим оценить это изобретение современного теоретика, а сам скажу ему и таким же энтузиастам – у социализма, готового сменить капитализм, технических проблем нет. Все проблемы управления производством уже решены капитализмом и придумать на сегодняшний день что-то более эффективное невозможно. К двадцать первому веку капитализм создал для социализма то, чего у него не было в начале века двадцатого – технологию управления социалистическим общественным производством. Социализму остается только обобществить материальную часть и приучить население к принципиально другим отношениям. Вот тут-то и может пригодиться опыт Ли Куань Ю. Не палочная дисциплина, не стрижка всех под один стандарт, а честное поведение руководителей и неотвратимость наказания для всех. (Неотвратимость вполне способна исключить жестокость).
И Фукуяма, и Мухин, и Калашников представляют капитализм в виде яйца некоей птицы. Фукуяма в восторге от совершенства предмета и считает, что ничего лучше придумать нельзя. Мухин готов улучшить его – приделать к, примеру, ножки. Калашников не против крылышек. Всем троим невдомек - из яйца капитализма вот-вот вылупится социализм и нет смысла совершенствовать то, от чего скоро останутся только скорлупки. Как скоро – скажет история. У нее свой календарь. И свой график роста птенца. В двадцатом веке поспешили разбить яйцо, а выходить недоношенного не хватило ума. Сегодня все по-другому. И последнее слово за капитализмом - за состоянием его здоровья. С крылышками или без он отправится в мир иной.
|
|