Кто владеет информацией,
владеет миром

Частная или общественная собственность? (ч.2)

Опубликовано 24.06.2009 автором Л.Пинчук в разделе комментариев 58

Частная или общественная собственность? (ч.2)

Это подтвердила сама практика развития советской экономики. Обратимся к конкретным данным: за годы социального строительства с 1913 по 1974 гг. производительность труда увеличилась в промышленности в 23,3 раза, в сельском хозяйстве в 6,2 раза. Изменились и соотношения по уровню производительности труда между СССР и капиталистическими странами. Если в 1913 г. Великобритания и Франция в 3-5 раз превосходили Россию в производительности труда, то в 1973 г. уровень производительности труда в этих странах стал ниже, чем в СССР. Если в 1913 г. производительность труда в промышленности России была ниже производительности труда США в 9 раз, то в 1973 г. производительность труда в промышленности СССР примерно в 2 раза была ниже, чем в США.

Возросла и роль производительности труда в приросте продукции. Если в период с 1929 по 1932 гг. за счет роста производительности труда был получен 51% всего прироста промышленной продукции, то за период с 1971 по 1974 гг. - 84%. В 1973 г. за счет роста производительности труда было получено 85% прироста национального дохода (БСЭ, т.21, 1975, с.46). Причем, рост производительности труда в СССР порой несколько сдерживался некоторым преобладанием экстенсивной направленности развития экономики над интенсивной: страна богата сырьем, землями и т.д., так что зачем излишне “тужиться”? И так быстро развиваемся.

Впрочем, и в вопросе рационального использования отходов производства, утильсырья социалистическая экономика порой не уступает капиталистической. В частности, если в США значительная часть производства бумаги и картона основывается на использовании бумажной макулатуры и тряпья, то и Германская Демократическая Республика не в меньшей, если не большей степени славилась этим. В чем причина быстрого развития производства и производительности труда в СССР, где не было частной собственности на средства производства, которая, по утверждению защитников частной собственности, и заставляет повышать производительность труда?

А причина здесь именно в замене частной собственности общественной, которая, порождая отношения дружбы, сотрудничества и взаимопомощи свободных от эксплуатации людей, к материальному стимулу повышения производительности труда, добавляет еще и моральный, противоестественный для мира частной собственности. Именно этот стимул, направленный на заботу, обеспечение не только своего личного благополучия, но и благополучие всех других людей - товарищей, независимо от того, знакомы ли они или нет. Касаясь этого вопроса, Ленин писал: “Капитализм может быть окончательно побежден и будет окончательно побежден тем, что социализм создает новую, гораздо более высокую производительность труда... Коммунизм есть высшая, против капиталистической, производительности труда добровольных, сознательных, объединенных, использующих передовую технику, рабочих” (ПСС, т. 39, с. 21-22).

И дальше: “Капиталистическая организация общественного труда держалась на дисциплине голода... Коммунистическая организация общественного труда, к которой первым шагом является социализм, держится и чем дальше, тем больше будет держаться на свободной и сознательной дисциплине самих трудящихся. ... Эта новая дисциплина не с неба сваливается и не из добреньких пожеланий рождается, она вырастает из материальных условий...” (“Великий почин”, ПСС, т. 39).

Такой материальной основой и является общественная собственность на средства производства, порождающая отношения дружбы, сотрудничества и взаимопомощи свободных от эксплуатации людей, порождающих у людей заботу не только о себе, не только о ближних, но и о самых “дальних”, совершенно незнакомых людях, заботу “рядовых рабочих об увеличении производительности труда, об охране каждого пуда хлеба, угля, железа и других продуктов, достающихся не рабочим лично и не их “ближним”, а “дальним”, то есть всему обществу в целом, десяткам и сотням миллионов людей, объединенных сначала в одно социалистическое государство, потом в Союз Советских Республик” (Ленин В.И., ПСС, т. 39, “Великий почин”).

Таким образом, здесь кроме материального стимула, обеспечивающего трудовую деятельность человека добавляется еще и моральный стимул, совершенно чуждый сущности капиталистического способа производства. Этот стимул именно добавляется, он не устраняет материальный стимул. В связи с этим Ленин писал, что подвести многомиллионные массы к коммунизму можно “не на энтузиазме непосредственно, а при помощи энтузиазма, рожденного великой революцией, на личном интересе, на личной заинтересованности, на хозяйственном расчете” (ПСС, т. 44, с. 151).

И здесь тоже нужно подчеркнуть, что речь в данном случае идет именно о тенденции, которая неотвратимо, неизбежно порождается, причем в массовом масштабе объективной, то есть, независимой от сознания человека, от его воли, самой основой социалистического производства - общественной формой собственности и поэтому эта тенденция непременно пробивает себе дорогу через многочисленные факты разгильдяйства, пренебрежительного отношения к труду, к социалистической собственности. Все эти отрицательные явления существуют при социализме и они существенно тормозят развитие производства, препятствуют утверждению подлинно человеческой морали в обществе (обратите внимание на то, что Энгельс в “Анти-Дюринг”, в разделе “Мораль и право. Вечные истины, писал не об “общественной морали”, а именно о “действительно человеческой”, поскольку общечеловеческой морали не существует: представления о добре и зле настолько менялись с развитием общества, что превращались в свою противоположность. В частности, убийство престарелого в первобытнообщинном строе было добром, поскольку устранение “бесполезного едока” увеличивало шансы сохранения жизни других, жизни рода. С развитием производительных сил появилась возможность содержать престарелых и убийство их превратилось в зло).

Касаясь отрицательных явлений в Советской России, Ленин писал, что и после разрушения капиталистической системы, в нашей стране сохраняется еще один из главных разрядов паразитов - разряд “жуликов, тунеядцев и хулиганов” и “эти пережитки проклятого капиталистического прошлого, эти отбросы человечества... эту заразу, чуму, язву, оставленную социализму по наследству от капитализма” следует искоренить из социальной жизни, для чего необходимо установить за ними “всенародный, деловой, практический контроль”. (“Как организовать соревнование”, ПСС, т. 35).

Отрицательные явления: тунеядство, мошенничество, стремление поживиться за счет другого и т.д. порождаются не самой общественной формой собственности, не самой сущностью социализма, а именно в результате отклонения от этой сущности, пренебрежением его принципами в частности, к требованию Ленина о необходимости всенародного контроля за всякого рода проходимцами), недостаточной квалификацией в осуществлении руководства развитием страны, да и некоторыми неизбежными на этой ступени развития общества социальными трудностями, обусловленными недородами, войной, невысоким материальным уровнем определенной части населения и т.д. Все это питает стремление ловчить, удовлетворять свои интересы за счет других и т.д. Вот почему отрицательные явления при социализме, несмотря на общественную собственность, живучи и могут существовать еще длительное время в социалистическом обществе. Все это говорит о том, что нельзя полагать, что сама по себе общественная собственность автоматически приведет в условиях социализма к безраздельному господству отношений дружбы, сотрудничества и взаимопомощи сразу же и во всей массе народа. Вот почему Ленин писал, что необходимо вести борьбу “за разрыв с проклятым прошлым, приучившим смотреть на добычу хлеба и одежды, как на “частное” дело, на куплю-продажу, как на сделку, которая “только меня касается”. Он писал: “Мы будем работать, чтобы вытравить проклятое правило: “каждый за себя, один бог за всех”... Мы будем работать, чтобы внедрить в сознание, в привычку, в повседневный обиход масс правило: “все за одного и один за всех” (ПСС, т.41, с.108).

Процесс этот сложный и длительный. В связи с этим, Энгельс писал, что мораль, порождаемая общественной собственностью беспредельно будет господствовать в обществе только тогда, когда уже забудут о классовых противоречиях, порождаемых частной собственностью. Дословно: “Действительно человеческая мораль станет возможной лишь на той ступени развития общества, когда противоположность классов будет не только преодолена, но и забыта в жизненной практике” (“Анти-Дюринг”, раздел “Мораль и право. Вечные истины”). И действительно, как отмечает Энгельс, “В обществе, в котором устранены мотивы к краже, где, следовательно, со временем краду будут совершать разве только душевнобольные, - какому осмеянию подвергся бы там тот проповедник морали, который вздумал бы торжественно провозгласить вечную истину: Не кради!” (там же).

Ну, а что касается социализма, то есть первой стадии коммунистического общества, то он не может быть полностью свободен от проявлений тунеядства, лодырничества, эгоизма, воровства, бездушного отношения к людям и т.д. На то он и является первой стадией коммунизма. Эти порочные явления имеются при социализме и причем в значительном количестве. Ведь, как подметил в свое время Маяковский, “Очень много разных мерзавцев ходит по нашей земле и вокруг”. И, тем не менее, новое отношение к труду, к людям четко проявляется с переходом от капитализма к социализму, то есть именно с заменой частной собственности общественной. Проследим это на конкретных, именно характерных примерах, взятых из самой жизни:

США. Реконструируется помещение какого-то офиса. Пожилой рабочий с большим трудом поднимает на другой этаж большую конструкцию. С ним дружески беседует молодой рабочий, находящийся рядом с ним. Он не делает каких-либо попыток помочь пожилому рабочему. Наблюдавший за этой сценой наш советский специалист обращается к молодому рабочему с вопросом: “А почему бы вам не помочь своему коллеге?” На что тот спокойно поясняет, что он прислан другой организацией и для выполнения других работ... Это очень удивило нашего специалиста. Но такие взаимоотношения, как он понял, здесь вполне естественные. Как видим полностью подтверждаются слова английского драматурга и критика Томаса Элиота (ум. в 1965 г.): “Организация общества на принципе частной прибыли... влечет за собой разнузданный индивидуализм, калечащий человечество” (“Афоризмы”, М., 1966, с.13).

Аналогично и отношения рабочих к повышению производительности труда. Если конкуренция, основанная на частной собственности, заставляет владельца собственности использовать любую возможность для повышения производительности труда с целью максимального увеличения прибыли, то у рабочего отношение к этому иное. Ведь он не более, чем просто передаточный механизм, выполняющий предписания владельца собственности, реализующего производственный процесс, и не более. Поэтому, как пишет, досконально изучивший экономическую жизнь США не по рассказам, а исследуя саму действительность, Н. Смеляков, причем сам являясь специалистом в этой области, “Труд нынешнего американского рабочего - это труд без подъема, без задора. Труд только для того, чтобы заработать. Если движение, рабочая операция не оплачивается, они не будут сделаны... Американец работает без энтузиазма, он “не горит” на работе. Рабочему отводится роль копировальщика чужих движений. Он лишен возможности заниматься творческим трудом. Его участие в рационализации производства в США также мало заметно - он просто не заинтересован в этом” (“Деловая Америка”, с. 199, 200-201).

Советский Союз. Городок Свалява, Закарпатской обл. Старшеклассники на субботнике на лесоразработках. Грузим довольно короткие (под силу поднять одному человеку) бревна на вагончики-платформы узкоколейки. Я беру на плече не в меру толстое бревно и с трудом поднимаюсь с ним по крутой железнодорожной насыпи. Видя это, один из старшеклассников, с которым у меня даже не было сколько-нибудь близких отношений, быстро подходит ко мне и, чтобы помочь мне, приподнимает задний конец бревна. Мне это только мешает, поскольку центр тяжести меняется и я рискую упасть лицом вперед. Прошу его отойти от меня. Однако чувство взаимопомощи заставляет его “помогать” мне. В конце концов, чтобы не упасть, пришлось громко выругаться. Только тогда он отстал...

Обратите внимание: у него не было какой бы то ни было личной выгоды от того, что он хотел помочь мне. И тем не менее, он буквально навязывал мне свою помощь. Сила морального долга настолько ослепила его, что он не допускал и мысли о том, что его действия могут привести к негативным последствиям.

Аналогичный случай: На территории свалявского леспромхоза я увидел, как несколько рабочих безуспешно пытались сдвинуть большой ствол дерева. Я незамедлительно помог им, хотя я здесь был совершенно случайным прохожим и совершенно незнакомым им и скорее всего сдвинуть ствол помогли не столько мои дополнительные усилия, сколько возникшее при этом воодушевление всех нас, сила коллектива (и физическая, и моральная). Есть ли разница между этими случаями? Бесспорно есть.

Разумеется, как в США, так и в Советском Союзе, можно найти и примеры противоположного характера. Но приведенные выше примеры именно характерны для социальных систем, основанных на частной и общественной собственности. Поэтому-то они и проявляются в массовых масштабах в соответствующей социальной системе. Особенность социалистического принципа взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи заключается не только в том, что он проявляется в массовом масштабе. Здесь более важно то, что эти отношения не ограничиваются кругом приятелей или просто знакомых - они распространяются на всех людей, включая “самых незнакомых”, о существовании которых данный человек просто и не подозревает. И это проявлялось уже в первые годы существования Советской власти, в частности в коммунистических субботниках, когда сами рабочие по своей инициативе, без каких-либо указаний “сверху”, с небывалым подъемом, бесплатно отработали полный рабочий день, показав необычайно высокую производительность труда.

В своей работе “Великий почин” (ПСС, Т.39), Ленин писал, что эти рабочие “В условиях отчаянно трудных... голодные... устраивают “коммунистические субботники”, работают сверхурочно без всякой платы и достигают громадные повышения производительности труда, несмотря на то, что они устали, измучены, истощены недоеданием. Разве это не величайший героизм? Разве это не начало поворота, имеющего всемирно-историческое значение?... Это победа над своей косностью, распущенностью, мелкобуржуазным эгоизмом... “Коммунистические субботники” показывают нам сознательный и добровольный почин рабочих в развитии производительности труда, в переходе к новой трудовой дисциплине...”

А вспомните Маяковского:

Холод большой. Зима здорова!

Но блузы прилипли к потненьким

Под блузой коммунисты грузят дрова.

На трудовом субботнике.

Мы не уйдем, хотя уйти имеем все права.

В наши вагоны на нашем пути наши грузим дрова.

Можно уйти часа в два, - но мы уйдем поздно.

Нашим товарищам наши дрова нужны: товарищи мерзнут.

Работа трудна, работа томит. За нее - никаких копеек.

Но мы работаем, будто мы делаем величайшую эпопею.

Мы будем работать, все стерпя, чтоб жизнь, колеса дней торопя,

бежала в железном марше в наших вагонах, по нашим степям,

в города промерзшие наши.

“Дяденька, что вы делаете тут, сколько больших дядЕй?”

- Что? Социализм: свободный труд свободно собравшихся людей”. (“Хорошо”).

Конечно, коммунистические субботники не могли сразу устранить преобладание старого над новым. Старое оставалось еще сильнее нового. Касаясь насмешек врагов социализма по этому поводу, Ленин писал, что старое всегда еще некоторое время остается после рождения нового. Это вполне естественно и он приводит пример такого рода: “Полвека после отмены рабства негров в Америке, положение негров там сплошь и рядом оставалось еще полурабским”. Ленин писал, что насмешки, которыми осыпают нас враги социализма, не случайны: “Издевательство над слабостью ростков нового, дешевенький интеллигентский скептицизм и тому подобное, все это, в сущности приемы классовой борьбы буржуазии против пролетариата, защита капитализма против социализма”. (“Великий почин”).

Думается, что этот тезис Ленина полностью сохраняет свою значимость и в наше время, когда враги социализма выдвигают те же аргументы, уверяя в “нежизненности” социалистической системы. Возможность господства отношений дружбы, сотрудничества и взаимопомощи не утопия, а вполне реальное и закономерное явление. Об этом наглядно свидетельствует практика жизни колонии А.С. Макаренко.

В своих произведениях Макаренко на многочисленных примерах иллюстрирует проявление у колонистов - этих бывших беспризорников, по сути дела коммунистические отношения друг к другу, к труду и общественной собственности. В частности, колонисты заметили, что мраморные ступени лестницы быстрее стираются около перил, а это ведет к более быстрому износу лестницы и, следовательно, досрочному ее ремонту, для чего необходимо выделение денежных средств колонии (в колонии существовало самоуправление колонистов). Поэтому колонисты решили: “Мы не старики. Будем ходить по лестнице, не опираясь на перила”. И никто из колонистов не нарушил это правило. Подробно описывает Макаренко и отношение колонистов к труду. В частности, имеется даже глава “Что такое энтузиазм” (в повести “Флаги на башнях”). Более того, колонисты гордились тем, что их отряду, а не другим отрядам доверяли самую трудную и самую грязную, неприятную работу: это нужно было заслужить.

Не случайно возникло и развивалось стахановское движение. Сам Стаханов за одну смену добыл 102 тонны угля, что соответствовало 14 нормам, а затем - 227 тонн угля за смену. А последователь Стаханова - Изотов добыл 607 тонн угля за смену. почин Стаханова подхватили и в других областях производства. Это были Бусыгин, Сметанин, Виноградовы, Кривонос, Демченко, Паша Ангелина (со своей женской тракторной бригадой) и многие другие. Стахановское движение в значительной мере способствовало росту производительности труда. А рост этот был немалый: если за годы первой пятилетки производительность в промышленности СССР выросла на 41%, то за годы второй пятилетки - на 82%.

В годы Великой Отечественной войны стахановское движение нашло свое выражение в форме движения “двухсотников” (две и более нормы за смену) и даже “тысячников”. О стимулах социалистического развития не на официально объявленом, а на самом обыденном уровне, можно судить по рассказу рядового, самого обычного тракториста из Смоленской области, который я услышал во время случайной встрече с ним: “Вот напарник мой вспахал намного больше нормы А я себе думаю: А что я? Хуже него что-ли? Не могу перекрыть его выработку? Поднатужился и перекрыл. Нет, не из-за денег, а просто так: показать, что и я умею неплохо работать”. Может быть здесь нет высоких стремлений: помочь стране и т.д., но нет и того холодного расчета, который характерен для мира, основанного на частной собственности: “Делать только то, что оплачивается”.

Композитор А.Н.Пахмутова, повествуя о Советском периоде нашей истории, подчеркивает, что это была волнующая и вдохновенная пора, это было время трудового энтузиазма, покорения новых земель и космоса. “Я влюблялась, - говорит она, - в тех мальчишек и девчонок, которые брали рюкзаки с нехитрыми пожитками и ехали осваивать неизведанные земли, строить новые поселки и города. Они ехали не за длинным рублем, а за романтикой. Ими двигало стремление к трудовому подвигу во имя Отечества”.

Таким образом, если сопоставить два явления: конкуренцию и социалистическое соревнование, то кроме общего (и то и другое способствует повышению производительности труда), между ними имеется и принципиальное отличие. А именно, конкуренция, порождаемая частной собственностью, требует: добей слабого и вырвись за счет этого вперед.

Социалистическое соревнование требует иного: добился успехов в производстве и других областях - помоги отстающим тоже подняться до таких же высот. Иначе говоря, социалистическое соревнование проникнуто духом взаимопомощи. А в целом, здесь действует диалектическое взаимоотношение между личным и общественным. А именно: личные успехи в труде способствуют успеху в развитии всего общества. (Именно всего общества в целом, а не какой-то группы людей, как, скажем, у мушкетеров, где в девизе: “Один за всех и все за одного” под словом “всех” разумелась только группа мушкетеров и не более). И, соответственно, обратная связь: благосостояние каждого человека напрямую зависит от благосостояния всего общества в целом. Можно сколько угодно разглагольствовать о неэффективности производства, основанного на общественной собственности на средства производства.

Но все это будут пустые слова, если они не будут подтверждены самой практикой производственной жизни. Так что же говорит эта практика? Некоторые данные о темпах развития советской экономики уже проводились. Приведем еще некоторые из них. Итак, СССР. Начнем с того, что сразу же после окончания Великой Отечественной войны, Сталин говорил о необходимости довести производства стали до 60 млн. тонн в год, столько же чугуна и т.д. Какова динамика развития этих отраслей производства? Не будем даже сопоставлять уровень производства с 1913 г. Возьмем период с 1940 по 1974 г. (т.е. за 34 года). Картина будет такая: Производство стали. 1940г. - 18,3 млн. тонн, 1950 - 27,3 млн. тонн, 1960 - 65,3 млн. тонн, а 1974 - 136 млн. тонн. Таким образом рост производства с 1940 г. по 1974 г. составил 743,2%, то есть увеличился в 7,3 раза. Производство чугуна. 1940 г. - 14,9 млн. тонн, 1974 - 99,9 млн. тонн. Добыча угля. 1940 - 166 млн. тонн, 1974 - 685 млн. тонн. Добыча нефти. 1940 - 31,1 млн. тонн, 1974 - 459 млн. тонн (1989 г. - 520 млн. тонн). Производство тракторов. 1940 - 31,6 тыс., 1974 - 531 тыс. (“Советский Союз”, М., 1975, с.167, 169, 173, 178). Производство электроэнергии. 1940 - 8,31 млрд., кВт. час., 1970 - 740 млрд. кВт. час., что составляет 8905%, то есть увеличение в 89 раз.

Машиностроение и машинообрабатывающие станки. В 1974 г. производство этой продукции возросло по отношению к 1940 г. в 40 раз (за день вырабатывалось почти вдвое больше, чем за весь год в царской России). Сопоставим теперь эти данные с развитием самой мощной страны капиталистического мира - США. Причем, обязательно обратите внимание на то, что эта страна не только не была подвергнута разорению во время II-й мировой войны, как СССР, а, напротив, она даже обогатилась за ее счет.

Возьмем примерно тот же период времени, а именно, с 1937 по 1972 и 1973 г. ( то есть даже 35-36 лет, вместо 34 лет, как данные по СССР). Производство стали. 1937 г. - 51 млн. тонн, 1972 - 139 млн. тонн. Получается рост составляет 272,5% (напомним, что в СССР он составляет 743,2%), то есть увеличение в 2,73 раза (в СССР увеличение в 7,3 раза).

Как видим, результат соревнования складывается в пользу производства, основанного на общественной собственности на средства производства, а не на частной.

Аналогично, производство чугуна. 1937 г. - 38 млн. тонн, 1973 - 92 млн. Добыча угля. 1937 - 451 млн. тонн, 1972 - 537 млн. тонн. Добыча нефти. 1937 - 173 млн. тонн, 1972 - 466 млн. тонн. Производство тракторов (без садово-огородных). 1937 - 272 тыс., 1973 - 237 тыс. (возможно, потребность уменьшилась от перенасыщенности?). (БСЭ, 1976, т. 24, ч.1, с.95, 92). Сельское хозяйство в СССР. Производство зерна (в среднем за год). 1909 - 1913 - 72,5 млн. тонн, 1936 - 1940 - 77,4 млн. тонн, 1971 - 1974 - 191,9 млн. тонн, а в 1975 - 1980 - около 205, 1 млн. тонн, что составляет по отношению к 1936 - 1940 г. - 265%, то есть увеличение в 2,6 раза.

Урожайность зерновых (в среднем за год) 1909 - 1913 - 6,9 центнеров с 1 гектара, 1936 - 1940 - 7,6 ц. с га, 1971 - 1974 - 15,6 ц. с га, что составляет по отношению к 1936 - 1940 г. 205,3% или рост в 2 раза. (В США урожайность всех зерновых культур в 1970 - 31,2 ц. с га. Возможно и за счет кукурузы. В Японии - 50,3 ц. с га, в Болгарии - 30,3 ц. с га, ГДР - 27,9 ц. с га. ФРГ - 33,4 ц. с га). (БСЭ, 1972, т. 9, с. 521). Урожайность по пшенице: в 1972 - в СССР - 14,7 ц. с га, а в США - 22 ц. с га. (БСЭ, 1975, т. 21, с.266).

Кстати, что касается Кубани, то там собирали по 26 центнеров с гектара. Напоминаем, что США - это гигантская Кубань по своим климатическим условиям (В США с 1936 по 1972 рост в 1,9 раза).

Производства мяса. В 1909 - 1913 - 4,8 млн. тонн, что составляло 29 кг. в год на душу населения, 1936 - 1940 - 4,0 млн. тонн, в 1971-1974 - 13,7 млн. тонн ( то есть 55 кг. в год на душу населения), а во второй половине 80-х годов пришлось уже около 70 кг. на душу населения. Это больше, чем в Англии и Италии, однако уступает США, где на душу населения приходилось по 120 кг. Впрочем, в Белоруссии и Литве достигли уровня потребления в США и превзошли Францию (112 кг.) и ФРГ (110 кг.).

Производство молока. 1909 - 1913 - 28,8 млн. тонн (154 литра на душу в год), 1936 - 1940 - 26,5 млн. тонн, 1971-1974 - 86,6 млн. тонн, что составляет 315 литров на душу населения в год. Кстати, в Литве до прихода к власти “демократов” молока производилось на душу населения в 4-5 раз больше, чем в США. (“Гласность”, 29.04.94). Доля СССР в мировом производстве молока увеличилась с 13% в 1940 г. до 21% в 1973 г. Каждая пятая тонна коровьего молока и масла в мире производилось в Советском Союзе (“Советский Союз”, 1975, с.205).

Если взять рост объема промышленной продукции за период с 1922 по 1972 г., то картина будет следующая: Казахстан - в 600 раз, Таджикистан - в 500 раз, Киргизия - более, чем в 400 раз, РСФСР - в 300 раз, Узбекистан - почти в 240 раз, Туркмения - более, чем в 130 раз.

Сопоставляя фермерскую и колхозную системы хозяйствования, Кара Мурза пришел к выводу, что “Если уж сравнивать... то всем нам надо прежде всего поклониться нашим колхозам и совхозам - по эффективности фермы им в подметки не годятся: так, сопоставляя производство на душу населения основных продуктов, то в 1989 г. пшеницы произвели 303 кг., а США - 223 кг., картофеля СССР - 251 кг., США - 68, мяса СССР - 70 кг., США - 120, молока СССР - 377, США - 264 кг., яиц в СССР - 292 штуки, в США - 270... И это все при том, что по климатическим условиям север США соответствует югу нашей страны: США - это как бы огромный Краснодарский край, а основная часть угодий СССР лежит в зоне неустойчивости земледелия”.

“Кроме того, замечает Кара Мурза, - все эти показатели весьма быстро росли вплоть до... 1991 г.”. Между прочим, сами зарубежные фермеры, побывавшие в нашей стране, и познакомившиеся с колхозами, советовали их не разгонять. В частности, фермер Функ из Люксембурга утверждал: “Вам проще всего сейчас ликвидировать существующие крупные коллективные и государственные хозяйства. Но эффект может оказаться только обратным желаемому. Ведь мощный “Кировец” на 5 или 10 частей не разрежешь не разделишь по семейным наделам. Помимо прочего, крупные хозяйства отвечают масштабам вашей страны. Если их раздробить, со временем все равно пойдет стихийное слияние, поглощение слабых сильными, как это происходит, например, в Соединенных Штатах... Колхозы и совхозы функционируют. Многие - не так уж плохо. А при должной организации труда могут добиться результатов и более высоких, чем наши частные хозяйства” (“Советская Россия”, 22.02.92).

Дельный совет, не так ли? Тем более, если учесть, что даже в такой капиталистической стране, как Израиль, существуют подобные колхозы. В преимуществах колхозов убеждаются и в других странах. Вот почему не случайно, скажем, в Румынии, по сообщению телевидения, вновь создаются колхозы, хотя и под несколько иным названием. Почему? Именно потому, что индивидуальное ведение сельского хозяйства привело к резкому сокращению поголовья скота, поля, где выращивали хлеба, заросли сорняком и так далее. Пытаясь опорочить социалистическую систему ведения хозяйства, неимоверно раздувают версию о “застое” в развитии экономики СССР.

“Но, - как писал об этом Байбаков, - разве можно назвать застойным период, когда за 20 лет (1966-1985) национальный доход страны вырос в 4 раза, промышленное производство - в 5 раз, основные фонды - в 7 раз?” За короткий период СССР вышел на первое место в мире по добыче нефти и приблизились к мировому лидерству по добыче газа. В 1990 г. СССР занимал 3-е место в мире по производству зерна, первое по картофелю и молоку. Действительно, темпы развития социалистической экономики снизились, но в этом виновата не социалистическая система, основанная на общественной форме собственности, а именно отступления от социалистических принципов руководства развитием экономики: бюрократический подход, мелочная опека, глушащая инициативу людей и т.д. Но ведь при этом не следует забывать, что несмотря на замедление развития социалистической экономики, в этот, так называемый “застойный период” по валовому доходу СССР обгонял все капиталистические страны, кроме Японии.

В 1981-1985 гг. (в СССР на 20%, в США - на 14%, во Франции - на 6%, Японии - на 21%). В 1986 -1989 гг. темпы роста производства в промышленности составляли 4%, в сельском хозяйстве - 3%. В этот период Советский Союз достиг наивысших объемов промышленного и сельскохозяйственного производства (Лигачев Е.К. “Так жить невозможно”, с . 12-13). Так что “застойный период” оказывается не таким уже и застойным, как это стараются доказать противники социалистического производства. И, обратите внимание на то, что они никак не хотят сопоставить достижения ”застойного периода” с современным состоянием экономики нашей страны. Сейчас, действительно никакого застоя нет: экономика в движении: она неумолимо падает в пропасть и это по всем показателям: по объему производства, по производительности труда и т.д. и т.п.

Однако тут могут задать (и вполне закономерно) вопрос: “А почему, если у нас было все так благополучно, мы закупали пшеницу в США и Канаде?” В самом деле, если сравнить валовый сбор зерна в СССР и США, то окажется, что, скажем в 1970 году он был одинаковым: в СССР - 186,8 млн. тонн, в США - 187,5 млн. тонн (БСЭ, 1972, т. 9, с. 521), а по пшенице СССР по валовому сбору в 1972 г. даже опережал в 2 раза США: в СССР - 85,8 млн. тонн, а в США - 42,0 млн. тонн (БСЭ, 1975, т. 21, с.226). И причина, видимо, не только в том, что у нас больше население.

Что по этому поводу говорят экономисты? А экономисты утверждают, что на питание населения своей пшеницы у нас было достаточно. Вся беда в том, что много пшеницы у нас скармливали скоту, птице, то есть она шла на нужды животноводства. “А вы видели какое брюхо у коровы? Сколько ей зерна надо, чтобы накормить?” - спросил в 1986 г. видный экономист во время лекции у слушателей института повышения квалификации преподавателей ВУЗов. “Ей не зерно надо давать, а грубые корма (сено, солома, мякина), силос”.

СССР нуждался не в продовольственном зерне, а в фуражном зерне. Именно такую пшеницу, идущую на корм скоту, и завозили к нам из США и Канады. Кто-то из экономистов утверждал, что в СССР и в США на корм скоту и птице тратится 50% зерна (в США, видимо, это в значительной части кукуруза). Предопределяющая роль экономического базиса на все прочие отношения между людьми наглядно проявилась на примере нашей страны: с разрушением базиса, основанном на общественной собственности на средства производства резко ухудшились отношения между людьми, их психология. Как видим, не столь уж праздный вопрос: “В чьих руках находится собственность на средства производства?” Ведь именно разрушение общественной собственности привело к гигантскому росту преступности, бандитизму, заказным убийствам, проявлениям национальной вражды, самоубийствам (сейчас Россия вышла на первое место в мире по количеству самоубийств) и т.д.

Разрушение социалистического базиса позволило незначительной части населения обогащаться за счет национальных богатств, за счет разорения трудового народа. Именно общественная собственность является той основой, которая в конечном итоге приведет к тому, что труд из тяжелого бремени превратится в жизненную потребность здорового организма, доставляющего организму радость. Вот почему Маркс и Энгельс в “Манифесте Коммунистической партии”, касаясь всех этих проблем, писали: “В этом смысле коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности” (ПСС, т. 4, с. 483).



Рейтинг:   4.64,  Голосов: 14
Поделиться
Всего комментариев к статье: 58
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
какое убожество в головах мраксистов!
Tвердый Zнак написал 24.06.2009 15:15
Владимир, профессор
***
У них не стало с кем бороться, они расслабились и покатились по пути деградации. Собственно, и СССР это прошел. Когда исчезла непосредственная внешняя угрозы
***
Вот читаешь и думаешь, за что профессору дали звание профессоор? Хорошо отсасаывал или купил за баранов? Но это его секрет, главное что явноне знания и ум. Таковых у него просто не просматривается. Как впрочем и у всех мраксистов. мраксизм это болезнь умственно отстатлых. Судите сами по цитате выше. Приудро завущй себя профессором заявлет, у США и СССР исчесзи внешние угрозы и потому они РАССЛАБИЛИСЬ и стали деградивать ЭКОНОМИЧЕСКИ! Усекаете прелесть? Оказывается двигатель экономики это ВНЕШНЯЯ УГРОЗА! А как же экономические локомотивы Японии, Германии, Сингапура или китая? У них какие внешние угрозы? Туповат ты профессор.
Но ведь и это не все.
В США наоброт считают, что весь мир у них сплошная угроза и у них РЕКОРДНЫЕ в истории военные бюджеты. Как это профессор7 Расслабились говоришь? А факты говорят иное. Они НА ПРЕДЕЛЕ и даже за ПРЕДЕЛОМ возможного.
Дебиловать ты профессор.
Но ведь и это не все.
Тупых мраксистов никак не интересует ОДИНАКОВОСТЬ развития СССР и США. А они видимы невооруженным взглядом. Хотя частная собственность там в отличии от СССР там правит балом. А США полным ходом идет к краху ТОЧНО по советскому образцу.
Первое, через непосильные военные расходы
и второе через развал страны изнутри интернационализмом, или по Русски, уничтожение государствообразующего народа, белых, замещая их неамериканцами, точно как в СССР было со государтсвообразующими славянами и нерусью.
Экономики разные а результыт ОДНИ!
Звонок в тупых головах не звенит? Проблеска света не появилось в головах полных Мракса?
Раз это не экономика и вид собственности виноват, то кто же?
Что еще есть общего в СССР и США? Пасюк ближе всех подошел к ответу. Но и тут не допер до конца.
Пасюк
***
От вида собствености эффективность производсва не зависит, эффективность производства зависит от эффективности управления.
***
Вот вам часть ответа который от вас прячут Мраксы. Но это только часть ответа. Другая часть такова, что сама эффективность зависит от того, КОМУ эта собственность или управление ею принадлежит.
И на КАКУЮ эффективность она заточена?
Потому что экономика может иметь РАЗНЫЕ приоритеты в зависимости от целей ее ХОЗЯЕВ. И именно от приоритетов выводится эффективность.
-
Стряпуха написал 24.06.2009 15:13
Ирина Арзамасцева: "При капитализме тоже плановая экономика. Ее целью является получение максимальной прибыли..."
Абсурд! Экономика (система хозяйствования, создания жизненных благ) как таковая при капитализме вторична, т.е. не является целью деятельности и объектом неусыпного планирования капиталистов. Она - в ряду других инструментов получения прибыли (спекулятивные финансовые операции и т.д.). причем в нашей стране это - инструмент, оказавшийся малопривлекательным. Главный объект планирования наших капиталистов, даже имеющих предприятия реального сектора, - финансовые потоки любой ценой, а правильное экономическое планирование сейчас никого не интересует. До уровня советского планирования, - как до звезд.
Re: Sergo (2009.06.24 13:59)
Sergo написал 24.06.2009 15:10
Ирина! Разумеется, плановая экономика это не сведение колонок цифр в одну большую таблицу. Жизнь намного сложнее и непредсказуемее самых тонких программ. Плановая социалистическая экономика действительно напрямую ориентирована на удовлетворение потребностей общества, не понимаемых примитивно, как сумма индивидуальных запросов. Это и здравоохранение, оборона, образование, наука, культура и т. п., т. е. далеко не только то, что можно на хлеб намазать и съесть. Вы хотите ответственность за степень удовлетворенности индивидуальных потребностей граждан возложить на самих граждан? Спланируйте свою потребность за год, заполните формуляр в интернете и трудитесь на здоровье за получение вожделенных благ? А если гражданин передумает? Запланировал себе к примеру свадебный костюм, а невеста от него ушла? А вы ему в означеный срок отгрузите прекрасный костюм, посыпая солью свежие раны! Нет, перекладывание задачи "спасения утопающих на плечи самих утопающих" не магистральный путь социалистического строительства. Человеке должен иметь возможность выбора в удовлетворении своих самых сложных и непредсказуемых запросов, в любой момент и безо всяких бюрократических придумок, ничуть не меньше чем имеет при капитализме. И программируемая экономическая среда должна предусматривать любые вариации спроса, природные факторы, внешние обстоятельства, обеспечивать ресурсные, продуктовые резервы, иметь системы синхронизации цикличности производства и потребления, множество иных тонких настроек и обладать способностью к самообучению, как современные средства OCR, Fine Reader, к примеру. Из года в год накапливать опыт и модифицироваться, максимально адаптируясь под общественные потребности...
Sergo (2009.06.24 13:59) Исправленный вариант
Ирина Арзамасцева написал 24.06.2009 14:42
Sergo: "Ирина, как Ваша схема совмещается с плановой экономикой? Сегодня я работаю 4 часа, завтра 8, потом опять 4. А как с плановым заданием быть?"
Sergo! А что Вы подразумеваете под плановой экономикой и на достижение какой цель она должна быть настроена? При капитализме тоже плановая экономика. Ее целью является получение максимальной прибыли путем максимального удовлетворения платежеспособного спроса.
Целью плановой социалистической экономики является удовлетворение потребностей людей, а не их платежеспособного спроса. Главная потребность каждого НОРМАЛЬНОГО человека жить хорошо и долго.
Т.к понятие о том и другом сугубо индивидуальное, то плановая социалистическая экономика должна быть настроена на выполнение двух программ: программы-минимум и программы-максимум.
Программа-минимум должна обеспечивать равный для каждого члена общества гарантированный прожиточный минимум. Такую плановую программу-минимум должны разрабатывать общественные органы управления экономикой, исходя из научного представления о таком минимуме в каждый конкретный период развития общественной экономики. А программу-максимум должны составлять сами граждане, исходя из своих индивидуальных потребностей. Иными словами, социалистическое планирование должно состоять из двух частей: ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ и ПРОИЗВОЛЬНОЙ. Ничего сложного в ТАКОМ планировании нет. Его методику я разработала еще в 1981 году и в течение 6 лет успешно проверила на опыте работы областного производственного объединения, обслуживающего территорию, равную ГДР, и с населением в 4,5 миллиона человек.
Sergo (2009.06.24 13:59)
Ирина Арзамасцева написал 24.06.2009 14:35
Sergo: "Ирина, как Ваша схема совмещается с плановой экономикой? Сегодня я работаю 4 часа, завтра 8, потом опять 4. А как с плановым заданием быть?"
Sergo! А что Вы подразумеваете под плановой экономикой и на достижение какой цель она должна быть настроена? При капитализме тоже плановая экономика. Ее целью является получение максимальной прибыли путем максимального удовлетворения платежеспособного спроса.
Целью плановой социалистической экономики является удовлетворение потребностей людей, а не их платежеспособного спроса. Главная потребность каждого НОРМАЛЬНОГО человека жить хорошо и долго.
Т.к понятие о том и другом сугубо индивидуальное, то плановая социалистическая экономика должна быть настроена на выполнение двух программ: программы-минимум и программы-максимум . Программа-минимум должна обеспечивать равный для каждого члены составлять общественные органы управления экономикой, исходя из научного представления о таком минимуме в каждый конкретный период развития общественной экономики. А программу-максимум должны составлять сами граждане, исходя из своих индивидуальных потребностей. Иными словами, социалистическое планирование должно состоять из двух частей: обязательной к выполнению и произвольной. Ничего сложного в ТАКОМ планировании нет. Его методику я разработала еще в 1981 году и в течение 6 лет успешно проверила на опыте работы областного производственного объединения, обслуживающего территорию, равную ГДР, и с населением в 4,5 миллиона человек.
(без названия)
www.politpskov.ru написал 24.06.2009 14:35
Угу, опять "пойдет", может, хватит уже. Пусть другие кувыркаются.
==
Пасюк написал 24.06.2009 14:01
Любой строй в первую очередь определяется механизмом присвоения, распредления и потребления результата труда всех людей. Этот механизм определяется не законами природы, а законами государства.
Сом же механизм производства и воспроизводства определяется законами Природы и Бога. Прибавочная стоимоть равна величине использованной обществом энергии.
От вида собствености эффективность производсва не зависит, эффективность производства зависит от эффективности управления.
Что касается так называемой частной собтсвенности, то прошу назвать хоть одну единицу, которую можно назвать частной собственностью. Личную собственность еще можно найти, всякие там подводные лодки, дома на Рублевке с высокими заборами и охраной, золотые сральники. Но вот назвать завод частной собственность у меня язык не поворачивается.
Пусть, например, предприниматель хочет построить завод. Он гол как сокол, вроде Абрамовича, когда в драных носках к Ельцину пришел. Но наш предприниматель составляет бизнес-план, идет в банк, где ему выдают кредит на 5-10 лет. И предприниматель разворачивает дело6 закупает средства произвосдства. нанимает работников и т.д. Продавая результат труда своего и наемных работников наш предприниматель постепенно возвращает кредит банку и при этом остается еще с прибылью. Но за 10 лет завод износился, значит его надо ремонтировать и т.д. Приходится брать очередной кридит и опять впрягаться в цикл на 10 лет. Затем предприниматель уговаривает своих друзей и родственников войти в долю, взять тоже всем кридиты и расширить производство. Кредиты берутся, дело расширяется. и если через 10 лет такое акционерное общество не разорится, то неизбежно пойдет на очередной круг.
Но где в этом кругообороте частная собтсвенность, если все дело крутится за счет заемных средств и определнного таланта предпринимателя. Подлучается наш предприниматель самый обыкновенный акционер, в самом начале дела единственный акционер. Я знаю акционерное общество, состоящее из жены и мужа. За регистрацию своего акционерного общества они заплатили 5 тысяч рублей уставного капитала. 2 тысячи рублей у жены и 3 тысячи рублей у мужа. А ворочают заемным капиталлом в 10 миллионов.
Так где же здесь собственность, если результат труда вместе с амортизационными отчислениями покупает покупатель. Получается хозяином являет некий абстрактный покупатель, а конкретно все общество, нуждающееся в работе этого предприятия и в этой продукции. Общество предоставило возможность предпринимателю завертеть дело, нажиться наэтом, но и люди что-то получили от этого. Получается, что современная акционерная частная собственность общественная по факту, но частная де-юре. А раз нет частной собственности, то надо перестать лохматить бабушку и дать по шапке всем нашим государственным деятелям, которые не понимают элементарных вещей, и заставить чиновников работать на благо общества, как и положено в нормальном государстве. А не захотят, решат и дальше заниматься и организовывать финансовые пирамиды, незаслужено присваивать себе результат общественного труда, да еще держать население в наемном рабстве, то быстренько сменим власть вполне законным образом.
Надо всем наемным рабочим на любом предприятии организоваться в акционерное общество с уставным капиталом по тысячи рублей на рыло и ждать удобного момента. И как только акциоер, мнящий себя хозяином совершит ошибку, например, не выплатит зарплату, то быстренько возбудить против него уголовное дело за приобщение наемных работников к рабскому труду, а в качестве компенсации за причененный моральным и материальный ущерб следует требовать помимо невыплаченной зарплаты полного контроля над предприятием, а также моральной компенсации за то, что какой-то гад решил превратить их в рабов.
После перехода предприятия под их контроль можно организовывать дело на принципах общественно-долевой собственности. И дело пойдет.
Re: Re: Читать Маркса, Энгельса, Ленина, а не аганбегянов со шмелевыми...
Sergo написал 24.06.2009 13:59
Ирина, как Ваша схема совмещается с плановой экономикой? Сегодня я работаю 4 часа, завтра 8, потом опять 4. А как с плановым заданием быть?
Или тракторист весной не захочет надрываться на пашке земли, а пойдет лучше сериалы посмотрит. И что тогда? И что значит "захочет"? А если он "захочет" по улице голышом ходить? Или травку покурить? Что Вы понимаете под "свободой"? Хочу работаю, хочу - курю? Это Ваше понимание справедливости при социализме? Если кто-то будет работать 4 часа, как будет себя чувствовать тот, кто добросовестно работает 8 часов? Не будет ли халявщик полеживая на пляже посмеиваться - работай, Вася, работай. Работа дураков любит...
А насчет казармы, это явно Вы в свое время Г. Х. Попова начитались. Или нынешних либеральных писак. И не совестно Вам повторять их либералистическую лабуду про "благие намерения", про ГУЛаг, про "принудительное распределение" с "принудительным трудом"?
Re: -
Sergo написал 24.06.2009 13:42
"Качество труда в этом случае стимулируется для человека моральными приобретениями, а именно - более высокой САМОРЕАЛИЗАЦИЕЙ, т.е. реализацией интеллектуальных способностей, способностей к управлению другими людьми, стремления к познанию, творчеству и т.д. А ведь в этом смысл жизни."
Именно так. Перестроечные недоумки весь смысл бытия свели к потреблению. Свели всю мотивацию труда к "материальному интересу". И эта партийная мразь еще имела наглость называть себя коммунистами! Только равенство делает людей по настоящему свободными, независимыми от барской прихоти, лишенными страха за себя, за свою семью, детей, за будущее. Разумеется, не каждый сразу поймет, что это "всерьез и надолго". Кто-то постарается жить своими интересами, схалявить, и поскольку больше взять никак невозможно, то предпочтет поменьше дать. Такие должны иметь все возможности жить в любимом ими капитализме, т. е. работать из-за страха, за баланду, за лагерную пайку. Даже один "халявщик" на тысячу будет действовать разлагающе, будет оскорбителен для общества. Это как ничтожная примесь в полупроводнике, вызывающая потерю его свойств. Разумеется, такие должны изолироваться. Ведь, кто не работает - тот не ест...
Re: Читать Маркса, Энгельса, Ленина, а не аганбегянов со шмелевыми...
Ирина Арзамасцева написал 24.06.2009 13:27
Sergo:"Поскольку образование и обучение профессии будет осуществляться за счет общества, то и плоды, приносимые квалификацией, должны доставаться обществу, а не самому работнику. При равной для всех мере труда это будет распределение ПОРОВНУ между всеми членами общества. И будь у Горби хоть одна извилина он бы понял, в каком направлении следует перестраивать социализм".
Уважаемый Sergo! Равной для всех мерой труда, должен быть труд по производству гарантированного прожиточного минимума, который и должен быть равным для всех. Мера ТАКОГО труда не должна превышать 4-х часов в день.
Все, что свыше равного для всех гарантированного минимума, каждый член общества должен производить на ОБЩЕСТВЕННЫХ средствах производства своим СОБСТВЕННЫМ трудом, определяя его меру с учетом своих индивидуальных потребностей и способностей.
Без права на ТАКУЮ свободу пропагандируемое Вами равенство при социализме превратится в равенство в одной на всех казарме с принудительным трудом и таким же принудительным распределением. Короче говоря, советский архипелаг ГУЛАГ превратится в российский материк ГУЛАГ. Не забывайте, что благими намерениями вымощена дорога в ад.
-
Стряпуха написал 24.06.2009 12:58
Sergo: "При социализме распределение осуществляется по количеству, но не по качеству труда, т.е. не по квалификации, уровню умелости и т.п. Поскольку образование и обучение профессии будет осуществляться за счет общества, то и плоды, приносимые квалификацией, должны доставаться обществу, а не самому работнику. При равной для всех мере труда это будет распределение ПОРОВНУ между всеми членами общества."
Хочу дополнить следующими соображениями:
Качество труда в этом случае стимулируется для человека моральными приобретениями, а именно - более высокой САМОРЕАЛИЗАЦИЕЙ, т.е. реализацией интеллектуальных способностей, способностей к управлению другими людьми, стремления к познанию, творчеству и т.д. А ведь в этом смысл жизни.
(без названия)
www.politpskov.ru написал 24.06.2009 12:07
Что на вопрос ответить не можете? Понятно.
Re: politpskov
Ринус написал 24.06.2009 11:47
А вы дурак или сволочь? - ответьте прямо - дурак или сволочь?!
(без названия)
www.politpskov.ru написал 24.06.2009 11:10
Вы лучше ответьте, зачем большевики народ до массового людоедства доводили?
Читать Маркса, Энгельса, Ленина, а не аганбегянов со шмелевыми...
Sergo написал 24.06.2009 11:00
В 1989 г. у Горбачева был исторический шанс стать вторым Лениным. Очистить номенклатурный "социализм" от партийной шпаны, повернуться в сторону равенства. Но он, под впечатлением статей из Огонька и Нового мира предпочел стезю "лучшего немца" и рекламщика пиццы. А сейчас какие могут быть рассуждения о частной или общественной собственности. Социализм исключает любые формы частной собственности, не потому что она несправедлива, а потому что экономически неэффективна! Горбачеву надо было не дураков-академиков читать, а Маркса, Энгельса. При социализме распределение осуществляется по количеству, но не по качеству труда, т.е. не по квалификации, уровню умелости и т.п. Поскольку образование и обучение профессии будет осуществляться за счет общества, то и плоды, приносимые квалификацией, должны доставаться обществу, а не самому работнику. При равной для всех мере труда это будет распределение ПОРОВНУ между всеми членами общества. И будь у Горби хоть одна извилина он бы понял, в каком направлении следует перестраивать социализм.
Энгельс подчеркивает, что распределение и на первой стадии коммунизма не будет носить характер торговли. Товарно-денежные отношения отпадут. Квитанции, которые будет получать работник за свой труд и которые послужат для него основанием приобретения на общественных складах нужных потребительских благ, столь же не являются деньгами, как театральный билет. Энгельс еще не знал, что будут такие вещи как компьютеры, кредитные карточки, интернет, что позволяет сейчас практически полностью избавится от обезличенных наличных денег...
(без названия)
www.politpskov.ru написал 24.06.2009 10:17
1.В Японии показатели были явно не хуже. Обошлись и без коммунистов.
2.Урожайность в начале 50-х была на уровне 1912-1913 гг. и это во время зеленой революции, начавшейся в 40-е.
3.Вообще, статья смешная. И так все знают, что СССР и ему подобные страны способны производить громадное количество продукции, во основном военной. Ну и что? Только в 50-х людей кормить стали нормально, хотя все равно до конца Соввласти был дефицит, кусок колбасы негде был купить.
США это не Кубань, север США (Мичиган,Висконсин,Айова) -
товарищ написал 24.06.2009 07:02
это Кубань по температуре(продолжительности лета),
да только дождей раза в 2-2.5 больше.
А Джорджия - это уже хлопок - субтропики , да опять же ирригации
не надо - дождей хватает. И так весь юго-восток (на юг от вашингтона
и восточнее Миссисипи.
А в СССР подобный климат - это только узкая полозка на западе Грузии
Хотели сделать как лучше....
Не коммунист написал 24.06.2009 03:44
< Разрушение социалистического базиса позволило незначительной части населения обогащаться за счет национальных богатств, за счет разорения трудового народа. > < Ведь именно разрушение общественной собственности привело к гигантскому росту преступности, бандитизму, заказным убийствам, проявлениям национальной вражды, самоубийствам (сейчас Россия вышла на первое место в мире по количеству самоубийств) и т.д. >
А ведь хотели сделать как лучше... И ЧТО теперь делать?
<< | 1 | 2 | 3
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss