Кто владеет информацией,
владеет миром

Частная или общественная собственность?

Опубликовано 23.06.2009 автором Л.Пинчук в разделе комментариев 65

Частная или общественная собственность?

Пришедшая в нашей стране к власти буржуазия всячески пытается убедить трудящихся в бесспорном преимуществе частной собственности на средства производства над общественной. Дело, видите ли, в том, что если все общее, то это значит - не мое, то есть, чужое (в лучшем случае - ничейное). А поэтому и отношение к тому, что "не мое" будет соответствующим: безразличным, наплевательским, за исключением того случая, когда это “не мое” можно украсть, присвоить себе. Другое дело, если это частная собственность, то есть именно "свое": ведь это обязывает относиться к нему бережно, заботливо. В подтверждение правомерности обычно ссылаются на факты бесхозяйственности, имевшие место в СССР, противопоставляя ее проявление деловитости и порядка в экономической жизни капиталистических стран. Вспоминают и о так называемом "застое" в развитии экономики СССР, естественно умалчивая о необычайно высоких темпах развития экономики нашей страны и до этого "застоя", и в его период.

Чем объяснить столь рьяное усердие властей? Не кроются ли за этим какие-либо личные интересы тех социальных сил, которые сейчас управляют нашей страной? Ведь Ленин не случайно предупреждал: "Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов" (“Три источника и три составных части марксизма”. ПСС, т.23, с.47).

Выяснение истины начнем с главного, предопределяющего: какова роль частной собственности в формировании отношений между людьми в процессе производства. Капиталистическая частная собственность непременно предполагает наличие капиталиста и зависимых от него наемных рабочих, которые именно потому, что не имея частной собственности, вынуждены работать на капиталиста, продавая ему свою рабочую силу, чтобы добыть себе средства к существованию. Именно в силу того, что капиталист владеет частной собственностью, предопределяет характер и направленность производственного процесса, он является хозяином положения в сфере производства на своем предприятии. Он может по своему произволу в любое время уволить непонравившегося ему рабочего, снизить уровень заработной платы, объявить локаут и так далее. Противодействие профсоюзных организаций (где они имеются) с их, зачастую продажными лидерами, не играет сколько-нибудь существенной роли. Все это заставляет рабочего соответственно вести себя по отношению к хозяин - капиталисту: не раздражать его своими политическими взглядами, не выражать свое неудовольствие по поводу снижения зарплаты и т.д., чтобы не быть уволенным с предприятия: ведь наличие постоянной армии безработных, жаждущих получить хоть какую-нибудь работу, позволяет капиталисту всегда принять к себе на работу того, кто будет более сговорчивым. И чем больше армия безработных, тем лучше для капиталиста: ведь тем более сговорчивым будет поступающий на работу, готовый продать свою рабочую силу за минимальный размер заработной платы. Кстати, об этом в открытую говорят и сами капиталисты.

В частности, советский инженер Н. Смеляков, детально изучивший за время пребывания в США экономическую жизнь этой страны, касаясь своей беседы с предпринимателем Джоджем Джолсоном, писал, что тот без какого-либо стеснения заявил: “Хорошо, когда каждый, имеющий работу, знает, что есть люди, не имеющие ее. Безработица - это наш амортизатор и стимулятор и, если хотите, катализатор, выражаясь языком химика”. Боязнь потерять работу заставляет трудящегося “выкладываться” полностью. Он работает “на износ”.

В связи с этим в Японии в лексикон японцев вошел даже особый термин: “кароси” - смерть от чрезмерной нагрузки на работе. По данным японцев, “кароси” уносит 10 тыс. жизней ежегодно. Всё это не случайно, а именно закономерно для общества, основанного на частной собственности. Почему? Все дело в том, что цель владельца частной собственности, капиталиста - это извлечение максимальной прибыли. И не потому, что капиталист - это какая-то непорядочная личность, которая не хочет избавиться от своих дурных поступков и стать порядочным капиталистом, справедливо относящимся к своим рабочим. Капиталиста заставляют поступать именно так, а не иначе объективные, то есть, от его воли независимые, обстоятельства - жесточайшая конкуренция. Если капиталист хочет остаться капиталистом в условиях острейшей конкуренции, то он должен, обязан выжимать из рабочих максимальную прибыль. В противном случае он просто разорится. Вот почему Ленин подчеркивал, что глупенькой наивностью было бы ожидать беспристрастности фабрикантов в вопросе о том, не следует ли увеличить плату рабочим, уменьшив прибыль капиталиста, точно так же, как ожидать беспристрастности буржуазной социальной науки, которая защищает наемное рабство (ПСС, т. 23, с. 40).

Не лучше выглядят в мире господства частной собственности и отношения между предпринимателями, конкурирующими фирмами. Конкретный пример по этому поводу приводит Н. Смеляков. Он пишет: “Количество банкротств увеличивается. Развитие и процветание одних фирм здесь немыслимо без гибели других... Наш гостеприимный хозяин подробно и даже с некоторой похвальбой рассказывал, когда и за какую цену он приобрел тот или иной участок. А их насчитывалось уже больше десятка за каких-нибудь 5-6 лет. Никакого смущения или неловкости не было заметно у богатого фермера, когда он говорил о разоренных соседях. Для него это обычное явление”. В обществе, основанном на частной собственности непременно господствует закон безудержной погони на прибылью, согласно которому, либо ты грабишь, либо тебя грабят, закон индивидуализма, закон выживания одного за счет разорения другого.

В связи с этим, Маркс в своем “Капитале” приводит слова одного автора, который подметил главный мотив капиталистического общества: “Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, капитал становится смелым ... при 100% (прибыли) он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы” (Маркс К., “Капитал”, т.1, 1967, с.770). Таким образом, в обществе, основанном на частной собственности на средства производства, производственные отношения - это отношения господства и подчинения, вражды и недоверия, подозрительности. Иначе говоря - это именно антагонические отношения.

Для нас очень важно и то, что именно эти, то есть производственные отношения, совокупность которых составляет экономический базис общества предопределяет собой характер и всех прочих социальных отношений между людьми: правовых, политических, национальных и так далее. И здесь утверждаются отношения господства и подчинения, вражды и недоверия. Человек начинает смотреть на все прежде всего через призму собственной выгоды, даже если это идет за счет интересов других людей, через призму денег, которые могут сделать все. Правда, по мнению Марка Твена, в США не все может быть куплено, есть и исключение: пресса США настолько запродана, что перепродать ее уже просто невозможно. Характер вырабатываемой частной собственностью психологии ярко изобразил М. Горький в своем очерке “Жрец морали” словами самого американца: “Наша страна живет только одним стремлением - делать деньги. Здесь все хотят быть богатыми, и человек для человека - только материал, из которого всегда можно выжать несколько крупинок золота. И вся жизнь есть процесс выжимания золота из мяса и крови человека. Народ в этой стране - как и везде...- руда, из которой добывают желтый металл” (М. Горький “Статьи и памфлеты”, 1949, с.121).

Эта психология четко выражена и в словах героя О’Генри, который, обращаясь к своему приятелю, говорит, что Боливар - раненная лошадь, не может вывести нас двоих, поэтому ты уж извини меня, приятель, но я вынужден тебя пристрелить. Все это подтверждается и фактами жизни. В частности, в телевизионной программе “Америка с Таратутой” как-то говорилось об одной советской гражданке, эмигрировавшей в США. Каковы ее впечатления? Она сообщает, что семья уже купила автомобиль. Но, горестно добавляет она, что если бы она знала, какие здесь существуют отношения между людьми, то она ни сама бы не поехала сюда, ни другим бы не посоветовала это сделать. Еще пример: Советская девушка Жанна эмигрировала в Израиль, где жили ее родственники, писавшие ей в письмах об этой “прекрасной стране, где быть евреем можно, нужно и важно. Когда Жанна приехала в Израиль, дядя Мойша и тетя Сарра приютили ее с дочерью у себя на целую неделю. Затем Жанне дали понять, что в Израиле каждый сам за себя. Все привезенные с собой деньги Жанне пришлось отдать, чтобы поселиться в халупе на окраине города... Обратите внимание, что речь идет именно о родственниках, а не просто о знакомых людях (Газета “Версия”, 28 сент. - 4 окт. 1999 г.).

Как видим, дядя Мойша и тетя Сарра, несколько раньше эмигрировавшие из СССР, быстро схватили суть капиталистических взаимоотношений между людьми. Подобные отношения утверждаются и в нашей стране. Пример из жизни: молодой человек, работающий в небольшой фирме, увидев через окно конторки приближающуюся владелицу собственности, “хозяйку”, вскочил со стула и бросился услужливо открывать дверь, но упал и сломал себе ногу. Каковы были первые слова предпринимательницы? “Вызвать скорую помощь?” Нет. Ее первые слова были: “На два месяца вы уволены”. Конечно, нередко, (а может быть и как правило) частнособственнические отношения между людьми бывают скрыты за внешним радушием.

И вновь мы обратимся к наблюдениям Н. Смелякова, поскольку именно он детально изучил жизнь людей в США. Он пишет: “Американский бизнесмен не делает против своего конкурента каких-либо открытых шагов по опорочиванию его продукции или технологии, соблюдается вид деловой порядочности. Но на самом деле ведется непрерывная и ожесточенная борьба. Нередко формы ее внешне могут быть вполне изящными, но в целом по содержанию отражают по-капиталистически суровые и беспощадные законы конкуренции - кто сильнее, тот побудитель... Огромная разница между внешним лоском благожелательности во взаимоотношениях между конкурентами и их скрытой враждебной деятельностью. Крепкое рукопожатие, дружеское “Хелло!”... игра в гольф, приятная беседа за коктейлем или торжественным обедом - и в то же время непримиримая война”.

Разумеется, нельзя абсолютизировать все это: в любой капиталистической стране немало искренних, чисто человеческих отношений между людьми (особенно если людей объединяет общая цель борьбы за свои права, и здесь отчетливо проявляются дружеские отношения людей друг к другу, взаимопомощь и т.д.). Речь здесь идет именно о тенденции, которая неизбежно пробивает себе дорогу сквозь самые благие намерения людей, утверждая в конечном итоге господство принципа: “каждый за себя и даже за счет другого”.

Кстати, Энгельс писал, что марксизм выступает не против отдельного капиталиста, как личности, а именно против социальной системы, которая порождает отношения господства и подчинения, эксплуатации и угнетения. Более того, практика китайской революции подтвердила тот факт, что по пути к социализму, буржуазия может играть положительную роль, руководя производственным процессом и выступая как директор предприятия, получая дополнительный доход, как владелец собственности. “Наш союз с национальной буржуазией, - подчеркивал видный государственный деятель КНР Чжу Дэ, - дает ей возможность служить делу социализма своими знаниями в области современной культуры и техники” (Чжу Дэ “Избранные произведения”, 1983, с. 422).

Такова роль частной собственности на средства производства в общественной жизни. Поэтому, не случайно марксизм выступает за замену ее общественной формой собственности, которая порождает отношения дружбы, сотрудничества и взаимопомощи в сфере производства, а, соответственно, утверждает такие же отношения во всех других сферах социальной жизни людей. Однако, в действительности утверждение частной собственности было в свое время явлением объективно необходимым, закономерным и прогрессивным, поскольку ее утверждение позволило повысить производительность труда и тем самым перейти человечеству на более высокую ступень своего развития. Вместе с тем, утверждение частной собственности сыграло положительную роль и для самих рабов, поскольку до этого пленных, из которых рекрутировались рабы, как правило убивали, а с утверждением рабства им сохраняли жизнь.

Обстоятельно исследуя законы развития капиталистического общества, марксизм пришел к выводу, что замена частной собственности общественной - это не утопия, не просто пустые мечтания людей, а явление неизбежное, историческая необходимость, обусловленная объективными, то есть независящими от сознания человека обстоятельствами. Объективной основой для замены частной собственности общественной является тот факт, что существование частной собственности в конечном итоге приводит к конфликту между общественным характером процесса производства (когда произведенный продукт является результатом труда не отдельного производителя, а совокупного коллективного труда многих людей) и частнокапиталистической формой присвоения произведенного продукта (то есть, не теми, кто его производит, а собственниками средств производства - капиталистами).

Таким образом, само развитие капитализма подводит общество к тому моменту, когда дальнейшее существование частной собственности становится тормозом для дальнейшего развития общества и поэтому требует своего устранения. При этом следует учитывать, что границы существования капитализма довольно подвижны; несмотря на существующий конфликт; общественным характером производства и частно-капиталистической формой присвоения, капитализм может еще не только довольно длительное время существовать, но и довольно быстро развиваться; за счет развития научно-технической революции, за счет ограбления малоразвитых стран, что позволяет на довольно высоком уровне поддерживать благосостояние населения (при этом прибегают к маленькой уловке, чтобы скрыть “от постороннего взгляда” действительное положение различных слоев населения: за уровень благосостояния населения принимается средняя цифра от сложения доходов всего населения. Иначе говоря, берется, скажем, доход миллиардера, складывается с доходом простого рабочего и безработного, а затем полученную сумму делят на три. Получается очень внушительная сумма, к примеру 3003+2+1=3006. 3006:3=1002 доллара. Это и есть средний уровень дохода каждого из них).

Однако факт остается фактом: частная собственность превращается в тормоз социального развития и в конечном итоге должна быть устранена. К этому приходят и буржуазные социологи. Общество будущего они называют и “Обществом всеобщего благоденствия” и “постиндустриальным” и даже “посткапиталистическим” (Дарендорф). В этом обществе власть будет осуществляться не капиталистами, не рабочими и даже не технократами, а научными работниками: сословием преподавателей и ученых (Гелбрайт). Промышленные корпорации попадают в зависимость от мира науки. Поэтому и система власти постиндустриального общества получила название “меритокаратия”, то есть “власть достойных”. Рабочий, как таковой здесь постепенно исчезает, как исчезают и другие персонажи промышленного бизнеса. Взамен погони за прибылью, основные усилия будут направлены на развитие и распространение образовательных и интеллектуальных институтов (Белл). Более того, как подчеркивает Белл, это общество предполагает введение принципа: “От каждого по способностям, каждому по потребностям”. А ведь не так уж и давно буржуазные ученые, как писал Ленин, отделывались от этого марксистского принципа зубоскальством. Сейчас они сами принимают его на свое вооружение. Сартр в этом отношении бесспорно прав, когда заявляет: “Всякая попытка “превзойти” марксизм будет в худшем случае возвращен к домарксизму, а в лучшем случае лишь повторением мысли, имеющейся в философии, которую считают превзойденной” (“Поход Маркузе против марксизма”, Баталов и др. М., 1970, с. 72).

Итак, корень всех социальных зол в частной собственности, которая неизбежно, независимо от сознания человека, независимо от его воли порождает между людьми отношения господства и подчинения, эксплуатации и угнетения, недоверия и подозрительности. И поэтому никакие уговоры людей, никакие проповеди не смогут устранить социальное зло из жизни людей. Две тысячи лет христианство уговаривает: “возлюби, да возлюби ближнего”, а ведь любви-то никакой нет! Вот и получается: как ни крути, а чтобы возлюбить друг друга, необходимо устранить ту основу, которая неизбежно и в массовом масштабе порождает вражду между ними: частную собственность, заменить ее общественной собственностью на средства производства. И не иначе! Однако обратимся к типичной схеме доказательства превосходства частной собственности над общественной, которое нам предлагают сторонники частной собственности. “Допустим, - пишут они - в стране частная собственность на земельные ресурсы. Владелец фермы трудится более добросовестно, чем человек, занятый в общественном производстве. Следовательно, повышается производительность труда...”

Стоп! Здесь мы вынуждены прервать рассуждения сторонника частной собственности вопросом: “А с чего это вы взяли, что владелец частной собственности на землю трудится непременно лучше того, кто не является собственником земли? Начнем с того, что заворожившие воображение нашего оппонента фермерские хозяйства капиталистических стран ведутся преимущественно на арендной основе, иначе говоря, они не являются собственниками земли, они берут ее в аренду у государства. Так, сельское хозяйство на арендной основе ведется в США - около 45%, во Франции - более 50%, в Бельгии - 70%, в Израиле более 90% угодий находится в руках государства, в Канаде - самой сельскохозяйственной стране вся земля принадлежит государству и арендуется фермерам за умеренную плату, в Голландии, стране наивысших в мире урожаев, все сельскохозяйственные земли только государственные. Частная собственность на землю преобладает в странах Азии, Африки, Южной Америки... но этим странам похвастаться нечем. Так что дело совсем не в том, трудится ли производитель на своей собственной земле, (то есть является ли он частным собственником) или на чужой. И заставляет фермера интенсивно трудиться не факт владения им своей землей, а именно погоня за прибылью, страх перед банкротством, разорением.

Стороннику частной собственности следовало бы задаться вопросом: “А каков вклад фермеров в производство, скажем, зерна, например в США? Все ли фермеры рентабельны?” Обратимся к данным журнала “Статистикал абстракт оф 1990”. Оказывается, что в США 67% от общего числа фермерских хозяйств дают 9,3% товарной продукции; 5% крупных ферм дают 50%, а остальные 28% (средние фермерские хозяйства) дают около 40% товарной продукции. Отсюда следует, что часть фермерских хозяйств, за которые ратует наш оппонент, просто убыточны. Считается даже, что фермерство во всем мире убыточно. В Японии более 70% доходов фермеров - это дотация государства, в странах ЕЭС - более 50%, в Канаде - 40%, в США - 25%. Платить пособие по безработице и бедности разорившимся фермам было бы более накладно. Обеспечивают же страну продовольствием, приносят весомую прибыль своим владельцам, крупные сельскохозяйственные предприятия. А что касается мелких ферм, то убытки этих ферм составляют за год 700 млн. долларов, то есть 1 тыс. долларов на каждую ферму. Только дотации государства позволяют их владельцам держаться на плаву. Ежегодно прекращают свое существование порядка 40 тыс. мелких фермерских хозяйств. Как предполагают американские экономисты, к 2000 году общее количество хозяйств в стране сократится до 1,2 млн. При этом 50 тыс. крупных формирований будут производить три четверти всей сельскохозяйственной продукции (См. указанный журнал “Статистикал абстракт оф 1990. Более поздними данными автор не располагает).

Таким образом, сами факты свидетельствуют о явной несостоятельности утверждения о том, что фермерское хозяйство само по себе предпочтительнее других форм хозяйствования (в том числе колхозного, совхозного). Все дело здесь в том, насколько крупное, насколько мощное данное хозяйство, то есть дело в его размере (по крайней мере). Неправомерно и утверждение о том, что работающий на социалистическом предприятии (базирующимся на общественной собственности), будет трудиться менее добросовестно, чем частный собственник, что он не заинтересован в повышении производительности труда. В действительности от очень даже заинтересован в повышении производительности труда. Ведь именно от количества и качества произведенной продукции (скажем при изготовлении определенных деталей) напрямую зависит уровень заработной платы рабочего. Да к тому же за ударный труд он получает премии.

В полной мере это касается и колхозников. В частности, работая в колхозе им. Карла Либкнехта (дер. Султан базар в центральной части Крыма), я знал, что чем на большей площади скошу на конной косилке пшеницы или прокультивирую посевы свеклы, тем больше трудодней мне запишет бригадир, который непременно подойдет ко мне в конце рабочего дня и своим “циркулем” замерит ширину обработанного поля (длину он знал заранее по документам колхоза). А в соответствии с количеством выработанных трудодней колхозник получает определенное количество пшеницы и других продуктов.

Более того, порой в колхозах оплата труда ставилась в прямую зависимость и от качества работы, от конечных ее результатов, показателей. Так в колхозе им. Чапаева, Ставропольского края уровень оплаты труда поставил в зависимость от уровня урожайности, надоев молока, его жирности и т.д. В результате урожайность зерна поднялась с 24 в 1972 г. до 63 центнеров с гектара в 1990 г. Не в меньшей мере способствует повышению производительности труда и аккордная оплата труда, когда за определенный объем работы (постройка какого-либо сооружения и т.д.) выплачивается определенная сумма денег, независимо от того, за какой срок она будет выполнена, скажем, за месяц или за год.

Были и другие виды оплаты труда, которые стимулировали рост производительности труда, в частности, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивнаяю. Так что шумиха, поднятая сторонниками частной собственности об уравниловке при социализме рассчитана просто на тех, кто не слишком хорошо разбирается в этом вопросе и бездумно верит всему, что говорят. Ведь достаточно сопоставить, скажем, зарплату доцента со стажем (280 рублей “на руки”) и кассирши в магазине (90 рублей), и все становится ясным без слов.

Конечно, была и уравниловка при социализме, если иметь в виду повременную оплату труда (ночных сторожей, работников паспортного стола и т.д.). Но возможен ли в данном случае рост производительности труда? Как определить качество работы данного ночного сторожа и дать ему более высокую зарплату по отношению к его сменщику или к сторожу соседнего склада? Может быть по количеству хищений продукции из склада? А кроме того, такая уравниловка (повременная оплата труда) явление естественное и для капитализма.

Но зададимся вопросом: каковы факторы вообще влияют на рост производительности труда? Наш оппонент, как видели, связывает все исключительно с частной собственностью, которая, с его точки зрения, предопределяет более высокую интенсивность труда (“владелец фермы трудится более добросовестно...” и т.д. См. вышеприведенную цитату). Далее он пишет, что фермер (для него это непременно собственник земли) “также в результате научно-технического прогресса... может приобрести более современную технику. В результате всего этого повысится урожайность”. Иначе говоря, кроме уровня интенсивности труда, он добавляет еще и уровень техники, используемой фермером в процессе производства... И это совершенно правомерно. Только, пожалуй сюда следовало бы добавить научную организацию труда, производства, производственную культуру. Надо полагать, что именно взаимодействие этих составных частей и обеспечивает уровень производительности труда (впрочем, не будучи специалистом в области экономики, не буду утверждать это в категорической форме, но философия требует при этом обратить внимание и на моральный стимул, который непременно влияет на уровень производительности труда. И на который наш оппонент, сознательно или подсознательно, не обращает внимания. И это не случайно. Но об этом несколько позднее, а сейчас пока обратим внимание на утверждение нашего оппонента о том, что фермер “может приобрести более современную технику...”. Здесь сразу же возникает вопрос: “А всякий ли фермер может приобрести эту новую технику? Всегда ли позволяют это сделать его финансы? Под силу ли это сделать фермеру, который “держится на плаву” только за счет дотации государства? Мы уже не говорим о том, насколько целесообразно мелкому фермеру приобретать крупную современную сельскохозяйственную технику. Не будет ли она впустую простаивать, поскольку ей просто будет негде развернуться на небольшом клочке земли? Думается, что и овладеть глубокими научными агрономическими знаниями в полную меру в одиночку тоже будет крайне затруднительно: ведь это не агроном, который не один год потратил на то, чтобы овладеть этими знаниями.

Вот и получается, что приобрести крупную современную сельскохозяйственную технику и в полную меру использовать агрономическую науку, осуществить научную организацию сельскохозяйственного производства, не под силу мелкому фермеру. Это под силу только крупным сельскохозяйственным формированиям, в том числе и колхозам, совхозам, которые, приобретая новую технику и будут в состоянии повышать производительность труда.

В связи с этим, Н. Смеляков пишет: “Плоды промышленной культуры доставляют в первую очередь крупным фермам... они... имеют большие финансовые возможности и другие условия, которые позволяют им покупать самые современные машины, химические препараты, применять более современную технологию обработки земли. Поэтому крупные фермы собирают лучшие урожаи, имеют более высокую производительность труда и низкую себестоимость продукции”. Ну, а если речь идет именно о крупном капиталистическом сельскохозяйственном формировании, то вряд ли одному человеку или даже семье самостоятельно справиться с производственным процессом: здесь никак не обойтись без наемных рабочих, чтобы обработать все земельные угодья так, как это требует современная агрономическая наука. Но, как уверяет нас наш оппонент, не будучи владельцами земли, они не будут трудиться добросовестно, не будут заинтересованы в повышении производительности труда. Ведь они не на своей земле работают! Кстати, не всегда и частная собственность стимулирует замену старой техники новой.

И вновь слово Н. Смелякову: “На ремонтном заводе в Нью-Джерси тоже оказалось много устаревшего оборудования. Глава фирмы на мой вопрос, почему такое оборудование “украшает” его предприятие, ответил: “Оно еще дает доход, а смена оборудования - дорогостоящее удовольствие”. Что касается научной организации производства, научной организации труда, то США, бесспорно, значительно опережал Советский Союз. Бережливое отношение к ресурсам, деловитость, рациональный подход ко всему, вплоть до казалось бы мелочей, присущие американской экономики поражает воображение человека, вызывает у него восхищение и глубокое уважение. Н. Смеляков приводит в своей книге “Деловая Америка” (объемом в 414 стр.) множество примеров, показывающих, насколько здесь все продумано в плане экономии ресурсов и рабочего времени, создания благоприятных условий труда, удобств использования техники и т.д. Сошлемся на некоторые из них.

Сельское хозяйство. Американский тракторист, располагая гидронавесной системой на тракторе, обходится без прицепщиков. Смена навесных орудий занимает буквально минуты. Глубина вспашки устанавливается трактористом не сходя с машины. Регулятор глубины находится рядом с сидением трактора. Система гидростатической трансмиссии обеспечивает плавное изменение передаточного числа, что позволяет поддерживать заданную скорость трактора, независимо от рельефа местности, например при высадке семян. У навесных культиваторов рабочие органы сконструированы таким образом, что они при работе самозатачиваются. Следовательно, тратить время на их заточку не нужно (см. с. 187, 192-193, 208).

Строительство. “Точное соответствие размеров строительной детали чертежу не требует никаких подгоночных работ на строительной площадке, где производится только монтаж и не более. Это дает не только высокое качество, но и высокую производительность труда” (с. 208). Мелочи, отвлекающие от работы. “Автору не приходилось видеть надписи: “Закрывайте дверь”, “Не хлопайте дверью”, “Пожалуйста, не стучите дверью” и т.п. Этого не требуется, так как двери сами закрываются заботливой рукой прибора. Дверям не разрешается стучать и хлопать” (с. 92).

На предприятиях США ведется строгий контроль за рабочими перчатками. При надобности можно заменить только одну изношенную перчатку в каждой паре, поскольку при покупке можно приобрести левую или отдельно правую перчатку. Тщательная система контроля снижает в среднем расходы на 40-70%. Как видим, экономия довольно ощутимая. “Теперь вспомним, - пишет Н. Смеляков, - что в Советском Союзе изготавливается около 90 млн. пар рабочих рукавиц. Можно ли сомневаться, что есть смысл подумать не только о конструкции качества, но и о рациональном их использовании, поскольку это имеет большое практическое значение?” (с. 63).

Более того, в США были разработаны “20 принципов экономии движений”. В частности, некоторые из этих принципов: “Начинай и заканчивай каждое движение одновременно обеими руками; ... Траектория движения не должна выходить за пределы нормальной рабочей зоны; Располагай инструменты и материалы в надлежащей последовательности всегда на одних и тех же местах; Применяй наименьшее количество движений” и т.д. Имеются для руководителей специальные курсы по программе “Не употребляй лишних слов” (с. 50, 89).

Научная организация производства предлагает и максимальное использование сырья, создавая безотходное производство. В частности, при производстве куриного мяса, как говорят сами американцы, от курицы “ничего не пропадает, кроме пения”. Отходы костей, мяса и пера (а они составляют от 20 до 30%) перерабатываются в корм, который поступает как составная часть рациона для кур (с. 43-44).

Как видим, конкуренция, основанная на частной собственности, действительно заставляет предпринимателя использовать все возможности для повышения производительности труда с помощью научной организации производства и труда. Однако, это вовсе не означает, что производственный процесс, основанный на общественной собственности на средства производства не в состоянии с помощью научной организации производства и труда достичь столь же высокого уровня производительности труда или даже превзойти его.

Продолжение следует



Рейтинг:   1.96,  Голосов: 25
Поделиться
Всего комментариев к статье: 65
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
зачем спрашивать вопросы когда известен ответ?
Tвердый Zнак написал 23.06.2009 19:28
Ink
***
Как вы думаете почему если у ЛЮБОГО человека в нашей стране вор стянет кошелек, то он будет офигенно возмущаться, а когда Абрамовичи ложат в свой карман одну стосорокатрех милионную часть
***
А по законам психологии. Потому что Абрамовичи и иные Мраксы, обьяснили Арзамасцевым и иным советским, что в том что Абрамович ВОРУЕТ, виноват не он а общественные отношения. ЭКОНОМИКА ВИНОВАТА!
НЕ АБРАМОВИЧ И ЖИДЫ!
Невидимая и неуловимая Рука капиталистического Рынка и Обьективные Мраксистские Законы Общественных Отношений, о которых каждый слышал но которых никто не знает.
И плка у деилов в голове эта жидовский вирус, они НЕ БУДУТ осуждать Абрамовича и Медведева. Они будут осуждать ЧАСТНУЮ собственность а другие государственную.
Удобную религию придумали жидусы.
И сколько лохов на это купилось!
Вон как мандражируют на форуме и скачут с цитатами жидов от Мракса и от инх, с позволения сказать экономистов.
Жалкое зрелище!
Пилите Ирины пилите, Гири экономики золотые!
Есть законы психологии и разные виды людей.
Ink написал 23.06.2009 19:17
Вот интересно если бы мы с вами всеми сели есть с Абрамовичем кашу из одного котла (это жесткая вводная, типа одни на острове!), как вы думаете он бы своей ложкой больше загребал? А если бы загребал чебы мы с ним сделали?
Как вы думаете почему если у ЛЮБОГО человека в нашей стране вор стянет кошелек, то он будет офигенно возмущаться, а когда Абрамовичи ложат в свой карман одну стосорокатрех милионную часть с каждого барреля загоняемой ими за бугор нефти принадлежащую каждому из ЛЮБЫХ, то 60-80% (в том числе и нищие) из них ни чего не имеют против этого (хотя это реальная тысченка баксов (2500р. ежемечечно к пенсии или зарплате!!!!)???????????.
в догонку
errror7 написал 23.06.2009 19:16
Тут очень много уже писали о том , что наше общество сможет нормально развиваться когда исчезнет последний килограмм каких либо природных ресурсов. Совершенная правда, придется зарабатывать мозгами и руками. Но так же верно и то, что все эти бредни об общественных средствах производства и о возврате к прежнему социалистическому обществу смогут исчезнуть только по этой же причине. До старичков так и не доходит, что прошлый строй держался на проедании национальных богатств, а не на труде основанном на правильной собственности на средства производства. Да еще и варшавский договор вместе с Африкой кормили. Уникальна наша раша в этом отношении, во всем мире лишь несколько стран –придурков вляпались в это дерьмо.
Re: много стОящих комментариев - Елена Анатольевна (2009.06.23 18:44)
Советский написал 23.06.2009 19:14
Разве у советских пенсионеров была такая ПОЗОРНАЯ ПЕНСИЯ-КАК СЕЙЧАС?!
Если вы жили в СССР-вы видели пенсионеров-которые лазили по помойкам?!
Разве в СССР-была ТАКАЯ квартплата?! А цены?! На продукты,лекарства?!
Не надо лгать на СССР!
В СССР пенсионеры лучше жили-чем сейчас.
Вообще-не будь у России-нефти,газа-мы жили бы как африканских бандустанах.
Ходили бы нищие и раздетые,голодные.
и текут там реки кисельныеб и тонут в них миллионами
Tвердый Zнак написал 23.06.2009 19:05
Елена Анатольевна
***
Насколько мне известно, на Западе и без того развита благотворительность и меценатство.
***
И в Роспедрации каждый вор отстегивает на церковь для спасения души после очердноо убийства. И абрамович содержит несколько детсадов на деньги сворованных у убитых им родителей. И что?
***
Жить вообще страшно...
***
Жить вообще ЧУДЕСНО. Если живешь среди СВОИХ и свободно, а вот быть рабом чужаков действительно страшно. ты РАБ и тебе страшно.
***
Но у западного человека больше шансов обеспечить себе безбедную старость.
***
Ага! Сказки времен перестройки.
Что не много в США с безбедной старостью. Когда врачи отнимают за медицинц все деньги, дом и только потом ткебя помещают в дом престарелых где старики живут на подсосе. Был в таких, видел лично.
Живи ты так сама. Совсем как в СССР.
***
Твердому Zнаку/ ... Вопрос о жидах не комментирую...
***
Потому всегда и останешься РАБОМ и будешь удивляться, поему опять вышло как всегда?
***
А сегодняшняя Россия - это просто извращенное продолжение СССР... ***
Естественно. В Роспедрации правят внуки жидов правивших в СССР.
Только при СССР жиды надеялись взять верх над своими соплеменниками конкурентами на Западе, а нынешние, согласилсь на роль слуг свои соплеменников из Израиля и США.
Хотя недурные вроде бы лохи и на это ведутся. Как в лектор лекции идушей по http://www.rasa.rod1.org/
Все верно обьясняет про глобальное управление, методы и кто конкретно управлеяет, но наивно надеется что Путин будет против поставивших его жидов. Да НИКОГДА. Что время и подтвердило.
Жид жиду глаз не выулюет.
Ну до чего додумались!
Елена Анатольевна написал 23.06.2009 18:53
Запрет наемного труда? Большего бреда давно нигде не читала. Ну разве что запретить наемный труд таким называть. Или дождаться полной роботизации планеты Земля...
Короче, не поняла, как такое возможно в реальности.
много стОящих комментариев
Елена Анатольевна написал 23.06.2009 18:44
Зачиталась... Полностью согласна с Dude. Просто под каждым словом подпишусь.
Г-ну Диалектику могу сказать, что при развитом, цивилизованном капитализме что-то похожее на конвергенцию, по-моему, должно произойти естественным путем. Самые успешные и "продвинунутые" капиталисты способны самостоятельно прийти к решению пустить излишки своих состояний на пользу общества. Насколько мне известно, на Западе и без того развита благотворительность и меценатство.
Насчет страха, о котором говорит Sergo... Это взгляд несвободного человека, испорченного байками коммунистов о социальной защищенности в СССР. Жить вообще страшно... Но у западного человека больше шансов обеспечить себе безбедную старость. А какой была старость в СССР?.. Жаль, что эти люди уже не смогут вам рассказать. А я помню тех несчастных стариков. Хотя мои родители, к примеру, просто не дожили до пенсии. А где остатки советской "роскоши" у сегодняшних пенсионеров? Лучше не напоминайте.
Твердому Zнаку/ ... Вопрос о жидах не комментирую... А сегодняшняя Россия - это просто извращенное продолжение СССР... Все, не хочу материться.
ну ну
errror7 написал 23.06.2009 18:43
\\\\\\\\\В связи с этим в Японии в лексикон японцев вошел даже особый термин: “кароси” - смерть от чрезмерной нагрузки на работе\\\\\\\\\ Это ты правильно заметил, зато не заметил, что в наш рабочий не считает зазорным опоздать на работу, уйти с нее пораньше, не прийти вообще если с бодуна, большинство свободно может нажраться на этой работе, тихо или громко, а уж о тяжелой смерти на работе ты мне мульку не пестри. За последние 19 лет благодаря приватизации старую советскую собственность и большую и маленькую помусолили в руках миллионы советских граждан. Начиная с перестройки разные слои населения то всплывали то уходили опять на дно, теряя нажитое и приобретенное. Одни обогащались, другие разорялись, но оставалось как ты тут гонишь главное. Тот кто оказывался на коне, переставал пить водку с наемными НЕвладельцами собственности и терял с ними человеческие отношения. Хотя откуда бы все это, ведь родился он в обществе воспитавшем его в духе интернационализма и всеобщего уважения к личности и труду, типа. Сдается мне, что сам то ты на поверхность никогда не выбирался, но думаю еслиб тебе досталось в наследство от бабушки именьеце с лесопилочкой, то не статейки бы ты сюда крапал и не пьющему деревенскому пролетарию бы все это раздарил, а сидел бы и думал, как бы уволить забухавшего вчера и не вышедшего на работу Каляна, как поймать своровавших у тебя алюминивые провода соседей, и заставить заплатить ничего не имеющих родственников, сын которых написал тебе отверткой на капоте джипа Хуйло. А пока твои рассуждения похожи на детсадовскую игру, что бы я сделал еслиб у меня был миллион. Купил бы маме фабрику, чтоб ее хозяин не мог уволить и тогда б ее вакансия уборщицы осталась бы за ней навечно. Много народа торкнула сказочка Маркса, допустим без нее, как без веры и надежды не может жить простой человек, но как только доходит до реальной собственности, куда то вся эта лажа испаряется. Как говорят американцы, хорошая у Маркса теория, но совершенно не учитывает человеческий фактор, что собственно история и подтвердила. Чиновники не имеют в России собственности на средства производства, однако это самый богатый в России класс и после трудящихся самый многочисленный, так что если надеешься на революцию, то учти, что кроме рублевки делить после нее работягам будет нечего.
Re: Re: Что-то сильно Горбачева напоминиает...
Советский написал 23.06.2009 18:41
Нигде нет Рая.
Рай может построить только монолитное общество-которое стремится к 1 цели.
В капитализме-хоть и на Западе-каждый старается только для себя или своей группы.
В тех же США =3 миллиона бездомных-показывали по ТВ РФ.
У них же миллионых неграмотных и безработных.Капиталисты используют наемных служащих-как губку.Пока молодой-он нужен на фабриках.Как только стал немощен или больной=он никому не нужен.
В СССР как бы не лгали-так не было.И по помойкам старики не лазили.
А таких в РФ-я каждый день вижу.
Пасюк (2009.06.23 13:49)
Ирина Арзамасцева написал 23.06.2009 18:34
"И таким условием является только запрет наемного труда на всех уровнях".
Абсолютно правильное понимание решения сегодняшних российских проблем.
Еще 150 лет назад Маркс написал по этому поводу следующее:
"Вместе с тем, даже если совершенно оставить в стороне то общее закрепощение рабочих,
которое связано с системой наемного труда, рабочий класс не должен преувеличивать конечные результаты этой повседневной борьбы. Он не должен забывать, что в этой повседневной борьбе он борется лишь против следствий, а не против причин, порождающих эти следствия; что он лишь задерживает движение вниз, но не меняет направления этого движения; что он применяет лишь паллиативы, а не излечивает болезнь. Поэтому рабочие не должны ограничиваться исключительно этими неизбежными партизанскими схватками, которые непрестанно порождаются никогда не прекращающимся наступлением капитала или изменениями рынка. Они должны понять, что современная система при всей той нищете, которую она с собой несет, вместе с тем создает материальные условия и общественные формы, необходимые для экономического переустройства общества. Вместо консервативного девиза: "Справедливая заработная плата за справедливый рабочий день!", рабочие должны написать на своем знамени революционный лозунг: "УНИЧТОЖЕНИЕ СИСТЕМЫ НАЁМНОГО ТРУДА!"
(К.Маркс. "Заработная плата, цена и прибыль")
Пасюк (2009.06.23 13:49)
Ирина Арзамасцева написал 23.06.2009 18:33
"И таким условием является только запрет наемного труда на всех уровнях".
Абсолютно правильное понимание решения сегодняшних российских проблем.
Еще 150 лет назад Маркс написал по этому поводу следующее:
"Вместе с тем, даже если совершенно оставить в стороне то общее закрепощение рабочих,
которое связано с системой наемного труда, рабочий класс не должен преувеличивать конечные результаты этой повседневной борьбы. Он не должен забывать, что в этой повседневной борьбе он борется лишь против следствий, а не против причин, порождающих эти следствия; что он лишь задерживает движение вниз, но не меняет направления этого движения; что он применяет лишь паллиативы, а не излечивает болезнь. Поэтому рабочие не должны ограничиваться исключительно этими неизбежными партизанскими схватками, которые непрестанно порождаются никогда не прекращающимся наступлением капитала или изменениями рынка. Они должны понять, что современная система при всей той нищете, которую она с собой несет, вместе с тем создает материальные условия и общественные формы, необходимые для экономического переустройства общества. Вместо консервативного девиза: «Справедливая заработная плата за справедливый рабочий день!», рабочие должны написать на своем знамени революционный лозунг: «УНИЧТОЖЕНИЕ СИСТЕМЫ НАЁМНОГО ТРУДА!»
(К.Маркс. "Заработная плата, цена и прибыль")
видео урок для тупых экономистов или плевать на форму собственности
Tвердый Zнак написал 23.06.2009 18:23
http://www.rasa.rod1.org/
там как раз идет лекция для таких глупышей как вы
Технологии глобального управления
Неадекватность или тенденциозность?
Стряпуха написал 23.06.2009 16:11
серго (со строчной буквы) пишет: "стагнация общества, культивирование посредственности во всем, что мы отлично видели в совке."
Странно это читать, ведь при "совке" мы были вторые по экономической мощи, первые в космосе, самая читающая страна и т.п... Это результаты "посредственности во всем"?
Все как всегда, свиньи спорят как справедливо делить корм
Tвердый Zнак написал 23.06.2009 15:49
Одни говорит, надо каждому частную кормушку, другие говорят, нет, надо общественную кормушку и контролировать каждую пасть чтобы не сожрал больше нормы.
И никому не приходит в голову, что будет так, как решит ХОЗЯИН СВИНЕЙ. Хотя и в свином стаде обязательно будет иерархия где во главе окажутся самые сильные и наглые и они будут жрать больше и при частных и общественных кормушках.
ПРИДУРКИ, спорящие здесь о экономических отношениях.
Вот вам простая и неоспоримая истина. НЕТ ЗАКОНОВ Экономики. Есть законы психологии и разные виды людей.
А уж они, люди или нелюди и ДЕЛАЮТ такой закон экономики который им НУЖЕН, на данный момент в данном месте.
Если правят нелюди, вы имееет капиталистиечскую или сосиалистическую ЭКОНОМИКУ. То экономия на людях для обагащения нелюдей.
Если правят люди, вы имеет Народное Хозяйство. хозяйствование ВСЕГО Народа на свою пользу.
И в высшей степени наплевать какая собственность, частная или государственная. Так же как без разницы, грабит вас частник или государство, вас все равно ГРАБЯТ. Способ грабежа непринципиален. Важен конечный результат. Вы ограблены и плоды вашего труда отняты. И это ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ результат любой экономики. Ваш труд у вас отнят и использован ХОЗЯЕВАМИ, капиталистами или партноменклатурой, для их целей.
Простейшая ИСТИНА. И никакой Мракс и все Гарварды мира этого не оспорят.
Так что не важно какая собственность. Важно КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН!
Кто стоит во главе иерархии власти?
И тут возникает совсем не экономический вопрос. А психологический и биологический.
Кто как и почему проникает во власть?
Читайте это здесь. У Мракса этого нет. У западных экономистов тоже. А это ГЛАВНЫЙ вопрос, без знаний которого о остальном даже не стоит говорить.
http://libereya.ru/biblus/klimov/klmov.bonarod.html
Вот вам коротко статистика по количеству дегенератов в США
(данные статистики относятся к США во второй половине ХХ века, но они типичны и для других стран) [51]:
1. Крестьяне 1%
2. Сельские жители 5%
3. Рабочие 10-15%
4. Население в целом 37%
5. Интеллигенция 50%
6. Писатели, художники 75%
7. Высшие государственные и партийные деятели 90%
8. Заключенные в тюрьмах 90%
Дошло теперь что дело не в видах собственности а в том что ею правят ДЕГЕНЕРАТЫ. А дегенераты как правило ЖИДЫ.
А когда правят дегенераты, то при ЛЮБОЙ форме собственности будут дегенеративные результаты. Обман, грабеж, махинации, аферы и истребление слабых.
Что мы и наблюдаем в так называемой западной цивилизации.
Все дело в ЛЮДЯХ, точнее в Нелюдях, а экономика, войны, и все иные кризисы всего лишь СЛЕДСТВИЕ правления жидов.
в корень зрить надо, безмозглые мраксисты и либерасты.
А то как идиоты удивляются, Ну как это так?
Мы и коммунистичкие сыплем удобрения и капиталистические и либеральны а все равно ничего кроме сорняка не растет?!
в чем проблема? Может в там что надо сыпать колхозами а не поодиночке?
Да в корнях проблема идиоты! В жидовских. Пока их не выполоть от дегенеративных жидовских корней, как вы не делите землю на частные участки или обшественные ничего кроме жидовского говна НЕ ВЫРАСТЕТ!
Что мы успешно и наблюдаем последние сотни лет.
И вот читаешь этих взрослых дядек и тетек и диву даешься. Вот они. Те о которых говорил Денин. Интеллигенция которая дерьмо. И ничего на гора кроме дерьма выдать не в состоянии. Что мы здесь и читаем. Как у автора так и у обсуждающих.
==
Пасюк написал 23.06.2009 13:49
Чтобы ставить вопрос о превращении частной собственности в общественную, надо подумать о том, кто будет пользоваться плодами обобществления средств произвосдтва. Кто в России самый главный капиталист. Не знаете? Самым главным капиталистом в России является государство, так как вся армия чиновников, бюджетников и даже дворников являются наемными рабочими у государства. Российское государство является одним из крупных в мире рабовладельцев, так как наемный трду - это труд принудительный, а когда наемным рабочим не выплачивается зарплата, то такой труд является рабским в кубе.
Чтобы историчечки уничтожить частную собственность, надо уничтожить условия, которые порождают превращение любой крупной собственности в частную, т.е. такую, с помощью которой можно принудить любого человека стать твоим рабом, неважно, временным или постояннным.
И таким условием является только запрет наемного труда на всех уровнях. Это должно быть своеобразной религиозной заповедью, типа не убей, не укради, не возжелай собственности и жены ближнего своего. Т.е. должна быть такая заповедь - не нанимайся другому на роботу за деньги или пищу и не нанимай другого себе на работу. А чтобы кой-кому неповадно было надо эту нравственную заповедь подкрепить законом, нарушение которого должно быть накозание, если уж не смерть, то лет 10-20, в первую очередь для того, кто нанял, но не менее страшное наказание должно быть и для того, кто нанался.
Как жить и работать при запрете наемного труда? Очень просто - заключать между собой договоры на совместный труд и совместный раздел результата труда. Рабочие отношения должны быть только за долю в результате труда и никак иначе.
Вот тогда и частная собственность отомрет сама собой, но останется личная собственнность, величина которой будет определять своеобразную защиту человека от воздействия неблагоприятных факторов, в том числе двуногих животных и государства. Без запрета наемного труда всякие разговоры об обществлении частной собственности останутся благими пожеланиями на уровне утопий.
Re: Что-то сильно Горбачева напоминиает...
sergo написал 23.06.2009 12:53
Ты сказочный долбаеб и твое место в Северной Корее. Собственность - это единственный стимул производства в нормальных условиях. Человек, который работает, а еще лучше работает креативно и новаторски должен получать вознаграждение за свою роботу. Принцип принудительного всеравенства - это стагнация общества, культивирование посредственности во всем, что мы отлично видели в совке. Зачем думать, если тебе и так дадут фиксированое вознаграждения. Только под страхом, а он был в СССР, а не Западе, как ты изволил пиздануть. Да и сейчас у нас тот же совок. Организовать свое дело, дать людям нормальную роботу - очень сложная деятельность, которая включает борьбу с тысячей бюрократов, у которых есть свой бизнес, и конкуренцию они не любят. Кстати 75% из них - это выблядки комсомола и молодой части вашей драгоценной партии. На Западе жизнь намного легче. Там больше перспектив, меньше вероятностей, что тебя кинут. Если для совка кризис был равнозначный тотальному краху, то для западных экономик, где возможна ротация кадров, всегда стимул для самомодернизации. Люди могут самоорганизоваться, хотя помощь государства не лишняя, но на крайняк можно обойтись и без него.
Re: Re: Что-то сильно Горбачева напоминиает...
Sergo написал 23.06.2009 12:45
Уважаемая Ирина!
Вы слишком политэконом и это иногда становится мешающим фактором. Кто призывал к песнопениям и молитвам? Либо человек добросовестно работает и живет свободно и долго, либо работает вынуждено хорошо из-за страха голодной смерти. Выбирать ему. А песни ему про сознательность петь никто не будет. Социализм не богадельня. Материальный интерес появляется, когда в обществе допускается неравенство. Когда в атмосфере соперничества есть возможность легального возвышения над другими людьми. Так вот. Это все что угодно, только не социализм. И рассуждать о "преимуществах" и "эффективности" такого общества можно лишь не имея никаких этических ограничителей. В конце концов можно почесать языком и о "рациональности" людоедства, и "евгенике", и чистоты расы. Все системы, не основаные безоговорочно на РАВЕНСТВЕ людей серьезному рассмотрению не подлежат. Общество, созревшее для равенства ни в каких "экономических законах" не нуждается. Остаются только чисто технические задачи управления и планирования.
Откровенно говоря, на меня смертную скуку наводят разные "меновые стоимости", "меры труда", мануфактуры, законы товарного производства и обмена, прочая атрибутика капитализма. Это все равно, что разбираться с устройством паровоза и блистательно доказывать, что он хуже самолета. Или пытаться к тому самолету присобачить шасси из чугунных колесных пар. Типа, так надежнее, проверено временем. Какой "обмен" деталями между цехами происходит на производстве? Один цех произвел одну номенклатуру, другой - другую, на сборке их соединили и получили готовое изделие. Так и в плановой экономике, все предприятия, заводы, совхозы есть цеха единого народно-хозяйственного механизма без внутренних расчетов и каких-либо частных интересов. "Одна контора и одна фабрика" по ленинскому определению, оперирующая с натуральными физическими показателями, ориентированная впрямую на удовлетворение общественных потребностей. Полный конец политэкономии. Вот что писал Энгельс об оплате "по труду" т. е. "обмене труда на труд на основании равной оценки", предлагаемой Дюрингом:
""Обмен труда на труд на основании равной оценки", поскольку это выражение вообще имеет смысл, значит, что продукты равных количеств общественного труда вымениваются друг на друга. Этот закон стоимости является основным законом именно товарного производства, следовательно также и высшей формы последнего - капиталистического производства. Он проявляется в современном обществе таким способом, каким только и могут проявляться экономические законы в обществе частных производителей, как закон, лежащий в вещах и их отношениях и не зависящий от воли или стремлений производителей, т. е. как слепо действующий естественный закон. Возводя этот закон в основной закон своей хозяйственной коммуны и желая, чтобы она проводила его с полным сознанием, г. Дюринг делает основной закон современного общества основным законом своего фантастического общества. Он хочет сохранить современное общество, но без его отрицательных сторон. Он стоит совершенно на той же почве, как и Прудон.
Подобно последнему, желая устранить отрицательные явления, возникшие благодаря превращению товарного производства в капиталистическое, он полагает возможным уничтожить эти явления при помощи основного закона капиталистического производства, существование которого как раз и порождает эти отрицательные явления. Как и Прудон, он хочет заменить действительные следствия закона стоимости фантастическими.
Но как бы гордо ни выступал в рыцарский поход наш современный Дон-Кихот на своем благородном Россинанте, на "всеобщем принципе справедливости", сопровождаемый своим храбрым Санчо Панса - Абрагамом Энсом - для завоевания шлема Мамбрина - "стоимости труда", мы все-таки опасаемся, что домой он не привезет ничего иного, кроме старого, знаменитого таза цирульника."
Re: Что-то сильно Горбачева напоминиает...
Ирина Арзамасцева написал 23.06.2009 12:03
Sergo: "Материальный интерес - слабый стимул и для интенсификации труда не пригоден. На западе в этих целях используется страх. Гнетущий липкий страх, разъединяющий общество, ставящий всех в условия единоличного выживания, борьбы за существование".
Уважаемый Sergo! Материальный интерес ВСЕГДА будет главным стимулом к труду: только песнями, стихами и молитвами сыт не будешь. Все дело в том, в ЧЕМ этот интерес выражается в условиях частной собственности и в ЧЕМ - в условиях общественной собственности.
Начать надо с понимания того, что человек, как и все живое в этом мире, трудится под действием природного инстинкта самосохранения. Результатом его труда является сохранение и продление своей жизни. Частная собственность на средства производства позволяет владельцам этих средств продлевать и сохранять не только свою жизнь, но и жизнь своих средств производства за счет труда таких людей, у которых нет никаких других средств производства, кроме капитала в виде своей рабочей силы. Т.к. средства производства - это овеществленный труд всех участников общественного производства, то их владельцам достается и многократно бОльшая часть продукта, созданного наемными работниками, т.к. его распределение осуществляется по капиталу, а не по труду.
При общественной собственности на средства производства обществу принадлежит ВЕСЬ капитал: и овеществленный, и одушевленный. Это связано с тем, что при общественной собственности на овеществленные средства производства все индивидуальные рабочие силы могут выступать только как ЕДИНАЯ сила. Поэтому весь общественный продукт, созданный этой общественной силой, может распределяться только ПО ТРУДУ, то есть по его общественно необходимому времени, а не по капиталу. Материальная заинтересованность при ТАКОМ производстве и ТАКОМ распределении состоит в том, чтобы максимально удовлетворить все совокупные потребности (и общественные, и индивидуальные) при минимальных затратах общественно необходимого труда. Главная МАТЕРИАЛЬНЫЙ интерес и общества, и каждого живущего в обществе человека - это жить дольше, лучше и свободно развиваясь в пространстве свободного от необходимого труда времени. Общественную организацию труда можно назвать НАУЧНОЙ только в том случае, если результатом труда в обществе является увеличение продолжительности жизни КАЖДОГО человека и повышение уровня его материальной и духовной жизни. Не надо забывать о том, что главное богатство нации - это ее свободное от необходимого труда время.
Пока такой организацией труда никто в мире похвастаться не может. В сегодняшнем мире жизнь незначительного меньшинства людей продлевается и улучшается за счет жизней подавляющего большинства.
России придется быть первопроходцем и в овладении искусством научной организации труда. Для начала, хотя бы с помощью российской государственной собственности на средства производства.
(без названия)
Dude написал 23.06.2009 11:31
> Итак, корень всех социальных зол в частной собственности,
Еще один, извините, дурак из прошлого века.
То, что институт частной собственности - вообще говоря, основа экономических свобод и личной независимости, это автору видимо непонятно. Свободы и независимости не в негативном смысле ( "никому ничего не обязан", а в позитивном смыле ( "до тех пор, пока мне это по средствам, я могу употребить свои активы любым законным способом - и я же за свои действия своей собственностью отвечаю" )
Вопрос об эффективности той или иной формы собственности в процессе производства завязан на _качество_управления_ этой собственностью. Способы _коллективного_, коллегиального управления собственностью эффективны лишь в некоторых условиях ( а с увеличением числа участников "принятия решений" сверх какого-то предела эффективность падает в любом случае ). Административно-коммандный способ - когда, в принципе, можно "по-военному" назначить кого угодно управлять "чем угодно" ( "Назначить сверху" ) - свою неэффективность показал и продолжает показывать.
Единственный более-менее разумный способ принятия решений о какой-то экономической деятельности "масштаба предприятия" - это ситуация, когда число принимающих стратегические решения ограничено и невелико, эти люди _существенным_ образом отвечают за качество принимаемых решений ( например, "собственностью"), и вынуждены постоянно, "по жизни", _доказывать_ на деле, что они способны _качественно_ управлять.
Таким образом, в "идеально-капиталистическом" обществе не только рабочий принуждается системой к производительному труду ( "иначе уволят" ) но и управляющие вынуждены стремиться к, и прикладывать усилия, для того, чтобы предприятие не разорилось и работало эффективно.
Другое дело, что "социально-экономическая система" - это гораздо более сложно устроенная штука, чем примитивная схема "я - владелец, тебя нанимаю" или "все - наше, все колхозное". Нормальный капитализм не работает, например, без более-менее конкурентного рынка, развитой системы страхования всего и вся, да и политической системы посложнее, чем "военная бюрократия".
В общем, господа ненавистники "частной собственности". Прежде чем отменять "институт", и звать всех назад в колхозы, предложите-ка разработанную "теорию управления", которая будет как минимум не хуже той, что основана на понятии "собственности". Советский социализм не предлагать.
( желающие жить в нем могут переехать в С. Корею )
..вообще-то, все написанное, по-моему, очевидно всем, кроме возможно, редакции "форума".
Что-то сильно Горбачева напоминиает...
Sergo написал 23.06.2009 09:48
"Были и другие виды оплаты труда, которые стимулировали рост производительности труда, в частности, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивнаяю. Так что шумиха, поднятая сторонниками частной собственности об уравниловке при социализме рассчитана просто на тех, кто не слишком хорошо разбирается в этом вопросе и бездумно верит всему, что говорят. Ведь достаточно сопоставить, скажем, зарплату доцента со стажем (280 рублей "на руки") и кассирши в магазине (90 рублей), и все становится ясным без слов."
Автор делает фундаментальную ошибку, говоря о мотивации труда при социализме. Как известно, ленинский принцип социализма - от каждого по способностям, всем поровну. Номенклатурные фантазии на тему "материального интереса", "оплаты по труду" и привели советское общество к краху. А если этот "доцент" студентам развесистую лапшу на уши вешает о "развитом социализме" с отрицательной общественной полезностью, а у "кассирши в магазине" - трое детей? Что тогда? А насколько высоко оплачиваться должен министр, руководитель завода, президент? Или на маленький оклад не найдется желающих? Кто мерять будет, кому - сколько? Бывает так, что от иной колхозной доярки обществу больше пользы чем от нобелевского лауреата или эстрадного кривляки. Материальный интерес - слабый стимул и для интенсификации труда не пригоден. На западе в этих целях используется страх. Гнетущий липкий страх, разъединяющий общество, ставящий всех в условия единоличного выживания, борьбы за существование.
"От каждого по способностям, всем поровну"
http://www.proza.ru/author.html?serg0
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | >>
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss