Кто владеет информацией,
владеет миром

К вопросу о новой теории стоимости

Опубликовано 21.11.2014 автором Марина Бурик в разделе комментариев 111

К вопросу о новой теории стоимости

Майкл Хардт и Антонио Негри в книге  «Империя» отмечают один важнейший момент современной социально-философской и экономической теории. И делают это весьма точно. Речь идет об определенном понимании природы стоимости и в связи с этим об осознании современных  социально-экономических процессов. Они сумели выразить эту, господствовавшую уже почти полвека, и продолжающую господствовать на сегодняшний день, тенденцию весьма сжато, характеризуя работы итальянских экономистов, считающихся левыми. Но то же самое относится практически ко всем представителям теорий постмодерного и, главным образом, информационного общества. Их представители, в большинстве своем, говорят о новом способе производства стоимости и, в следствие этого, о том, что теория стоимости Маркса, правильность которой для определенного этапа развития общества признают все вне зависимости от их политических предпочтений, устарела.

Хардт и Негри пишут: «Мы сможем лучше понять отношения между общественным производством и биовластью, обратившись к работам группы современных итальянских марксистов, которые определяют биополитическое измерение в терминах новой природы производительного труда и его постоянного развития в обществе, используя такие термины, как "интеллектуальная сила масс", "аматериальный труд", а также марксистскую концепцию "всеобщего интеллекта". Эти исследования выполнены в рамках двух скоординированных исследовательских проектов. Первый посвящен анализу наблюдаемых в настоящее время изменений характера производительного труда и нарастающей тенденции к превращению его в аматериальный. Ведущая роль в создании прибавочной стоимости, прежде принадлежавшая труду работников массового фабричного производства, во все большей мере переходит к работникам аматериального труда, занятым в сфере, производства и передачи информации. Таким образом, необходима новая политическая теория стоимости, которая могла бы поставить проблему этого нового капиталистического накопления стоимости как проблему изучения основного звена механизма эксплуатации (и, таким образом, вероятно, как главного фактора возможного восстания). Второй логически отсюда вытекающий исследовательский проект, предпринятый в рамках этой школы, посвящен анализу именно социальных и коммуникационных параметров живого труда в современном капиталистическом обществе, и, таким образом, он настоятельно ставит проблему новых форм субъективности как в отношении их эксплуатации, так и в отношении их революционного потенциала. Именно социальное измерение эксплуатации живого труда в аматериальной сфере включает его во все те звенья соответствующего механизма, которые определяют социальное, но в то же самое время активируют критические элементы, развивающие потенциал неповиновения и бунта посредством всей совокупности трудовых практик. После появления новой теории стоимости должна быть создана и новая теория субъективности, работающая в первую очередь со знанием, коммуникацией и языком» [1, с. 40-41].

Мы специально приводим такую большую цитату, так как состояние теоретического осмысления социально-экономических процессов обрисовано Хардтом и Негри весьма точно. И не смотря на то, что со времен ее написания прошло уже более десяти лет, ничего не изменилось. В своей книге они допускают ряд ошибок, при чем, основополагающих, о которых есть смысл говорить отдельно. О них уже писали многие авторы. Мы же сконцентрируемся только на этом вопросе, важном для экономической науки и наук об обществе вообще.

Изучение изменения характера труда, появления новых видов труда, а так же изменения коммуникативных и других социальных параметров труда, связанных с характером использования современных информационных технологий, действительно имеет важнейшее, чуть ли не центральное значение для современных общественных наук. Разработка круга проблем с этим связанных действительно необходима, как справедливо отмечают Хардт и Негри, для того, чтобы определить возможные пути перехода общества на качественно-новый уровень развития, пути выведения общественных отношений за пределы капитализма.

Однако, посмотрим, насколько на самом деле такие исследования логически связаны  с пересмотром теории стоимости, насколько понятие «аматиреального труда» может действительно стать основой переосмысления теории стоимости?

В трудовой теории стоимости Маркса важно то, что стоимость создается трудом вообще - абстрактным трудом, - вне зависимости от того, какого определенного качества этот труд – каков это конкретный труд. Стоимость создается не специфическим трудом промышленного рабочего, не земледельческим трудом, на чем настаивали в свое время физиократы, не аматериальным или материальным трудом, если пользоваться предложенной терминологией, а трудом вообще, вне зависимости от его качественной определенности - от того, что именно делают. 

Для определений стоимости никакого значения не имеет, что именно производит пролетарий и каким образом потребляется товар, который он производит. Этим товаром может быть что угодно, в том числе и информация и услуги, произведённые капиталистически, потребляемые в процессе их производства, и все то, что теоретики относят к продуктам аматериального труда. Для того, чтобы четко зафиксировать этот важнейший, определяющий момент марксовой теории стоимости специально были введены категории абстрактного и конкретного труда. Их теоретическое значение состоит в том, чтобы объяснить стоимость как продукт труда вообще, вне зависимости от его специфики, что и делает возможным меновую стоимость как выражение стоимости.

Именно это реальное приравнивание на рынке продуктов разных видов труда, обезразличивает в действительности, а не в головах теоретиков, все виды труда, как материального так и относящегося к аматериальному. Поскольку их продукты реально сравниваются и приравниваются, то есть обмениваются, подводятся под общий знаменатель труда вообще, который Маркс называл абстрактным трудом. Фактически в требованиях создания новой теории стоимости в связи с новыми видами труда мы видим возрождение взглядов на стоимости конца восемнадцатого, начала девятнадцатого века, привязывающих стоимость к определенному труду, перепетых на новый мотив. Именно из-за этой привязки возникает иллюзия, что изменения структуры труда и появления целых отраслей, не производящих продукт, который можно потрогать руками, создает новые реалии относительно производства стоимости. 

В отрицании такой привязки была так высоко ценимая Марксом заслуга А.Смита. О ней Маркс писал следующее: «Огромным шагом вперед Адама Смита явилось то, что он отбросил всякую определенность деятельности, создающей богатство; у него фигурирует просто труд, не мануфактурный, не коммерческий, не земледельческий труд, а как тот, так и другой. Вместе с абстрактной всеобщностью деятельности, создающей богатство, признается также и всеобщность предмета, определяемого как богатство; это — продукт вообще или опять-таки труд вообще, но уже как прошлый, овеществленный труд. Как труден и велик был этот переход, видно из того, что Адам Смит сам еще время от времени скатывается назад к физиократической системе» [3, с. 41]. В этом замечании Маркса по отношению к теории А. Смита может смущать слово «овеществленный», то есть превращенный в вещ.

Но, справедливо замечают современные теоретики, далеко не все продукты труда превращаются в вещи и являются вещами.  В этом как раз и суть аматериального труда, что его продукты являются идеальными, и к тому же часто потребляются в процессе их производства. Однако ни то ни другое обстоятельство не имеет отношения к рассматриваемому вопросу о стоимости. Первое обстоятельство не выводит продуты труда за пределы логики вещей, и не отменяет вещный характер труда. Об этом опять же свидетельствует приравнивание на рынке этих «невещей» к любым вещам. Это справедливо, поскольку информация непосредственно производится как товар, или является элементом производства товара. Она, таким образом, обладает двумя характеристиками, которые только и делают товаром – 1) потребительной стоимостью, то есть имеет способность удовлетворять человеческую потребность (опять же для того, чтобы продукт труда был товаром не имеет значения, что это за потребность) и 2) меновой, которая есть не что иное, как способность товара обмениваться на другие товары, через всеобщий товар – деньги стоимостью (как выражением стоимости). Продукты аматериального труда реально приравниваются к вещам в процессе обмена, которые тоже как товары обладают этими характеристиками. Как стоимости они приравниваются как количественно разные, но качественно-однородные, точнее качественно безразличные. Что находит свое бытие во всеобщем товаре.  В противном случае речь не идет о производстве стоимости.

То же относится и к услугам, производящимся капиталистически, труд, по производству которых, считается многими авторами, которые недопоняли трудовую теорию стоимости, принципиально иным. Связав производство стоимости исключительно с производством товаров-вещей, труд по производству услуг, который также часто относится к аматериальному, занесли в другую рубрику, наличие  который якобы требует модификации и «развития» теории стоимости. Но с точки зрения трудовой теории стоимости Маркса, услуга это товар, который потребляется в процессе производства. То, как потребляется тот или иной товар вообще лежит не в плоскости экономической теории, а относится к компетенции товароведения. Если бы услуги не были  товарами, или, другими словами, если бы они не обладали потребительной стоимостью и стоимостью, они вообще не могли бы продаваться, то есть быть посредством денег приравнены к любому другому товару.

Это вытекает из общей логики рассуждений в капитале. Маркс специально ставит вопрос: почему различные товары могут реально приравниваться друг к другу, то есть, почему один товар может быть эквивалентом другому, и все всем через всеобщий эквивалент? Далее он говорит, что приравниваться друг к другу может только качественно равное в определённом отношении, выводит понятия конкретного и абстрактного труда и  категорию стоимости. В вопросе с услугами логично было бы задать тот же вопрос. Услуга может быть товаром, а может им и не быть, точно так же как и любая другая потребительная стоимость. Но если она производится ради обмена и обменивается на другие товары (продается), то в самом этом акте фиксируется ее экономическая сущность как товара.

Стоимость услуги выражается в денежном эквиваленте, точно так же, как и любого другого товара. Определяется же стоимость услуг точно так же, как и стоимость любого другого товара – общественно необходимым рабочим временем, затраченным на ее производство. Капитализм - ни что иное как общество развитого товарного производства. При капитализме сохраняется то, что справедливо для простого товарного производства, а именно то, что товары, в общем и целом (а не в каждом отдельном случае) продаются по стоимости.

Все же капиталистическое производство отличается от простого товарного производства, и все эти отличия так же важны и справедливы по отношению и к услугам и к информации, когда они производятся как товар. Вот что Маркс пишет, например, о транспорте: «Результатом перевозки – перевозятся ли люди или товары – является перемена их местопребывания, например, пряжа находится теперь в Индии, а не в Англии, где она была произведена. Но то, что продает транспортная промышленность, есть само перемещение. Доставляемый ею полезный эффект нераздельно связан с процессом перевозки, т. е. с процессом производства транспортной промышленности. Люди и товары едут вместе с определенным средством транспорта, и движение последнего, его перемещение и есть тот процесс производства, который оно создает. Полезный эффект можно потреблять лишь во время процесса производства; этот эффект не существует как отличная от этого процесса потребительная вещь, которая лишь после того, как она произведена, функционирует в виде предмета торговли, обращается как товар. Но меновая стоимость этого полезного эффекта, как и меновая стоимость всякого другого товара, определяется стоимостью затраченных на него элементов производства (рабочей силы и средств производства) плюс прибавочная стоимость, созданная прибавочным трудом рабочих, занятых в транспортной промышленности. (Курсив наш – М.Б.). Что касается потребления этого полезного эффекта транспортной промышленности, то и в этом отношении он совершенно не отличается от других товаров. Если он входит в индивидуальное потребление, то вместе с потреблением исчезает его стоимость; если он потребляется производительно, так что сам является стадией производства товара, находящегося в перевозке, то его стоимость переносится как дополнительная стоимость на самый товар» [2, с. 65-66]. Это справедливо не только по отношению к транспортным услугам, но и к любым другим услугам, производящимся капиталистически.

Таким образом, само требование и постановка задачи о создании новой теории стоимости в связи с наблюдаемой тенденцией появления и развития новых видов труда, свидетельствует об отсутствии у теоретиков, выдвигающих его, таких основополагающих понятий трудовой теории стоимости как абстрактный  и конкретный труд, в смешивании их, а следовательно об отсутствии понятия (понимания сущности дела) стоимости. Выделение материального и аматериального труда в капиталистическом производстве отнюдь не делают устаревшими ни Марксову теорию стоимости, ни экономическое понятие «пролетарий». Тем не менее, это не отменяет важности всестороннего изучения изменения социальных и коммуникационных параметров живого труда в современном капиталистическом обществе.

Логическая связь между двумя проектами, о кторых писали Хордт и Негри, скорее обратная. Она заключается в абсолютизации некритически (то есть не через призму развитых понятий)  воспринимаемых современных тенденций, которые изучаются. Почему так происходит? Это уже другой вопрос, на который в общем можно ответить так: потому, что логика общественной жизни, логика борьбы сильнее логики мышления. Поэтому при всех заслугах в изучении отдельных аспектов изменения живого труда и благих намерениях ученых, при их отрицательном отношении к капитализму как таковому, такая экономическая наука и социальная философия, в конце концов, является одним из видов панегирика существующему строю. Собственно его разновидностью является и положение Хардта и Негри о том, что современный мир развивается от империализма к Империи и это – прогресс.

Тем не менее, вопрос о создании новых форм субъективности, действительно связан с вопросом производства стоимости. Но его постановка может быть лишь постановкой вопроса о производстве человеческой индивидуальности как таковой, моментом которой является субъективность. Вопрос о субъективности в связи с производством стоимости, следовательно, нужно ставить в таком виде: каким образом производство человеческой индивидуальности определяется и обуславливается производством стоимости, то есть товаров, имеющих, стоимость на современной стадии развития капитализма? Система производства и продажи отдельных товаров превратилась в систему производства образа жизни. То есть непосредственно, а не в товарах в процессе их производства, создаются стандарты потребления, а  индивиды и их поведение вписываются в эти стандарты. Индивидуальность, производящаяся в процессе производства богатства в какой-нибудь определенной форме или частичного элемента этого богатства (например, при каждой операции на конвейере): в процессе производства компьютерных программ производится программист и т.д.), дополняется непосредственно произведенной индивидуальностью – непосредственным производством индивидов способных потреблять богатства в определенных его формах, то есть те или иные товары.

Развитие целых отдельных отраслей по формированию потребностей, отделенных от производства вещей в пространстве и времени, то есть по непосредственному производству человека ставит ряд вопросов перед наукой об обществе. Если, например, производится и продается готовый рекламный продукт, то тут вопросов не возникает, так как он - тоже товар и по отношению к нему справедливо все то, что относится к остальным товарам. Но, во многих случаях современная индустрия потребностей и «практик» (индустрия человека) производит то, что не может быть продано - отчуждено в процессе продажи. Стало быть, продукт этого производства не обладают меновой стоимостью, а только потребительной стоимостью, то есть не являются товаром. Нельзя продать, то есть обменять на деньги желание, мысль, поведенческую установку или чувство человека, его образ жизни, нельзя отделить их от индивидуальности, которая ими обладает. Тем не менее, производство этих аффектов, желаний, мыслей, и «практик» строго просчитано и выверено как в связи с издержками этого производства, так и с тем полезным для капитала эффектом, той потребительной стоимостью, который оно приносит. «Итак, производство создает потребление: 1) производя для него материал, 2) определяя способ потребления, 3) возбуждая в потребителе потребность, предметом которой является создаваемый им продукт. Оно производит поэтому предмет потребления, способ потребления и влечение к потреблению» [3, с. 32] -  писал в свое время Маркс. Однако производство потребностей уже отделилось от непосредственного производства предметов потребления, о котором тогда шла речь.

 

Мы имеем дело с чисто экономическим моментом виртуализации социальных процессов как виртуализации процесса производства субъективности. Он заключается в отрыве производства индивидуальности от экономической основы этого производства. Поэтому совокупный доход от такого непосредственного производства человека производства определяется прямо или косвенно процентом с продаж тех или иных других товаров, а не общественно-необходимым рабочим временим необходимым для этого производства. 

 

Непосредственное производство человека, продукт которого не обладает меновой стоимостью, тем не менее, непосредственно создает социокультурное пространство товарного производства, так как позволяет товарам обладать потребительной стоимостью, создавая потребности. Сами человеческие потребности, сам человек, таким образом, обладает потребительной стоимостью для капитала, не только его рабочая сила, но он сам, пусть даже и исключительно как потребитель. Таким образом, капитал как самовозрастающая стоимость двояко потребляет человека: как рабочую силу и как потребителя. 

 

Но он должен для этого сначала его произвести, тем самым он способствует созданию технологий (в широком смысле слова) непосредственного нетоварного производства, пусть даже и весьма ограничено. Но в этой связи возникает проблема, которую в общем можно сформулировать так: как развитие такого производства относится к развитию (развитию в том смысле этого слова, который в него вкладывает диалектическая традиция) производства товаров, обладающих стоимостью? Каким образом и при каких условиях можно использовать эти технологии для выведения производства человека из под логики производства вещей, в которую так же вписывается и производство людей под вещи?

 


 

Список литературы

1.      Майкл Хардт, Негри А. Империя. / Майкл Хардт, Антонио Негри [пер. с англ., под ред. Г. В. Каменской, М. С. Фетисова]. – Москва: Праксис, 2004. – 440 с.

2.      Маркс К. Капитал Критика политической экономии. Т2. / Карл Генрих Маркс [пер. с нем.] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. Т - 24. –  Москва: Издательство политической литературы – 644 с.

3.      Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. Т. 46 Ч.1 / Карл Маркс; [пер. с. нем.]: К.Маркс, Ф.Энгельс: соч. в 50 т., 2 издание. – 564 с.

 



Рейтинг:   2.12,  Голосов: 34
Поделиться
Всего комментариев к статье: 111
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: Еще раз об ошибке Маркса.
Ирина Арзамасцева написал 22.11.2014 11:16
"А призыв думать, как Маркс, может исходить только от умственно убогого человека, не имеющего собственных мозгов!"
---------------------------------------------------------------------
Умственно убогие не те, кто думают, как Маркс, а те, кто думают, что говорят об экономике, употребляя рыночную терминологию:товар, цена, прибыль, спрос.
Вот, что по этому поводу пишет д.э.н. В.Ю.Касатонов:
"Мне, как экономисту, скажем, представляется абсурдным такое понятие, как "рыночная экономика". Ведь "экономика" - слово греческого происхождения и в переводе на русский означает "домостроительство". То, что мы по привычке продолжаем называть "экономикой", сегодня уже никак не назовешь домостроительством. "Экономику" давно вытеснило то, что в том же греческом языке называется "хрематистикой" - "искусством накапливать богатство". Термин "хрематистика" был введен в оборот еще Аристотелем. Этот древний философ показывал, что экономика и хрематистика - антиподы и что "хрематистика" губительна для общества. По сути, она ведет к уничтожению "экономики", т.е. фактически она может быть названа "доморазрушением". Сегодня мы и в мире, и в России имеем не экономику, а хрематистику (спекуляции на товарных рынках, финансовые пирамиды, развитие рынка ценных бумаг и игра на фондовой бирже и т.п.). Хрематистика - слово мудреное, поэтому ее можно заменить термином "экономика казино". В любом случае употребление слова "экономика" желательно с использованием кавычек для подчеркивания условности и некорректности этого термина в современных условиях. ("Капитализм и православная вера")
http://www.gorod21veka.ru/list/politekonomicheskij_likbez_dlya_millionov/Kapitalizm-i-pravoslavnaya-vera/
О российской экономике можно будет говорить только тогда, когда целью общественного производства станет ЧЕЛОВЕК с его потребностями. Сегодня целью российского производства являются деньги в виде прибыли, а потому Сатана в ней правит бал.
Российское домостроительство невозможно с помощью наемного труда, который является разновидностью принудительного труда, запрещенного на российской территории Конституцией РФ.
Первый шаг к истинно экономике начинается с уничтожения наемного труда.
Об этом же самом говорил и К. Маркс. Читай "Заработная плата, цена и прибыль".
лик бесу
антидуринг написал 22.11.2014 11:06
Уважаемый???
Земля имеет вполне определенную, пригодную для проживания поверхность, это вы, думаю, опровергать не будете!??
А речь в моем комменте шла об обещаном бессмертии неким Кучеренко на вот этом "форуме"! Ну во всяком случае продолжительность жизни ростет уж очень быстро: в царской россии 39 лет, а как говорит статистика сейчас уже 60 лет! И вполне возможно, что скоро человечество подойдет к отметке продолжительности жизни библейских старцев (900 лет ) вопрос, кто из нынешних высокопоставленных пенсионеров откажется от бессмертия!?
.
" Ну а поняв это, люди, действительно желающие коммунизма - и только они! - должны объединится В КОММУНУ, оставив всех, кто любит "потреблятство" и не любит Науку, В КАПИТАЛИЗМЕ. - Хоть в капитализме под управлением буржуазии, хоть в капитализме под управлением НЕ СОЗРЕВШЕГО ЕЩЁ ДЛЯ КОММУНИЗМА пролетариата. - Кому как нравится."
Тут уж не знаю как вам объяснить, что пролетариата нет уже давно (ну разве что только в кимченЫнии) уже все писсатели и писучки поняли это, но вы продолжаете этим бредить! (диагноз не иначе)!
А вот пока оставить капитализм в покое - это правильный посыл! А кто же иначе будет вас кормить, коммунаров - то!? И вот когда в обществе будет большинство "УЧЕНЫХ" - будет беда, будет голод!
.
У меня вот только один вопрос к таким "УМНИКАМ" как ты: а почему бы вам не попытаться построить ваш коммунизм прямо сейчас!? Капитализм, и довольно развитой, присутствует, дак откройте свои предприятия и покажите на что способен ваш коммунизм: явите нам передовые, коммунистические производительные силы, совершенные коммунистические производственные отношения, чем шиздеть на всевозможных "форумах"!
Re: Re: Еще раз об ошибке Маркса.
Евгений написал 22.11.2014 11:02
Отвечаю "неумнику". Что это за идиотское отношение спроса и предложения 40/50? Откуда оно взялось? Кто и как его измерял? Что это за измерение на "штуки"? А для чего, по вашему, существует маркетинг? Не для того ли, чтобы не производить ненужную продукцию? Вам нужна цена товара? А как вы ее установите?. Как будете измерять "Общественно необходимый труд", который нужно затратить на его изготовление? Вспоминается начало одного рассказа Войновича: "Напротив моего дома десять югославских рабочих возводили высотное здание универмага. А чуть поодаль 500 советских рабочих возводили трансформаторную будку". И где здесь общественно необходимый труд? Кстати, хамло, никогда не тыкайте незнакомому человеку, который, возможно вдвое старше вас.
любителям фглонизма и прочим долбoебам Горбуновым
Волобуев написал 22.11.2014 08:08
Всем ! Всем ! Всем ! Налейкум салям!
Я, Евгений Волобуев, перед лицом своих товарищей по бараньей Дурке
торжественно заявляю, что взяв на себя функцию коллективного бессознательного,
ухожу в поход ЗА РОДИНУ, ЗА БЫДЛO с целью очищения Святой Руси от духа ФГЛОНИЗМА. ИДУ НА ВЫ !!! К ЗАБОРУ !!!
Главное - это угнать с постамента у вьезда в Псков суперсовременный танк Т-34-76 и дотолкать его в помощь плохо вооруженному олигархическому подполью и подстолью в моей страничке в инете, чья обделанность и неполноценность, увы, ограничивает наши перемещение в пространстве, из-за неучтенного влияния циркумполярной элоквенции. Помолимся братия во имя яйца и сена и спиртнаго духа!
По пути необходимо устраивать моральные диверсии, для эпитаксиального роста гетероструктур, всем своим видом и медленными криками изгоняя антисталинистов из России. Архинелепо доверять в наше время всяким буржуазным мнениям ФГЛОНИСТОВ -этих ставленников мирового империализма, этих дезадаптированных личностей с дилинквентным поведением. И мы еще пригвоздим их всех к позорному столбу трудовой вахты самокритики и дадим в ярило старому перуну, благодоря локальной флуктуации геопатогенных лептонных полей. Это они в разврате антисталинизма находят свое призвание: они вкладывают в это дело всю свою личность и достигают виртуозности. Они опускаются на самое дно извращенности и доходят до преступлений, как маркиз де-Сад. Короче говоря, это образ Отца и Сына и Святого духа в одном флаконе.
Я между прочим при помощи гравицапы, взяв на себя функцию коллективного бессознательного, уже который день вынужденно не пью, и наблюдаю на унутреннем изгорании, что трезвость так же губительна, как физический труд и свежий воздух.
Вот помню в жаркий день пошли мы с дурачком ГОРБУНОВЫМ к ручью напиться - но не дошли, напилися как сyки раньше. И я чуть было не утонул, несмотря на то, что я "баран" по гороскопу и дерьмо как человек. Спасибо ГОРБУНОВ оказался человеком.
А когда я курю коноплю, вы не поверите, глюки ловит конопля, вызывая возмущение в поле реальности, в котором формируется спонтанный самоуправляемый негентропический вихрь.
Мне одеться-только подпоясаться. Ну и пару ФАНФУРИКОВ на дорожку.
Таково на сегодня требование Объективного Детанта вмеруприятия, дабы наступило благорастворение на воздусях и во человецех благоволение.
*************************************************************************
Я засосу фанфурики под снегопад в саду
И до зари под "волоебками" на форуме буду всем гнать пургу.
Re: Еще раз об ошибке Маркса.
ликбез написал 22.11.2014 02:07
Его цена будет определяться соотношением спроса и предложения на рынке, и больше ни чем!
=======================
"Умник", допустим, соотношение спроса и предложения на товар (какой - безразлично) равно 40/50. А ну определи цену товара! Ведь тебе, как "умнику", нужно ДЛЯ ЭТОГО ТОЛЬКО это соотношение ("больше НИ ЧЕМ" - это ты пишешь, не Маркс).
.
И не спрашивай у меня, какая цена у товара! ТЫ должен это сказать! ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО зная соотношение спроса и предложения (в натуральной форме: спрос = 40 штук, предложение = 50 штук).
Еще раз об ошибке Маркса.
Евгений написал 22.11.2014 01:16
Тут собралось такое количество умников, что непонятно, почему, следуя их рекомендациям, до сих пор на Земле не построено всеохватывающее коммунистическое общество. Но вернемся к стоимости. Давайте вспомним, что по Марксу цена - это денежное выражение стоимости. А если нет денежного выражения, то В ВИДЕ ЧЕГО существует пресловутая стоимость? Не превращается ли она в псевдонаучную фикцию? Вспомним У.Оккама, который завещал нам не приумножать сущности сверх необходимости. Значит, стоимость товара определяется, говоря упрощенно, затраченным трудом на его изготовление? Ладно. Сколько труда было затрачено на "изготовление" БАМ? Его стоимость, по Марксу, должна в нынешних деньгах достигать триллиона долларов. А вы попробуйте продать его хотя бы за 100 миллионов! Еже раз говорю - экономике наплевать, сколько вы затратите труда на изготовление товара. Его цена будет определяться соотношением спроса и предложения на рынке, и больше ни чем! А призыв думать, как Маркс, может исходить только от умственно убогого человека, не имеющего собственных мозгов!
(без названия)
КГБ написал 21.11.2014 23:39
хорош гнать. евреи не ошибаются. гоям у них еще учиться и учиться
Re: без заголовка.
ликбез написал 21.11.2014 23:34
1.Марина Бурик в этой статье пытается поправить Маркса и оправдать введение в экономическую теорию понятия человеческий капитал, хотя и не употребляет это словосочетание.
=================
Я хоть не Бурик, но скажу: пургу гоните, Ларионов В.В.! Марина пишет (несколько усложненно, правда, почему вы и не поняли, видимо) о буржуазно-капиталистическом производстве ЧЕЛОВЕКА. А именно - о производстве человека ПОД КАПИТАЛ с помощью РЕКЛАМЫ; на которую человек "ведется", почему из него и получается ВЕСЬМА ОГРАНИЧЕННЫЙ, ЕСЛИ НЕ ТУПОЙ, человек - "потреблянт". Марина пишет фактически, что в противоположность цели коммунизма - производству ЧЕЛОВЕКА ГАРМОНИЧЕСКИ РАЗВИТОГО, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО СВОЮ СОБСТВЕННУЮ СУЩНОСТЬ - БУРЖУАЗНЫЙ капитализм производит человека НЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО, РАБА РЕКЛАМЫ.
.
Внимательнее нужно быть, Ларионов В.В., когда читаете!
ФАКТ
т Маузер написал 21.11.2014 23:28
"К вопросу о "новой" теории стоимости " .)))))Вообще трактовка " старая и новая теория стоимости " уже забавляет .Ну например новый "закон всемирного тяготения " наверно многих удивил бы а вот новый закон стоимости не удивляет .Знания экономики -это таинства ,которые не должны принадлежать гоям .
Тут из "старой "теорией гои ничего не знали и не поняли а им уже "новую " подсовывают чтобы запутать ! Гоям нельзя знать работы МАРКСА ,который открыл таинство обогащения и этим сильно "согрешил" против "избранных",которые не собираются ему этого прощать и постоянно перегаживают .
п\с
Хотя еще Александр Македонский возмущался на Аристотеля за то ,что Аристотель издавал свои трактаты и открывал таинства для толпы . На что ему Аристотель спокойно отвечал : "Они ( толпа) все равно читать это не станут !
без заголовка.
Ларионов В.В. написал 21.11.2014 23:15
1.Марина Бурик в этой статье пытается поправить Маркса и оправдать введение в экономическую теорию понятия человеческий капитал, хотя и не употребляет это словосочетание.
О том, что никакого особенного человеческого капитала(стоимость, приносящая прибавочную стоимость владельцу этой стоимости) не существует, современными последователями К.Маркса писалось не один раз.
2.Марина Бурик неоднократно употребляет словосочетание производство стоимости, что с точки зрения смысла скорее является нелепостью. Прежде, чем рассуждать о стоимости необходимо, хотя бы в общих чертах дать толкование этого отнюдь не простого понятия.
Результатом и целью(лишь промежуточной целью для капиталистического способа производства) любого производства является прежде всего материальный или нематериальный продукт и еще не факт, что этот продукт обязательно обретет стоимость (меновую и потребительную).
Re: Re: Re: Маркс трагически ошибся
ликбез написал 21.11.2014 23:12
"У Маркса никаких теоретических ошибок не было. Чтобы это понять, надо научиться думать так, как Маркс."
=======================
Маркс ошибался изначально!
Невозможно построить коммунизм - общество, где каждому будет все по потребности!
--------------------------
Типичное рассуждение не гомо сапиенса, но гомо "потребитеЛиса". Считающего, к тому же, что и ВСЕ остальные люди также не сапиенсы.
.
Разумеется, что Маркс ошибался: он не пресловутый безошибочный и безгрешный боженька, а Человек; которому свойственно ошибаться даже в том случае, если он Человек с большой буквы. Но Маркс ошибался вовсе не в том, что ему инкриминируют различные "потребитеЛисы". В основном, они с Энгельсом ошиблись в условиях, необходимых для пролетарско-коммунистической революции (капитализм, ПО МАРКСУ ЖЕ, должен ОБЪЕКТИВНО изжить себя). Естественно, это привело к ошибке и в сроках этой революции, и К НЕДОПОНИМАНИЮ АДЕПТАМИ марксизма, как нужно делать эту революцию (появились типы, считающие, что после пролетарского политического переворота необходимо И ДОСТАТОЧНО организовать власть ПАРТИИ вместо власти КЛАССА). Кроме того, ошибкой марксизма было то, что он считал сапиенсов В МАССЕ более склонными к Науке. А они на деле оказались более склонными к "потреблятству". Точнее, сапиенсы, не склонные к Науке, трагически не поняли, что путь к НОРМАЛЬНОМУ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ, А НЕ СКОТСКОМУ потреблению лежит через завоевание власти КЛАССОМ пролетариата. Впрочем, уже сказано об условиях, т.е. о том, что бытие определяет сознание. А бытие - капиталистический способ воспроизводства человечества - еще не изменилось ДОСТАТОЧНО, капитализм еще не изжил себя. Вот почему побеждают ПОКА сапиенсы, склонные к "потреблятству".
.
К тому же, сапиенсы, склонные к Науке, сами еще не очень хорошо понимают, что мощность современных средств производства (ввиду все большего превращения науки, ПО МАРКСУ, в непосредственную производительную силу) такова, что уже сегодня (но еще не при Марксе!) вполне можно ДОСЫТА обеспечить ВСЕХ землян. И тут вступают в бой МЕРКАНТИЛЬНЫЕ интересы разного рода частных собственников, и они - с помощью ПОЛНОСТЬЮ подконтрольных им СМИ - заводят свою всегда выручающую их волынку о том, что... население Земли растет и поэтому, мол, необходимо, чтобы существовали различные мистеры-твистеры, очень любящие не общую, а частную собственность... И сапиенсы, склонные к Науке пока проигрывают, не умея сказать против "меркантилистов" НИЧЕГО ПУТНОГО, забывая о гигантском развитии капитализмом производительных сил, которые надо бы только правильно использовать...
.
А вопрос с коммунизмом решается довольно просто. Те, кто хочет на практике иметь ОТНОШЕНИЯ коммунистического способа воспроизводства, должен сначала хорошо понять, что эти коммунистические отношения - вовсе в первую очередь не "по потребности" (это дурь Хрущева сделала "по потребности" главным в коммдвижении), это, в первую очередь, закон перемены труда, позволяющий НА ПРАКТИКЕ ЭФФЕКТИВНО преодолеть капиталистическое РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА НА УПРАВЛЯЕМЫЙ И УПРАВЛЯЮЩИЙ, НА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО УМСТВЕННЫЙ И ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ФИЗИЧЕСКИЙ труд, а с этим - сделать коммунистическую собственность ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОБЩЕЙ, а не "общественной" (как было в СССР). Ну а поняв это, люди, действительно желающие коммунизма - и только они! - должны объединится В КОММУНУ, оставив всех, кто любит "потреблятство" и не любит Науку, В КАПИТАЛИЗМЕ. - Хоть в капитализме под управлением буржуазии, хоть в капитализме под управлением НЕ СОЗРЕВШЕГО ЕЩЁ ДЛЯ КОММУНИЗМА пролетариата. - Кому как нравится.
.
А уже далее, с началом ПРАКТИКИ коммунизма в коммуне то есть, станет вполне видно, ошибался ли Маркс с коммунизмом, или он был здесь безошибочен.
Re: Re: Re: Маркс трагически ошибся
почерковед написал 21.11.2014 22:44
Какже Марксизм без Бори Азиопа Фоейргент,первого специалиста на деревне!
Re: Re: Маркс трагически ошибся
антидуринг написал 21.11.2014 21:00
"У Маркса никаких теоретических ошибок не было. Чтобы это понять, надо научиться думать так, как Маркс."
=======================
Маркс ошибался изначально!
Невозможно построить коммунизм - общество, где каждому будет все по потребности!
Он же не знал, что некий Кучеренко к 2050 году сделает человека бессмертным! Что в 21 веке будут выхаживать недоношенных детей массой 500 грамм! В общем, людей на планете становится все больше, их потребности возрастают, а НТР предоставляет все большие соблазны иметь более продвинутую номенклатуру товаров!
Старье
НИЧ -ОКСКИЙ НИЖЕГОРОДЕЦ написал 21.11.2014 18:34
К московскому дворнику Митяю,внешне сильно похожему на Карлушу-Марксушу, пришли ФСБ-эшники и говорят:"Бороду надо сбрить".Митяй:"Бороду сбрею,а куда я мысли дену".ФСБ-эшники:"Иди излагай на форуме мск".
Основной принцип капитализма-кто не работает, тот не ест.А я сладко ем-значит много работаю!
Re: Маркс трагически ошибся
Ирина Арзамасцева написал 21.11.2014 16:14
Евгений: "определять стоимость товара общественно необходимым (абстрактным) трудом, который нужно затратить на его изготовление, все равно что определять состояние дел в больнице средней температурой больных, находящихся на излечении. Трагедия Маркса, более 20 лет затратившего на написание "Капитала", как раз и состоит в том, что он воспользовался трудовой теорией стоимости английских буржуазных экономистов!"
----------------------------------------------
Общественно необходимым (абстрактным) трудом Маркс определял МЕНОВУЮ стоимость, а не стоимость.
Стоимость - это затраты конкретного труда в рабочем времени.
"Капитал" - это КРИТИКА буржуазной политэкономии, а не ее апологетика.
Прибавочная стоимость - это меновая стоимость прибавочного продукта, создающегося в процессе производства, а не в процессе рыночного обмена.
Такой продукт создается людьми всегда и независимо от тех или иных общественных отношений. Он необходим для поддержания жизней недееспособных членов общества (детей, инвалидов и стариков) и для создания страховых запасов на случай стихийных бедствий.
У Маркса никаких теоретических ошибок не было. Чтобы это понять, надо научиться думать так, как Маркс.
Запудри мозги ближнему и паразитируй на нем
АВел написал 21.11.2014 13:00
Такова цель подобных статей. Реальность же намного проще. С детства запомнилась
одна китайская сказка, поскольку в книге был дан доходчевый рисунок. На двух
деревьях, стоящих на некотором расстоянии друг от друга, сидят по китайцу. Вокруг
деревьев вода - произошло наводнение. В руках одного китайца мешочек с лепешками,
у другого - мешочек золота. Один ел лепешки, другой голодал, просил продать
лепешку за золото, но получил отказ. Китаец с лепешками дождался конца наводнения
и ушел, китаец с золотом - умер. Мораль: абстрактный (виртуальный) труд хорош до
тех пор, пока не рухнет поддерживающая его система, хотя управлять лохами в такой
системе - одно удовольствие. Но, "сколь веревочка ни вейся...".
(без названия)
Сашко написал 21.11.2014 12:54
Отлично, Марина!
Это хороший, прозрачный взгляд.
И хороший уровень выражения/владения.
.
.
базар рулит
Посторонний написал 21.11.2014 11:50
Ох как мутно описаны простые, в общем-то вещи. С одной стороны цена товара(расчетная) = (себе)стоимость производства + налоги + (желаемый)навар, а с другой стороны - цена товара (рыночная) это ровно те деньги, за которые его согласны покупать в настоящий момент, чем и определяется общественно-полезная значимость производимого продукта. Ежели навар, полученный при замене расчетной цены на рыночную оказывается <0 (ну или сильно меньше желаемого), то смысла производить данный товар нет. Остальное - от лукавого. Вся разница между капиталистическим и социалистическим способами производства состоит в интерпретации отрицательного результата и логики дальнейших действий.
.
Капиталист подстраивается под спрос и смотрит в сторону снижения издержек производства (платит там меньше, работать заставляет дольше, модернизирует оборудование, оптимизирует налоги), т.е. стремится понизить расчетную цену, тогда продать можно дешевле и нащупать спрос на продукцию, и старается улучшить потребительские свойства, т.е. повысить рыночную цену.
.
При социализЬме все по-другому. Если товар не покупают за расчетную цену (которую стараются завысить где только можно), то понижать ее никто не будет (низзя рабочего человека обижать), а спрос создается либо через протекционизм (типа другого-то аналога все равно нет), либо путем субсидирования ценового разрыва между расчетной и рыночной, для так называемых социально-значимых товаров. И для обоснования таких сомнительных манипуляций марксистское словоблудие - самое оно. К чему на практике приводит данный подход? ПомниЦЦа в совке было нечто до боли знакомое... С одной стороны, или бери что есть, или иди на барахолку/рынок. С другой стороны, на товары повышенного спроса (авто, телевизоры, ...) отпускные цены задирались до небес, и это при поганом качестве (надо же откуда-то деньги брать для субсидирования других групп товаров), а когда денег не хватало, покушались на святое - повышали цены на водку.
Маркс трагически ошибся
Евгений написал 21.11.2014 10:13
Уважаемая Марина, определять стоимость товара общественно необходимым (абстрактным) трудом, который нужно затратить на его изготовление, все равно что определять состояние дел в больнице средней температурой больных, находящихся на излечении. Трагедия Маркса, более 20 лет затратившего на написание "Капитала", как раз и состоит в том, что он воспользовался трудовой теорией стоимости английских буржуазных экономистов! У него понятие стоимости, как сказали бы физики, операционально не определено. Отсюда все его разговоры о прибавочной стоимости - досужий вымысел, ни на чем не основанный. Стоимость создается рыночными отношениями, или же высасывается из пальца. Но важность в науке операциональных определений стала ясна только через 30 лет после смерти Маркса, причем ее осознали первыми физики, создававшие квантовую механику. Естественно, Маркс не мог до этого додуматься.Так что "Капитал" - это трагедия добросовестного исследователя, потратившего жизнь впустую.
Немного классики марксизма-ленинизма
Truzadrot написал 21.11.2014 09:48
С чем можно согласиться в высказываниях покойного Ульянова (Ленина), так это с точным его отзывом об интеллигенции. "Интеллигенция - это говно", - говорил главный большевик. Архиактаально. Особенно, при знакомстве с подобной галиматьей.
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | >>
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss